Реферат по предмету "Социология"


Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГлаваI. Сиротство как социальный феномен
1.1 Детский дом как государственное учреждение длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Характерные особенности развития детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей
1.2.1Дошкольный возраст
1.2.2 Младший школьный возраст
1.2.3 Подростковый возраст
Глава II.Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп
2.1 Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты
2.2Психологические характеристики малой группы
ГлаваIII. Влияние условий жизни в детском доме намежличностные отношения детей-сирот
3.1Условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах
3.2 Традиции и ритуалы детского дома
ГлаваIV. Социометрия как метод изучения малых групп
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Однойиз самых значимых проблем, является проблема сиротства в России. С сожалениемприходиться констатировать, что беспризорность и сиротство — явление не новоедля России. Уже в XVIII в.создавались учреждения для присмотра за детьми-сиротами. Однако особоугрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. В России согласностатистическим данным порядка 3 млн. детей растут на улице без попеченияродителей.
Идля того, чтобы предотвратить рост количества таких детей педагогам государственныхучреждений для детей-сирот приходиться решать задачу их подготовки к семейнойжизни, и они должны обоснованно подходить к разработке воспитательных программи созданию условий для их реализации.
Дети,воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативныхособенностей, которые мешают дальнейшей социализации развития.
Современное состояниедетских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходеиз них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этогокроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления имидетского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущаютсебя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Эти факты накладываютотпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того,который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека оченьвелико.
Термин«социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначноготолкования среди различных представителей наук. В общем,социализация понимается как процесс и результат становления личности, усвоенияиндивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, а также активноговоспроизводства индивидом социального опыта и протекает как в условияхвоспитания (в общественных и государственных организациях), т.е.целенаправленного формирования личности, так и под влиянием стихийноговоздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположнонаправленных факторов общественного бытия.
Интенсивнаяразработка теоретических аспектов проблемы социализации личности,развернувшаяся в советской философии, социологии, социальной педагогике исоциальной психологии в 70-е годы (Э.А. Домбровский, В.С. Марков, Л.М. Снежко,Э.В. Соколов и др.) и получившая свое продолжение в 80-е годы (Т.А. Гаврилова,О.Ф. Морозова, В.В. Москаленко, В.Я. Силе, Л.К. Синцова, Л.Ф. Филиппова и др.),способствовали активному обращению к зарубежным исследованиям в этой области, втом числе и отечественных ученых-педагогов (Л.Б. Боярская, Б.Л. Вульфсон, Е.Г.Гребенюк, Р.Г. Гурова, З.А. Малькова, Э.С. Панасенко, В.Я. Пилиповский, Т.Ф.Яркина и др.).
Проблемасоциализации побудила заняться меня исследованием межличностных взаимоотношенийдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастныхгруппах детского дома.
Полученные врезультате исследования данные и сделанные на их основе выводы, могут статьосновой как для дальнейшего изучения проблемы социализации детей детских домов,так и для осмысления и прогнозирования процесса социализации детей послеокончания детского дома.
Целькурсовой работы: исследование социальных проблем, с которыми сталкиваются впроцессе межличностных взаимоотношений дети-сироты и дети, оставшихся без попеченияродителей (в разновозрастных группах детского дома).
Исходяиз цели, предполагается решение следующих задач:
— рассмотреть проблему сиротства в России;
— понять специфику подготовки детей — сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, к самостоятельной жизни в условиях детского дома;
— выявить преимущества разновозрастных групп в детских домах;
— рассмотреть характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей;
— изучить социологические и психологические характеристики малых групп;
— ознакомиться с условиями жизнедеятельности воспитанников в разновозрастныхгруппах.
— использовать социометрическое исследование для рассмотрения групповой динамики.
Объектисследования: дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей в процессемежличностного взаимодействия детском доме.
Предметисследования: влияние разновозрастных групп детского дома на формированиеличностных качеств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза:Высокий уровень межличностныхотношений между детьми формируется при условии создания благоприятногопсихологического климата в коллективе.
Методыисследования:
— анализ теоретического материала;
— социометрия;
— проективный метод.

Глава I. Сиротство, как социальный феномен
Однаиз важнейших проблем России третьего тысячелетия — проблема обездоленных детей.
Детство- особый период в жизни человека — помимо того, что ценно само по себе, оно нетолько во многом определяет будущее конкретной личности, а значит и завтрашнийдень государства в целом.
Человек, по своей сути,всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит непассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности с взрослым,затем в процессеактивной деятельностисамого ребенка – общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практическойдеятельности .
 Насегодняшний день дети составляют более четверти населения России.Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны создаватьблагоприятные условиядля их выживания иразвития, охранять их интересы и защищать права детей, но как показываетпрактика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права.
Анализтеоретических исследований, статистических и практических данныхсвидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в оченьтяжелом положении. Об этом можно судить по выступлению заместителяпредставителя Российского Детского фонда, исполнительного директора НИИ детстваРоссийского детского фонда Рыбинского Е. М.: «Последовательное ухудшение положения детей в РоссийскойФедерации фиксируется по всем доступным учету показателям.Приведем лишь некоторые из них.
Запоследние 10 лет налицо депопуляция населения: на свет появляется меньше людей,чем уходят из жизни. Значительная часть детей сегодня находиться вне сферызаботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция ООН оправах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленныезаконы, национальные планы и программы в сфере социального обеспечения,образования, здравоохранения, соблюдения их прав. Беспризорных детей,занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в России от 2 до 3 млн.Увеличивается число преступлений со стороны несовершеннолетних: если в 1990 г. Было зарегистрировано 164 тыс., то в 2000 г. — 195 тыс. В России 2 млн. неграмотных детей.
Официальныеданные свидетельствуют о том, что в настоящее время в России 22 тыс. младенцеврождаются у незамужних мам школьного возраста. В 1955 г. родительских прав были лишены 20 тыс., а в 2000 г. — 43 тыс. россиян»[1].
Нафоне общего неблагополучия в детской среде особенно острым является вопрос осиротстве. Дети, живущие без родителей, более чем кто-либо нуждаются в опеке изащите со стороны государства.
Подавляющеебольшинство трудных детей сегодня составляют те, кого называют социальнымисиротами, — дети, родители которых лишены родительских прав, оказались в местахлишения свободы или чье социальное поведение привело к их гибели.
Проблемысоциализации социальных сирот отличаются особой сложностью. Для включениясоциальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям инормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, ксвоему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению иобществу в целом.
Сложнеевсего подготовить социальных сирот за время жизни в интернатном учреждении ксамостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем. При этомнадо учитывать, что они не могут на этапе жизненного старта рассчитывать наподдержку семьи, а зачастую — и родственников вообще. Каждый взрослый можетпредставить себя в 15— 17 лет — а это обычный возраст выпуска из интернатныхучреждений — и оценить собственную подготовленность к решению проблем взрослойжизни.
Увеличениеколичества детей-сирот закономерно привело к росту числа учреждений для ихсодержания. К концу 2001 г., по данным Минобразования РФ, в России насчитывалось 246 домовребенка и 1429 детских домов и школ — интернатов для детей, оставшихся безпопечения родителей. В них содержалось 183,5 тыс. воспитанников; 347,5 тыс.человек находилось под опекой; 154,2 тыс. детей были усыновлены. Остальные,более 90 тыс. детей, составляли контингент социальных приютов.
Исследования Институтадетства Российского Детского фонда, свидетельствуют о том, что основнымипричинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются:
— лишение родительскихправ (51,8 %);
— уклонение родителей отсодержания и воспитания собственных детей (8,4%);
— нахождение родителей вместах заключения (7,6 %)[2].
Такое положениеобусловлено рядом причин, среди которых основными являются следующие:
— сложное социально — экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественномупризнаку и обнищание большинства населения;
— крах существовавшейранее системы моральных ценностей и отсутствие достойной альтернативы, ей,приведшие к духовному кризису общества;
— последовательное начатоев начале прошлого века, после Октябрьской революции, разрушение института семьии т.д.

1.1Детский дом, как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей
Сиротство какобщественное явление имеет много вековую историю. Социальные потрясения XX векастали, причиной появления большого числа детей-сирот вместе с тем они привели квозникновению нового явления, получившего название социального сиротства.Социальные сироты — дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силутого, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении,страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствиенаркомании, алкоголизма или по другим причинам. К социальным сиротам относятсяи дети, от которых родители отказались.
По данным официальныхисточников Минобразования России основных тенденции изменения системы жизнедеятельностидетских домов и числа детей-сирот в них за 1990-1999 годы следующие[3]:
1. Увеличение числадетских домов (более чем в 2 раза) и численности воспитанников в них.
2. Преобразованиедошкольных и школьных детских домов в смешанные (по типу семьи) детские дома.Преобладание детских домов по семейному типу (к 1999 году из 1191 детского домав РФ создано 850 детских домов смешанного вида: для детей дошкольного — школьного возраста).
3. Появление новыхвидов государственных образовательных учреждении для детей-сирот: домов детства,детских домов — школ, учебно-воспитательных комплексов, школ -            интернатовс первоначальной летней подготовкой, кадетских школ — интернатов.
4. Созданиенегосударственных образовательных учреждений для детей-сирот (на 01.01.1999года в 9 регионах РФ создано 16 негосударственных детских домов: пансионаты,колледжи, епархиальные детские дома, детские деревни SOS, приюты и т.д.)
5. Создание семейныхформ устройства для воспитания детей-сирот: патронатные семьи, приемные семьи,опека, попечительство, усыновление.
6. Создание постинтернатныхформ подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни: центры постинтернатнойадаптации при органах управления образования (Москва, Владимир), при детскихдомах и школах интернатах (Санкт — Петербург, Пермская область).
7. Появлениеобщественных организаций в защиту детей-сирот (Москва, Московская, Тверскаяобласти и др.)
Число детей, оказавшихсябез попечения родителей в результате решения их родительских прав, по — прежнему растет: в 1999 году таких детей было 46,5 тыс., в 2000 году их числовыросло до 53 тыс. человек.
Наиболеераспространенными видами специализированных детских учреждений являются домаребенка, детские дома и школы интернаты.
Детский дом — государственное образовательное учреждение, в котором обеспечиваетсясодержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Детские дома различаются:
— по возрастному принципу- для детей дошкольного возраста (3 — 7), школьного возраста (7 — 18) исмешанного типа;
— в зависимости отособенностей контингента воспитанников — общего типа, санаторные (для детейнуждающихся в длительном лечении), специальные (для детей с отклонениями вразвитии);
— в зависимости от кругарешаемых задач — детский дом, детский дом — школа, учебно — воспитательныйкомплекс.
Ранее имела местоситуация, при которой дошкольные детские дома и детские дома для детейшкольного возраста существовали обособленно друг от друга. При этом переводребенка из одного учреждения в другое, где свои правила и порядки, новые лицадетей и воспитателей, являлся стрессовой ситуацией для воспитанника. При такомположении дел братья и сестры одного возраста, как правило, попадали в разныеучреждения. Сейчас имеет место тенденция создания смешанных детских домовшкольно — дошкольного типа.
 
1.2Характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей
Особенности развитиякатегории детей из домов ребенка активно изучались зарубежными (Л. Адлер, А.Фрейд, Дж. Боулби, С. Прованс, Р. Липтон и др.) и отечественными (Т. М.Землянухина. М. И. Лисина. С. И. Мещерякова и др.) исследователями — психологами.
Дети-сироты — это дети, лишившиеся родителей врезультате смерти последних. Развитие таких детей, как правило, во многомопределяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребенок осталсябез родительской опеки, тем тяжелее сказываются на его личностном развитии последствиясиротства.
Дети, оставшиеся безпопечения родителей (социальные сироты) — это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иныхпричин не воспитывают своих детей. Эта категория делится условно на несколькогрупп:
— дети, брошенные впервые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети,оставшиеся без родителей с рождения до 3 -4 лет);
— дети, поступившие вдетский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по инымпричинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;
— беспризорные дети — этоспецифические дети, имеющие опыт жизни «на улице».
Каждая из этих условныхгрупп несет на себе свою особую печать последствий родительской депривации.
Современная ситуациясвидетельствует о том, что детей-сирот в нашей стране всего 10% от общегоколичества детей, оставшихся без родительского попечения. Несмотря на всетрудности, сопровождающие их сиротское воспитание, в психоэмоциональном планеони находятся в несколько более выгодном положении, зная, что их родителиумерли, и, осознавая, что их никто не бросал, просто так сложилось обстоятельства.К тому же у многих детей-сирот есть родственники, которые навещают их в детскихдомах, устанавливают попечительство над ними или берут на воспитание в своюсемью, проявляя заботу о них. Чаще всего первые, наиболее важные годы жизни этидети проводят с матерью, а значит, на них меньше сказывается последствия раннейразлуки с ней.
Анализ развития детей-социальныхсирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов(около 90 %) свидетельствует о том, что непринятие ребенка родителями приводитк тяжелым последствиям в развитии маленькой личности. По свидетельствупсихологов, у ребенка с холерическим темпераментом проявляются агрессивность,болезненное честолюбие, быстрая истощаемость нервной системы, подозрительность,завистливость; дети — сангвиники становятся сдержанными, осторожными,уступчивыми, скрытными, склонными к страхам и неврастении; у флегматиковразвиваются нерешительность, робость боязливость. Эти отклонения у «отказников»часто закрепляются и трудно поддаются коррекции. Как правило, такие детипоступают в детский дом из алкогольных семей. Всем им свойственна устойчиваяпривычка ко лжи, так как они вынуждены были скрывать от других людей правду обалкоголизме родителей, их ссорах, оскорблениях и побоях. В то же время эти детисклонны в своем повелении, подражать дурному примеру своих родителей.
В условиях продолжающейсясоциально-экономической и политической нестабильности продолжает расти числодетей, оставшихся без попечения родителей. В России около 2 миллионовбеспризорных детей, причем 95 % этих детей — сироты при живых родителях.«Социальное сиротство» приобретает все более широкие масштабы из-запрогрессирующих тенденции разрушения нравственных устоев семьи, разительнойбездуховности, пьянства и аморального образа жизни, роста числа матерей-одиночек,несовершеннолетних матерей. Социально-экономический кризис, послереформнаябезработица, беженцы, мигранты породили новую волну детей-сирот, беженцев,бродяг.
Сегодня дети, оказавшиесяв трудной ситуации вследствие потери семьи, — это жертвы национальныхконфликтов, стихийных бедствий, вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся вэкстремальных условиях, жертвы насилия, дети рынка, дети — инвалиды.
Поданным Министерства образования РФ по состояниюна 01.12.2002 года[4]:Год 1998 1999 2000 2001
Число
выявленных детей,
оставшихся без
попечения
родителей 105534 110930 113913 123204
Чисто детей,
устроенных в государственные
учреждения 30734 33952 34937 384000
Число детей,
оставшихся неустроенными 7535 9474 9486 114000
СогласноКонвенции ООН о правах ребенка «… ребенок, который временно или постояннолишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощьгосударства. Государство обеспечивает уход за ребенком».
Решениедальнейшей судьбы детей-сирот осуществляется путем передачи их в семьи: подопеку или попечительство либо на усыновление, а так же в государственныеучреждения.
Поэтомуименно педагогам государственных учреждений для детей-сирот приходиться решатьзадачу их подготовки к семейной жизни, и они должны обоснованно подходить кразработке воспитательных программ и созданию условий для их реализации.
Чтобыпонять специфику подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, к самостоятельной семейной жизни, необходимо, прежде всего, выявить роль семьи в этой подготовке, понять,чего лишен ребенок вне семьи, и могут ли государственные организации, взявшиена себя ответственность за этого ребенка, заменить это влияние.
Поданным исследований, дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаютсярядом негативных особенностей, которые сопровождают развитие ребенка на всехвозрастных стадиях от младенчества до взрослой жизни.
1.2.1 Дошкольный возраст
Для детей дошкольноговозраста, как отличается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетвореннойвыступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых.
Стремление ксотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточноразвиты. Мотивы, пробуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекаетсам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. Иэти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенностивзрослых.
Особенно заметные отличияв развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье,проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность вовзаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что вдетском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общения ребенкаи взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых,воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежелиотдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых сразными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослыхзадается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительнобеднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует такжеотличить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнениюс семьей.
1.2.2Младший школьный возраст
У младших школьников,воспитанников учреждений интернатного типа, обнаружены специфические отклоненияв развитии интеллектуальной и мотивационно — потребностной сфер психики. Онипроявляются, в частности, в задержках развития внутреннего плана умственныхдействий, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Уних не развита произвольность поведения, способность к саморегуляции,планированию своих действий. Их речь более бедна, они отстают в овладениинавыками чтения, письма, счета, и др. Взросление ребенка вне семье приводит кэмоциональному недоразвитию, внутренней пустоте, поверхностности в отношениях сокружающими, к « обезличенности ». У ребенка формируется устойчиво низкаясамооценка, неуважения к себе и окружающим, отрицательной образ самого себя и,в результате, — болезненные черты характера, недостойные, порочные стереотипыповедения. Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярковыраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью вдетском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейныхдетей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительнобогаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферысвязаны с условиями проживании детей в детском доме и их недостаточно полнымобщением с взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтныхситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка,ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников,непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других.
1.2.3Подростковый возраст
У подростков отклонения вразвитии сказываются, прежде всего, на взаимоотношениях с окружающими.Складывающиеся деформации в развитии личности приводят к возникновениюповерхностности чувств, бездуховности, жестокости, агрессивности и др. Они немогут найти деятельности, позволяющую реализовав свои потребности и интересы.Могут иметь место эмоциональные кризисы, которые сопровождаются тоской, иногдаагрессивностью, чувством утраты смысла жизни, апатией, депрессивнымисостояниями. Как следствие подростки склонны к разного рода порокам,нарушениями дисциплины: нарушениям режима, воровству, бродяжничеству.
В подростковом возрастеэти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в средесверстников, в развитии его собственного «я».
К интеллектуальным,поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского домаприбавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровыхдетей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, частовстречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдаетсяинтеллектуальная недостаточность — задержка психического развития ребенка, атакже олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления,как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.
Серьезной проблемойявляется то, что для всех воспитанников независимо от возраста характерен повышенныйдефицит общения со взрослыми. С другой стороны, они слабо нуждаются во вниманиии доброжелательности взрослого, особом человеческом тепле, ласке, положительныхэмоциональных контактах (прикосновении, поглаживании, объятиях). С другойстороны, эта потребность в общении не удовлетворяются: с годами уменьшаетсяколичество обращений детей к взрослым, постепенно ограничивается интимныйличностный характер этих обращений, они становятся эмоционально беднее.

Глава II. Возникновение и развитие психологиии социологии малых групп
 
2.1Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты
 
Психология и социологиямалой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Еестановление относится к 20—30-м годам нашего века. До этого времени она почтине разрабатывалась.
Французский ученый Лебонпервый исследовал и описал психологию масс, к которым он относит коллективы игруппы, хотя они значительно отличаются от массы. Главными признаками массы, поего мнению, являются преобладание эмоционального, нерационального поведения иособая внушаемость. Огромное множество людей населяет сравнительно небольшоепространство; мы живем, по мнению Лебона, в эпоху масс, где господствуютзаконы, которые нужно учитывать.
Большую роль вформировании теоретических основ современной психологии малых групп сыгралиработы известных социологов и социальных психоло­гов Г. Тарда, Л. Визе, Г.Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Ф. Тенниса, М. Вебера (конец XIX и нача­лоXX веков)[5].
В начале XX векаповедение малых групп становится объектом социологического, психологического,антропологического и психиатрического исследований. В этих целях использовалисьестественные и специально подобранные группы в “исправительных” учреждениях,учебных заведениях и армии. Представители различных областей знанийинтересуются поднятием состояния духа в группе, улучшением отношений между еечленами, групповым сознанием, стилем руководства и ролью лидера,взаимодействием между людьми в неофициальных группах и способами стимулированиягрупп.
В начале века известныйамериканский социолог и социальный психолог Ч. Кули ввел термин “первичныегруппы” для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми,в отличие от безличных, формальных, или “вторичных”, групп. Он полагает, чтопервичная группа играет главную роль в определении характера и идеаловчеловека.
Работа 3. Фрейда“Психология масс и анализ человеческого „Я"” также оказала определенноевлияние на ход социологических и социально-психологических исследований групп,в которых стали применяться методы, заимствованные из психиатрии.
В психологии и социологиидаются самые различные определения малой группы. Д.Картрайт, А.Зандер иТ.Ньюком[6]указывают следующие критерии, позволяющие определить это понятие: 1) частота ипродолжительность взаимодействия между индивидами в группе и 2) числосоставляющих ее членов. В этой связи сформулирована гипотеза: между числом,частотой и интенсивностью коммуникаций в группе, с одной стороны, и еесплоченностью — с дру­гой, существует прямая связь; число и сила взаимных положительныхи отрицательных выборов являются показателем для определения уровнякачественной групповой характеристики, названной сплоченностью.
Ш. Бюлер[7]относит к типичным особенностям группы: 1) взаимоотношение и взаимовлияниемежду ее членами, без чего группа не существует; 2) известную определенностьролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющихна мнение остальных; 4) определенную общую цель, деятельность и организацию; 5)существование у членов группы чувства “мы”, единства группы; 6) сплоченность,чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между еечленами, а с другой — от интереса, вызванного деятельностью в группе.
Большинство психологов исоциологов считают, что группа представляет не просто собрание людей, аявляется функциональной единицей. Если семеро человек решают независимо друг отдруга одну и ту же задачу, то это еще не группа. По мнению П. Р. Хофштеттера[8],представление о “синтетической группе” означает, что семь человек совместноищут решение поставленной проблемы, что подразумевает совместную деятельность.
Однако существует идругое толкование категории группы, где она трактуется просто как собраниелюдей, включенных, однако, в последовательно координированную деятельность,сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которойприносит участникам определенное удовлетворение. В группе индивиды являются нетолько членами той или иной организации, но и активными участниками данногодействия. Социальная группа отличается “вовлеченностью” участников в этусовместную деятельность, поэтому при ее изучении анализируется скорее действие,нежели структура.
Существенный вклад вопределение понятия “группа” и выявление ее отличительных черт внеслиотечественные исследователи. Группа, является социальным образованием,существующим в конкретно-исторической системе социальных отношений, одним изэлементов, выполняющих строго определенные функции в этой системе.
Малые группы являютсячастью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневнаяжизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует егосоциальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет наформирование его личности [9].
Понятие “группа” вработах социологов и психологов употребляется очень широко и дать его точноеопределение, достаточно трудно. В самом общем виде группой можно назвать такоеобъединение людей, образование которого вызвано объективной необходимостью всотрудничестве и субъективной потребностью в общении.
По мнению Л. И. Новиковой[10]малая группа является специфической человеческой общностью”. Понятие группы,которая имеет общий предмет внимания и переживания, очень близко понятиюобщности. Последнее, однако, более широко по объему и включает в себя малуюгруппу, как частный случай. Правомерным является использование понятия “группа”или “социальная группа” в широком смысле слова для обозначения любой конкретнойсоциальной общности — класса, нации, коллектива, неорганизованной группы, семьии т. д.
Характеристиками группыпо Л.И. Новиковой как своеобразной социальной системы являются: 1) числоэлементов; 2) отношение между ними; 3) иерархия; 4) разделение труда; 5)совместность, координация и дополнительность деятельности; б) процессыорганизации и управления.
К этим признакам группынекоторые исследователи добавляют единые ценности и нормы поведения и общиеинтересы и цели. В. А. Гаврилов сводит относительно устойчивые основныепризнаки малой группы, ее существенные свойства к следующим: группа—это,во-первых, относительно устойчивое, социальное образование, определеннаясистема социального взаимодействия; во-вторых, форма социального объединения,при которой его члены взаимодействуют лично, и, в-третьих, это такоесоциальное взаимодействие между индивидами в группе на основе объе­динения ихдля совместного участия в определенной социальной деятельности, которомуприсущи общность целей, интересов, мотивов поведения,социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания,организующего групповое действие.
В каждой группе имеетсясходство между установками и ценностными ориентациями ее членов, что являетсяважнейшим интегрирующим группу фактором, определяющим особенности ее динамики иразвития.
Интегральнойхарактеристикой системы внутригрупповых связей является степень единства,однородности группы, индексом которой может служить частота или степеньсовпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению кобъектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
Как считает Л. Десев основнымифакторами группового взаимодействия, определяющими организованность группы,являются общность межличностных отношений, организационная зависимость,психологический “настрой” деятельности и сенсомоторная согласованность.
Подводя итоги анализагруппы можно сделать следующие выводы. Итак, малая группа является частьюнепосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2—3 до40—45 человек. Как специфический вид человеческой общности, она отличаетсяследующими особенностями: 1) прямой (хотя может иметься и косвенный) контактмежду составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие ивзаимовлияние; 2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3)общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов,обычаев и привычек; 4) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей; 5)определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени; 6)групповая идентичность. Если исключить внутреннюю расчлененность функций иролей, которая может наступить и позднее, все другие специфические особенностиполностью или частично, в большей или меньшей степени присущи малой группе смомента ее возникновения и до ее распада. При отсутствии хотя бы одной из них нельзяговорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальномобразовании.

2.2 Психологические характеристики малойгруппы
Человекживет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же обществосостоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется иразвивается психика людей, их составляющих.
Кпростейшим параметрам любой группы относятся: состав и структура группы;групповое ожидание, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения.
Каждыйиз этих параметров может приобретать различные значения в зависимости от типаизучаемой группы. Например, состав группы можно описать по возрастному,профессиональному, социальному и иному признаку.
Когдаговорят о психологической структуре группы, первой важной характеристикой выступаемсодержание. Можно вести речь о структуре:
— социальных ролей;
— предпочтений;
— власти;
— коммуникации;
— групповой деятельности;
— межличностных отношений.
Второйважной характеристикой группы является положение индивида в группе в качествеее члена, или его статус.
Третьейхарактеристикой группы является структура социальных ролей, объективно присущихчленам группы.
Четвертойхарактеристикой группы является система групповых ожиданий. Дело в том, чтовсякий член группы не просто выполняет свои функции, но и обязательнооценивается другими. От каждой роли ожидается выполнение определенных функций,как по их содержательному набору, так и по качеству их исполнения.
Группачерез систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определеннымобразом контролирует деятельность своих членов. Иногда может возникнутьрассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого — либо члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своейроли. Чтобы эта система ожиданий была как-то определена, существуют групповыенормы и групповые санкции.
Групповыенормы — пятая характеристика группы. Групповые нормы — это определенныеправила, которые вырабатываются группой, принимаются ею и которым должныподчиняться ее члены, чтобы существование группы, совместная деятельность былавообще возможна. Понятно, что групповые нормы вырабатываются исходя изпредставления о групповых ценностях и опираются на них.
Групповыесанкции — шестая характеристика группы. Групповые санкции — это механизмуправления поведением любого члена группы. Система санкций предназначена не длятого, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить ихсоблюдение.
Санкциимогу быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.
Хорошоизвестно, что члены группы иногда отклоняются от общегруппового поведения, нежелают «идти в ногу» с большинством. Это происходит, если:
-         групповыенормы одной общности вступают в конфликт с групповыми нормами другой общности,и одна из этих общностей является для субъекта референтной;
— групповые нормы общности оказываются в конфликте с индивидуальными нормамичлена группы;
-         группаотноситься терпимо (толерантно) к отклоняющемуся поведению некоторых членовгруппы, главным образом тех из них, которые имеют большие заслуги перед группойи обладают весьма высоким доверием с ее стороны.

Глава III. Влияние условийжизни в детском доме на межличностные отношения детей-сирот
3.1 Условия жизнедеятельностивоспитанников в разновозрастных группах
Основное условиенормального развития – «включенность» ребенка в человеческие отношения ичеловеческое общение. Первой такой школой общения становиться семья, где дети сранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурныетрадиции данного общества и специфику социальной среды. Именно в раннем детствеформируется исходное либо доверчивое отношение к миру и людям, либо ожиданиенеприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Исследованиясвидетельствуют[11],что чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии нередкосопровождают человека в течение всей его жизни, придавая отношениям с другимилюдьми особый стиль и эмоциональную тональность.
Успешному решению вопросаформирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует само устройствожизни в детском доме:
1. Осознавая, чтогосударственное учреждение в любых его моделях не сможет в полной мерекомпенсировать для ребенка потерю семьи, детский дом организуетжизнедеятельность воспитанников по типу замещающей семьи.
2. Организация проживаниядетей максимально приближена к семейной обстановке: разновозрастные социальныесемьи проживают в отдельных изолированных помещениях, где имеются: гостиная — комната для игр и отдыха, спальня, кухня, санитарный блок.
Число проживающих детей вкаждой семье от 10 — 13 человек.
3. В группах должно бытьвсе необходимое для создания в сознании ребенка целостного образа дома, дляформирования у детей социально необходимых представлений о хозяйственно — бытовой жизни: телевизор, компьютер, мягкая мебель, магнитофоны,видеомагнитофоны, ковры, бытовая техника, книги, игрушки, и др.
4. Ликвидация возрастнойступени, в группах — социальных семьях -проживают дети от 4 — 18 лет.
5. Подбор детей в семьиведется по родственному принципу: братья и сестры получают возможность житьвместе, трудиться, общаться, отдыхать. Обеспечить индивидуальный подход к одаренными неуспевающим детям, педагоги учат воспитанников принимать людей такими, какиеони есть, проявляя сочувствие, сопереживание, радуясь успехам каждого.
Таким образом, любыеформы работы преломляются через общение и взаимодействие младших и старших,детей и взрослых. В семейных коллективах ребенок быстрее адаптируется,привыкает к выполнению определенных обязанностей (учеба, самообслуживание,забота старших о младших), и этому способствует весь уклад жизни в семье.
Главная задачавоспитателей – создать отношения доброжелательности, взаимопомощи среди детейвнутри семьи, дома.
 
3.2Традиции и ритуалы детского дома
 
Объединение детей вразновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателейзадает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет ипо-настоящему роднит их души, формирует определенные положительные традиции,создает свои семейные ритуалы[12]:
-         Возрождаютсятрадиционные семейные дела: вязание, вышивание, совместный просмотр ТВ — передач, обмен мнениями, игры в кругу семьи, празднование значимых событий.Особенно сближают ребят семейные праздники: встреча Нового года, дни рождениявзрослых и детей, проводы в школу и др.
— Личные вещи детейнаходятся в индивидуальном пользовании (игрушки, одежда, чашки с именами,личные фотоальбомы).
— Совместно готовятуроки, отводят малышей в школу, что формирует ответственность старших детей поотношению к младшим.
— Фотографирование детей,оформление семейных альбомов, введение в интерьер семьи фотографий детейспособствует формированию чувства семьи, родного дома.
-         Организацияперсональных выставок родственных семей позволяет укрепить кровные связивоспитанников, раскрыть их индивидуальность.
Такой благоприятныйпсихологический климат обеспечивает ребенку чувство защищенности в стенах дома,что особенно важно для детей, лишенных семьи.
Основная идея, которойруководствовались педагоги при разработке программы по формированию позитивногообраза семьи у воспитанников, — это создание определенного реабилитационногожизненного пространства для детей, своеобразной модели семейных отношений, тоесть такого образца «собственного дома» для ребенка, который мог бы помочь емуподготовиться к выходу во взрослую жизнь и обеспечить успешную адаптацию всоциуме.
Важной особенностьюорганизации жизнедеятельности в детском доме является интеграция всех службдома (социальной, психологической, педагогической, медицинской, хозяйственной)в единую систему.

Глава IV. Социометрия как метод изучениямалых групп
 
Малая группа как объектисследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрируетв себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого,так и теоретико-исследовательского характера.
Процесс непосредственногосоциального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную“микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования ивоспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулированияее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, онафокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощаетих во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляетсобой необходимый элемент социального управления, построенного на научнойоснове. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов стольнаглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самыеразличные подходы к объяснению социальной реальности — социологический,социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т.д.
Одним из наиболееэффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношенийвнутри малой группы является социометрия. Она представляет собойсвоеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Термин “социометрия” происходитот латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальнойпсихологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группахколичественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутригруппы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение,совершенствование и использование соответствующего инструментария для решенияпрактических задач.[13]
Социометрия — этосозданные итальянским психологом Дж. Морено наука об обществе, психологическаятеория общества и одновременно экспериментальный метод, социально — психологический тест, позволяющий изучить и на основе полученного знания регулироватьмежличностные связи и отношения в группе.
Цель социометрии —гармонизировать общественные отношения расстановкой людей в группе взависимости от их эмоциональных предпочтении и нейтрализацией эмоциональныхотвращении между членами группы.
Суть социометрическойтехнологии на операциональном уровне анализа определяется понятием «выбор».Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группыделать выбор или определять предпочтения среди членов группы в качествепартнеров с точки зрения как делового взаимодействия, так и эмоционально-чувственноговосприятия («для дала» и «для души»).
Вопросы присоциометрическом исследовании:
С кем из членов вашейгруппы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?
С кем из членов вашейгруппы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
С кем из членов вашейгруппы вы бы пошли в кино?
Здесь возможен широкийспектр оценок, обусловленный положительным и отрицательным реальным выбором,положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказыванийдает весьма полезную информацию о числе выборов или отвержений, полученныхкаждым членом группы, числе взаимных выборов или отвержений, числеоправдавшихся или не оправдавшихся предположений на выбор или отвержение состороны других членов группы и др. В конечном счете, социометрия выявит лидеровгруппы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию. Социометрию можнопроводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогащает анализ групповойдифференциации.
Число выборов, полученныхкаждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностныхотношений, его социометрического статуса.
Результаты, получаемыепри помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц,социогрмм, числовых индексов.
Социограмма — этографическое выражение математической обработки результатов исследованиямежличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношенийв группе, причем в разных формах — индивидуально для каждого члена группы и вцелом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от ихпопулярности — в центре или на периферии, при этом отражаются практически всесвязи.
Социометрический«расклад» может иметь следующую структуру: — люди, получающие больше всегоположительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшейпопулярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд»относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, чтокаждый делает три выбора;
— люди, получающие среднеечисло таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;
— люди, получающие меньшесреднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;
— люди, не получающие ниодного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.
В результатесоциометрического исследования руководитель получает не только информацию оположении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но иобобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называютпсихологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем — уровнемблагополучия взаимоотношений группы. Он может быть:
— высоким, если «звезд» и«предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членовгруппы;
— средним, если имеет местопримерное равенство этих величин;
— низким, если число «пренебрегаемых»,«изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и«предпочитаемых».
ПРОГРАММАИССЛЕДОВАНИЯ
База исследования: ГОУ«Детский дом № 1» г. Архангельска
Количество испытуемых: 21человек.
Цель: исследованиемежличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологическоготестирования и включенного наблюдения.
Объект: воспитанникидетского дома.
Предмет: межличностныевзаимоотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы исследования:
— социометрия;
— проективный тест«Субъективное ощущение себя в группе»;
— математическаяобработка;
— анализ и интерпретацияполученных данных.
Для исследования взятыдве группы.
В первой – дети от 8 до15 лет, 7 мальчиков и 3 девочки. Во второй – дети от 9 до 17 лет. 6 мальчиков и5 девочек.
Членам группы предлагаетсяответить на вопросы. Зачитывается вопрос и дается инструкция: «Напишите набумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первуюочередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».
Вопросы присоциометрическом исследовании:
С кем из членов вашейгруппы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?
С кем из членов вашейгруппы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
С кем из членов вашейгруппы вы бы пошли в кино?
1. «Звезды» — Валя К., СашаЯ.;
«Предпочитаемые» — нет;
«Принятые» — Женя К.,Дима Б., Егор Ф., Сергей К., Наташа Ч., Аня К.;
«Непринятые» — КристинаЧ.; Наташа Ч.
«Отвергнутые» — Дима М.
2. «Звезды» — Илона В,Галя М.;
«Предпочитаемые» — СашаЗ.;
«Принятые» — Костя А.,Виталик С., Витя Н., Катя Т., Оксана А.;
«Непринятые» — Иван С., АняР.;
«Отвергнутые» — Рома Ю.
/>
Анализируя ролевойрепертуар можно сказать, что «Звезды» имеют более высокий уровень активности,они более доброжелательны и сознательны, чем другие члены группы. Эти детиосуществляют регуляцию межличностных отношений, ведут группу, организуют,планируют и управляют деятельностью группы. Лидеры этих групп принимают болеенепосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, стимулируютгруппу, нацеливают ее на решение определенных задач. Лидер не всегда успешен,при определенных условиях лидерские возможности могут возрастать, а при других,напротив снижаться. Кроме «Звезд», в группе выделяют и другие социальные роли.Большая часть группы это «Принятые» и «Предпочитаемые». У «Непринятых» и«Отвергнутых» — наблюдаются более низкие коммуникативные способности, чем уостальных, среди них дети недавно вошедшие в группу и у которых идет адаптацияв группе, а так же дети с отклоняющимся поведением.
Рекомендации:
Для гармонизациимежличностных отношений в данное время можно использовать следующие методы, нодля этого следует учитывать, что группа — это не сумма индивидов, а общность,которая влияет на поведение всех членов:
— включение индивидов всовместную деятельность. Деятельность же эта становиться столь значимой в жизникаждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием, илиубеждением, а самостоятельно;
— обобщение внимания,интересов, мотивов, установок, нравов, обычаев и привычек;
— соперничество с другойгруппой или группами (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, и у нихне возникает напряженности в отношениях и неудовлетворенности собой).
Субъективное ощущениесебя в группе
Для подтверждения данныхполученных с помощью социометрического исследования, детям было предложенозадание на субъективное ощущение себя в группе. Суть этого задания заключалосьв выполнении творческого задания, в котором детям предлагалось представить иизобразить на чистом листе бумаги с помощью цветных карандашей свою группу ввиде цветных кружков.
Цель: исследованиемежличностных отношений в разновозрастных группах.
Данное заданиеанализировалось по следующим критериям:
— по цветовой гамме:детям предлагалось на выбор шесть цветов: красный, коричневый, черный, желтый,синий, зеленый. По цвету кружков можно определить личное отношение к человеку;
— по размеру кружков:определялась значимость этого человека в группе (чем больше размер кружка, темболее значимым является человек»;
— по местоположениюкружков на листе: определение дистанции во взаимоотношениях с отдельнымичленами группы;
В одной из группреспонденты включили в свой состав членов -воспитателей, причем они изобразилиих в виде больших желтых кружков. Эти данные свидетельствует о том, что детисчитают воспитателей важными членами своей группы. Яркие цвета — основавыбранного цвета, дети избегают темных цветов. Таким образом, можно сделатьвывод, что внутри группы хорошие, теплые, эмоциональные взаимоотношения.
Данный положительный опыторганизации воспитательной деятельности в детском доме сложился в результатепоиска коллективом оптимальных условий для формирования личности воспитанникадетского дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работебыли исследованы различные явления.
Рассмотрена проблемасиротства в России. Анализ теоретических исследований, статистических ипрактических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети Россиинаходятся в очень тяжелом положении. Увеличение количества детей-сиротзакономерно привело к росту числа учреждений для их содержания.
Определены основныезадачи по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ксамостоятельной жизни. Жизненный старт выпускников детских домов можно оценитьпо — разному. Трудности возникают у выпускников интернатных учреждений, они неспособны решать многие проблемы взрослой жизни самостоятельно, поскольку у нихне сформированы ключевые навыки эффективного поведения. Они не готовы принятьна себя ответственность за собственную жизнь, у них отсутствуют многиекоммуникативные навыки и функциональные умения.
Изучены характеристикималых групп. Возникновение малой группы обусловлено общественно — экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают длясебя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности – экономические исоциальные – и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны,каждый человек, находясь и живя в обществе, стремиться примкнуть к каким — тогруппам (в силу их социальной защищенности, престижности профессиональнойдеятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.
Когда говорят опсихологической структуре группы, первой важной характеристикой выступаетсодержание.         
Рассмотреныусловияжизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах. Успешному решениювопроса формирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует самоустройство жизни в детском доме. Объединение детей в разновозрастные группы,закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общуюцель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души,формирует определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы.
В результате проведенногоисследования я освоила методику диагностики межличностных отношений.
Таким образом, врезультате исследования подтвердилась выдвинутая мною гипотеза. С однойстороны, уровень благополучия межличностных отношений подростков возрастает наоснове благоприятного психологического климат, с другой, — высокий уровеньблагополучия межличностных отношений создает благоприятный психологическийклимат в коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс,2004.
2. Басов Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию. — М.:Издат. центр «Академия», 2006. — 256 с.
3. Василькова Е.В., Рындина Е.Н., Карпалова М.А. Формированиепозитивного образа семьи у воспитанников детского дома. — Вологда: 2003.
4. Десев Л.Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979.
5. Доклад//Социализация и образование социальных сирот. — М. — СПб: Интеллект — центр, 2002.
6. Методика работы социального педагога./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. — М.: Школьная пресса, 2003. — 96 с.
7. Практикум пообщей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко,А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
8. Психология.Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. идоп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
9. Руденский Е.В. Социальная психология. — М. — Новосибирск:1997.
10. Шахманова А.Ш. Воспитание детей — сирот дошкольного возраста.-М.: AKADEMIA, 2005.
11. Справочник по психологии и психиатрии детского иподросткового возраста./ Под ред. С.Ю. Циркина. — Спб.: Питер, 2001. — 492 с.
12. Технологии социальной работы./ Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Инфра-М, 2001.-400 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Матрица социометрических положительных выборов
Таблица1Фамилия, имя Критерии выбора Кого выбирают 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.Кравец Валя 1 X X 2 3 X X Х 2. Копеечкин Женя 1 X X X 2 X 3 X X X 3. Янчук Саша 1 X 2 X 3 4. Башуров Дима 1 X X X 2 X X 3 Х Х Х 5. Фомин Егор 1 X X X 2 X X X 3 X X 6. Краснощекое Сережа 1 X X 2 X X X 3 X X X 7. Медведев Дима 1 2 3 8. Черняева Наташа 1 X X Х 2 X X Х 3 X Х 9. Кокляева Аня 1 Х Х Х 2 X X Х 3 X X Х 10. Черняева Кристина 1 X 2 X X X 3 X Получено выборов 15 6 15 8 3 3 5 4 1

Таблица2Фамилия, имя Критерии выбора Кого выбирают 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
 1.Савостин Иван
2. Алехин Костя
3. Селезнев Виталик
4.Зайцев Саша
5.Юрьев Рома
6.Нижевич Витя
7.Волокославская Илона
8.Рапакова Аня
9.Маркелова Галя
10.Туфанова Катя
11.Аркашова Оксана
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Получено выборов 2 5 1 8 1 15 2 11  4 6 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние психологических факторов патогенеза невротических расстройств на саногенез в результате психотерапии
Реферат Общество государство право
Реферат Обоснование рациональной производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на примере
Реферат Семья: быт и проблема образа жизни
Реферат Учет уставного капитала, расчеты с учредителями и акционерами
Реферат 1. Економіка, ек теорія та ек політика
Реферат Принципы взаимодействия общества и природы
Реферат Участие субабонентов в отношениях, возникающих из договора энергоснабжения
Реферат Human Origins Essay Research Paper Many people
Реферат Язык культуры миф, символ, знак
Реферат Криволинейный интеграл первого и второго рода
Реферат Основная характеристика инфраструктуры отдельных районов Приазовья
Реферат Архебактерии в биокомпьютерах
Реферат Администрация дядьковского сельского поселения кореновского района постановление от 06. 06. 2011 №45
Реферат Геосфера как биологическая оболочка Земли