Очарованный странник Н.С. Лескова Повесть Лескова Очарованный странник относится к 1873 году. Первоначально она называлась Черноземный Телемак. В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлнных беспредельной любовью к людям. В ней изображн человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть он всю
жизнь погибал и никак не мог погибнуть. В повести возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов. Очарованный странник был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с Левшой. Очарованного странника сейчас же к зиме надо издать в одном томе с Левшою под одним общим заглавием Молодцы писал он в 1866 году.
Добрый и простодушный русский исполин основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неумной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия.
Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. Очарованный странник это тип русского скитальца говоря словами Достоевского. Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими лишними людьми Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве.
Он и без того смирн и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник, черноземный Телемак. В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К беглый крепостной, нянька грудного ребнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтра,
солдат, георгиевский кавалер офицер в отставке, справщик в адресном столе, актр в балагане и, наконец, инок в монастыре и вс это на протяжении одной жизни, ещ не завершившейся. Само имя у героя оказывается непостоянным Голован прозвище в детстве и юности Иван так зовут его татары это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное у них все если взрослый русский человек так Иван, а женщина Наташа, а мальчиков они
Кольками кличут под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе сво имя. И наконец, ставши иноком, зовтся отец Измаил, оставаясь тем не менее всегда самим собой русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным. Создавая этот образ,
Лесков не забудет ничего ни детской непосредственности, ни своеобразного артистизма и узкого патриотизма воительницы. Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна, так отпущена на свою волю. В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл именно на дорогах жизни вступает очарованный странник в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании которых он прежде и не подозревал. Иван Северьяныч
Флягин с первого взгляда поражает своей оригинальностью Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета так странно отливала его проседь он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на чубаром да ездить в лаптищах
по лесу и лениво нюхать, как смолой и земляникой пахнет тмный бор. Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал гибель укрощнного коня вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным то природы существом. И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается повествование об обширной протекшей жизненности
Флягина, и этот эпизод не случайно вынут из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя. По убеждению героя, его предназначение в том, что он сын моленый и обещанный, обязан посвятить свою жизнь служению богу. Иван Северьяныч Флягин живт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.
Путь, который проходит герой повести это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, е причудливым ходом он по-своему на них отвечает. Тема хождения по мукам развивается независимо от того, что герой не придат ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным
именно потому, что вс это выпало на долю одного человека. Экий ты, братец, барабан били тебя, били, и вс никак не добьют говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть. У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство, которым наделн от природы. Его исключительность произрастает на русской народной почве и тем более значительна, что герой на вс
отвечает собственным сердцем, а не построениями ума. Идее тут противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные испытания. В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывалтсь фигуры реальных людей. Поэтому Очарованный странник развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в
трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем вставала в этих произведениях жизнь личности. Обострнный интерес писателя к национальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир и разработать самобытный, исполненный артистизма, неповторимый лесковский способ изображения. Лесков умел изобразить жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю.
Лесков верил и умел показать, что народ способен глубоко понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным. Глубокая вера в великую народную силу и любовь к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть вдохновенность народных характеров. В Очарованном страннике впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается
тема народного героизма. Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстат перед нами во всм величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. Очень мне за народ умереть хочется говорит очарованный странник. Глубоко переживает черноземный Телемак свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену
Тут глубине тоски дна нетЗришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмтся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещную землю и заплачешь. В Очарованном страннике Лесков говорит о добром русском богатыре, о добром простодушии, о доброй душе, о добром и строгом житии. Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источнике всяких человеческих поступков и помышлений покоится доброта неземная, идеальная, мистическая.
Она не открывается среди людей в свом чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством. Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героями былин и сказок. Н. Плещунов делает следующий вывод, рассуждая об Очарованном страннике возникает догадка, что этот Очарованный странник и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий часа своего избавления.
Не только герои Очарованного странника, но и многие другие образы писателя были иконами, но не в том смысле, что они были религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты отражались писателем статически, традиционно, в духе религиозных жанров, жанров фольклора и древней русской литературы житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок. Герой рассказа назван очарованным странником и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя.
Очарование это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в Запечатлнном Ангеле, сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против не она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.
Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствуют уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими над ними традициями и представлениями об окружающем мире. Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть вполне мирское, обыденное отношение к жизни и даже что особенно значительно смог критически отнестись к официальной религии и церкви. Поэтому произведение Очарованный странник не потеряло своего глубокого значения и
по сей день. На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, вс приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в явлениях и эти явления кажутся ему одною воздушной цепью, которая связывает его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на не свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведт его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова
Очарованный странник. Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с е разнообразными, явными и тайными страстями. Глубокое ощущение нравственной красоты, чуждое развращающего равнодушия, одолевает дух лесковских праведников. Родная среда сообщает своим живым примером не только вдохновенные порывы, но строгое и трезвое настроение их здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле.
Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал е как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую и грешную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных людей. Где ещ найдшь таких праведников, умельцев, чудаков Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя.
В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но вс дремлет, вс сковано, вс зачаровано. Очарованная Русь термин условный, литературный. Это совокупный образ, воссозданный художником в свом творчестве, вобравший в себя некоторые стороны исторической действительности. Это те сокрытые великие силы, которые видел Лесков в свом народе. Это старая сказка о нм. Список литературы 1. А. Волынский
Н.С. Лесков 2. В. Ю. Троицкий Писатель Земли Русской, Лесков художник 3. Л. Крупчанов Жажда света 4. Г. Гунн Очарованная Русь Николая Лескова. 5. Б. Дыханова Запечатленный ангел и Очарованный странник Н. С. Лескова.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Рихтер: Непокоренный |
Реферат | А. Усанова pr-коммуникации и нанотехнологии |
Реферат | Кількість населення Землі його природний та механічний рух |
Реферат | "Лишний человек" Онегин |
Реферат | "Троица" Андрея Рублева |
Реферат | Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского |
Реферат | Дискриминация в Японии |
Реферат | "Герой времени" в "Горе от ума" Грибоедова |
Реферат | Эндодонтия |
Реферат | Тема деревни в творчестве Федора Абрамова |
Реферат | Гаршин В.М. |
Реферат | Стихотворение И.Бунина «Одиночество» |
Реферат | Современна ли комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" |
Реферат | Зарубежная практика формирования бухгалтерского баланса |
Реферат | Степени ума |