Содержание
Введение
.Теоретические аспекты социально-экономического развития региона
1.1.Сущность социально-экономического развития
1.2.Цели и критерии социально-экономического развития региона
1.3.Методы управления региональным развитием
2.Оценка экономического состояния Саратовской области
2.1.Краткая характеристика Саратовской области
2.2.Экономико-географическое положение Саратовской области
2.3.Состояние отдельных отраслей хозяйства
2.4.Финансовая инфраструктура
3.Перспективы развития Саратовской области
Заключение
Список использованной литературы
Ведение
Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более, что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья.
Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.
Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. Экономические районы РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.
Все экономические районы имеют свои особенности и свое место в межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами экономически обоснованного размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны.
1. Теоретические аспекты социально- экономического развития региона
1.1.Сущность социально-экономического развития
Термин «развитие»часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.
Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
• рост производства и доходов;
• перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
• перемены в общественном сознании;
• перемены в традициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
• повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
• создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
• увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.
Развитие любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и прочее.
1.2. Цели и критерии социально-экономического
развития региона
В качестве целейсоциально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев(характеристик развития) и показателей,которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям.Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
• интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
• величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показателиразвития региона. Среди них:
• национальный доход на душу населения;
• уровень потребления отдельных материальных благ;
• степень дифференциации доходов;
• продолжительность жизни;
• уровень физического здоровья;
• уровень образования;
• степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей— становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целейможно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
• привлечение новых видов бизнеса;
• расширение существующего бизнеса;
• развитие малого бизнеса;
• развитие центра города;
• развитие промышленности;
• развитие сферы услуг;
• повышение уровня занятости населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.
Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.
Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.
Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.
Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.
Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
• ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
• средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
• продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
• уровень образования;
• уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
• состояние окружающей среды;
• равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
• обогащение культурной жизни людей.
Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.
Даже если предположить, что большая часть российских регионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов вперед.
В настоящее время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой одну большую разрастающуюся свалку. Многие так называемые дачные поселки расположены в месте складирования собственных же отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается под напором наступающего невежества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект комплексной проблемы экологического благосостояния людей.
Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Все негативные экологические тенденции оказывают влияние на общий тренд социально-экономического состояния российских регионов.
В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.
Тенденции развития регионов и городов.Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в объяснении основных тенденций экономического развития регионов и городов.
Первое из них — теория пространственных преимуществ, или теорияразмещения.Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Так, алюминиевая промышленность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии, металлургические заводы — к местам добычи железной руды и кокса, любые производства, сильно зависящие от сырья, располагаются, как правило, близко к источникам сырья. Некоторые производства, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившееся размещение производительных сил.
Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства.В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую благодаря агломерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный потенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).
Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Как пример можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства и всю обслуживающую его инфраструктуру — почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.
Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание.
Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.
При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла.Во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основных стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становится отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.
На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города (табл. 1).
На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям — все это определяет потенциал постиндустриального развития.
Индустриальное развитие
Постиндустриальное развитие
• отрасль, создающая дополнительные рабочие места
• мультипликатор роста
• развитие моноотраслевых городов
• инфраструктура
• диверсификация
• гибкость
Табл. 1.Факторы развития городов разных типов
1.3. Методы управления региональным развитием
Местные органы власти любого уровня — региона, города или района выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.
Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество (Табл. 2).
Объекты управления функционированием
Объекты управления
развитием
• дороги
• уборка мусора
• водо-, газо-, тепло-, электроснабжение
• состояние и эксплуатация жилого фонда
• парки, благоустройство
• возникновение новых и развитие старых производств
• развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и коммуникаций
• занятость
• уровень благосостояния
Табл. 2. Управление функционированием и развитием
Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики.
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
• создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
• регулирование деловой активности;
• прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
Рассмотрим эти методы управления региональным развитием.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привлечения новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений помимо этих видов косвенного воздействия осуществляют прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.
Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия — объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать их, сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.
Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международные связи, тем больший импульс, как правило, получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.
Регулирование деловой активности.Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.
Данные методы воздействия на предпринимателей нередко подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.) Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в свой бюджет.
В целом стратегия налогового и прочего влияния оказывается эффективной лишь тогда, когда у властей имеется подробная информация, в том числе аналитическая, о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятие стратегических решений. Обычно подобной информации у администрации нет. Более того, информация такого рода обычно утаивается с целью получения налоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.
В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма значимых результатов. Так, администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.
К регулирующим воздействиям администрации относится установление правил пользования землей. Например, в 90-е годы в отечественной практике организации жилищного строительства стало правилом строительство «с нагрузкой», когда частный инвестор получал право на строительство (или капитальный ремонт здания) лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передать городским властям, а также при условии восстановления или расширения общегородских сетей и коммуникаций.
Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании и осуществлении того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.
Регулирование порядка застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.
Прямая кооперация администрации и бизнеса.В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить проекты «Сити» и «Манежная площадь» в Москве. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством со стороны местной администрации.
Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономического развития городов. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу региону в целом.
Обеспечивая процесс экономического развития региона, руководители местной администрации подчас действуют как посредники, как «создатели коалиций», помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.
Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне, как показано на Табл. 3, являются создание общих условий бизнеса (дорога, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налога, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).
Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.
Независимо от того, какие конкретные методы управления развитием региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на развитие региона обладает рядом особенностей Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций обслуживания населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того, нерутинность этой функции предполагает гибкий, неординарный способ организации работ по управлению региональным развитием. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.
Формирование
общих условий бизнеса
Регулирование
деловой активности
Прямая кооперация
администрации и бизнеса
• транспорт
• связь
• гостиницы
• рекреации
• телекоммуникации
• региональная рыночная
инфраструктура:
° банки
° аудит
° страхование
° консультации
• зонирование
• правила землепользования
• налогообложение
• субсидии
• льготы
• гарантии
• совместные проекты
• взаимодействие с
некоммерческими организациями:
° торгово-промышленные палаты
° учебно-консультационные центры
Табл. 3. Виды воздействия на экономическое развитие региона
2.Оценка экономического состояния Саратовской области
2.1.Краткая характеристика Саратовской области
Город Саратов - центр Саратовской области - находится на правом берегу реки Волги в широкой котловине, окруженной с трех сторон горами. Саратов - областной центр, крупный железнодорожный узел Приволжской железной дороги.
Население около 873 500 человек . Мужчин: 45,0%. Женщин: 55,0%.
Город основан в 1590 году князем Г.О. Засекиным и боярином Ф.М. Туровым как город-крепость для защиты юго-восточных рубежей русского государства от вторжения кочевников. Название "Саратов" происходит от 2-х тюркских слов: "Сары-тау" - Желтая гора. Предполагают, что городу дала имя гора, которая сейчас называется Соколовой. Большинство исследователей считают, что первый Саратов был "поставлен" на правом берегу Волги, в районе села Пристанного.
За четыре столетия город многое пережил: набеги степных кочевников, казаков, опустошительные пожары. Он дважды менял свое местоположение.
Географическое положение города, природные богатства края (плодородные земли, рыба, соль), охранные мероприятия правительства благоприятствовали превращению Саратова 17-18 веков в торгово-купеческий центр и важный перевалочный пункт на Волге.
В 1790 году с образованием Саратовского наместничества, а в 1782 году - губернии, город становится административным центром и получает свой герб: "в голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами".
Отмена крепостного права в России, строительство Рязано-Уральской (ныне Приволжской) железной дороги и развитие пароходства на Волге способствовали превращению Саратова конца ХIХ - начала ХХ веков в один из крупнейших торгово-промышленных центров Среднего и Нижнего Поволжья с населением в 1897 году в 137 тысяч. Город по праву стали именовать "Столицей Поволжья".
Главный предмет торговли Саратова в конце ХIХ столетия - хлеб. Город также играл роль крупного посредника в торговле нефтяными продуктами, мясом, рыбой, солью, шерстью.
Фабрично-заводская промышленность Саратова была направлена в основном на переработку сельскохозяйственных продуктов. По производству муки, горчичного и подсолнечного масла Саратов занимал 1-е место в России. В конце ХIХ века появились в городе первые металлообрабатывающие предприятия - машиностроительный завод имени Беринга (1888г.), Волжский сталелитейный (1889г.), гвоздильно-проволочный завод имени Гаптке (1898г.) и др.
Значительное место в культурной жизни дореволюционного города играли театры - Городской (ныне академический театр оперы и балета) и общедоступный (народный) театр, теперь академический театр им. К. Маркса, основание которых относится к I-ой половине ХIХ века.
В 1885 году в городе открылся первый в провинции общедоступный художественный музей имени А.Н. Радищева. В 1986 году начала работу Саратовская ученая архивная комиссия, а при ней историко-археологический музей, положивший начало Саратовскому музею краеведения.
В 1909 году в Саратове открывается университет, первое высшее учебное заведение в губернии. Он был открыт во многом усилиями Председателя Совета министров, министра внутренних дел П.А. Столыпина, в 1903-1906 годах бывшего саратовского губернатора. За открытие университета Саратовское городское управление удостоило П.А. Столыпина звания Почетного гражданина Саратова.
В 1912 году в городе открывается 3-я в России после Москвы и Санкт-Петербурга консерватория.
В 1920-30-е годы в Саратове отмечается подъем в развитии промышленного производства. В 1927-1928 годах проведена реконструкция самого крупного металлообрабатывающего завода имени В.И.Ленина (бывший завод Гаптке). В 30-е годы построены заводы силикатного кирпича, комбайнов, завод крекинг и другие предприятия. В предвоенные годы Саратов давал стране станки и подшипники, измерительные приборы и электрическое оборудование. С 1939 года бывший завод комбайнов начинает выпускать самолеты ЯК-1.
В 1995 году в Саратове работало свыше 130 заводов и фабрик. В настоящее время город известен машиностроительной, авиационной, химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической, стекольной, полиграфической, пищевой и другими отраслями промышленности.
В Саратове одиннадцать высших учебных заведений, среди них Саратовский ордена трудового красного знамени государственный университет им. Н.Г. Чернышевского; технический, медицинский, агроинженерный университеты; академия права, экономическая, сельскохозяйственная академии, педагогический институт, академия ветеринарной медицины и биотехнологии, консерватория, Поволжский кадровый центр.
Саратов - крупный культурный центр Поволжья. Помимо 2-х вышеназванных театров, в городе успешно работают театр юного зрителя, кукольный театр "Теремок", филармония, цирк.
История Саратова неразрывно связана с историей и культурой России. Здесь были Степан Разин и Емельян Пугачев. Саратов дал стране революционера-демократа Н.Г. Чернышевского, который более 20 лет был связан с нашим городом.
С Саратовом связаны имена знаменитых писателей, художников, артистов. Здесь родились и прожили значительную часть жизни популярные в свое время писатели М.А. Воронов, И.А. Салов.
Среди деятелей науки видное место занимают имена ученых - саратовцев: известного электротехника П.Н. Яблочкова, физика и биолога-экспериментатора П.И. Бахметьева, выдающегося ученого-биолога, генетика, ботаника Н.И. Вавилова, ученого-химика Н.Н. Семенова, генерального конструктора самолетов О.К. Антонова.
В Саратове учился и овладевал искусством летчика первый космонавт мира Ю.А. Гагарин.
2.2.Экономико-географичкское положение Саратовской области
Саратовская область занимает 100,2 тыс. км2. На ее территории проживает 2722 тыс. жителей ( городских 75%), 17 городов, 33 поселка городского типа. Центр — Саратов. Волга делит Саратовскую область на возвышенное правобережье и низменное левобережье. Средние температуры января -12 °С, июля 22 °С. Осадков 250-450мм в год. Главная река — Волга.
Рельеф Саратовской области включает в себя горы, холмы, овраги, равнины, долины рек. Равнинность и ступенчатость рельефа здесь наиболее характерны. Область за весь геологический период претерпела поднятие и погружение. Это сопровождалось образованием складок, разрывов земной коры. Несколько раз территория Заволжья испытывала погружение под воду морей. Под воздействием воды, ветра и солнца осадочные породы разрушались. В результате этого в течение многих веков равнины приобретали волнистый характер. Так постепенно складывался рельеф области.
Река Волга разделяет территорию области на две части: правобережную на западе, возвышенную и на Востоке левобережную, более низменную. На территории Правобережья располагаются Приволжская возвышенность, а на Левобережье простирается Сыртовая равнина, на востоке окаймленная возвышенностями Общего Сырта и Прикаспийская низменность.
Приволжская возвышенность простирается по правому берегу Волги, она приподнята на востоке и круто обрывается у Волги, а на западе ее склоны низкие и пологие и постепенно переходят в Окско-Донскую низменность. Восточные и Северные склоны гор в виде отдельных сопок, максимальная отметка – 379метров – находится на территории Хвалынского района. К высоким участкам Приволжской возвышенности относятся Змеевые горы, которые протянулись от города Вольска до села Воскресенского вдоль Волги. Самые высокие из них горы Большой маяк и Малиниха.
На севере города Саратова находится гора Соколовая, на юге – Алтынная, на западе – Лысогорский массив. На границе с Волгоградской областью возвышается утес, по преданию там стоял лагерь знаменитого атамана Степана Разина.
На правом берегу Волги можно наблюдать многочисленные овраги и оползни, больше всего их много в районе Хвалынска, Вольска, села Усть-Курдюм, в окрестностях Саратова от речки Гусёлки до Глебучего оврага, и от посёлка Нефтяной до посёлка Лесопильный.
Приволжская возвышенность разрезана долинами рек бассейна Волги и Дона. Возвышенные участки – восточный край Донского бассейна, пониженные участки – волжские притоки – Курдюм, Терешка и Чардым.
Приволжская Возвышенность по геологической структуре в своём составе имеет меловые отложения: мел, глину, мергель, опоки, пески и палеогеновые отложения: опоки, пески, песчаники.
Окско – Донская низменность находится на западе области. Она охватывает бассейны рек Хопер, Терса и правые притоки Медведицы. По рельефу это – плоская равнина с небольшими холмами, с уклоном с севера на юг, средняя высота составляет – 160-190 метров. Геологическая структура сложена из молодых суглинистых и песчаных пород, перекрытых моренами с валунами.
Между Приволжской возвышенностью и Сыртовой равниной на востоке располагается долина Волги - обширная ступенчатая равнина. Большое влияние на её образование оказали внутренние и внешние рельефообразующие факторы.
В Заволжье между Общим Сыртом и Приволжской возвышенностью расположена обширная низменность – Сыртовая равнина. Рельеф её спокойный, наклон имеется с севера на юг, в сторону Прикаспийской низменности, на запад, к Волге.
Характерная особенность равнины –обширные водораздельные массивы- сырты. Средняя высота равнины – 60 – 100метров над уровнем моря, но самые высокие – 130 – 180метров.
2.3.Состояние отдельных отраслей хозяйства области
Структура экономики Саратовской области во многом похожа на структуру экономики России. Наряду с высокотехнологическими предприятиями и предприятиями военно-промышленного комплекса, в нашем регионе представлена развитая легкая, пищевая, перерабатывающая промышленность, машиностроение, топливно-энергетический и строительный комплекс, сельскохозяйственное производство. Активно развиваются финансово-кредитные учреждения и малое предпринимательство. На весь мир известна саратовская пшеница твердых сортов. Саратовская область славится продукцией агропромышленного комплекса. Область специализируется на производстве подсолнечника, сахарной свеклы, продуктов животноводства.
В области развиты различные отрасли машиностроения приборостроение и электроника, станкостроение, самолетостроение, энергетическое, химическое и нефтяное машиностроение.
В области расположен один из старейших подшипниковых заводов России – ОАО «СПЗ-3». Саратовская область является основным поставщиком троллейбусов, которые хорошо зарекомендовали себя на дорогах России, Европы, Азии и латинской Америки. На многих предприятиях мира можно увидеть продукцию ОАО «Завод зуборезных станков» и ОАО «Завод зубострогальных станков». Прекрасной репутацией пользуется далеко за пределами области продукция ОАО «Балаковорезинотехника» и ОАО «Саратовстекло». На предприятиях легкой промышленности производят обувь, швейные и трикотажные изделия, ткани, мебель, обои и другие потребительские товары, которые пользуются большим потребительским спросом. На территории области сформировался крупный энергетическийкомплекс, с мощными объектами федерального значения – Балаковская АЭС и Саратовская ГЭС. Полностью завершена программа газификации области.
В 2006 году на развитие экономики и социальной сферы крупными и средними предприятиями и организациями использовано 9487,3 млн. рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах на 11,2 % больше, чем в предыдущем году. Из общего объема инвестиций 56,8 % приходится на собственные средства предприятий и организаций, 6,6 % - кредиты банков и заемные средства других организаций, 23,2 % - бюджетные средства, 13 % - прочие источники.
Город Саратов является крупным индустриально-промышленным центром. Индекс физического объема произведенной продукции составил 96,2%. В структуре производства промышленного комплекса наибольший удельный вес принадлежит топливной промышленности (39,3%), электроэнергетике (17,6%), машиностроению и металлообработке (16,3%). В городе насчитывается 1479 крупных и средних промышленных предприятий. Наибольший рост производства достигнут в пищевой (131,2%), химической и нефтехимической (129,8%), машиностроительной (115,5%), топливной (113,7%), лесной и деревообрабатывающей (100,3%) промышленности. Спад производства произошел в мукомольно-крупяной и комбикормовой (67,6%), легкой (74,4%), стекольной и фарфорофаянсовой (78%) промышленности, а также промышленности строительных материалов (82,1%). В натуральном выражении производство таких важнейших видов продукции, как естественного газа снижено по сравнению с 2002 годом до 96,9%, газового конденсата – до 90,1%. Увеличилось производство нефти до 118,7%, электроэнергии до 103,1%, тепловой энергии до 102,5%. Востребованность промышленной продукции города характеризует отношение отгруженной продукции к произведенной, которое составляет 99,0%.
Таблица 4.Основные финансовые показатели крупных и средних предприятий области
Единицы
измерения
на 01.01.2007
Сальдированный финансовый результат прибыль (+), убыток (-) предприятий и организаций по всем видам деятельности
млн. руб.
2950,0
Удельный вес убыточных организаций по всем видам деятельности
%
36,0
Основные средства организаций (на конец года) по остаточной стоимости
млн. руб.
84282,7
Нематериальные активы организаций (на конец года) по остаточной стоимости
млн. руб.
37,5
Дебиторская задолженность (на конец года)
млн. руб.
30839,5
Денежные средства (на конец года)
млн. руб.
2079,9
Краткосрочные финансовые вложения (на конец года)
млн. руб.
2706,2
Запасы организаций
млн. руб.
13886,4
Кредиторская задолженность (на конец года)
млн. руб.
43797,3
Таблица 5.Объем промышленной продукции, млн. рублей
Отрасли
2004
2005
2005
Электроэнергетика
5964,5
7284,5
9409,9
Топливная
7815,3
19456
21048,0
Химическая и нефтехимическая
1087,1
1348,2
1786,3
Машиностроение и металлообработка
6026,1
6941,2
8706,3
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
363,6
545,5
527,8
Промышленность строительных материалов
480
490
503,6
Стекольная и фарфорофаянсовая
1536
1722,2
1640,5
Легкая
48,6
40,8
61,0
Пищевая
4583,5
5519
8519,0
Мукомольно-крупяная и комбикормовая
646,3
531,3
441,7
Основной продукцией химической и нефтехимической промышленности являются волокна и нити химические, сера, фенол синтетический, минеральные удобрения, неформовые и формовые резиново-технические изделия. Продукция машиностроения – электродвигатели малой мощности, станки металлорежущие, подшипники качения, аккумуляторы и аккумуляторные батареи. Промышленность строительных материалов производит стеновые материалы, кирпич строительный, конструкции и детали сборные железобетонные, оконное стекло, стекло закаленное, нерудные строительные материалы. Основной продукцией пищевой промышленности являются макаронные изделия, масло животное, крупы, водка и ликероводочные изделия, маргариновая продукция, масло растительное, хлеб и хлебобулочные изделия, комбикорма, папиросы и сигареты, кондитерские изделия.
По договорам подряда крупными и средними предприятиями в 2006 году выполнено работ на 2,3 млрд. руб., что в сопоставимых ценах составило 95,8 % к уровню прошлого года. Общая площадь построенных жилых домов составила 192 тыс. кв. метров или 85,7 % по сравнению с 2005 годом. Индивидуальными застройщиками построено 127 жилых домов общей площадью 35,8 тыс. кв. метров или 99 % к 2005 году.
Из объектов социально-культурной сферы сданы в эксплуатацию поликлиника на 120 посещений в смену, общеобразовательная школа на 132 ученических места, учебно-лабораторный корпус площадью 300 м² в Саратовской Академии права, гостиница на 32 места, малая сцена Саратовского Театра юного зрителя на 137 мест.
2.4.Финансовая инфраструктура
По состоянию на 1.01.2004 года на территории города Саратова зарегистрировано 14 самостоятельных коммерческих банков. Количество зарегистрированных филиалов кредитных организаций других регионов в городе, принимая региональный банк Сбербанка России за единицу, составило 17.
На 1.01.2004 года в городе насчитывалось 5379 малых предприятий, из которых на постоянной основе было занято 49,4 тыс. человека. Более 25тыс. человек осуществляли предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Малыми предприятиями города было произведено товаров и услуг на сумму 9059,1млн. руб. По итогам 2003 года доля налогов, поступивших от малого бизнеса в бюджет города, составляет около 16%.
Таблица 6. Местные налоги и сборы,
взимавшиеся на территории города Саратова в 2003 году
Наименование показателя
Сумма
(тыс. руб.)
Местные налоги и сборы,
в том числе:
21616
Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содеражание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели
9063
Налог на рекламу
7663
Налог на содеражние жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (отсроченные по реструктуризации)
2362
Прочие местные налоги и сборы
2528
3.Перспективы развития Саратовской области
На заседании Саратовской областной Думы была утверждена Программа социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу 2008 года. Главная цель программы - повышение качества жизни населения области. Для её достижения поставлены три задачи: обеспечение роста в 1,5 раза валового регионального продукта и увеличение в 1,4 раза доходной базы консолидированного бюджета области; сокращение в 1,6 раза уровня бедности населения; практическая реализация выбранных приоритетов развития путем концентрации на них имеющихся средств и ресурсов.
Программа имеет целый ряд принципиальных отличий от предыдущих программ социально-экономического развития: в ней предусмотрен переход от некапиталоемкой к инвестиционной модели развития экономики. Впервые поставлена задача довести объем инвестиционных вложений до 20% ВРП области. В настоящее время этот показатель составляет около 14%, в среднем по России - чуть более 16%.
При подготовке программы использованы результативные принципы управления. Усиление контроля и ответственности органов власти полностью согласуется с ориентирами, установленными Концепцией административной реформы. Согласно этому документу начиная с 2007 года, механизмы управления по результатам должны быть уже в обязательном порядке внедрены в деятельность региональных органов исполнительной власти.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: за период реализации программы валовой региональный продукт области увеличится в 1,5 раза, прогнозируемые темпы роста обеспечат решение поставленной задачи удвоения ВРП к 2010 году, в 2008г. консолидированный бюджет области вырастет в 1,4 раза и составит 36,1 млрд. руб., в 1,5 раза возрастет объем промышленной продукции, увеличится объем продукции сельского хозяйства, вырастет оборот розничной торговли, за 2007 - 2008 в область будет инвестировано 141,8 млрд.руб., будет построено 2,8 миллионов квадратных метров жилья, введено в действие 56 объектов социальной сферы, построено и отремонтировано 406 км дорог., заработная плата увеличится в 1,7 раза и составит в 2008 г. 9 600 рублей., безработица в 2008 году прогнозируется на уровне 1,7% (в 2006 году этот показатель составляет 2%), инфляция снизится со 110 процента в 2006 году до 106,6% в 2008 году, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится за 2007 - 2008 г.г. на 223,5 тысячи человек и составит к 2008 году 14,7% от общей численности населения, в 2008 году продолжительность жизни населения составит 66,5 года.
Заключение
Таким образом, основными направлениями развития народного хозяйства Саратовской области являются:
- преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;
- расширение топливной базы, поиск новых месторождений нефти и газа, внедрение современных методов разработки месторождений, увеличение объемов добычи нефти и газа для обеспечения сырьем нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в районе;
- в машиностроительном комплексе – проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;
- в агропромышленном комплексе – повышение уровня энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель, создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности;
- приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий с учетом условий каждого региона, создание условий для успешного развития фермерских хозяйств;
- создание сети мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий в местах производства сельскохозяйственной продукции, а в городах и промышленных центрах – крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
- решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.).
Список использованной литературы
1. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России.
М.: Просвещение, 2001
2. Баринова И.И., Дронов В.П., Физическая и экономическая география России. - М.: Рольф, Айрис – пресс ,2000
3. Дронов В.П., Максаковский В.М., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. М: Просвещение, 2002
4. Пашканг К.В. и др. Физическая география для подготовительных отделений ВУЗов. М: Высшая школа,2005
5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. М: Просвещение, 2000
6. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. М.: Дрофа, 2001
7. Раковская Э.М. и др. Природа России. М.: Просвещение, 2000
8. Бородулин В.И., Ланда Н.М. Б.Э.С. НИ «Большая Российская Энциклопедия», 2001
9. Большая Советская Энциклопедия, т.37. М.: 1998
10. Большая Советская Энциклопедия, т.22. М.: 1997
11. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005
12. Полякова М.О. Чернов А.В. География для абитуриентов, 2003.
13. Максаковский В.М., Мировая география, М.: Просвещение, 2003