МЕТОД «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ». Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году и представляет собой упорядочивающий инструмент (подобный организационной схеме компании), используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности. Новизна метода, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, заключалась в том, что ими предпринималась
попытка придать различным функциональным подсистемам количественные веса и коэффициенты с целью выявить, какие из возможных комбинаций обеспечивают наилучшую отдачу. Термин "дерево" предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Для случаев, когда древовидный порядок строго по всей структуре не выдерживается, В. И. Глушков ввел понятие "прогнозного графа". Метод дерево целей ориентирован на получение
относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур. Широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом
уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня. Принцип разбиения общей цели на подцели и задачи иллюстрирует схема, представленная на рис. 4. Оценка относительной важности целей и значимости связей между ними производится с помощью экспертов, причем для последовательного определения значимости целей и задач на различных уровнях обычно используются
оценочные матрицы. Рис. 4. Разбиение целей на подцели и задачи: I-V - уровни системы; 1-39 - элементы системы. Оценка коэффициентов взаимосвязей с помощью этих матриц производится, например, следующим образом: в 10 баллов оценивается такое влияние одного фактора на другой, без которого невозможно решить поставленную задачу. В 9,8 и 7 баллов оценивается влияние, без которого решение задачи будет соответственно в сильной, средней
и слабой степени затруднено. Оценки 6,5 и 4 балла присваиваются в тех случаях, когда влияние одного фактора может в той или иной степени (сильной, средней, слабой) ускорить развитие другого фактора или решение задачи. Минимальный уровень влияния одного фактора на другой оценивается в 1 балл. Пример: Цели фирмы и цели автоматизации («дерево целей» и показатели деятельности компании) ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням,
ранжированная) совокупность целей экономической системы. Автоматизация, до недавних пор, представляла собой один из способов совершенствования выполнения определенных функций автоматизируемого объекта в различных областях деятельности предприятия: Производства – например, станки с ЧПУ, Сбыта – например, считыватели штрих-кодов, Обеспечения – например, охранная сигнализация. Следствие такой функциональной ориентированной модели
деятельности - была «локальная» («кусочная») автоматизация – Автоматизированные Рабочие Места - АРМы, которые, фактически, представляли собой персональные средства обработки информации. Современные же, интегрированные системы ориентированы уже не на отдельные функции, а на процессы, т.е. объектом управления становятся сквозные материальные, финансовые и информационные потоки. Поэтому возникла потребность оценивать не локальные «успехи» в автоматизации отдельных участков
деятельности, а вклад автоматизации в успешность деятельности предприятия в целом. В качестве интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ), рассматриваются системы, при создании которых реализован принцип нисходящего проектирования систем, выполняющих взаимосвязанные задачи, которые в результате взаимодействия обеспечивают достижение целей компании за счет совершенствования самого процесса управления. Дерево целей собственно самой автоматизации, может быть направлено на достижение
эффективности информационного обеспечения процессов управления, т.е. процесса разработки, принятия и контроля реализации управленческих решений. При этом современные средства стремятся добиться принципиально нового качества этого информационного обеспечения, обеспечивая такие показатели как: хранение большого объема информации (накапливаемая база знаний), структурность и наглядность информации, четкая адресность управленческих отчетов отражение как тактических, так и стратегических показателей деятельности, скорость
и точность выполнения сложных информационных преобразований, быстрый распределенный доступ (в том числе средствами Интранет), возможность групповой работы с информацией и т.п. Надо отметить, что здесь перечислены, в основном, чисто технические показатели и внешние пользовательские аспекты информационных систем. Но, любая интегрированная система (ERP и проч.) имеет внутреннюю логику, а вернее зашитую в нее методологию управления. Современная автоматизация управления всегда связана
с внедрением современных методов управления и, более того, без изменения устаревших методов управления автоматизация малоэффективна. В тоже время, главная опасность, являющаяся причиной многочисленных «неудачных внедрений» кроется в том, что информационную систему начинают внедрять, не разобравшись, какую зашитую в ней логику управления она навязывает, соответствует ли эта логика целям предприятия, способно ли предприятие ее реализовать или какой ценой и т.п. То есть, при определении «дерева целей» автоматизации
на верхнем уровне необходимо рассматривать не технические показатели, а те методы управления, которые становятся возможными в компании после внедрения этой системы. И, таким образом, «дерево целей» автоматизации становится одной из ветвей «дерева целей» компании. Дерево целей – от миссии к показателям Существует ли универсальная «цель целей», которая является «желаемой» практически для любой компании, каковы современные подходы к интегральной оценке деятельности предприятия,
каковы общепризнанные цели и их иерархия, образующая «дерево целей» компании? До недавних пор высшей целью по умолчанию (и одновременно показателем успеха) для большинства российских компаний оказавшихся в условиях рыночной экономики была прибыль и только прибыль. Причем для них важна прибыль сегодняшнего дня, которую во всем мире уже давно отличают от долговременного, «стратегического» успеха и прибыли в будущем. Крайним выражением «стратегического» подхода к прибыли
является высказывание Портера: «Прибыль – суть побочный эффект от успешно реализованной миссии и стратегии» То есть финансовые показатели лишь подводят итоги успешности бизнеса и прибыль как таковая, является лишь одним из элементов оценки деятельности компании. Многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт доказали, что компании, сосредоточенные только на прибыли за данный год или на обеспечении текущей рентабельности (понимаемой, как экономии
на всем), страдают близорукостью. А правильный выбор критерия деятельности оказывает большое влияние на принимаемые решения. У российских компаний есть шанс проскочить несколько шагов развития управленческих технологий, сделав эволюционный скачок от тактики разрозненных действий к использованию стоимостных подхода к оценке бизнеса. Основные его постулаты: максимизация стоимости компании является главной целью стратегического управления; прирост стоимости является главным критерием эффективности управления.
То есть повышение эффективности управления предприятием определяется не только ликвидностью или величиной прибыли, а увеличением «цены» бизнеса. Целенаправленное управление требует выбора на верхнем уровне одной, ориентированной на стоимость, целевой функции. И такой целью является «стоимость бизнеса» в интересах его владельцев (собственников, акционеров). Не надо думать, что отсутствие развитого фондового рынка (рынка акций) делает такой подход неприменимым
в России. Например, даже в малом бизнесе, компания с поставленным регулярным менеджментом приобретает реальную стоимость и только такой бизнес можно продать как «бизнес», а не сумму материальных активов, эффективное управление которыми неотделимо от самого предпринимателя. Ответ на вопрос «какие факторы сказываются на стоимости предприятия», к повышению которой надо стремиться, позволяет определиться со следующим уровнем «дерева целей».
Одним из главных открытий современной теории управления бизнесом, сделанном в начале 90-х годов 20-го века, было то, что в процессе принятия решений руководители и собственники испытывают все большую потребность в информации не только финансового характера. В условиях быстро развивающихся рынков и острейшей конкуренции нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов предприятия приобретает все большее значение. Наряду с (1) получением прибыли и повышением капитализации (финансы) сегодня первостепенное
значение получают следующие цели: (2) завоевания долей рынка и приобретения конкурентных преимуществ, лояльности клиентов, способность предприятия обеспечить их удержание, (3) прогрессивности технологий и уровня отлаженности бизнес - процессов, (4) мощный и высококвалифицированный кадровый потенциал – все эти факторы имеют огромное значение и оказывают влияние на стоимость компании в настоящем и будущем. Система Balanced Scorecard (BSC) сбалансированная система показателей, дает возможность оценить эти
факторы и открывает новые возможности для управления и позволяет контролировать тактическое состояние и стратегическое развитие бизнеса. Именно наличие такой сбалансированной системы показателей позволяет перейти от качественного описания целей предприятия через идеальный образ желательного будущего результата предпринимательской деятельности к операциональному. В этом случае цель это будущий желаемый и достижимый результат, поддающийся количественному измерению
и/или проверке в эксперименте. Данная система положена в основы наиболее мощной и популярной в мире системы управления предприятием фирмы SAP AG - модуль SAP–SEM (Strategic Enterprise Management) Используя этот подход, можно построить «деревья» целей компании и целей автоматизации, как его фрагмент. На верхнем уровне этого дерева находится Миссия, компании, трактуемая как Целевое состояние
Компании, являющееся основой для разработки стратегии развития. Система сбалансированных показателей переводит миссию и корпоративную стратегию в систему четко обозначенных целей и задач и, главное, в систему показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансовой (какой компания представляется своим акционерам и инвесторам), маркетинговой (какой компания представляется своим покупателям), внутренних бизнес-процессов (какие
бизнес-процессы необходимо улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться), обучения и роста (может ли компания продолжать свое развитие, повышать эффективность и увеличивать стоимость). В рамках каждой такой проекции определяются частные цели, показатели эффективности и показатели их оценивающие, которые во многом зависят от специфики деятельности компании, выбранных стратегий и возможностей их наблюдения с помощью применяемых для автоматизации программных продуктов.
Основные драйверы эффективности по каждой из указанных проекций приведены в Таблице 1. Каждый из показателей можно детализировать дальше, вводя показатели нижнего уровня. Например, декомпозиция Целей в области финансов базируется на предпосылке, что основная цель бизнеса на операционном уровне – это максимизация показателя ROA (или, по-русски рентабельности активов РА), т.е. отношения прибыли до налогообложения и выплаты
процентов по кредитам к активам – показателя, который характеризует основную деятельность предприятия. Таблица 1. Верхние уровни «дерева целей» и средства контроля их достижения с помощью автоматизированных систем управления (на основе сбалансированной системы показателей эффективности (Balanced Scorecard)) Цели в области: Драйверы эффективности Оценивающие показатели Программное средство 1. Финансы 1.1
Рентабельность активов Прибыль/Активы ERP-cистемы 1.2 Оборачиваемость активов Оборот/Активы 1.3 Рентабельность деятельности Прибыль/оборот И т.п. 2.Маркетинг По ключевым сегментам рынка 2.1 Ключевые факторы успеха товара Усредненные по группе экспертов, отранжированные и отобранные по уровню 80% привлекательности взвешенные оценки привлекательности ключевых факторов успеха
Аналитические CRM -системы 2.2 Покупательская удовлетворенность Усредненная по группе экспертов сумма взвешенных оценок удовлетворенности по совокупности ключевых факторов успеха. 2.3 Степень лояльности клиентов Процент повторных обращений по отношению к общему количеству продаж 2.5 Доля рынка Процент объема продаж компании по отношению к общему объему продаж товаров данному сегменту 3. Бизнес-процессы По ключевым бизнес-процессам 3.1
Степень зрелости отдельных процессов Шкала зрелости Orgware/ Work-Flow 3.2 Степень зрелости системы процессов Сумма отнормированных взвешенных оценок по совокупности ключевых процессов (по уровню 80% важности) 3.3 Количество нарушений процедур работы Случаев за отчетный период 4. Обучение и рост По ключевым специалистам 4.1 Ключевые факторы комфорта персонала
Усредненные по группе экспертов, отранжированные и отобранные по уровню 80% взвешенные оценки ключевых факторов комфортности работы персонала HRM-системы 4.2 Удовлетворенность сотрудников Усредненная по группе экспертов сумма взвешенных оценок удовлетворенности по совокупности ключевых факторов успеха. 4.3 Степень лояльности сотрудников Процент увольнений по отношению к общему числу работающих 4.4
Рост квалификации Количество переподготовок за отчетный период Предприятие должно выбрать за счет чего этот показатель в первую очередь будет улучшаться – за счет повышения оборачиваемости активов, например за счет более эффективного управления запасами, или за счет снижения издержек и повышения тем самым рентабельности оборота. Для контроля этих показателей коэффициент РА преобразуется путем домножения числителя и знаменателя
на одно и то же число (Выручку от реализации или, что то же самое, Оборот) в произведение двух показателей: Такое преобразование дает возможность контролировать еще два целевых показателя: Коа – оборачиваемость активов и Кро – рентабельность оборота (или продаж) Возможна и дальнейшая детализация этих показателей, которые станут критериями успешности достижения поставленных целей менеджерами компании.
Таким образом, основная задача построения «дерева целей»– это прописывание структуры целевых показателей и выбор средств автоматизации для их улучшения. Первый из указанных выше показателей, может быть улучшен, например, более эффективным управлением запасами – за счет точного заказа материалов и КИ под производственный заказ. Это одна из задач, которая решатся с помощью методологии MRP (Material Resource Planning) – Планирование материальных ресурсов.
В этой же системе заложена поддержка и более сложного стандарта MRPII (Manufacture Resource Planning) – Планирование производственных ресурсов, к которым относятся и производственные мощности, и трудовые производственные ресурсы. Детализируя далее, можно использовать в качестве целей следующих уровней следующие показатели эффективности внедренной системы: Снижение уровня запасов (10 – 15%)
Устранение неучтенных недостач (обычно они составляют 3 – 5% от уровня запасов) Снижение средних цен закупок материалов (иногда цены по одинаковым позициям отличались в 2-3 раза) Снижение текущих потребностей в основных материалах (планирование потребностей и оперативное лимитирование позволяет снизить необоснованную выдачу материалов в цеха на 10 – 15%) Снижение текущих потребностей во вспомогательных материалах (нормирование и лимитирование материалов
снижает расход на 20 – 30%) Снижение на 20 – 30% потерь от простоев оборудования Снижение на 5 – 10% объема незавершенного производства в цехах Снижение на 10 – 15% доли сверхурочных работ, ликвидация авралов Сокращение запасов готовой продукции на складах на 10 – 15% Хотя, применение стандарта MRPII, сказывается и на улучшении показателя
Крд, многие резервы повышения эффективности деятельности связаны с задачей повышения эффективности управления не только в сфере производства, а требуют перехода к управлению всеми ресурсами предприятия (переход к стандарту ERP). Иными словами на предприятии должен быть поставлен тотальный управленческий учет (УУ). Под управленческим учетом – обычно понимается система управления прибылью предприятия через управление затратами. Но, управленческий учет не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также
и планирование, контроль, анализ и принятие решений. Термин «тотальный» означает, что управленческий учет охватывает все объекты управления на предприятии и все управленческие функции, которые также являются источником затрат. Средством выявления всех этих источников затрат является бизнес-модель предприятия, в которой отражена полная система его процессов, а также те ресурсы, которые потребляет каждый из них для своей деятельности.
Но величину этих затрат недостаточно просто знать – ими надо управлять, а точнее их надо планировать. Для обозначения процесса оперативного планирования в российской управленческой практике используется целый ряд понятий – «бюджетирование», «финансовое планирование», «планирование финансово-хозяйственной деятельности». Финансовые планы («Бюджет доходов и расходов», «Бюджет движения денежных средств», «Прогнозный баланс» и т.д.) создаются на основе планов текущей деятельности (называемых также операционными бюджетами
– «План реализации», «План производства», "План потребности в материалах" и т.д.), т.е. финансовые планы без планов текущей деятельности просто не могут быть созданы. Поэтому, финансовое планирование представляет собой завершающую стадию процесса планирования деятельности предприятия. Постановка процессов финансового планирования замыкает контур управления ресурсами, который обычно содержится в системах класса ERP (Enterprise
Resource Planning – Планирование Ресурсов Предприятия). Регулярное наблюдение за базовыми показателями деятельности предприятия позволит определить экономический эффект от внедрения ИАСУ. Решение традиционной задачи повышения «производительности» как соотношения стоимости произведенной продукции к стоимости затраченных ресурсов не обязательно ведет к процветанию компании – в настоящее время способность производить товары в целом превышает спрос.
Поэтому борьба идет за скорейший вывод на рынок новых и более привлекательных товаров – т.е. доминирующей стратегией становится стратегия дифференциации, а не лидерства по издержкам! В этом главная роль уже принадлежит не столько производственным, сколько офисным технологиям. Поэтому любые проекты реорганизации системы управления (в том числе на базе ИТ-технологий) не могут оцениваться по соотношению произведенных затрат и сэкономленных в будущем издержек.
Информационные системы не являются «затратной частью ведения бизнеса», а вносят активный вклад в цепочку добавленного качества организации. Движущей силой преобразований является стремление получить преимущества, а не избежать расходов! Кроме того, эффективная организация деятельности снижает особый вид издержек, исчисление которых плохо поддавалось оценке традиционными методами, а величина могла быть столь значительной, чтобы определять возможность самого существования компании.
Речь идет о, так называемых, трансакционных издержках - издержках, возникающих из-за плохой организации взаимодействия компании с внешней средой, между ее подразделениями и сотрудниками . Хотя эти издержки значительно труднее оценить количественно – потери от них в настоящее время выходят на первый план. Причем речь может идти не просто о степени успешности компании, а об ее «выживании» на рынке. Следствием выбора той или иной конкурентной стратегии компании и следовательно системы целей
определяет, какие виды издержек находятся в центре внимания ее менеджмента! И, соответственно, это также определяет выбор направлений и средств автоматизации. В начале 90-х годов на Западе появились первые программы, способные помогать решению задач, связанных с организационными проблемами управления предприятием. Первоначально это были специализированные модули в составе наиболее мощных западных систем корпоративного
управления (SAP/R3, SOCAP, BAAN), задачей которых было формальное описание предприятий подлежащих автоматизации. (Orgware – организационный продукт, так назывался подобный модуль BAAN, который мы применяем для названия всего класса). Новые программы были ориентированы на решение задач систематизации, хранения и обработки «неколичественной» информации об организации бизнеса, которые раньше не имели адекватной компьютерной поддержки.
С выходом 1998 г на отечественный рынок orgware БИГ-Мастер в России появились и собственные разработки подобных программ, причем в варианте, допускающем их применение вне рамок дорогих корпоративных решений. Orgware являются средствами поддержки «организационного менеджмента» или организации деятельности, чем они радикально отличаются от других программных компонент корпоративных информационных систем,
нацеленных на управления ресурсами. Подавляющее большинство систем управления, внедряемых на российских предприятиях автоматизируют именно управление ресурсами, прежде всего, материальными и финансовыми. Различие в объекте управления часто проявляется даже терминологически – для «ресурсов» чаще применяется термин «управление», а «менеджмент организации» - это и есть собственно менеджмент в узком смысле этого слова. Это надо четко понимать для позиционирования новых продуктов относительно программ типа 1С,
Парус, БЭСТ и других. Эту позицию можно определить формулой «не вместо, а вместе». В отличие от этих продуктов orgware отвечают прежде всего на вопросы «как?», а не «сколько?» - что, по крайней мере, не менее важно для управления организацией! Таким образом, автоматизация управления – это комплексное решение, которое можно разделить на две связанные задачи: Автоматизация управления ресурсами – внедрение
MRP/ERP-системы (например, IPS-производство) Автоматизация управления организацией деятельности – внедрение программных продуктов класса Orgware (например, ПМК «БИГ-Мастер»). Такой, комплексный подход к автоматизации позволяет компании решает стоящие перед ней стратегические и тактические задачи, которые делают управление осмысленным: Разработка и реализация Миссии компании как открытой социально-экономической системы: самоидентификации
компании как субъекта (ценности и ожидания) и объекта управления (потенциальные возможности), виденье своего предназначения (существующих и перспективных видов собственной коммерческой деятельности), делового кредо (цели и принципы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами). Постоянный контроль достижения корпоративных целей (развитие, интеграция, инвестиции и т.п.), выраженных в плановых значениях сбалансированной системы показателей эффективности (Balanced
Scorecard): финансы маркетинг внутренние бизнес-процессы обучение и рост Это обеспечивает компании открытость, прозрачность и предсказуемость – необходимые условия инвестиционной ( и вообще партнерской) привлекательности. По мнению большинства инвесторов, стоимость бизнеса (в т.ч. акций) и инвестиционная привлекательность зависит от трех факторов – прозрачности компании, состояния и перспектив ее рынка, наличии у ней четкой стратегии развития.
Вместо заключения В настоящее время российские предприятия, вслед за всем цивилизованным миром вступили в период не просто рыночной экономики, а «информационной» экономики постиндустриального общества. Основные потребности уже удовлетворены и фирмы должны либо искать специфические потребности, либо создавать новые, или просто улучшать продукцию, создаваемую в настоящее время. Несмотря на то, что в большинстве случаев к огорчению предприятий и радости потребителей конкуренция
вытесняет слабые компании, единственный способ выжить сегодня – это использовать информацию осмысленно и быстро. До настоящего времени фирмы могли испытывать дефицит информации, она была чем-то вроде рассыпанных зерен в траве, и интерес был сфокусирован на поиске этих зерен. Новый век создает другие проблемы - он погружает нас в океан информации и заставляет нас выбирать только самые важные и полезные капли из этого океана.
Какая же информация нужна фирмам для того, чтобы найти свое место «под солнцем?» Только принципы бухгалтерского учета определяют фирму как независимую единицу, но в действительности она тесно интегрирована с рынком и средой. В качестве объектов самых сильных связей можно отметить потребителей, конкурентов, партнеров и инвесторов. Кроме того, на ее деятельность оказывают влияние политические, экономические, социальные и технологические
ситуации. Когда фирма получает информацию о потребителях, она определяет круг своих желаний и создает набор целей, которых хотела бы достичь. Информация о конкурентах, партнерах, инвесторах дает возможность выбрать наиболее важные цели из этого набора и определить пути реализации выбранных целей. Однако важно не только знание внешних факторов, но также внутренних возможностей и потребностей фирмы. Фирма – это сложная взаимодействующая система собственников, менеджеров, служащих, ресурсов и технологий,
и связи между всеми элементами этой системы должна быть достаточно прозрачны. Знание этих взаимосвязей во-первых помогает менеджерам компании осознать потенциал организации, необходимый для достижения поставленных целей, а во-вторых получать точную информацию о процессах, происходящих внутри предприятия. Другая важная информация касается источников возможностей, третья – внутренних процессов. Наличие адекватной информации важно не только для развития самой фирмы, но и для ее контрагентов.
Для того, чтобы разработать эффективные информационные каналы с клиентами и партнерами, фирма должна понимать свои собственные процессы. Фирма, которая может легко обеспечить других достоверной и необходимой информацией, получает серьезное преимущество, так как другие участники рынка также находятся в постоянном поиске достоверной информации. Потребители заинтересованы в надежности и скорости выполнения заказа, инвесторы – в финансовой информации относительно фирмы, партнеры – в знаниях о направления развития
фирмы; особенно важным является то, что вся эти информация должна быть получена своевременно. Поэтому получение информации извне и ее предоставление другим, создает как дополнительные возможности, так и обусловливает возникновение новых путей для реализации этих возможностей. Кроме того, сейчас с уверенностью можно говорить, что в 21 веке точные знания о внутренних операциях фирмы есть основа роста и выживания бизнеса. Системы моделирования и планирования ресурсов предприятия
представляют собой средство ясного понимания внутренних процессов. Однако все эти системы – это не только инструмент для получения информации, но и носитель определенных стандартов менеджмента. На тему, правильной постановки задач и определения целей при внедрении информационных систем, нами было опубликовано значительное количество материалов, поэтому ограничимся лишь в заключение лишь одной цитатой из этих публикаций: «Причина (неудач внедрения!) в том, что под видом внедрения
компьютерной системы, фактически, проводится полная реструктуризация управления. Причем делается это бессознательно: персонал как бы учится программе, а на самом деле ему задаются совершенно другие принципы менеджмента: стандарты действий и управленческой отчетности. Но поскольку происходящее не осознается правильно, то усилия не направлены должным образом. А такие усилия необходимы, именно потому, что процесс реструктуризации управления предприятием на
порядок сложнее, чем перевод менеджмента на компьютерные технологии». (БИГ-СПб, «От автоматизации к реструктуризации по шагам …и обратно», Экономика и Жизнь, региональный выпуск, 1998 г.) Предприятие как целеустремленная система Среди систем, создаваемых людьми, можно выделить особую категорию так называемых целеустремленных систем. Это такие системы, которые содержат в себе в качестве своих
компонентов людей. С точки зрения анализа целей такие системы представляют собой особо сложные объекты. Рассмотрим в качестве иллюстрации эволюцию взглядов западного общества на предприятие. До Первой мировой войны любое предприятие рассматривалось только в одном ключе — как механизм, обеспечивающий прибыль своему хозяину. Как и любой другой механизм, он строился по произволу: предполагалось, что не существует каких-то закономерностей функционирования и развития предприятия.
В силу этого и отношение к работникам предприятия было как к частям механизма без учета их потребностей, интересов, желаний, возможностей, закономерностей их собственного, человеческого существования. После Первой мировой войны многие социальные, политические, экономические процессы, происходившие в западном обществе, заставили новыми глазами взглянуть на предприятие. Пришло осознание того, что оно представляет собой скорее организм, нежели механизм, т. е. такой объект,
такую систему, которая обладает собственными законами развития. Такими, например, как рост, выживание, наличие взаимодополняющих органов, необходимость интеллектуального руководящего органа. Это был период, когда интенсивно рос и развивался управленческий слой на предприятиях — менеджмент. И, наконец, процессы ряда последних десятилетий, особенно после Второй мировой войны, привели западный мир к представлениям о предприятии как организации в широком
социальном смысле этого слова, т. е. добровольном объединении собственников и работников, являющихся носителями индивидуальных целей. Поэтому цель современного предприятия не может быть сведена, как выше уже отмечалось, к получению максимальной прибыли; цель современного предприятия представляет собой сумму целей всех его работников, собственников, потребителей и, строго говоря, всех остальных субъектов общества, как-то связанных с ним. Чтобы отличать цели человекосодержащих систем от любых иных следует все системы
разделить на два класса — механические и органические системы. Механические системы могут быть построены в значительной мере по произволу их создателей; они обладают раз и навсегда заданными извне свойствами и собственных целей не имеют. А органические системы по аналогии с живыми, биологическими организмами обладают способностью к сознательному изменению, к саморазвитию. Такие системы создают недостающие им органы, средства для достижения своих
целей. Если руководство предприятия создает условия для его развития, то такое предприятие способно выжить в современных экономических условиях и добиться определенного успеха. Это является следствием того, что предприятие становится открытой системой за счет отражения в целях его работников окружающего мира, его меняющихся идей, ценностей и интересов. Если же пытаться строить предприятие по законам функционирования механизмов, то такое предприятие не
может стать ничем большим, чем механизмом, обреченным на умирание в условиях современного рынка, становясь закрытой системой, нежизнеспособной и деградирующей. Что является основой целей работника современного предприятия? Давно ушли в прошлое представления, что главная цель работника заключается только в получении максимальной зарплаты, что именно материальный стимул является основным мотивом его трудовой деятельности.
Специальные исследования показали, что потребности современного работника, которые лежат в основе его целей — многоаспектны, многогранны. В цивилизованных обществах на первый план выходят не материальные стимулы, а мотивы духовного, психологического плана, морального характера. И действительно, современный человек испытывает потребность в самореализации, в творчестве, в свободе, в общественном признании, в надежном будущем и, конечно, в хорошем материальном обеспечении.
Лишь такая фирма будет в полной мере стабильной и процветающей, где важнейшие человеческие и профессиональные потребности ее работников будут удовлетворены. Однако цели фирмы как целого нельзя свести только к целям ее работников или к целям ее хозяев. На самом деле цели предприятия должны представлять собой гармоническое сочетание — систему четырех категорий целей: целей его работников, целей его собственников, целей потребителей его продукции и целей общества в целом. Среди всех целей фирмы необходимо выделить стержневую, базовую
цель, которая будет ведущим стимулом деятельности фирмы; она должна играть не только организующую и интегрирующую роль, но выполнять и вдохновляющую, пропагандистскую функцию. Такая цель представляет собой миссию фирмы, ее предназначение для потребителей. Она, естественно, публично объявляется, рекламируется, а, главное, доводится до сознания каждого работника предприятия, побуждая его к активному служению на благо потребителя.
Ясно, что максимизация Прибыли не может служить миссией предприятия, поскольку является лишь его внутренней целью, в то время, как миссия представляет собой цель, выходящая за рамки предприятия. Например, миссией фирмы “Мак Доналдс” является быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов. Понятно, что миссия фешенебельного ресторана существенно от нее отличается, т.к. ориентирована на другие потребности клиентов.
Все остальные цели предприятия должны представлять собой средства реализации его миссии. К таким средствам можно отнести службу маркетинга, производство, подбор и обучение персонала, проведение научно-исследовательских работ и многое другое. Естественно, что эффективно осуществить миссию фирмы можно лишь тогда, когда все, используемые для этого средства связаны в единую гармоничную систему. При этом каждое из средств, в свою очередь, тоже представляет собой систему, состоит из разных компонентов.
Например, производство состоит из взаимосвязанных цехов, отделов, служб. Каждый цех — тоже система, включающая в себя станки, оборудование, обслуживающий персонал и многое другое. Можно сделать вывод, что совокупность средств, предназначенных для достижения какой-то цели, например миссии фирмы, или любой иной цели, представляет собой систему, содержащую в себе множество подсистем, как бы “вложенных” друг в друга, напоминая собой конструкцию “матрешки”.
При этом любая из этих систем обладает двойственностью, являясь одновременно и целью, и средством: с одной стороны интегральное качество, роль этой системы представляет собой цель, для достижения которой предназначены компоненты системы в качестве средств, а с другой стороны, сама данная система является средством для достижения цели более высокого порядка. Например, производство моторов является целью для работников моторного цеха, но средством для предприятия
в целом. Для успешной подготовки решений особенно важно то, что данный метод позволяет расчленять сложную, трудноразрешимую задачу на совокупность относительно простых, для решения которых существуют проверенные приемы и методы. Ведь в отличие от многих иных сфер деятельности управление связано с решением таких проблем, которые вызываются огромным числом разнообразных факторов и условий, далеко не всегда выражаемых с количественной стороны. Все это делает каждую задачу, которая решается в управленческой сфере по-своему
уникальной, не имеющей готового решения. Последовательное расчленение решаемой проблемы на частные подпроблемы является важным этапом системного анализа. Членение должно продолжаться до тех пор, пока не будет осуществлено разбиение на привычные, очевидные подпроблемы, решаемые отработанными приемами. Именно эта сторона системного анализа имеет большое практическое значение для создания управленческих решений. Ведь совершенно недостаточно, исходя из общих целей, правильно определить задачи, стоящие перед
органами управления конкретной организации на определенном этапе. Всегда возникают значительные затруднения при переходе к практическим формам и методам их решения. Если допускается разрыв между целями и средствами, то организация не сможет решить поставленные задачи. Тем самым неумение использовать приемы, посредством которых в единое целое увязываются цели и средства, приводит к неспособности менеджеров реализовать свое предназначение — добиваться достижения целей.
