I. Работа с текстом Основы типографики Шрифт — это комплекс визуально различных, но единообразно спроектированных знаков всего алфавита, включая буквы, цифры, денежные символы и прочие знаки. Гарнитурой называется совокупность или коллекция шрифтов, которые обладают определенным сходством. Каждая гарнитура должна обладать одним и тем же изгибом засечек, соотношением углов или межбуквенных просветов. В индивидуальном облике различных шрифтов гарнитуры должна, однако, наблюдаться некоторая
вариантность. Они могут иметь различную насыщенность штрихов, разный рост, ширину знаков или углы наклона. Рис. 1. Пример шрифтов семейства Arial. Большинство гарнитур делятся на две основные группы — сериф (шрифт с засечками) и сан-сериф (шрифт без засечек). У серифа есть маленькие засечки по краям каждой буквы. Для этих шрифтов характерно также наличие тонких и широких штрихов и плавное изменение их толщины.
Наиболее распространенная серифная гарнитура — гарнитура Times. Засечки в нижней части знаков подчеркивают горизонтальную базовую линию, помогающую при формировании слова связать буквы вместе. Верхние же засечки вносят свой вклад в уникальный вид шрифта и способствуют удобочитаемости. Засечки у срочных букв имеют наклон и присоединяются к главным штрихам с помощью искривленной линии, делая плавный переход от широкого штриха к тонкому.
Такие шрифты весьма подходят для непрерывного чтения, когда глаза без задержки скользят по строкам. История серифных гарнитур ведет свое начало от периода эпохи Ренессанса. В это время витиеватые и тяжелые на вид готические шрифты заменяются, простыми, тонкими и более изысканными формами антиквы (Roman). Рис. 2. Примеры гарнитур с засечками. К серифным шрифтам относят также брусковые шрифты, отличающиеся тем, что
имеют засечки, ограниченные прямыми линиями. Такие шрифты формируются из штрихов равной ширины, подобно шрифтам без засечек. Форма засечек прямоугольная или брусковая, причем имеет ту же ширину, что и основные штрихи буквы. Поскольку засечки имеют строго прямоугольный вид, похожий на стальные балки, то читающему придается чувство силы, стабильности и резкости. Они реже используются для набора основного текста, потому что их не столь просто читать в сравнении со шрифтами с более изящными засечками.
Брусковые шрифты лучше смотрятся в рекламных, плакатных заголовках и объявлениях. К брусковым шрифтам относится Courier New. В сансерифных шрифтах засечки отсутствуют. Для таких шрифтов характерны подчеркнуто геометрическая форма, штрихи одинаковой толщины, аккуратные и открытые, обладающие значительной высотой строчные буквы. Шрифты без засечек наилучшим образом подходят для оформления заголовков; они используются при проектировании
логотипов, в информационных бюллетенях и фирменной документации. Шрифты без засечек уместно использовать для основного газетного текста, если газета печатается на бумаге среднего и низкого качества. На плохой бумаге маленькие изящные засечки расплываются при впитывании типографской краски, и текст становится неудобочитаемым. Рис. 3. Примеры сансерифных гарнитур. Существуют и другие группы шрифтов — например, рукописные и декоративные
шрифты. Они используются в случае, когда надо достичь особого эффекта. Однако документ, насыщенный такими шрифтами, неудобочитаем, поэтому их следует избегать, если объем текста превышает строку или включает несколько предложений. Насыщенностью шрифта называют степень «черноты» или «светлоты» букв, зависящую от толщины штрихов и независящую от их размеров. Как правило, гарнитура шрифта включает в себя средний (medium) и жирный
(bold) варианты насыщенности. Наклон шрифта определяется углом, который его знаки образуют с вертикальной осью. В связи с этим существует прямой шрифт и наклонный. Термином начертание шрифта обозначают комплект знаков определенного рисунка. Начертание может быть нормальным, полужирным, курсивным, подчеркнутым, выворотным, оттененным. В компьютерном наборе появляются новые различные начертания: верхний индекс, нижний индекс, утопленный,
приподнятый и др. Есть существенные различия между курсивным (italic) и наклонным (oblique) начертаниями шрифта. Первый — это специальный шрифт, существующий самостоятельно и являющийся производным от некоторого оригинального шрифта. Наклонный шрифт — это такой шрифт, которому механически был придан некоторый наклон без изменения оригинальной формы букв. Высота шрифта называется кегль и измеряется в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма) — от линии высоты прописного знака до линии нижних выносных элементов (см. рис.
4). Рис. 4. Анатомия шрифта a — нижний выносной элемент; b — высота x; с— верхний выносной элемент; d — высота прописного знака; e — кегль шрифта; f — линия нижних выносных элементов; g — базовая линия; h — линия строчных знаков; i — линия прописной буквы; j — линия верхних выносных элементов. Различные шрифты с одинаковым кеглем могут выглядеть по-разному. 12-пунктовый Impact выглядит крупнее по сравнению с 12-пунктовой «Академией».
Это связано с тем, что соотношение в росте строчных и прописных букв у разных шрифтов различное, а визуальный «вес» шрифта определяют именно строчные буквы, поскольку в тексте их большинство. Поэтому многие дизайнеры предпочитают использовать параметр высота x — высота обыкновенной буквы нижнего регистра (буквы x). Шириной шрифта называют относительную ширину его букв. Степень ширины может измеряться от сверхсжатой до сверхширокой с целым рядом промежуточных значений
и обычно обозначается в процентах как доля от изначальной ширины знаков. От этой характеристики существенно зависит количество текста, размещаемого на одной странице. Ширину изменяют, например, при газетной верстке, чтобы статья (или ее заголовок) заняла точно отведенное под нее место. Профессионалы негативно относятся к этой мере. Изменение ширины знаков нарушают пропорции, тщательно выверенные разработчиком шрифта, и приводят к
появлению уродливых нечитабельных букв. Вместо ручного изменения ширины знаков рекомендуется отыскать в гарнитуре данного шрифта другой профессионально разработанный шрифт с нужными пропорциями. Как правило, популярные гарнитуры включают в себя такие варианты шрифта как сжатый (condensed), узкий (narrow), средний (medium), сверх (ultra, extra) и широкий (expanded). Межбуквенный пробел или трекинг определяет интервал между отдельными буквами в слове.
Этот параметр влияет на визуальное равновесие слов. Если межбуквенные пробелы слишком велики, возникают трудности в быстром различении пробелов между словами, что существенно замедляет скорость чтения. Если же межбуквенное пространство слишком сжато, становится трудно различать отдельные буквы, что также препятствует скорости чтения. Тем не менее, при газетной верстке изменение трекинга — уплотнение или разрядка букв — меньшее из всех
зол, на которое приходится идти, чтобы втиснуть статью в рамки, заданные макетом. При этом максимально допустимым считается изменение трекинга от +7 до -4 единиц между знаками. Дополнительные проблемы межбуквенного пространства связаны с выключкой текста по ширине (когда текст выравнивается по левому и по правому краям одновременно). В результате программа вынуждена вычислять оптимальные значения пробелов, распределяя между ними остаток
строчного пространства. Это может привести к непропорциональному и эстетически неряшливому виду текста (особенно, если ширина колонки мала). Кернинг означает изменение пробелов между парами букв внутри слова. Цель кернинга состоит в том, чтобы достичь равновесия оптического пространства между буквами в слове. Необходимость в применении кернинга связана с тем, что пробелы между некоторыми парами букв визуально отличаются от остальных. К числу таких пар могут относиться
VA, LV, LT, ГА и др. Как правило, в современных шрифтах кернинговые пары учтены. Интерлиньяжем называется пробел между строками. Он отмеряется от базовой линии одной строки до базовой линии другой строки. Подходящий интерлиньяж помогает скользить взглядом со строки на строку и обеспечивает наилучшее восприятие текста. Как и сам шрифт, интерлиньяж измеряется в пунктах. Наиболее подходящим считается интерлиньяж, равный 120% от кегля шрифта.
Чтобы уместить текст в отведенные для него границы, верстальщик или дизайнер может изменить интерлиньяж текстового фрагмента. Однако при верстке газеты или другого многоколоночного издания необходимо отслеживать, чтобы интерлиньяж в соседних колонках непременно оставался равным, т.е. соседние строки располагались на одной горизонтали. Шрифты в ЭВМ Шрифты в ЭВМ хранятся в виде файлов, содержащих информацию, которая необходима программам при отображении документа на экране или распечатывании на бумаге.
Как и все графические объекты в ЭВМ, шрифты могут быть векторными и растровыми. Символы растровых шрифтов представляют собой матрицу точек. При увеличении таких символов качество изображения резко теряется, края становятся похожими на лестницу. Однако такие шрифты быстро отображаются на экране монитора (который сам представляет собой матрицу точек — пикселей), поэтому часто используются для отображения информации на экране.
Очевидно, что растровые шрифты должны включать в себя варианты начертания для различных кеглей. При печати документов используются векторные шрифты. Символы векторных шрифтов представляют собой контур, составные элементы которого описываются математическими формулами. Векторные шрифты прекрасно масштабируются, поэтому нет необходимости хранить в компьютере шрифты разных размеров. История развития цифровых шрифтов насчитывает три типа, используемых для допечатной
подготовки: Adobe Type 1, Adobe Type 3 и TrueType. В 1985 годы фирма Adobe создала язык описания страниц PostScript, который стал фактическим стандартом для передачи информации между системами разработки страниц (текстовые редакторы, программы верстки, графические редакторы) и системами отображения документов (принтерами высокого разрешения, фотовыводными устройствами и др.).
PostScript — векторно-ориентированный язык, созданный специально для программирования графики. Этот стандарт поддерживается каждым современным принтером. Шрифты Type 1 и Type 3 были разработаны фирмой Adobe в соответствии с этим стандартом. Шрифты Type 1 состоят из двух файлов — экранного шрифта и шрифта принтера. Экранный шрифт является растровым и используется для вывода информации на экран монитора.
При установке он заносится в специальную системную папку операционной системы (в Windows такой папкой является FONTS). Шрифты принтера являются векторными. Стоит заметить, что экранный вариант шрифтов Type 1 может незначительно отличаться от принтерного варианта, что, конечно, является недостатком технологии. Однако фирма Adobe разработала программу по управлению шрифтами —
Adobe Type Manager. Эта системная программа устраняет недостатки: шрифты на экране и при печати выглядят идентично. Векторный вариант шрифта Type 1 описывается кривыми третьего порядка, называемыми кривыми Безье. Кроме того, в 1996 году появилась новая программа — ATM Deluxe. Она обладает всеми возможностями Adobe Type Manager, но позволяет кроме этого создавать и управлять наборами шрифтов.
Дело в том, что шрифты, установленные в системную папку, загружаются при запуске компьютера в его оперативную память, что сказывается на производительности системы. Как правило, не рекомендуется держать в системной папке более 50 шрифтов. Однако каждый новый проект (очередная книга, рекламный буклет и пр.) может потребовать новых шрифтов, в результате чего системная папка неотвратимо перегружается.
С помощью утилиты ATM Deluxe шрифты можно объединять в наборы (например, набор шрифтов, необходимый для верстки книги «Три поросенка») и, не помещая их в системную папку, подгружать и удалять из системы по мере необходимости прямо в процессе работы. Шрифты Type 3, призванные усовершенствовать технологию Type 1, являются относительно новыми и непроверенными, поэтому грозят потенциальными неприятностями. Опытные допечатники не рекомендуют использовать их в
своих проектах. Формат TrueType был разработан фирмами Apple и Microsoft, не желавшими примириться с господством на этом рынке сравнительно мелкой фирмы Adobe. Все системные шрифты, поставляемые вместе с операционной системой Windows, относятся к формату TrueType. Большинство шрифтов, свободно распространяемых по Интернету, также относится к этому формату. Положительной особенностью
TrueType является то, что растровая версия для монитора и векторная версия для принтера хранятся в одном файле, для установки которого достаточно просто поместить его в системную папку. Для формирования контура символа в шрифтах TrueType используются кривые второго порядка. Каждый участок контура задается двумя точками (границами участка) и направлением линии на каждой из границ. Часто для задания направления используется третья точка, лежащая на пересечении касательных
к кривой на ее концах. Символы PostScript-шрифта являются более гладкими, чем TrueType за счет использования кривых более высокого порядка. II. Основы газетной верстки Верстка статьи Среди многочисленных элементов газетной полосы всего четыре являются необходимыми. Заголовок, текст, фото, и комментарий к фото — из этих элементов складывается статья. Заголовок — крупная надпись, сопровождающая статью.
На газетной полосе он выполняет четыре задачи: • вкратце отражает содержание статьи; • дает понять, что приоритетно, а что второстепенно; • заманивает читателя; • организует материал на странице. Заголовки современных газет, как правило: • написаны как обычный текст (т.е. с соблюдением традиционных правил использования заглавной и строчной буквы) В XIX веке заголовки обычно набирались заглавными буквами.
У заглавных букв нет выносных элементов, поэтому набранные заглавными буквами слова не имеют индивидуальной формы и хуже воспринимаются читателем. • выровнены по левому краю • чаще бывают широкими, чем узкими • совсем необязательно содержат подзаголовки В XIX веке вслед за основным заголовком принято было располагать до 15 дополнительных подзаголовков (все это хозяйство размещалось в узкий столбец одноколоночной ширины). За современным заголовком следует не больше одного подзаголовка — в том случае, если собственно в заголовке
не отражается содержание статьи (например, «Ура чемпионам!», «Необыкновенная удача» или «К нам гости»). Ниже приводятся возможные варианты оформления заголовка «Зонтик» — заголовок, охватывающий несколько самостоятельных, но близко связанных статей. Число строк в классическом заголовке зависит от ширины статьи (в колонках). Узкие новостные ленты сопровождаются многострочными заголовками сравнительно небольшого кегля. Над широкими статьями помещается крупный заголовок в одну строку.
Рекомендуемое число строк для заглавий различной ширины приведено в таблице: Ширина статьи (в колонках) 1 2 3 4 5 6 Число строк в заголовке 3-4 2-3 1-2 1 1 1 Если заголовок укладывается в несколько строк, необходимо разбивать его по наиболее слабым местам. Ни в коем случае не должны оказываться на разных строках части устойчивых словосочетаний. Например, заголовок «Путин приедет в Саратов» может выглядеть как:
Путин приедет в Саратов или Путин приедет в Саратов но ни в коем случае не так: Путин приедет в Саратов Текст — собственно статья. Главный строительный материал в газетном деле. Серое вещество, передающее большую часть информации, содержащейся в газете. Главной структурной единицей текста с точки зрения верстки является абзац. Для отделения абзацев друг от друга используется красная строка либо вертикальный отступ.
Второй способ характерен для Интернет-сайтов, иногда используется в книжной верстке и абсолютно неприемлем для газеты. При разбиении текста на абзацы возникают висячие строки. Они бывают двух типов. Висячей строкой называют первую строку абзаца, которая оказалась последней в своей колонке или последнюю строку абзаца, которая оказалась в колонке первой. Такое негармоничное разбиение абзаца по колонкам несет негативный художественный и смысловой оттенок,
поэтому висячих строк следует избегать. Почти все программы верстки имеют опцию, которая не позволяет «отщепить» от абзаца одну строку (две «отщепленные» строки так же нежелательны, но допустимы). Висячей строкой называется также последняя строка абзаца, если ее длина меньше четверти ширины колонки. Худший случай — когда в такой строке остаются две-три буквы (последний слог абзаца). Для борьбы с висячими строками второго типа применяют изменение трекинга.
Уменьшив трекинг во всем абзаце, можно «втянуть» висячую строку, а, увеличив — сделать ее достаточно длинной. Уменьшение или увеличение трекинга выбирается исходя из ситуации на полосе. Если данная статья с трудом вписывается в отведенное для нее пространство, разумно трекинг уменьшить, а если в хвосте статьи «дырка», — увеличить. При наличии дырки трекинг следует увеличить также и в тех абзацах, где последняя строка почти целиком тянется до конца колонки.
Тем самым статья удлинится, а разделение на абзацы станет более наглядным. С висячими строками первого типа бороться труднее. Просто перенести одну строку в следующую колонку нельзя, так как соседние колонки будут заканчиваться на разной высоте. Поэтому необходимо уменьшить или увеличить размер одного из предыдущих абзацев за счет трекинга. Текст газетной статьи разбивается на колонки.
В зависимости от стиля, которого придерживается издание, ширина колонки может быть фиксирована для всей газеты, либо выбираться произвольно для каждой статьи. В последнем случае достигается большая гибкость, а в арсенале верстальщика появляется дополнительный прием визуального разделения соседних материалов. Ширина колонки зависит от размера текста, т.е. от кегля шрифта, которым набран текст. По общему правилу, чем длиннее строки, тем больше должен быть кегль.
Оптимальный размер газетного текста — 9-10 пт (довольно часто используется и кегль в 8 пт, но такой текст уже трудно читать пожилым людям со старым зрением). Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера, которые и в наше время употребляются типографиями: кегль 6 пт — нонпарель, кегль 8 пт — петит, кегль 9 пт — боргес, кегль 10 пт — корпус, кегль 12 пт — цицеро и т. д.
Оптимальная ширина газетной колонки составляет 5—6 см. Текст в колонке шириной уже 4 см или шире 9 см становится неудобным для чтения, а в первом случае велика также вероятность появления «белых пятен», что является недопустимой ошибкой верстки. Оптимальная высота колонки находится в пределах от 5 до 25 см. Строки во всех колонках должны обязательно располагаться на одном уровне.
Это значит, что базовые линии строк в соседних колонках должны совпадать, даже если колонки относятся к разным материалам. Внутри одного материала опасность может возникнуть, если используются внутренние подзаголовки, которые сильно отличаются по кеглю от основного текста. Поэтому необходимо точно задавать величину отступа для подзаголовка, чтобы он занял по вертикали (вместе с этим отступом) целое число строк. Большой объем «неразбавленного» текста не привлекает внимания и
делает скучной всю полосу. Поэтому если статья велика и не имеет иллюстративного сопровождения, можно использовать различные приемы, чтобы визуально разнообразить текст: • уквица. Это первая буква абзаца, увеличенная до высоты нескольких строк (обычно 2 или 3), обычно «утопает» в абзаце. Может использо- ваться для выделения разделов большого материала, а также в начале статьи, когда заголовок по каким-либо причинам не простирается над первой колонкой. •
Врезка представляет собой цитату из статьи (или её анонс), набранную увеличенным кеглем и размещенную внутри статьи в самостоятельном блоке. Блок может быть выделен рамкой. Как правило, блок с врезкой со всех сторон обтекается основным текстом, хотя при этом существует опасность нарушить одно из основных правил верстки статьи (см. ниже). • Выделение фрагментов текста. Можно использовать полужирное или курсивное начертание, чтобы акцентировать
внимание читателя на ключевых фразах материала и в то же время «украсить» текст. Полужирный шрифт привлекает внимание независимо от контекста, его используют для того, чтобы заставить прочитать выделенную фразу тех читателей, которым статья целиком неинтересна. Если же необходимо акцентировать внимание по ходу чтения, следует использовать курсив, который не притягивает взгляд читателя, еще не добравшегося до нужного места.
Очень часто начертание используется при оформлении интервью для выделения вопросов журналиста. Подчеркивание же необходимо применять с осторожностью. Оно ухудшает читаемость текста, поскольку буквы теряют часть индивидуальности. Более трёх строк вообще никогда нельзя подчеркивать. • Выворотка и фон. Вывороткой называют белый текст на черном фоне.
Может использоваться при оформлении врезки, дополнительного материала, который подверстан к основному, или для всего материала. Последнее нежелательно, т.к. большой объем текста на выворотке читается с трудом. Выворотка тяжеловесна, она оттягивает взгляд читателя; злоупотреблять ей не стоит. В целях выделения предпочтительнее использовать цветной или серый фон. Фон должен быть достаточно светлым, чтобы текст на нем свободно читался: не рекомендуется оттенок серого
выше 30%, а для плохой бумаги — выше 15%. Фотография привлекает взгляд читателя больше любых других элементов и способна заинтересовать его материалом. Фотографии бывают трех конфигураций. Горизонтальная форма наиболее распространена, поскольку человеку свойственно видеть мир в горизонтальной плоскости. Вертикальная конфигурация считается наиболее динамичной.
Квадратные фото самые скучные и многие верстальщики стараются вообще избегать этой формы, однако главное в фотографии, конечно, содержание. Размер фотографии должен быть достаточным для того, чтобы все значимые детали можно было различить без напряжения. Предпочтительнее использовать одну крупную фотографию, чем несколько мелких. Фотографий 4x4 см и меньше следует избегать вообще. Фотография может иметь направление (например, на фото кто-то бежит, указывает на что-либо, кидает мяч
или это просто фотография человека, который смотрит в определенную сторону). Фото, имеющее строгую направленность, обязательно должно «смотреть» на текст, который оно иллюстрирует. Существует ряд рекомендаций касательно содержания фото. Одна из самых ценных: лучше пренебречь снимком, иллюстрирующим статью буквально в пользу снимка, который интересно разглядывать. Если в статье идет отчет о пресс-конференции, посвященной уборке зерновых, то
вместо круглого стола и чиновничьих физиономий за ним лучше дать фотографию работающего комбайна. Как правило, содержание фотографии от верстальщика не зависит. В крупных редакциях существует должность ответственного секретаря, который помимо литературной обработки материалов должен заниматься подбором иллюстраций к статье. Но в небольших изданиях такой должности нет, и решение принимает редактор, зачастую предоставляя верстальщику
возможность выбора из нескольких снимков или предлагая ему подобрать подходящее фото из архива. При подборе иллюстраций следует избегать фотографий из клипартов — сборников изображений в цифровой форме на дисках, особенно из пиратских. Не касаясь проблемы авторского права, отметим, что тот же самый клипарт имеется в каждой второй редакции, поэтому эти фото узнаваемы. Не рекомендуется использовать фотографии с Интернет-сайтов, поскольку они оптимизируются с целью уменьшения
размера и по качеству редко пригодны для печати. Сканировать изображения со старых газет или журналов тоже следует очень осторожно, поскольку при печати с низким разрешением возникает явление муар (будет рассмотрено ниже). Не стоит использовать одни и те же фотографии несколько раз. Коллаж представляет собой фрагменты различных фото, объединенных в единую композицию. Коллаж может быть очевидным, а может, благодаря искусству дизайнера, восприниматься как «правдивая»
фотография. Чтобы не вводить читателя в заблуждение, коллаж должен сопровождаться надписью: «Коллаж <имя автора>». Рядом с каждой фотографией также следует указывать имя фотографа. Комментарий к фото объясняет читателю, что происходит на фотографии, где и когда это случилось. Качественно написанный комментарий объясняет читателю, почему важны этот текст и заметка. К сожалению, этим элементом статьи часто пренебрегают.
Шрифт, которым набран комментарий, должен отличаться от шрифта основного текста. Размещается комментарий, как правило, под фото, но вполне допустимы варианты с выравниванием по его правой или левой стороне. Комментарий никогда не следует размещать на самой фотографии. Если у снимка есть маловыразительная область, которая, как будто, подходит для этих целей, следует кадрировать (обрезать) снимок. В идеале каждое фото должно сопровождаться своим комментарием.
Но иногда композицию из нескольких фотографий уместно сопроводить общим комментарием, расположив его так, чтобы он относился ко всем снимкам сразу. Комментарий должен быть достаточно длинным, чтобы вкратце объяснить все детали фотографии. Содержание одних снимков очевидно и не нуждается в разъяснениях. Другие же (к примеру, архивное фото, произведения искусства, фотографии, не сопровождающиеся статьей) могут потребовать достаточно пространных описаний.
При взаимном размещении четырех составляющих статьи необходимо руководствоваться следующими непреложными правилами: 1. Каждая статья должна иметь прямоугольную форму и состоять из прямоугольных блоков Рис. 9. После размещения на полосе нескольких материалов оставшееся для последней статьи пространство может оказаться непрямоугольной формы (рис.9, 1). Появление непрямоугольной статьи (её еще называют «сапогом») недопустимо. Даже если текст статьи укладывается в аккуратный прямоугольник, а остаток «сапога»
занимает относящаяся к тексту иллюстрация (рис. 9, 2). В правильно сверстанной статье ее компоненты (заголовок, колонки текста, фотографии и т.д.) вместе занимают прямоугольное пространство. При этом статья в свою очередь состоит из аккуратных блоков прямоугольной формы (рис. 9, 3). Нежелательно также появление «сапогов» внутри статьи. Такой «сапог» может получиться, когда расположенная над колонкой текста фотография задевает краем соседнюю
колонку (рис. 9, 4). Этого можно избежать, если строго придерживаться правила 2. Прямоугольник, который представляет собой статья, может быть любых пропорций, но эстетически наиболее оправдана форма, при которой соотношение сторон прямоугольника приближается к золотому сечению (примерно 2:3, как у листа формата A4). 2. Обтекаемая текстом фотография должна занимать по ширине целое число колонок Фотография, которая чуть-чуть заползает на соседнюю колонку текста, производит впечатление неряшливости.
Если же снимок сильно заходит на соседнюю колонку, оставшийся текст вынужден размещаться в очень узком пространстве, отчего получаются неаккуратные рваные края при выключке по левому краю или «коридоры в тексте» при выключке по ширине. Рис. 10. Чтобы фотография заняла целое число колонок, можно воспользоваться одним из следующих простых приемов: • Изменить размер фотографии (отмасштабировать ее пропорционально). • Кадрировать фотографию, т.е. обрезать ее с краю (при условии, конечно, что край фотографии не представляет
ценности). • Изменить число колонок в материале. Правило целого числа колонок может не применяться в следующих случаях (рис.11): • Материал должен верстаться в одну колонку (книга), или же ширина изображения заведомо меньше ширины колонки. Однако следует следить, чтобы для текста оставалось достаточно свободного места сбоку. • Изображение помещается в текст с обтеканием по контуру. Рис. 11. В верстке журнального типа также может использоваться прием, когда край фотографии выходит
на поле, привлекая к иллюстрации дополнительное внимание. Этот же прием может добавить выразительность неграфическому блоку (такому как врезка). 3. Колонку текста нельзя прерывать элементами графического дизайна Когда фотография помещается в центре статьи, она разрывает собой колонку с текстом. В результате статья может смотреться лучше, но этот прием дезориентирует читателя.
Вместо того чтобы искать продолжение текста под фотографией, он автоматически переходит взглядом на соседнюю колонку. Не должны прерывать колонку текста и другие графические элементы. Стоит также опасаться и текстовых врезок, особенно когда по стилю они походят на заголовки. Рис. 12.1. Рис. 12.2. 4. При вертикальной верстке элементы статьи должны располагаться в строгом порядке: 1) фотография, 2) подпись к фотографии, 3) заголовок,
4) текст Доказано, что именно в таком порядке глаз читателя осваивает материал. Придерживаясь его при верстке, дизайнер облегчает читателю восприятие. Фотография является самым «тяжелым» элементом статьи, она притягивает взгляд читателя в первую очередь, причем в поле его зрения попадает и связанная с фотографией подпись. Следующим по притягательности элементом является заголовок.
В последнюю очередь идет текст. Под вертикальной версткой понимается такая, при которой ширина фотографии совпадает с шириной самой статьи. В этом случае отступление от приведенного порядка является грубой ошибкой верстки: Рис. 13. • Если фотографию поместить под заголовком, заголовок будет отрезан от основного текста и станет восприниматься отдельно от него. • Если фотографию поместить в центр статьи, она разорвет колонку текста, что недопустимо (см. выше). •
Фотография, находящаяся под текстом, теряет в выразительности. Кроме того, она может быть воспринята читателем как реклама или как снимок, относящийся к другому материалу. 5. Из нескольких иллюстраций к статье следует выбирать одну ведущую Правильный дизайн должен управлять взглядом читателя, «водить» его по полосе. Если материал сопровождается несколькими одинаковыми по размеру снимками, взгляд читателя будет хаотически
перебегать от одного к другому. Необходимо расставить приоритеты, привлечь читателя к наиболее интересной фотографии, сделав её крупнее остальных. Верстка полосы Правила верстки различаются для первой полосы газеты и для её внутренних полос, поскольку они преследуют разные цели. Назначение первой полосы — привлечь внимание читателя, заставить его выбрать из кучи изданий на прилавке именно эту газету. Внутренние полосы должны информировать читателя, стремиться к тому, чтобы
после покупки газеты читатель не остался неудовлетворенным. Графические элементы внутри газеты становятся менее заметными, менее декоративными. Для первой полосы характерны следующие элементы (не все редакции пользуются одним и тем же жаргоном, но большинство терминов совпадают): • Логотип — название газеты, выполненное специальным шрифтом (как правило, рисуется профессиональным художником). Кроме названия и слогана содержит номер и дату выхода
газеты, а также её цену. • Анонс-блоки — привлекают внимание к лучшим материалам номера. Могут представлять собой просто текстовые цитаты, а могут сопровождаться иллюстрациями. В газетах большого формата (A2) анонсы удобно размещать в ряд над логотипом, тогда они гарантированно будут бросаться в глаза на прилавке, в то время как нижняя часть полосы, скорее всего, будет закрыта другими газетами. Такие анонсы называют «небесными коробочками».
В газетах малого формата (A3, A4) вся первая полоса может строиться исключительно из анонсов, обязательно иллюстрированных. Чтобы лучше подать анонсы, многие черно-белые издания используют цветную печать для первой и последней полос. • Статья с переносом — материал, который начинается на одной полосе, а заканчивается на другой. Обычно так верстаются большие материалы, которые на одной полосе будут смотреться громоздко. Если материал интересный, начало выносится именно на первую полосу, чтобы привлечь читателя заголовком.
В конце первой части материала ставится строка переноса, сообщающая, на какой полосе искать продолжение. Это может быть просто текстовая надпись, а может быть стилизованная стрелочка: оформление строки переноса — часть общего стиля газеты. В начале второй части тоже помещается строка переноса, чтобы информировать читателя, где материал начинается. Если у такой статьи длинный заголовок, то над второй частью не обязательно давать его целиком — достаточно несколько первых слов с многоточием (но слова должны складываться в
нечто осмысленное). Подзаголовок над продолжением статьи не повторяется. • Индекс — список наиболее значимых статей с указанием их страниц. Используется в дополнение к анонсам в многостраничных изданиях. Следующие элементы встречаются только на внутренних полосах: • Колонцифра — строка с номером страницы, датой и названием газеты. •
Колонтитул — надпись, помещаемая в верхней части каждой страницы. Это может быть тематика полосы. Как правило, колонтитул и колонцифра объединяются в одну строку. • Выходные данные — обязательная информация об издании, включающая адрес редакции, состав редколлегии, информацию о типографии, тираж номера и т.д. Обычно печатаются на последней полосе газеты. Остальные элементы могут использоваться на любой странице: •
Рубрика — короткая строка над заголовком, раскрывающая категорию материала. Также может тематически объединять несколько статей, заметок различных авторов. Рубрика является дополнительным средством визуального отделения материалов друг от друга, помогает разнообразить полосу. Кроме того, рубрика может прояснить содержание материала, дополняя собой заголовок. Следует избегать типичной ошибки, которая заключается в том, что для каждого материала придумывается
собственная, нередко одноразовая, рубрика. Если в газете используются рубрики, их набор должен быть строго ограничен: только в этом случае они будут ориентировать постоянного читателя и при этом выдерживать стиль издания. Лучше всего, чтобы каждая рубрика имела свое постоянное расположение, тогда читатель, которого интересуют материалы определенной категории, сразу будет знать, где их найти. • Инфографики — это диаграммы, таблицы или карты, наглядно отображающие информацию.
Когда статья перегружена цифрами, она плохо воспринимается читателем. Из самых важных цифр лучше всего построить диаграмму или график. Надо иметь в виду, что чрезвычайно подробные диаграммы трудно читать. Следует объединять и упрощать представленную в них информацию. Секторная диаграмма будет запутанной, если число секторов больше семи.
Диаграммы — самый распространенный вариант инфографиков, но не стоит ограничиваться ими. Так, материал, посвященный «грибному отдыху» имеет смысл сопроводить картой грибных мест, а рассказывая о технической новинке, представить упрощенную и наглядную схему. При верстке газетной полосы необходимо соблюдать следующие правила: 1. Материалы должны быть явно отделены друг от друга.
У читателя не должно ни на мгновение возникать сомнения в том, где кончаются границы одного материала, и начинается другой или к какому материалу относится фотография. Конечно, внимательно ознакомившись с полосой, читатель разберется, но назначение газетного дизайна — так отделить статьи друг от друга, чтобы читатель сориентировался на полосе с первого взгляда. Существует два стандартных средства разделения соседних материалов: •
Рамки и линейки. Если заключать каждую статью в рамку или проводить между ними вертикальные и горизонтальные линии, то, очевидно, место каждой статьи будет строго определено. Однако это наименее предпочтительное средство. Помимо того, что рамки и линейки разбивают страницу на жесткие отсеки, что убивает динамику и делает газету скучной, визуально они не разделяют, а напротив, сближают соседние материалы, так как заполняют свободное пространство между ними.
В результате при беглом просмотре вся полоса выглядит единым куском. • «Воздух». Лучший способ разделить материалы — оставить между ними белое пространство, в 1,5 — 2 раза превышающее расстояние между колонками. Белое пространство или «воздух» является одним из самых интересных элементов полосы, хотя многие дизайнеры боятся его использовать. Помимо разделительной роли «воздух» может играть роль маяка на странице, притягивая взгляд читателя
столь же эффективно, как большая темная фотография. Если газета не верстается в строгом журнальном стиле (все колонки имеют стандартную ширину), рекомендуется задавать у соседних материалов разную ширину колонок. 2. Материалы должны выстраиваться в иерархию. Еще до ознакомления с материалами полосы читатель должен понимать, какой из них важнее и интереснее. Оформление должно дать ему подсказку.
Существует два способа упорядочить материалы: • Место. Мы читаем слева направо и сверху вниз. Поэтому самым выигрышным местом полосы является её левый верхний угол — именно там читатель ожидает найти главный материал. Нижнюю часть полосы, подвал, предпочтительнее использовать для второстепенных материалов. Однако при выборе местоположения статьи также приходится учитывать и её размер.
Для достижения визуального равновесия в подвал рекомендуется ставить самую большую по объему статью, а более мелкие оставлять сверху. • Размер заголовка. Крупный заголовок привлечет к себе внимание быстрее, чем мелкий, поэтому размеры заголовков следует выбирать в зависимости от важности материала. Под размером заголовка понимается не кегль его шрифта, а площадь, которую заголовок занимает на полосе. При этом размер заголовка должен быть соизмерим с
размером материала: крошечный заголовок над материалом в две трети полосы будет смотреться дико. 3. Заголовки соседних материалов не должны слипаться. Такая проблема актуальная для материалов, которые начинаются на одном уровне (например, нескольких верхних материалов). Чтобы соседние заголовки не выглядели как один, они должны быть разного размера и не простираться на всю ширину материала (самое привлекательное решение: заголовок, выровненный по
левому краю и не доходящий до конца статьи на 2/3 колонки). 4. Следует соблюдать иерархию фотоматериалов. Фотография — самый броский элемент газетной полосы. Распределение снимков по полосе определяет её общий вид и задаёт маршрут глазам читателя. Для того чтобы читатель не сбился с маршрута, фотографии на полосе должны быть выстроены в иерархию. На полосе не должно быть одинаковых по размеру фотографий.
А ведущее фото полосы рекомендуется делать значительно крупнее всех остальных. Во-первых, большой снимок интереснее разглядывать, а во-вторых, «отправная точка» для чтения будет определена однозначно. 5. Полоса должна быть визуально сбалансирована. Все элементы, которые выделяются на фоне серого текста, имеют свой «вес». Темные снимки и крупные заголовки «утяжеляют» страницу, светлые пятна «облегчают» её.
Все эти элементы необходимо распределять по полосе равномерно. Если все фотографии собраны, например, вдоль правого края, правый край будет казаться перегруженным. Это плохо. Точно также плохо поместить все фотографии наверх или вниз. Равномерно — не значит упорядоченно. Хорошая страница должна выглядеть немного хаотично: снимки не располагаются вдоль одной линии, а разбросаны скорее зигзагообразно, причём хорошо, когда этот зигзаг
соответствует направлению чтения: сверху вниз и слева направо. 6. Больше трёх-четырёх гарнитур на полосе использовать нельзя. Это правило сложно соблюдать, когда на полосе много рекламных макетов, на дизайн которых редакция повлиять не может. Но для собственных материалов оно непреложно. Если гарнитур много, газеты выглядит живенько и пёстренько и на первый взгляд может читателя привлечь.
Но по мере чтения пестрота быстро раздражает. Кроме того, газета, в которой каждый материал может верстаться какими угодно шрифтами, начисто лишена индивидуальности. Напротив, 2—3 гарнитуры с немногочисленными вариациями их параметров (таких как начертание, насыщенность и кегль), создают… … стиль газеты При разработке самого первого номера необходимо определиться, каким способом будут оформляться разные газетные элементы.
Этот способ должен быть жестко прописан в газетном шаблоне (любая программа верстки позволяет создавать страницы стилей) и соблюдаться всегда. Элементы, для которых необходимо разработать правила оформления: • Заголовок. Это единственный из элементов полосы, для которого может быть не задан один из параметров, а именно кегль. Поскольку иерархия материалов на полосе достигается, в том числе и с помощью заголовков разных размеров, кегль заголовка может быть любым.
Гарнитура заголовка по возможности должна соответствовать гарнитуре газетного логотипа. Если логотип выполнен в рукописном или, например, готическом стиле, то распространять этот стиль на все заголовки уместно не всегда. Надо помнить, что для большинства газет все-таки подходят строгие сансерифные заголовочные шрифты. • Подзаголовок. Обычно отличается от заголовка только кеглем и в отдельный стиль почти никогда не выделяется. В редких газетах изменяется и какой-нибудь другой параметр (например, подзаголовки
выполнены курсивом). • Текст. Главное, чтобы хорошо читался. При маленьком кегле и плохой бумаге не стоит использовать серифные шрифты. Второе требование: гарнитура текста должна контрастировать с гарнитурой заголовка. • Вводка. Вводкой называют начало статьи, которое чаще всего несёт основную информацию. Предполагается, что для читателя достаточно ознакомиться с вводкой, чтобы решить, интересен ли для
него весь материал. Если газета поддерживает концепцию вводок, то по стилю они должны отличаться от основного текста: увеличенным размером, начертанием и т.п. При вёрстке вводка часто верстается в отдельном блоке и по ширине может быть развёрнута не на одну, а на две-три колонки (см. рис. 12). • Подпись. Имя автора материала должно как-то выделяться, поскольку оно может служить дополнительным ориентиром для постоянных читателей (читать им этот текст или нет).
Может использоваться курсивное или полужирное выделение, можно давать фамилию автора заглавными буквами и т.д. Иногда выделение автора происходит за счет его расположения. Подпись ставиться не в начале или в конце статьи, а, например, врезано в рамку или линейку над статьей (если рамки и линейки используются в газете). • Подпись к фотографии. Всегда должна иметь собственный стиль, поскольку фотографии часто ставятся справа или слева от текста
и подпись не должна с ним сливаться. Чаще всего подпись к фотографии меньше, чем текст. • Колонтитул. По стилю должны походить на логотип газеты, поскольку сам логотип часто присутствует в колонтитуле в уменьшенном виде. • Рубрика (если используется). Создание макета Макет — это план верстки, на котором изображаются основные элементы будущей полосы или всей газеты (книги, буклета и т.п.) целиком, их расположение и основные параметры.
Процесс создания макета называется макетированием. Оригинал-макет — это конечный продукт, получаемый в результате верстки, который подлежит передаче в типографию для размножения. Дизайн будущего макета определяется модульной сеткой или шаблоном. В простейшем случае она содержит только основные направляющие линии. По вертикали сетка обычно разбивается на колонки, стандартные для данного издания.
За расстояние между горизонтальными направляющими можно принять высоту пяти или десяти строк, набранных основным текстом, либо использовать стандартные единицы измерения. Профессиональная сетка разрабатывается художником и задает также места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи. Даже если в итоге планируется верстать в одну колонку на всю ширину страницы (обычный информационный
бюллетень), можно использовать многоколоночную (6, 8) модульную сетку и выравнивать по вертикальным направляющим фотографии и врезки, создавая внутреннее выравнивание элементов, почти не воспринимаемое, но придающее композиции аккуратность и выдержанность. Модульная сетка распечатывается на бумажном бланке (обычно в половину натуральной величины страницы) и поверх нее рисуется макет. Все пропорции при макетировании должны соблюдаться: если планируется разместить
квадратное фото, на макете оно не должно выглядеть прямоугольным. Рис. 14. Подробный макет В зависимости от того, как распределяется объем работы между верстальщиком и другими сотрудниками, макет может быть более или менее подробным. В маленькой провинциальной газете макет может вообще не составляться, а материалы раскидываются непосредственно на компьютере в соответствии с общими указаниями редактора.
Чем солиднее газета, тем меньше решений может принимать её технический отдел. В крупных редакциях существует должность ответственного редактора, который определяет стратегию размещения материалов внутри газеты и на каждой её полосе, выбирает иллюстрации к ним и — составляет макет. Задача верстальщика при этом cводится к точному размещению элементов полосы в соответствии с макетом. В сложном макете могут быть прописаны практически все параметры: число колонок, точный размер фотографий,
кегль и число строк в заголовках и т.п. (рис. 14). Простой макет содержит лишь принципиальные указания: порядок следования статей и количество иллюстраций к каждой из них (рис. 15). Рис. 15. Упрощенный макет. Бумажному бланку с модульной сеткой соответствует файл-шаблон, в котором созданы все необходимые элементы и направляющие. Программы верстки поддерживают работу с направляющими как с линиями, которые видны на
экране при разработке страницы, но не отображаются при печати. III. Основы книжно-журнальной верстки Элементы книги Титульным листом называют первую выходную страницу издания, на которой помещены основные сведения о нем — фамилия автора, название, место и год издания и др. Как правило, титул размещается на первой полосе издания и занимает всю полосу, однако в журналах весьма
часто титул заменяют «шапкой», т.е. размещают все титульные данные лишь в верхней части первой полосы. В некоторых изданиях, имеющих контртитул или фронтиспис, титул размещают на третьей полосе издания. Контртитулом называют добавочный титул, помещаемый на одном развороте с основным титулом (как правило, в многотомных и переводных изданиях). В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на титуле — сведения, относящиеся лишь к данному тому.
В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала. Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания (титул в этом случае — на третьей). Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания.
Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата. Авантитулом называют полосу, являющуюся оборотом контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают какой-либо текст (например, название книги). Обычно название книги (фамилия автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул, но значительно сниженного (по сравнению с титульным листом) кегля, не более 12-14 пт.
Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (УДК) (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в левом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения. На всех перечисленных элементах колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры
не ставят. Аннотацией называют краткое изложение содержания и назначения книжного издания или журнальной статьи. Аннотацию обычно размещают на обороте титула, набирают шрифтом сниженного кегля на уменьшенный формат и размещают по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой. Аннотацию к журнальным статьям обычно набирают шрифтом сниженного кегля на полный формат полосы, в том числе при двух- и трехколонном наборе текста статьи, и размещают под заголовком с небольшой отбивкой
от текста. Выпускные данные (выходные данные) — это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий — фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доли листа, объем в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер
заказа. Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кегля 6 пт, либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную» и заверстывают на последней полосе издания. Если они набраны на полный формат, то их размещают под тонкой линейкой внизу полосы, если же на сниженный формат, то по оптической середине полосы. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.
Шмуцтитулом называют внутренний титул — отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора. Текст шмуцтитула оформляют аналогично оформлению титула — шрифт той же гарнитуры, но сниженного кегля. Главные строки размещают обычно на оптической середине.
Группировка строк текста должна соответствовать титулу и системе рубрикации книги. Шмуцтитулы заверстывают всегда на нечетную полосу, оборот шмуцтитула остается пустым. Если предшествующий текст был закончен на нечетной полосе, то его нужно вогнать назад или выгнать вперед. Оставлять перед шмуцтитулом пустую полосу нежелательно. Оглавление — перечень всех входящих в издание частей, разделов, глав и параграфов с указанием номеров
страниц, на которых они начинаются. Содержание — перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Оглавление или содержание размещают в самом начале или в самом конце издания. Особенности набора оглавлений и содержаний — наличие шрифтов самых разных начертаний, большое количество разных отступов и втяжек, равнение разрядов цифр в номерах страниц и рядов отточий, отделяющих конец
текста в каждой позиции от цифр. Содержание или оглавление всегда набирают со спуска, оно может занимать неполную полосу (тогда его следует разместить по оптической середине полосы) или несколько полос. Содержание (оглавление) в начале издания заверстывают в книгах (обычно техническая, учебная и научная литература) вслед за титулом (эпиграфом, посвящением на отдельной полосе) с нечетной полосы. В конце издания оглавление (содержание) может размещаться на любой полосе, после него следуют только
выходные данные. В журнальных изданиях содержание размещают иногда на обороте титульного листа, на самом титульном листе под шапкой, на второй или третьей полосах обложки, а в последнее время часты случаи размещения содержания журнала на узкой вклейке перед первой полосой. В этих случаях содержание может быть и без спуска. Посвящением называют надпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым
данное произведение посвящается. Посвящение обычно набирают на сниженный формат выделительным шрифтом (курсив, курсив полужирный, шрифт иной гарнитуры), кегль которого не меньше кегля основного текста. Заверстывают посвящение часто на отдельной нечетной полосе после титула, в верхней ее части (со спуском 1—2 квадрата) с отступом справа на -1 кв. или иногда по оптической середине полосы. В некоторых случаях посвящение заверстывают на первой текстовой полосе в счет спуска, но обязательно
над всеми заголовками. В конце текста посвящения точки не ставят. Введение и предисловие почти всегда набирают шрифтом той же гарнитуры и того же кегля, что и основной текст; предисловие часто набирают также шрифтом на кегль меньше. В предисловии иногда увеличивают межстрочное расстояние (для выделения его или чтобы начать текст с нечетной полосы), во введении же этого не делают никогда.
Вступительную статью чаще набирают шрифтом сниженного кегля с увеличенным межбуквенным расстоянием. Эпиграфом называют цитату из сочинений известных авторов, пословицу или афоризм, выражающий основную мысль книги, её отдельной части или главы. Эпиграфы всегда набирают на суженный формат (от 1/3 до 2/3 формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например курсивом. Если в эпиграфе дается иностранный текст с переводом, то их набирают разными начертаниями шрифта (часто
основной текст — курсивом, а перевод — прямым), причем перевод отбивают на 4—8 пунктов. В конце эпиграфа ставят точку или иной, необходимый по смыслу знак (весьма часто — многоточие, ибо текст цитаты обрывается). В кавычки текст эпиграфа не заключают. Почти всегда имеется ссылка на источник; ее набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2—4 пункта.
Иногда (в художественных произведениях улучшенного оформления) эпиграф ко всей книге заверстывают на отдельной нечетной полосе после титула, а эпиграфы к отдельным частям издания — на шмуцтитулах после названия части. Чаще эпиграф ко всему произведению размещают на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка. Эпиграфы к отдельным частям или главам размещают под названиями этих частей с достаточной отбивкой
от рубрик и от текста (как правило, не менее 20 пунктов над эпиграфом и 12 пунктов под ним). Эпиграфы всегда помещают либо в правый край полосы, либо с большим отступом слева (примерно на половину формата строки основного текста). Перечислениями (списками) называют тексты, разбитые на пункты и подпункты, имеющие цифровое или буквенное обозначение. Перечисления могут быть набраны тремя способами: все пункты в подбор с разделением запятыми или точками с запятой, все пункты с абзацного отступа или со втяжками
вторых строк с разделением точками или точками с запятой. В первом случае перечисления набирают шрифтом кегля основного текста; для верстки они являются простым текстом. В двух последних случаях возможно использование основного кегля или же снижение кегля, тогда при верстке перечисления отбивают от основного текста так же, как дополнительный текст. Нумеруют перечисления арабскими цифрами с точкой или со скобкой, прописными или строчными буквами русского
алфавита с точкой или со скобкой, реже — римскими цифрами или латинскими буквами. Каждый пункт перечисления начинают с прописной лишь в случаях, когда в конце каждого пункта стоит точка, в остальных случаях — со строчной. Цифры, обозначающие отдельные пункты, должны быть выровнены по разрядам в пределах каждой полосы за исключением случаев, когда пункты набраны с абзацного отступа и текст в каждом пункте достаточно велик. При переносе перечисления с полосы на полосу рекомендуется заканчивать
полосу полным пунктом, т.е. начинать следующую полосу с нового пункта. Как и во всех случаях, недопустимы «висячие строки» (в частности, абзацные отступы — начала пунктов — в конце полосы или концевые строки — окончание пункта — в начале полосы). Цитатой называют дословное воспроизведение в тексте выдержки из произведений другого автора. Цитаты бывают внутритекстовые, набираемые в подбор с основным текстом, и самостоятельные, набираемые
отдельными абзацами. Внутритекстовые цитаты набирают шрифтом того же кегля, что и текст, иногда с выделением, обязательно в кавычках. Такие цитаты верстают так же, как и текст. Самостоятельные цитаты набирают шрифтом меньшего, а иногда и большего кегля. При верстке, естественно, требуется их отбивка. Если цитата набрана со втяжкой, то последняя должна быть больше абзацного отступа. Как правило, цитата заканчивается ссылкой на источник или просто фамилией
автора в скобках. Если такую ссылку дают в сноске, то непосредственно за цитатой ставят знак выноски без отбивки от кавычки, заканчивающей цитату. Пропуски в цитатах, начало цитаты с середины предложения или окончание ее не в конце предложения обозначают многоточиями, которые не отбивают от начала и конца цитаты и от слов, у которых сделан перерыв; после многоточия в этом случае ставят пробел. Кавычки от многоточия также не отбивают. Самостоятельные цитаты могут быть набраны и без кавычек.
Внутритекстовыми примечаниями называют дополнительный текст, уточняющий или разъясняющий основной, но помещенный непосредственно за разъясняемым текстом и снабженный словом «Примечание». Примечания чаще всего набирают шрифтом сниженного кегля. Тогда при заверстке их необходимо дать соответствующие отбивки. Но иногда примечания набирают шрифтом основного кегля со втяжкой, превышающей размер абзацного отступа.
В этом случае отбивок не требуется. Слово «Примечание» набирают, как правило, с выделением — курсивом или разрядкой, с абзацного отступа. Если имеется несколько нумерованных примечаний, следующих одно за другим, слово «Примечание» не повторяют. Сносками называют дополнения или пояснения к основному или дополнительному текстам, помещаемые внизу страницы (или колонки) при наличии у текста, к которому разъяснение относится, знака выноски (звездочки или цифры на верхнюю линию).
Сноски всегда набирают шрифтами той же гарнитуры, что и текст, но, как правило, сниженным кеглем. Набор каждой сноски начинают с абзацного отступа, равного абзацному отступу в основном тексте; если же на одну полосу попадают несколько сносок со знаками выноски, состоящими из нескольких звездочек или разного числа цифр, то знаки выноски должны быть выровнены между собой и для меньших по формату знаков выноски абзацный отступ увеличивается. Для отделения сносок от текста используют тонкую линейку (короткую
или полноформатную), сопровождаемую отбивкой. В некоторых изданиях при наборе текста и сносок разными кеглями линейки не используют, ограничиваясь пробелом. Если сноска слишком велика, разрешается перенести ее на следующую полосу, повторив снова отбивку, линейку и продолжив перенесенную сноску. При этом на предшествующей полосе должно остаться не менее трех строк переносимой сноски, а на последующей полосе нельзя начинать сноску абзацной или концевой строкой.
Если на полосе, куда перенесена часть сноски, есть еще другие сноски, то их подверстывают к перенесенной сноске без отбивок и со своей нумерацией. Сноски на концевых строках нежелательны. Если все же они есть, заверстывать их рекомендуется непосредственно под текстом с обычными отбивками и линейкой. Библиографическими списками или указателями литературы называют перечни использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения литературы с краткими сведениями (библиографическими
записями простой структуры) о каждом упоминаемом издании. Различают прикнижные, внутрикнижные, внутрижурнальные и пристатейные указатели литературы. В каждой библиографической записи, как правило, даются сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания, а для журнальных статей — об авторах, названии статьи, названии журнала, годе его издания и номере. Набор указателей литературы характеризуется применением различных видов
выделений, частым использованием иностранных шрифтов, особой системой сокращений и расстановки знаков препинания. Прикнижные списки литературы заверстывают после приложений на отдельной полосе со спуска. Внутрикнижные и пристатейные указатели литературы (к отдельным частям, главам или статьям) размещают в подверстку к тексту этих разделов как дополнительный текст. Указатели — это справочный материал, помогающий читателю быстро найти нужный текст в издании.
По назначению указатели разделяются на предметные, терминологические, именные, географические, хронологические и указатели заглавий. По характеру оформления следует различать аннотированные указатели — с краткими сведениями о приведенных именах, разъяснениями терминов и т.п и «глухие указатели» — только со ссылками на страницы издания. В «глухих указателях» ссылки на страницы от терминов ничем не отделяют и отбивают пробелом; в аннотированных указателях после термина (обычно набираемого выделительным шрифтом) ставят
точку и тире или только тире. Указатели всегда набирают шрифтом сниженного кегля и очень часто — на уменьшенный формат, тогда применяют многоколонную верстку. Почти всегда каждая строка указателя начинается с левого края колонки, вторые строки даются со втяжкой. Все указатели размещают в самом конце книжного издания, за ними могут идти лишь оглавление и выпускные данные. Каждый указатель начинают с новой полосы со спуском, первый из указателей желательно начать
на нечетной полосе. Указатели заглавий часть помещают в последних номерах годового комплекта журналов. Приложениями называют материалы, дополняющие, разъясняющие или иллюстрирующие текст и помещаемые в конце издания (обычно научного, учебного или технического). В качестве приложений часто помещают различные официальные материалы, таблицы, документы и т.п. Несколько приложений (как правило, нумерованных) можно верстать все в подбор или каждое с новой полосы.
Спуск обычно дают лишь перед первым приложением. Если приложения в издании отделены шмуцтитулом, то и первое приложение может быть дано без спуска. Затекстовыми примечаниями обычно называют сноски к основному тексту издания, вынесенные в конец книги (в этом случае, как правило, знаки выноски в тексте имеют порядковую нумерацию). Комментариями называют объяснение или толкование отдельных положений основного текста, также помещаемые в конце издания. Затекстовые примечания и комментарии всегда набирают шрифтом сниженного
кегля; каждое примечание набирают с новой строки с абзаца, учитывающего равнение знаков сноски в пределах полосы. Чаще всего в таких примечаниях повторяют слово, к которому относится данное примечание. Слово набирают с выделением курсивом, разрядкой, реже — полужирным и отделяют его от текста примечания точкой и тире. Заверстывают затекстовые примечания и комментарии после послесловия или заключительной статьи, а при их отсутствии — после основного текста, всегда с нечетной полосы и со спуском.
Довольно часто рубрику к ним дают шапкой. Допускается двухколонная верстка. Послесловие и заключительную статью, как правило, набирают шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но кеглем, сниженным на 2 пункта. Заверстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы. Послесловие заверстывается раньше заключительной статьи. Колонцифра — цифра внизу или вверху печатной полосы, указывающая порядковый номер страницы издания.
Колонцифры могут быть размещены внизу полосы или же сверху — в одной строке с колонтитулом или без него. Чаще всего колонцифры выключают в наружный край полосы, но иногда и по центру. Колонцифры всех видов не ставят на титульных полосах издания, на пустых полосах, на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями. Все перечисленные полосы, тем не менее, входят в счет страниц издания.
Не ставят колонцифры также на вклейках, которые в общий счет страниц издания не входят. Верхние колонцифры не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах. Колонтитул — надпись, помещаемая на каждой странице над текстом, заключающая в себе фамилию автора, заглавие книги или какой-либо ее части (главы, параграфа, статьи), либо первое или последнее слово
страницы или их начальных букв (в энциклопедиях, словарях, справочниках). В современных изданиях не применяют колонтитулов, имеющих число оформительское значение — одинаковых по всей книге. Обычно применяются переменные колонтитулы, т.е. разные для разных разделов и глав книги. Колонтитулы обычно набирают в «красную строку», всегда одной текстовой строкой, шрифтом, значительно отличающимся от шрифта основного текста, — курсивом, полужирным курсивом, капителью, прописными сниженного
кегля и т.п. Иногда колонтитулы выключают в наружный край или оба края полосы (в словарях, энциклопедиях). Колонлинейками называют линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. Перечисленные элементы (колонлинейки, колонтитулы и колонцифры) как правило оформляются группой. Поле — пространство между краем листа и областью верстки.
При макетировании необходимо найти правильное соотношение между полями и полосой набора. Спуск полос — процесс расстановки полос в печатной форме в таком порядке, чтобы после печати и фальцовки получилась тетрадь с последовательным расположением страниц. IV Допечатная подготовка Основы цифровой обработки изображений Разрешение изображения — линейная величина, определяющая размер пикселей изображения.
Разрешение изображения измеряется в пикселях на сантиметр (pixel/cm) или пикселях на дюйм (pixel/inch). Разрешение — это линейная величина. Например, когда разрешение изображения равно 120 пикселям на сантиметр, то это не 120 пикселей на квадратный сантиметр. На самом деле 120 таких пикселей, находящихся рядышком, укладываются точно в отрезок длиной в 1 см. Черно-белые изображения не имеют полутонов. Вместо этого каждый отдельный пиксель будет выводиться в таком виде, в каком он хранится в файле.
Если разрешение очень низкое, то пиксели становятся видимыми в виде зазубренных краев. Чтобы пиксели были достаточно малы и незаметны для вооруженного глаза, изображения сканируют при очень высоких разрешениях — обычно в диапазоне 360—500 пикселей на сантиметр. Во время печати полутоновых и цветных изображений они преобразуются в последовательность полутоновых точек, а это меняет требования к разрешению изображения.
Прежде, чем сканировать любое из этих изображений, необходимо определить линеатуру, с которой проект будет выводиться на печать. В промышленности используют следующий стандартный подход: после того, как определено значение линеатуры, его умножают на два и при таком значении разрешения выполняют сканирование изображения. Существует множество понятий, обозначаемых одним и тем же термином «разрешение», хотя эти понятия далеки друг от друга. Применительно к монитору термин «разрешение» употребляется в двух контекстах:
1) размер рабочей области экрана в пикселях (800x600, 1024x768); 2) размер пикселей, создающих изображение на экране монитора. Большинство мониторов имеют разрешение (во втором контексте) 72 пикселей на дюйм (ppi) — именно по этой причине большинство web-графики имеет аналогичное разрешение. В процессе печати нельзя воспроизвести непрерывные оттенки; каждый раз накладывается только один цвет.
Для обхода этого ограничения используется хитрый прием: темные оттенки изображаются большими точками, светлые оттенки — маленькими. Эти точки называются полутоновыми. Как и пиксели, полутоновые точки упорядочены в виде сетки квадратов, или ячеек. Каждая точка печатается в центре ячейки. Хотя размеры точек могут быть разными, центры ячеек сохраняют между собой одинаковую дистанцию. Благодаря этому большие точки будут находиться ближе друг к другу,
а меньшие — дальше, передавая этим внешний вид непрерывных оттенков. Каждая точка занимает определенный процент ячейки — это называется затенением или растеризацией. Например, когда печатаемая точка занимает 80% ячейки, это называется 80%-ным оттенком (80%-ным растром). Решетка полутоновых ячеек называется растром, а размер этих ячеек определяется линеатурой. Как и разрешение, линеатура является линейной единицей измерения, показывающей, сколько расположенных
подряд ячеек составляют один сантиметр (дюйм). Малые значения линеатуры означают больший размеры ячеек, точки расположены достаточно далеко друг от друга. При печати же с высокой линеатурой отдельные точки становится труднее различить, в результате чего изображение приобретает «фотографический» вид. В идеальном мире можно было бы всегда использовать наивысшее доступное значение. В реальности же приходится использовать разные значения линеатуры.
Причина заключается в том, что в промышленности используется разная бумага. Низкокачественная бумага хорошо впитывает краску и чернила. При печати на впитывающей бумаге краска слегка расходится и наблюдается феномен, называемый увеличением (растискиванием) точек. Если точки расположены слишком близко друг к другу, то краска может разойтись настолько, что точки начнут сливаться, сводя на нет любую попытку воспроизведения оттенков.
Поэтому при печати на низкокачественной бумаге используют более низкое значение линеатуры. Например, в большинстве газет — от 85 до 100 lpi. Для немелованной бумаги обычно подходят значения от 110 до 133 lpi. В журналах, печатаемых на простой мелованной бумаге, обычно используется линеатура в диапазоне 133 — 150 lpi. В особых случаях, например, при выпуске годовых отчетов, печатаемых на бумаге высочайшего
качества, используется линеатура 200 lpi. При выводе изображения его пиксели сличаются принтером с ячейками полутоновой решетки. В каждой ячейке из попадающих в нее пикселей берутся процентные значения, затем вычисляется среднее арифметическое и создается полутоновая точка соответствующего размера. (Если разрешение превосходит линеатуру в два раза, в каждую полутоновую ячейку попадает 4 пикселя). После того, как устройство вывода определило размер воспроизводимых им полутоновых точек, оно должно
их создать, используя мельчайшие «элементарные частицы» любого печатающего устройства — принтерные точки. Принтерные точки — это крохотные квадратики, единственные элементы, которые может создавать устройство вывода. Размер точки определяется разрешением принтера. Разрешение принтера измеряется в dpi — количество точек на дюйм. Разрешение Приемлемая линеатура 200 до 53 300 до 75 600 до 110 2400 до 150 3600 до 200
Очевидно, что разрешение принтера влияет на линеатуру. Если размер принтерных «элементарных частиц» слишком велик для полутоновой ячейки, то сконструировать из них «точки», занимающие в ячейке заданный процент, окажется просто невозможным. В таблице приведены некоторые распространенные разрешения печатающих устройств и максимальные значение линеатуры, которые они позволяют: Если представить полутоновый растр в виде решетки, то его ячейки должны
иметь некоторую ориентацию вращения, т.е. располагаться под определенным углом, который называется углом растра. Стандартный для одноцветных растров угол — 450. Этот угол делает полутоновую решетку менее заметной. При воспроизведении полноцветного изображения печатаются четыре разных полутона, один прямо над другим. Первый из них — это полутон на основе голубой краски, второй — пурпурной, третий — жёлтой и, наконец,
четвертый — черной. Если каждый полутон будет печататься под одним и тем же углом растра, центры точек наложатся, и краски сольются в неопределенного цвета месиво. С этой проблемой борются, выводя цвета под разными углами. Чёрный цвет, как правило, преобладает, поэтому у него самый оптимальный угол растра — 450. Следующий по преобладанию, голубой, печатается под углом 150.
Пурпурный — 750. Желтая краска наименее заметна, поэтому она печатается под самым заметным углом, 00. Если один из углов растра отклоняется от заданных значений, происходит конфликт полутоновых решеток, в результате чего получается отвлекающий внимание интерферирующий узор. Он называется муаром. Форма полутоновых точек не обязательно круглая. Например, в растрах PostScript точки по умолчанию меняют свою форму.
Они круглые для светлых и темных оттенков, а для средних становятся квадратными. Описанные выше растры, в которых центры точек сохраняют между собой одинаковую дистанцию, называются амплитудно-модулированными или AM-растрами. Существуют также частотно-модулированные или FM-растры. Оттенки в них воспроизводятся с помощью очень мелких точек одинакового размера, распределенных в случайном порядке. Плотность этих точек высокая для темных областей и низкая для светлых.
FM-растры имеют ряд преимуществ. Во-первых, муар не образуется никогда. Мелкие детали изображения не затемняются узорами в виде розеток. Изображения воспроизводятся с намного более мелкой зернистостью. Наконец, можно выполнять печать, при которой применяется более четырех красок. Однако работа с такими растрами гораздо более трудоемка, и подходят они не для каждого проекта.
Треппинг При полноцветной печати краски изображения практически никогда не совмещаются правильно, т.е. наносятся неточно по отношению друг к другу. Это обусловлено высокой скоростью печати (500 метров в минуту и более). Кроме того, в процессе печати бумага немного растягивается из-за того, что смачивается краской и водой. Для борьбы с этим явлением используется треппинг. Он заключается в том, что какой-либо цвет слегка распространяется в область, занимаемую соседним цветом
таким образом, что если смещение и произойдет, то перекрывающиеся краски прикроют любые изъяны, не искажая при этом очертаний объекта. Треппинг необходим не всегда. Он не нужен в случаях: • когда в документе нет смежных цветов; • когда на цветном фоне печатается черным небольшой текст или тонкие линии; • когда в изображении мало жирных черных контуров; • если публикация создается на основе комбинированных цветов, а цвета смежных объектов таковы, что между ними образуется
технологический мост. Технологический мост получается тогда, когда у объектов есть как минимум 20% общего цвета одного из компонентов (голубого, пурпурного, желтого или черного). В этом случае при неточном наложении визуально можно обнаружить краску, общую для двух соседних объектов, что намного незаметнее для глаза. Поэтому при планировании публикации следует, где только возможно, использовать в соседних объектах подходящие цвета.
Однако если цвета смежный объектов очень сильно различаются по одному из компонентов (на 70% и более), неправильное наложение приведет к тому, что между двумя соседними цветами появится ещё и третий. Так что дополнительный треппинг проводить придется. Параметры треппинга устанавливаются в трёх местах: • В программе верстки. Эти параметры воздействуют на все элементы, созданные внутри этой программы (шрифт,
рамки, линейки). • В графическом приложении. При подготовке векторного изображения необходимо провести треппинг в соответствующей программе (например, Adobe Illustrator). • В специализированной программе, которая кроме треппинга ничего не умеет. Годится для очень трудных публикаций или при настройке на конкретную печатную машину. При выполнении треппинга используются два вида совмещения.
При расширении край объекта распространяется в окружающие цвета. Во время печати этот край печатается поверх фоновых красок, создавая таким образом необходимое перекрывание. При сжатии распространяется смежный край тех цветов, которые окружают объект. При выборе вида совмещения для конкретного случая необходимо придерживаться одного правила: светлые цвета всегда распространяются в темные. Особенности работы с черной краской
Некоторые элементы публикации по замыслу дизайнера должны быть абсолютно черного цвета. Но достичь этого эффекта по умолчанию удается редко. Черная краска в четырехцветной печати «прозрачна», как и остальные. Могут возникнуть нежелательные эффекты: • Невыразительный ненасыщенный черный цвет. Прозрачность краски препятствует тому, чтобы получилось хорошее покрытие.
На большом черном участке отчетливо видно проступающее то там, то здесь белое волокно бумаги. • Невыразительный напечатанный поверх черный цвет. Через черную краску, которой напечатан элемент, может проступать цвет фона. Поэтому при подготовке публикации используются усовершенствованные черные цвета. Густой черный цвет — это комбинация двух технологических красок: черной и какой-нибудь еще. Вторая краска увеличивает густоту черной, делая ее темнее.
Густой черный цвет используется в двух случаях: • Когда края черного объекта полностью открыты. • Когда черный объект перекрывает информацию другого объекта. При этом вторую краску (она называется подцветом) следует подбирать так, чтобы создавался технологический мост с цветом перекрываемого объекта. Густой черный цвет не следует использовать для объектов, ширина которых меньше 5 мм (шрифт, рамки, линейки и т.д.).
В противном случае наверняка появится кайма подцвета. Суперчерным называется черный цвет, смешиваемый с тремя подцветами: 50%-ным голубым, 50%-ным пурпурным и 50%-ным желтым. Таким образом, получается наиболее темный, наиболее подходящий технологический черный цвет, который только можно воспроизвести на печатной машине. Суперчерный применяется, когда все края объекта находятся
среди других цветов, либо когда он печатается в обрез (по самому краю страницы). В противном случае добавление трех красок только увеличит вероятность появления каймы. Покрывание и надпечать Когда один элемент помещается на другом, цвет первого элемента или покрывает цвета или смешивается с ними. Покрывание автоматически применяется к каждому созданному цвету (с некоторым исключением для черного). Например, если поместить красный круг на синем квадрате, то никакие синие
краски в пределах круга отображаться не будут. Если указать для цвета, что он будет надпечатан, он смешается с красками находящихся под ним объектов. Краски, которыми выполняется надпечать, называются прозрачными. Надпечать любым цветом, кроме черного, приводит к изменению этого цвета. Надпечать используется при треппинге. Например, мы хотим поместить красную звезду на синем фоне. Красный цвет светлее синего, поэтому необходимо расширить красный цвет на окружающий его синий.
Для того чтобы сделать это, следует создать у звезды контур красного цвета, в два раза превышающий предполагаемую величину треппинга, и заданный прозрачными красками. В программах верстки существует несколько инструментов треппинга. Например, в Quark XPress их три. Автоматический треппинг позволяет задать настройки, которые будут применяться ко всем объектам публикации. Треппинг отдельных цветов может быть установлен для каждого
конкретного цвета, и будет перекрывать для этого цвета автоматические настройки. Кроме того, можно задать треппинг отдельных объектов, параметры которого перекрывают и те, что установлены автоматически и те, что относятся к отдельным цветам.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |