Реферат по предмету "Литература"


Основные сюжеты Ветхого Завета

Основные сюжеты Ветхого Завета. В Ветхом Завете мы можем выделить около 30 основных сюжетов. Остановимся на некоторых из них подробно. 1. Сотворение мира. Первым и одним из главных сюжетов Библии в целом и Ветхого Завета в частности является сотворение мира и человека. За время изучения Библии было написано немало толкований глав


Священной Истории, посвященных этому событию, немало споров и философских теорий строились на них. Это объясняется тем, что первые страницы Библии, простые по форме, чрезвычайно трудны для понимания. История сотворения мира вкратце такова: Сначала ничего не было, был только один Господь Бог. Бог сотворил весь мир. Бог сотворил видимый мир в шесть дней Было совсем темно. Была ночь. Бог сказал: "пусть будет свет!" и настал первый день.


На второй день Бог сотворил небо. На третий день вся вода собралась в реки, озера и моря, а земля покрылась горами, лесами и лугами. На четвертый день появились на небе звезды, солнце и месяц. На пятый день в воде стали жить рыбы и всякия твари, а на земле появились всякия птицы. На шестой день появились животные на четырех ногах, и после всех, в шестой же день, Бог сотворил человека. Все Бог творил только Своим - словом; скажет


Бог: пусть будет, и все родится по слову Божьему. Человека Бог сотворил не так. Бог сначала создал из земли тело человека, а потом вдунул в это тело душу. Тело у человека умирает, а душа никогда не умрет. Своей душой человек похож на Бога. Первому человеку Бог дал имя Адам. Адам, по Божьей воле, крепко уснул.


Бог вынул у него ребро и создал Адаму жену-Еву. В восточной стороне Бог велел вырасти большому саду. Сад этот назывался - рай. Всякия деревья росли в раю. Между ними росло особенное дерево-древо жизни. Люди ели плоды с этого дерева и не знали никакой болезни, ни смерти. Бог поселил Адама и Еву в раю. Бог показал любовь к людям, нужно было и им показать чем-нибудь свою


любовь к Богу. Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с одного дерева. Это дерево росло в середине рая и называлось дерево познания добра и зла. На первый взгляд кажется, что это древнее повествование не соответствует современным научным представлениям о происхождении мира. Но Библия и не является учебником по естественно-научным дисциплинам, в ней не содержится описания того, как совершалось сотворение мира с физической, научной точки зрения.


Ибо Библия научает нас не естественно-научным, а религиозным истинам. И первая из таких истин та, что именно Бог сотворил мир из ничего. Представить подобное человеческому сознанию невероятно трудно, ибо творение из ничего лежит вне пределов нашего опыта. Желая постичь тайну начала бытия физического мира, люди впадали (и до сих пор впадают) в одно из трех заблуждений. Одно из них не разграничивает


Творца и творение. Некоторые из древних философов считали, что Бог и Его творение суть одна субстанция, а мир является эманацией божества. Согласно этим представлениям Бог, подобно жидкости, переполнившей сосуд, излился вовне, образуя физический мир. А потому Творец буквально присутствует Своим естеством в каждой частице творения. Таких философов называли пантеистами. Другие же считали, что материя всегда существовала наравне с


Богом, и Бог просто вылепил мир из этой вечносущей материи. Таких философов, признававших исходное существование двух начал — Божественного и материального, — называли дуалистами. Третьи вообще отрицали существование Бога и утверждали извечное существование одной только материи. Таковые получили название атеистов. Ошибки в постижении сущности


Божественного творчества объясняются тем, что творчество это осуществлялось вне реальности человеческого опыта. У людей есть опыт творчества посредством науки, техники, искусства, хозяйственной и иной практической деятельности. Однако и наука, и техника, и искусство, и любой другой вид деятельности изначально располагают материалом для творчества, имея дело с объективным началом — окружающим миром. Отталкиваясь от опыта собственного творчества, люди и пытались осмыслить творение


Вселенной. Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего — Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей. Божественное творение не есть однократный акт — оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках, ибо, как повествует Библия, светила были созданы только в четвертый день.


Речь идет об иных периодах времени. «У Господа, — возвещает нам Слово Божие, — один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3. 8). Бог — вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение. Уже в первых главах книги бытия проявляется великая сила Библии как литературного произведения. То, что поведал


Моисей на языке своего времени, человечеству внятно даже до сего дня. Минули тысячелетия, но нет на земле такого народа, который не сумел бы понять эти древние слова. Для современного человека это прекрасные символы, образы, метафоры — замечательный язык древности, образно доносящий до нас сокровенную тайну, религиозную истину о том, что Бог есть Творец мира. Но древние образы и метафоры не должны быть препятствием к восприятию истины о


сотворении Богом мира и человека. При этом мы должны помнить, что цель библейского повествования — не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах. 2. Грехопадение людей и изгнание их из рая. Следующим важным сюжетом Ветхого Завета является грехопадение и изгнание человека из рая. Недолго люди прожили в раю. Позавидовал людям диавол и смутил их на грех.


Диавол сначала был добрым ангелом, а потом загордился и стал злым. Диавол вселился в змея и спросил Еву: "правда ли будто вам Бог сказал: "Не ешьте плодов ни с одного дерева в раю?" Ева ответила: "Плоды с деревьев нам можно есть; только плодов с дерева, которое растет в середине рая, Бог нам есть не велел, потому что от них мы умрем".


Змей сказал: "Нет, вы не умрете. Бог знает, что от тех плодов вы сами станете, как боги потому и не велел вам их есть". Забыла Ева заповедь Божию, поверила диаволу: сорвала запретный плод и съела, и Адам сделал то же. Согрешили люди, и совесть их стала мучить. Вечером Бог явился в раю. Адам и Ева спрятались от Бога, Бог позвал Адама и спросил: "Что ты сделал?"


Адам ответил: "Меня смутила жена, которую Ты сам мне дал". Бог спросил Еву. Ева сказала: "меня змей смутил". Бог проклял змея, Адама и Еву из рая выгнал, а к раю приставил грозного ангела с огненным мечом. С той поры начали люди болеть и умирать. Земля начала родить плохо. Человеку стало трудно добывать себе пищу. Тяжело было у


Адама и Евы на душе, а диавол стал смущать людей на грехи. В утешение людям Бог обещал, что на земле родится Сын Божий и спасет людей. Рассматривая этот сюжет стоит отдельно остановиться на двух основополагающих моментах: происхождении диавола и сути грехопадения. До начала человеческой истории грехопадение произошло в мире духовном.


Часть разумных и свободных духовных существ, созданных Богом, дурно использовала свою свободу: отдалилась от своего Творца и стала носительницей зла, соделавшись его источником для всей дальнейшей истории Вселенной. Эти духи получили название «темной силы». Сатана, диавол, демоны — вот их имена. Для того чтобы принудить людей ослушаться


Бога, диавол должен был предложить им достаточно убедительную мотивацию, выдвинуть некую очень серьезную причину. И такая причина была найдена. Змий внушает жене: Бог потому запрещает вам вкушать от этого древа, что, вкусив, вы познаете добро и зло и «будете, как боги». То есть стоит лишь вкусить от древа сего — и сделаешься как Бог. Но вот что удивительно: а не к тому же, собственно, призвал и


Господь человека, создавая его по образу и подобию Своему? Ведь мы уже говорили о том, что уподобление творения Творцу есть цель, которую Бог поставил перед человеком. Человек призван развить все свои внутренние силы для того, чтобы уподобиться Богу, стать как Он. На первый взгляд цель одна и та же — и диавол говорит: «Будете, как боги» (Быт.


3. 5), и Бог говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). А между тем разница есть, и принципиальная. Бог призывает человека достичь этой цели через развитие и самосовершенствование. Такое совершенствование требует огромного напряжения сил, жизненного подвига. И Бог помогает человеку на этом пути: подает ему Свою благодать,


Свою энергию, делится с ним даром Своей Божественной жизни. Тогда как диавол предлагает путь, не требующий каких-либо усилий со стороны человека и не зависящий от воли Божией. Ибо вкусить от плода, означает прибегнуть к неким силам и средствам, действующим магически, помимо Бога, и не исходящим от Него. При этом подразумевается, что человек уже не будет нуждаться в Боге, ибо сам займет Его место. Первородный грех — это отречение человека от


Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона. 3. Киан и Авель. Библия излагает историю с религиозной точки зрения. Здесь мы находим религиозную, или, лучше сказать, Священную историю, как она именуется на языке богословия.


Первые страницы этой истории оказались печальными. Вслед за первым отречением от Бога последовало и первое убийство. У Евы родился сын, и назвала его Ева Каином. Злой человек был Каин. Родился у Евы другой сын, смирный, послушный - Авель. Бог научил Адама приносить за грехи жертвы.


Адам сожигал от своих трудов или хлеб, или овец. От Адама научились приносить жертвы и Каин с Авелем. Один раз они вместе приносили жертвы. Каин приносил хлеб, Авель барашка. Авель усердно молился Богу о прощении своих грехов, а Каин и не думал про них. Авелева молитва дошла до Бога, и радостно стало на душе у


Авеля, а каинову жертву Бог не принял. Рассердился Каин. Он позвал Авеля в поле и убил его там. Бог проклял Каина, и не было ему счастья на земле. Совестно стало Каину перед отцом с матерью, и он ушел от них. Горевали Адам с Евой оттого, что Каин убил доброго Авеля. На утешение у них родился третий сын


Сиф. Он был такой же добрый и послушный, как и Авель. В основе этого преступления лежит чувство зависти. «О, зависть, корабль осмоленный, адский, гибельный! — восклицает святитель Иоанн Златоуст. — Твой владелец — диавол, кормчий — змий, а главный гребец — Каин». Сколько несчастных на протяжении истории человечества становились жертвами зависти! Очень часто именно зависть приводила к самым страшным, кровавым конфликтам.


Вспомним нашу собственную историю. Почему во время революции брат поднял руку на брата, сосед — на соседа? Не потому ли, что им внушили: если кто-то другой живет лучше тебя, то почему бы тебе не завладеть его добром? Всячески возгреваемое чувство зависти овладело душами людей и привело их к междоусобной брани, к жестокому противостоянию, обернувшемуся гибелью миллионов людей. Каин был наказан: проклятый Богом, он стал скитальцем на земле.


Но уже первые страницы Библии свидетельствуют о том, что злодеянием Каина не ограничиваются преступления рода человеческого. Находясь вне общения с Богом, люди все глубже погружаются в пучину греха, покрывая бесчестием Божественный дар жизни, разрушая замысел Творца о мире и человеке. И за это Бог наказывает род человеческий. 4. Всемирный потоп.


Прошло больше двух тысяч лет от сотворения мира, и все люди стали злыми. Остался только один праведный человек-Ной со своей семьей. Ной помнил Бога, молился Богу, и Бог сказал Ною: "все люди стали злыми, и Я уничтожу все живое на земле. Построй большой корабль. Возьми в корабль свою семью и разных животных. Тех животных и птиц, которых приносят в жертву, возьми


по семи пар, а других по две пары". Ной построил корабль или ковчег. Он сделал все так, как велел ему Бог. Затворился Ной в ковчеге, и полил на землю сильный дождь. Дождь лил сорок дней и сорок ночей. Вода затопила всю землю. Все люди, все животные и птицы утонули. Только ковчег плавал по воде. На седьмом месяце вода стала убывать, и ковчег остановился на высокой горе


Арарат. Но из ковчега можно было выйти только через год после начала потопа. Только тогда земля просохла. Вышел Ной из ковчега и прежде всего принес Богу жертву. Бог благословил Ноя со всей его семьей и сказал, что всемирного потопа больше никогда не будет. Чтобы люди помнили обещание Божее, Бог показал им на радугу в облаках. Наказание Божие в виде потопа, смывшего грешников с лица земли, есть не что иное, как яркий религиозный


символ, свидетельствующий о возможности Бога вмешаться в ход человеческой истории, дабы положить предел прегрешениям. Потоп является также символом очищения и обновления. По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь при помощи потопа очистил вселенную, освободил ее от скверны нечестия и «уничтожил всю закваску прежнего развращения». Тех людей, которые не раскаялись, Бог лишил жизни, дабы они не нагрешили еще больше, дабы не впали


в еще худшие беззакония. А тем, кто остался в живых, дал шанс начать новую жизнь. Не случайно библейский потоп в церковной традиции воспринимается как прообраз Таинства крещения. Как в крещении. погружаясь в воду, человек преображается и обновляется, освобождаясь от прежней греховной закваски, так и в водах потопа вселенная обновилась и преобразилась. 5. Вавилонское столпотворение. Впрочем, люди вскоре забыли о страшном катаклизме.


Потоп не научил их тому, как опасен для жизни путь греха, и они снова бросают вызов Богу. В этот раз люди решили построить башню, достающую до неба, с тем чтобы сравняться с Самим Богом. Они решили делать это, опираясь лишь на свои собственные силы, игнорируя Бога, не прибегая к Его помощи. Это событие произошло в древнем Вавилоне, и завершилось оно трагически для людей. Бог, как свидетельствует


Библия, смешал языки дерзких строителей и тем самым разрушил их способность работать совместно, продолжая строительство башни. История строительства Вавилонской башни и смешения языков имеет глубокий религиозный смысл, являясь символом предприятия, совершаемого людьми без согласия и благословения Божия. Такое предприятие обречено на неудачу, а участники его лишаются взаимопонимания и становятся неспособными к сохранению общности и к сотрудничеству.


История, включая отечественную, знает множество примеров того, как попытки людей построить очередную Вавилонскую башню завершались истощением ресурсов и распадом общности тех, кто дерзновенно и богохульно участвовал в таком строительстве. 6. Авраам. Явление к Аврааму трёх странников. Авраам приносит в жертву Исаака. Священная история выделяет тему взаимоотношений человека и


Бога, описывая реальные события и в то же время обнажая религиозный смысл исторического факта. Все эпизоды Священной истории, о которых говорилось ранее, свидетельствуют о действенности первородного греха в природе человека. Однако непосредственно вслед за грехопадением и осуждением Адама Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над диаволом


и спасет от его власти род людской. Соучастие людей в деле спасения так же необходимо, как и действие Божественного всемогущества. Дабы зримо явить людям эту истину, Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, в городе Уре Халдейском на территории современного Ирака. Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова. Бог, избирая Авраама, желает восстановить религиозную связь с людьми, разрушенную


грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений, вновь обнаруживая Свое присутствие в человеческой истории. Он обращается к Аврааму с призывом и обещанием: «Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 12. 1-2). И Авраам совершает на первый взгляд весьма нелогичный поступок: он оставляет насиженное место,


свой дом и вместе со всем семейством, скотом и иным достоянием отправляется в трудное путешествие через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь. Ханаан — это приблизительно нынешняя Палестина. Авраам следует туда, не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. И в ответ на эту веру, на это сыновнее послушание Господь дает Аврааму великое обетование. Он заключает с


Авраамом завет — первый союз человека с Богом, получивший наименование Ветхого, или древнего, завета. Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам верит Богу. С личностью Авраама в Ветхом завете связано сразу несколько важных событий. Одно из них, это первое явление Святой Троицы. Согласно


Священной Истории Бог явился Аврааму в образе трёх странников. Авраам любил принимать странников. Он побежал к ним, поклонился им до земли и попросил к себе отдохнуть. Странники согласились. Авраам велел приготовить обед и встал около странников, стал их угощать. Один странник сказал Аврааму: "через год я опять буду здесь, и у твоей жены Сарры будет сын". Не поверила Сарра такой радости, потому что ей в то время было девяносто лет.


Но странник сказал ей: "разве есть что-нибудь трудное для Бога?" Через год, как сказал странник, так и случилось: у Сарры родился сын-Исаак. Господь испытывает веру Авраама, и весьма сурово. Исаак возрастает, подавая своей семье радость и надежду, что через него действительно осуществятся Божественные обетования. Но когда Исаак достигает отрочества,


Бог призывает Авраама принести Ему в жертву сына. Можно себе представить, сколько надежд Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и самый завет — союз Бога с человеком — основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, словно забыв о завете с Авраамом, искушает его, говоря: «Возьми сына твоего, единственного


твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение…» (Быт. 22. 2). Как же отвечает Авраам на этот призыв Бога? Он берет своего отрока, седлает осла и поднимается на высокую гору. Там складывает жертвенник, приготовляет дрова для всесожжения, разводит огонь и, связав Исаака, возводит его на жертвенник. И когда Авраам заносит над головой сына своего нож, готовясь нанести


смертельный удар, Бог останавливает его руку. Итак, Авраам явил всецелую верность Богу — вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына. И Бог благословляет Авраама потомством, на котором почило особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога. История Авраама впервые вводит читающего Библию в круг вопросов, связанных с очень важной религиозной


проблемой, — проблемой веры. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом. Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу. История Авраама весьма поучительна: она помогает понять каждому, что и его отношения с Богом, его личный завет-союз с Творцом также могут проходить полосу испытаний и трудностей, разочарования


и недоумений. В самом деле, многим ли из нас удавалось прожить жизнь, ни разу не возроптав в сердце своем: «Господи, как же Ты попускаешь совершаться подобной несправедливости по отношению ко мне (или к моим ближним)?» И нередко в недоумении и бессилии восклицаем: «Где же Бог?». Однако следует помнить, что даже в тяжких испытаниях и скорбях не должна помрачаться вера в Бога, ибо в ней — единственное наше спасение. И, быть может, история


Авраама, чья покорность воле Божией простиралась до готовности принести в жертву возлюбленного своего сына, поможет и нам в испытаниях жизни сохранить доверие к спасительному Промыслу Божию, послушание Отцу Небесному и упование на Его неизреченную милость. После смерти Авраама не пресекается завет-союз людей с Богом. Творцу было угодно, чтобы этот союз продолжило племя


Авраама, став народом, избранным для того, чтобы хранить веру в истинного Бога. Религиозный смысл Ветхозаветной истории выражается прежде всего в отношении избранного народа к исполнению им условий завета с Богом. Библия повествует как о верности сынов Авраама завету с Богом, Который вознаграждает их за эту верность, так и о нарушении ими этого завета с последующим воздаянием и наказанием за грех. Ветхозаветная хроника — вовсе не лубочная история, писанная


сплошь благостной розовой краской. Там можно встретить все: и высоту святости, и бездну человеческого падения, открытость и коварство, мужество и низость, благородство и хитрость, честность и обман. Удивительно написана Библия! Она не скрывает ничего из того, что было, как и не тщится создать иллюзию гармонии, которой не было в мире со времени грехопадения, но в ярких образах раскрывает драму человеческой истории. И в центре этой драмы — отношение избранного народа к


Богу, исполнение или неисполнение им условий завета-союза. 7. Исаак. Иаков. Остановимся еще на ряде важных эпизодов библейского повествования. Начнем с истории Иакова. Он был внуком Авраама, сыном Исаака. Исаак был человек праведный. Он получил от отца в наследство все его богатство и женился на Ревекке. Ревекка была красивая и добрая девица. С ней


Исаак прожил до старости, и Бог дал Исааку счастье в делах. Он жил там же, где жил и Авраам. У Исаака и Ревекки родилось два сына - Исав и Иаков. Состарившись, Исаак должен был дать благословение своему старшему сыну Исаву, с тем чтобы тот возглавил избранный народ и стал его духовным вождем, продолжателем дела Авраама и Исаака. Исав был человек энергичный, предприимчивый, к тому же хороший пастух и охотник, и


отец любил его. Но другой сын Исаака, Иаков, восхотел хитростью завладеть правом первородства, которое принадлежало старшему брату. Многим известна поговорка «Продаться за чечевичную похлебку», восходящая к этому эпизоду библейской истории (Быт. 25. 27—34). Именно за чечевичную похлебку Иаков как бы откупил у Исава его первородство. Предложив вернувшемуся после работы в поле


Исаву эту похлебку, Иаков поставил условие: откажись теперь же от своего первородства в мою пользу, и я дам тебе еду. Измученный и изголодавшийся Исав принял условие и согласился. Позже Иаков вновь совершил неблаговидный поступок. Он воспользовался тем, что отец его был стар, слеп и плохо слышал, чтобы обманом получить его благословение. Исав был «человек косматый», а Иаков — «человек гладкий» (Быт. 27. 11).


Памятуя об этом, Иаков явился к отцу под видом своего старшего брата. Перед тем как преподать своему первенцу родительское благословение, а вместе с тем и духовную власть, слепой Исаак, дабы убедиться, что перед ним действительно Исав, ощупал сына. Хитрый Иаков обернул открытую шею и руки «кожею козлят», и отец, не почувствовав обмана, благословил Иакова вместо Исава. Узнав об этом,


Исав разгневался и возненавидел брата своего, и расстались они врагами. Совершенно очевидно, что Иаков поступает как нечестный, коварный и лукавый человек. Однако первородство было выменяно и благословение присвоено. И здесь начинается другая история. Быть может, мы никогда не узнали бы об Иакове, продолжателе рода Авраамова, если бы в его жизни не совершилось некое таинственное событие.


Однажды ночью, перейдя реку вброд, Иаков расположился станом вместе со своими домочадцами. И когда он остался один, к нему приступил Некто. И между ними завязалась борьба. Не знал Иаков, с кем он борется, ибо не видел этой силы. Борьба продолжалась всю ночь, до восхода солнца. Иаков напрягал все силы, но так и не сумел одолеть противника. И тогда невидимая сила, противоборствовавшая


Иакову, дала ему знать, что он противостоял Богу, Который благословил его новым именем — Израиль, что в переводе означает «тот, кто борется с Богом» (Быт. 32. 28). Таинственная борьба Иакова с Богом есть символ внутреннего, духовного перерождения человека, принимающего волю Божию и Божественную силу. Ночное борение производит в


Иакове решительную перемену. Раскаявшись во зле, причиненном им брату, Иаков отправляется на встречу с Исавом, что было далеко не безопасно, ибо Исав жаждал погубить Иакова, похитившего его первородство. Но Иаков в глубоком смирении пришел к брату, и поклонился ему до земли семь раз, «и плакали оба» (Быт. 33. 4). 9. Иосиф. Другой весьма значительный эпизод


Ветхозаветной истории связан с Иосифом, одним из двенадцати сыновей Иакова, которого отец возлюбил более других своих чад. Из зависти к прекрасному юноше братья продают его в рабство. Иосиф оказывается в Египте. Случайно его как раба покупает один из приближенных египетского фараона. Так Иосиф оказывается среди ближайшего окружения правителя.


Отличаясь замечательными природными способностями, красотой, честностью и благородством, он скоро занимает видное место при дворе и постепенно становится правой рукой фараона. Тем временем в Палестине разразился голод. И посланные отцом братья Иосифа пришли в богатый и сытый Египет, чтобы купить хлеба. Здесь они встречаются с Иосифом, но не узнают в великолепном египетском правителе своего брата.


Пришельцы падают ниц перед чужеземным властителем, и тем самым исполняется сон, который когда-то видел Иосиф и в котором брать,я и даже родители поклонились ему. Иосиф открывает себя братьям и примиряется с ними. Вслед за тем Иаков вместе со всем своим домом и братьями Иосифа приходит в Египет. Дети Израиля покинули Палестину и переселились на берега


Нила… Невинный страдалец Иосиф, через которого совершается спасение избранного народа Израиля, в христианской гимнографии и в литургическом творчестве воспринимается как прообраз Спасителя, который через поношение, уничижение и предательство от братьев своих принес миру избавление. 10. Моисей. Ветхозаветная Пасха. Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании


Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история — Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.


Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям


символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией. Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности


всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели — ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя. Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее, израильтяне оставались чужеземцами среди египтян.


И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный


труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя.


И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю. Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но, когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона.


Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх. 2. 10). Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра


Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери. Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина.


И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину.


Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена. Моисей возвращается в Египет и предстает пред очами фараона, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает


страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами» (Исх. 8. 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть


Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев. Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский.


Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, — праздник избавления Израиля из египетского плена. В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу, проливший за нас


Свою невинную кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения. Если Пасха Ветхого Завета знаменовала собой избавление избранного народа, то Новозаветная Пасха стала знаменем искупления, спасения и освобождения всего человечества от «тьмы и сени смертной» (Иов. 10.21). 11. Исход Евреев из Египта.


Десять заповедей. Итак, заступлением Божиим сыны Израилевы освободились из египетского плена. Но вслед за тем фараон спохватился и бросился в погоню. И тогда на берегу Красного моря (ученые-библеисты определяют это место как северную часть нынешнего Суэцкого залива или берег одного из прилегающих солончаковых озер) Бог явил еще одно удивительное чудо. Конница фараона почти настигла беглецов, дальнейший путь которым


преграждала водная стихия. Скорая гибель представлялась им неминуемой. И возроптали евреи на Моисея, говоря: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх. 14. 11). И тогда Моисей, с молитвой обратившись к Богу, простер свою руку над морской гладью. И совершилось невозможное: налетел сильный ветер, и под


его дуновением воды расступились, образовав проход между волнами. Израильтяне устремились вперед и преодолели водную преграду «невлажными стопами». Тогда Моисей опустил руку — и воды снова сомкнулись, поглотив преследователей. В этом историческом событии — чудесном избавлении беглецов от возможного истребления — содержится некий скрытый символ, который мы обнаруживаем в христианской гимнографии, связывающей этот эпизод с


Рождеством Христовым и Приснодевством Матери Божией. Моисей не вёл израильтян в Палестину самым коротким путем: он блуждает по Синаю, и это кочевье длится сорок долгих лет. В течение этого времени Израиль неоднократно убеждался: всякий раз, когда народ являл свою веру в истинного Бога, исполняя Его волю, он получал благословение, помощь и спасение.


Так было, когда евреи лишились воды в пустыне и Моисей чудесным образом сотворил источник и напоил жаждущих. Так было и тогда, когда исчезла всякая пища. И снова возроптал народ, и снова возвысил свой голос, обращаясь к Моисею: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исх.


16. 3). И, устрашенные призраком голодной смерти, скитальцы были готовы вернуться в рабство. Но Моисей вел их вперед. И Бог помогал ему накормить спутников, когда исчезала пища, и напоить, когда исчезала вода. И всякий раз наказывал народ, забывающий своего Бога и уклоняющийся от путей Его. Ключевым событием, произошедшим на Синае, стала встреча Моисея с Богом на горе Хорив.


Приведя народ к ее подножию, Моисей оставил здесь своих спутников, расположившихся станом, а сам поднялся на вершину. Моисей не видел лика Божия, но Бог оставил ему камни-скрижали, на которых были начертаны слова нравственного закона. Бог повелел передать этот закон народу, чтобы тот жил по нему. Этот закон состоят из десяти заповедей, актуальных и теперь: Первая заповедь гласит: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли


Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. И вторая заповедь: Не делай себе кумира… Третья: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… И четвертая: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…


И пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. И далее: Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Последняя заповедь о зависти очень образна и вместе с тем предельно конкретна: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни


его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20. 2—17). Если с Авраамом Бог установил завет-союз на основе веры и послушания, то на горе Хорив произошло событие более значительное: Бог раскрыл Моисею нравственное содержание этого завета-союза. Авраам получил от Бога принципы веры и послушания;


Моисей — их конкретное смысловое наполнение. Эти нормы являют собой содержание того нравственного закона, который Бог вложил в человеческую природу. В них выражен смысл Ветхого Завета. Моисей принял скрижали завета и, сошедши с вершины, нашел народ свой пребывающим в прелести и искушении. В продолжение тех сорока дней, что Моисей был в общении с Богом, сыны Израилевы, оставшиеся без своего главы, решили создать себе рукотворного бога.


Из золота своего отлили они тельца — изображение теленка — и стали поклоняться этому идолу как истинному Богу. Вознегодовал Моисей, когда узрел страшную картину богоотступничества. И в знак горя и неприятия великого греха своего народа разбил каменные скрижали, на которых были начертаны бессмертные глаголы Божественного закона. Племя Авраамово было наказано Богом, но не оставлено Им. Дальнейшая история Исхода, как и вся


Священная история Ветхого Завета, вновь и вновь подтверждает нам один и тот же непреложный факт: Бог спасает нас, когда мы живем по Его закону, и прощает наше прегрешение, если мы искренне в нем раскаиваемся. 12. Цари и пророки. В продолжение сорока лет странствовал в пустыне народ Израиля, устремляясь в землю, обещанную Богом Аврааму, в землю своих праотцев. За это время умерли все, кто вышел из Египта. Даже


Моисей не удостоился войти в Землю обетованную: он лишь увидел ее с вершины горы Нево, ныне именующейся эн-Неба и возвышающейся на территории современной Иордании. Господь не попустил никому из тех, в чьих жилах текла кровь египетского рабства, обрести свободу в Земле обетованной. Рабство было в буквальном смысле слова изжито за время сорокалетнего странствования. Чудом Божиим, благословением Господним и собственной верой достиг


Израиль «земли, текущей молоком и медом» (Иер. 11. 5), и завоевал ее себе, ибо была она уже населена другими племенами. Сыны Авраамовы, расселившиеся по лицу той земли, не имели, как и при выходе из Египта, иного вождя и царя, кроме Бога. Именно поэтому народ израильский долгое время не поставлял над собою земных владык, считая своим царем Самого Бога. Саул. Однако по мере того, как вера людей ослабевала, а проблемы исторического развития усложнялись,


израильтянами все более осознавалась потребность в царской власти. И в конце концов народ востребовал себе царя. Так за тысячу лет до Рождества Христова пророк Самуил поставил на царство Саула, которому удалось объединить двенадцать колен Израилевых в один народ. Из Библии мы знаем, что у


Иакова было двенадцать сыновей, которые положили начало двенадцати разным племенам. В царствование Саула они начинают объединяться в единый народ в рамках единого государства. И завершился этот процесс уже при следующем царе, также помазанном на царство пророком Самуилом, — Давиде. Яркая история Давида, пожалуй, известна всякому. Давид. Когда поступки Саула стали неугодны Богу, Бог велел


Самуилу помазать в цари Давида. Давиду тогда было семнадцать лет. Он пас стадо у своего отца. Отец его жил в городе Вифлееме. Самуил пришел в Вифлеем, принес жертву Богу, помазал Давида, и Святой Дух сошел на Давида. Давиду дал Господь тогда большую силу и ум, а от Саула Святой Дух отошел. После помазания Давида Самуилом напали на евреев враги-филистимляне.


Войско филистимское и войско еврейское встали на горах, друг против друга, а между ними была долина. От филистимлян вышел великан, силач Голиаф. Он звал кого-нибудь из евреев сразиться один на один. Сорок дней выходил Голиаф, но никто на него выйти не смел. Давид пришел на войну узнать про своих братьев. Услыхал Давид, что Голиаф смеется над евреями, и вызвался идти на него.


Голиаф увидал молодого Давида и похвалился, раздавить его. Но Давид надеялся на Бога. Он взял палку с ремнем или пращу, положил в пращу камень и пустил в Голиафа. Камень попал в лоб Голиафу. Голиаф упал, а Давид подбежал к нему и отрубил ему голову. Филистимляне испугались и побежали, а евреи прогнали их из своей земли. Царь наградил Давида, сделал его начальником и выдал за него свою дочь.


Давид был не только выдающимся царем, сплотившим народ и основавшим столицу своего царства — город Иерусалим, но также и творцом замечательных молитв, гимнов, песнопений, которые получили название псалмов. Давид был хорошим царем и добрым, благочестивым человеком. Однако и он подвергался греху и слабости. Полюбив красавицу Вирсавию, бывшую замужем за его военачальником, он посылает ее мужа на верную смерть.


Пророк Нафан обличил преступление Давида, и из сердца раскаявшегося царя излился покаянный 50-й псалом, начинающийся словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…». Соломон. После Давида царем стал Соломон, при котором государство достигло своего наибольшего рассвета. С его воцарением связан в Библии символичный эпизод.


После смерти Давида Бог сказал Соломону: "проси у меня, чего хочешь, Я дам тебе". Соломон попросил у Бога больше ума, чтобы уметь править царством. Соломон думал не только о себе, но о других людях, и за это Бог дал Соломону, кроме ума, богатство и славу. Соломон построил в Иерусалиме храм во имя единого истинного Бога. Однако


Соломон не был столь духоносным мужем, как Давид, ибо много согрешал в своей жизни. После его смерти царство разделилось на Северное и Южное. Произошло это за 930 лет до Рождества Христова. И вновь еврейский народ оказывается плену, сначала Вавилонском, а потом под властью Александра Македонского.


Многие в то время были совращены в ложную веру языческого многобожия. Израиль переживал духовный упадок… И тем не менее лучшие представители народа, несмотря на тяжесть плена, стремились вернуть своим соплеменникам не только национальную независимость, но и веру отцов. Важными фигурами в Библии и в истории еврейского народа нам представляются пророки. Чаще всего пророчество неправомерно отождествляют с предсказанием будущего.


Действительно, предсказание может быть частью пророчества, однако в истинном и высшем смысле оно есть не что иное, как передача людям правды Божией, воли Божией. «Я вложил слова Мои в уста твои», — обращается Бог к пророку Иеремии (Иер. 1. 9). Пророчествовать — означает быть в мире возвестителем Божественной истины. Пророк есть олицетворение голоса совести, будящего религиозное чувство современников,


ибо его долг состоит в том, чтобы бороться против тех изменений и искажений в духовной жизни, которые уводят людей в сторону от стезей Господних. Такими народными трибунами, обличавшими неправду израильского народа, бичевавшими его вероотступничество, возгревавшими в нем религиозный дух, и были пророки. Наиболее известны из них Самуил и Нафан, жившие в XI веке до Рождества Христова. Пророки Илия и Елисей в


IX веке до Р.Х. боролись с языческими соблазнами в среде израильтян. Исайя, пророк VIII века до Р.Х предсказал пришествие в мир Спасителя. Пророки Иеремия и Иезекииль (VII и VI века до Р.Х.) дерзновенно обличали грехи своего народа и его правителей. Известны двенадцать так называемых малых пророков, оставивших после себя незначительные по объему,


но важные по глубине мысли тексты. Особо поучительна история пророка Даниила (VI век до Р.Х.), который в вавилонском плену оставался верен своему пророческому призванию и обратил к Богу идолопоклонников, искавших погибели пророка. Хотелось бы вкратце рассказать хотя бы о нескольких из них. Пророк Даниил. Вавилонский царь Навуходоносор завладел иудейским царством и увел всех иудеев в плен,


к себе в Вавилон. Вместе с другими попали в плен Даниил и его три друга: Анания, Азария и Мисаил. Всех четверых их взяли к самому царю и обучили разным наукам. Кроме науки Бог дал Даниилу дар знать будущее или дар пророческий. Царь Навуходоносор увидал один раз ночью сон и подумал, что этот сон не простой. Проснулся царь утром и забыл, что видел во сне. Созвал


Навуходонрсор всех своих ученых, и спросил их, какой он сон видел. Те, конечно, не знали. Даниил помолился Богу вместе со своими друзьями: Ананией, Азарией и Мисаилом, и Бог открыл Даниилу, какой сон видел Навуходоносор. Даниил пришел к царю и сказал: "Ты, царь, на постели думал, что будет после тебя. И приснилось тебе, будто стоит большой истукан с золотой


головой; грудь и руки у него серебряные, живот медный, ноги до колен железные, а ниже колен глиняные. Оторвался от горы камень, подкатился под этого истукана и разбил его. Упал истукан, и после него осталась пыль, а камень тот разросся в большую гору. Этот сон значит вот что: Золотая голова-это ты, царь. После тебя настанет другое царство, хуже твоего, потом будет третье царство - еще хуже, а четвертое


царство сначала будет крепко, как железо, а потом хрупкое, как глина. После всех этих царств настанет совсем другое царство, непохожее на прежние. Это новое царство будет на всей земле". Навуходоносор вспомнил, что он такой точно видел сон, и сделал Даниила начальником в вавилонском царстве. Навуходоносору во сне Бог открыл, что после смены четырех больших царств придет на землю


Иисус Христос царь всего мира. Он царь не земной, а небесный, Царство Христово находится в душе у каждого человека, верующего во Христа. Кто делает добро людям, тот душой чувствует в себе Бога. Добрый человек душой живет в царстве Христовом во всякой земле. Пророк Илия. Пророк Илия жил в пустыне. В города и селения он приходил редко.


Говорил он так, что его все слушали со страхом. Илия никого не боялся и всем говорил правду прямо в глаза, а правду он знал от Бога. Когда жил пророк Илия, израильским царством правил царь Ахав. Ахав женился на дочери языческого царя кланялся идолам, завел идольских, священников и колдунов и запретил кланяться истинному Богу. Вместе с царем и народ совсем забыл Бога. Вот приходит к самому царю Ахаву пророк Илия и говорит: "


Господь Бог назначил, что не будет в земле израильской три года ни дождя, ни росы". Ничего не ответил на это Ахав, но Илия знал, что Ахав рассердится после, и ушел Илия в пустыню. Там он поселился у ручья, а вороны, по Божьему велению, приносили ему пищу. Долго ни капли дождя не подало на землю, и ручей тот пересох. Пошел Илия в селение Сарепту и встретил на дороге бедную вдову, с кувшином воды.


Илия сказал вдове: "Дай мне испить ". Вдова напоила пророка. Тогда он сказал: " Накорми меня". Вдова ответила: "У меня у самой только немного в кадочке муки и в горшке немного масла. Съедим мы это с сыном, а потом умрем от голоду". На это Илия сказал: "Не бойся, не убудут у тебя ни мука, ни масло, только накорми меня".


Поверила вдова пророку Илии, испекла лепешку и отдала ему. И, верно, после этого ни мука, ни масло у вдовы не убывали: она питалась этим сама с сыном и кормила пророка Илию. За ее добро скоро пророк отплатил ей Божьей милостью. У вдовы умер сын. Заплакала вдова и сказала о своем горе Илии. Тот помолился Богу, и мальчик ожил. Прошло три года с половиной, а в царстве израильском все была


засуха. Много народа умерло от голода. Ахав везде искал Илию, но нигде его найти не мог. Через три года с половиной Илия сам пришел к Ахаву и сказал: "Долго ли вы будете кланяться идолам? Пусть соберется весь народ, и мы принесем жертву, но огня подкладывать не будем. Чья жертва загорится сама собой, того правда".


Собрался народ по царскому приказу. Пришли и вааловы жрецы и приготовили жертву. С утра до вечера молились жрецы вааловы, просили своего идола зажечь жертву, но, конечно, молились напрасно. Илия также приготовил жертву. Он велел свою жертву три раза облить водой, помолился Богу, и жертва сама загорелась. Народ увидал, что вааловы жрецы обманщики, перебил их и уверовал в Бога. Бог за раскаяние людей сейчас же дал и дождь на землю.


Илия ушел опять в пустыню. Жил он свято, словно ангел Божий, и за такую жизнь Бог взял его живым на небо. У Илии был ученик, также пророк, Елисей. Один раз Илия с Елисеем пошли в пустыню. Дорогой Илия сказал Елисею: "Скоро я с тобой расстанусь, проси пока меня, чего ты хочешь".


Елисей ответил: "Дух Божий который в тебе, пусть будет во мне вдвое", Илия сказал: "Много ты просишь, но ты получишь такой дух пророческий, если увидишь, как я буду взят от тебя". Пошли Илия с Елесеем дальше, и вдруг явилась перед ними огненная колесница и огненные кони. Илия на этой колеснице поднялся вверх. Елисей стал кричать вслед; "Отец мой, отец мой", но Илии больше не видал, а только одежда его упала сверху.


Елисей взял ее и пошел назад. Дошел он до реки Иордана и ударил этой одеждой по воде. Река расступилась. Елисей по дну прошел на другую сторону. Пророк Исайя. Исаия сделался пророком по особенному призванию от Бога. Однажды он увидал Господа Бога на высоком престоле. Вокруг Бога стояли серафимы и пели Свят, свят, свят


Господь Саваоф; вся земля полна славы Его! Испугался Исаия и сказал: "Погиб я, потому что видел Господа, а сам я человек грешный". Вдруг прилетел к Исаии серафим с горячим углем, приложил уголь ко рту Исаии и сказал: "Нет на тебе больше грехов". И услыхал Исаия голос самого Бога: " Иди и скажи народу: загрубело ваше сердце, не понимаете вы


учения Божьего. Вы приносите мне жертвы в храме, а сами обижаете бедных. Перестаньте делать зло. Если вы не покаетесь, Я отниму от Вас вашу землю и только тогда возвращу ваших детей сюда, когда они покаются". Исаия с той поры все время учил людей," указывал им на их грехи и грозил грешникам гневом и проклятием Божиим. О себе Исаия совсем не думал: ел, что придется, одевался, во что


Бог пошлет, а всегда думал только о правде Божией. Не любили Исаию грешники, сердились на его правдивые речи. Но кто каялся, тех Исаия утешал предсказаниями о Спасителе. Исаия предсказал, что Иисус Христос родится от Девы, что Он будет милостив к людям, что люди Его будут мучить, терзать и убьют, а


Он и слова против не скажет, все будет терпеть и на смерть пойдет так же без жалоб и без сердца на своих врагов, как идет молча под нож молоденький барашек. О страданиях Христовых Исаия написал так верно, как будто он их видел своими глазами. А жил он до Христа за пятьсот лет. Книги Ветхого Завета являются священными в разных религиях. И тем больше их слава как литературного произведения.


Написанные сотни и даже тысячи лет назад, их сюжеты и смысл остаются актуальными и по ныне. Список использованной литературы: 1.Православный библейский словарь. под. ред. Логачева Спанкт-Петрбург 1997 с. 696. 2.Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Борислав Арапович, Вера Маттелмяка Российское Библейское общество, Москва 1993 с.


542. 3.Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения. Митрополит Кирилл электронная версия книги http://www.smolenskeparxi.ru/slovo/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов
Реферат История развития налогового законодательства в России
Реферат Необычайные приключения Тартарена из Тараскона. Доде Альфонс
Реферат Налоговая система при НЭПе
Реферат История юриспруденции: генезис и развитие
Реферат История Римского государства и права
Реферат Источники муниципального права РФ
Реферат Источники права в США в их историческом развитии
Реферат История, современность и тенденции развития административного права
Реферат Источники административного права
Реферат Obituary On George Washington Essay Research Paper
Реферат Autism Essay Research Paper Autism Isolated in
Реферат Учет кассовых операций в национальной и иностранной валюте
Реферат Источники церковного права
Реферат Технология изготовления женского платья