Реферат по предмету "Литература"


Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость?

Сочинение по литературеПо драме А.Н.Островского Гроза На тему Самоубийство Катерины сила или слабость? Драма Островского Гроза была написана вовторой половине XIX века, вызвав в среде критикови рецензентов заметные противоречия. Главная героиня пьесы - Катерина,воспринималась одними критиками как светлое явление, олицетворение добродетелив т мном царстве города Калинова, другими - как слабая, ранимая и суевернаяженщина.


Основной вопрос, рассматриеваемый критиками - является ли самоубийствоКатерины в конце пьесы силой или слабостью. Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Дляначала, нужно определить жанровую принадлежность этого произведения. Что жеэто- драма, как пишет Островский в начале, или трагедия? На первый взглядкажется, что разницы между этими жанрами не существует, но это не так.


Трагедия- это форма героического представления, у не возвышенный стиль иконфликт в ней всегда глобален, то есть выходит за рамку мыслей и чувств одногочеловека, становится всеобъемлющим и актуальным для всех. Обычный исходтрагедии- смерть главного героя, которая является не поражением, а победой иразрешением конфликта. Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, ноконфликт происходит лишь между главными героями, не выходя за пределы личныхинтересов персонажей.


Проблема героя- его личная проблема, которая не можетбыть всеобъемлющей. Очень часто завершением драмы является смерть главногогероя, как и в трагедии, но конфликт далеко не всегда разрешается смертью. Что же мы видим в Грозе ? Провинциальныйгородок Калинов, располагающийся на живописном берегу Волги, дворянская семья.Основной конфликт Грозы заключается во взаимоотношениях


Катерины с обществомгорода, в котором правят самодуры. Конфликт Катерины- е личная проблема, таккак она смиряется с порядками, царящими в среде дворян. Где-то в глубине душиКатерины вс -таки есть искорка противостояния, но е постоянно заглушаетнеуверенность и шаткость характера. В результате самоубийства конфликт нерешается. Значит Гроза вс -таки драма. Катерину, по старинному дворянскому обычаю,выдают замуж за


Тихона, сына купчихи Кабановой. Кабаниха постоянно наставляетТихона на верный путь, рассказывая ему, что и как делать. Сам же Тихон неспособен принимать серь зные решения и во вс м соглашается со своей матушкой,никогда не нарушая е волю. Катерина страдает от этого, потому что она вместе сТихоном находится в подчинении у Кабанихи, более того, она не любит своегомужа, но жалеет его, как она впоследствии сказала Варваре. Сама Катеринаочень набожна, она считает, что е брак- подчинение воле божьей, но в то жевремя


влюбляется после обмена несколькими взглядами в Бориса, человека,приехавшего за наследством в город, но желает сохранить в целости своюдобродетель. Зная, что измена- грех, она вс -таки встречается с Борисом вовремя непродолжительного отъезда Тихона. Варвара помогает Борису встречаться сКатериной, но неожиданно приезжает Тихон и главная героиня терзаетсяугрызениями совести, худеет, бледнеет, очень пугается грозы, принимая


е завыражение божьего гнева, пугается она также слов сумасшедшей барыни о геенеогненной и на улице при народе падает на колени и призна тся мужу всоверш нном ею поступке. Тихон пытается обнять и успокоить жену, но Кабаниха,выслушав рассказ Катерины, приказывает сыну побить немного супругу. Катеринаещ сильнее падает духом. Затем выясняется, что


Борис, по приказу своегодядюшки Дикого, уезжает в Сибирь, на заработок. Катерина сбегает из дома,встречается последний раз с Борисом, они обсуждают свои чувства и после отъездаБориса, немного подумав, решает покончить жизнь самоубийством, решая, что нетвыхода из е положения. Конечно же, можно сказать, что Катеринасветлое явление, луч света в т мном царстве .


В каждом поступке Катерины можнонайти нечто хорошее, и если сложить вс это вместе, получится героическаяперсона, полная добродетели и достойная обожания. Можно сказать, что такое быловремя, что у Катерины не было выбора, но разве Катерина, не любя Тихона,пыталась хоть как-нибудь предотвратить свадьбу? Разве она пыталась доказать,что нельзя выходить замуж без любви?


Нет, она покорно следовала мнению необразованныхлюдей старшего поколения. Но заглянем вс -таки поглубже в характергероини. Вся жизнь Катерины основана не на разуме, а на чувствах ипредубеждениях. С детства не приученная размышлять, она кидается из однойкрайности в другую. Примером этого может служить монолог с ключом. Первоймыслью


Катерины было выбросить ключ, данный Варварой Бросить его, броситьдалеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жж т, точноуголь . Затем, немного порассуждав о поступке Варвары и испугавшись бытьувиденной с ключом в руках, она прячет его в карман Видно, сама судьба тогохочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него Бориса раз, хотьиздали-то! и заканчивает монолог словами


Ах, кабы ночь поскорее Однавстреча с Борисом повлекла за собой другую, третью, и вот Катерина уже всталана порочный круг. Е совесть просыпается только после приезда мужа. Катерина думала, что е жизнь управляетсясудьбой и поэтому всегда предоставлялась воле случая. Она не понимала, чточеловек должен сам управлять своей жизнью, что он сам хозяин своим действиям. Каждое внешнее впечатление, самое ничтожноесобытие, пустой разговор потрясает весь е организм.


Катерина прислушивается ксловам полоумной барыни, тогда как Варвара проносит их мимо ушей Барыня.Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете, кавалеров? Красота- товаша вас радует? Не радуйтесь, все в огне будете гореть неугасимом!Катерина.Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь


Более того, услышав гром, Катерина ужаснопугается, воспринимая это природное явление как гнев бога. Если Катерина вс -таки любит Бориса, то самБорис глубокого чувства к героине не имеет. Когда Дикой отправил его в Сибирь,Борис не согласился взять Катерину с собой, объясняя это просто Нельзя мне,Катя. Не по своей воле еду . Прощяясь с Катей он даже не хотел с нейвстречаться, он хотел лишь


С тем местом проститься, где они встречались . Ктоже после этого Борис? Но Катерина не видит этого, полагая что им положеноразлучиться судьбой. И затем, наконец, следует смерть главной героини. Что онанам доказывает? Разрешается ли конфликт драмы? На мой взгляд, нет. Все своипроблемы, которые она сама себе создала,


Катерина хочет решить смертью,показывая слабость своего характера и разума. Так что самоубийство Катерины, ясчитаю, является слабостью. ОсиповДмитрий 10 Б классШкола12842001



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вiдеопамять \укр\
Реферат Методические особенности изучения темы Природные источники углеводородов
Реферат Відонімні словотворення
Реферат «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры»
Реферат Аналіз ефективності і облік витрат на виробництво овочів відкритого рунту
Реферат Разработка новых моделей школьной формы с показом мод
Реферат Відтворення біблеїзмів при перекладі на українську мову
Реферат Возможность постройки ТЭЦ для ОАО "Челябинский тракторный завод"
Реферат Відображення у перекладі явища ретроспекції, що створюється з допомогою означеного артикля
Реферат Распределение памяти
Реферат Выразительные возможности грамматических категорий
Реферат Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определен
Реферат Історія театрів Санкт-Петербурга
Реферат Стоит ли государству восстанавливать конфискацию как вид уголовного наказания?
Реферат Вывучэння беларускай мовы ў пачатку 20 стагоддзя