Реферат по предмету "Литература"


Внесценические персонажи в комедии "Горе от ума"

Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова Горе от ума . Прежде всего, героев комедии Горе от ума можноразделить на несколько групп главные герои, второстепенные герои, герои-маскии внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важныи как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века. К главным героям пьесы можно отнести


Чацкого, Молчалина,Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействиеэтих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие тоже участвуют в развитии действия, нопрямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены.Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные приметывремени или как вечные человеческие типы.


Их роль особая, ибо они создаютсоциально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняютчто-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора неинтересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный типмосковской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротивсамого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задачавтора было не просто отразить в комедии черты


современного общества, нозаставит общество себя в зеркале узнать. Задаче этой способствуютвнесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои насцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои Горя от ума не имеют каких-то определенных прототипов кроме Чацкого , то вобразах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполнеузнаются черты


реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкомуодного из тех, кто шумит в английском клубе Ненадо называть, узнаешь по портрету Ночнойразбойник, дуэлист,ВКамчатку сослан был, вернулся алеутом,Икрепко на руку нечист.И не только Чацкий, но и большинство читателей узнавалипо портрету колоритную фигуру того времени


Федора Толстого Американца. СамТолстой, прочитав в списке Горе от ума , себя узнал и при встрече сГрибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом В картишкахна руку нечист . Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что воруеттабакерки со стола . В сборнике научных трудов А.С. Грибоедов. Материалы кбиографии помещена статья


Н.В. Гурова Тот черномазенький Индийский князь Визапур в комедии Горе от ума . Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий,стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общихзнакомых. В частности, поминает он и некоего черномазенького Аэтот, как его, он турок или грек?Тотчерномазенький, на ножках журавлиных,


Незнаю, как его зовут,Кудани сунься тут как тут,Встоловых и гостиных.Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этогопроходного внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что былво времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполнеподходящий к описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип черномазенького ?


Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения?Оказывается не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания Горя отума , безразлично, был ли черномазенький или Грибоедов его выдумал. Носовременный читатель и зритель комедии немедленно понимал о ком идет речь. Итогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные героиговорили о лицах, известных


публике, у зрителя и персонажа оказывались общие знакомые и довольно много. Таким образом Грибоедову удалось создать удивительныйэффект он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью.И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическоезвучание, ничуть не теряла в художественном отношении. В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Всеони дают нам ясное понятие о грибоедовском высшем свете.


Это крайнебезнравственные люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки А тот чахоточный, родня вам, книгам враг Эти люди озабочены только своимматериальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится сбогатыми семьями по всей Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли собойтакое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся кпросвещению,


к науке он химик, он ботаник . Но они являли собой скорееисключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить уважения высшего света.Там ценились такие как Максим Петрович. Именно Максим Петрович на золотеедал , у него сто человек к услугам , он весь в орденах . А чем добился онтакого положения? Умом? Нет, он добился этого тем, что забыл о своемчеловеческом достоинстве.


Но, по мнению Фамусова, это проявление егосмышлености. А что еще можно ждать от общества, у которого такиенравственные ценности? От общества, где прежде всего цениться не голоссобственной совести, а мнение княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерскипредставил нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представлялоиз себя это общество, если бы не внесценические персонажи.


Да и читатели тоговремени потеряли бы многое, если б им некого было узнавать в герояхГрибоедова.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.