Методом системного анализа, направленным на обеспечение единства выбранной цели и средств ее достижения и является построение “дерева целей”. Начинается оно с процедуры структуризации, расчленения основной цели на составные элементы, называемыми подцелями, каждая из которых является средством, направлением или этапом ее достижения. Затем каждая из подцелей в свою очередь рассматривается как цель и расчленяется на компоненты. Любой из полученных элементов должен также рассматриваться как цель и раскладываться
на составные части. Если все эти элементы представить графически, то получится так называемое “дерево целей”, обращенное “кроной” вниз. При этом главная цель оказывается на верхнем уровне. Процесс расчленения следует вести до тех пор, пока на самом нижнем уровне “дерева” не окажутся средства, реализация которых не вызывает принципиальных трудностей и сомнений. Данный метод обладает кажущейся простотой, и это может вызвать стремление использовать его, глубоко
не овладев всеми его сторонами и особенностями, не приспосабливая его к разработке именно управленческих решений с учетом их специфики. На практике процесс структуризации осуществлять очень непросто, он требует особой строгости мышления, т. к. в реальных системах много неформальных отношений, сложных взаимодействий, которые трудно выделить и учесть. Существенное достоинство указанного метода заключается в органическом единстве анализа и синтеза. Опыт показывает, что нередко организации пользуются в основном анализом
в узком смысле этого слова, расчленением задач, проблемных ситуаций на составные части. Гораздо хуже дело обстоит с синтезом, для которого необходимо диалектическое мышление, определенная философская культура. Вместе с тем менеджмент требует синтетического, системного подхода, поскольку управление — это деятельность, которая в первую очередь направлена на объединение, на синтез интересов людей. Применение метода “дерева целей” служит соединению в процессе создания управленческого решения
аналитической и синтетической работы. Сам процесс расчленения общей цели на подцели служит способом их объединения, т. к. выявляются не только отдельные компоненты, но и отношения между ними, связь с главной целью. Таким образом, структуризация осуществляется одновременно с интеграцией. Хотя дерево целей отражает структуры систем далеко не полностью, и заменить собой всю совокупность процедур системного анализа не может, но, вместе с тем, оно помогает наглядным образом выразить “целевой”
подход к организации современного предприятия, что особенно важно в условиях динамичной среды, постоянно влияющей на цели предприятия. Термин "дерево" подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня функциями. Как правило, термин "дерево целей" используется для иерархических структур, имеющих отношения
строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае "слабых" иерархий. Поэтому в последнее время все большее распространение получает предложенный В.М. Глушковым термин "прогнозный граф", который может представляться и в виде древовидной иерархической структуры, и в форме структуры со "слабыми" связями. При использовании метода "дерево целей" в качестве средства принятия решений часто вводят
термин "дерево решений". При применении "дерева" для выявления и уточнения функций управления говорят о "дереве целей и функций". При структуризации тематики научно-исследовательской организации удобнее пользоваться термином "дерево проблемы", а при разработке прогнозов термином "дерево направлений развития (или прогнозирования развития)" или упомянутым выше термином "прогнозный граф".
Метод "дерева целей" ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.
ЛИТЕРАТУРА 1.Интернет ; 2.Анискин Ю.П. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие. М. МГИЭТ (ТУ), 1994. 3. Бешелев С.Д Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1976. 4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. 5. Дж.Гласс, Дж.Стенли. Статистические методы в прогнозировании.
М.: Прогресс, 1976. 6. Евланов Л.Г Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978. 7. Елисеева И.И Юзбашев М.М. Общая теория статистики/Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1995. 8. Кунц Г О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций.
Пер. с англ.: В 2 т. Т. 2/Общая ред. акад. Д.М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1981. 9. Мазманова Б.Г. Основы теории и практики прогнозирования: учебное пособие. Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1998. 10. Мескон М.Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993. 11. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности:
Учебник / А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др. Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1994. 12. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков и др. Под ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995. 13.
Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер с англ. М.: Международные отношения, 1993. 14. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. 2-е изд перераб. И доп. М.: Статистика, 1997. 15. Янч Эрих. Прогнозирование научно-технического прогресса.
Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974. 16. Журнал "Проблемы прогнозирования".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |