СтихотворениеЛермонтова Дума Стихотворение былоопубликовано в январском номере Отечественных записок за 1839 год. Основнаямысль стихотворения - размышления о судьбах поколения.11 сентября 1842 года Герцензаписывает в своем Дневнике Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас,всю трагическую сторону нашего существования а между тем наши страдания -почка, из которой разовьется их счастие.
Поймут ли они, отчего мы лентяи,отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр Отчего руки не подымаются набольшой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски О, пусть ониостановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили ихгрусть Действительно, времянаписания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. Послепоражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность.
Всвязи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни вмир дум. Стихотворение Лермонтова не взгляд на поколение со стороны, аоткровение человека, принадлежащего поколению Я жить хочу, чтоб мыслить истрадать , Я знал одной лишь думы власть - одну, но пламенную страсть ит. д. Поскольку поколение лишено возможности действовать под бременем познанья и сомненьяВ бездействии состарится оно.Тон Думы , потрясшийсовременников, воспроизводит эмоцию социального отчаяния .
Анализируя своепоколение, Лермонтов видит конфликт между разумом и страстью И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.Это приводит к противоречиюмежду смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. Хотямногие строки афористичны И ненавидим мы, и любим мы случайно изаконченны, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции.Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию - презренные рабы -фраза законченная, но за нейидут стихи, продолжающие ее эмоционально Так тощий плод, до времени созрелый,Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,Висит между цветов, пришлец осиротелый,И час их красоты - его паденья час!Логическая связь междучетверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактическиподдерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие -законченное предложение.
Голос рассудка звучит открыто, страсти - приглушенно.Этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст междувысотой чувства и отрицающей мыслью. На этом фоне слово часто функционирует впереносном значении состариться означает не только физическую, но и духовнуюстарость, ровный путь без цели - знак равнодушия, апатии, отсутствияжизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры старость души , жизнь-путь и т. д. .
В первой части стихотворенияосновную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегическогоромантизма печально , томит , вянем и слова философского иобщественно-политического значения познанья , сомненья , добру , злу , рабы и пр Выразительны резкие оценочные эпитеты постыдно , позорно .Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается перваячасть Так тощий плод Во второй части словаораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического.
Выразительный эффект достигается игрой прозаизмов и поэтизмов остаток - чувства , которая поддержана употреблением контрастирующих слов ненавидим - любим , холод - огонь . Романтика сменяется реквиемом.В последней части вновьпоявляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философскийоттенок ни мысли плодовитой , судья , гражданин и т. д. Чем болееубедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все вышесказанное позволяетговорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, длякоторой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, негражданская ода. Содержание Думы не вмещается в границы какого-либоопределенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной.Лермонтов не отделяет себя отпоколения, поэтому в стихотворении нет слов я и вы , но есть слово мы .Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени,
поколения и страны.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |