Собака.Нас двое в комнате собакамоя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.Собака сидит передо мною - исмотрит мне прямо в глаза.И я тоже гляжу ей в глаза.Она словно хочет сказать мнечто-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в этомгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нетникакой
разницы. Мы тожественны в каждом из нас горит и светится тот жетрепетный огонек. Смерть налетит, махнет нанего своим холодным широким крылом И конец!Кто потом разберет, какойименно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и нечеловек меняются взглядами Это две пары одинаковых глазустремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, вживотном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.Февраль, 1878. Стилистический анализ стихотворения в прозеИ.С. Тургенева Собака Данноепроизведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествованиеведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти.
Темапроизведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и егособаке. Субтема произведения одиночество, размышления о незначительностикаждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор авторомлексики употребляются слова смерть , жизнь , огонек в значении жизнь , конец . В произведении можно выделить следующие микротемы погода на дворевоет страшная, неистовая буря , собака. Данный текст является примером художественнойлитературы.
Показатель этого особый отбор средств. В частности, использованиетропов. Тургенев олицетворяет бурю воет страшная, неистовая буря . Описываябурю, он применяет прилагательное-эпитет неистовая . Также автор олицетворяетсобаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека немая , без слов . Другое олицетворение - чувство живет .
Тургеневсравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого используетприлагательное-эпитет трепетный . Интересны также стилистические средства, используемыедля создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищнойптицы, которая налетит , махнет метафора на огонек жизни холодным широкимкрылом . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,которое чувствует приближение смерти, и одна жизнь жмется пугливо к другой метафора .
В тексте также присутствуют тавтологии гляжу вглаза , она сама себя не понимает - но я ее понимаю , две пары одинаковыхглаз и в каждой из этих пар . Во втором случае повторение глагола понимать используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримуюсвязь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять другдруга. Также имеют место плеоназмы. Словосочетания онанемая и она без слов близки по смыслу, в данном случае это такжестилистический прием,
используемый для усиления экспресии. Словосочетания нетникакой разницы и мы тожественны также близки по смыслу и являютсяплеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобыподчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также длявыявления данной тождественности втексте несколько раз повторяется словосочетание один и тот же одно и то жечувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь .
Выбор автором слов также служит основной идеепроизведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автораи его собаки, Тургенев ставит рядом слова человек и животное . По словарюОжегова животное это такое живое существо, в противопоставление человеку . Для выражения основной идеи произведения используетсятакже ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатическойинтонации в последнем предложении используется
эпифора. Это две парыодинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, вживотном и в человеке одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушениязамкнутости предложения. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широкимкрылом В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть впредложении
Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами Синтаксис в данном произведении используется дляпротивопоставления Она немая, она без слов, она сама себя не понимает но яее понимаю . Восклицания используются для усиления напряженности, они заключаютв себе особую экспрессию. Иконец подчеркивается необратимость, безвыходность.
Нет! Это неживотное и не человек меняются взглядами - восклицательный знак используетсядля усиления отрицания. Кроме того, втексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики риторический вопрос. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горелогонек Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно,что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатлениеотрывистости, некоторой хаотичности.
Таким образом Тургенев при помощисинтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачиобразов жизнь жмется . В данном случае усиливается впечатление беззащитностижизни перед смертью. Стилистический Анализ Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева Собака КонстантиноваИ.А.Группа208
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |