Реферат по предмету "Литература"


Женский вопрос в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”

Женский вопрос в романе Л.Н.Толстого Война и мир План. Неповторимость образов в Войне и мир . Женские образы в романе суть их жизни, авторское отношение к ним. Отрицательные героини в романе Положительные Раскрытие образов Наташи и Марьи Талантливость Л.Н.Толстого Чтоесть красота ипочему ее обожествляют люди?


Сосудона,в которм пустота Илиогонь,мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий. Огромная популярность таланта ЛьваТолстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир Война имир -одна из тех книг,которые каждый раз читаешь заново ,и каждый раз онарождает новые мысли. Огромный дар и художественная неповторимость позволилиТолстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой -Россия. На страницах оживает история, встают люди во плоти


и крови, с ихпомыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью иненавистью, заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями,творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Герои Войны имира , как положительные, так и отрицательные, относятся прежде всего ксреде высшего, правящего дворянства.Толстой нарисовал широкую картину жизнидворянского общества,изобразил его со всеми присущими ему чертами паразитизмом, безнравственностью, невежеством,


полной отчужденностью от народа.Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал инемногочисленные семьи лучших дворян, в том числе и просвещенную их часть. Всепередовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, уТолстого образы положительные обладают именно чертами исключительности, исудьбы их в романе развиваются в столкновении с большим миром ,который


Толстой рисует отрицательно. Говоря о людях,изображая людей разныхтипов и разных характеров,автор Войны и мира не скрываетне только своихсимпатий,но и в равной мере своих антипатий.Нравственная чуткость Толстогозаставляет изображать героев и положительных,и отрицательных-в свете своегоидеала. Толстой подчеркивает, что каждый его герой - порождение среды, плоть отплоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. Анна ПавловнаШерер,


Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себепрежде всего черты своего класса. Писатель ценит в женщинах такие чертыхарактера хранительницу очага, основу семьи нравственные высокие начала доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества патриотизм естественность движение души На самых первых страницах мы знакомимся ссалоном Анны Павловны Шерер и самой героиней .Е характернаяпримета-постоянство дел,слов,внутренних и внешних


жестов,даже мыслей.Сдержаннаяулыбка постоянно играет на ее лице ,хотя не идет уже к отжившим чертам .Онанапоминает,как говорит Толстой ,избалованных детей,которые не совсем хотят исправиться.Когда заговорили об императоре,лицо Анны Павловны представляло глубокое иискренное выражение преданности и уважения ,соединенное с грустью .Вот это представляло сразу ассоциируется с игрой,с поведением искусственным,а неестественным .Несмотря на свои 40 лет ,она преисполнена оживления и порывов .


Представляя героиню ,Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней. Срединелюбимых персонажейособенно много представителей так называемого большогосвета.Существенно,что они относятся как раз к тем людям,которые претендуют назаглавную ролю в истории.Толстой отрицает какое-либоположительное историческоезначение в такой же мере,как отрицательно относится к ним в смысле человеческойнравственности. Эта не любовь автора распостраняется и на


Элен Курагину,котораявсегда одинаково красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая,неизменяющая и сияющая.Для Автора это не нейтральные приметы,а знакичеловеческой духовной недостаточности. Он сравнивает Элен с ее братомИпполитом Черты его лица были теже,как и у сестры,но у той все освещалосьжизнерадостностью, самодоволью,неизменной улыбкой и необычайной античнойкрасотой у брата то же лицо было отуманено идиотизмом . Такимобразом,сестра,при всей своей красе ее лица и античной фигуры ,в том,что касаетсясобственно человеческих,


нравственных ценностей,мало чем отличатся от брата.Онастольже самоуверенна и самодовальна,то есть неподвижна И внутренне застойна. Элен жила только для накопления богатства.Все, включая ее поведение и бракосочетание с Пьером Безуховым, представлялограндиозный план князя Василия быть богатым, влиятельным, уважаемым человекомв


светском обществе того времени. Элен, потом носившая фамилию Безуховой иставшая одной из самых влиятельных женщин того времени, не страдала от деятельностисвоего отца. Напротив, она точно выполняла его поручения, доверяла ему вденежных вопросах. К своему мужу относилась с презрением и полным неуважением.На предложение Пьера о разводе она однажды ответила


Расстаться, извольте,только ежели вы дадите мне состояние . Представителям так называемого большогосвета Толстой противопоставляет семью Ростовых. Вспомните ситуацию,когдаграфиня,котрая не знает ,как начать разговорс мужем ,чтобы попросить денег дляАнны Михайловны Друбецкой.Мы видим,как графиня оттягивает обьяснение,понимая,что ее муж стеснен в деньгах,но не может ей отказать. Перед намипроходит сложная гамма чувств героини,показывающая ее с


самой привлекательнойстороны. Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов значит ничегоне сказать. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские, потому чтоего герои, как и герои Достоевского это герои-идеологи. Но в ряду героиньТолстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая.По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. Это богатая, щедро одареннаянатура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка?


СемьяРостовых, как и семья Блконских резко выделяются среди обычных дворянскихсемей. Семья Ростовых подобна тем семьям, изкоторы выходили жены декабристов и многие другие передовые люди XIX века. Укладжизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, национальное.Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать,легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая чертав


Наташе - это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость длякаждого, кто .ее окружает. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа насветских барышень, так отчетлив контраст между ней и светом . Едваперешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и преждевсего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Болконский, ПьерБезухов, Василий Денисов. Увлечение


Наташи Анатолием Курагиным, этим пустым светскимчеловеком, говорит о ее неопытности. Наташа - натура щедро одаренная, поступкиее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце.Наташа - это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствуетсебя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости инеопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестраЭлен


Курагина. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевныхпотрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет неодержал над нею победы. Например, в Наташе есть дар сочувствия исострадания. Так она чувствовала не понимала . Воспитанница Соня, полнаясамоотверженной и благодарной любви ко всей семье всем готова былапожертвовать для своих благодетелей .


Мысль о самопожертвовании была любимойее мыслью Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не моглане любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви что то,что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорилаСоня но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это моглабыть, но воспитание в семье закладывает основу человека, оно создает егосовесть, способность к самокритике и самооценке.


Благодаря этому Соня и Наташавыросли добрыми и отзывчивыми людьми,В нх много простоты и наивности, все равноони лучше, чем Курагины, в которых только расчет и ложь. Широта, независимость,смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни - таковы черты,наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас. Особняком стоитв семье


Вера - старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьеви сестры, она в доме Ростовых - тело инородное. В то время, как Наташа Ростова,княжна Марья - представительница плеяды лучших женщин дворянской России началаXIX века. Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости онзанимает одно из первых мест среди героев


Толстого. Нравственная высота, сила характера,женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировойлитературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность ипротиворечивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным.Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему,даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясьвызвать взрыв отцовского гнева,


даже приласкать или поцеловать его. Жизнь ее,еще молодой и неглупой девушки, очень тяжела. Наташино же существование лишьизредка омрачается смешными девичьими обидами. Мать Наташи - ее лучший друг.Дочь рассказывает ей обо всех своих радостях, печалях, сомнениях иразочарованиях. В их задушевных вечерних разговорах есть что-то трогательное.Близка Наташа и с братом Николаем, и со своей кузиной


Соней. А у княжны Марьивсе утешение - это письма Жюли Карагиной, которую Марья и знает больше пописьмам. В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкоймадмуазель Bourienne. Вынужденное затворничество, тяжелыйхарактер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Бог длякняжны Волконской становится всем в жизни ее помощником, наставникам,


строгимсудьей. Временами ей становится стыдно собственных земных поступков и мыслей, иона мечтает посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобыосвободиться от всего грешного и чуждого. Наташе такие мысли не приходят вголову. Она весела, жизнерадостна и полна энергии. Ее юность, красота,невольное кокетство и волшебный голос очаровывают многих. И действительно,Наташей нельзя не восхищаться. Ее свежесть, грация, поэтический облик, простотаи непосредственность


в общении контрастируют с напыщенностью инеестественностью манер светских дам и барышень. На первом же балу Наташазамечена. А Андрей Болконскии внезапно понимает, что эта юная девушка, почтидевочка, перевернула всю его жизнь, наполнила ее новым смыслом, что все, что онраньше считал важным и необходимым, не имеет для него теперь никакого значения.Любовь Наташи делает ее еще прелестнее, обворожительнее и неповторимее.


Счастье, о котором она столько мечтала,переполняет ее всю. У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего чувства любвик одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему много временипроводит в молитвах и житейских заботах. Душа ее, как и Наташина, ждет любви иобыкновенного женского счастья, но княжна не признается в этом даже самой себе.Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях.


Несмотря на внешнее несходство, непохожесть характеров, данных не толькоприродой, но и формировавшихся под влиянием тех условий, в которых жили НаташаРостова и княжна Марья, эти две женщины имеют очень много общего. И МарьяВолконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутреннейкрасотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский икоторой восхищается


Николай Ростов в своей жене. Наташа и Марья до концаотдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывычасто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких илюбимых людях, чем о себе. Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложныйпуть исканий от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущеесясчастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни - измену


Андрею сАнатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение подвлиянием необходимости помощи близким матери , через высокую любовь к раненомукнязю Андрею - к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери Длякняжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась еедуша. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни например, послеистории с


Анатолием Курагиным , отдавалась чувству преклонения перед Всевышними Всемогущим. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не былобы местаобидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно ипрекрасно. Обратила ли княжна брата в свою веру?Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее как, впрочем, и всех в книге по своейпроницательности, умению пони мать людей


и события. автор, заметьте, всег да наее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта никогда не управлявшая имениемробкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властьюНаполеона. Или вот еще, казалось бы, незначительнаядеталь в письме той же Жюли княжна Марья высказывает свои опасения за Пьера,неожиданно сделавшегося богачом. Она предвидит, что большие соблазны иискушения стоят на его пути.


И точно, вся его дальнейшая жизнь - прохождениеискушений, взлеты и ошибки. Можно сказать, что сама княжна чуть былоне ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибкаНаташи. Наташей движет тщеславие, чувственность - что угодно. Княжной Марьейдвижут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться.


Она принимает судьбу, как испытание,которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а нерыдать и пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна - княжнаМарья покорна. Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, упостели умирающего князя Андрея или даже потом, когда будет вспоминать егопоследние дни и последние слова вместе с его сестрой.


Тогда ей откроется другаясторона жизни. Считается, что в своих философских иисторических взглядах Толстой ближе всего к фатализму. Я бы изменилаформулировку. Толстой призывает нас стойко встречать все, что пошлет нам Богили Судьба как называть Провидение - неважно . Наташа хочет быть счастливой.Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачетот боли или от обиды


, а только от грусти или жалости . Ведь ангелу нельзяпричинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять егопредсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении. Слово женственность во многом определяет человеческую сущность героиньТолстого. Это и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные,наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской. ЛевТолстой говорит о глазах своих любимых героинь особо.


У княжны Марьи они большие, глубокие , всегда грустные , привлекательнее красоты . Глаза Наташи оживленные , прекрасные , смеющиеся , внимательные , добрые . Говорят, что глаза - это зеркало души, у Наташи и Марьи онии в самом деле являются отражением их внутреннего мира. Семейная жизнь Марьи иНаташи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь.


Обе толстовскиегероини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физическиесилы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, и Наташа теперьБезухова , и Марья Ростова счастливы в семейной жизни, счастливы счастьемсвоих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новомдля них качестве - любящей жены и нежной матери. Конечно, можно не принятьзаземления , опрощения поэтической и прелестной


Наташи.Но она считает себя счастливой, растворившись в детях и муже, а значит, такое опрощение вовсе и не опрощение для Наташи, а просто новый период еежизни. Ведь и сегодня еще спорят о назначении женщины, о ее роли в обществе. Итолстовское решение этой проблемы - один из вариантов. Поразительно влияниеобеих женщин на своих мужей, их взаимопонимание, взаимоуважение и любовь.


КяжнаМарья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обеони поняли, что близки друг другу, и поэтому стали настоящими друзьями. Дажебольше, чем просто друзьями, Наташа и княжна Марья стали духовными союзникамисо своим непроходящим желанием делать добро и нести свет, красоту и любовьлюдям. Княгиня Марья - художественное воплощение толстовского идеалаженственности.


Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиняМарья, как правило, щедро одаренные натуры. Они выделяются из среды своегокласса прежде всего гуманностью, подлинным патриотизмом, высокой моралью. В нихярко проявляются черты русского характера. И в этом большая заслуга Толстого. А что такое личное счастье? Укаждого человека оно свое. Вот у князяВасилия, Элен, Анатоля, Ипполита это деньги.


У Ростовых это любовь. У Сони самопожертвование. У князей Болконских это честь и слава. Очень схожи между собой в пониманиисчастья Наташа и княжна Марья после замужества. Им мечталось и семейноесчастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенную мечтой была любовь земная .Все персонажи романа Война и мир стремились к личному счастью. Чтобы достичь заветной цели, пришлось пережитьмного горя и


утрат, пересмотреть ценности и жизненные принципы, смириться спроисходящим, но главное - это сохранить в себе чистоту искренней любви. Почемуже графиня Ростова,Наташа,Марья Болконская милы,душевно близки и самомуТолстому и его читателям? Сказывается та чистота нравственногочувства ,которая и по могает нам определить,что дурно ,а что хорошо . Труднопрошаться с героями Толстого и, поэтому время от временинужно снова и сновапогружаться в волшебный


мир страданий ,человеческих судеб и тех нравственныхценностей,которые по праву считаются вечными. Недаром Горький писал Незная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзясчитать себя культурным человеком . В чем причина непреходящего интереса кроману? Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, отдаленных от егогероев и временем, и социальной средой, и другими проблемами. Мы не устаемповторять, что равного в литературе


Толстому нет. Библиография. Андреева.Е.П. Проблема положительного героя в творчестве Л.Толстого,Воронеж,1961 Бурсов Б.И. ,Л.Н.Толстой. Идейные искания и творческий метод, М Гослитиздат,1654. Гудзий Н.К. ,Л.Толстой. Критико-биографическийочерк, М Гослитиздат,1960 Левин В.И. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч Л 1980 Маймин.Е.А. ЛевТолской М Наука,1978 Тимофеев


Л.И. ,к вопросуо традиции классики в русской сосоветской литературе,М Мир,1956



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Реферат Требования для получения лицензии на рынке ценных бумаг
Реферат Образ народа в поэме Мертвые души
Реферат Наука и рынок
Реферат Диалектический характер процесса познания
Реферат «Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ»
Реферат История болезни - Акушерство (беременность 30-31 неделя, угроза прерывания)
Реферат Пізнавальні психологічні процеси дошкільнят
Реферат Анализ оптовой торговли
Реферат Яворницкий, Дмитрий Иванович
Реферат Развитие бизнеса в России
Реферат Роль товарного производства в экономическом развитии общества
Реферат Truffle
Реферат Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов "Бухгалтерский учет и аудит" студентов 3 курса
Реферат РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОГРАНИЧЕННОСТЬ