Реферат по предмету "Лингвистика"


Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

1.Определения языка в теоретическом языкознании, Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление, общие закономерности устройства и развития языка. Определения бывают: 1. Функциональные (с точки зрения функций) Язык -основное средство общения и передачи информации, 2. Ролевые (связанные с участниками общения, индивидом, коллективом)


Язык существует как общее коллективное знание, которое разделяют все члены коллектива, (идиолект - вариант языка, свойственный одному человеку), 3. Таксономическое (таксономия - набор элементов) Язык – набор единиц и правила их употребления, соединения. 4. Семиотическое (семиотика - наука о знаках и знаковых системах) Язык - система знаков, каждая единица - знак (язык имеет знаковую природу).


5. Субстанциональное Проблема соотношения в языке идеального и материального (я. Материален - имеет субстанцию (письменность), я. идеален - все, кроме звуков, имеет значение. 6. Системно-структурное. Язык – это система, он имеет структурно- уровневое строение, это упорядоченная структура единиц. 7. в информационных системах Язык - код, система задания соответствия. 8. Когнитивное направление Язык является основным средством а)формирования б)обработки в)хранения г)передачи


знаний 2. Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики. Задачи передавать смысл и значение, знаков, установить состав единиц языка, изучить пределы варьирования. Особенности. Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление. Теоретическое язык-е изучает человека самого себя и реальности вокруг себя. Я-е: 1.частное (изучение употребления конкретного языка) 2.общее (все языки).


Общее: все языки имеют закономерности строения, нечто общее (звуки, корни). Закономерности строения -универсалии (абсолютные - присутствуют во всех языках, статистические -справедливы не для всех языков). Лингвистика: 1. внешняя (связь языка и общества, ф-ции яз. в обществе, территориальное распространение языков) 2. внутренняя (изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления). Основные направления 1. изучение состава языка 2. сравнительно-историческое яз-е 3. история языка 4.


состав и структура языка 5. употребления я-я в различных ситуациях 6. прикладное языкознание 3. Биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное, материальное и идеальное в языке, 1. биологическое и социальное Конкретный язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено каким именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается под влиянием окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы.


Ребенок начинает говорить на том языке, какому его обучают => язык – явление социальное. Вместе с тем именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Сущность языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода.


Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы речевой аппарат, мозг - под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях - при наличии языкового окружения, социума. 2. индивидуальное и коллективное Социальная дифференциация связана с коллективным в языке. С коллективом связаны различные варианты языка, такие как а) диалект (совокупность фонетических, лексических


и грамматических особенностей того или иного языка, распространенных на определенной территории), б) дифференциация по профессиональному признаку (проявляется в наличии профессиональной лексики и терминологии), в) жаргон (отклонения от общего языка, имеющие узкую сферу применения в той или иной соц. среде), г) арго (особый язык воров, нищих, бродяг). Язык обслуживает не только общество, коллектив, но и отдельного чел-ка. Особенности индивидуального владения языком определяются как факторами биологическими, так и


социальными. Биологический фактор оказывает влияние на темп речи, ее тембр, на наличие или отсутствие дефектов речи. Этим же фактором определяется способность личности к изучению иностранных языков, степень владения устной и письменной речью. На индивидуальном языке всегда лежит налет социальности, тк индивидуальный язык не изобретается, а берется в готовом виде и на него оказывают влияние семья, языковое окружение, место проживания, образование, профессия. 3. идеальное и материальное в языке


Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания, дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые его внутренней формой. Идеальное в языке связано с мышлением, содержанием, значением (все, кроме звуков, имеет значение). Проявиться, обнаружить себя во внешнем мире дух может только с помощью какой-либо материальной оболочки.


Сначала звуки речи послужили естественной материальной стороной языка, в которых он стал чувственно воспринимаемым для человека. Позднее людьми была создана вторая материальная форма языка графическая, в виде различных систем письма. 4. Исторические изменения языка. Исторические изменения языка изучают 2 вида лингвистик: 1. синхронная (изучает язык в определенный период исторического времени и неизменность его в этот момент).


2. диахроническая (изучает динамику развития языка во времени). Ф. де Соссюр. Синхрония - ось одновременности, касающаяся системных отношений, откуда исключено всякое вмешательство времени, а диахрония - ось последовательности, на которой нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями. Язык как систему изучает только синхронная лингвистика.


5. Функции языка. Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Функция может пониматься: - роль и назначение - зависимость одних переменных от других - синтаксическая позиция В течение 19-20 вв развивалось учение о функциях языка. По Бюллеру: 1) экспрессивная ф-я (связана с говорящим) выражается лексикой, синтаксисом и интонацией 2) обращение (связана со слушающим) 3) сообщение (связана с предметом или ситуацией, о чем идет речь)


Французский ученый Мартине: 1) коммуникативная ф-я 2) выразительная ф-я 3) эстетическая ф-я Якобсон (представитель Пражского лингвистического кружка, основа которого - функционализм) выделял 6 компонентов речевого акта: 1) эмативная ф-я (говорящий) 2) конативная ф-я (слушающий) 3) референтивная ф-я (предмет речи) 4) поэтическая ф-я (само сообщение) 5) фатическая ф-я (ф-я установления контакта) 6) метаязыковая ф-я (код). Метаязык - система выбора определенного средства языка, общего средства общения,


служит для описания и характеристики самого языка. Классификация по Степанову: 1) номинативная ф-я 2) предикативная (синтаксическая ф-я) установления связи 3) локативная ф-я (определение позиции говорящего к собственной речи) 1. внутриструктурные функции (выражение языковой формой определенного смысла, содержания). а)мыслеформирующая язык - средство формирования и выражения мысли. 6)номинативная - слово - средство наименования предметов и явлений.


2. общественные функции (роль в человеческом обществе). а )коммуникативная: язык - универсальное средство общения. б)когнитивная: язык - средство познания, (накопления общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной культуры.) 3. частные функции а)экспрессивная - функция выражения настроений и эмоции говорящего б)контактоустанавливающая (фатическая) в)эстетическая - литература, кино, театр г)апеллятивная - ф-я призыва, побуждения. д)метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык


для описания общения). е)оценочная ж)аккумулятивная накопительная, накопления и передачи опыта. 6. Основные этапы изучения языка. История языкознания с древних времен начинается с 5-8 вв. до н.э. на Востоке. I период Описательный.5-8 вв. до н.э начало нашей эры. Древние грамматики описывают состояние языка, преобладает философский подход. Образец - грамматика Панини. - Платона и Аристотеля (Александрийская школа создала самую полную классификацию


частей речи). Понятие категории - большого класса слов, звуков, кот. имеют нечто общее в своем значении (имена, глаголы). Центральная единица - слово и предложение, тк они обладают смысловой ценностью. // период язык-е - система научных знаний 17-18 в. Я наука. Я философская концепция (рационализм. Основа любого языка универсальность, рациональность. Все описывается с тз логики). - Декарт и Лейбниц создавали идеальный язык (каждое слово -


1 значение). грамматика Пор-Рояль описывала системы разных языков. Основной принцип построения пр-я: субъект (то, о чем говорится) и предикат (признак или характер предмета) - Яблоко есть красное. III период сравнительно-историческое языкознание. 19 в. начало 20 в. Существует по сей день. Узнали о существовании языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в санскрите много корней, общих с большинством европейских языков.


Выработаны методики установления родства. Метод: - частичного сходства - регулярных фонетических соответствий. Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу. Генеалогическая классификация языков (Шлейхер) + развитие языков в динамике (язык молодой – далее стремится к упрощению). IV период cmpyкmypализм.20-e гг. 20 века точные науки испытывают расцвет. Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими


единицами того же языка, т.е. через ее положение в системе. Стремление к строгому формальному описанию, главное форма, а не значение. Предтеча -Фердинанд де Соссюр 7. Сравнительно-историческое языкознание: цель, предмет, метод. 19 в начало 20 в. Существует по сей день. Накопились знания о языках. В конце 18 века узнали о существовании языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний


язык, тк в санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Все европейские языки имеют общий язык-предок. Работы Ф.Бопп, Я.Гримм, Раск, А.Х. Востоков - работы по сравнительно-историческому языкознанию с целью выявления сходств праязыка. Также выработаны методики установления родства. Строение морфем (личные окончания глаголов - Ф.Бопп - выявлено их материальное сходство).


Сравниваются грамматические системы, тк они не заимствуются. В каждом языке есть — 100 слов, которые образуют исконную лексику. Метод: - частичного сходства - регулярных фонетических соответствий. Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу. -Шлейхер: генеалогическая классификация языков + развитие языков в динамике (язык молодой -далее стремится


к упрощению). При сравнении языков важно: значения слов не обязательно должны совпадать, они могут расходиться по законам полисемии; сопоставлять и корневые, и аффиксальные морфемы; сопоставлять данные письм памятников мертвых языков с данными живых; особо выделять заимствования; замечать звуковое оформление сравниваемого (частичное совпадение и расхождение звуков). 8. Структурализм: цель, предмет, метод; школы. 20-е гг. 20 века точные науки испытывают расцвет.


Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее положение в системе. Значение - значимость (положение в системе) Предок - Фердинанд де Соссюр Цель: разработать строгий подход синхронного описания языков. Отсюда повышенный интерес к структуре плана выражения, к описанию различных отношений между элементами


системы. Метод: использование структурного анализа, моделирования, формализации лингвистических процедур. Школы: 1. Пражская лингвистическая школа (1926-1929) Тезисы пражского кружка функциональность, цель. Н. Трубецкой написал «Основы фонологии», где охарактеризовал внутреннее устройство фонем языка как систему их оппозиций. Трубецкой впервые показал системность в строении звукового уровня языка.


2. Глоссематика (Дания) - абстракция, формализм, математика. Создание теории, не зависимой от практического опыта: -отметание идеального - чистая форма - в языке нет ничего, кроме различий - фонема - пучок взаимных зависимостей. - язык в самом себе и для себя Метод: сегментация языка (деление на более мелкие единицы языка). Луи (язык должен быть описан с точки зрения min составляющих его единиц),


Йельмелев. 3. Американский дескриптивизм (США). Практики, Цель: Исследование коренных языков. Метод: - сегментация и описание статуса единиц. - дистрибуция: окружение для того или иного варианта - субституция - метод подстановки о и а, подставляем и выясняем, меняется ли значение слова при перестановке. 9. Теории происхождения языка, Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языкознании областью общих предположений и гипотез.


1. логосическая теория (logos - понятие, разум, мысль). Это божественная теория происхождения языка. Существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской. Согласно этой теории, язык создан божественным, духовным началом и имена вещам даны всевышним. Идея божественного происхождения языка проходит через всю историю языкознания (Платон, Г.Нисский, Вильгельм фон Гумбольт). 2. теория звукоподражания


Эта теория вышла из древнегреческой философии - стоицизма - и получила поддержку в 19 веке. Суть этой теории в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружающего его мира – шуму ветра, крику птиц, реву зверей. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. В 18 веке звук-ю теорию поддержал знаменитый ученый В.Лейбниц. 3. междометная теория Эта теория берет начало у эпикурейцев, противников стоиков.


Ее суть состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда и произошли все иные слова. На сегодняшний день связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека стала лишь косвенной. В 18 веке междометная теория получила развитие у И.Гердера. (теория рефлексий) 19 век - Г.Штейнталь,


А.А.Потебня, Я.Гримм. 4. теория происхождения языка из жестов 19 в. В.Вундт - основатель. Близка к междометной теории, но дополняет и расширяет ее. Вундт считал, что первоначально существовало 2 языка - язык звуков (физические движения языка и губ) и язык жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица). Звуками выражались чувства, эмоц. состояние, жестами - представления о предметах, воля человека.


Нем. филолог Л.Гейдер выдвинул свой вариант теории в 19 веке. 5. теория общественного договора 18 век, опиралась на античность, во многом отвечала рационализму (Ж.Ж.Руссо). Язык возник в результате коллективного соглашения, когда первобытным людям «пришло в голову» давать названия вещам 6. трудовых выкриков и трудовая теория Л.Нуаре, К.Бюхер. (19 век) Основная суть теории сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших


коллективный труд. Выкрики и возгласы облегчали и организовывали действия первобытных людей. В более сложном виде эта теория сформулирована Ф.Энгельсом. 10. Коммуникативная функция языка Важнейшая общественная функция языка -коммуникативная, в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка люди передают друг другу мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания, тем


самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание. Язык дает возможность людям понять друг друга, организовать совместную дея-ть во всех сферах жизни, оставаясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. 11. Язык и знание: когнитивная функция языка Второй основной социальной функцией языка является когнитивная (накопление) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством


формирования и развития материальной и духовной культуры. В языке, письменных текстах накапливается и передается информация от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Эта информация несет в себе знание о законах природы и общества, содержит эстетическую и культурную ценность. Каждое поколение людей развивает доставшееся ему в наследство знание и тем самым удовлетворяет потребности роста культуры, науки, производства, изменяет общественное сознание.


12. Определение знака, свойства знака. Определения знака: 1. Знак имеет социальную природу. Знак - любой чувственно-воспринимаемый объект, явление, событие, которое выступает в качестве представителя другого предмета или явления. 2. 50-60 гг сложилось более широкое понятие знака. Знак - социально-значимый предмет коммуникации, который складывается в определенную эпоху в определенном


коллективе. 3. общее значение. Знак – абсолютно любой предмет, который указывает на другие предметы, не элемент человеческой коммуникации, а проистекающее из природы вещей. 4. основное значение для я-я. Знак - предмет человеческой коммуникации. Свойства знака: 1. Любой знак является материальным, чувственно воспринимаемым. 2. Знак состоит из - плана выражения (чел. встал) - плана содержания (выражение уважения) 3.


Ассиметричностъ знака (плана выр-я и содерж.: 1 ед. плана выр-я - неск единиц плана содержания). 4. Знак обладает свойствами воспринимаемости и объясняемости (значение можно истолковать, объяснить). 5. Свойство интерпретируемости (можно истолковать по-разному). 6. Знак существует только в системе, его можно объяснить только в системе, так как разные системы имеют разные толкования (желтый цв. 1. светофор 2. обман) 7.


Конвенциональность (имеет договорную основу) и произвольность. Человек может приписать любому выражению любое содержание. В знаке нет сущностно-необходимой связи между планом выражения и планом содержания. 8. Мотивированность - разная степень обусловленности плана содерж. и плана выраж (сложн. слова можно объяснить через их составляющие, простые чаще из-за исторической традиции).


Звукоподражание и звукосимволизм. Блуфильд написал работы по звукосимволизму 13. Модели знака, виды знаков. Модели: 1. Двусторонняя модель Ф. де Соссюра. Знак: - означаемое (образ предмета в сознании чел-ка) - означающее (акустический образ, образ слова в сознании) Обе стороны знака находятся в сознании человека, они одинаково психичны. 2. Треугольник Пирса и Морриса Знак имеет трехчленную структуру. - имя (тело знака) - материальная


сущность - вещь, которая существует в окружающем мире. - мысль о вещи, сознание. 3. тот же треугольник + имя связано с целым классом вещей (денотат) 4. на настоящий момент: имя, вещь, сознание +интерпретанты знака (то, что мы знаем о вещах, о самом имени). Виды: 1. иконические: когда план выражения почти полностью соответствует плану содержания. 2. знак-индекс - подобие план выражения и план содержания частично утрачивает.


Пр.: дорожные знаки, в языке - местоимения. 3. знаки-символы - абсолютно производны, нет связи п.в. и п.с. Также есть 1. сложные/простые 2. служебные/знаменательные 3. языковые (слова, пр-я морфемы)/неязыковые (цвета) 14. Семиотика как дисциплина. Разделы семиотики. Язык как знаковая система. Семиотика - наука о любых объектах знакового характера, несущих в своем материальном воплощении определенный смысл или содержание. (учение о знаках и знаковых системах)


Изучали Лейбниц, Гумбольт, Соссюр. В 20-30 гг. семиотика сложилась как наука. В это время предметом ее исследования был не знак, а его устройство, строение, структура, типы, разновидности. В 50-60гг. стали изучаться знаковые системы. В это время семиотика достигла наивысшего развития (Лотман).Не только язык, но и культура является системой знаков. Семиотика присутствует во всех сферах деятельности.


Любая системе коммуникации или культуры может быть представлена в системе знаков с семиотической точки зрения. Разделы: 1. семантика (связь знаков с окружающей действительностью, смысл, содержание, план содержания). 2. синтактика (комбинаторика, сочетание знаков) 3. прагматика (отношение человек-знак). Каждое слово языка - знак, который ассоциируется в нашем сознании с определенным объектом окружающего мира. Можно даже сказать, что каждый элемент языка - знак, который служит для обозначения чего-то другого.


Естественный язык - главная и наиболее сложная знаковая система, и семиотика изучает эту систему в ряду других знаковых систем. 15. Понятие системы и структуры языка. Язык как системный объект. Система - упорядоченное, организованное определенным образом множество элементов, связанное между собой особыми отношениями, сетка которых формирует структуру. При изменении одного из участков или элементов системы изменяется вся система.


Система - сами единицы элементы, субстанция языка (морфемы, слова). Структура – сетка отношений между единицами (более мелкие составляют более крупные, группы единиц). Система - это единство - структуры субстанции функции. Язык как системный объект. Свойства. 1. функциональность. Фонема (строительная, смыслоразличительная ф-ции), морфема (строительная, может выражать значение),


слово (номинативная (называет), строительная), предложение (коммуникативная). 2. целостность свойства целого представляют собой нечто новое, те целое есть нечто большее, чем сумма составляющих его единиц. 3. членимость а) план выражения, план содержания б) язык членится на участки (планы, ярусы, уровни). Уровень - это крупная часть языка, состоящая из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды.


Уровнеобразующие единицы - сущность, отражающая характеристики объекта. 4. взаимообусловленность субстанции и структуры. Признается доминирование структуры над субстанцией (письмо дочери - значение понимается исходя из структуры). 5. система языка динамична и подвижна (она изменчива во времени). 6. свойство синхронного варьирования. Язык - не монолит, а структура функциональных подсистем.


Варьирование - выбор между моделями, вариантами. 7. адаптивность - самоорганизованность системы языка. Приспособление языка к человеческому общению (солнце - сонце) 8. креативность (возможность образования новых слов и тп) 9. изучаемость 16. Синтагматические отношения в языке. Синтагматические отношения в языке –внутриуровневые отношения «рядом стояния» (Соссюр). Свойства: 1. линейность (последовательность) 2. имеют какую-либо направленность 3. основаны на комбинаторике(сочетании) 4.


характерно свойство совместной встречаемости («и-и») 5. реализуются в основном в речи (в тексте) 6. наблюдаемы 7. in praesentia 8. «горизонтальные» 9. контрастивность (чтобы легче воспринимать на слух) Синтагма - линейная последовательность единиц языка => синт. отношения - отношения, возникающие между последовательно расположенными единицами языка. Правила комбинаторики на разных уровнях: 1. уровень слов - правила грамматического сочетания 2. морфологический уровень,«валентность» - относится


к гл. (светает-1, читает-2, пишет-3). Валентность - способность единиц языка вступать в синтаксические связи с другими единицами яз. 1.активная/пассивная валентность 2. облигаторная/факультативная валентность. Сочетаемость- частный случай валентности: 1. категориальная (слова разных грамматических классов) - сущ+прил 2. семантическая (слова определенных семантических классов). Вкусная еда (неумная) 3. лексическая (уникальная сочетаемость конкретного слова) - полный дурак.


17. Парадигматические отношения в языке. Типы парадигм. Парадигматические отношения в языке –это внутриуровневые отношения ассоциации. (Соссюр) Свойства: 1. ассоциация или группировка. 2. основаны на выборе 3. характерно св-во взаимоисключаемости («или-или») 4. никогда не встречается в речи 5. не наблюдаемы 6. in absentia 7. «вертикальные» Парадигма - объединение, группа, ассоциация элементы которой имеют что-то общее, а с другой стороны


отличаются друг от друга каким-то элементом. Типы парадигм: 1. морфологическая. Это ряд словоизменения (стол-стола-столу-столом- о столе) - морфологическая парадигма представляет собой грамматическую категорию (падеж, число) - имеет структуру (левая часть - неизм прав часть - изменяется (окончание).замкнутая (число ее элементов исчисляемо) Порядок следования эл-в парадигмы не обязателен, а условен.


Морф, парадигма задает какой-то языковой образец. 2. лексическая - не замкнута - слова объединяются на основе общности и различии своего смысла Виды: - синонимические ряды (синонимы - слова, у которых есть исходный общий элемент 'значения, но что-то разное) - иерархические (род-вид, общее-частное). Гиперо-гипонимические (дерево гипероним, береза-гипоним) - антонимы - тематические группы слова объединяются по близости предметной области их обозначения •, (посуда - тематическая группа). - лексико-семантические


группы(лексика, обозначающая эмоции, речь) 3. словообразовательные ряды и цепочки образование от одного корня разных частей речи. От каждой части речи может отходить своя цепочка (стар-старый-старенький -> старик-старичок-старикашка -> старуха-старушонка) 4. парадигма предложения изменения одного и того же пр-я по разным видам модальности, целям высказывания 18.Морфологическая парадигма, словообразовательная парадигма. 1. морфологическая парадигма наиболее отчетлива. это ряд словоизменения (стол-стола- столу-


столом -о столе) Свойства: морфологическая парадигма представляет собой грамматическую категорию (падеж, число) - имеет структуру (левая часть -неизм прав часть - изменяется(окончание). - замкнутая (число ее элементов исчисляемо) Начальный элемент ряда - лексема. Порядок следования эл-в парадигмы не обязателен, а условен. Морф, парадигма задает какой-то языковой образец. 2. словообразовательные ряды и цепочки образование


от одного корня разных частей речи. Сложно образуется, от каждой части речи может отходить своя цепочка (стар-старый-старенький -> старик-старичок-старикашка -> старуха-старушонка) 19. Парадигматические отношения в языке. Парадигма предложения. 1. лексическая -не замкнута -слова объединяются на основе общности и различии своего смысла Виды: - синонимические ряды (синонимы -гова, у которых есть исходный общий цемент значения, но что-то


разное) иерархические (род-вид, общее-частное). Гиперо-гипонимические (дерево - гипероним, береза-гипоним) антонимы тематические группы. слова объединяются по близости предметной области их обозначения (посуда -тематическая группа). - лексико-семантические группы (лексика, обозначающая эмоции, речь: шептать, кричать, говорить) 2, парадигма предложения изменения одного и того же пр-я по разным видам модальности целям высказывания. 19. Парадигматические отношения в лексике.


Парадигма предложения. 1, лексическая - не замкнута - слова объединяются на основе общности и различии своего смысла Виды: - синонимические ряды (синонимы -слова, у которых есть исходный общий элемент значения, но что-то разное) - иерархические (род-вид, общее-частное). Гиперо-гипонимические (дерево - гипероним, береза-гипоним) - антонимы - тематические группы. слова объединяются по близости предметной области их обозначения (посуда -тематическая группа). лексико-семантические


группы (лексика, обозначающая эмоции, речь: шептать, кричать, говорить) 2. парадигма предложения изменения одного и того же пр-я по разным видам модальности, целям высказывания. 20. Единицы и уровни языка, шкала. Уровень - это крупная часть языка, состоящая из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды. Уровень характеризуется особой единицей, предельной и минимальной для каждого уровня.


Уровнеобразующие единицы -сущность, отражающая характеристики объекта. Они характеризуются особой субстанцией, функциями. Уровни: 1. фонема. уровень звука. Фонему можно представить в виде набора дифференциальных (отличающих) признаков. Фонема -неделимая, основная единица. Функции -1. строительная 2. смыслоразличительная. Также фонема - класс вариантов звука (аллофонов). а) морфонема морфонологический уровень, промежуточный.


Морфологические чередования могут быть регулярными(повторяются в разных формах и частях речи - бегу-бежишь) и нерегулярными(встречаются в считанных случаях берегу-беречь). Нерегулярные явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка -морфонологию (раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы). Друг-друзья-дружить - представители одной морфемы, находящиеся в отношении чередования между собой


(алломорфы), друг/ж/з –морфонема (морфологическая обусловленность), advise-advice (историческая) 2. морфема полноценная двусторонняя (имеет план выражения и план содержания) знаковая единица. М. обладает значением(лексическое, словообразовательное, грамматическое). М не целостная единица, не обладает грамматической оформленностью и смысловой самостоятельностью. Функции - 1. семасиологическая (может выражать значение) 2. строительная 3. слово целостная единица,


обладающая морфологической оформленностью и смысловой самостоятельностью. Функции - I. минимальная номинативная единица (может называть вещи в отличие от морфемы) 2. строительная (входит в состав словосочетания и предложения), а) производное слово, б) сложное слово, в) словосочетание 4. предложение минимальная коммуникативная единица языка (с помощью нее осуществляется общение). Пр-е утверждает наличие объекта, оно обладает временной характеристикой, модальностью.


Предложение отличается от слова по степени сложности выражаемого им смысла и функцией. Предложение -сочетание нескольких слов. Функции - 1. номинативная 2, строительная Любое пред-е строится на предикации (выделение какого-либо объекта и приписывание ему признака) 5. текст особая единица языка (не уровень, но единица), В тексте предложения связаны между собой по смыслу. Наличие связности - важное свойство. Функции -1.коммуникативная 2. информативная.


Свойства единиц на шкале: - протяженность(чем выше, тем протяженней); - единица каждого пред, уровня входит в состав ед.последующего уровня; - каждая последующая ед. сложнее по структуре; - кумулятивност- (накопление свойств); - каждая ед. имеет особую структуру, а также особые отношения между ед. того же уровня; - кажд. ед. на св. уровне обладаетсв-ми целостности и минимальности 21. Понятие уровня языка, уровнеобразующей единицы. Язык членится на участки (планы, ярусы, уровни).


Уровень - это крупная часть языка, состоящая из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды. Уровни автономны. Уровни: -фонемный (фонема), -морфемный (морфема), -лексический (слово), -синтаксический (предложение). Уровень характеризуется особой единицей, предельной и минимальной для каждого уровня. Уровнеобразующие единицы -сущность, отражающая характеристики объекта.


Они характеризуются особой субстанцией, функциями. 22. Морфология: место среди других лингвистических дисциплин, предмет исследования, разделы, основные единицы. Единицы грамматики делятся на 2 большие группы 1. <слова - морфология.2. >слова - синтаксис. Морфологией изучаются такие единицы языка, которые меньше или равны слову. Морфология (в пер. наука о формах) -наука о формах слова, изучающая его структуру, морфемный состав


и формы словоизменения, части речи и принципы их выделения (лексическое+грамматическое значение).Морфологии более интересно грамматическое значение. Слово рассматривается как грамматическое явление. Морфология как дисциплина неоднородна. Морфология считалась наукой о частях речи, об их формах словоизменения. Но м. также и учение о формах слова (парадигматика - раздел морфологии).


Морфология изучает грамматические категории, значения+морфемы. В середине 20 в. в м. выделилась еще одна часть -морфемика (пограничная часть между лексикой, лексикологией, грамматикой), которая изучает только морфемы, их классификации, свойства, комбинации. 23. Морфема как основная единица морфологического уровня. Свойства морфемы. Морфема - минимальный языковой знак, обладающий значением (план выражения+план содержания).


Морфема -тождество значения и звучания. Обычно морфема - сочетание звуков с закрепленным значением, фрагменты, повторяющиеся в разных словах (ист - флорист, дантист). Свойства морфемы: 1. повторяемость одно из самых главных свойств. Единицей морфемного уровня является языковой сегмент, который можно выделить в других словах, имея то же самое значение. Существуют -регулярные - уникальные (буженина) морфемы.


Морфемный состав слова может быть историческим наследием, но может и изменяться. Поэтому, выделяя морфему, нужно смотреть на то, что остается. Слово должно быть сегментировано по правилу: 1. единицы, повторяющиеся в других словах 2. значимости, (русские лингвисты признают сращение, американские дескриптивисты предпочитают делить слова на мельчайшие детали) 2. значимость разные виды морфем: 1. корневые(лексическое значение) 2. словообразовательные


(образование новых лексических единиц - говорил-заговорил) 3. грамматические (грам. формы слова). Иногда выделяются аффиксы (окончания), но в любом случае морфема несет значение. Но есть интерфиксы - соединительные гласные, кот не обладают значением. 3. неделимость на своем уровне неделима, а если разделим, то перейдем на боле низкий уровень (фонем). Но в разных языках существуют разные виды морфем, которые могут разрывать корень (инфикс, трансфикс


КуТуБ), окружать его (de-bor-en). 4. полифункциональность морфема может нести несколько значений(рисует - лицо, число, время). Но это свойство зависит от типа языка (фузионные- слияние морфем, агглютинативные -четкое разграничение морфем). 24. Виды морфем. Морфема является двусторонней единицей языка, в которой за определенной фо¬нетической или графической формой (планом выражения) закреплено определенное значение, смысл (план содержания). Варианты морфем называются алломорфами, а их конкретные реализации в высказывании


- морфами.(морфема <бег> может быть представлена тремя алломорфами <бег - беж - бек>, Каж¬дый из них бу¬дет воплощаться в бесчисленных оттенках комплексов звуков -морфов, сколь угодно близких к эталону - морфеме.) Морфемы могут быть свободными или связанными. Свободные морфемы, встречающиеся в языке на правах 'автономного слова. По происхождению морфемы делятся на исконные и заимствованные.


Регулярные и уникальные. Классификация морфем: корни и аффиксы. Они проти¬вопоставляются друг другу по характеру выра¬жаемого значения, по месту и функции в составе слова. Корень - это общая часть всех родственных слов Аффиксы как единицы сопутствующие корню не несут самостоятельных лексических значений. По положению относительно корня аффиксы разделяют на префиксы, или при¬ставки и постфиксы, стоящие


после корня. Постфиксы делятся на суффиксы, флексии (окончания). выделяют и дру-гие аффиксы: интерфиксы -аффиксы, стоящие между двумя корнями или между корнем и суффиксом и выполняющие соединительную, то есть формально-структурную функцию, инфиксы - это аффикс, вставляемый в середину корня. Аффикс может охватывать корень одновременно с двух сторон - конфиксы , циркумфиксы. если аффикс разрывает корень из согласных оп¬ределенными гласными, то он принадлежит к классу трансфиксов.


Регулярные и уникальные. Св-ва: -повторяемость -значимость(корень-лекс.значение) -неделимость полифункц-ть (неск значений: род, лицо, число, время - видел) 25. Проблема варьирования морфем и понятие алломорфа; задачи морфонологии. Алломорф - чередующийся вариант морфемы. Морфологические чередования могут быть регулярными (повторяются врезных формах и частях речи - бегу-бежишь) и нерегулярными (встречаются в считанных случаях берегу-


беречь).Нерегулярные явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка -морфонологию (раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы). Задачами морфонологии является изучение фонемной структуры морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др.) Друг-друзья-дружить- представители одной морфемы, находящиеся в отношении чередования между собой (алломорфы),


друг/ж/з –морфонема (морфологическая обусловленность), advise-advice (историческая) 26. Фонетика и фонология: задачи и основные единицы. Изучают звуки в разных аспектах 2 разных науки. Фонетика изучает звуки речи, артикуляционные характеристики звука, взаимное влияние звуков. Фонетика изучает свойства звуков как физических, акустических единиц, которые обладают физической природой. Они произносятся с помощью работы речевого аппарата.


Единицы изучения: слог, слово, фраза(изучение не со стороны значения, а со стороны звучания). Единицы изучения фонетики бывают 2 типов: 1.сегментные (звуки, фраза) 2,супрасегментные (ударение, интонация). Разделы фонетики: 1. артикуляционная (устройство речевого аппарата, устройство звуков). Изучает гласные (характеризуются по ряду, длительности, лабиализации, напряженности), согласные (хар-ся по месту образования, способу, твердости/мягкости, глухости/звонкости, придыхательности).


Звук образуется в3 стадии: 1. экскурсия (приготовление) 2. произнесение 3. рекурсия (расслабление). Изучаются явления: редукция (количественная, качественная), аккомодация (взаимное приспособление гл и согл - малый-мяло), ассимиляция, ударение. 2. акустическая(изучает акустические свойства звуков: частота, амплитуда). Фонология изучает звуковые единицы с точки зрения их функционального значения, звуки языка, а не речи (как в фонетике). Фонология изучает систему отношений звуковых единиц между собой.


Цель - создать и описать фонетическую систему языка(важны противопоставления). Описываются позиции звуков языка, окружение. Также изучаются супрасегментные единицы языка (интонация, контуры, модели). Основная единица изучения - фонема, (фонема и звук - разные понятия. Ф. -психическое явление, звук - акустико-физиологическое) 27. Фонема как основная единица звукового уровня языка.


Проблема определения фонемы. Фонема и аллофон. а) Фонема - основная единица изучения фонологии. Фонема - целиком психичное явление. фонема - полифункциональная единица языка: 1. различает звуковые оболочки слов и морфем 2. доводит звуки речи до восприятия 3. смыслоразличительная. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема.


В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы, т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции). б) Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения


этой единицы. Основные фонетические школы: Московская (фонема - цепочка аллофонов, фонема рассматривается в составе морфемы). Пражская (фонема -набор дифференциальных признаков, смыслоразличительных и функциональных, в составе слова, важнее дифференциальные признаки), Ленинградская (фонема - класс исходных звуков, в составе словоформы). 28.Фонологическая система языка: организация и принципы описания.


Фонологическая система языка - это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями. Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным признакам. ф/с языка строится как система фонемных оппозиций. Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков - дифференциальных (различия) и интегральных (сходства).


Фонемные оппозиции делятся на 2 основных типа: 1. дизъюнкция (противопоставление по нескольким признакам - д-н). 2. корреляция (противопоставление по одному признаку - д-т) (Московская и Пражская школа выделили виды оппозиций: 1. пропорциональные д-т, к-г 2. эквивалентные (по равноценным, равноправным признакам -нижний/средний подъем, передний/задний ряд) 3. градуальные (фонемы противопоставлены по одному признаку, но имеют разные степени проявления) 4. привативная оппозиция (наличие/отсутствие


признака) 5. бинарная + интегральные (признаки, не участвующие в аппозиции, присущие определенной фонеме). 29. Реализация фонемы в речи. Виды позиций. Фонема и аллофон. Фонема является смыслоразличительной единицей. При этом фонема - целиком психичное явление, равно как и аллофон, реализацией их в речи является звук. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема.


В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции). Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем. Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой


фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции. - сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова. - слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается


меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое противовопоставление фонем нейтрализуется. 30. Основные принципы фонологического анализа. (Аллофон. Виды дистрибуций). Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов.


Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. Чтобы узнать, принадлежат ли конкретные звуки к разным фонемам или же являются аллофонами (разновидностями одной фонемы) нужно поставить их в определенные произносительные условия. Распределение фонем по этим условиям называют дистрибуцией. Существует 3 основных типа дистрибуций: 1. контрастная.


Фонемы находятся водном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно различают слова. В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых: тень-день-пень-лень. 2. дополнительный вид дистрибуции. Фонемы не встречаются в одной и той же позиции, напр, в испанском языке. Здесь качество звуков зависит от позиции. 3. отношения свободного варьирования. Фонемы находятся в одинаковом окружении заменяют одна другую без изменения смысла слов, что свидетельствует


о разных параметрах говорящего (местоположение, особенности речи). 31. Фонетические процессы в речи. Так как звуки речи произносятся неизолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В результате появляются следующие фонетические процессы:


1. редукция (изменение длительности звуков в безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением: -силовое -количественное(ударный звук произносится более долго) -тоновое(изменение высотытона). 2. аккомодация - взаимное приспособление гласных и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество гласного и наоборот. 3. ассимиляция - качественное уподобление смежных звуков. Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет на последующий) -регрессивной(когда последующий


звук влияет на предыдущий). 4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых или подобных звуков получается 2 различных звука. Процесс, противоположный ассимиляции(транвай, вместо трамвай). 32. слово, как основная единица языка. слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого, языка.


В этих определениях акцентируется внимание на единстве всех трех сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков, образующих звуковую оболочку, слова); морфологической (совокупность грамматических и словообразовательных морфем); семантической (совокупность значений - лексических и грамматических). Это единство звуковой формы, морфемного строения и значения слова делает его центральной единицей языка. Как единица языка слово обладает своими характерными признаками, а именно: единооформленностью или


цельностью, выделимостью и свободной воспроизводимостью в речи, семантическая валентность (т.е. семантический потенциал слова, проявляющийся в его способности реализоваться в определенных значениях, вступая в те или иные отношения с другими словами); недвуударность (т.е. невозможность слова иметь более одного основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов). От фонем слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое единство звучания


и значения. От морфем оно отличается своей лексико-грамматической отнесенностью. От словосочетаний и фразеологических оборотов слово отличается акцентологически: оно, как правило, недвуударно, от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью. 33. Проблема слова; исторический характер слова. Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и внутренней формы, его звуковой оболочки и образным способом выражения его значения.


Мотивированность слова -сохранение в его семантической структуре связи звучания со значением (подоконник). Содержание слова благодаря мотивированности находит отражение в его внутренней форме. Внутренняя форма слова - это его семантическая и структурная мотивация другим словом, на базе которого оно возникло. Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, звукоподражательными (кукушка), описательными (дворник). Внутреннюю форму имеют 2 класса слов: производные слова, сохраняющие в своей словообразовательной


структуре указание на соотнесенность с другими словами или морфемами, от которых они образованы (молочница); слова, употребленные в переносном значении (дуб о глупом челе). С течением времени слово может утрачивать свою внутреннюю форму, а иногда и приобретать новую. Причины утраты внутренней формы слов разные, могут быть связаны с: -утратой в языке мотивирующего слова или признака, ранее характерного для предмета (город-городить) -фонетическими изменениями, которые претерпело


слово в процессе исторического развития языка -процессами заимствования Однако главная причина утраты -избыточность, ненужность его мотивировки с того момента, как оно стало привычным. Воссозданием утраченной внутренней формы слова занимается этимология - наука, изучающая происхождение слов. 34. лексическое значение слова и понятия. Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство - явление сложное, многогранное, составляющие компоненты 1) предмет, для называния которого служит;


2)звуковая оболочка (Фонетическая оболочка слова (т.е. последовательность его звуков) связана в сознании человека и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (явлением, процессом, признаком), а с другой - с понятием, с представлением об этом предмете. Понятие является основой формирования значения слова. 3)понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека.


Все три элемента связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник, вершина которого - фонетическая оболочка слова, а два противоположных угла - предмет и понятие. Значение слова - это отображение в слове представления о предмете (явлении, процессе, признаке). В значении слова закрепляется отношение слова к обозначаемому им. Значение слова - это продукт мыслительной деятельности человека.


Значение слова как его содержание связано с понятием как отражением в сознании человека предметов и явлений внешнего мира. Лексическое значение слова определяется, таким образом, через соотнесенность его, с одной стороны, с соответствующим понятием (составляющим ядро лексического значения слова), а с другой - с остальными словами языка, т.е. через его место в лексической системе языка Понятие - это категория логики и философии. Оно представляет собой «результат обобщения и выделения


предметов (или явлений) некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Обобщение осуществляется за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов и групп предметов в пределах данного класса». С точки зрения языкознания, «понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности 35. Лексическая система языка(семантическое поле, синонимия, антонимия, гиперо-гипонимические отношения).


Понятие семантического поля появилось в60 гг. 20 века. Согласно этому понятию, лексика - совокупность систем, внутри которой слова связаны противоположностями и каждое слово обретает смысл как часть поля. В пределах этого поля существует взаимозависимость и взаимоопределяемость единиц. Поля могут пересекаться. Существуют понятийные поля (напр. мышление, речь, зрительное восприятие). Также существуют лексико-семантические группы, которые включают:


1. синонимы. Это слова, близкие по значению и имеющие начальное слово синонимического ряда. Синонимы разделяют на а) полные (максимально близкие по значению и фактически идентичные: бегемот-гиппопотам) -частичные (различаются оттенками значений: младенец-ребенок) б)семантические (указывают на различную степень проявления признака: светить-сиять)- стилистические (различаются сферой употребления, относясь к различным стилям речи: лицо-лик). 2. антонимы. Это слова, противоположные по смыслу.


Антонимы бывают: а) градуальные (допускают наличие ;между ними промежуточного слова: большой-средний-малый)-комплементарные (невозможно существование среднего члена: живой-мертвый) б) частичные (прохладный-горячий) в) противоположно направленные действия (одеть-раздеть) г) конверсивы(участники одной ситуации: продавец-покупатель). 3. гиперо-гипонимы. Гипонимия - это тип семантических отношений, при котором слова, обозначающие вид или часть, семантически подчиняются словам, соответственно обозначающим род


или целое. Слово, включающее в себя семантику другого слова, называют гиперонимом (тюльпаны-цветы). 36. проблема многозначности слова. прямое и производное значение. ЛСВ Полисемия(многозначность)-способность слова как названия переходить с одной вещи на другую или на какой-л признак этой вещи. Вопрос полисемии это вопрос номинации, т.е. перемены вещей при тождестве слова. Переносное значение любого типа объяснимо(мотивировано)через прямое, но прямое значение непроизводимых


слов данного языка, где это слово существует, необъяснимо. (нос лодки объяняется через нос человека, а вот наоборот объяснить нельзя). Часто переносное знач возникают как явления стилистические(ТРОПЫ = образные выражения). Пр. поэт назвал девочку козочкой (подмена одного названия другим, т.к. девочка похожа на грациозную козочку). Вот на этом совпадении и несовпадении и построен троп. В нем главное-средний объединенный член. В языковых словарях переносные значение зарегистрированы(факты


языка, обязательные для всех говорящих), а тропы нет. 37. Регулярные механизмы образования производных значений слова (метафора, метонимия). Есть 2 основных способа смыслового преобразования и развития ЛСВ: 1. метафора - это перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков: по форме, по размерам, количеству, цвету, функциям, по расположению в пространстве, по впечатлению


и ощущению. Основным механизмом образования метафоры является сравнение, поэтому не случайно метафору называют скрытым, сокращенным сравнением (нос ~ 1. часть лица человека 2. передняя часть судна). По степени выразительности, характеру стилистического использования метафоры иногда разделяют на 2 основные группы: - языковые(в словарях, сухие, утратили первоначальную образность), -образные. 2. метонимия - перенос наименований с одного предмета на другой по смежности.


В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами и явлениями. Она основана на близкой и легко понимаемой смежности в пространстве или во времени, вовлеченности в одну ситуацию реалий, лиц, действии, процессов(фарфор - 1. минеральная масса 2.посуда) а) синекдоха - это такой перенос значение, когда название части употребляется в значении целого, меньшего - в значении большего и наоборот (борода, длинноволосый, голова - человек


большого ума).Часто синекдоху считают разновидностью метонимии. Однако ее существенное отличие от метонимии заключается в том, что в основе синекдохи лежит количественный признак соотношения прямого и переносного значений. 38. Виды словарей. Лексикография - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиологией, являясь их практическим разделом, так как


системное описание лексики наиболее ярко воплощается в словарях различного типа. Первые толковые словари - -глоссарии. 1. энциклопедические словари. Они содержат свод знаний по всем областям жизни и науки или отдельным отраслям знаний. Бывают: а) универсальными(охватывают все области жизни - Большая Советская Энциклопедия) б) специальными(отраслевыми) (одна область науки, такие как медицина,


техника). Энциклопедии раскрывают научные понятия, дают сведения о предметах и явлениях, событиях и лицах. 2. лингвистические словари характеризуют слова и только попутно предметы и явления. В лингвистических словарях описываются слова с их значением, употреблением, грамматическими характеристиками, морфемным составом, стилевой принадлежностью, орфографическими и орфоэпическими нормами. Бывают следующих типов: одноязычные, двуязычные, многоязычные.


Одноязычные бывают: а) толковые б) диалектные (специфическая лексика диалекта - словарь Даля). в) фразеологические г) исторические (история слов языка) д) этимологические (наиболее древние значения слов+их первичная форма) е) словари синонимов, антонимов, омонимов, терминологические словари. ж) частотные (степень употребительности слов в речи) з) обратные(алфавитный порядок конечных букв) и) ассоциативные к) идеографические (тезаурусы) распределение слов по классам понятий л) общие (общеупотребительная


лексика)/специальные (лексика по определенному признаку - диалектная, профессиональная, грамматическая). 39. Грамматика, се единицы, разделы; виды грамматик. Грамматика - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть систему морфологических и синтаксических форм и категорий языка. Двумя составными частями грамматики являются -морфология (исследует формы слова и выражаемые ими значения), -синтаксис (формы словосочетания, предложения и их значения).


Основной единицей морфологического строя языка, как и лексического, является слово, синтаксического - слово, словосочетание и предложение. Виды грамматик: 1. общая (универсальные свойства всех языков)/частная (грамматический строй конкретного языка) 2. формальная (от формы к значению)/функциональная (от значения к формам) 3. историческая (диахроническая - строй языка в развитии)/описательная(синхроническая - состояние языка в определенный период).


Описательная: -сопоставительная (сходства и различия в строе различных языков) 40. Лексическое и грамматическое значение. Для определения специфики грамматического значения его обычно противопоставляют лексическому. Грамматика изучает значение. Оно всегда системно. 1. Грам. зн. характерно большой группе слов, а не одному. Грамматическое значение объединяет группы слов в определенные грамматические классы, напр, грам.класс


им.сущ. объединяет значительную часть лексики русского языка. 2. ГЗ выступает по отношению к ЛЗ дополнительным, сопутствующим. При этом ГЗ отличаются регулярностью своего выражения. ЛЗ необязательно, случайно, ГЗ обязательно. 3. Лексическое значение конкретно, грамматическое абстрактно. 4. отношение к мышлению и строю языка. Слова с ЛЗ служат номинативным средством языка - выражают мысли,


знания, а ГЗ служит для организации мысли, ее оформления. При этом явления ГЗ и ЛЗ не противопоставлены в языке. Между ними есть участки взаимопроникновения(живое-неживое - одушевленное- неодушевленное). 41. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматический способ. Способы выражения грамматических значений. ГЗ, способы выражения


ГЗ (то, как грамматическое значение соединяется с грамматической формой)ГЗ - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций находящее в языке свое регулярное выражение. Системно. Обязательно. Повторяемо. Абстрактно. Грамматическая единица - носитель ГЗ (линейные - морфемы, слова и нелинейные - классы, разряды). Способы: 1. аффиксация (прибавление аффикса) 2. чередование звуков в корне(историческое явление


- пень-пня) 3. ударение (срезать-срезать) 4. супплетивизм (непродуктивный, дополняет, пополняет - я-меня). 5. повторы (китайский, малайский языки: повторы для обозначения множ.ч жень-человек, жень-жень - люди) 6. интонация 7. служебные слова - вспомогательные глаголы, предлоги, частицы (буду жить) 8. порядок слов Способы: 1. аналитические (вне слова -порядок слов, интонация) 2. синтетические (аффиксация, ударение). -> аналитический язык - русский, франц синтетический - англ.


Грамматическая форма Любое грамматическое значение имеет свое внешнее выражение -грамматическую форму. ГФ -материальная форма выражения значения. Никогда не бывает изолирована. Всегда повторяется в других словах, она регулярна. Грамматическая форма тесно связана с понятием парадигмы. Парадигма -совокупность грамматических форм слова или класса слов.


42. Грамматические категории и общие принципы их организации; виды грамматических категории. ГК - система однородных и противопоставленных друг другу грамматических значений вместе с системой средств их выражения (грамматических форм). В этой системе отношений определяющим является категориальный признак, например, обобщенное значение рода, числа, падежа. Выявляются же эти категории через грамматические значения и формы.


Не могло бы быть той или иной грамматической категории, если бы не было соотносительных ГЗ, воплощенных в грамматическую форму, В ГК противопоставляются одновременно значение и форма. Виды. 1. морфологическая (реализуется в слове): а) классифицирующая (объединяет слова в разряды и классы - пр.: сущ род) б) словоизменительная (как изменяется слово, включая словоформы) 2. синтаксическая (реализуется в синтаксической конструкции -словосочетаниях, предложениях) 43.


Части речи и проблема их классификации. Проблема сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира - одна из наиболее сложных и дискуссионных в языкознании. Древнеиндийские языковеды: имя, глагол предлог, частицы. Александрийские грамматисты выделили 8 чр: имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, член, предлог, союз. Современная европейская i лингвистика во многом опирается на античную традицию.


В современном яз-ии наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при котором части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, отличающиеся друг от друга универсальными семантическими признаками, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. Часть речи как наиболее общий лексико-грамматический класс слов при таком подходе характеризуется 3 основными категориальными признаками: 1. семантический.


Общее, категориальное значение, (глагол - категор. значение действия или состояния, прилаг. качества или признака) 2. синтаксический. Обычная, первичная синтаксическая функция. По степени характерности бывают первичные синтаксические ф-ии и вторичные. Первичная СФсущ подлежащее и дополнение, гл - сказуемое. 3. морфологический. Система морфологических



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.