Реферат по предмету "Коммуникации и связь"


Анализ сущности, элементы и этапы коммуникационного процесса

--PAGE_BREAK--
1.3.Межличностные иорганизационные коммуникации.

Коммуникациясдругимчеловеком называется межличностной. Это самыйраспространённый тип  коммуникации. Bмежличностнойкоммуникациимыдействуемикакпринимающая, икакпосылающая информациюсторона. Посланиемявляется предоставляемая информация, каналомеёпередачи является обычно взгляд или звук, а обратной связью -ответ каждого участникакоммуникации. Интервьючасто рассматриваетсякак тип межличностной коммуникации.

Внутриличностнаякоммуникациявозникаетвнутри самого индивидуума. Это то, какиндивидуум говорит самссобой. Онявляется ипосылающей, и принимающейинформациюстороной, егo мыслиичувства облекаютсявпослание, амозгдействует как какалдля обработки этих мыслейичувств. Обратная связь- это то, что дополняет информациюили отвергает её.

Коммуникациявмалой группе каждый индивидуум имеет paвныйшанс Участвоватьвобсуждении, можетбыть легко услышан ивзаимодействовать сдругими. Взаимодействиеусложняется, если группа превышает размер10-12 чел. малыегруппы состоят из несколькихиндивидуумов, посылающихиполучающих информацию. В связи сэтимивозникаетболтая вероятность недопонимания вгруппе. Каналы связи более структурированы, чемпри межличностном общении, однако каналы обратной связи ивозможности для неёте же. Часто ворганизациях малыегруппы называются «командами». Популярность командворганизациях не означает, что они полезны в каждой ситуации. Не все участники всегда хорошо Работают в команде, некоторыемогутлучше функционироватьсамостоятельно.

Вобщественной коммуникациивыступающий /источник информации/передает послание аудитории /получателяминформации/.Общественнаякоммуникациявозникает, когда

группа слишкомбольшая, чтобы все еёчлены моглиэффективно участвовать веёработе. Каналы те же, что ипри межличностномобщении или общении вмалойгруппе /взгляд извук/, однако возможноиспользование техническихсредств, вчастности средств визуальноговоздействия на аудиторию /диаграммы, диапроекторыит.a./. Возможностиобратной связи тем не менее ограничены. Большинство образовании, в которых действует общественная коммуникативнаясвязь, являются формальными, поэтому аудиторияобычно не интерпретирует выступающего. Однако аудиториявтой или иной формевыражает отношение квыступающему. Общественная коммуникативная связь обычно нерегулярна. Этот типкоммуникацииможет возникнуть на собраниях, церемониях, пресс-конференциях.

Внутренняя оперативная коммуникация- этоструктурированная коммуникациявпределах организации, непосредственнонаправленная на достижение целей организации. Структураподразумевает, что коммуникацияявляется частью деятельности организации. Рабочие цели организации соотносятся сеёнепосредственнойдеятельностью, например производственной или относящейся ксфере услуг. примерамитакой коммуникации являются связь между отделами предприятия, отчётыотдела реализации продукции или ведомости складского учёта, которые передают информацию опотребностях отделу оперативного планирования производства.

Внешняя оперативная коммуникация — связана с достижением организацией своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется междуорганизацией иобразованиями, которыесуществуют вне её.Она такжеотносится квзаимоотношениямсправительственными, государственными, региональными органамииобщественностью. Посколькууспех каждой организации зависит от еёвнешней среды, этоттип коммуникацииважен для продолжения  деятельности организации.

Личностная коммуникацияопределяетсякак случайный обменинформациеймежду людьми при встрече. Люди ощущают постоянную потребностьвобщении. Хотя личностная коммуникация не является напрямуючастью целей организации, она, тем не менее, важна.

Нужно особо отметитьважность восприятиякакопределяющего
моментавэффективности коммуникации. Руководительдолжен знать, что:

— информация, не находящаяся вобласти опыта получателя /руководителя, подчинённого, работника одного Уровня/, будет воспринятамедленнее, чем знакомаяинформация;

— внезнакомой ситуации работникпочти автоматически выбирает ту часть своего прошлого опыта, которая связана сэтой ситуацией иможет быть использована для еёоценки;

— коммуникациивоспринимаютсяиоцениваются всвете опыта работника;

— даже наиболее объективнаяинформациявключаетсубъективныепредставления;

— несоответствие кодированияирасшифровкиинформациивытекает из различий вопыте еёисточника иполучателя;

— один толькоязыкне может решитьпроблемунесоответствия кодированияирасшифровкиинформации.

Возможные препятствияна пути коммуникацийпоказаны на рис.1. Известны многочисленные руководства иправила, направленныена обеспечение эффективноговосприятияуправленческойинформациивпроцессекоммуникаций. Основнойупор вних делается на то, чтобы снять все помехи ибарьеры, относящиеся кповедению лиц,
получающих деловую информацию.

--PAGE_BREAK--
1.4. Развитие информационных технологий. Их роль всовершенствовании  коммуникационногопроцесса.
Важнейшимэтапом формированияинформационногообеспечения является организация технологического процесса переработки информацииспомощью новыхинформационныхтехнологий.

Развитие информационныхтехнологий -переход от технологии обработкиданных и технологиямобработкизнаний.

Новые информационные технологиивключают:

-новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров/ПЭВМ/ и, специализированных Рабочих мест;

-Новые технологии коммуникацийна основе локальных ираспределительныхсетей ЭВМ;

-технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации;

-новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта — баззнаний, экспертныхсистем, систем моделированиясразличными -формамипредставления моделируемых ситуаций

Внедрение новых информационных технологий вуправленческую деятельность преследует не только автоматизациюрутинных методов обработкиинформации, но иорганизацию информационно — коммуникативногопроцесса на качественно новом уровне.

О широких возможностях -новыхинформационных технологий можносудить по перечню функций, которыеобеспечиваются врезультате их внедрения.

Функции новыхинформационныхтехнологий следующие:

 -общая обработкадокументов, ихверификацияиоформление;

-локальное хранение документов;

-обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге, дистанционная исовместная работа служащих над документами;

-поддержка, способов общения, не покидаяпривычной обстановки рабочего места;

-электроннаяпочта;

-персональная обработкаданных;

-составление, воспроизведение иполиграфическое размножение документов;

-обмен информацией между базами данных;

-ведение персональных, базданных;

-управлениересурсами;

-контрольисполнения;

— контрольавтоматическойкорреспонденции;

-поддержка техническогоипрофессионального инструктажа служащих;

-передача данных;

-обеспечение разнообразия внаглядном представлении материала;

-моделированиерешение иимитация их принятия, информационнаяподдержкапринятия решений;

-автоматизированноеобучение;

-служба консультаций;

-обменлокальной иперсонализированнойинформацией;

-служба видеотекста;

-обмен иинтеграция программныхсредств;

-перенос документов с одногоносителя на другой;

-полиграфическоеоформление документов;

-телефонные ителевизионные совещания;

-групповой контактчерез терминалы.

Информационная технология -система методов испособов сборапередачи, накопления, обработки, хранения, представленияииспользования информации

Каждая из перечисленных вопределении информационной технологий фаз преобразования; ииспользования информации. Реализуется спомощью специфическойтехнологии. Вэтом смысле мы можем говорить об информационной технологии каксовокупноститехнологий -технологии сбора информации, технологии передачи информации.

Информационные, технологии реализуются вавтоматизированном итрадиционном; бумажном, видах. Обьем автоматизации, тип ихарактериспользования техническихсредств зависят от характера конкретнойтехнологии.

Новая информационная технология /компьютернаяинформационная  технология/ -информационнаятехнология с"дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры ителекоммуникационные средства. Инструментариемновойинформационнойтехнологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов дляопределенноготипа компьютера, технология работы в котором позволяет постичь поставленную пользователем цель.

Таким oбpaзoм, автоматизиpoваннaяинформационная технологиясостоит из технических устройств, чаще всего компьютеров, коммуникационнойтехники, средстворганизационной техники, программного обеспечения, организационно-методических материалов, персонала, объединённых- втехнологическую цепочку. Этацепочка обеспечиваетсбор, передачу, накопление, хранение, обработку, использование ираспространение информации.
Основные
характеристикиновых информационных технологий.                           Таблица 2.

               методология

Основной признак

 результат

Принципиально

Новые средства

Обработки информации

«встраивание» в технологию управления

Новая технология коммуникаций

Целостные технологические системы

Интеграция функций специалистов и менеджеров

Новая технология обработки информации

Целенаправленные создания, передача, хранение и отображение информации

Учет закономерностей социальной среды

Новая технология принятия управленческих решений


--PAGE_BREAK--Структура затрат в себестоимости продукции

Таблица 4


Виды затрат

Единица измерения

2000

2001

2002

1

Материалы

%

24,5

56,5

49,4

2

Энергоресурсы

%

-----

-----

-----

3

Электроэнергии

%

19,4

29,2

31,4

4

Теплоэнергии

%

0,8

2,9

3,2

5

Газ

%

-----

-----

-----

6

Вода

%

0,3

0,8

1,6

7

Заработная плата

%

43,0

10,0

14,4


Структура затрат в себестоимости продукции отражена в таблице N4, из которой следует, что неоправданно завышенные расценки на электроэнергию, теплоэнергию, воду, ложатся тяжким бременем на себестоимость продукции и тем самым пагубно влияют на конкуренцию выпускаемой продукции.

Объем выпускаемой продукции отражён в таблице N5. В ней ведется некоторые улучшение в общем объеме выпускаемой продукции и особенно в выпуске специальной техники. Нужно отметить так же увеличение выпуска бытовой техники: радиоприемников, магнитол.

Из этого следует, что завод находится в творческом поиске по выпуску новых изделий рынка их сбыта.
Финансово – экономическое состояние предприятия.

Таблица 5.





Платежи

Единица измерения

2000

2001

2002

1

Кредиторская задолжность всего

Тыс.лей

(мил.)

2459,9

3732,4

1104,9

1.1

Расчеты с бюджетом

Тыс.лей

(мил.)

313,0

_____

0,5

1.2

Расчеты по соц. страхованию

Тыс.лей

(мил.)

200,4

175,3

137,8

1.3

Расчеты под заработной платы

Тыс.лей

(мил.)

114,6

72,1

70,7

1.4

Прочие задолжности

Тыс.лей

(мил.)

1189,7

3488,5

895,9

2

Дебиторская задолжность всего

Тыс.лей

(мил.)

2288,8

1781,1

2549,0

3

Затраты на 1 лей выпускаемой продукции



бань



1,05



1,0



13,1

4

Затраты на 1 лей реализованной продукции



бань



1,54



1,25



25,48

5

Остатки готовой продукции

Тыс.лей

(мил.)

3344,5

3155,0

3053,3

6

Прибыль (убытки)

Тыс.лей

(мил.)

(8979,3)

(8949,8)

(6308,0)


Финансово- экономические состояние предприятия включая: кредиторскую задолженность, по заработной плате и социальному страхованию. Изучив эти цифры, можно отметить некоторое улучшение входа из прорыва, это видно по 1-му пункту таблицы N5 о кредиторской задолженности.

Основа технико-экономические показатели деятельности А0 «СИГМА» за 2000-2002 годы сведены в одну таблицу. По этой таблице можно дать общую оценку деятельности этого предприятия.

Эффективность деятельности предприятия оценивается значительным числом  показателей. Для  полноценного проведения анализа деятельности предприятия необходимо представить анализ основных технико-экономические показателей и их значения на АО «СИГМА» представлены в таблице N8.
Основные технико–экономические

Показатели деятельности АО «СИГМА»

За 2000-2002 год
                   Таблица № 6





Наименование продукции

Ед. изм.

2000

2001

2002

1

Товарная продукция

Тыс.лей



1238,5

342,0

4882,5

2

Объем реализованной продукции

Тыс.лей

581,0

644,7

4937,7

3

Среднесписочная численность рабочих

Чел.

256

255

206

4

Средняя заработная плата на одного рабочего

        лей

374,0

533,5

832,7



 Один из первых показателей, представленных в таблице является: объем товарной продукции в 2000 году, по сравнению с 2001 годом снизился на 72б3%, что в денежном выражении составляет:

       1238,5тыс лей – 342,0тыс лей = 896,5тыс лей

               896тыс лей *100%

      ____________________________ =72,3

12385

Безусловно, что снижение объема товарной продукции это отрицательный фактор. Нужно отметить, что руководство Акционерного Общества «СИГМА» мобилизовало все организационные усилия для ввода и 2001 году технологической линии по производству радиоприемников «СОНОР». На данный момент это обеспечило, в конечном итоге рост объема товарной продукции. Однако и 2002 году объем товарной продукции вновь снизился из-за сбоев в поставках сырья и др. В 2002 году планирует увеличить по сравнению объемом товарной продукции 2001г. Данный показатель составляет 28ю4%, что в денежном выражении составлен 3644 тыс.  лей.

                                       4882,5 -1238,5=3644

                                

                                3644*100%

                            ______________ =28,4%

                                 1238,5

           

Такое значительное увеличение планируется достигнуть за счет количественных ассортиментных сдвигов: за счет увеличения производства специальной техники.

Объем реализованной продукции в 2002году по сравнению с 2001 годом уменьшился на 28,4%, что в денежном выражение составляет 637 тыс лей.

                                                  6447- 5810 =637 тыс лей

                                      637тыс лей *100%

                                  ___________________=9,8%

                                               6447

    Из всего этого можно вделать вывод, что Акционерного Общества «СИГМА» переживает свои не лучшее времена.

В настоящее время А.О «СИГМА» находится в процедуре реоргонизации. Все функции управления возложены на Совет кредиторов, администратора и генерального директора.
2.2… Анализ  организационных коммуникаций на АО «СИГМА».
Анализ данных, полученных в результате проведенного мною анкетирования на АО «СИГМА»  (см. приложение 2) для выявления состояния организационных коммуникаций и путей их совершенствования показал: что инженерно-технические работники много побочной, не свойственной их квалификации работе и трое из пяти специалистов высказали пожелание освободить их от лишних работ, путём передачи их специальному подразделению. И, что самое главное, почти все сотрудники указали на недостаточно обеспечение информацией.

Таким образом, можно обозначить основные пункты для улучшения работы в управлении предприятием — это:

1.     Создать специальное подразделение /для освобождения ИТР от несвойственной их квалификации работе/;

2.     Поднять на должной уровень обеспечение информацией;

3.     Подключение к Интернету;

4.     Исключить отвлечения от основной работы.

          Здесь можно высказывать ряд рекомендаций для улучшения работы, потому, что мы видим –большое значение имеет система коммуникаций, которая дает возможность проведения заочных совещаний, летучек /участники которых могут находиться друг от друга на значительных расстояниях/, оперативной информации.

Соответственно меняются методы и техника коммуникационных отношений руководителей с подчинёнными и вышестоящими органами. И в нашем случае инженер по информатики Дунькина Т.С. в анкете не сетовала бы на то, что её более трёх раз в день отвлекают на совещания.

Остальные вопросы можно было бы снять применив творческий подход к решению управленческих задач, развитию стратегического мышления руководителей, использованию новых информационных технологий, возможностей автоматизированных офисов.

В «Электронном офисе» техника используется в деятельности специалистов и руководителей, а также секретаря. Но успех микро-компьютера в офисе зависит от его интеграции с другими частями системы: дисплеями, печатающими средствами и устройствами, средствами хранения информации и коммуникации и, самое главное программами, которые при выполнении функций аппарата управления.

Эффектность работы АО достигается за счёт хороших информационных систем:

·        Системы обработки текстов, платёжных ведомостей, счётов, базы данных покупателей, улучшения доступа к основной производственной информации для всех, предоставления финансовой информации о каждом деловом секторе, базы данных о обратной связи с покупателем.

 Для анализа коммуникационных систем в сфере управления АО «СИГМА», мною было проведено анкетирование инженерно-технический работников. В опросе участвовало 5 человек, которым было предложено ответить на 13 вопросов, затрагивающих их профессиональную деятельность:

1.     Руководитель экономической группы- Иову С.И.

2.     Зам.главного бухгалтера Жовлиер В.П.

3.     Инженер-программист Кокирка А.А.

4.     Бухгалтер Митриюк О.В.

5.     Инженер по информатики Дунькина Т.С.

Проанализировав полученные ответы, можно сделать выводы: что большая нагрузка ложится на заместителя главного бухгалтера, которой приходится выполнять большой объем работ, /согласно анкете/ она выполняет 5 пунктов из 6, когда в её обязанности входит только 3 пункта/ ответ на 1-ый вопрос анкеты/. Для улучшения обеспечения информацией в отделе, было высказано желание подключения к интернету /12-й вопрос анкеты/.

Бухгалтер Митриюк О.В. высказала желание, чтобы у квалифицированных работников не было бы много отвлечений. Для этого нужно создать специальное подразделение, которое бы выполняло все вспомогательные функции. Для полного обеспечения информацией бухгалтер высказала  пожелание о дополнительной выписки экономических журналов.

Инженер программист пожелал назначить в отдел машинистку, и посетовал на неправильный режим рабочего дня, а так же он высказал пожелание подключится к интернету.

Руководитель экономической группы так же согласен, что нужно создать специальное подразделение, чтобы освободить квалифицированных работников от занятий, которые не выходят в их обязательности.

Он отметил, что информация поступающая к ним недостаточна, а именно:

1.     Отсуствует информация и подборки по конкретных темам;

2.     Недостаток литературы по отечественному и зарубежному опыту;

3.     Несовременное поступление информации;

4.     Для улучшения обеспечения  информацией необходимо приобретение литературы.

Инженер по информатики указала, что её очень часто отвлекают от работы /более трёх раз в день/ по причине:

·        совещания /внеплановые/;

·        вызов к руководителю;

·        вызов в цеха и другие отделы.

Несомненно, чтокоммуникации являются жизненно важной системой любой организации, они пронизывают все виды деятельности предприятий, это самый главный рабочий инструмент для обеспечения восприятия людьми своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений. В нашем случае Акционерное Общество «СИГМА» является развитой сетью каналов коммуникаций, которые служат для сбора, систематизации и анализа информации, для выработки и исполнения решений осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации.
2.3.Анализ информационногообеспечения системыуправления.
В процессе анализа потоковинформацииопределяется степень

еёсбора, обработкиихранения. Такой анализ проводится сцелью обеспечения однозначности иоднородности фиксации информации, тождественности еёотражения на разных носителях.

При анализе информационных потоковнеобходиморассмотреть

движение информациипо иерархическим уровням системы управления

и врамкаходного уровня /горизонтальное/.Анализ движения по иерархическимуровням выявляет преемственностьинформации, еёуплотнение, усреднениеивыход.

Анализ степени преемственностиинформациипозволяет определитьсквозные параметрыипоказатели, проходящиечерезвсе уровниуправления, ивыбиратьте из них, которыехарактерныдля одного явления на разных уровнях, т.е.появляется возможность унификации информации. Выводыэтого анализа становятся базой для определениясостава информационногообеспечения на разных иерархических уровнях.

Анализ степени уплотнения информациихарактеризуетправильностьотсева несущественных показателейиагрегированиечастных в обобщающих, которыеотражаютобщие закономерностиизменения явлений для передачи на более высокийуровень управления.

Степень усреднения информациипредполагаетанализ перехода от индивидуальных характеристиккусреднённым, вчастности анализ компоновкигрупп объектов иявлений, характеризуемыходним
показателем /обоснование признаководного реквизита/.

Анализ выхода информациивбольшеймерехарактеризуетеёполезность. Вэтом случае рассматриваетсявыход информацииввышестоящуюорганизацию/отчетно-результативнаяинформация/ и выход информацииввиде параметровипоказателейвоздействия на управляемыйобъект. Этопо существустепень активностиинформации.

Горизонтальноедвижение информации, т.е.передачаеёвнутриотдельного функциональногоподразделенияимежду ними, проводитсяпутем сопоставления схемы разработкиипринятия решенийисхем движения информации, таккакеёмаршрутизациюопределяютпроцессы разработкирешений.

Наиболее приемлемымметодом анализа маршрутовносителей информацииявляется сетевой анализ, где вкачествесобытий рассматриваетсяпринятиеконкретныхрешений, апути представляютсобой потоки информации. Входе анализа отыскиваются наиболее короткие  пути для обеспечения всех необходимых решений. такой графическийанализ дает наиболее полное представлениеорациональности информации.

Дляоценки рациональности построенияпотоковинформациицелесообразноиспользовать рядпоказателей: а/ прямоточностьдвижения информации, б/ ритмичность, в/ специализация потоков информации, г/ плотность /интенсивность информационныхпотоков, д/ параллельностьдвижения информационныхпотоков, ихцелеустремленность, направленность, возможностиих разветвления ислияния:

-взаимосвязь ипреемственностьинформациивтехнологических процедураходной функциональнойполсистемыимежду самостоятельными функциональными подразделениями;

-иерархическуюнаправленностьдвижения информации;
-направленность ивиды оформлениявыходнойинформации.
Для этой цели успешно используются информационные модели

объектовипроисходящих вних процессов. АСУПсоздает возможность переходаот построенияинформационныхмоделей для отдельных функцийиэлементов управленияипостроениюинформационной
модели управлениявцелом для предприятия.

Пои помощи этих моделей становится возможно:

-анализироватьплотность информационных потоков по основным каналамуправления;

-выявлять специализацию информационныхпотоков длясоответствующих функциональныхподразделений управления;

-определятьмаршрутизациюинформационныхпотоков суказанием иустранением"узких мест" их движения.

Пои обосновании направленийихарактерадвижения врамках

блоковинформационногообеспечения необходимобазироватьсяна следующих основных принципахорганизациимассивов информации:

1.Принцип объединения данных по их входимостивзадачи управления; основноепреимущество этого принципазаключается ятом„

что исходные массивы, разработанныедля систематизации иразмещения переменныхданных впамяти, вто же времямогут служить
в качестве рабочих массивов задач; недостатокпринципа-вмногократномдублированииданных между исходнымимассивами.

2.Принципобъединения данных по времениих возникновения;

преимуществоданного принципазаключается вотсутствии впод-
системе информациикакого-либодублированияданных; однакотрудоемкостьобразованияРабочих массивов задачпри этом настолько
велика, что рассматриваемыйпринципможет быть малоэффективным;

3.Принцип объединения данных по частоте обращениякним; он также характеризуется полным отсутствием дублирования данных; организация массивов по этому принципу очень эффективна при создании информационно – поисковых систем научно – технической информации, в меньшей степени – для постановки экономических задач;

4.Принцип объединения данных по внутримассивнымадреснымсвязям; он широкораспространенпри размещенииданных воперативной памяти ЭВМ; многократноедублированиеданных предопределяетнизкуюэффективность рассматриваемогопринципапри организации исходных массивов.

Целенаправленное использование перечисленных принципов позволяет по-разному и наиболее эффективно организовать блоки информации. Затраты по их осуществлению достаточно велики. Как правило, они связаны с развитием технической базы процесса управления и развитием математического обеспечения. Однако часть расходов связана прямо с изменением информационного обслуживания. К ним относятся затраты:

— на формирование информации, необходимой определённым группам объектов, которые включают стоимость организации запросов, трудоёмкость их удовлетворения, расходы по коммуникациям;

— на рационализацию форм отражения необходимой информации, прежде всего по рационализации состава и форм документов;

— на организацию банков данных в конкретных объектах или межобъектных банков данных \отрасль, регион и др.\

Первая группа затрат всегда связана с совершенствованием информационного обеспечения достаточно большой группы объектов и при оценке эффективности рационализации информационно обеспечения на конкретном объекте учитывается в некоторой доле.

Вторая группа затрат может носить характер непосредственно объективный, групповой или общий. В последнее время сделан существенный шаг в сторону стандартизации документов, что превратило затраты по совершенствованию документов в одноразовые применительно к целым отраслям.

Затраты на организацию  банков данных, как правило, связаны с отдельными  объектами и зависят от цели, задачи, круга принимаемых решений и структуры объекта. Однако и в этом направлении в последние годы появилось тенденция к унификации. Так сделана попытка разработки стандартов поведения, т.е. типовых информационных блоков под типичные управленческие решения. Такой подход создает реальную основу для индустриального метода проектирования информационного обеспечения: компоновка его из типовых блоков.

