Реферат по предмету "Иностранные языки"


Игровой кружок, как одна из форм внеклассной работы и его роль при закреплении лексического материала на средней ступени обучения иностранному языку

Министерство образования Российской Федерации Исилькульский педагогический колледж Выпускная квалификационная работа Игровой кружок, как одна из форм внеклассной работы и его роль при закреплении лексического материала на средней ступени обучения иностранному языку Попова Ольга Владимировна специальность 0303 30а группа. Руководитель работы Кондакова Светлана Андреевна преподаватель немецкого языка 2003 год


Оглавление. Введение. 3. Глава 1. Кружок, как одна из форм внеклассной работы. 1. Внеклассная работа по иностранному языку. 1. Система внеклассной работы по иностранному языку. 2. Значение внеклассной работы по иностранному языку. 3. Принципы внеклассной работы по иностранному языку. 8. 1.1.4.


Связь внеклассной работы с программным курсом обучения иностранному языку в школе. 5. Возможности развития учащихся во внеклассной работе. 6. Требования к учителю организатору внеклассной работы. 2. Кружок - одна из форм внеклассной работы. 1. Формы и виды внеклассной работы по иностранному языку.


2. Кружок, как синтетическая форма внеклассной работы. 3. Виды кружков. 4. Игровой кружок. 18. Глава 2. Обучение лексическим навыкам немецкого языка в средней школе. 1. Лингвопсихологическая характеристика лексических навыков. 2. Технология обучения лексическим навыкам по


Роговой . 3. Обучение лексическим навыкам по Шатилову С.Ф. 4. Программные требования по овладению лексикой. 5. Способы контроля усвоения лексики. 28. Глава 3. Практическая часть. 1. Использование материала для закрепления лексики в кружковой работе. 2. Закрепление лексического материала в игре.


3. Описание опытно - экспериментальной работы в Аполлоновской средней школе Исилькульского района. 34. Заключение. 48. Библиография. 50. ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления


гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт организации усвоения языка, как подлинного элемента национальной культуры и средства общения. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду.


В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Внеклассная работа предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что, по мнению методистов, значительно облегчает достижение этих целей. Одной из форм внеклассной работы является кружок.


Он предполагает проведение внеурочных занятий, где с помощью интересно подобранных заданий, упражнений совершенствуются умения и навыки учащихся. Кружковая работа не только углубляет знания учащихся, но и способствует расширению их кругозора. Из вышеизложенного следует, что тема нашей выпускной квалификационной работы является актуальной и значимой. Целью работы является рассмотрение игрового кружка, как одной из форм внеклассной работы и исследование его роли в совершенствовании лексических навыков у учащихся


средних классов. Объект исследования - процесс обучения иностранному языку на среднем этапе. Предмет исследования - игровой кружок, как одна из форм внеклассной работы и его роль в совершенствовании лексических навыков у учащихся. Задачи работы 1. Изучить теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе. 2. Экспериментальным путём определить влияние игрового кружка на совершенствовании лексических навыков


учащихся. 3. Разработать и апробировать систему занятий игрового кружка. Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы 1. Анализ литературы. 2. Включенное наблюдение. 3. Анкетирование. 4. Тестирование. 5. Эксперимент. Гипотеза работы игровой кружок по иностранному языку является одной из форм закрепления лексического материала, на средней ступени обучения.


При написании работы мы опирались на исследования таких учёных и методистов как Биш И.П Рогова Г.В Мокроусова Г.И Кузовлёва Н.Е. и другие. Исследование проводилось на базе Аполлоновской средней школы Исилькульского района Омской области. Квалификационная работа состоит из трёх глав, введения, заключения, списка литературы. ГЛАВА 1. КРУЖОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ


ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ. 1. Внеклассная работа по иностранному языку. 1. Система внеклассной работы по иностранному языку. В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том случае, если каждое её мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим все проводимые в рамках системы и постоянно действующие и периодические


формы работы должны координироваться администрацией школы и органически сочетаться с планами работы классных руководителей, деятельностью детских и молодёжных организаций школы. Система внеклассной работы по иностранному языку включает взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенными общими целями. В создании педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами


и методами учебно-воспитательного процесса. Конечные цели внеклассной работы по предмету, а именно 1. расширить и углубить знание, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности 2. стимулировать интерес учащихся к изучению предмета 3. способствовать всестороннему развитию личности, могут быть конкретизированы учителем в соответствии с построенной им моделью системы. При этом учитываются специфика и возможности предмета.


Цели внеклассной работы по иностранному языку направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками хочу научиться говорить на иностранном языке , хочу научиться читать на иностранном языке , хочу больше узнать о стране изучаемого языка , хочу использовать иностранный язык в своей будущей деятельности и т. д. В случае несовпадения целей внеклассной работы по иностранному языку на конкретном её этапе с целями школьника, отсутствия у него мотивов деятельности, вся система


оказывается формальной, так как не принимается детьми и не воздействует на них. Добровольный характер внеклассной работы по иностранному языку, трудности в её подготовке и проведении обуславливают необходимость разработки мер комплексной мотивации личности, соблюдения всех требований к содержанию, формам и методам. Ближайшие и частные цели системы внеклассной работы определяются также личностью учителя уровнем его педагогического мастерства, необходимостью учёта его сильных сторон.


Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве её основных направлений 1 прагматическом формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков художественной деятельности, на старших этапах - организованных умений и навыков 2 гносеологическом сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире, о детских и молодёжных организациях и т. д. 3 аксеологическом развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности и т. д.


Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку. Логика педагогического процесса подсказывает, что любая самая хорошо продуманная и теоретически обоснованная система проведения внеклассной работы оказывается нерезультативной, если в её конкретном воплощении не будут учтены изменяющиеся условия в жизни коллектива и отдельных его членов, актуальные события в жизни нашей страны и страны изучаемого языка, отношение учащихся к ним и другие


факторы. События политической, культурной и экономической жизни, приезд делегации страны изучаемого языка в нашу страну, победы российских спортсменов в международных соревнованиях, подготовка к празднику, фестивалю, а также события в жизни района, города, села, коллектива школы - всё это должно находить отклик на внеклассных занятиях в содержании текстов для чтения и аудирования, в беседах, диалогах и монологических сообщениях. К сожалению, в ряде школ ещё наблюдаются случаи, когда вся внеклассная работа


представлена только художественной самодеятельностью, проведением олимпиад по иностранному языку, а кружковая работа отодвигается на задний план. Важно позаботится о том, чтобы любой предложенный вид деятельности был привлекателен для учащихся, не вызывал переутомления, не был однообразным. Учитель должен проводить работу с языковым материалом, необходимым для понимания содержания мероприятий. Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание


единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Опыт учителей свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Учителю важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных


и воспитательных задач и вместе с тем регулярны, экономичны по времени, отвечают всей системе учебно-воспитательного процесса. 1.1.2. Значение внеклассной работы по иностранному языку. Коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам и деятельностный подход к изучению иностранных языков не могут быть реализованы без резкого повышения работоспособности обучающегося. Для осуществления этой цели, необходим переход от традиционного фронтального управления всей деятельностью


обучающихся без учёта их индивидуальных возможностей и особенностей к управлению учебным процессом с максимальной индивидуализацией обучения. Кроме того, необходимо повышение мотивации к изучению иностранного языка. Именно внеклассные занятия помогают поддерживать мотивацию на должном уровне, а также интерес к стране изучаемого языка и к самому предмету. Следует заметить, что внеклассная работа строится на добровольных началах, она не терпит авторитарного стиля общения.


Учителю рекомендуется так строить отношения с учеником, при которых они оказывались бы партнёрами по общению. Это способствует снятию психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению. Лишь при таком подходе личность ученика будет развиваться всесторонне. Значение внеклассной работы по иностранному языку не только в формировании и поддержании интереса и мотивации к изучению языка, но и также в формировании познавательной деятельности учащихся, в разумной


организации их досуга. Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников. Кроме того, внеклассная работа выполняет и профориентационную роль, так как она помогает выявить задатки и интересы учащихся и может оказать влияние на направление будущей профессии. 1.1.3. Принципы внеклассной работы по иностранному языку.


Внеклассная работа по иностранному языку основывается на принципах, соблюдение которых помогает наиболее эффективно реализовать цели обучения иностранному языку. Методист Савина С.Н. выделяет следующие 1. Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы с условиями жизни учащихся. Реализация данного принципа обусловлена несколькими условиями - систематическое ознакомление учащихся


с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом, чтение газет, проведение конференций широкое использование краеведческого материала, организация экскурсий по музеям, памятным местам - включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия - привлечение материалов переписки с зарубежными друзьями - подготовка драматизаций и организации ролевых игр. 2. Принцип коммуникативной активности. Известно, что внеклассная работа проводится с использованием


уже сформированных речевых умений и навыков. Поэтому семантизация лексики и введение грамматического материала на внеклассных мероприятиях имеют ситуативный характер. Данный принцип обеспечивается отбором языкового и речевого материала, представляющего личную значимость для учащихся. При этом большое значение имеет содержательная сторона коммуникативной активности. 3. Принцип учёта уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного


языка. По мнению методистов и учителей - практиков языковой перегрузки во внеклассной работе позволяет избежать установление связи с уроками иностранного языка. Но это не означает дублирование темы, форм и методов работы. 4. Принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Согласно этому принципу обучение иностранному языку делится на 3 этапа.


Начальный этап 5-6 кл На данном этапе в структуре мышления школьников существенную роль играют конкретно-образные компоненты. Поэтому учитель должен обеспечить разнообразную коммуникативную деятельность для того, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов. Средний этап 7-9 кл Данный этап характеризуется стремлением учащихся к самостоятельности, взрослости и недостаточностью возможностей. Происходит интенсивное формирование понятий, убеждений.


Поэтому ведущими формами проведения внеклассной работы будут проведение пресс-конференций, приезд делегаций, конкурсы, ситуации, требующие проявления жизненной позиции. Завершающий этап 10-11 кл Этот этап совпадает с периодом ранней юности. У школьников появляется стремление к самоопределению. Учащимся можно предложить проведение музыкальных вечеров на иностранном языке, тематических викторин,


оформление стендов, знакомство с различными видами художественного и технического перевода. 5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. Очень важно продумать систему подготовки учащихся к самостоятельной работе. При этом особое значение следует придать самоконтролю.


6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами.


Использование материалов по географии, истории и другим предметам обогащает внеклассную работу, способствует повышению интереса к ней. 1.1.4. Связь внеклассной работы с программным курсом обучения иностранному языку в школе. Внеклассная работа имеет связь с курсом обучения иностранному языку в школе. Условия обучения иностранному языку в средней школе, да и сама жизнь указывают на необходимость создания единой системы обучения и воспитания школьников. В настоящее время у учителя иностранного языка, как


никогда прежде, возникает настоятельная потребность осуществлять учебную и воспитательную работу в комплексе. Иностранный язык, как учебный предмет, является в этом плане благодатной почвой - разнообразие тем учебника, затрагивающих основные стороны жизни человека в обществе, даёт возможность выдвигать перед учениками большое количество нравственных, этических и других проблем как непосредственно на уроках, так и в процессе ведения воспитательной работы. Естественно, что внеклассная работа имеет большие возможности


по закреплению материала, с которым учащиеся знакомятся на уроке. Чтобы уменьшить падение интереса и уровня мотивации, учитель может многое сделать. Особое место в поддержании высокого уровня мотивации, интереса к иностранному языку занимает внеклассная воспитательная работа по предмету. Многие учителя из опыта знают, что активно проводимая ими внеклассная работа обеспечивает наибольший процент активности учащихся и на уроке, что говорит об интересе к предмету


в целом. И это не удивительно, ибо внеклассная работа по иностранному языку даёт возможность ученикам использовать иностранный язык как средство общения, показывает широкие возможности его использования. Конечно, не все формы внеклассной работы способствуют этому в одинаковой степени, но в условиях отсутствия языковой среды каждая из них по-своему необходима. Таким образом, учителю во внеклассной работе следует всячески показывать ученикам возможности использования


иностранного языка как средства общения. В этом плане очень важно осознание целей урочной и внеклассной работы. Главной на уроке всегда будет оставаться цель учебная конечно, в её связи с воспитательной и развивающей во внеклассных же мероприятиях акцент будет смещаться на воспитательную, развивающую и познавательную цели в зависимости от формы и характера проводимого мероприятия. Возможны и необходимы два пути взаимосвязи и взаимодействия урочной и внеурочной работы.


1-й путь - когда мероприятия внеклассной работы влияют на общую мотивацию и, следовательно, на уроке 2-й путь - когда соответственно методика работы на уроке мотивирует учащихся заниматься внеурочной работой. 1.1.5. Возможности развития учащихся во внеклассной работе развивающая функция . Развитие есть неотъемлемый компонент обучения. Не случайно в последние года всё чаще говорят о развивающем обучении. Этот вопрос разработал Л.В.Занков, который опирался на известное положение


Л.С.Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. В психологической литературе отмечается, что развитие происходит в процессе разрешения противоречий, которые возникают между требованиями, предъявляемыми определённой деятельностью к личности, и готовностью этой личности к выполнению данной деятельности, а также между личными устремлениями человека и встающими перед ним задачами. Именно по этому для развития человека, для формирования свойств его личности требуется


постоянно выдвигать перед ним всё новые задачи и усложнять их. М.А.Менчинская считает, что при воздействии на учащегося у него актуализируется предшествующий опыт, вызываются своеобразные эмоциональные реакции, оценки отношения к познаваемому. Всё это определяет особенность, неповторимость возникающих у каждого познаний или других психических образований Педагогическое руководство в деле развития ребёнка заключается в том, чтобы последовательно


предъявить учащимся задачи всё более высокого уровня сложности с учётом индивидуальности ребёнка. Постановка перед учащимися задач такого рода должна иметь место и во внеклассной работе по иностранному языку. Внеклассная работа предоставляет учителю возможности управлять развитием учащихся в изобилии, ведь процесс внеклассной работы, также как и учебный процесс неизменно требует от учащихся умственных, волевых усилий, работы памяти и внимания. Это в свою очередь развивает мышление, волю и многие другие


качества, необходимые современному всесторонне развитому человеку. Участвуя в тех или иных мероприятиях, ученикам приходится выполнять различного рода виды деятельности в каждом из них доминирует определённые психические процессы, следовательно, развиваются и определённые способности. Знания того, какие виды деятельности наилучшим образом способствуют развитию тех или иных свойств учащихся, позволит учителю сделать процесс развития учеников целенаправленным и, следовательно,


более эффективным. Именно по этому важно знать, как соотносится развитие с процессом проведения внеклассной а именно кружковой воспитательной работы по предмету. 1.1.6. Требования к учителю - организатору внеклассной работы. Темы внеклассных мероприятий должны интересовать учащихся, активизировать их. А учитель в свою очередь должен умело организовать мероприятие, привлекая к нему не только активных


учащихся, но и пассивных. Учитель должен обладать качествами организатора. Так каким должен быть организатор внеклассной работы, какими качествами ему необходимо обладать, какие знания и умения ему нужны? Эти вопросы всегда были и остаются предметом серьёзных размышлений, острых и порой противоречивых суждений, споров, дискуссий. Решить их лишь на основе эмпирических наблюдений нельзя, поэтому организаторская работа давно стала


объектом пристального изучения многих учёных. Значение организатора и осуществляемой им деятельности организаторской деятельности велико и неоспоримо. Организаторская деятельность пронизывает все сферы науки и воспитания, государственной и общественной жизни людей. Организаторская деятельность как один из видов деятельности человека существует в системах человек - группа людей , организатор-группа организуемых Она есть составляющая практического управления людьми,


целенаправленного воздействия субъекта - организатора на объект - организуемую группу . Усманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника М 1980. с.5 Организаторская деятельность в школе - это работа учителя, организующего совместную деятельность группы учеников для достижения цели, поставленной перед ними. Ученики - главное в организации, а их интересы, потребности, чувства, их практическая деятельность


по выполнению общих задач и есть объект организаторской функции, учитель должен сочетать в себе и воспитательные последствия своих действий, решений, воодушевлять учеников своим личным примером, умело направлять деятельность учащихся в учебных целях, создавать благоприятный морально-психологический климат для работы. Многие считают, что для успешного осуществления организаторской деятельности необходимо иметь особый талант и незаурядные способности организатора. Поэтому, когда внеклассная работа проводится нерегулярно,


неинтересно, а в большинстве случаев ради галочки , некоторые учителя пытаются объяснить это отсутствием организаторских способностей. Однако развитие организаторских способностей в большей мере зависит от самого человека. Учитель сам может проявлять целеустремлённость и волю для развития в себе качеств настоящего организатора внеклассной работы по предмету. Для этого ему, прежде всего, необходимо знать, какими качествами должен обладать учитель - организатор. Роль организатора есть крупнейшая роль.


В новом обществе роль организатора удваивается, утраивается писал М.И. Калинин Калинин М.И. О молодёжи М 1975. с. 76 . 1.2. Кружок - одна из форм внеклассной работы. 1.2.1. Формы и виды внеклассной работы. В зависимости от количества участников, существует 3 формы внеклассной работы массовая, групповая и индивидуальная. В настоящее время наблюдается тенденция к растворению индивидуальной


формы внеклассной работы в массовой и групповой. Массовая и групповая форма планируются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом. К групповой форме относятся кружки, клубы. Данная форма характеризуется стабильностью участников 10-15 человек , регулярностью занятий. Массовая форма внеклассной работы, в отличие от групповой проводится эпизодически. Она должна включаться в общешкольный план внеклассных мероприятий.


К этой форме относятся вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, неделя иностранного языка. На видах внеклассной работы сказываются изменения, происходящие в жизни общества одни виды выходят на первый план, другие уступают им места. Методисты М.В. Ляховицкий и И.М. Кошман выделяют ещё одну форму внеурочной работы, такую как самостоятельная работа. Самостоятельная работа должна строиться по специальной системе инструкций и указаний с максимальной


опорой на самоконтроль и самокоррекцию учеников. Наиболее приемлемыми для самостоятельной работы являются следующие приёмы прослушивание аудиокассет с записями текстов, выполнение упражнений с формулировкой найдите , выберите , укажите и многих других, правильность выполнения которых можно проверить по ключам. Познавательное значение этих видов работы очевидно они обращены, как правило, к зоне будущего развития учащихся, не позволяют довольствоваться достигнутым.


1.2.2. Кружок как синтетическая форма внеклассной работы. Кружковая работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания по иностранному языку, но и способствует расширению кругозора школьников. Кружковая работа помогает учителю осуществлять патриотическое воспитание, так как участие в кружке содействует воспитанию чувства коллективизма, дружбы и товарищества, воспитывает сознательную


дисциплину, волю и характер. Она является ведущей в 5-7-х классах. Кроме того, занятия в различных кружках способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроках. Кружок как форма внеклассной работы известна давно, она приобрела уже более или менее устоявшиеся признаки, получила широкое отражение в печати. Однако у учителя возникает немало вопросов об особенностях организации основных видов кружков.


Анализ опубликованных работ показал, что именно организационная сторона дела чаще всего упускается из вида. Поэтому в данном параграфе, исходя из нашего опыта работы, мы хотели бы предложить учителю несколько советов, касающихся организации работы кружков различного вида. При создании кружков иностранного языка в школе необходимо учитывать следующие положения. 1. Занятия в кружке должны быть исключительно добровольными.


2. Каждый кружок ставит себе определённые и конкретные задачи. 3. Организация работы каждого кружка должна быть чёткой. На первом организационном занятии любого кружка следует установить точные дни и часы занятий обсудить план работы кружка. 4. Учитель, руководящий работой кружка продумывает план работы с учётом возраста и цели их работы в кружке старается сделать занятия интересными, не похожими на урок.


5. Дни и часы работы кружка обязательно согласовываются с учебной частью школы. Периодичность занятий 1 раз в 1-2 недели. 6. Тематика занятий должна быть актуальна, и соответствовать запросам учащихся. 7. Учитель устанавливает число участников каждого кружка в зависимости от его содержания. 8. Продолжительность каждого занятий в среднем около часа. 9. Результаты кружковых занятий всех групп, а также результаты работы отдельных учащихся должны находить


отражения в стен. газете или специально выпускаемых бюллетенях. 10. На занятиях кружка отсутствует домашнее задание. 1.2.3. Виды кружков. Методисты Макроусова и Кузовлёва различают следующие виды кружков 1. Кружок разговорной речи. 2. Драматический кружок. 3. Кружок переводчика. 4. Игровой кружок. 5. Кукольный, теневой театры и т.д.


Названия кружка даётся в зависимости от его цели и содержания. Каждый из перечисленных выше видов кружков имеет свою цель. Так в кружке разговорной речи совершенствуется умение говорить на иностранном языке, в кружке переводчика - умение переводить. В целом работа всех кружков направлена на совершенствование владения языком. На схеме это можно представить следующим образом Цель


Совершенствование владения иностранным языком. Виды Драматический кружок Кружок разговорной речи Кружок переводчика Кукольный театр Игровой кружок Кроме основной цели, учитель может планировать для каждого конкретного кружка и другие сопутствующие цели и задачи. 1.2.5. Игровой кружок. Организация игрового кружка не представляет больших трудностей.


Ученики 5-6-х классов с удовольствием записываются в него и регулярно ходят на занятия. Им нравится играть, они активны, быстро запоминают иностранные слова и выражения. В план работы на год учитель может включать различные игры на закрепление лексического материала и грамматических явлений, на развитие памяти и мышления, монологической и диалогической речи, произносительных навыков и т. д. С методикой проведения многих игр учитель может ознакомиться, прочитав соответствующие


книги и статьи в журнале Иностранный язык в школе . На каждое занятие необходимо подбирать не менее 3 игр, включая и подвижные игры, по определённой теме. Тогда ученики могут концентрировать своё внимание на одном каком-либо явлении языка и, следовательно, оно надолго останется в их памяти. Итак, каждое занятие кружка будет иметь свою цель. В связи с тем, что целью нашей работы является выявление роли игрового кружка на совершенствование


лексических навыков, необходимо рассмотреть, как происходит обучение лексическим навыкам и дать их характеристику. ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. 2.1. Лингвопсихологическая характеристика лексических навыков. Основной практической целью обучения лексическому материалу иностранных языков в средней школе является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов


речевой деятельности. Остановимся на лингвопсихологической характеристике лексических навыков. Под речевыми экспрессивными лексическими навыками понимаются навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации. Под рецептивными лексическими навыками при восприятии на слух или при чтении лексических явлений структуры слова и его употребления . Эти навыки могут быть сформулированы как на базе активной лексики рецептивно


активные лексические навыки так и на базе пассивной лексики рецептивно пассивные лексические навыки . Лексический речевой навык включает в себя, таким образом, два основных компонента словоупотребление и словообразование. Психофизиологической основой лексических речевых экспрессивных и рецептивных навыков являются лексические автоматизированные динамические связи как единство семантических, слухоречемоторных и графемоно-фонемных образов слов и словосочетаний.


Данные психологами речи показывают, что речевые лексические навыки существенно отличаются от грамматических. Отличие состоит в том, что лексические навыки характеризуются большей логико-семантической осознанностью. Это проявляется в выборе слов, их правильном семантическом сочетании в зависимости от целей и условий коммуникации, содержания высказывания. Подобно грамматическим навыкам, лексические речевые навыки изучаемого языка испытывают воздействие со стороны лексических навыков родного языка.


Чтобы правильно понять характер этого влияния, необходимо остановиться на некоторых особенностях словообразования и словоупотребления в немецком языке в сравнении с родным языком. Рассмотрим, прежде всего, вопрос о словоупотреблении. Лексическая правильность иноязычной речи, как известно, выражается, прежде всего, в правильном словоупотреблении, то есть в семантически правильном сочетании слов изучаемого иностранного языка по его нормам, часто


отличающимся от семантических правил сочетания их эквивалентов в родном языке. Это несовпадение обусловлено расхождением в лексических системах двух языков как проявление расхождения между понятием и назначением слов. Как известно, понятие есть психологическая категория мышления и как таковое оно имеет всеобщий неязыковой , вненациональный характер. Значение категория лингвистическая и поэтому её содержание имеет национальное выражение.


Значение порождаются системой языка и в каждом языке принимают своеобразный и неповторимый характер Коунельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М Л 1965 Значение и понятие образуют диалектическое единство. Значение выражает какое-либо понятие лишь частично, поэтому одно и тоже понятие может быть выражено в разных языках разными словами, а слова, обозначающие одно и то же понятие, в разных языках не совпадают


по общему значению. Почти любая пара корреспондирующих слов из двуязычного немецко-русского или русско-немецкого словаря может подтвердить это положение. Так, der Tisch обозначает 1 стол Mцbelstьck 2 еда, питание. Обед Mahlzeit В русско-немецком словаре можно найти ещё 4 значения слова стол 1 стол - das Amt 2 личный стол - Personalabteilung 3 справочный стол -


Auskunftbьro - amt 4 адресный стол - Adresstelle Лексическая правильность иноязычной речи зависит от уровня сформулированности лексических навыков, то есть от упрощенности связей иностранных языков с понятиями и связей между словами иностранного языка. 2.2. Технология обучения лексическим навыкам по Роговой Г.В. Методист Рогова Г.В. предлагает ознакомится с лексикой через аудирование. Учитель показывает коммуникативную нагрузку, которую выполняет слово, то есть что с помощью этого слова


можно передать, что оно означает учащиеся слышат, как оно звучит, и видят, как оно сочетается с другими словами в неизвестных им структурах, используемых для презентации данного слова учителем. Тренировка учащихся в освоении слова, его формы употребления далее проводится через говорение, позволяющее учащимся осуществлять операции продукции подстановки, расширения и комбинирования. Тренировка начинается с простейшей, но важнейшей, как считает


Рогова, для усвоения лексической единицы операции - воспроизведения слова за учителем, значение которого им уже известно. Если слово содержит новые звуки, в начале снимается эта трудность. Если же нет, то дети произносят новые слова хором 2-3 раза и индивидуально. Количество индивидуальных проговариваний зависит от трудностей звуковой формы слова, а также от особенностей детей, с которыми работает учитель, и их имитационных способностей.


Важно, чтобы каждый ученик ушел правильно воспроизводить отрабатываемое слово. Операция репродукция должна обеспечить правильность воспроизведения образца слова не только как отдельно взятой единицы, но и сочетаниях и предложениях речевых образцах . Многократное проговаривание слова не только изолировано, в словосочетаниях, но и в речевом целом будет, с одной стороны, способствовать запоминанию лексической единицы, введению ее в память, то есть накоплению


словаря, а с другой - создавать условия для функционирования в речи, то есть для выбора нужного слова и включения его в речевую цепь. Этому будут способствовать и другие упражнения. Количество тренировочных упражнений и их характер будут определятся трудностями слова, составом учащихся, их общем и языковым развитием и условиями, в которых протекает обучение. Поскольку у каждого слова есть форма, значение и употребление и каждый из названых аспектов слова имеет


свои трудности, необходимо дифференцированно подходить к работе над словом. Слова могут быть легкие по форме, но трудные в употреблении и наоборот. Говорение используется для формирования лексического навыка за счет расширения. Сначала учащиеся выполняют упражнения на расширение на уровне словосочетания. Эта операция готовит учащихся к более информированным и полным высказыванием при выполнении речевых


упражнений. Формирование лексического навыка происходит также в ходе заданий на комбинирование, при котором усваиваемая лексическая единица включается в разные, логически связанные между собой структуры. Учитывая, что языковой материал организован по темам, под лексическим комбинированием мы будем понимать использование учащимися ранее усвоенных слов по одной теме при работе над другой темой. При формировании лексического навыка говорения контролируется точность и правильность выполнения тренировочных


заданий. При репродукции контролируется точное воспроизведение слова, как изолированно, так и в словосочетании и в предложении. Всякое отклонение от образца должно быть исправлено. При подстановке и расширении контролируется правильность выбираемой лексической единицы и ее сочетаемость с другими. При комбинировании контролируется, как учащийся подключает известные ему слова, в процессе работы должен, пронизывать всю тренировку и, по возможности, вырабатывать у учащихся самокоррекцию и


контроль. 2.3. Обучение лексическим навыком в средней школе по Шатилову С.Ф. Обучение лексическим навыком осуществляется в соответствии с этапами формирования навыков. К ним относятся I этап - этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения II этап - этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях III этап - варьирующий ситуативной этап - этап создания динамичных лексических


речевых связей, то есть обучение новокомбинированию знакомых лексических элементов в различных контекстах в заданных пределах. Первый из названных этапов - введение и первичная семантизация - был и остается предметом дискуссии в методической литературе. При этом высказывались и исключающие друг друга суждения относительно роли языка как средство семантизации. В настоящее время большинство методистов сходятся на том, что родной язык может быть средством семантизации,


если другие средства оказываются неэффективными, однако закрепление слова должны быть преимущественно одноязычными. Предметно-изобразительная и действенная наглядность, которая обычно противопоставляется родному языку как средство беспереводного введения лексического материала, не исключает внутреннего перевода или соотношения иностранного слова со словом родного языка и, следовательно, не всегда является полностью беспереводным способом семантизации. Однако использование наглядности, как уже упоминалось


ранее, весьма положительно влияет на закрепление связей между языковым образом иноязычного слова и его конкретным значениям. Особую роль играет неязыковая наглядность при моделировании экстралингвистических ситуаций. Наибольшее распространение наглядные средства семантизации лексики имеют на начальной стадии IV - V классы при введении слов с конкретным значением. На среднем и старшем этапах используются, кроме наглядности контекст в сочетании с анализом слова по


словообразовательным элементам, синонимы, антонимы, этимология слова, семья слов в сочетании с переводом там, где он необходим , дефиниция. На первом этапе важна также форма презентации слова устная или письменная, в связном контексте или изолированно. И в этом вопросе в практике преподавания крайности имели место ранее и наблюдаются сейчас. В настоящее время основное внимание уделяется введению слов в контексте, что больше соответствует практическим целям обучения иностранному языку.


Различают по цели 2 вида речевого семантизационного контекста - одноцелевое только для восприятия - двухлицевые для восприятия и первичного воспроизведения . В первом случае учитель вводит новое слово в рассказе, в котором содержится только хорошо знакомый учащимся материал. Этот контекст должен однозначно раскрыть значение нового слова. В рассказе может быть несколько новых слов. На среднем этапе


VI-VII классы производные и сложные слова могут семантизироваться с опорой на знакомые элементы однокоренных слов и тренируются в условно- и подлинно-речевых лексически направленных упражнениях диалогического характера. Рассмотрим теперь вопрос о форме введения нового слова. Устное введение лексики особенно важно на начальном этапе. В дальнейшем можно значительно шире использовать письменную опору, особенно на среднем и старшем этапах.


Графический образ слова на этих этапах не может отрицательно влиять на звуковой, потому что учащиеся достаточно прочно владеют произношением звука, а между тем запоминание и воспроизведение при опоре на письменный образ заметно улучшается. Однако целенаправленным звеном во всей работе по созданию лексических речевых навыков. Шатилов считает второй и третий этапы тренировки, то есть этапы создания прочных и гибких лексических речевых связей. Под лексическими речевыми связями понимается связь слухо-речемоторного


образа слова и его значения, связь слова с другими словами иностранного языка и в словосочетаниях, создаваемых в устной речи. Содержание работы на этих этапах - ситуативно-стереотипизирующем и ситуативно-варьирующем составляют условно-речевые лексически направленные ситуативные и контекстные упражнения, о которых говорилось выше. Одно из основных условий успешности выполнения этих упражнений учащимися является ограничение количества трудностей владения грамматическими явлениями, в которых новые слова тренируются, ограничение


количества новых слов . Наряду с экспрессивными лексическими навыками говорения и отчасти письма у учащихся должны быть сформированы рецептивно активные и рецептивно пассивные лексические навыки. Первые формируются в рецептивных видах деятельности - в учебном аудировании и чтении на базе активного усвоенного материала. Вторые создаются также путём выполнения специальных рецептивных упражнений по тексту, содержащему пассивную лексику. Остановимся на основных типах упражнений, направленных на формирование


лексических пассивных рецептивных навыков чтения и понимания на слух в соответствии с основными этапами создания навыков. 1-й этап - ориентировочно-подготовительный. На этом этапе новое слово пассивного словаря вводится в контексте или изолированно, даётся анализ его формы и структуры и внутренних данных этимологическая, тематическая, семантическая связь с другими словами . 2-й этап - этап пассивного закрепления в соответствующих лексических упражнениях рецептивно-пассивного


характера. К таким упражнениям можно отнести 1 упражнения на правильное узнавание пассивного усеваемого слова по внешнему виду в ряду других слов, с которыми учащиеся могут спутать новое слово 2 упражнение на анализ слов по составу и определению значения по элементам слова приставке, корню, суффиксу и т. д. 3 упражнения на развитие догадки о значении слова в знакомом контексте 4 упражнения на закрепление пассивной лексики путём чтения подобранных микротекстов.


2.4. Программные требования по овладению лексикой. Языковой материал распределён по трём этапам обучения начальному, среднему и завершающему. Для каждого этапа предполагается лишь минимальный объём лексического материала, который может быть превышен в практике обучения соответственно, языковые явления, отнесённые в Программе к последующему этапу или подэтапу , могут быть освоены на предыдущем.


1 этап. а К концу обучения в 3 - 4 -м классе активный словарь учащихся должен составить не менее 450 лексических единиц. 5 - 6-е классы с началом обучения в 1 2 -м классе. б К концу обучения в 6-м классе с началом обучения иностранному языку в 1-м или 2-м классе активный словарь учащихся должен составлять не менее 750 лексических единиц. в 5 - 6-е классы с началом обучения в 5-м классе. Учащиеся осваивают основной объём языкового материала,


указанного в пунктах а, в. К концу обучения в 6-м классе продуктивный лексический минимум учащихся должен составлять не менее 600 единиц. 2 этап. К концу обучения в 9-м классе активный словарь учащихся должен составлять не менее 900 с началом обучения в 5-м классе - 1050 с началом обучения в 1 2 -м классе лексических единиц. 3 этап. К концу обучения в 11 классе активный словарь учащихся должен составлять не менее 1000 с началом


обучения в 5-м классе - 1200 с началом обучения в 1 2 -м классе лексических единиц. 2.6. Способы контроля усвоения лексики. Овладение учащимися различными видами речевой деятельности на иностранном языке - это процесс постепенного и систематического формирования речевых навыков и умений. Постепенность и последовательность в овладении навыками и умениями находит своё выражение в разном уровне их сформированности на различных этапах. Контроль речевых навыков и умений служит выявлению этого


уровня у всех учащихся данного класса для диагностики трудностей, испытываемых учащимися при овладении речевыми навыками и умениями, а также для проверки эффективности приёмов и способов обучения. Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер он позволит совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приёмы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия


для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка. В педагогической практике используют следующие виды контроля - текущий - тематический - периодический - итоговый Все указанные виды контроли применяются на уроках иностранного языка в соответствии с его спецификой. Текущий контроль - самый распространённый и наиболее эффективный вид контроли, когда речь идёт о систематической контрольно-корригирующей функции проверки.


Тематический контроль в связи с тем, что основным принципом организации материала по иностранному языку за исключением некоторых периодов, например, самого начального является тематический, этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы параграфа учебника на заключительных уроках. Периодический контроль проводится, как правило, с целью проверки овладения материалом большого объёма,


например изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса. Итоговый контроль. Этот контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения. В 11 классе проводится выпускной экзамен по иностранному языку. В содержание экзамена входит задание на проверку уровня владения учащимися основными видами речевой


деятельности говорением, чтением, аудированием . Что касается проверки навыков произношения, владения лексическим минимумом и грамматическим материалом, то она осуществляется в процессе чтения текста и устного сообщения учащегося на предложенную тему. Рассмотрев виды контроля нельзя не сказать о его формах. Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, что они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются. В методической литературе известны следующие формы контроля - индивидуальные и


фронтальные - устные и письменные - одноязычные и двуязычные. Тестирование лексики. 1. Вставьте пропущенные глаголы в предложения, при этом воспользуйтесь списком глаголов. 2. К следующим словам подберите из предлагающего списка антонимы. 3. Используя фотографию с цифровой разметкой частей, поставьте напротив каждого слова на карточке или на доске номер, соответствующий названию части. 4.


Просмотрите рисунки и вставьте в предложения под ними подходящие по смыслу предлоги из приведённого списка. 5. Вставьте пропущенные глаголы в каждое предложение, выбирая один из нескольких данных в скобках. 6. Проставьте в списках слов номера, соответствующие изображённым на рисунках частями тела человека. 7. Соотнести две группы прилагательных и найти пары антонимов. 8. Назовите страны, к которым принадлежат персонажи, изображённые на картинках.


Постройте ответ по типу Она итальянка . 9. Заполните пропуски в предложениях, вставьте одно из трёх слов или словосочетаний, приведённых к каждому предложению. 10. Скажите, что изображено на предложенных вам картинках, используя для этого предложения из приведённого списка. 11. Разгадайте кроссворд, для этого употребите приведённые слова во множественном числе. 12. Соотнесите слова с изображениями пищевых продуктов на картинке.


13. Проверьте, правильно ли даны названия к картинкам. Исправьте замеченные ошибки. 14. Поменяйте слова под картинками таким образом, чтобы они соответствовали изображению. 15. Соотнесите глаголы в списках. Сведите их в пары антонимов. 16. Подберите к картинкам соответствующие по смыслу фразы из приведённого списка. 17. Вставьте недостающие глаголы, употребляя их в одной из двух предлагаемых видовременных форм в соответствии


с контекстом. 18. Назовите изображённые на картинке предметы, употребляя существительные во множественном числе в соответствии с числом изображённых предметов. 19. Вставьте в предложения недостающие сегменты вводную конструкцию, глагол, существительное, прилагательное, наречие в соответствии с контекстом. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3.1. Использование материала для закрепления лексики в кружковой работе.


Изучив научно-популярную литературу по теме нашей квалификационной работы, мы задались целью, выявить, каким образом можно использовать различный материал для закрепления лексики в кружковой работе. С данной целью мы обратились к научно-методической литературе по преподаванию иностранных языков. Однако мы обнаружили, что данной проблеме не уделено достаточного внимания. Поэтому мы попытались самостоятельно разработать занятия кружка по немецкому языку и систематизировать


задания, которые способствуют лучшему усвоению лексического материала. Итак, в теоретической части работы мы выяснили, что непосредственной целью каждого занятия кружка будет являться совершенствование речевых умений, закрепление лексики. Мы считаем, что при закреплении лексики на занятиях кружка можно использовать разнообразные виды заданий. Так, например можно использовать разнообразные виды игр.


3.2. Закрепление лексического материала в игре. Игра - соревновательная форма работы. Проведение игр делает овладение лексикой языка непосредственным, игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое, что встречается в игре. При использовании игр необходимо учитывать и то, какие именно знания мы хотим проверить, то есть игра


не должна проводиться просто ради игры. Мы предлагаем несколько игр, которые можно использовать при проведении внеклассных занятий по немецкому языку. Игра 1. Запомните предметы. Цель запоминание и контроль лексики. Посмотрите на разложенные на столе предметы в течение 1-2 минут, накройте их бумагой и назовите все предметы, которые вы запомнили, запишите их названия.


Игра 2. Солнце - дождь. Цель дифференциация лексики по семантическому признаку и формирование навыка лексико-грамматической трансформации. Рассмотрите 2 картинки, изображающие дождливый день и солнечный. Скажите, чем отличается одна картинка от другой. Игра 3. Чужое слово. Цель семантическая дифференциация лексики. Вычеркните не относящиеся к данной группе слово. Игра 4.


Кому это принадлежит. Цель дифференциация лексики по семантическому признаку. Внимательно изучите характеристики изображённых на рисунке мальчика и девочки и скажите, какие предметы принадлежат каждому из них. Игра 5. Mein rechter, rechter Platz ist leer. Цель закрепление лексики, автоматизация некоторых речевых навыков. Учащиеся садятся в круг. У водящего справа стул свободный.


Он произносит такие слова Mein rechter, rechter Platz ist leer, ich wьnsche mir Mathematik her. Учащийся, у которого на груди карточка со словом Mathematik садится на свободный стул. Эту игру можно использовать для закрепления лексики к любой теме. Игра 6. Домино. Цель закрепление лексики. Оборудование карточки для домино с одной стороны рисунок, с другой - слово . Учащиеся делят между собой карточки и собирают непрерывную цепочку.


3.3. Опытно-экспериментальная работа в Аполлоновской средней школе. После изучения научно-методической и педагогической литературы нам стало интересно, каким образом можно использовать подобранный материал при обучении немецкому языку. Нами было решено апробировать его во время формирующего эксперимента. Полноценный формирующий эксперимент проходил во время непрерывной педагогической практики в течение 1,5


месяца январь - март 2003 года в Аполлоновской средней школе Исилькульского района. В эксперименте было задействовано 23 человека 13 учащихся из 6 а класса и 10 - из 6 б класса. Перед проведением эксперимента учителям была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов 1. Ф.И.О. 2. Стаж работы. 3. Проводите ли вы внеклассную работу по предмету? 4. Причина не проведения. 5. Проводите ли кружок по предмету?


6. Ваше мнение значение проведения кружка по предмету. Вопрос 1 не представлял для нас должного интереса, так как учителя должны были написать только фамилию, имя и отчество. При ответе на вопрос 2 Стаж работы были получены следующие результаты Из результатов видно, что учителя работают в основном со стажем 22 года и более. Можно сделать вывод, что у них уже большой педагогический опыт.


На вопрос 3 Проводите ли вы внеклассную работу по предмету? были получены следующие результаты Из данных можно пронаблюдать печальную картину. 73 учителей не проводят внеклассную работу по предмету. На вопрос 4 Причины не проведения были получены следующие результаты Те учителя, которые не проводят внеклассную работу по предмету, в основной массе объясняют это незаинтересованностью учащихся. Можно сделать вывод нужно подбирать такие задания, которые были бы интересны учащимся.


На вопрос 5 Проводите ли вы кружок по предмету? были получены следующие результаты Только 13 опрашиваемых учителей проводят кружки по своим предметам. Значит, этот вид внеклассной работы не распространён и может быть интересен учащимся. На вопрос 6 нашей анкеты Значение проведения кружка по предмету были получены следующие результаты Большинство учителей считает, что проведение кружка по предмету повышает интерес к изучению данного


предмета. И только 8 считают, что занятия в кружке позволяют закрепить пройденный материал. После анкетирования был проведён эксперимент. Он состоял из 3-х этапов Констатирующею Промежуточного Контрольного. Констатирующий эксперимент представляет собой словарный диктант к теме DrauЯen ist Blдtterfall за окном листопад . Учащимся было предложено 8 слов на немецком языке, они должны были написать на русском, и 8 слов на


русском языке, которые они должны были перевести на немецкий язык die Sonne капуста der Wind арбуз der Blдtterfall спелый der Herbst богатый die Ernte крестьянин der Apfel корзина das Obst овощи die Birne дыня. Оценивание ответов учащихся осуществлялось по пяти бальной системе 5 - работа выполнена полностью и безошибочно. 4 - допущено 1 -


2 ошибки. 3 - допущено 3 - 5 ошибок. 2 - допущено 6 и более ошибок. Класс Количество учащихся 5 4 3 2 выполнения повышенных отметок 6 а 13 3 3 4 3 76 53 6 б 10 2 3 4 1 90 50 Из данных результатов следует, что учащиеся обоих классов обладают почти одинаково низкими лексическими знаниями по немецкому языку. Нами было решено взять 6 б класс в качестве экспериментального, а 6 а - в качестве контрольного. В контрольном классе обучение проходило по обычной программе, но с включением


в процесс обучения регулярных кружковых занятий с целью закрепления изученной лексики. На занятиях кружка мы использовали различные задания, как, например, игры, кроссворды, ребусы, конкурсы. Занятие 1. Wie wir unsere Schule wissen Классу была предложена картина, по которой они должны были найти клад. На каждой станции предлагается задание. Чтобы перейти к следующей станции нужно верно выполнить задание.


1. Station. Klassenzimmer Biologie . На карточке предложен ряд слов. Задача учащихся - вычеркнуть лишнее из другой тематики . Musik, Sport, Englisch, Freitag, das Schulfach, der Lehrer, das Leben. 2. Station Klassenzimmer Mathematik . На доске висит картина Обстановка в комнате и несколько предложений.


Учащиеся должны подобрать предложения к картине. 1. Es hat links drei Fenster. 2. Auf dem Schreibtisch liegen viele Bьcher. 3. Die Blumen stehen in die Vase. 4. Der Stundenplan hдngt an dem Bьcherregal. 5. Jm Zimmer ist Ordnung. Учащиеся должны были верно составить расписание своих уроков из данных слов. Montag Dienstag Mittwoch Donnerstag


Freitag Samstag 1 2 3 4 5 6 4. Station. Das Klassenzimmer Physik . На карточках написано время цифры письменно . Учащиеся должны это время проставить на часах. 1. Es ist zwцlf Uhr. 2. Es ist halb sieben. 3. Es ist punkt vier. 4. Es ist ein Viertel vor neun. 5. Station. Das Klassenzimmer


Literatur . На доске нарисовано звёздное небо. На каждой звезде написано слово на русском или немецком языке. Учащиеся должны собрать звёзды по парам. 1. Mathe - математика 2. der Wecker - будильник 3. Dienstag - вторник 4. die Woche - неделя 5. Erdkunde - география 6. das Regal - полочка 7. die Muttersprache - родной язык и т. д. 6. Station Das


Klassenzimmer Chemie Дана ромашка с лепестками, нужно составить вместе лепестки. 7. Station. Подведение итогов. В середине эксперимента, то есть через 2 недели после его начала нами был проведён промежуточный эксперимента в виде тестирования. Test 1. Die Stunden beginnen a um 8 Uhr 30 Minuten b am 8 Uhr 30 Minuten c im 8 Uhr 30 Minuten 2. haben Sie 6


Stunden a tдglich b in der Woche c in dem Monat 3. Wie spдt ist es? a Es ist 10 Minuten nach 3 Uhr b Es ist 10 Minuten vor 3 Uhr c Es ist ein Viertel nach 3 Uhr 4. Unsere Muttersprache ist a Deutsch b Russisch c Englisch 5. Jn der 5. Klasse lernt man a Chemie b Erdkunde c Geschichte 6.


Mathematik haben sie a tдglich b 2 Mal in der Woche c nie Результаты тестирования Класс Количество учащихся 5 4 3 2 выполнения повышенных отметок 6 а 13 3 3 4 3 76 53 6 б 10 2 4 3 1 90 60 Как мы видим, у учащихся 6 б класса качество знаний повысилось. А у учащихся 6 а осталось на прежнем уровне. После проведения промежуточного эксперимента занятия кружка были продолжены. Занятие 3. Игра Последний герой .


Учащиеся класса попали на необитаемый остров. Для того чтобы заработать право уехать домой, нужно пройти пять испытаний. В каждом испытании выбывают 2 участника. 1. Испытание. Учащимся на спину прикрепляются карточки со словами. У одной половины класса - слова на русском языке, у другой - на немецком. Biologie биология Musik музыка Необходимо как можно быстрее найти свою пару.


Последняя пара выбывает. 2. Испытание. Учащимся раздаётся карта разрезанная , на которой изображён путь к порту, где стоит корабль для отплытия домой. Кто последним соберёт карту выбывает из игры. 3. Испытание. Учащиеся встают в круг. У водящего справа - свободное место. Он произносит такие слова Mein rechter, rechter Platz ist leer, ich wьnsche mir eine


Stunde, in der rechnet man her. Mathematik . Ученик, неправильно занявший свободное место выбывает из игры. 4. Испытание. Учащиеся по очереди называют школьные помещения или предметы школьной мебели . Кто задерживает ответ на 5 секунд, считается проигравшим. ErdgeschoЯ, Kanzlei, Lehrerzimmer, Speiseraum, Sporthalle, Bibliothek, Garderobe u. s. w. Tafel, Schulbank, Kreide,


Lampe, Lehrbuch u. s. w. 5. Испытание. На доске расположены три кувшинки. Кто быстрее определит артикли у слов и соберёт лепестки кувшинки, побеждает в игре. 6. Подведение итогов. Занятие 4. Итоговое занятие. Учащиеся были разделены на 2 команды, им были предложены следующие задания, которые способствовали закреплению лексики к теме Was unsere deutsche Freunde alles in der


Schule machen? 1. Zu welchem Bild к какой картине? Для каждой команды вывешены по 3 одинаковых тематических картинок. Командам раздаются 30 карточек, на которых написаны слова на немецком языке. Около каждой тематической картинки сделаны кармашки. Задача играющих - разложить карточки по соответствующим кармашкам.


Stundenplan die Uhr Tagesablauf Mathe Es ist 4 Uhr Um 6 Uhr 2. Das Dominospul Домино . Каждой команде предлагается по 10 карточек, с одной стороны рисунок, с другой - слово на немецком языке. Учащиеся должны составить верную цепочку. Выигрывает команда, составившая цепочку быстрее и без ошибок. 0 Mathema-tik 2x2 Chemie H2O Russisch Собака Geschich te 3.


Der Stundenplan Расписание . M D V D F S 1 2 3 4 5 6 4. Wie spдt ist es? На доске расположены по 6 макетов часов для каждой команды. Задача учащихся - положить карточки с правильным временем. Побеждает та команда, которая сделает быстрее и без ошибок. Es ist 3 Uhr Es ist 5 Uhr 45 Minuten 5. Das Lottospiel


Лото . Для каждой команды подготовлен плакат с 9 словами на немецком языке. Задача учащихся - подобрать из предложенных картинок верные. Erdkunde der Wecker Mathe das Regal Weken die Stunde die Uhr Musik Religion 6. Das Kreuzwortrдtsel кроссворд . Командам был предложен кроссворд из 11 слов. 1. Jn dieser


Stunde erfahren die Schьler ьber das Leben der Menschen in alten Zeiten. 2. Zu dieser Stunde gehen die Schьler auf den Sportplatz. 3. Jn dieser Stunde schreiben die Schьler Diktate und Autsдtze. Jn Deutschland ist das Deutsch. 4. Die Kinder gehen zu dieser Stunde oft in die Werkstatt 5.


Jn dieser Stunde erfahren die Kinder ьber Lдnder, Meere, Kontinente. 6. Jn dieser Stunde machen die Schьler verschiedene Rechnenaufgaben. 7. Fьr diese Stunde brauchen die Schьler Bleistifte, Farben, Papur, Lineale. 8. Jn Deutschland ist das meistens Englisch, in Russland auch Englisch, Deutsch oder Franzцsisch.


9. Jn dieser Stunde erfahren die Kinder ьber Tiere und Blumen. 10. Jn dieser Stunde sind in Klassenraum nur Mдdchen. 11. Jn dieser Stunde erfahren die Kinder ьber Skulptur, Malerei, Architektur. 1 s 2 t 3 u 4 n 5 d 6 e 7 n 8 p 9 l 10 a 11 n 7. Подведение итогов. Награждение команд. Чтобы узнать повлияли ли занятия в кружке на качество лексических


знаний учащихся, мы решили провести контрольный эксперимент в виде словарного диктанта к теме Die Schulfдcher. Der Stundenplan. Учащимся было предложено 8 слов на русском языке, которые они должны были перевести на немецкий и 8 слов на немецком языке, которые они должны были перевести на русский язык das Lieblingsfach - минута - der Stundenplan - физика - die Handarbert - иностранный язык - die Erdkunde - ежедневно - das


Regal - география - schulfrei - в неделю - die Stunde - будильник - das Viertel - искусство Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице. Класс Количество учащихся 5 4 3 2 выполнения повышенных отметок 6 а 13 4 4 3 2 85 62 6 б 10 4 3 2 1 90 70 Сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов. В 6а классе выполнения работы повысился на 9 , а в 6б остался на прежнем уровне. повышения отметок


в 6а классе остался приблизительно на том же уровне, а в 6б повысился на 20 . Можно сделать вывод, что качество лексических знаний учащихся экспериментальной группы повысилось. После эксперимента мы можем утверждать, что наша гипотеза о том, что игровой кружок по иностранному языку является одной из форм закрепления лексического материала на средней ступени обучения, подтвердилось. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы можно сделать


следующие выводы. I. Мощным рычагом воздействия на уровне интереса к изучению иностранного языка является внеклассная работа. По мнению ведущих методистов, внеклассная работа только тогда эффективна, когда соблюдается ряд принципов работы по ней, таких как 1. Принцип коммуникативной активности. 2. Принцип связи с жизнью. 3. принцип учёта уровня языковой подготовленности учащихся.


4. принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 5. принцип учёта возрастных особенностей учащихся. 6. принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. II. Внеклассная работа реализуется в различных формах и видах. Они планируются, подготавливаются на основе теснейшей связи с обязательным курсом обучения иностранному


языку. Кружок как одна из форм внеклассной работы имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Занятия в кружке способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроке. Существует несколько видов кружков. 1. кружок разговорной речи. 2. кружок переводчика. 3. Игровой кружок. 4. Драматический кружок. 5. Кукольный театр. III. Игровой кружок предполагает проведение различных игр, тематику которых учитель


выбирает в зависимости от поставленной цели закрепить грамматическое явление, развить произносительные навыки или закрепить лексический материал. Проведение лексических игр делает овладение лексикой языка непосредственным. Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания. Результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой в Аполлоновской средней школе Исилькульского района, дают нам право утверждать, что включение занятий


игрового кружка в процесс обучения на средней ступени может влиять на уровень лексических знаний учащихся. Практическая значимость нашей работы заключается в разработке и апробации занятий кружка, которые могут быть полезны учителям немецкого языка и студентам, изучающим немецкий язык. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе 1987 6 с.


3 - 9. 2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе Проблемы и перспективы Учебное пособие для студентов М. Просвещение, 1988. 3. Бим И.Л Пассов Е.И. и др. Немецкий язык М. Просвещение, 1993. 4. Голубева Н.А Шамов А.Н. Лингвострановедческая олимпиада на немецком языке


Иностранные языки в школе 2000 6 с. 88 - 91. 5. Егорова Н.А. Нетрадиционные формы урока, один из способов повышения интереса к предмету Иностранные языки в школе 1990. 6 с. 23 - 26. 6. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельности учащихся при изучении иностранных языков в средней школе Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов по специальности 2103


Иностранный язык - М. Просвещение, 1988 с. 191. 7. Ищенко Л.Е Якушина Л.З. Немецкий язык вне урока. Пособие для учителей немецкого языка. Изд. 2-е, доп М. Просвещение, 1973 с. 127. 8. Загорский А.П. О психологическом компоненте иностранного языка в школе. Иностранные языки в школе 1996 13. 9. Колкер Л.М Устинова


Е.С. Практическая Методика обучения иностранному языку Учебное пособие М. Издательский центр Академия , 2000 264с С. 70 - 117. 10. Крикунова Т.К. Практическая педагогика Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении Учебное пособие для студентов педагогических вузов


М. Издательский центр Академия 1999 С. 152. 11. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников М. Просвещение, 1976 с. 262. 12. Макаров П.К Равинская С.В. Викторина на немецком языке, посвященная 100-летней истории Олимпийских игр 1896 -1996 Иностранные языки в школе 1996 5 с.


86. 13. Макарова В.Н. Формы внеклассной работы Иностранные языки в школе 1996 13. 14. Миролюбов А.А Рахманова Н.В Цетлин В.С Общая методика обучения иностранным языкам в школе М. Просвещение , 1967. 15. Маслыко Е.А Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка Справ. пособие 4-е изд стереотип М Выш. шк 1998 522с


С. 12-28. 16. Мокроусова Г.И Кузовлёва Н.Е. Организация Внеклассной работы по немецкому языку Из опыта работы М. Просвещение, 1989 - с. 192. 17. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности Школьные технологии 2000 2 с. 43-57. 18. Пассов Е.И. Урок Иностранного языка в средней школе М. Просвещение,


1988. 19. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения - М. Просвещение, 1982. 20. Рогова Г.В Сахарова Т.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М. Просвещение, 1991. 21. Садалова Л.В. К проблеме творчества учителя иностранного языка Иностранные языки в школе 1989 6 с. 19. 22. Савина


С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе М. Просвещение, 1991 с. 160. 23. Шанелов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов 2-е изд дораб М. Просвещение, 1986 с. 147 - 176. 24. Шепелева В.И. Внеурочная работа по немецкому языку. Пособие для учителей немецкого языка средней школы


М. Просвещение, 1977 с 126. 25. Щуркова Н.Е. Новое воспитание М. Педагогическое общество России, 2000 128с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.