СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I Конкуренция в рыночной экономике и проблемы монополизма
1.1 Конкуренция как экономическое явление. Виды конкуренции
1.2 Происхождение и виды монополий
1.3 Взгляды на конкуренцию и монополию западных теоретиков
РАЗДЕЛ II Конкуренция и монополия на мировом рынке
2.1 Опыт США и западноевропейских стран
2.2 Опыт стран СНГ
РАЗДЕЛ III Монополизм и конкуренция в экономике Украины
3.1Состояние конкурентной среды в экономике Украины
3.2 Регулирование деятельности монополий
Заключение
Перечень ссылок ВВЕДЕНИЕ
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
На Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины необходимости экономических реформ в данной сфере.
В связи со сложившимися условиями представляется целесообразным рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, что и является целью данного исследования. Задачей данной работы является анализ взаимодействия конкуренции и монополии, а также анализ антимонопольной политики различных государств, в т.ч. и Украины. Исходя из поставленной задачи курсовая работа состоит из 3 глав, в которых проводится исследование конкуренция в рыночной экономике и проблемы монополизма. Основу исследования составляют труды украинских учёных-экономистов таких как С.В. Мочерний (доктор экономических наук, профессор Тернопольской академии народного хозяйства), А.А. Костусев (кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист Украины, председатель Антимонопольного комитета Украины), а также зарубежных учёных-экономистов таких как С.С. Носова, К.Р. Макконел, С.Л. Брю и др.
РАЗДЕЛ I КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИЗМА
1.1 Конкуренция как экономическое явление. Виды конкуренции.
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги
Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
1. Выявление или установление рыночной стоимости товара;
2. Выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
3. Регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8. Конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
3. Ведёт к увеличению диференциации доходов и создат условия для их несправедливого распределения
4. Благоприятствует возникновению єкономических кризисов
Говоря о конкуренции необходимо рассмотреть ее виды. Существует шесть видов конкуренции:
1. Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
· продажа личного товара по цене конкурента
· снижение цены потребления товара
6. Незаконные методы:
· антиреклама товаров конкурентов;
· производство товаров имитаторов (подделка).
Таким образом, конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования.
1.2 Происхождение и виды монополий.
Появление монополий – это результат действия законов свободной конкуренции. Монополия возникает на базе: 1) концентрации, т.е. укрупнения производства за счёт дополнительно вовлекаемого капитала и 2) централизации производства, т.е. слияния мелких и средних предприятий в единое крупное. Это слияние может происходить по-разному: насильственно и добровольно (путём создания новых акционерных сообществ).
Причины возникновения монополий связаны, прежде всего, с изменениями в технологическом способе производства. Предпосылкой таких изменений была промышленная революция конца XVIII — начала XIX в., возникновение новых отраслей промышленности и быстрое развитие производства во многих из них, прежде всего, в легкой промышленности вследствие появления важных технических изобретений.
I. Концентрация производства
II. Централизация капитала и производства
I
II
III
Одно предприятие Второе предприятие Третье предприятие
Объединяются в одно
Рисунок 1.1 - Механизм образования монополий [7, с.271]
Изменения в технологическом способе производства привели к концентрации производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.
Каждый из этих процессов развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого — конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных.
Рано или поздно конкуренты оказываются перед альтернативой: или дальше продолжать между собой изнурительную борьбу, или достичь согласия относительно масштабов производства, цен на продукцию, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй путь, заключая между собой гласные и негласные соглашения, что является одной из наиболее характерных черт монополизированной экономики. Таким образом, возникновение предприятий-монополистов — закономерный результат развития производительных сил, эволюции рынка, действия законов конкуренции. Данная причинно-следственная связь отражена в сформулированном В. И. Лениным законе монополизации производства.
Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации. Централизация производства — это увеличение масштабов производства продукции в результате объединения нескольких отдельных предприятий в одно с установлением единого управления. Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие объединения или слияния ранее самостоятельных капиталов. Типичный пример такого объединения — акционерные компании.
Монополия (греч. “монос” – один, “полео” – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.
Издавна известна естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Такая монополия является устойчивой.
Существует так же искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. В свою очередь искусственная монополия имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы.
Случайная монополия принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения. Она может возникнуть неожиданно, когда появляется возможность изготавливать и продавать определенный вид продукции или лучшими в данной отрасли производственными факторами (техникой, технологией или рабочей силой). Однако необычайные экономические преимущества не могут долго удерживаться из-за непрерывной конкурентной борьбы.
Устойчивая монополия свойственна крупным объединениям предпринимателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-то видов продукции (имеют крупнейшие предприятия, захватили рынки сбыта изделий и др.).
На основе того, что монополии проникают во все сферы общественного воспроизводства — непосредственное производство, обмен, распределение и потребление, с конца XX в. возникают разнообразные формы устойчивых монополий:
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке (договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.).
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.
Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.
В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.
1.3 Взгляды на конкуренцию и монополию западных теоретиков
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю. Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию. [3, с.38]
Первые постановки проблемы монополии, изучение ее генезиса и роли в общественном производстве содержатся впроизведениях экономистов немецкой исторической школы, которой принадлежит сам термин "империализм" (от лат. "imperium" — власть) как обозначение монополистической стадии эволюции общества свободной конкуренции. Однако на терминологический приоритет претендует и работа английского экономиста Джона Аткинсона Гобсона (1858-1940), профессора Оксфордского и Лондонского университетов, вышедшая под названием "Империализм" в 1902 году. (На фактическом материале, приведенном в этой работе, базируется более поздняя работа Ленина.)
Одним из наиболее известных исследователей монополии был Рудольф Гилъфердиш (1877-1941), экономист и политик, лидер австрийской и немецкой социал-демократии. В основном своем произведении "Финансовый капитал" (1910) Гильфердинг определяет монополизацию производства как неизбежное следствие деятельности банковского капитала, который стимулирует образование крупных и крупнейших предприятий и заинтересован в отсутствии конкурентной борьбы между ними. Так возникают промышленные монополии, над которыми господствует банковский капитал, сосредоточивший крупные денежные ресурсы, приобретающий, как следствие, экономическую власть.
Трактовка Гильфердинга отражает роль банковского капитала в образовании монополии, однако страдает определенной односторонностью. Гильфердинг упускает из виду реализацию преимуществ крупного производства в промышленности, приобретаемые их собственниками возможности подавления конкурентов и дальнейшей концентрации капитала. РАЗДЕЛ II Конкуренция и монополия на мировом рынке
2.1 Опыт США и западноевропейских стран
Одно из весомых достижений деятельности Администрации Клинтона - возрождение активной антимонопольной государственной политики.
Когда фондовый рынок США начал топтаться на месте, стало ясно, что Microsoft, компания, имеющая наибольшую в мире рыночную капитализацию, и символ динамичности "новой экономики" Америки, столкнулась с несокрушимым ни законными, ни какими другими средствами противником - Департаментом Юстиции. Поражение Microsoft в суде, возможно, не единственная причина возникновения опасений по поводу перспектив рынка акций технологичных компаний. Но именно этот процесс привлек особое внимание самого слабонервного класса Америки, инвесторов.
5 ноября 1999 года компания «Майкрософт» была признана монополистом. Соответствующее решение стало итогом судебного разбирательства, которое длилось около полутора лет.
Обвинение в нарушении антимонопольного законодательства США было выдвинуто в отношении компании в 1991 году. Расследование велось Управлением по антимонопольному регулирований минюста США.
Судом было установлено, что «Майкрософт» обладает монополией на рынке программного обеспечения Интел-совместимых персональных компьютеров. Данная монополия носит устойчивый характер, и отсутствуют какие-либо возможности для ее устранения в результате естественного развития конкуренции. Компания использует исключительное положение на рынке для борьбы с конкурентами и с целью извлечения недобросовестной прибыли. Несмотря на значительные расходы на научно-технические исследования и крупные инвестиции в ИТ и производство, политика поддержания монопольного положения на рынке компанией «Майкрософт» привела к замедлению научно-технического прогресса в сфере компьютерных технологий, снижению качества и надежности программного обеспечения. Пострадали не только соперничающие с «Майкрософтом» компании, но и потребители, которым в отсутствии справедливой конкуренции приходиться платить за программное обеспечение двойную цену.
В результате этого начиная с августа 2002года Microsoft начнет предлагать конкурентам, производителям серверного софта, лицензии на 113 протоколов, позволяющих полноценно работать с Windows-клиентами, будут открыты 272 ранее закрытых программных интерфейса.
Начиная с конца 1997 года Департамент Юстиции заблокировал слияние крупных компаний в ВПК (Lockheed Martin и Northrop Grumman), алюминиевой промышленности (Reynolds и Alcoa) и сфере телекоммуникаций (WorldCom и Sprint, а также многочисленных дилеров сотовой связи). Была сделана попытка препятствовать слиянию двух авиалиний (Continental и Northwest Airlines). ФТК остановила объединение компаний аптечной сети (в одном случае - McKesson, в другом Cardinal Health), сети супермаркетов (Kroger с Winn-Dixie, Pathark с Royal Ahold), компаний видео-проката (Hollywood Entertainment и Blockbuster), поглощение Air Liquide и AIR Products компании British Oxygen, фармацевтических компаний (Abbot и Alza), компаний цементной промышленности (Lafarge Blue и Circle).
Другие данные более четко демонстрируют антимонопольное регулирование. Штрафы, взимаемые Департаментом Юстиции, возросли с $27 млн. в 1996 году до $1,1 млрд. в 1999 году. Во время правления Рейгана штат Департамента Юстиции, занимающийся антимонопольным регулированием, был сокращен вдвое (с 1000 до 500 чел.). Сейчас он снова увеличился до 800 человек, при этом крупные иски все чаще отправляются в частные юридические фирмы. За последние годы было заблокировано больше слияний, чем за всю "эпоху Рейгана". Штраф компаний Mylan в пять раз больше любого ранее выставленного ФТК. Другое достижение ФТК - трехлетнее тюремное заключение одного из руководителей Archer Daniels Midland.
Закон Шермана (1890г.), сдерживающий и контролирующий деятельность трестов, был первым в Америке и мире. Сегодня (по данным Департамента Юстиции) более 80 стран мира имеют в своем арсенале антитрестовское законодательство, что дает возможность официальным американским лицам вести расследования за рубежом. Уже подписаны двухсторонние соглашения о приведении в исполнение антитрестовского законодательства с Бразилией, Канадой, ЕС, Японией. Тесное сотрудничество налажено с властями ЕС, хотя вероятность возникновения конфликтов все еще есть.
Лет десять назад антимонопольное регулирование американских властей распространялось на американские компании и операции. Сегодня картина иная, американские траст-бастеры занимаются международными картелями. Шесть руководителей европейских компаний находятся за решеткой в Америке по обвинению в сговоре с целью установления единой цены на рынке витаминных препаратов. В результате проведенного в 1994г. расследования руководители De Beers согласно с судебному распоряжению были высланы из страны. Более 90 больших жюри слушали свидетельства по картельным тяжбам, треть из которых были международного масштаба.
Не только бурная деятельность в пору Клинтона составляет отличительную черту трас-бастеров по сравнению с эпохой Рейгана, во время правления Дж. Буша старшего антитрестовская деятельность принимала форму частных соглашений управленцев и компаний. Администрация публично требовала правосудия, отправляя дела на судебное рассмотрение. Компании тщетно пытались прикрыть дела. Stapples и Office Depot, McKesson и Cardinal Health и другие, по словам Питовски, просили уступок и получили отказ. Громкие судебные процессы, к примеру с Microsoft, Visa/MasterCard и American Airlines, предмет гордости г-на Кляйна. Дел такой значимости и веса вы не найдете в анналах истории.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах ХХ столетия ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции.
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.
Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен.
Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных методах правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).
Подводя итог необходимо отметить, что опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.
2.2 Опыт стран СНГ
Россия унаследовала от централизованной экономики монополизм особого рода. Во - первых, он был всеобъемлющим, включая производство, распределение, обмен и потребление. Во - вторых, монополизм российской экономики сформировался не в результате действия, поглощения, слияний или сговора между предприятиями, а сознательно как способ оптимизации распределения ресурсов на основе экономии от масштаба производства. Следовательно, российский монополизм имел не производственную, а управленческую природу. Для хозяйствующих субъектов такой монополизм оборачивался: безальтернативностью экономического поведения, жестко фиксированного централизованным планированием; натурально - хозяйственной замкнутостью; не реализуемостью имеющихся монопольных преимуществ из-за централизации доходов в бюджете. Следовательно, была создана государственная экономика, а не экономика с монополизмом хозяйствующих субъектов.
Россия стремится к рыночным отношениям, а это, прежде всего конкуренция многочисленных производителей товаров и услуг. Надежды на рыночное саморегулирование оказались тщетными: пришло осознание того, что без участия государства сформировать нормальную конкурентную среду невозможно. Определяющая роль в этом процессе отводится Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), образованному в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. На министерство возложены функции, которые прежде выполняли Государственный антимонопольный комитет, Государственный комитет по поддержке и развитию предпринимательства, Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи.
Понятие антимонопольная политика включает в себя - предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В сферу деятельности министерства входят также поддержка предпринимательства, в том числе малого и среднего, и развитие конкуренции на товарных рынках; контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе; регулирование деятельности естественных монополий в области связи и транспорта.
Задачи МАП можно сформулировать так: выравнивание правил игры для всех участников рынка, в результатах которого опосредованно заинтересованы конечные потребители, т.е. каждый человек. Эффективность работы МАП напрямую связана с ее законодательным обеспечением.
С принятием в июне 1999 г. Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" российское конкурентное право приобрело относительную завершенность. Теперь антимонопольные функции министерства распространены и на деятельность участников финансового рынка, а также на фьючерсные и опционные контракты на фондовом рынке. До принятия этого закона МАП не удавалось осуществлять системное антимонопольное регулирование финансовых рынков: во многом оно носило индикативный (уведомительный) характер, оставлявший без последствий очевидные нарушения финансовых организаций, злоупотребляющих излишней концентрацией капитала.
Блок законов, регулирующих конкурентные отношения в реальном и финансовом секторах экономики, а также защиту прав потребителей товарных и финансовых услуг, включает, помимо названного, еще четыре: "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О защите прав потребителей", "О рекламе'".[7, с. 298; 6]
РАЗДЕЛ III. Монополизм и конкуренция в экономике Украины
3.1 Состояние конкурентной среды в экономике Украины
В процессе совершения социально-экономических рыночных преобразований проблемы формирования конкурентной среды, повышения уровня национальной конкурентоспособности стали особенно острыми из-за быстрой утраты позиций Украины на мировом рынке, угрозы превращения в «сырьевой придаток» развитых стран в условиях дальнейшей глобализации международных отношений. В ходе рыночных преобразований было ликвидировано большинство монопольных структур. Глубокая структурная демонополизация проведена в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, легкой, деревообрабатывающей промышленности. Конкурентная среда создана в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании. Отнюдь не случайно, что наиболее быстрыми темпами развиваются те отрасли, где уровень конкуренции особенно высок: пищевая, деревообрабатывающая, полиграфическая промышленность. Однако доля монопольного сектора в ВВП составляет еще около 40%. Она является чрезмерной и выступает одним из факторов, тормозящих экономическое развитие страны. Органами Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) определено, что на 6951 товарном рынке монопольное положение по состоянию на 1 января 2003 г. занимают 4689 субъектов хозяйствования. Из них 374 субъекта занимают монопольное положение на 560 общегосударственных рынках и 4315 - на 6391 региональном товарном рынке (Отдельные монополисты представлены в таблице 3.1). Среди монополизированных общегосударственных рынков преобладают те, для которых характерны высокие барьеры входа вследствие значительной фондоемкости, а также ограниченности ресурсов. Это - рынки продукции машиностроения, металлургии, химической и нефтехимической промышленности. [8, с.4]
Вид экономической деятельности
Субъект предпринимательской деятельности
Товарная группа
Производство стекловолокна
ЗАО "Изоляция"
Маты из минеральной ваты прошивные
Чёрная металлургия
ОАО "Донецкий металлопрокатный завод"
Специальная стальная полоса для машиностроения угольной промышленности размером 85х10х5 мм и 69х16х4 мм
Производство других машин и устаткування общего назначения
ОАО "Точмаш"
Центрифуги
Производство (без ремонта) машин и оборудования для добывающей промышленности
ОАО "Донецкгормаш"
Машины шахтные подъёмные
Производство изолированной проволоки и кабеля
ОАО "Донбасскабель"
Кабели силовые гибкие
Производство (без ремонта) машин и оборудования для добывающей промышленности
ОАО "Точмаш"
Стояки призабойные гидравлические
Производство машин для переработки сельхозпродукции
Завод "Продмаш"
Установки для сушки яичного меланжа и крови
Производство бытового электрооборудования
ОАО "НОРД"
Холодильники бытовые
Производство коксопродукции
ОАО "Донецкий коксохимический завод"
Кокс металлургический сухой ливаpный
Производство бытового электрооборудования
ОАО "НОРД"
Испарители к бытовым холодильникам
Таблица 3.1 –Перечень субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на общегосударственном рынке, находящиеся г. Донецке [11]
Среди монополизированных региональных рынков больше всего рынков естественных монополий (централизованное водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.), а также рынков коммунальных услуг, не относящихся к сфере естественных монополий (рынки по эксплуатации и текущему ремонту жилого фонда, техническому обслуживанию и ремонту приборов учета воды, газа, тепла, электроэнергии и т. п.). Монополизированными являются 890 региональных рынков услуг, связанных с осуществлением функций государства и самоуправления. Среди них - оформление и регистрация документов на право собственности на недвижимость, анализ и подготовка заключений и других документов для оформления разрешений, лицензий.
Существуют, правда, 103 потенциально конкурентных рынка, демонополизация которых по разным причинам не завершена. Это - рынки хлеба и хлебобулочных изделий, муки, нефтепродуктов в некоторых регионах. Ограничения конкуренции на 79 рынках связаны с сохранением нерыночных организационных структур и распределительных систем. К ним относятся, в частности, рынки услуг розничной торговли в сельской местности, где во многих регионах сохраняется монопольное положение потребкооперации, услуг строительства, ремонта и содержания дорог общего пользования.
Таким образом, основная часть монополизированных товарных рынков в Украине - это рынки, монополизация которых обусловлена естественными причинами и административными факторами. Поэтому возможности дальнейшего развития конкуренции путем дробления, ликвидации монопольных образований практически исчерпаны. Основным содержанием нового этапа конкурентной политики является защита уже созданной конкурентной среды, превращение существующих конкурентных отношений в более эффективные. Следует учитывать, что немало рынков являются конкурентными лишь формально. Частично это объясняется сложным финансовым положением многих предприятий. Только небольшая часть предпринимателей активно конкурирует за увеличение доли на рынке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные проводимых Госкомстатом обследований деловой активности предприятий. Лишь 26% руководителей промышленных предприятий, опрошенных в начале 2002 г., среди факторов, более всего
Таблица 3.2 - Конкуренция со стороны отечественных и иностранных товаров в промышленности Украины в 2002-2003гг. [9]
№ п/п
Отрасли промышленности
Конкуренция со стороны отечественных товаров
Конкуренция со стороны иностранных товаров
1 кв. 2002
1 кв. 2003
2 кв. 2003
1 кв. 2002
1 кв. 2003
2 кв. 2003
1
Электроэнергетика
0
0
0
0
0
1
2
Топливная
16
15
225
5
0
13
3
Черная металлургия
30
26
42
27
31
39
4
Цветная металлургия
10
0
0
0
11
10
5
Химическая и нефтехимическая
31
40
43
37
38
44
6
Машиностроение
15
18
18
20
26
24
7
Деревообрабатывающ-ая
28
27
26
20
17
20
8
Промышленность строительных материалов
17
19
22
10
6
8
9
Стекольная и фарфоровая
27
46
38
17
38
24
10
Полиграфическая
45
59
53
10
10
3
11
Легкая
12
18
21
25
34
25
12
Пищевая
42
42
45
7
9
7
13
Мукомольная
27
23
25
14
0
13
14
Другие производства
25
20
30
13
20
30
15
По всем опрошенным предприятиям
26
29
31
15
18
16
сдерживающих производство, отмечали высокую конкуренцию со стороны аналогичных отечественных и 15% -со стороны аналогичных зарубежных товаров; 17% опрошенных руководителей строительных организаций указывали на высокую конкуренцию со стороны отечественных строителей, 10% - иностранных (это видно из таблицы 3.2). Качественно иная ситуация сложилась в торговле. Среди факторов, наиболее сдерживающих рост товарооборота, 59,6% опрошенных руководителей торговых предприятий назвали конкуренцию в собственном секторе. Именно интенсивная конкуренция способствует динамичному развитию торговли, тогда как "джентльменская" конкуренция, существующая во многих других отраслях, не стимулирует реструктуризацию предприятий, внедрение инноваций.
Среди приоритетных целей конкурентной политики Украины можно выделить:
· Содействие развитию конкуренции путём поддержки развития предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса, повышение национальной конкурентоспособности
· Демонополизация экономики
· Защита прав потребителей от злоупотреблений монопольным состоянием
· Предупреждение и приостановка других антиконкурентных действий субъектов рынка
3.2 Регулирование деятельности монополий
Поскольку в начале 90-х годов в украинской экономике повсеместно господствовал монополизм, то главный акцент в законах, которые разрабатывались и принимались в то время, делался на его преодолении. Украинское законодательство, регулирующее экономическую конкуренцию, зарождалось, прежде всего, как антимонопольное законодательство. Его основу составили принятый в феврале 1992 г. Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" и Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" от 26 ноября 1993 г. Соответствующие нормы закреплены в Конституции Украины (ст. 42): "Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом".
Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.
Рынок, административно поделенный между отраслевыми конгломератами производителей, централизованное распределение товаров, безраздельное господство государственных сверхмонополий – это наследство, доставшееся Украине и другим постсоциалистическим странам от командно-административной системы. В свете этого, только ощутив на собственном опыте давление всего цивилизованного мира, постсоветские государства ринулись в водоворот экономических реформ. Одним из первых документов, принятых независимой Украиной, стала программа демонополизации экономики.
«Закон Украины об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» впервые был принят 18 февраля 1992 года. Вслед за ним был создан соответствующий правовой и административный инструментарий. В течение последующих лет, наряду с углубленным изучением зарубежного антимонопольного законодательства, Закон «обкатывался» в условиях отечественной экономики. За это время он претерпел несколько редакций. В 1998 году в Закон внесены существенные изменения, учитывающие весь накопленный опыт работы.
Как и можно было ожидать, наиболее близкими Украине оказались законодательства европейских государств, и сейчас международные эксперты признают наш антимонопольный закон действенным и жизнеспособным.
Функции контроля за соблюдением Закона возложены на антимонопольный комитет (АМК), деятельность которого регламентируется Законом Украины «Про антимонопольный комитет». Финансируется АМК на общих правах госбюджетного учреждения, с подчинением лишь Президенту и Верховной Раде Украины. В 2000 году Комитету в законодательном порядке присвоен особый статус.
Антимонопольный комитет Украины рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и принимает решение по результатам рассмотрения в пределах своих полномочий, а также обращается в суды или арбитражные суды с исками (заявлениями) в связи с нарушением антимонопольного законодательства, высылает правоохранительным органам материалы о нарушении законодательства.
Антимонопольный комитет Украины имеет право налагать штрафы. Вследствие примененных АМК мер нарушителями законодательства о защите экономической конкуренции в Украине в январе-ноябре 2004 года оплачено санкций на сумму 32,947 млн. грн. Об этом сообщила пресс-служба Антимонопольного комитета (АМК) Украины. Всего за этот период пресечено 2792 нарушения конкурентного законодательства - на 450 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как и в 2003 году, основная часть нарушений приходится на злоупотребления монополистами своим доминирующим положением на рынке - 1328. Вдвое - с 64 до 128 - увеличилось количество выявленных антиконкурентных действий между предпринимателями. На уровне аналогичного периода прошлого года осталось количество нарушений в виде недобросовестной конкуренции. В сообщении пресс-службы приводятся слова председателя АМК Алексея Костусева, который отмечает, что динамика выявленных и пресеченных нарушений в текущем году свидетельствует о том, что монополизированный сектор в экономике страны постепенно уменьшается, а конкуренция с каждым годом становится более жесткой.[12]
На вопрос о том, на каких рынках недобросовестная конкуренция встречается чаще всего Алексей Костусев ответил так:
«— На рынках алкогольных и безалкогольных напитков, продуктов питания, на рынке печатных СМИ и других высоконкурентных рынках. Примеров просто огромное количество. Скажем, в свое время к нам обращались государственные органы Грузии по поводу неправомерного использования у нас известных марок грузинских вин. Я их прекрасно понимаю. По статистике, в странах СНГ продается примерно в 500 раз больше грузинского вина, чем реально производится в Грузии. Грузинскую сторону это не устраивает, как не устраивает и использование названия “Боржоми”. Работая по их запросу, мы обнаружили, что грузинские вина производило ЗАО “Котнар” (г.Берегово, Закарпатская область). Причем они писали на этикетке, что вино произведено в Грузии, рисовали медали, но, что самое интересное, они еще и экспортировали свою продукцию в Россию.
Приблизительно то же самое, но несколько ранее, было и с названием “Боржоми”. Это, я считаю, нарушение, граничащее с преступлением, так как минеральную воду многие покупают в лечебных целях, а подделка может просто нанести вред.
Последние похожие дела: Martin и Martini, Pepsi и Peps! Покупатель доволен дешевизной известного напитка, хотя на самом деле он приобретает подделку.
Martin выпускало харьковское ЧП “Осан”. Мы изъяли всю продукцию на сумму 70 тыс. грн., бутылки с фальшивым напитком были уничтожены.
Ну, какие еще нарушения вспомнить . Например, Донецкое отделение Комитета прекратило распространение неправдивых сведений о продукции Донецкого завода “Продмаш”. Информация распространялась посредством сети интернет по заказу предприятия “Агропродукт” (г.Славянск, Донецкая область). В Харькове наше отделение рекомендовало газетам “Харьковская реклама”, “Харьковский курьер”, “Семь”, “Вечерний Харьков” прекратить поток неправдивой информации о своих тиражах» [15]
С целью защиты интересов государства, потребителей и предпринимателей Антимонопольный комитет Украины и государственные уполномоченные комитета в связи с нарушением антимонопольного законодательства государственными органами, юридическими и физическими лицами представляют заявления (иски) в суд или арбитражный суд, в том числе о:
· определении недействительными актов центральных и местных органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления и прекращения ими действий, которые ограничивают конкуренцию в случае невыполнения ими в установленные сроки распоряжения Антимонопольного комитета Украины об отмене неправомерных актов, прекращении правонарушений и др.;
· возмещении убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства;
· изъятии прибыли, незаконно полученной субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения антимонопольного законодательства;
· по другим причинам, предусмотренным действующим законодательством, а также присылают в суд протоколы об административных нарушениях для наложения штрафов на должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.
Кроме АМК Украины, вопросами регулирования конкурентных отношений занимаются Министерство экономики, Фонд государственной собственности Украины, Государственный комитет по вопросам регулятивной политики и предпринимательства, с которыми АМК сотрудничает.
По мнению А. Лозовой, с кафедры экономической теории Киевского национального торгово-экономического университета, недочётом украинской системы государственного антимонопольного регулирования является концентрация регулятивных, контролирующих и исполнительных функций у АМК при отсутствии чёткого механизма ответственности комитета за их должностное исполнение.
Таким образом, учитывая всю сложность ситуации с «монопольным наследием» Украины, можно сказать, что сделаны решительные и результативные шаги по направлению к обеспечению полноценного конкурентного рынка на территории нашей страны. Существенную роль в этом процессе играет деятельность Антимонопольного комитета Украины, который доказал свою дееспособность и эффективность на практике. Благодаря его усилиям на сегодня можно констатировать практическое завершение структурной демонополизации. Из числа монопольных образований, которые можно и целесообразно реструктуризировать, остались лишь единичные объединения в металлургической промышленности и агропромышленном комплексе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Украине наиболее близка европейская модель регулирования, которая отличается тем, что формально не запрещает монополии, а пристально следит за их деятельностью. Главным органом, следящим за исполнением антимонопольного законодательства в Украине, является Антимонопольный комитет. За время своего существования он проявил себя как действенный регулятор злоупотреблений предприятиями своим монопольным положением на рынке. Его функционирование признано «высокорентабельным», так как в бюджет поступило средств в 4,6 раза превышающих расходы на содержание комитета.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Мочерний С.В. Полiтична економiя: Навч. Посiб. – К.: Знання Прес, 2002. – С. 208
2. Макконел К.Р.; Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. Изд. – М.:ИНФРА-М, 1999. - С. 270
3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998. — С. 38
4. Монополизм и антимонопольная политика, Ю.В. Сухотин, В.Н. Богачев и др.; РАН. –М.: Наука. - 1993. С. 156, 173
5. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. М.:Наука,97
6. Южанов И. Всякий монополизм – в экономике ли, политике – страшен тем, что мешает свободе выбора // «Человек и труд» - 2000 – №2. – С.4-12
7. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – С. 298, 271
8. Костусев А.А. Защита экономической конкуренции в Украине: состояние и проблемы // «Экономика Украины» – 2003 - №7. – С. 4-11
9. Костусев А.А., Пугачева М.В. Состояние конкурентной среды в экономике Украины // «Конкуренция. Вестник антимонопольного комитета Украины» - 2004 - №1. – С.10-18
10. Лозова Г. Деякі аспекти конкурентної політики в Україні // «Підприємництво, господарство і право» - 2001 - №10. – С.105-108
11. www.amc.gov.ua – Официальный сайт Антимонопольного комитета Украины
12. «Миллионы за непорядочность» // Негоциант №590(12) 30.03.2005
13. Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности»
14. Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 года № 3659-XII
15. Костусев А.А. 20% нарушений законодательства о защите экономической конкуренции приходится на долю органов власти // «БИЗНЕС» - 2003 - №52