Таким образом, результаты анализа информационного обеспечения системы управления оказывают непосредственное влияние на подготовку предложений по рационализации управленческих процессов (технологии управления), распределению состава работ по уровням и подразделениям аппарата управления, а в ряде случаев – по совершенствованию организационных структур управления.(Приложение 3). В тоже время анализ информационного обеспечения прямо связан с изучениемсостава иметодов обоснования управленческих решений разного типа, т.е. ссодержаниемработ по управлению.
2.4. Совершенствование коммуникационногопроцесса в современных организациях.
Совершенствование коммуникационногопроцесса всовременных организациях вызывает отрицательноеотношение людей кэтим нововведениях. Отрицательныемоменты внедренияновых информационныхсистемитехнологий втом, что отношение кним изменяетсяв, зависимости от: уровнязнаний пользователя вобласти прикладныхзадач информационных технологий иот потенциальных возможностейсокращения непроизводственных операций. Оченьчасто персоналне образован, не стимулирован, не готов. К тому же, внедрение информационных технологий часто разрушает неформальные связи.

В любом случае внедрение информационных технологий приводит кизменениюорганизационной структурыпредприятияврамкахподразделений, реализующих функции производства ипоявление новых

структурных, подразделений, ответственныхза автоматизацию и интеграцию.

Совершенствование коммуникационногопроцесса приводиткликвидациипромежуточных, звеньев внутри организации имежду ними. Это происходитпотому, чтоинформацияявляется основным продуктом обменапри взаимоотношениях внутри предприятия, атакже междупредприятием ипоставщикомили потребителем.Она является основным продуктом договора, сделки или усилий по координации действий отдельных звеньев. Вэтом случае ликвидацияпромежуточных звеньев является следствием внедрения информационных технологий, посколькустановятся ненужными посредникимежду источникоми получателеминформации. Этовсвою очередь приводит кизменению"организационной структуры предприятия, организации, ликвидируютсяцелые звенья, связанные сдополнительными затратами. Появляютсяболее простые иерархическиесвязи иболее широкие системы контроля.

При совершенствовании коммуникационногопроцесса ворганизациинеобходимовыбрать однуиз двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зренияна существующую структуруорганизации и роль в ней компьютернойобработки информации.

 Первая концепция ориентируется на существующую структуруорганизации. Информационнаятехнология приспосабливается корганизационной структуре и происходит лишь модернизацияметодов, работы. коммуникации развитыслабо, рационализируются толькорабочие места. Функциираспределяются между техническими работниками испециалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, таккак затраты незначительны, и организационная структура  фирмыне меняется.

Основной недостаток: такой стратегии -необходимость непрерывных изменений формы; представленияинформации, приспособленной, к конкретным технологическимметодам итехническимсредствам.

Любое оперативное решение "вязнет" на различных этапах информационной технологии. К достоинствам стратегииможно отнести минимальные степень риска изатраты.

Вторая концепция- ориентируется на будущуюструктуру фирмы. Существующая структура будетмодернизироваться.

Такая стратегия, предполагает максимальноеразвитие коммуникаций иразработку новыхорганизационных взаимосвязей. Продуктивностьорганизационнойструктуры фирмывозрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующейпо системным каналам информации идостигается сбалансированностьмежду- решаемыми задачами.

К основнымеё недостаткамотносятся:

-существенные, затратына первом этапе, связанные сразработкой общейконцепций иобследованием всех подразделений фирмы;
              -наличие психологической напряжённости, вызванной предполагаемыми изменением, структурыфирмыи, какследствие, изменениямиштатного расписанияидолжностных обязанностей.

Достоинствамитакой стратегии являются:

-рационализация организационной структурыфирмы;

-максимальная занятость всех работников;
-высокий профессиональный уровень;

-интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерныхсетей.

Новая информационная технология вфирме должна быть такой, чтобы уровни информации иподсистемы, еёобрабатывающие, связывались между собой единыммассивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структурасистемы переработки информации должна соответствовать распределениюполномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.

Успех или провал являются результатом способности или неспособности организации кприменению технологии для поддержки обработки информации или информационных систем управления без потребности квнесению, изменений вбизнес или организацию.

Деловая стратегия организацииистратегия вобласти информационныхтехнологий связаны таким образом.


Рис.4. Связь деловой стратегии  и информационной технологии.

Бизнес-стратегия организации формируется путём анализа различных внутренних. и внешних входных сигналов сиспользованием ряда,.воэможностей для, создания планов целей, политики идействий.Некоторыеиз этих процессов потребуют развития или улучшенияинформационных систем. Установлениепотребностей/что должнобыть. сделано/ должно быть затем. переведено врешения, основанные на технологии /как потребностимогут быть удовлетворены/.

Потенциальное влияниеИС/ИТна организацию веёделовой среде будет зависеть не толькооттого, что она хочет сделать, но также оттого, что делаютдругие, или на что они способны.

ИС/ИТмогут идолжны быть учтены впроцессе формулирования

стратегии, вусловиях которой они могут содействовать деловой стратегии.

Важнейшим условием совершенствованиятехнологий принятия и реализации решений является автоматизация этого процесса на основе компьютерной техники и автоматизированных систем.

Огромноезначение для совершенствованиякоммуникацийворганизацииимеет современная информационнаятехнология. Уже давно широкораспространёнперсональныйкомпьютеркак средствоаккумуляции ипоследующего распространенияинформации. В современном деловом миреприменяетсяэлектроннаяпочта- эффективное средство связи между людьми. Новыетелефонные приспособлениядают возможность одновременноконтактироватьсомногими респондентами.Видеоконференциипозволяютобсуждать проблемылюдям, находящимся вразных местах идаже на разных континентах.

2.5. Расчет экономической эффективности организации

обработки информации и коммуникационных

процессов на АО «СИГМА».
Экономическая эффективность от совершенствования организации управленческого труда рассчитывается на этапе с анализа с целю определения целесообразности перестройки  организации труда, на этой этапе оптимизации – с целю выбора наиболее рационального варианта проектных решений /расчетная эффективность/ и, наконец, на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность. Расчет экономической эффективности необходим также для установления возможного размера одного из источников  вознаграждения за работу и внедрение НОУТ.

Для оценки эффективности мероприятии по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности в них рассматриваются: рост производительности труда, годовой экономический эффект /приведенная экономия/.

В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда и коммуникационных процессов практически невозможен.

Годовой экономический эффект /Эг/  можно рассчитывать по формуле:    Э= /С1 — С2/ * В2   — Ен *3 ед

Где С1 иС2  — себестоимость единицы продукции в целом или отдельные её элементы до и после внедрения мероприятия; применительно к оценке эффективности мероприятий по НОУТ С1 иС2   отражают стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятия в которой учитываются только трудовые затраты.

      В2   — годовой объем работ после внедрения в натуральном выражении  /документов, чертежей, строк и т.п./

       Ен           — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности /величина, обратная нормативному сроку окупаемости Тн /;

Ен       для мероприятий по НОТ устанавливается равным 0.15,

 Т н — 6,7года;      

Зед  — единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятием.

Порядок определения стоимости единицы работы С1 иС2  следущий. Сначала рассчитываются необходимые затраты времени на вполне единицы работы. Для этого нужно тем ли иным методом /ФРД, хронометраж и др./ Установить среднее время, затрачиваемое на единицу этой работы /в часах или минутах/ до внедрения мероприятия НОУТ и после него. Затем находят стоимость одного часа работы работников, участвующих в данной работе до и после внедрения  мероприятия. Это могут быть разные категории работников. Например, до внедрения рационального разведения труда выполнялась инженером, после –техническим  исполнителем или техником. Рассчитывается стоимость часа работы путем деления годового фонда заработной платы работников соответствующей категории, на годовой фонд рабочего времени /в часах/. Стоимость единицы работы получается перемножением стоимости часа работы и соответствующего количества часов.

Единовременные затраты   / Зед / -капитальные затраты на приобретение  оргтехники и оборудования, необходимы для осуществления мероприятия, а также затраты, связанные с разработкой  новых методов работы, оплатой труда исследователей, оргпроектантов и др.

Данный метод позволяет с достаточной степенью точности определить эффективность   от внедрения какого-либо одного мероприятия.

В случаях, когда на рабочем месте  или в подразделение осуществляется организационное нововведения сразу по нескольким направлениям, выделить эффект от каждого мероприятия затруднительно и даже невозможно. По некоторым направлениям совершенствования организации труда эффект проявляется в формах, не поддающиеся количественной оценке /например, улучшение условий труда и др./. Существенным ограничением использования этого метода является и то, что по некоторым видам управленческого труда выразить   объем работы /В2/ в натуральном выражении невозможно.

В связи с этим НИИ труда рекомендует использовать более укрупнённый метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по следующей формуле:

       Э= ЭВ+ЭД.С.+ЭТ-З

Где   ЭВ        — общая экономия, достигнутая за счёт всех мероприятий по совершенствованию организации труда /леи/.

          ЭД.С.       — экономия, достигнутая за счёт изменений должностной

                        структуры управленческих работников функциональных и  производственных службах /леи/.

           ЭТ        — экономия, полученная за счёт широкого и рационального использования средства оргтехники, экономии канцелярских и других материалов /леи/.

             З       — сумма средства, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда.

Особенность этого метода расчета в отличие от рассмотренного выше заключается в том, что каждая составляющая экономии – это эффект не от одного, а от многих мероприятий по НОУТ. Так, экономия за счёт высвобождения численности может быть достигнута благодаря  совершенствованию разделения труда, рационализации методов выполнения работ, использованию новой вычислительной техники и др. Изменение должностной структуры, а следовательно, и экономия могут возникнуть за счёт    совершенствования квалификационного разделения труда, внедрения новых технических средств обработки  информации, внедрения новых видов  оборудования /копировальные машины, оборудование для обработки корреспонденции и др./.

Для расчёта экономии, достигаемой  за счёт высвобождения численности, ЭВ пользуется формулой:

       n

ЭВ=∑Niвысв*ЗΠ,

       1

           n

где  ∑Niвысв –численность высвобождаемых ратников /чел/;

        1

     ЗΠ          -среднегодовая заработная плата одного работника с

                     Начислениями /леи/;

Экономия, достигнутая за счёт изменения должностного состава

ЭДС  рассчитывается следующим образом :
ЭДС  = ФЗ.Д. — ФЗ.П. ,

Где ФЗ.Д.и ФЗ.П   -соответственно годовой фонд заработной платы /с

                            начислениями/ до и после пересмотра должностной

                            структуры /леи/.

Здесь следует внести уточнение. Если в подразделении /отделе службе/, по которой ведется расчёт, проведены мероприятия, обеспечивающие одновременно и высвобождение численности и совершенствование должностной структуры, во избежание повторного счёта рассчитывается  только  ЭДС  . Экономия за счёт высвобождения численности ЭВ рассчитывается только для тех служб, в которых совершенствования организации труда не затрагивает  должностную структуру. Можно рассчитывать ЭВ   и ЭДС   в любом случае, но тогда  ЭДС  определяется только по оставшимся работникам после высвобождения численности.

Расчёт экономии благодаря лучшему использованию оргтехники, среств механизации и экономии материалов производителя по формуле:

                                                  П            П

                        ЭТ =∑ С — ∑С1

1                     1

  где              П    

               ∑С -стоимость технических и канцелярских принадлежностей до

1     проведения мероприятий по их более рациональному

                        использованию или изменению их числа /количества/,     леев.

                    ∑С1   — то же, после осуществления мероприятий по  более   

1                   рациональному их использованию, леи. /в сравнимых ценах.

Затраты на осуществление  мероприятий  НОУТ в расчёте на год /З/ включают: затраты на механизацию труда /3М/, затраты на стимулирование работников /3С/, затраты на проведение исследований и прочие затраты /ЗП/.

Рассмотренный метод расчёта экономической эффективности достаточно прост в применении, основан на использовании имеющейся на предприятиях /в организациях/ информации и  не требует  проведения дополнительных исследований. Тем не менее иногда возникает необходимость в проведении дополнительных расчётов.

Дело в том, что по этому методу рассчитывается лишь экономия, достигаемая  в сфере управления. Между тем экономическая эффективность от совершенствования организации управленческого труда образуется не только в сфере управления, но и  в сфере производства. Внедрение ряда мероприятии по НОУТ, даже не приводя к экономии управленческого труда, позволяет улучшить работу производственных участков и тем самым добиться экономии живого и овеществленного труда непосредственно в производстве /уменьшения численности рабочих, роста производительности  труда, экономии материалов  /, а следовательно, и снижения себестоимость продукции. Поэтому в тех случаях, когда есть возможность определить влияние отдельных мероприятий на   себестоимость, экономия в производстве ЭПР может быть подсчитана по следующей формуле:

                          n          i           i

      Э =    ∑   (С1 – С2 ) * В i

                          1

где   С1 и С2  — себестоимость единицы продукции соответственно до и после

                         внедрения мероприятий НОТ;

          В I          — годовой выпуск данного вида продукции /в натуральных

                         единицах/ после внедрения мероприятия.

Рабочие места служащих оснащены письменными  столами и стульями устаревшей конструкции и недостаточным набором средств оргтехники. Совершенствование организации их труда предполагает оснащение 20 рабочих мест столами специальной конструкции, оборудованных ящиками разной емкости и соответствующих характеру располагаемых в них документов. Это позволяет упростить и ускорить поиск нужных документов. Одновременно увеличивается   набор средств малой оргтехники, упрощающей обработку корреспонденции и скрепление документов. Приведем данные затрат времени  и средств:

1. Затраты на внедрение ЗеД лей                               40000

2. Затраты времени/годовые/, ч:

  а. на поиск документов:

         до внедрения мероприятии Т1                                 220

         после внедрении       Т2                                            100

  б.на обработку корреспонденции и документов.

          до внедрения мероприятии Т3                                60

          после внедрении     Т4                                             20

3. Среднечасовая заработная плата работников

     ЗП лей                                                                            8,4

4.Отчисление на соцстрах, пенсионный

фонд и другие  %                                                          39

5.Амортизационные отчисления, %                            7

6.Затраты на текущий ремонт                                      2000

Расчеты:

·        экономия рабочего времени /ч/

/220+60/*20-/100+20/*20=3200;

·        относительная экономия  фонда заработной платы

        3200*8.4=26880

·        экономия по отчислениям

26880*0.39=10483.2

·        увеличение амортизационных отчислении

40000*0.07 =2800

·        экономическая эффектность

Эг = 26880 + 10483.2-2800- /0.15*40000/-2000=26363.2
Предлагаемые  мероприятия и планируемый эффект от их внедрения.  Таблица №8



Планированируеммые мероприятия



Планируемый эффект от внедрения

1. реализация мероприятий по НОТ / научной организации труда/ мест современными средствами оргтехники.

Затраты 40000 леев.

Затраты (чел. /час) на:

а/ поиск документов.

-до внедрения –200, -после внедрения –100.

б/ на обработку корреспонденции и документов.

-до внедрения –60, -после внедрения –20.

Суммарная экономия рабочего времени, ч.-3200.

Относительная экономия /ФЗП/, леев -26880.

Экономическая эффективность, леев -26363,2

2. Совершенствование организационной структуры управления.

·        отделение производственной функций,

·        уточнение функций зам. Ген. Директора по перспективному развитию.

·        создание специального подразделения, обработки входящей информации.

-перевод конструкторского бюро в отдел новой техники и технологий.

-регулирования информационных потоков.

-эффективное перераспределение поступающей информации.

 -исключение отвлечение работников от выполнения функциональных обязанностей.



3.Подключение к сети «Интернет»



-более глубокое решение производственных проблем

-совершенствование методов перспективного развития.

 

    продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение
В условиях стремительногоразвитиятехникиитехнологии производства, динамичныхизменений потребительскихсвойств продуктов и услуг, беспрецедентногоростакоммуникацийивзаимозависимостей вуправлениипринципиальнуюважность приобретаетстремление к организационнымпеременамиинновациям какквозможности препятствоватьзастою иобеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главнымисточником всех этих возможностей становятся управление, деятельность, компетентностьипредприимчивостьруководителей, ихумение эффективного использования коммуникационными средствамидля достижения поставленных задач.

Аппаратуправления-это «фабрикаинформации», свыходом продукциидвух типов:

-информации/данные, документы, устная информация/;

-решений/краткосрочныхидолгосрочных/.

Кзвеньям аппарата, производящимпродукциюперовоготипа /информацию/, относятся:

-подразделения, которыезанимаются подготовкойтехнических Инструкций;

-бухгалтерияифинансовые подразделения;

-подразделения, подготавливающиеинформацию для общественности. К звеньям аппарата, основнойпродукциейкоторыхявляется производстворешений, относятся:

-подразделенияпо управлениюпродажами;

-аппаратвысшего руководства.

Звенья аппарата, производящиепродукциюитого, идругоготипа. включают:

-техническиеподразделения;

-офисы, занимающиеся кадровымивопросами;

-маркетинговыеподразделения.

Современныйуровень анализа организационнойэффективности предусматриваетучёт факторавремени, когдаорганизациярассматриваетсякакэлемент большей системы /внешнейсреды/. Вoвременномотрезке организацияпонимает, перерабатываетивозвращает ресурсыбольшей системе. Исоответственно окончательная проверка организационнойэффективности состоит втом, может ли организация поддерживатьсебя во внешней среде. Поэтому выживание является предельнойили долгосрочноймеройорганизационнойэффективности. Внашем случае производствоотражаетспособность организации выпускать такое количество продукцииитакого качества, которое требуетпотребительскийрынок.

Значение коммуникаций труднопереоценить, ониважны для руководителейпо следующим причинам:

1/ руководители тратятбольшую часть временина коммуникации. Согласно данным многих экспертов, наэто уходит 75-95% временируководителей. Поэтомуони должны быть заинтересованывулучшении
данного вида деятельности;

2/ Коммуникациинеобходимы для эффективности управления;

3/ Коммуникациинеобходимы для Утверждения авторитетаивыраженияволи руководителя;

4/ Хорошоналаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организацияэффективна в
области коммуникаций, онаэффективна иво всех другихвидах деятельности.

Приняторазличать четыреосновные функции коммуникативности в группеили организациивцелом: контроль, мотивация, эмоциональное выражениеипередачаинформации. Спомощью коммуникативностиосуществляется контрольповедения членов группы. Ворганизацияхсуществует иерархияиформальнаясоподчинённость, которойработникидолжны придерживаться. Когдаработника, например, просят
привестисвои действиявсоответствие со стратегиейкомпании, коммуникативностьвыполняет контролирующиефункции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работниковинформациюотом, что должно быть сделано, какулучшить работу, ит.д.

Длябольшинства людей их работаявляется первичнымисточником социального взаимодействия. Коммуникативность, котораяосуществляется вгруппе являетсямеханизмом, с помощью которогочлены группывыражаютсвое отношение кпроисходящему. Темсамым коммуникативность способствует эмоциональному выражениюработников ипозволяет реализовывать социальные потребности. большоезначение имеет ифункция коммуникативности, котораясвязана сеёрольювпроцессе принятиярешений. Онапозволяет предоставлятьданные, которыенеобходимы индивидуумам игруппамдля принятиярешений, посредствомпередачиинформациидля идентификациииоценки альтернативныхрешений.

Существуетрядподходов кгруппировкесредствкоммуникации. Нужно различатькоммуникации: 1/несловесныеперсональные;
2/словесные устные; 3/письменныеперсональные;4/ письменные
групповыевнутриорганизациииза еёпределами. Насовременный
подход ккоммуникациям вбольшой степени повлияло развитие
кибернетики. Руководительустанавливает критериидля подчинённых,
контролируетрезультаты действий подчинённых иосуществляет
их корректировку. Процессобратнойсвязи является важнымэтапом
коммуникацииипринятиярешений.

Для руководителя организации любого типа важен каждый из
элементовпроцессакоммуникации. Многиепрактикиитеоретики
управлениясчитают, что формы, вкоторыхосуществляются коммуникации, зависят от того, что известно ополучателе /получателях/
информации. Этоозначает, что руководительдолжен ориентироватьсяна получателя информации, ане на еёисточник. Когда руководительявляется источником информации, ондолжен быть уверенне
только втом, что говоритна одном языке сполучателем информации, ноичто его оценка ситуации не противоречитоценке получателя. то есть важно, чтобы руководительправильнооценивал процесс  расшифровкииполучения информации, атак же значение обратной связи.

Специалисты по коммуникациям считают, что наиболее важным
фактором, нарушающим"общность" вкоммуникациях между источником
и получателем информации, являютсяизменения, которыепроисходят
в еёкодированииирасшифровке. Наиболееэффективные коммуникации
устанавливаются втомслучае, когда процессыкодированияирасшифровкиинформацииявляются единообразными. Когдаэти процессы становятся разнородными, коммуникацииРазрушаются.Н.Винер назвал эту проблемуэнтропией, т.е.тенденцией процессовчеловеческого общения краспылению. Такая тенденция возникает втом случае, когда работникиорганизацииимеют различный опыт, используемую лексику, знания, интересыит.п. В результатеэтого возникают барьерыдля эффективных коммуникаций, что выражаетсявнеточном соответствии кодированияирасшифровки. Всовременнойорганизации информацияпередаетсянапрямуюбез посредников. Отношенияотчужденности, формальностиинеравенствазаменяются отношениями открытости, честностииотносительного равенства.
Библиографический список литературы.

1.     Постановление Правительство РФ от 12.02.02 №100 «об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг».

2.     Порядок проведения сертификации продукции. Постановление Госстандарта России от 16.05.02 №3.

3.     Закон РФ «О защите прав потребителей» от 16.05.04.

4.      Закон РФ «О стандартизации» от 16.05.03.

5.      Закон РФ «Об обеспечении единства измерении согласно Конституции РФ о правах гражданина №10 15.01.01. г.

6.     Альтов А.С. Письмо зарубежному партнеру. Санкт-Петербург: Издательство «Судостроение». 2000 г.

7.     Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практическое пособие –м.: Издательство «Высшая школа» 2001 г.

8.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник м: «Высшая школа», 2000 г.

9.     Перчникова И.Н. Менеджмент, Учебник, 2-е издание-м:           Банки и биржа ЮНИТИ, 2001 г.

10.Дункан У. Джек. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. –м: Дело 2002 г.

11. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. –м:    Экономика 2000 г.

12.Жизнин С.Э. Предпринимательство и деньги. м 2001 г.

13.Зайцева О.А., Радугин А.А. и др. Основы менеджмента м: Центр 2001 г.

14.Иенекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика –м: 2001 г.

15.Кунц Г.О., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческого решения Т.1-2. _м: Прогресс, 2001 г.

16.Лэнд П. Менеджмент –искусство управлять. –м: ИНФА-М, 2000 г.

17.Мильнер Б.З. Проблемы управления в современной Америке.-м:  Знание, 2002 г.

18.Оучи У. Методы организации производства: Японские и Американские подходы: Пер. с анг. Научный редактор Б.З. Мильнер и И.С. Олейник –м: Экономика, 2002 г.

19.Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления, опыт лучших компаний. Пер. с анг. –м: Прогресс, 2000г.

20.Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбнрдин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебник пособие. –м: ИНФРА –м, 2002 г.

21.Страссман П. Информация в век электроники. Пер. с анг. –м: Экономика 2001 г.

22.Таусенд Р. Секреты управления, или как удержать компанию от подавления прибыли. –м. Прогресс –м: Прогресс 2000 г.

23.Уотерман Р. Фактор обновления. –м: 2002 г.

24.Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 2002, 01 №24 ФЗ. Собрание законодательства РФ №820.05.02 оф. Изд.

25.Хачатуров С.Е. Организация производственных систем /теоретическое основание организационной науки/ — Тула: Шар, 2001 г.

26.Чекурова М.В. Попырин В.И. Внешэкономическая деятельность предприятия. Под ред. Е.Г. Ищенко. Новосибирск 2001г.

27.Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент, теория и практика –м: Наука 2000 г.

28.Шадилова С.Н. Малый бизнес: с чего начать. М: 2000 г.

29.Эванс Дж., Р. Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с анг. /авт. Предисловия и научный редактор А.А. Горячев М.: Экономика 2001 г.

30.Якова М. Карьера менеджера /пер. с анг. –м: Прогресс 2001 г.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.