Работу выполнила Столярова Алина Ученица 11»Б» класса Гимназии №15 г. Костромы 2007г. Содержание: I Введение Обоснование выбора темы….2 Цели и задачи….3 Краткий обзор литературы… II Основная часть 1) «Своеобразие любовной лирики» а) Ал. Блок и Л.Д. Менделеева….4 б) Оценка цикла «Стихи о
Прекрасной Даме» в критике современников….5 в) Отражение философии Вл.Соловьева в стихах Блока о любви… 7 г) Образ «Прекрасной Дамы»…9 2) Цикл «Нечаянная радость»… 12 3) Теза и Антитеза в стихах Блока о любви ….III Заключение… IV Блока… 22 Список использованной литературы…23 Обоснование выбранной темы
Прославленный не по программе И вечный вне школ и систем, Он не изготовлен руками И нам не навязан не кем… Александр Блок – явление в русской литературе исключительное. Он удивительный поэт и человек, покоривший сердца многих людей своим творчеством. Поэтому, тему своего реферата я выбирала недолго.
Множество русских писателей в стихах или в прозе в той или иной мере затронули тему любви. Но если вдаваться в подробности, нужно назвать трех великих художников слова, для которых эта тема стала органической, и в творчестве которых нашла наиболее полное и четкое художественное воплощение: Пушкин, Тургенев, Блок. Блок интересен мне не только загадочной жизнью, но и творчеством. Его можно назвать одним из самых талантливых поэтов символистов
XX века. Любовная лирика привлекла меня своей искренностью, музыкальностью и красотой стихотворений. Ее можно назвать центральной темой творчества Блока. Она завораживает читателя, заставляет его волноваться, благотворно воздействует на него. И для Блока его искреннее чувство было поистине «действительным» ощущением, сильно и глубоко влиявшим на его художественное сознание. Стихи Блока о любви настолько потрясли и увлекли меня, что я решила
приоткрыть тайну их магической силы. Цель: Цель моего реферата – попытаться исследовать любовную лирику Ал. Блока. Задачи: *Познакомиться с творчеством поэта, изучив циклы любовной лирики Ал. Блока. *выявить своеобразие любовной лирики, ознакомившись со статьями критиков. Краткий обзор литературы: Для работы над своим рефератом я использовала множество источников информации, но особенно мое внимание привлекли две книги: 1) Александр
Блок. Новые материалы и исследования - эта книга содержит в себе большое количество информации о творчестве поэта. 2) Книга Б. Соловьева, содержит практически полную биографию Блока и дает точную характеристику связи философии Вл.Соловьева и Блока. Эти издания помогли мне глубже познакомиться с творчеством А.А Блока и в частности любовной лирикой поэта. Своеобразие любовной лирики
А. Блока Блоку — верьте. Это настоящий — волею божьей — поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький I Своеобразие любовной лирики а)Александр Блок и Л.Д. Менделеева Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, которая впоследствии стала его женой. Можно сказать, все юношеские стихи Блока (и многие позднейшие) говорят об этой любви.
Поэт творил некий миф о божественно Прекрасной Даме - воплощении соловьевской "точной женственности", по сплошь и рядом в этом мифологизированном образе сквозят "земные", реальные черты его возлюбленной. Л.Д. Менделеева писала в своем дневнике: «Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме.
Я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен… Блок в черном берете, колете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Помост открывался. Блок сидел на нем, как на скамье, у моих ног, потому что табурет мой стоял выше на помосте. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела
в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим «романом» первых лет встречи, поверх вымуштрованной барышни, в стане черных плащей, шпаг и беретов, в стране безумной Офелии, склоненной над потоком, где ей суждено погибнуть. Этот разговор и остался для меня реальной связью с
Блоком, когда мы встречались потом в городе уже совсем в плане «барышни» и «студента» . Перед природой, перед жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием. Эта глубокая «звезда полночная» сказала все, что не было сказано. Пускай «ответ немел» - «дитя Офелия» и не умела бы сказать ничего о том, что просияло мгновенно и перед
взором и в сердцах. Даже руки наши встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет».[11.421] Так необыкновенно началась любовь Ал. Блока и Любови Дм. Менделеевой. Поэтому, годы 1900-1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится профессиональным литератором, имя его приобретает уже довольно широкую известность.
Он сотрудничает во многих журналах и газетах, и не только как поэт и драматург, но и как критик и публицист. Он активно участвует в литературной полемике, отстаивая свои взгляды на существо искусства и задачи художника, выступает с публичными докладами и лекциями. Постановка его маленькой пьесы "Балаганчик" в театре В. Ф. Комиссаржевской (в декабре 1900 года) стала крупным событием тогдашней театральной жизни.
Одна за другой выходили книги Блока - сборники стихов "Нечаянная радость" (1907), "Снежная маска" (1907), "Земля в снегу" (1908), сборник "Лирические драмы" (1908). В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована большая драма Блока "Песня, Судьбы" (постановка со на сцене не осуществилась).
Но эта любовь была причиной создания замечательного цикла «Стихов О Прекрасной Даме». б) Оценка цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в критике современников Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в 1904 году «Стихи о Прекрасной Даме». «Стихи о Прекрасной Даме» - одно из самых глубоких явлений символистского явления в России вместе с тем произведение удивительной самобытности, в отечественной традиции по существу уникальное.
Цикл стихов «О Прекрасной Даме» значительно отличается от первого и можно увидеть существенную разницу, определяемую новым осмыслением любовного чувства, и характером самого стиха, который также претерпел значительные изменения, что бросается в глаза любому более или менее внимательному читателю. Это произведение символистическое, потому что одной из главных особенностей романтического искусства является устремленность к духовно-нравственным идеалам и восприятие действительности. "
Стихи о Прекрасной Даме" — это произведения, в основе которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже — жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. Последовательно и систематически Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности".
Изображая неприглядные стороны современного города, Блок создает образы на пересечении двух планов — реального и фантастического. Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе:
Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел, Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел. Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих "Встану я в утро туманное ": Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно! В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В.И. Брюсов писал: «…В ранних стихах Блока река – это не просто река, а символ границы, отделяющий его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется приближенной, не просто церковь; «терем»,
«дверь», «ступени», «дорога», «заря», «небеса» - едва ли не все слова берутся поэтом особом, условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы верно понимать смысл стихов… …Только в последних стихотворениях книги образы становятся более конкретными, более жизненными, выступают из-за ликов ангелов. Облики живых людей, из-за куполов таинственных храмов – стены простых домов и даже фабрик.» [11.444] В многочисленных исследованиях как первого сборника
Блока, так и цикла, посвященного Прекрасной Даме, господствует три точки зрения. В одних работах выделяется напряженное ожидание полного обновления мира и лирического героя «бессмертной» любовью нисшедшей на землю Вечной Женственности. Вторая точка зрения акцентирует внимание на биографических реалиях и психологических предпосылках настроений «Стихов о Прекрасной Даме». Наконец, в большинстве современных работ концентрируется наличие в тексте обоих планов:
«мифологического», комически универсального – и «реального», но и их отношение обычно рассматриваются как взаимное противоречие. Однако новаторство «Стихов о Прекрасной Даме» для истории русского символизма и определенное этим новаторством их место в истории русской поэзии – как раз в обратном: в полной неразделимости всех планов стихотворений сборника. Блок воплотил в живой ткани поэтического языка многое из того, что теоретически утверждали или даже
поэтически декларировали другие символисты: он создал реальное поэтическое единство многопланового и «многолико» образа-символа. Вообще, Блок является одним из чудотворцев русского стиха. Трудно подыскать аналогию ритмическому совершенству его стихов. Этот цикл, является центральным. «Стихи о Прекрасной Даме» не только отражение любви к Л.Д. Менделеевой, но и отражение философии идеала
Вл. Соловьева. в) Отражение философии Вл.Соловьева на любовную лирику Блока Действительно, философия Соловьева имела большое влияние на Блока. Живой отклик у поэта- романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине. Все мифы, предания, фантазии, учения философов – идеалистов и мистиков юный поэт стремился связать в нечто единое, в цельное мировоззрение; в его юношеском дневнике можно прочитать:
«Собирая «мифологические» материалы, давно уже хочу я положить основание мистической философии моего духа. Установившимся наиболее началом смело назвать только одно: женственное…» - и бросается в глаза, что подобного рода философствование весьма неоригинально, несет в себе следы совершенно явного ученичества. И действительно, Вл. Соловьев утверждал, что все истинные поэты так или иначе воспевали в своих стихах культ «вечно женственного», то и Блок в поэзии предшествовавших поколений склонен был усматривать те
же образы и те же «видения»; В набросках своей статьи о деканатстве он замечал: «Идея Вечной Женственности уже так громадна и так прочно философски установлена у Фета, что об ней нельзя говорить мало».[6.124] В духе учения Вл. Соловьева юный поэт и пытался осмыслить все предшествующее развитие русской лирики; что же касается современной поэзии, то она – здесь для поэта не было ни малейших сомнений! – «вообще ушла в мистику
и одним из наиболее ярких мистических созвездий выкатилась на синие глубины неба поэзия – Вечная Женственность». В стихотворениях так же отражается Соловьевские идеи «двоемирия», сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается. Это миф. У него своя фабула и сюжет. Основа фабулы – противопоставление «земного» (лирический герой)
«небесному» ( Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, «встрече», в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроения героя: радужные надежды – и сомнения в них, ожидание любви – и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика
Девы - и допущение того, что он может быть искажен («Но страшно мне: изменишь облик Ты»). Блок писал в своем дневнике: «… в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева», чем-то перекликавшиеся с переживаниями самого Блока.[1.28] Во многих своих стихотворениях Вл. Соловьев выступает правоверным «платоником», который противополагает миру божественных, неизменных и извечных сущностей мир преходящих, подобных тени на
стене пещеры, явлений, только мешающих уловить «голоса миров иных». Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое с нами – Только отблеск, только тени От незримого очами В поэзии Вл. Соловьева вечно женственное трактуется как явление космического масштаба и осмысливается как новый религиозный культ, что полностью отвечало взглядам и переживаниям юного
Блока. Знайте же: вечная женственность ныне В теле нетленном на землю идет. В свете немеркнущем новой богини Небо слилось с пучиною вод… - Вещал в своих стихотворениях Владимир Соловьев, и для Блока это было не только необычайно близким и родственным ему переживаниям, но и непреложной истиной: ведь и он в то же время усматривал в своей возлюбленной новое воплощение божественного, «вечно женственного»
начала. Экстатической восторженности и отвлеченной мечтательности поэта, всеполагающей его возлюбленности, кажущейся в глазах мистически настроенного юноши величавшим событием в истории его мира, отвечали и обращенные к «Вечной жене» стихи Вл. Соловьева, любовные его заклинания и моление, его склонность в личном переживании усмотреть акт мировой мистерии, длящейся века и тысячелетия: Смерть и Время царят на земле Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви. И вслед за своим наставником и учителем юный Блок в то время был готов воспевать и славить одно лишь «неподвижное солнце любви», в свете которого, казалось ему, меркло и исчезало все остальное. г) Образ «Прекрасной Дамы» в цикле О блоковской Прекрасной Даме много гадали – хотели видеть в ней – то Жену, облаченную в
Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Облик героини многопланов. С одной стороны, это в полнее реальная, «земная» женщина. «Она стройна и высока,\ Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный мистический образ. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего
божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями.
Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церковная, "молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с
Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира. Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме" — это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». [5.58]Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней самое
прекрасное, возвышенное, "неземное". Эти чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни: Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души. Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, для нас важно отметить
у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание необычных, потрясающих событий. «Неземные» черты «Прекрасной Дамы» органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед «вечной женственностью» и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то
Родины. Я искал голубую дорогу И кричал, оглушенный людьми. Подходя к золотому порогу, Затихал пред Твоими дверьми. Проходила Ты в дальние залы, Величава, тиха и строга Я носил за Тобой покрывало И смотрел на Твои жемчуга. Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно
боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный. Только образ, лишь сон о Ней. Это время становления поэта,
Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии. Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе. Таким образом, вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению
надежд. Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии. Я к людям не выйду навстречу, Испугаюсь хулы, и похвал.
Перед Тобой Одною отвечу, За то, что всю жизнь молчал. Молчаливые мне понятны, И люблю обращенных в слух: За словами — сквозь гул невнятный Просыпается светлый Дух. Я пойду на праздник молчанья, Моего не заметят лица. Но во мне — потаенное знанье О любви к Тебе без конца.
В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи.
Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени. Разгораются тайные знаки На глухой, непробудной стене. Золотые и красные маки Надо мной тяготеют во сне. Укрываюсь в ночные пещеры И не помню суровых чудес. На заре — голубые химеры Смотрят в зеркале ярких небес.
Но если поверить в то, что эта девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно из стихотворение в книге не опровергает этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. Мы поймем, что в этой книге, как в «новой Жизни» Данте, «Сонетах» Ронсара, «Вертере» Гете, и «Цветах Зла» Бодлера, нам явлен новый облик любви; любви, которая хочет ослепительности,
питается предчувствиями, верит предзнаменованиям и во всем видит единство, потому что видит только само себя; любви, которая лишний раз доказывает, что человек – это великое создание. 2) Цикл «Нечаянная радость» Лирика второго тома отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма
Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии. Такая эволюция образов «стихии» связана с пониманием антологии «стихий». В начале изучаемого периода, но сохранилось даже для 1907г господствует «декадентское», субъективное представление о «стихии» как «страстях души» или игре ума. Впрочем, чисто субъективистские решения чаще заменяются иронией (знаменитую «Незнакомку», где
Прекрасное, явившееся герою то пьяное видение, то подлинный идеал, зовущий в «очаровательную даль» от пошлой реальности, то двусмысленный эпизод ресторанной жизни, и все эти восприятия «сквозят» одно в другом, не складываясь ни в какое окончательное истолкование происходящего). Незнакомка- лейтмотив всей книги. Это обманное обещание материи – доставить совершенное счастье - и невозможность, но не чистая и безгласная, как звезды, смысл и правда которых в том, что они недосягаемы
а дразнящая и зовущая, тревожная, как луна. Это – русалка города, требующая, чтоб влюбленные в нее отреклись от своей души. Возврат в конце 1906 г. к ощущению объективности мира существенно меняет творчество Блока и его взгляды на искусство. В последних еще нет почти ничего, что выходило за рамок либо «соловьевства», либо «декадентства». Пейзаж лирической драмы «Незнакомка» (1906), по словам биографа Блока, был «навеян метаньями по глухим углам петербургской стороны».
Пивная, изображенная в «Первом издании» пьесы, помещалась на углу Гесперовского проспекта и Большой Зеленой улицы. «Вся обстановка, начиная с кораблей на обоях и кончая действующими лицами, взято с натуры: «вылитый» Гауптман и Верлен, господин, перебирающий раков, девушка в платочке, продавец редкостей - все это лица, виденные поэтом во времена его посещений кабачка с кораблями».
Пейзаж «Второго видения» драмы «Незнакомка» тоже мог быть приурочен к определенному месту Петербурга. «Конец улицы на краю города. Последние дома обрывались внезапно, открывая широкую перспективу: темный пустынный мост через большую реку. По обеим сторонам моста дремлют тихие корабли с мигающими огнями. За мостом тянется бесконечная, прямая, как стрела, аллея, обрамленная цепочками фонарей и белыми от инея деревьями». Петербуржец узнает в этом описании мост и аллею, ведущие на
Крестовский остров со стороны Большой Зеленой улицы». Стихотворение «Незнакомка» явилось важным этапом в формирующейся системе образов Блока-символиста. До этого звучали в его поэзии полунамеки и неясные фантастические тени. В этом же стихотворении поэтом создан образ его идеала, сквозь который проглядывают конкретные черты прекрасной незнакомки. Это стихотворение как бы соткано из противоречий, противопоставлений.
Композиция произведения построена на антитезе. Эстетствующий поэт почти с отвращением описывает обстановку, на фоне которой позже появится его героиня. По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
Поэт как бы нагнетает неприятное впечатление от окружающей пошлой и приземленной обстановки. Он готовит «площадку», на которой появится его героиня, ярким контрастом с окружающими. Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна. Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями
Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. Поэт не просто любуется дамой, он восхищен ее нарядом, «синими бездонными очами». Возвышенная лексика подчеркивает благоговение автора перед героиней. Он лишь издали с восторгом наблюдает за ней, не решаясь приблизиться, нарушить ее покой и одиночество. А затем звучит восторженная ода собственной фантазии, родившей этот возвышенный неземной образ, способный
поднять поэта над действительностью, увести его в волшебный мир иллюзий, мистики и ворожбы. Блок горд, что ему открылся этот мир, скрытый от глаз обывателя. Глухие тайны, мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Стихотворение «Незнакомка» явилось своеобразной визитной карточкой
Блока-символиста и времени, которое мы называем • «серебряным веком». Автор сумел емко и образно открыть читателю мир своей души, показать сокровища, таящиеся в его фантазии, поэтическом мире поэта-лирика. Двойственный женский образ представлен в более позднем стихотворении «Незнакомка». Её шелка “веют древними поверьями”, она вся воплощение неземной тайны, образ строится на развёртывании метафор, лишающих героиню черт земной женщины: “И очи синие, бездонные //
Цветут на дальнем берегу”. Окно, в котором появляется Незнакомка, раскрыто в иной, высший мир, и “берег очарованный” этого мира скрыт за Её вуалью. Она противопоставлена пошлому миру дачников, визгливых женщин, завсегдатаев ресторана. Но это с одной стороны. А с другой — она сама посетительница ресторана, и приходит в него “всегда без спутников, одна”. В блоковское время “приличная”, “порядочная” дама не могла приходить в ресторан без
сопровождающего её мужчины. И наконец, ведь образ Незнакомки — это одновременно и поэтическая грёза, и откровение неземного начала, но также и порождение пьяного воображения героя: “Ты право, пьяное чудовище! // Я знаю: истина в вине”. 3)Теза и антитеза в стихах А.А Блока о любви Творчество Блока, можно считать разноречивым, разнозвучным и обладает глубоким внутренним единством и представляет собой замкнутый и цельный организм.
ТЕЗА творчества А.А. Блока - усадебно-дворянская культура, создавшая первый период творчества Блока, и сборник стихов «О Прекрасной Даме». В более поздних стихотворениях Блока женский образ и любовная тема становятся менее отвлечёнными и идеальными. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» история любви Блока к Любови Дмитриевне Менделеевой преображена так, что реальные коллизии и перипетии почти неузнаваемы,
то в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» явно отражён разрыв поэта с женой, хотя её образ по-прежнему символичен, а её портрет подобен для лирического героя иконе. Так как, ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные". Цикл "Стихов о прекрасной Даме", полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины.
Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в "миры иные", когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении "Незнакомка" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: «И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами
и туманами, она садится у окна». Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: «Она - это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». [1.159] Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа.
Народ сознательно споили и свели на уровень животного. "По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух" пишет он в "Незнакомке". А образ убитой “любовью, грязью иль колёсами” девушки из стихотворения «На железной дороге» уже, безусловно, предметный. Появляется мотив роковой любви-страсти, непохожей на любовь-преклонение (цикл «Кармен»).
Трилогия лирики» Блока, как он назвал свое «Собрание стихотворений» это, конечно, не просто собрание наиболее, с авторской позиции, знакомых стихов, создающих картину его творческого пути. Нет, это единое произведение, где творческий путь осмыслен как история лирического «Я», а в ней постоянно подчеркиваются «соответствия» с «обычной» историей «современного человека», современного мира, России, человечества, наконец, «мирового духа». Поэтическая генерализация значений образов в «трилогии»
идет по двум линиям. С одной стороны, лирический герой и «ты» в лирике Блока живут «как все», в их неповторимо личном отражено социально, исторически и национально характерное – «типичекое», в терминах реалистической эстетики. С другой стороны, история «я» и «ты» «соответственна» истории мира в целом и в каких – то его частях, т.е. оказывается их символом. Блок, осмысливая все свое поэтическое творчество как единый символический
текст (миф) и воплощая это осмысление в структуру «лирической трилогии», наступает не только как символист, но, пожалуй, и как художник, наиболее полно воплотивший задачи, которые лишь теоретически ставил перед собой «реалистический реализм». Никто из символистов не смог создать в своей лирике такого грандиозного «мифа пути», выйти из мира индивидуального во всеобщий, пройти «от символа к мифу». Вместе с тем блоковская «трилогия вочеловечения» включает реалистический способ художественной генерализации
лишь как один из таких способов, соседствующий с символистской интерпретацией Ставил ли подобные задачи символизм в целом? В критике и теоритичеких работах, особенно 1900-1910-х годов безусловно да. Однако позиция Блока-художника совершенно особая. Не говоря уже о символистской лирике, насквозь пронзенной романтической идее неповторимости «Я», даже проза и драма символизма, порой ориентированные на отображение целостного «мифа о мире», существенно
отличается и общей «картиной мира», и своим строением от зрелого возраста Блока. Символизм давал одну из двух интерпретаций «земли» и «человека». Это, с одной стороны, типично романтическое осмысление «земного» как антитезы «небесного» или антипода мира лирического «Я». Эта линия реализуется либо как полное игнорирование «суетливых» дел мирских» («Стихи о Прекрасной Даме»), либо как «бодлерианское» изображение земных «цветов зла» то исполненное своеобразного
трагического гуманизма. В таких произведениях роль «земного» резко ограничена, четка и однозначно предопределена, чего совсем нет у Блока 1910-х годов. «Сюжет» блоковской «трилогии вочеловечения» (т.е. трехтомного «Собрания стихотворений» , рассмотренного как единый текст) сам поэт определил как путь лирического героя от изначальной гармонии, «мгновения слишком яркого света» - через «болотистый лес» земной деятельности с ее «отчаянием, проклятиями, «возмездием», но и с «земной красотой», с первыми восторгами книги
Бытия» - к «рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру» Роль «земного» в общественно – «мифологическом» аспекте «лирической трилогии» двойная. Во первых, «земное», «человеческое» - этап становления лирического «я», связанных с утратой изначальной гармонии, «синего берега рая» и «низвержением» лирического «Я» на землю. Здесь «земное» - наличная, сегодняшняя действительность, во всем ее «зле» - но и в красоте, силе, воплощенности.
Так воспринимал этот земной мир Блок «Нечаянной Радости»и «Снежной маске»(1907). Это восприятие, близкое к символистской «реабилитации плоти», с позиции «трилогии» как целого не отрицается, но существенно дополняется: упоение таким бытием – измена «Высокому», которое герой променял на «простое красивое» и демонически злое Был я беден, слаб и мал. Но Величий неких тайна Мне до времени открылась, Я
Высокое познал. Неустойчивый раб, сокровищ Мне врученных, не храня … Я пошел во вражий стан … Ослепительные очи Повлекли меня в туман - так изображает «путь на землю» Блок 1912г. Герой, идущий этим путем «падший ангел»,отступник Прекрасного. Поэтому эти произведения можно соотнести с Антитезой и Тезой. АНТИТЕЗА – представляет собой глубоко враждебный характер классов, но чарующий и
представляющий город с его туманами, Незнакомками и огнями ресторанов. Именно с таких обобщающих позиций была написана имевшая программный характер статья «О современном состоянии русского символизма»(1910), в которой Блок не только изложил свое понимание символистского искусства, но и охарактеризовал суть собственных художественных поисков, обосновав неизбежность кризиса, наметив возможности выхода из него. Именно тогда у
Блока возник замысел объединить наиболее важные лирические произведения 1898-1910 гг. в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал «трилогией вочеловечения». Этот замысел был осуществлен в 1911-1912 гг когда в московском издательстве «Мусагет» вышли три тома «Собраний стихотворений», каждый из которых имел символически значимое заглавие: I – «Стихи о Прекрасной Даме» II - «Нечаянная Радость»
III – «Снежная ночь» Блок заканчивает пьесу «Роза и Крест», материалом для которой послужили средневековые произведения. Главной в этой драме стала тема "Радости — Страданья", мужественного приятия жизни с ее горестями и разочарованиями, взлетами и падениями. Свои самые заветные мысли и чувства Блок воплотил в романтическом образе Бертрана, неудачника с высокою душой верного рыцаря.
С ним были связаны блоковские представления о подлинном человеке. Конец 1913 г. ознаменовался для поэта зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы Ж. Визе "Кармен" в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. «О да, любовь вольна, как птица »— восклицал он в одном из стихотворений цикла "Кармен" (1914), посвященного
Л. А. Дельмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла "Арфы и скрипки", вошедшего в "третью книгу" трилогии, и поэма "Соловьиный сад" (1915).[5.160] Когда в будничное течение жизни "вмешалась общая и высшая мистика войны", у поэта возникли смутные надежды, навеянные идеями преображения действительности, конца "старого мира". Эти настроения выразились, в частности, в стихотворении "
Он занесен — сей жезл железный " (декабрь 1914): И мы Летим, летим над грозной бездной Среди сгущающейся тьмы. Но чем полет неукротимей, Чем ближе веянье конца, Тем лучезарнее, тем зримей Сиянье Божьего лица. Однако вскоре Блок понял, что надежды эти беспочвенны, что "мировая война есть вздор".
В июле 1916 г. он был призван в армию и до марта 1917 г. служил под Пинском табельщиком в инженерно-строительной дружине. Вернувшись в Петроград, Блок становится редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья "Последние дни старого режима" (в расширенном варианте — книга "
Последние дни императорской власти", 1921). Стихов после 1916 г. Блок уже почти не писал. Он лишь переиздавал созданные ранее произведения, по-новому группируя их, внося изменения в состав книг и разделов, в отдельные тексты. В 1916 г. в издательстве "Мусагет" вышло в свет второе издание "лирической трилогии"; в 1918 г. Блок подготовил для издательства "
Земля" третье издание (были напечатаны 1-й и 2-й тома). Синтез – это новая, более высокая ступень осмысления действительности, отвергающая предыдущее и в то же время соединяющая предыдущие и в то же время соединяющая в себе по-новому некоторые их черты. Это следует иметь ввиду, ибо существует довольно распространенное представление о пути Блока как о прямолинейном и неуклонном достижении «все вперед и выше».
А между тем сам поэт свидетельствовал, что его «восхождение» шло не по прямой, а по спирали и сопровождалось «отклонениями» и «возвратами». И содержание третьего тома подтверждают его. Он открывается циклом «Страшный мир». Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Она присутствует и в первом, и особенно во втором томе. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличия «буржуазной действительности».
Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. Любовь? Ее тоже нет. Есть «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть». Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличиях. То он демон, страдающий сам и несущий гибель другим, то «стареющий юноша» - двойник лирического героя. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни.
Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредельные. Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений "Страшный мир". Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой постоянная унизительная ложь ("молчаливая ложь", "лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.).
Да и сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом ("На островах", "Унижение"). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека "). Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и
человеческих чувствах в цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания об ушедшей любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение "В ресторане": Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка И дохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка. Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чувство любви, надежду на возможность счастья. Восприятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"), и природа. К. Паустовский писал: "Стихи Блока о любви — это колдовство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны В этих стихах, особенно в "Незнакомке", "
В ресторане", мастерство доходит до предела Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв огромной поэтической силы, берущей в плен и искушенные, и неискушенные сердца" В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу "сытых", попытками пересмотра собственной жизненной позиции.
Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает однообразные, полные усталости и тревоги наши современные будни.
Если б не поэты, то словами Блока можно было бы сказать: "Так жизнь скучна, когда борения нет. Нет красоты, любви и жизни". С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. "О, Русь моя Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!" - пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма. Блок стремился продолжить традиции великой русской классической
литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. III Заключение Поэзия Блока прекрасна. Творческий гений поэта, его бессонная тревога, обостренная совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие. До нас дошел его обличающий голос: Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы, Кровавый отсвет в лицах есть. Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом. Страстной правдой горевшее слово Он от пламени сердца зажег. И народ не забудет простого,
Благородного имени — Блок. Р. Рождественский И, действительно, Блок удивительный поэт, покоривший сердца читателей своей искренностью в стихотворениях о любви. Любовная лирика Блока очень известна. Она притягивает внимание как магический камень. Она завораживает своей специфичностью и красотой. В поэзии Блока выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен.
Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Образ Прекрасной Дамы это выражение своей любви, чувств и переживаний поэта. «Стихи о Прекрасной Даме» - одно из самых глубоких символистских произведений XX века. Это произведение удивительной самобытности, оно уникально. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побудила меня задуматься над тайнами человеческого бытия.
"Незнакомка" - это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний Блока определяет значительность тем в его лирике. Поэтому именно любовная лирика стала центральной темой его творчества. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить. Любовную лирику Александра Блока можно считать одно из самых примечательных явлений русской поэзии.
По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремление ответить на самые большие и насущные вопросы современности, познавательности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу. IV Приложение Фотографии А.Блока А.Блок А.Блок и Л.
Д. Менделеева Афиша вечера А.А.Блока в Большом драматическом театре в Петрограде. Автограф стихотворения А.А.Блока "Фабрика", 1903 г. А.А.Блок, 1913 г. Список использованной литературы 1) А.Блок .«Избранное». Стихотворения и поэты. Краснодарское книжное издательство 1978 2) Александр Блок. Новые материалы и исследования. Издательство «Наука» 1980 3)
Бекетова М.А. «Воспоминания об Александре Блоке» Издательство «Правда» 1990г 4) Блок избранное. Критика и комментарии. Москва 1996 5) Гроза над Соловьиным садом. Москва 1995 6) Громов П. А.Блок. Его предшественники и современники Москва Л.1966 7) Две любви две судьбы. Воспоминания о Блоке и
Белом. Москва 2000 8) Максимов Д. Поэзия и проза А .Блока Л 1975 9) Орлов Вл. «Поэт и город» Лениздат 1980 10) Пьяных М.Ф. «Слушайте революцию. Поэзия А. Блока Советской эпохи». «Просвещение» 1980г 11) Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Москва 1973
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |