Реферат по предмету "Культура и искусство"


История праздника, традиции и обряды Пасхи

Алтайский краевой колледж культуры
Социально-культурнаядеятельность и народное художественное творчество
Историяпраздника, традиции и обряды Пасхи
курсоваяработа по дисциплине
Народноехудожественное творчество
Выполнила студентка 32 гр.
Стрекалова А.
Руководитель:
Кондратьева Н. Ю.
Работа защищена
___________________2009 г.
Оценка:
_________________________
Подпись_________________
Барнаул, 2009

Содержание
Введение
1. Историявозникновения праздника
2. Основные обрядыпраздника и их символика
3. Заключение
Список литературы
Приложение (презентация)

Введение
Воскресение Христово — уникальное историческое событие — отличаетхристианство от какой бы то ни было другой религии. В прочих религиях основатели- смертны, тогда как Главой нашей Церкви является воскресший Христос. ХристовоВоскресение — это обновление человеческой природы, воссоздание человеческогорода, переживание Царства Божия, пришедшего в силе.
В Церкви мы постоянно проповедуем о Воскресении Христовом, потому что оноимеет огромное значение для жизни верующего. Мы не ошибемся, если сравнимВоскресение Христово с настоящим переворотом в мироздании, так как благодаряВоскресению человек возвратился на свое изначальное место — и даже поднялся ещевыше. Речь идет об исправлении, восстановлении человека, произошедших черезВоскресение Христово.
Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера вашатщетна...» (1 Кор. 15, 17). Истинность и сила веры обязаны светлому событиюВоскресения Христова. Без него христиане «несчастнее всех человеков» (1 Кор.15, 19).
Цель духовной жизни человека — соединение с Воскресшим Христом,созерцание Его в глубинах своего сердца. Христос воскресает внутри сердца,умерщвляя страстные помыслы, которые возникают под бесовским воздействием, ипреодолевает страстные образы и греховные помышления, как некогда преодолелпечати гроба. Таким образом, речь идет не о внешнем, формальном праздновании,но о внутреннем. Св. Григорий Богослов рекомендует праздновать Пасху непо-мирски торжественно, но по — Божьему и примерно.
Участие в таинстве Воскресения является переживанием обожения.Посвятивший себя непостижимой силе Воскресения на собственном опыте познаетцель создания мира Христом. Действительно, человек создан для того, чтобыдостичь обожения, и чтобы мир принял освящение через человека. Отсюда следует,что тот, кто посвящает себя этой непостижимой силе Воскресения, достигаетобожения и таким образом исполняет цель своего существования.
Православные праздникистали частью культуры русского народа. Особенно заметен подъем интереса квеликим Христианским праздникам последние 10 лет. Для того чтобы качественнопровести тематический вечер, выставку или другое мероприятие нужно быть специалистоми знать историю, обряды и символику праздника, поэтому мы считаем, что сегодняданная тема актуальна.
Цель — изучить основные обряды праздника Пасхи.
Задачи: — выявить историю возникновения праздника;
 - определить основные обряды и их символику;
 - изучить структуру Пасхи.
Практическая значимость: материалпо данной теме может быть использован при подготовки сценария спектакля,тематического концерта или вечера, а так же при подготовке к промежуточной иитоговой государственной аттестации.
Обзор и анализ литературы: при написании курсовой работы были изученымонографии, учебные пособия, информационные носители. Среди исследователейданной темы такие авторы как: Брун В.Н., А.С.Токарева, Исенко И.П.,. КоротковаМ.В, Липинская В.А., Костомаров Н.И., Лебедева, А.А.

1. История возникновенияпраздника
Слово «Пасха»пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение»,«избавление». В этот день мы торжествуем избавление через ХристаСпасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечногоблаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так ЕгоВоскресением дарована нам вечная жизнь.
Из Богослужебных текстов видно, что празднование Воскресения начинается сВеликой Субботы. Об этом говорит Богослужение Великой Субботы, а также ипроповеди Святых Отцов, которые в этот день посвящены воскресению и победе.
Это видно также из иконописной традиции. Каноническая икона ВоскресенияХристова — это изображение Его сошествия во ад. Конечно, существуют иконыВоскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам.Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушениясмерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад иосвободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. «Смертипразднуем умерщвление, адово же разрушение» — поем мы в церкви. Разрешение адаи умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.
Задумаемся о том, что мы подразумеваем, когда говорим об аде и онисхождении в него Христа. Слово «ад» в Новом Завете соответствуетдревнееврейскому «шеолу», темному, невидимому царству мертвых. В Ветхом Заветеад представлялся как некое пространство в недрах земли. Христос вошел во властьсмерти, согласился умереть — после чего силой Своего Божества победил смерть,совершенно обезсилил ее и Своей собственной силой и властью дал возможностькаждому человеку избегать господства, власти и силы смерти и диавола.
Для понимания этого очень важно Огласительное слово cв. Иоанна Златоуста,которое читается за Пасхальной Литургией. Наряду с прочим в нем говорится, чтоад, встретив Христа, «огорчися, упразднися,поруган бысть, умертвися, низложися, связася». Далее говорится, чтосо смертью Христа на кресте ад, приняв смертное тело, оказался перед Богом,приняв землю-прах, встретил небо, приняв то, что видел, то есть человеческоетело, человеческую природу, был побежден тем, чего не видел, то есть Божеством.
Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднениеада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайяприводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу,и запоры железные сломаю» (Ис. 45, 2). Иоанн Златоуст, толкуя это событие,замечает, что не сказано «откроюврата медные», но «сокрушу»,чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «снимузапоры», но «сломаю» — чтобыпоказать тюрьму безсильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, есликто-либо и попадется — не может быть удерживаем. Если Христос что-либоразрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить.
Далее, Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом СвоегоБожества. Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря: «А ‘вошел' чтоозначает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?Нисшедший, он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф.4, 9-10). Таким образом, нисхождение Христа в преисподнюю земли произошло длятого, чтобы все наполнилось Его светом и чтобы действительно была ниспроверженадержава смерти. Святой Григорий говорит, что почитатели Бога должны былинайтись не только в вышних, но и в нижних, так чтобы все исполнилось инаполнилось славой Божией. В этой перспективе написаны также тропари Церкви:«Дабы исполнить всяческая славою Твоею снишед в преисподняя земли». Св. ИоаннДамаскин торжественно поет: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля ипреисподняя, да празднует убо всякая тварь востание Христово, в немжеутверждается».
День Великой Субботы, когда душа Христа вместе с Божеством находилась ваду, а тело пребывало во гробе, когда была побеждена держава диавола и смерти,считается Православной Церковью великим днем, поскольку соединяется с днемВоскресения.
В литургических текстах седьмой день творения, в который Бог послетворения мира и человека «почил от всех дел Своих», сопоставляется с днемВеликой Субботы, в который и Христос почил от всего, что было сделано дляспасения человека. Поэтому мы поем: «сия же есть благословенная Суббота».
Из книги Бытия мы знаем, что после того как Бог за шесть дней (периодоввремени) создал весь мир и человека, в седьмой день Он почил от дел, которыетворил (Быт. 2, 3). Поэтому Моисеем было определено, чтобы в седьмой день — субботу, которая означает «покой», иудеи отдыхали и посвящали этот день Богослужениюи молитве (Исх. 12, 16).
Существует толкование, согласно которому заповедь об оставлении работы всубботу была дана Богом, прежде всего, для воссоздания и обновления человека,что должно было произойти посредством смерти Христа на Кресте и Воскресения.Начало воссоздания и обновления было положено в день Великой Субботы, однакоочевидное, осязаемое начало пакибытия открылось в день Воскресения. Поэтому имы, хотя и чтим субботу «как день нашего воссоздания», более почитаемвоскресный день.
Субботство в православном Предании имеет еще и другое значение. Оноявляется успокоением человека, утихомириванием, так называемым священнымбезмолвием (исихией) во всей полноте этого смысла. Апостол Павел, упомянув, чтосубботство остается обязательным для народа Божия, указывает: «итак,постараемся войти в покой оный...» (Евр. 4, 11). Святой Григорий Паламаговорит, что когда человек удалит от своего ума всякий помысел и когдапосредством настойчивости и непрестанной молитвы ум возвратится в сердце, тогдаон погрузится в Божественное упокоение, то есть в Боговидение, в созерцаниеБога.
Этот покой, это безмолвие не есть бездействие, как можно было быподумать, но великое делание. Как Бог, Который хотя и почил в седьмой день, всеравно продолжал управлять миром, так и человек, пребывая в состоянии духовногосозерцания, творит величайшее дело — соединяется с Богом, а затем любит то, чтолюбит и Бог. Поэтому можно сказать, что всякий может пережить ВоскресениеХристово из своего упокоения, из такого способа жизни. Насколько кто-либовходит в Божественное субботство, в Божественный покой, настолько он переживаетвоскресение. Пожелание «счастливого Воскресения», должно сопровождатьсяпожеланием «счастливого покоя».
Воскресенье в так называемом недельном круге является первым днем, скоторого берет начало отсчета вся неделя, однако одновременно он является такжеи днем восьмым, поскольку следует сразу же за субботой — седьмым днем. Первыйдень творения Моисей не называет первым,но одним. И Василий Великий,толкуя эти слова, говорит, что святое воскресенье, в которое воскрес Христос,Моисей называет одним днем,чтобы направить наш разум к будущей вечной жизни. Сейчас воскресенье являетсяпрообразом будущей жизни, а тогда оно уже будет самим «восьмым днем» (веком).Если задуматься над тем, что недельный круг символизирует собой человеческуюжизнь и что воскресенье — это прообраз будущего восьмого дня, тогда этот векдействительно является одним и единственным днем.
Василий Великий называет Воскресенье «истоком дней», «ровесником свету».В воскресенье, в первый день создания, был сотворен свет. В Воскресение Христа,в первый день воссоздания, явился свет Воскресения, он же является СветомПреображения и Пятидесятницы. Человеческая природа Христа сбросила с себясмертность и тленность.
Помимо этого, воскресный день называется также днем святым и нареченным,так как именно в этот день произошли все великие Господские праздники. ОтцыЦеркви полагают, что Благовещение Богородицы, Рождество Христово и Воскресение- основные события жизни Христа — произошли в один и тот же день недели. В этотже день должно произойти и Второе Христово пришествие и, конечно же, всеобщеевоскресение мертвых. Поэтому христиане придают воскресному дню столь огромноезначение и важность, а также стремятся его всячески освящать. Помимо ежегоднойПасхи существует и Пасха недельная — так называемая малая Пасха, светоносныйдень воскресения.
После Своего воскресения Христос явился женам-мироносицам и Своимученикам. Некоторые задаются вопросом: почему Христос не явился всем людям, аглавное, распявшим Его и отрицавшим Его Воскресение, чтобы те уверовали в Него?
Человек, знакомый с православным преданием, не может ставить подобныевопросы, потому что он знает, что явление Христа никогда не происходит длязрелищности и принуждения человека. Христос никого не принуждает верить. Крометого, явление Бога человеку — это критический момент в жизни последнего. Вбудущей жизни, после Второго пришествия Христа, Его увидят все. Дляподготовленных и очищенных явление Бога станет откровением Царства радости, вто время как для нечестивых оно же будет адом. То же самое произошло бы и вданной ситуации. Поэтому Бог по Своей любви и человеколюбию не явился котрицавшим и распинавшим Его.
Однако явление Христа Своим ученикам после Воскресения не было событием,произошедшим исключительно для них. Все, кто прошел соответствующую стадиюизлечения и очищения, удостаиваются участвовать в Христовом Воскресении ивидеть Воскресшего Христа. В этой перспективе мы должны рассматривать и случайс апостолом Павлом, которому также явился Воскресший Христос: «А после всехявился и мне, как (некоему) извергу», — пишет апостол. (1 Кор. 15, 8). Тем неменее известно, что ап. Павел во время Воскресения был иудеем-зилотом(ревнителем), ко Христу он обратился лишь после Пятидесятницы, когда ипроизошло явление ему Воскресшего Христа.
Случай с апостолом Павлом показывает, что явление Воскресшего Христанапрямую зависит от духовного состояния человека. Несмотря на то, что Христосвоскрес в определенный день и час, всегда на протяжении веков существуютсвидетели Его Воскресения.
В текстах Священного Писания приводится одиннадцать явлений ВоскресшегоХриста, из которых десять произошли в промежутке между Воскресением иВознесением и одно после Пятидесятницы. Вполне возможно, что существовали идругие явления Воскресшего Спасителя. Характерны слова Евангелиста Луки изАпостольских Деяний: «Которым (ученикам) и явил Себя живым по страдании Своемсо многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им иговоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3).
Церковь в своих песнопениях свидетельствует, что Ангел Господеньблаговествовал Богородице о воскресении Христа: «Ангел вопияше Благодатней:чистая Дево, радуйся… Твой Сын воскресе тридневен от гроба». В Евангелиях,однако, ничего не говорится о том, видела ли Богородица Своего воскресшегоСына. Но существуют выражения, упоминающие о «другой Марии». Евангелист Матфейпишет: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла МарияМагдалина и другая Марияпосмотреть гроб» (Мф. 28, 1). Св. Григорий Палама, толкуя этот стих СвященногоПисания, говорит, что речь явно идет о Богородице, которая первой пришла когробу.
Первыми после Богородицы воскресшего Христа увидели жены-мироносицы.Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, тогда какженщины с любовью, теплотой и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу,дабы умастить благовониями тело Иисуса. Их не испугала ни темнота, нипустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. А это значит, что длятого, чтобы удостоиться узреть Воскресшего Христа, необходимы любовь имужество.
Первое явление Христа женам-мироносицам имеет также глубокий Богословскийсмысл. Святой Григорий Палама учит, что Воскресение Христа является обновлениемчеловеческой природы и ее оживотворением, воссозданием и возвращением первогоАдама к безсмертной жизни. Первого Адама, после его сотворения, первой увиделаженщина, так как в то время не существовало никого другого, кто бы мог его увидеть,поскольку Ева была сотворена после него. Так же и нового Адама в момент егоисхождения из гроба не видел никто, но лишь по прошествии некоторого временипервыми Его увидели женщины. Таким образом, мироносицы стали Евангелистами изЕвангелистов и апостолами из апостолов.
После Воскресения Христос является собранию учеников, находившихся вгорнице. Первый раз это было в отсутствие Фомы, а другой раз — в следующеевоскресенье в присутствии Фомы (Ин. 20, 19-29).
Согласно св. Григорию Паламе, Христос является не тому или иномуотдельному ученику, но всему собранию, а потому Фома и не мог увидеть Его, таккак отсутствовал. Когда же в следующее воскресенье он уже был вместе с прочимиучениками, то тогда и ему удалось приобщиться к этому великому опыту. По этойпричине св. Григорий и нам советует, чтобы мы не отсутствовали на воскресныхсобраниях в церкви, дабы не приключилось с нами то, что случилось с Фомой.
Существует, однако, и более глубокое объяснение причины, по которой Фомане мог лицезреть Христа в первый день. Апостол Фома, согласно толкованию блаж.Феофилакта, был сомневающимся и считал Воскресение Христа невозможным. То есть,он еще не достиг такого внутреннего духовного состояния, которое позволило быему созерцать воскресшего Христа. Задержка Христа с очередным явлением на целуюнеделю имела своей целью ни что иное, как душевное приготовление Фомы.Подготовившись должным образом, и он стал Богословом, исповедуя: «Господь мой иБог мой» (Ин. 20, 28).
Одно из явлений Христа ученикам произошло на Тивериадском озере, когда терыбачили в открытом море (Ин. 21, 1-14). Мы здесь не будем приводитьподробностей произошедшего события и описывать способ явления, но подчеркнемлишь некоторые интересные моменты.
Первое — то, что ученики не узнали Христа. Это объясняется тем, чтоявление Христа есть не просто Его видимое присутствие, но откровение, раскрытиеИм Самого Себя. Евангелист Иоанн ясно говорит: «После того обнаружил Себя снова Иисус...» (русскийперевод этого отрывка «опять явился Иисус...» является неточным). Христосоткрывал Самого Себя тогда, когда Сам этого хотел.
Второе — откровение Христа происходит соответственно духовному состояниюлюдей. Поэтому после необычайной ловли рыбы первым, кто Его узнал, был Иоанн,который и объявил об этом Петру. И тогда Петр опоясался одеждою и бросился вморе, чтобы быстрее добраться до Христа. Св. Григорий Палама говорит, что Иоанн«был более других готов к тому, чтобы узнать Бога», в то время как Петр был«снова самым горячим и более других готовым к делу». Следовательно, такимобразом, к созерцанию более всех готов Иоанн, а ревностнее всех и более всехготов к делу Петр. Это показывает, что через созерцание узнается Бог, а за этимследует действие.
Третье — когда ученики вышли на сушу, то увидели «… разложенные угли ина них лежащую рыбу и хлеб...». Ученики видят рыбу, которая не была поймана изозера. Из рассказа Евангелиста Луки о явлении Христа ученикам видно, что Он наих глазах съел часть печеной рыбы и сотового меда. Разумеется, послеВоскресения Христос не имел нужды в принятии пищи. Однако Он делает это дляудостоверения учеников в том, что перед ними не призрак, но их Учитель иГосподь с подлинным телом. В одном из Своих явлений ученикам Христос, видя, чтов их сердце существуют помыслы неверия, сказал: «Посмотрите на руки Мои и наноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей неимеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). Тело Христа было не призраком, но в тоже время это было уже и не то тело, которое так хорошо знали ученики докрестной смерти Христа.
Поскольку после Воскресения обоженная человеческая природа Христа нелишилась своих естественных свойств, поэтому, несмотря на то, что Христоснаходится на небесах, Он изображается Церковью на всех иконах с осязаемымтелом. На небесах Христос не пребывает безтелесным или невещественным. Христосвсегда остается Богочеловеком, поскольку с самого момента соединения обеприроды Христа пребывают нераздельными и неделимыми.
Созерцания Воскресшего Христа удостоились многие святые. ПравославнаяЦерковь, являющаяся Телом Христовым, предлагает нам участие в опытеВоскресения. Святой Симеон Новый Богослов, упоминая молитву «ВоскресениеХристово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному»,учит, что мы обращаемся не к Воскресению, которое видели ученики, то есть не кодному только историческому факту, — но к Воскресению, или скорее к ВоскресшемуХристу, созерцаемому нами в недрах Церкви. Мы не говорим: «в воскресениеХристово уверовавше», но «видевше». Существует много верующих в Воскресение, ноесть также и такие, пусть даже немногие, которые ежечасно видят ВоскресшегоХриста, лучезарного и сияющего «в молниях нетления и Божества». Потому чтодействительно, Воскресение Христа «есть наше воскресение, воскресение долу лежащих».Таким образом, одни являются свидетелями Христова Воскресения «от слышания», а другие — «от видения». Именно последние иявляются, прежде всего, свидетелями Христова Воскресения.
Можно отметить, что Христово Воскресение ни в коем случае не должно праздноватьсякак только историческое событие; оно — событие онтологическое, оно дает нампричастие благодати Воскресения. Для достижения этого, по учению всех ОтцовЦеркви, требуется очищение как телесных, так и душевных чувств. Св. ИоаннДамаскин поет: «Очистим чувствия и узрим...». Следовательно, очищение являетсянеобходимой предпосылкой созерцания и общения с Богом. Св. Григорий Богословговорит: «Поэтому в первую очередь нужно очистить себя, и лишь потом — ужечистым — говорить».
2.Основные обряды праздникаи их символика
К празднованию Пасхинужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному праздникусеминедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Пасхальнуюрадость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не такстрого, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься передПасхой, то сами можете подтвердить это.
Празднование Пасхиначинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное,отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. Вправославных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь,но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинствоцерквей в пасхальную ночь переполнены.
На пасхальной литургиивсе верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А послетого, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг другацелованием и словами «Христос воскресе!»
Придя домой, а иногдапрямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всехцерквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола.Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христосявлялся Своим ученикам после Воскресения.
На сороковой день ИисусХристос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первойнеделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйцаи куличи, играют в пасхальные игры.
Употребление крашеных яицв древнее время и значение яйца между язычеством. Азиатские и еврейские народыимели обыкновение еще в древнее время ставить яйца на стол при начале новогогода и одаривать ими своих благодетелей[1]. Для этого раскрашивалияйца разными цветами, особенно красным, который у кельтов почитался самымлучшим. В прежние века новый год начинался с весеннего равноденствия, с тогосамого времени, когда христиане учредили празднование Пасхи, коей присвоеноупотребление крашенок. Не должно думать, чтобы это введение было установленобез намерения. В Персии, в праздник нового солнечного года, марта 20, жители приветствовалидруг друга окрашенными в разную краску яйцами [18].
Такое обыкновение сохранялосьдолгое время во Франции, Италии и Испании, и это обыкновение, как некоторыедумают, перешло в Европу от жидов.
Яйцо — символ жизни,красный цвет — кровь Христа, даровавшего Своим воскресением жизнь вечную.Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенной торжественностью.В храмах при открытых царских вратах в продолжение всей пасхальной неделиБожественные службы совершаются в светлых облачениях, причем чтение псалтирипрекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхиповторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Егонад адом и смертью и нашем избавлении через Него от греха, проклятия и смерти.В течение всех семи дней праздника колокольный звон завершает церковное торжествоПасхи1.
Во время своей Пасхи они ставили на стол круто сваренныеяйца, знаменуя сим птицу зиз. Естествоиспытатель Плиний говорит, что римлянеупотребляли окрашенные яйца при различных игрищах, богослужебных обрядах иочищении грехов. Плутарх изъясняет причину этого обыкновения таким образом:яйцо представляет Творца всей природы, вседействующего и все в себезаключающего. Оно, как солнце, которое все оживляет и рождает, приносилось вчесть Бахусу. Учения древних философов об образовании мира объяснялисьизображением яйца. Египтяне представляли его под видом вселенной, ив его образепоклонялись благо­детельствующему божеству Кнефу. Храм его находился на островеЭлифантин; истукан представлялся в образе человека с гермофродитскими частями —в знак его совершенства во всех частях. На голове его сидел ястреб — знакдеятельности; во рту держал яйцо — знак оплодотворения и щедрот. Из этого яйцародился фтас, огонь, которого греки превратили в Вулкана или Эфтанета. Этослово на коптском языке, коим говорят нынешний египтяне, значитвоспромышляющий. Учение египетское о яйце перенес в Грецию Орфей, живший за 1200 л. до Р. X. Греческие и римские философывыражали яйцом действующую силу природы. Древние персы изъясняли изображением,яйца происхождение мира. По их мнению в начале ничего не было, кроме Божества;все существа плавали, во тьме. Наконец, родилось яйцо: ночь покрыла его своимикрыльями; любовь; старший сын Творца имел попечение о созрении яйца. Когда онодостигло плодотворной силы, тогда рас­крылась вселенная: солнце и луна по своейтяжести опус­тились со всеми творениями. Эту мысль о мироздании перенес кперсам с востока Зороастр, коего учение сохранено в Зенда-Весте, священнойкниге. Персы величали яйцо в своих священных песнях и сохранили память егоупотреблением окрашенных яиц. Они держали еще особо литые яйца в своих храмах,в изображение всего рожда­ющегося..
Происхождение окрашенного яйца и его значение междухристианами. Обыкновение приветствовать, целовать и одаривать друг другакрасными яйцами есть поучительное воспоминание о первых учениках и ученицахХристовых, которые в первые дни по воскресении Господа Спасителя приветствовалидруг друга вестью: «Христос Воскресе!», а верующие отвечали: «ВоистинуВоскресе!» — и потом запечатлевали приветствие лобзанием Святой любви. Говорят,что Мария Магдалина, отправясь в Рим после вознесения Христова для проповеданияЕвангелия, предстала перед императором Тиберием (в 334 г.), поднесла: ему красное яйцо и тут же начала вперед ним проповедь. Первенствующие христиане,подражая поступку Св. Магдалины, ознаменовали память Воскресения Христа междумногими священными обрядами, введением обычая одаривать друг друга краснымяйцом. Впоследствии обыкновение сделалось всеобщим в церкви христианской, ияйцо послужило изображением Воскресения Христова и нашего.
Яйцо, родившись от птицы, не остается тем, чем родилось; онодает птичке жизнь сперва внутри себя, а потом производит ее на свет. Так ИисусХристос, восстав из мертвых, дарует жизнь сперва духу, а по конце временвоскресит и наши тела. Для чего же мы дарим друг другу красное яйцо? Ввоспоминание крови Христа Спасителя, пролитой Им за нас на кресте.
Всю Светлую неделю хранится в церкви на налое освященный хлеб,называемый артос. В последний день этой дели торжественно благословляется артоси разделяется между присутствующими.
Всю Светлую неделю звонят до вечерни. В первый день Пасхичитают на разных языках при колокольном звоне из евангелиста Иоанна Богослова:«В начале бе слово».
Есть поверье во всей России, что ворон на заре Чистогочетверга носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто окунется преждептенцов, тот в продолжение всего года будет здоров. Проспавших заутреню обливаютхолодной водой.
Страстные свечи хранят не в одной Малороссии, но во всейРоссии для предохранения дома от непредвидимого бедствия. В Малороссии льютсвечи весьма толстые и длинные: бывают в два аршина длины и около десяти фунтоввесу. При чтении Евангелий делают воском отметки на свечах для означения,сколько прочтено Евангелий и сколько продолжалось стояние в церкви. Страстнымисвечами благословляют молодых. Также когда есть в, доме безнадежный больной, тоставят перед иконою эти же свечи.
На Святой неделе берут огонь из кадильницы и высыпают в печь,думая, что он непременно выгонит всю нечистую силу из покоев, и считают его занекую святость. В Орловской губернии существует обыкновение, что на Святойнеделе ставят образ Божией Матери в маленькую кадку, наполненную каким-нибудь хлебом:рожью, овсом или гречихою и кладут на верх зерна три сырых яйца. Дав имполежать несколько времени, рассыпают одну часть зерен пo двору, а другую высыпают в жито.
Простолюдины везде вРоссии верят, что когда воробьи кричат в Чистый четверг, то это значит, что онирадуются вместе с жидами о предании Спасителя. Крик их: «Чи, чив»,— переводятна слова: «Жив, жив!», т. е. что Иисус Христос не распят, еще жив.
Неко­торые еще верят и других уверяют, что в то время, когдаХриста распинали, воробьи приносили к кресту те гвозди, которые ласточкиуносили от распинавших". В наказание воробьи носят на ногах оковы, никемне видимые, почему никогда не могут ходить, а все прыгают.
Осину почитают проклятым деревом, будто бы по пре­данииСпасителя удавился на нем Иуда, почему листья осины, хотя бы никакого не быловетру, вечно шевелятся и переговариваются между собою. Осина имеет чрезвычай­нуюсилу против колдунов и встающих ночью из могилы: вбивают кол осиновый между ихплечами, и тогда ни один уже не встанет.
Утверждают, что в первыйдень Св. Воскресенья все черти связаны[2]. Если после утрени пройтис первым яйцом по углам двора, катая по каждому углу, то наверно найдете черта вшапке-невидимке, которую тотчас должны схватить и надеть на себя. Но прикатании яйца надобно иметь большую осторожность, чтобы черт не схватил: тогдака­тающий лишится яйца и продаст Христа. Кто достанет шапку-невидимку, тот,куда бы ни пошел в ней, не будет видим и все может делать, что ему захочется. Кромечудесной шапки каждому хочется иметь неразменный цел­ковый, коим только можноузнать в церкви колдуна. Чтобы достать неразменный целковый, надобно вынести вполночь в первый день Пасхи черную кошку на перекрестки, на коих собираютсячерти, и бросить ее им, или вместо кошки бросить нитку с узлами, а самомусхватить лежащий здесь целковый и бежать не оглядываясь. Если черти успеютразвязать узел или разорвать кошку, за которую дерутся, и потом догонят убегающего,то беда ему! Если не догонят, то целковый останется при нем, и что бы он нипокупал на него, всегда будет иметь его в своем кармане неразмененным. Чтобыузнать колдуна, должно одеться в новое платье с ног до головы и в первый день заутренина Святой Пасхе стать с первым вынутым из-под курицы яйцом на таком месте,откуда можно было бы видеть весь народ и замечать: не стоит ли человек срогами? Колдуны не могут стоять в человеческом виде, но в дьявольском, потомучто они предались чертям.
После утрени ходят старухи на могилы христосоваться сумершими, особенно с родными. Старухи, стоя у могилы называя по имени отца,мать и других родных, восклицают, рыдая: «Христос воскресе! Батюшка мой СтепанАникиевич». На это восклицание отвечает замогильный голос батюшки: «Воистинувоскресе». Произношение слов «Христос воскресе» производит отрадное умиление,потому что верующим они подают несомненную надежду на воскресение. В народеесть суеверное предание о силе этих чудесных слов.
Со дня воскресения Господа Он посадил в подземелье под тойскалой, где находился гроб Его, главного сатану, Вельзевула, тем чтобы отодного Светлого Воскресенья до другого грыз бы он двенадцать железных цепей,двенадцать железных дверей и двенадцать железных замков, когда все перегрызет,тогда последует преставление света. Сатана стал грызть: сначала замки, потом дверии, наконец, цепи, и всегда остается ему догрызть немножко последней цепи:только стоит ему стиснуть хорошенько зубами, чтобы совершенно в перегрызть; но вто время провозглашают священники: «Христос воскресе!» — замки, двери и цепи сливаютсяопять, и он снова принимается за вековую свою работу и теперь грызет еще!
В России считается, чтопервое Христовское яйцо, полученное в день Святой Пасхи, обладает чудеснымсвойством никогда не портиться. Пасхальное яйцо, брошенное в горящее здание,прекращает пожар. Пасхальным яйцом гладят домашних животных, преимущественнолошадей для того, чтобы они были здоровы. Повсеместно принято первое пасхальноеяйцо хранить до следующего года. Этим яйцом, обыкновенно, и заговляются.
Люди повсюду верят, чтопри помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на томсвете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться спокойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить искормить его «вольной» птице, которая в благодарность за это помянетумерших и будет просить за них Бога.

Заключение
В кратких словах«Христос Воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, всятвердость нашего упования и надежды. Эти слова, ежегодно бессчетное количествораз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной изначением высшего откровения.
Воскресение Христа — это величайшее событие в истории. Чрез ХристовоВоскресение жизнь и смерть приобретают совсем иной смысл. Жизнь для нас — несовокупность исторических событий, но общение с Богом, а удаление от Христа — настоящая смерть.
В Огласительном слове святого Иоанна Златоуста — поистине победном,триумфальном гимне — говорится, что в Воскресении Христовом разрешились всечеловеческие беды.
Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишенииматериальных благ, потому что «явилось общее Царство».
Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что «прощениевоссияло от гроба».
Никто не должен бояться смерти, потому что «освободила нас смертьСпасителя».
Универсальность Воскресения Христова абсолютна, его плоды даруются всембез исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной ограниченности и невходим в радость учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем,отчаиваемся и боимся.
Митрополит Иерофей (Влахос)

Список использованной литературы
1. Православныепраздники, Издательство Белорусской Православной церкви. Минск.- С. 240.
2. Брун,В., Тиньке, М. История от древности до нового времени.- М., 2003.
3. Древомировое // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т./ Под ред. А.С.Токарева.-М.,2003. — т.1.
4.Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музей народного искусства. — М., 1990.
5. Исенко,И.П. Русский народ: Учеб. Пособие.- М.: МГУК, 2004.
6.Комиссаржевский, Ф.Ф. История праздников.- Минск: Современный литератор, 2000.
7.Короткова М.В. Культура повседневности: История обрядов.- М., 2002.
8.Лебедева, А.А. Русский семейный и общественный быт.-М., 1999.-336с.
9.Лебедева, Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда 19- нач. 20 в.,Русские // Историко-этнографический атлас. М., -1997.С.252-322.
10. Липинская, В.А.Народные традиции в материальной культуре. М., 1987. Этнография восточныхславян. М., -1997, С.287-291.
11. Маслова, Г.С. Восточнославянскиетрадиционные обычаяи и обряды. – М., 2001.
12. Терещенко, А.В. Быт русского народа.- М.: Терракнижный клуб, 2001. 20 17. Титова, А.В. Магия и символика русскойнародной жизни: Учеб. Пособие/ АГИИиК. — Барнаул, 2000.
13. Костомаров, Н.И. Домашняяжизнь и нравы народов. — М., 2003.
14.Царство людей: одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних иновых времен. — М., 2000.
15.www.kultura-portal.ru
16. www.pascha.ru
17. ru.wikipedia.org/wiki/Пасха
18. www.paskha.ru/celebrating/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.