Реферат по предмету "Разное"


«Наш дом Земля. Экология Земли глобальная проблема человечества» (интегрированный урок-пресс-конференция (2 часа) в 11 классе по физике, химии, географии, биологии)

Алтайский край Родинский районМуниципальное образовательное учреждение«Покровская средняя общеобразовательная школа»Тема: «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»(интегрированный урок-пресс-конференция (2 часа) в 11 классе по физике, химии, географии, биологии)Учителя: Шишов Анатолий Иванович (учитель физики), Матлахова Людмила Ивановна (учитель химии), Николаева Любовь Ивановна (учитель биологии и географии)Покровка2005 ОбоснованиеЕдва ли можно назвать в наши дни более животрепещущую проблему глобального масштаба, чем экологическую. Проблема заключается в разумном преобразовании природы, рациональном использовании её ресурсов в интересах ныне живущих людей и будущих поколений.Земля – наш дом, бесценное народное богатство, её беречь – святой долг каждого. Одно из требований нашего времени – воспитание активной, творческой, гармонически развитой личности. А для этого надо создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и функционального формирования личности учащихся, всемирного развития их способностей и творческого потенциала. Реализация интеграции в обучении может значительно повысить результативность обучения, т.к. такие уроки строятся на основе деятельности учащихся. Интегрированные уроки позволяют увидеть всю сложность и многогранность изучаемых наук, связь между ними, а главное, учащиеся в обыденной жизни могут применить полученные знания. Они учатся разбираться в научно-популярной литературе, совершенствуют ОУУН (общие учебные умения и навыки). Возрастет их учебно-познавательная деятельность, а значит и их внутренняя мотивация учения. У них формируется готовность к самореализации в различных видах деятельности. Интегрированный урок – пресс-конференция по теме «^ Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества» проводится в 11 классе. Человечество должно изменить свое отношение к природе, каждый должен понять свое место в эволюции, чтобы не разделить судьбу динозавров. Выпускники должны понять, что в основе большинства природных и технологических процессов лежат физические явления, описываемые физическими законами, поэтому, если мы будем хорошо изучать физику, химию, географию, то и будем хорошо разбираться в причинах явлений, а значит, сумеем найти способы решения экологических проблем. Урок проходит в форме ролевой игры. Пресс-конференция – это встреча, в ходе которой специалисты отвечают на вопросы корреспондентов. Учащиеся делятся на три группы: ученых, корреспондентов и организаторов конференции. С нашей точки зрения такой урок учит многому: самостоятельности, работать с литературой, СМИ, закрепляются ОУУН учащихся, умение обобщать, делать выводы; вырабатывает умения выступать перед аудиторией, воспитывает чувство патриотизма и ответственности, а главное, на уроке нет равнодушных, воспитывается активная творческая личность. Учащиеся ощущают чувство успеха, гордости, осознают свой рост; т.е. они могут себя проявить всесторонне. Мы проводим такие уроки систематически, они нравятся старшеклассникам, способствуют самообразованию.Урок – пресс – конференция (2 часа)Интегрированный (физика, география, химия, биология)Тема: ^ «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ. ЭКОЛОГИЯ ЗЕМЛИ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»Цели урока:Образовательные: помочь учащимся осознать ущерб, наносимый окружающей среде; уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами; выявить экологические проблемы Земли, а также выявить основные источники загрязнения нашего края, показать, что во избежание экологической катастрофы следует эффективно организовывать деятельность человека. Развивающие: продолжить работу по развитию монологической речи, умению ставить вопросы, давать четкие ответы, по-деловому общаться. Способствовать развитию ОУУН учащихся, учить работе со СМИ, развивать политехническое и творческое мышление учащихся, любознательность.Воспитательные: Убедить учащихся в важности рассматриваемой проблемы, воспитывать хозяина на своей планете, ответственного за последствия деятельности человека, т.е. воспитывать активную личность.^ Форма проведения: ролевая игра.Оформление и оборудование кабинетаКлассная доска: Земля существует 4,5 млрд. лет.Изречение: «Твоя Земля живёт, скорбя. Умерь её страданья!»Эпиграф: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету» (Антуан де Сент-Экзюпери)Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте же мы все Навек объединимся. Давайте наши души сохраним, Тогда мы на Земле И сами сохранимся…В начале урока звучит в записи куплет песни: «Мы – дети Галактики, Но самое главное – Мы дети твои, Дорогая Земля»На столе – сноп колосьев, трафаретки с указанием участников, их “должностей”. Выставка рефератов учащихся по проблемам экологии, подборка литературы.Видеофильмы: «Экология и мы», «Глобальная экология», «Природная стихия и человек».План урокаЭкологические проблемы нашей планеты:антропогенный фактор в геологическом развитии Земли,влияние техногенных излучений на организм человека,исследования теплового баланса Земли,проблема «трёх Э»: «Энергетика – Экономика – Экология»,экономика и экология: враги или друзья? (региональный компонент),проблема захоронения ядерных отходов. Влияние на генетический фонд человека экологических катастроф.Электромагнитные излучения и экология.Шумовые загрязнения.Загрязнения мирового океана: Мировой океан в опасности,проблема с пресной водой,загрязнение вод на Алтае.Состояние атмосферы крупных городов и городов Алтая.Пути решения экологических проблем.Что будет с тобой, Земля? Творческие домашние задания “прессе” и любителям природы: осветить материал конференции в школьной жизни и в жизни района,снять видеофильмы по проблемам экологии,викторина «Знаешь ли ты свой край»ЛитератураЖурналы:“Физика в школе” № 4 2001 г. № 2 1997 г. №№ 2, 4, 7, 8 2003 г. № 1 1988 г. №5 1997 г. № 5 1994 г. № 5 1999 г. “Биология в школе” № 5 1995 г. “География в школе” № 3 2001 г. “Химия в школе” № 4 1996 г.Газеты:“Физика ” №№ 43, 47, 48 2004 г. № 12, 27, 28, 41 2003 г. № 26 1994 г., изд. Дом “Первое сентября” “Аргументы и факты” №№ 45, 47 2005 г.Брошюры:П.П. Костенков “Край наш Алтайский” Алтайское книжное изд-во 1985 г.Н.А. Алексеенко “Экономическая и социальная география Алтайского края” г. Барнаул, АКИПКРО, 2003 г.Учебники:В.А. Касьянов “Физика 11 класс” Дрофа, Москва 2004 г. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов “Основы экологии 10(11) кл.” Дрофа, Москва 2001 г. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров “Экономическая и социальная география мира 10 кл.” Москва “Просвещение” 2004 г. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман “Химия 11 кл.” Москва “Просвещение 1992 г.” Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева “Химия 8 кл.” Дрофа Москва 2002 г. С.Л. Бакланова “Экологическое образование в курсе “География Алтайского края”” Бийск НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина 2003 г. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина “Не совсем обычный урок” изд. “Учитель”, Воронеж 2001 г. ^ Этапы урока Деятельность учителей Деятельность учеников 1 2 3 I Начальный (мотивация, активация) II Основной1 До конференции разделить учащихся на 2 группы: ученых, корреспондентов и организаторов.Выбрать ведущего, председателя.*Ученые: “химик”, “физик”, “биолог”, “географ”, “океанолог”, “медик”, “краевед-эколог”, “климатолог”, “врач”, “экономист”.*Выбираются корреспонденты газет, радио, телевидения.*Предлагается соответствующая литература, организаторы готовят оформление. Учителя побуждают к анализу проблем.2 ^ Вступительное слово ведущего и председателя.Председатель открывает конференцию, знакомит с планом её проведения, предоставляет возможность задавать вопросы "корреспондентам".Ученики, играющие роль"корреспондентов", выступают с докладами, анализируя проблему на основе знаний, полученных из разных источников, СМИ, сайта Интернета.Идет дискуссия.^ Вопрос корреспондента журнала “Знания-народу”. Хотелось бы больше узнать об антропогенном факторе в геологическом развитии Земли.Председатель. Слово предоставляет “географу”.Выступление "географа" (с видеофильмом)Вопрос корреспондента журнала “Наука и жизнь”. Читателей журнала интересуют исследования теплового баланса Земли. Хотелось бы услышать мнение учёных по этому вопросу.Председатель. Слово предоставляет “химику”.Выступление "химика".Вопрос корреспондента журнала “Знание и сила”. Каждый месяц Государственный банк России публикует бюллетень курсов иностранных валют. Их курс в рублях постоянно колеблется, отражая условность этих символов богатства того или иного государства. Правда ли, что единственной универсальной валютой, которой измеряется истинное богатство, являются не деньги, а энергия, не доллары, а киловатт-часы? Если это так, то что служит источником этого богатства и как оно пополняется? Не является ли производство этих самых киловатт-часов действием, наносящим вред природе?3 Председатель. Слово предоставляет “физику ”.Выступление "физика".Вопрос корреспондента газеты “Аргументы и факты”. Хотелось бы получить ответ на вопрос: экономика и экология: враги или друзья? На примере региона, я с Алтая.Председатель. Слово предоставляет “географу” и “экологу”.Выступления “географа” и ”эколога”.Вопрос корреспондента газеты «Нью сайентист». Мы много знаем о мирном использовании ядерной энергии. Можете ли вы рассказать о последствиях распространения ядерного оружия, которое продолжает накапливаться?Председатель. Слово предоставляет “экологу”.Выступление “эколога”.Вопрос корреспондента журнала “Здоровье”. У меня вопрос к медикам. Нет ли у вас свидетельств очевидцев, переживших ядерную катастрофу?Председатель. Слово предоставляет “медику”, “врачу”.Выступления “медика”и “врача”. Вопрос корреспондента газеты “Аргументы и факты”. В Государственной думе обсуждался вопрос о допуске ввоза в Россию ядерных отходов из других стран. Не станет ли Россия ядерной свалкой?Председатель. Слово предоставляет “экономисту” и “экологу”.Выступления “экономиста” и ”эколога”.^ Вопрос корреспондента журнала “Здоровье”. Хотелось бы узнать, как экология влияет на генетический фонд человека?Председатель. Слово предоставляет “биологу”.Выступление “биолога”.^ Вопрос корреспондента журнала “Знания-сила”. Как связаны между собой электромагнитные излучения и экология?Председатель. Слово предоставляет "председателю Российской академии наук – ученому физику".Выступление "физика".Вопрос "редактора" программы “Человек и природа” Всероссийское радио.Бианки написал такие строки: “Человеку необходима страна под названием “Тишь”.Действительно ли звуки вредно действуют на организм человека?”.Председатель. Слово предоставляет "медику".Выступление "медика". 1 2 3 III Заключи-тельный 1 ^ Заключительное слово учителя. И так, глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, т.к. экологические проблемы «не признают» государственных границ. Поэтому они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве.«Благодарю всех выступивших2 Вопрос корреспондента журнала “Наука и жизнь”. Мы много говорили о ядерной энергии, о её мирном и, увы, немирном использовании. Скажите, какие проблемы ещё волнуют сегодня экологов?Председатель. Слово предоставляет "учёному-океанологу", “географу” и ”экологу-краеведу”.Выступления "учёного-океанолога", “географа” и ”эколога-краеведа”. Вопрос корреспондента журнала “Природа”. Я хочу спросить специалистов из Всероссийского общества охраны природы о сегодняшнем состоянии атмосферы крупных городов.Председатель. Слово предоставляет "химику".Выступление "химика".Вопрос корреспондента газеты “Аргументы и факты”. Я представитель алтайской прессы. Хотелось бы узнать больше о состоянии атмосферы крупных городов Алтая и о состоянии здоровья населения края.Председатель. Слово предоставляет "экологу-краеведу".Выступление "эколога- краеведа".^ Вопрос корреспондента журнала “Знания-народу”. Каковы же пути решения экологических проблем?Председатель. Слово предоставляет "экологу".Выступление "эколога".^ Вопрос корреспондента газеты “Аргументы и факты”. Так и напрашивается вопрос “Что будет с тобой, Земля?”Председатель. Слово предоставляет "климатологу" и "физику".Выступление "климатолога" и "физика" с просмотром видеофильма “Природная стихия и человек”.^ Заключительная речь председателя.Задания творческим группам.Рефлексия: учащиеся анализируют свою деятельность, обдумывают, как внедрить идеи личной ответственности, сопричастности к экологической проблеме.Урок учит экологической грамотности, способствует развитию умения анализировать ситуации, видеть проблемы реальной жизни, учит их преодолевать.Урок не учит быть равнодушным: мне всё равно, на мой век хвати, от меня ничего не зависит, пусть думают учёные, правительство.3 "корреспондентов" и организаторов за старание, дружную коллективную работу. Вы получаете следующие оценки. Давайте наметим срок выпуска бюллетеня пресс-конференции, чтобы подвести итог.Всем спасибо!До свидания!» Выступления участников конференцииВедущийСреди открытий последних десятилетий, может быть, самым неожиданным стало «открытие» самой Земли. «Надо видеть нашу Землю «сверху», из космоса, - сказал космонавт Виталий Севастьянов, - надо видеть ее с беспредельной высоты, такой маленькой и чарующей, такой одинокой и дорогой, чтобы почувствовать, как мы ее безмерно любим. Как на ладони, в разных уголках нашей планеты видны леса и горы, реки и океаны. И, конечно, сразу замечаешь, что все то, что на самой Земле выглядит так величественно, далеко не безгранично, а это вызывает чувство особой ответственности за будущее нашей планеты, ее природных богатств, места ее в мироздании». Наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с возможностями природы. Известный французский исследователь моря Жак Ив Кусто охарактеризовал этот период так: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Мы находимся в пресс-центре Московского Всероссийского общества охраны природы. Ученые – химики, физики, географы, биологи, медики, краеведы ответят на вопросы представителей средств массовой информации – корреспондентов газет, журналов, радио, телевидения. Председательствует сегодня «руководитель пресс-центра Московского отделения Всероссийского общества охраны природы» (называется фамилия ученика).Председатель Уважаемые коллеги! Мы бережно относимся к наследию гениев. Угроза разрушения уникального полотна Рембрандта или скульптуры Микеланджело вызывает законное возмущение. Биологический вид как уникальное творение природы не менее ценен, чем картины Рембрандта, но только специалисты знают о том, что сейчас из нашей биосферы исчезает не один вид животных ежегодно. Происходит это незаметно, и большинство не знает об этих бесценных утратах. «Самый страшный зверь на Земле» - гласит надпись при входе в один из германских зоопарков. Когда заинтригованный посетитель заглядывает внутрь за железную решетку, он видит самого себя в зеркале. Безосновательная ли такая надпись? К сожалению, нет! С лика Земли за последние 100 лет исчезли сотни видов животных, на грани исчезновения находятся еще около 1000 видов. Биосфера постепенно начинает терять способность к самовосстановлению и больше не может справляться с той нагрузкой, которую возложил на нее человек. Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине XX в. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколения людей. Прошу «корреспондентов» задавать вопросы.Ответ «географа»Во-первых, техническая деятельность человека на Земле сравнима по своим масштабам и результатам с геологическими стихиями, во-вторых, есть необходимость разумного использования той энергии, которая высвобождается в результате деятельности человека. Природопреобразующая деятельность человека фактически стала в один ряд с геологическими стихиями. Истоки этой деятельности – в глубинах палеолита, когда человек научился создавать примитивное орудие труда. В итоге за последние 10 000 лет человек на столько развил техническую сторону своей деятельности, что она по своим масштабам сравнялась с масштабами природных процессов. На сложившийся в течение долгой геологической истории облик поверхности Земли человек накладывает печать своих преобразований: сокращается площадь лесов, им на смену приходят возделываемые поля, а их в свою очередь теснит безжизненная пустыня; во круг городов разрастаются бесплодные отвалы промышленных и бытовых отходов; реки изменяют своё направление, а морские берега – очертания, появляются новые обширные внутриматериковые водоемы. Ежегодно человек перемещает с одного места на другое 1013 м3 горных пород – столько же, сколько их перемещают за это же время все рельефообразующие силы планеты, но стой разницей, что природные силы действуют по всей поверхности Земли, а техногенные – только на ограниченных участках конкретной деятельности человека. Объем промышленных отходов достиг тысяч кубических километров и продолжает расти. Искусственные водохранилища по площади и глубине достигли размеров крупных естественных озер. Наиболее мощные подземные ядерные взрывы по величине одновременно выделяемой энергии сравнимы с разрушительными землетрясениями. Техногенная деятельность человечества развилась подобно катастрофическому взрыву, всплеску стихии, по своей силе и последствиям сопоставимому с проявлениями таких мощных геологических стихий, как падение метеоритов, землетрясения, вулканизм. Таким образом, человеческая деятельность сама стала геологической стихией. Она накопила в своем распоряжении столь значительные ресурсы энергии, что их неразумное высвобождение может привести к непредсказуемым процессам в развитии Земли. Последствия техногенной деятельности человека влияют на земную кору и подкоровые горизонты земного шара. Под тяжестью возводимых сооружений, перемещаемых пород и водных масс происходит прогибание земной поверхности и приповерхностных толщ земной коры. Под крупными городами и водохранилищами это прогибание достигает 10-30 мм/год. В районах добычи нефти, газа, угля, солей опускание происходит еще быстрее, например, в Калифорнии до 2,5 – 3 метра за 50 лет. С другой стороны, осушение земель или искусственное отделение от питающих бассейнов полузамкнутых заливов с целью добычи химического сырья приводит к поднятию суши.^ Приведем примеры нежелательных последствий деятельности человека. При заполнении искусственных водохранилищ развиваются отмеченные во многих районах мира сейсмические явления. После накопления толщи воды более 40-50 м в зонах водохранилищ начинают ощущаться подземные толчки, продолжающиеся до тех пор, пока уровень воды (и, следовательно, нагрузка на земную кору) не стабилизируется. Например, в районе искусственного озера Мид в штате Колорадо (США) с 1966 по 1976 г. зарегистрировано около 60 000 сотрясений разной силы с гипоцентрами в глубинах до 6 км. Ежегодно с лица Земли исчезает 11млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Идет быстрое уничтожение 2-х главных мировых массивов тропических лесов – Амазонки и Юго-Восточной Азии. Все это ведет к уничтожению уникального генофонда тропических лесов, нарушению водного режима огромных районов, снижению их роли как "легких планеты". Интенсивно вырубаются леса и умеренных широт. Параллельно идет процесс опустынивания (особенно в Сахельских странах Африки, расположенных на границе Сахары и Саванны). Многие страны мира сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами, которые заключаются не только в количественной нехватке воды, но и в дефиците чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Среди наиболее загрязненных рек и озер мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, Балхаш и др. Ежегодно на каждого жителя планеты добывается 20 т минерального сырья, 97-98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух.^ Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. Европа становится «лысеющим» континентом. Кислотные дожди не минуют и Россию: в европейской части страны уровень загрязнения западных ветров ≈ в 10 раз больше, чем восточных.Выступление “химика”^ Исследования теплового баланса ЗемлиЗагрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным (или антропогенным). Естественное загрязнение происходит при извержении вулканов, выветривание горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах, выносе в атмосферу кристалликов солей. В норме природные источники не вызывают существенных загрязнений. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основные поставщики загрязнений – промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1т пылевых частиц на 1км2 в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат цементные заводы. Главный химический загрязнитель атмосферы – сернистый газ (SO2), выделяющийся при сжигании каменного угля, сланцев, нефти, при выплавке железа, меди, производстве серной кислоты и др. Сернистый газ служит причиной выпадения кислотных дождей. При высокой концентрации сернистого газа, пыли, дыма во влажную тихую погоду в промышленных районах возникает белый или влажный, смог – ядовитый туман, резко ухудшающий условия жизни людей. В Лондоне во время такого смога из-за обострения легочных и сердечных заболеваний с 5 по 9 декабря 1952 г. умерло на 4000 человек больше чем обычно. Под воздействием интенсивного солнечного излучения химические вещества, выбрасываемые в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом, могут вступать в реакции друг с другом, образуя высокотоксичные соединения. Такой вид смога получил название фотохимического. В больших городах и густонаселенных районах первенство в загрязнении атмосферы переходят от промышленности к автомобильному транспорту. С выхлопными газами в атмосферу поступают угарный газ, оксиды азота, углеводороды (в том числе обладающие канцерогенными свойствами). В некоторые сорта бензина в качестве антидетонатора добавляют мелкие частички свинцовой пыли. Наибольшее количество загрязнений поступает от автомобилей с плохо отлаженными двигателями и работающими на холостом ходу. Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды – радиоактивное. Оно представляет угрозу для здоровья и жизни людей, животных и растений не только ныне живущих поколений, но и их потомков из-за появления многочисленных мутационных уродств. Последствия такого мутагенного влияния на растения, животных и человека изучены еще плохо и труднопредсказуемы. В районах умеренного радиоактивного загрязнения увеличивается число людей, заболевших лейкозами. Источниками радиоактивного загрязнения служат экспериментальные взрывы атомных и водородных бомб. Радиоактивные вещества выделяются в атмосферу при изготовлении ядерного оружия, атомными реакторами электростанций, при дезактивации радиоактивных отходов и др. Серьезные отрицательные последствия для человека и других живых организмов влечет за собой загрязнение воздуха хлорфторметанами, или фреонами (CFCl3, CF2 Cl2).Выступление ”физика”Да, действительно, это так! Мало киловатт-часов – это тяжкий ручной труд от зари до зари, жизнь впроголодь, жалкие хижины, нищета. Много киловатт-часов – это механизмы и автоматы, облегчающие физический труд. Это счетно-решающие устройства, облегчающие умственный труд. Это машины и искусственные удобрения, помогающие удвоить и утроить урожаи. Это обогреватели и холодильники, электролампы и лифты, радио и телевидение. Трудно представить себе наш мир без растений или без книг, или без гравитации. Но мир без энергии? Здесь не надо напрягать воображение. С 1980 г. в мире добыто угля, нефти, получено электроэнергии и металла больше, чем за все предшествующие эпохи. Использование энергетических ресурсов – показатель уровня цивилизации, благосостояния. Век пара, век электричества и, наконец, атомный век представляют собой вехи в развитии энергетики. Сегодня мы черпаем энергию из огромного резервуара, созданного природой. Резервы топлива на Земле велики, но не безграничны. По расчетам ученых, они могут быть исчерпаны в ближайшие 2-3 века. Становится очевидным, что человеку нужно открыть и освоить новые источники энергии. Источники энергии делятся на не возобновляемые (энергия атома, газ, нефть, уголь, энергия тепла земных недр) и возобновляемые (энергия Солнца; энергия приливов; энергии ветра, рек). Мало того, что запасы газа, нефти, угля не безграничны, - при сжигании этих веществ образуются продукты сгорания, которые загрязняют атмосферу. Самая «чистое» топливо – ядерное, но здесь должна быть предусмотрена надежная радиационная защита и решена трудная проблема захоронения радиоактивных отходов. Хранить их на дне океанов, во льдах Антарктиды, в кратерах давно потухших вулканов? Предложений много, однако, окончательное решение еще не выработано.Другим эффективным экологически чистым «топливом» является энергия Солнца. Сегодня человек, к сожалению, использует только 0,01% от общего количества солнечной энергии, достигающей Земли.Выступление “географа”Перед человечеством встаёт проблема «трёх Э»: Энергетика + Экономика + Экология. В процессе производства энергии наша планета (атмосфера, земля, реки, моря) постоянно превращается в экологически опасную свалку. Самый крупный недостаток энергетических установок на ископаемом топливе – большой объём отходов. Выделяемые газы обуславливают усиление “парникового эффекта” и связанные с ним повышение средней температуры атмосферы Земли (а следовательно, повышение уровня Мирового океана, заболачиванием низменных мест – житниц во многих странах, наступление пустынь), выпадение «кислотных дождей», возникновение «озоновых дыр». Шлаки и зола засоряют территорию. Тем не менее энергетические ресурсы почти всех стран на 70–80% представляют собой ископаемое топливо. Оно, самое дешёвое и самое эффективное, пока остаётся основой энергетики (на 75%). Рассмотрим Алтайский край.^ Экономика и экология: враги или друзья? (Региональный компонент)Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят: Электроэнергетика – 34,8% Сельское хозяйство – 16,6 % Отрасли непроизводственной сферы – 6,4 % Металлургия – 10,5 % Машиностроение и металлообработка – 5,8 % На каждого жителя края в 2001 году пришлось 97 кг вредных веществ. В Заринске (490 кг) Яровом (176) Бийске (171) Барнауле (124) Благовещенском районе (377) Табунском (157) Кулундинском (138) Локтевском (94) Автомобили дают выброс 37% от общего загрязнения атмосферного воздуха. На территории края ежегодно образуется около 400 тыс. т твердых бытовых отходов и 500 тыс.т отходов производства. На складах комбината «Аврора» города Новоалтайска в селитебной зоне хранится более 10 тыс. т бериллиевого концентрата, из них 3 тыс. т – радиоактивны. Склады построены в 1941-43 г, конструкция деревянная, крыша шиферная. На территории края имеются два ведомственных полигона для захоронения отходов 3 и 4 классов опасности на ОАО «Алтайхимпром» (г. Яровое) и на Славгородском радиозаводе. Загрязнение земель пестицидами – часть пестицидов хранится еще со времен освоения целены, и сейчас идентифицировать их состав чрезвычайно трудно. Ухудшается положение с хранением средств защиты растений. Обезвреживания требуют 1500 т непригодных к применению ядохимикатов, большая часть которых находится в металлических контейнерах. В крае имеется один полигон для захоронения вышедших из употребления ядохимикатов. На территории Алтайского края 4 района падения вторых ступеней ракетоносителей, запускаемых с космодрома «Байконур». (Алтайский край входит в число 16 субъектов РФ, территории которых имеют районы падения). Последствиями ракетно-космической деятельности являются загрязнение природной среды с остатками компонентов ракетного топлива и их составляющими, а также металлом.Выступление “эколога-краеведа”Экология промышленных районов Алтая Источниками техногенного воздействия на окружающую среду являются объекты горнодобывающей и промышленных комплексов. Однако следует иметь в виду природную зараженность полиметаллических руд некоторыми радиоактивными элементами. Настораживает, что «при регламенте радона в воздухе до 200 Бк/м3 в некоторых шахтах Алтайского горно-обогатительного комбината его концентрация достигла 1185 Бк/м3». Наиболее крупное воздействие на воды и атмосферу оказывают заводские предприятия. На ряде крупных заводов края от 50-80 % стоков сбрасывается в реки без очистки. Например, Барнаульский шинный завод ежегодно отправляет в водоемы около 13 млн. м3 грязных стоков. Концентрация вредных веществ в таких водоемах превышает норму в 10-100 раз. Содержание нефтепродуктов в 5-10 раз выше нормы. В регионе несколько ТЭЦ: Бийская ТЭЦ-1, Барнаульская ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ пиковой нагрузки. Промышленность оказывает сильное негативное воздействие на природную среду. В Бийске, на ухудшение качества воды в реках Бие и Оби оказывает Бийский промышленный узел. В воде возрастает концентрация аммиака, меди.Выступление “эколога”За время своего существования человечество пережило более тысячи воин, в которых погибло несколько миллиардов человек. Если бы уничтоженные во время воин средства обратить в золото, его хватило бы, чтобы опоясать земной шар по экватору лентой толщиной 10 метров и шириной 8 км. В сущности, человечество пережило только одну ядерную войну – в августе 1945 г. Кажется, можно было бы сделать выводы из ее горького опыта…. Однако на необходимость исследования влияния возникающих ядерных воинах массовых пожаров на климат Земли натолкнули не Хиросима и Нагасаки – типичные одноэтажные японские города, где нечему было, и гореть, а Гамбург и Дрезден. Они действительно горели! Хотя там применялись обычные бомбы, концентрация энергии оказалась столь высокой, что возник огненный смерч. Горело все: дерево, пластмасса, металл, железобетон… Высокие здания, подобны дымовым трубам, создавали тягу. Несколько лет назад немецкий ученый Пауль Крутцен стал изучать это явление. Он вычислил, что при обширных пожарах, которые неминуемо возникнут, если на большие города упадут ядерные бомбы, в воздух поднимется огромное количество сажи, атмосфера станет непроницаемой для солнечного света. Представим себе жуткую картину. В северном полушарии разрушена тысяча больших городов… Пять тысяч мегатонн сажи в воздухе… Взметнувшейся в воздух пепел, тучи пыли и сажи задерживают почти весь солнечный свет. Сажа оседает гораздо медленнее, чем пыль. Даже и через год над «полем боя» будет стоять беспросветная круглосуточная ночь… Ночь и над Лондоном, и над Парижем, и над Москвой, и над Нью-Йорком… В первые же дни температура у поверхности Земли резко упадет в среднем на 15-20°С. Местами похолодание будет еще более сильным: например, в центре Сибири и на Восточном побережье США – на 40-45°С…. Известно, что в 1816 г. из-за извержения Тамбора на Земле не наступило лето: из-за большого слоя пыли, температура понизилась на 0,6°С.. Северная Америка в августе покрылась слоем снега толщиной 3см. По всему миру бушевала эпидемия тифа. Люди голодали. Если температура на Земле понизится на 1°С, то Канада превратится в безлюдную зону. Все источники пресной воды замерзнут. Погибнут все виды животных, растений и микроорганизмов.Выступление “медика”2 августа 1995 г., накануне 50-летия атомной трагедии японская газета «Дейли Иомиури» поместила на своих страницах воспоминания гражданина Ямагучи – жителя Нагасаки, чудом уцелевшего в пепле ядерной бомбардировки. Я зачитаю вам фрагменты его воспоминаний. (На экране – ядерный гриб) «Когда бомба упала, я оказался на грани между жизнью и смертью. Я почувствовал, как опаляющий вихрь сбил меня с ног и, швырнув, прижал к земле. Я лежал лицом вниз, зажав уши руками. Мое левое ухо распухло, из него сочилась кровь. Было больно и горячо до такой степени, что я не могу даже выразить словами, насколько. Я коснулся головы – волос не было, они выгорели. Лицо – как если бы его опалили факелом. Кожа, не покрытая одеждой, обуглилась, лопнула барабанная перепонка левого уха. Все тело покрылось волдырями, воспалилось. Двое друзей Ямагучи в момент взрыва находились в укрытии, но были засыпаны осколками вылетевших стекол, обломками и тем, что несла взрывная волна с места взрыва «Малыша» (американской атомной бомбы). Каждый выкопал углубление в радиоактивной грязи – все, что осталось от центра Хиросимы, - где провел ночь, лишенный медицинской помощи, в окружении стонущих и умирающих людей. 7 августа они на двух последних поездах уехали из Хиросимы и после ужасно проведенной ночи прибыли в Нагасаки. Радиоактивное облучение и инфекция начали сказываться на здоровье Ямагучи. «Я пошел в филиал госпиталя фирмы «Мицубиси». Он был пуст – все прятались в горах, окружающих город. Из врачей был лишь окулист. Видя мое тяжелое состояние, он решил прооперировать меня. Он удалил все свисавшие куски кожи, которые сползали и сползали как перчатка. Я пришел домой. Только глаза, нос и рот были открыты – все тело в бинтах. Перед моей мамой, вернувшейся домой, стоял человек, говорящий голосом сына. Решив, что это привидение, она закричала: «Покажи мне твои ступни!» - согласно японским поверьям, у привидения нет ступней. У меня появились симптомы лейкемии – темпер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.