Реферат по предмету "Экономика"


Государственный кредит и финансовая политика на современном этапе

Содержание Содержание Финансовая политика на современном этапе Функции Банка России Политика Банка России Политика банка на финансовых рынках
Государственный кредит и его развитие на современном этапе Виды государственных кредитов Литература
Финансовая политика на современном этапе Финансовая политика осуществляется, главным образом, Банком России. Поэтому опишем основные функции Банка России и проводимую им финансовую политику. Функции Банка России Основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России: · во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику; · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; · является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; · устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; · устанавливает правила проведения банковских операций; · осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; · осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; · принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; · осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; · регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; · осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; · организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; · определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; · устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; · устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; · принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; · устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. · проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; Политика Банка России Достаточно высокая зависимость российской экономики, включая государственный бюджет, от часто меняющихся внешнеэкономических условий предопределяет использование Банком России в настоящее время режима управляемого плавающего валютного курса. Этот режим вполне адекватен экономической ситуации, поскольку позволяет снижать негативное влияние фактора нестабильности мировых цен на денежно-кредитную политику при меньшем вмешательстве Банка России в работу внутреннего валютного рынка. Сильный платежный баланс создает условия для укрепления валютного курса рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении. Однако Банк России предпринял ряд шагов для того, чтобы этот процесс не носил резкого или искусственного характера. Банк России пытается последовательно снижать инфляцию, создавать тем самым благоприятные условия для долгосрочного экономического развития страны. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2007-2008гг. и сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2009 г., согласованными с Банком России, предполагается снизить темпы инфляции до 7%. Такая траектория снижения инфляции представляется вполне реальной в рамках реализации Правительством Российской Федерации намеченной на этот период бюджетно-налоговой политики. Банк России ставит целью обеспечить указанную динамику инфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Банк России ограничивает прирост потребительских цен в пределах 8—10%. В рамках денежной программы проводится согласование на макроэкономическом уровне параметров денежно-кредитной сферы на предстоящий год с прогнозируемыми тенденциями развития бюджетной сферы, внешнеэкономического и реального секторов экономики с целью достижения запланированных темпов инфляции. Банк России предусматривают два основных сценария экономического развития страны В первом варианте денежной программы источниками роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования являются увеличение как чистых международных резервов, так и чистых внутренних активов. Во втором варианте денежной программы основным источником роста денежного предложения является увеличение чистых международных резервов. Банк России в качестве базового принимает второй вариант денежной программы. В то же время Банк России в соответствии с пожеланиями депутатов Государственной Думы помимо указанных основных сценариев предусматривает дополнительные варианты своих действий в условиях как крайне позитивного для России развития внешнеэкономической ситуации (при росте мировых цен на нефть свыше 60 долл. США за баррель), так и крайне негативного (при падении цен на нефть ниже 40 долл. США за баррель). Показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, в том числе значительно - при реализации крайних ее сценариев. Банк осуществляет кредитование реальной экономики. Прежде всего, следует отметить, что непосредственное кредитование реального сектора экономики не является прерогативой Банка России. Тем не менее, улучшение макроэкономической ситуации и взвешенная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, позволяют создать благоприятные условия для расширения кредитной активности банков и повышения доступности кредитов для экономических агентов. В частности, этому способствует общее снижение инфляции, плавная динамика обменного курса, устойчивость финансовых рынков, снижение доходности различных финансовых инструментов и выравнивание их уровня, рост долгосрочной депозитной клиентской базы кредитных организаций. Кроме того, Банк России способствует снижению системных рисков, развивая надзор и контроль за банковской системой, совершенствуя платежную систему.
Банк России развивает систему инструментов, позволяющих обеспечить сбалансированное и устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития. Эти инструменты предназначены для регулирования текущей ликвидности банковской системы (то есть для изъятия и предоставления денежных средств банкам в соответствии с необходимостью исполнения ими своих краткосрочных обязательств), а также для формирования совокупного предложения денег на долгосрочную перспективу. При этом Банк России постоянно работает над тем, чтобы обеспечить равные условия доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования для всех кредитных организаций — участников рынка.
У Банка России есть определенное видение политики процентных ставок. Необходимо подчеркнуть, что регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является инструментом денежно-кредитной политики, и они не выступают в качестве ее целевого ориентира. Действия Банка России по изменению процентных ставок по своим операциям будут зависеть от экономической ситуации. При этом в условиях снижения инфляции, проведения сбалансированной бюджетно-налоговой политики и уменьшения рыночных рисков в 2007 г. Банк России прогнозирует продолжение тенденции к последовательному снижению уровня процентных ставок по кредитам нефинансовым заемщикам, что будет способствовать дальнейшему росту доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики. Банк России формирует коридор процентных ставок денежного рынка путем объявления ценовых условий операций по привлечению и предоставлению денежных средств и в рамках границ этого коридора задавать средний уровень стоимости кредитных ресурсов. Кроме того, для более активного сглаживания конъюнктурных колебаний на денежном рынке, не имеющих в своей основе фундаментальных экономических предпосылок, Банк России воздействует на уровень ставок путем проведения операций на рыночных условиях. Политика банка на финансовых рынках Банк России развивает финансовый рынок, который наряду с выполнением своей функции механизма управления ликвидностью для всех участников экономической деятельности со временем должен стать эффективным посредником в процессе привлечения заемных ресурсов предприятиями реального сектора. Особое внимание уделяется развитию инструментария и инфраструктуры рынка, а также снижению рисков участников при работе на финансовом рынке. В целях развития инструментов финансового рынка Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и во взаимодействии с законодательной властью концентрирует усилия на разработке и принятии нормативных актов, обеспечивающих возможность полноценного использования участниками денежного, фондового и валютного рынков инструментов, широко и успешно применяющихся в странах как с рыночной, так и с развивающейся экономикой. Банк России совершенствует процедуры эмиссии и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, в частности, снимет ограничения на выпуск банками таких бумаг, номинированных в иностранной валюте. Банк России диверсифицирует инструменты валютного рынка. Среди них: участие в разработке и согласовании правил проведения валютных торгов на ЕТС, предусматривающих объединение в рамках ЕТС всех ныне действующих на ММВБ инструментов рубль/доллар США; введение сделок “обратный валютный своп” сроком на один день, предусматривающих покупку кредитными организациями у Банка России иностранной валюты с одновременной ее продажей за рубли на следующий день; активизация операций рубль/евро на биржевом и на внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка. Не теряет своей актуальности и такое направление работы, как развитие и формирование конкурентоспособной инфраструктуры финансового рынка. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации способствует консолидации депозитарных и клиринговых организаций, что позволяет снизить трансакционные издержки и операционные риски участников рынка и повысить его ликвидность. В частности, в секторе ГКО—ОФЗ комиссионное вознаграждение организатора торгов снижаются до уровня комиссионных по операциям с корпоративными ценными бумагами. Банк России готовит также предложения по установлению единого принципа расчета комиссии по рыночным инструментам Банка России, соответствующего сделкам на денежном рынке. Важной задачей Банка России как регулятора рынка ГКО—ОФЗ станет поддержание устойчивого функционирования системы первичных дилеров, а также механизма операций междилерского РЕПО. Задача снижения рисков на финансовых рынках в современных условиях приобретает все большее значение. При ее решении Банк России намерен сосредоточиться на совершенствовании законодательства о залоге и банкротстве, а также на обеспечении его соблюдения, включая проработку механизмов, позволяющих инвесторам защищать свои права в случае дефолта эмитента. Банк России последовательно совершенствует платежную систему, прежде всего в области осуществления расчетов по крупным платежам в режиме реального времени в общероссийском масштабе, расширения сферы применения современных электронных технологий, использования в расчетах платежных карт. Это позволяет повысить скорость проведения расчетов, сократить долю налично-денежного обращения в сфере розничных платежей, обеспечить эффективное применение инструментов денежно-кредитного регулирования и интеграцию с другими платежными системами, в том числе и иностранных государств.
Государственный кредит и его развитие на современном этапе Государственный кредит - система кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Источниками средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. Государство использует эту форму кредита для покрытия дефицита государственного бюджета и аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка [6]. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Денежные средства, поступающие от выпуска местных облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций. Такие облигации считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей налоговой мощи, а также доходами существующих объектов либо недвижимостью. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к процентным ставкам государственных облигации. Инвесторы, которые приобретают местные облигации, поставляют муниципальным органам необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач: муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного бюджета, а, значит, и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный доход, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами. В большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность [4]. Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др. Виды государственных кредитов Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: · составом заемщиков и кредиторов; · конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; · местом получения кредита; формой его оформления; · методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; · сроками погашения государством своих обязательств; · степенью риска кредитора и заемщика. В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает правительство и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на внутренние и внешние займы. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска) [2]. Преимущественно выпускаются облигации внутренних, государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а также обязательную покупку их юридическими лицами. Казначейские обязательства государства - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке; бумаги, не поступающие на вторичный рынок. На вторичный рынок могут поступать: казначейские обязательства (вексели), облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; а также обычно, облигации местных органов власти. Продажу ценных бумаг правительство осуществляет через уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Банк России. При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет доход от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль. Для кредитора (юридических и физических лиц) при приобретении ценных бумаг правительств имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный [7]. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный риск возникает в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике в результате которых привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений (инвестиций) может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.
Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебаний рыночных ставок вверх и вниз. В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижения риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.
Выпуск облигаций государственного внутреннего займа осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита бюджета [5]. Кроме финансирования бюджетных потребностей, другой важной целью выпуска государственных облигации является увеличение притока иностранной валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, коль скоро мобилизованную таким образом иностранную валюту можно использовать в экспортно-импортных расчетах. Необходимо отметить, что государство не всегда должно выпускать в этих целях облигации внешнего займа или облигации в иностранной валюте. В развитых странах оно влияет на приток валюты путем установления определенного процента на свои облигации, деноминованные в национальной валюте. Если процентная ставка государственных облигаций выше ставки по аналогичным ценным бумагам других стран, то иностранные инвесторы могут отдать предпочтение первым, поскольку доход от них выше. Для приобретения таких облигаций иностранные инвесторы вынуждены приобретать национальную валюту страны, в которой выпускаются привлекательные облигации, и расплачиваться ею за эти облигации. Увеличение продажи национальной валюты означает, что спрос на эту валюту возрос и, следовательно, повышается цена на нее. В этом случае говорят, что курс данной национальной валюты повышается. Наконец, третьей важной целью выпуска государственных облигаций является оказание сдерживающего влияния на инфляцию. В этом случае денежные средства, полученные от выпуска государственных облигаций временно изымаются "из оборота", то есть, "придерживаются". Если в обороте находится слишком большое количество денежных средств, то оно повышает возможности покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того чтобы, не давать покупательскому спросу расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранение денег и получение доходов от него было более выгодным, чем расходование их на приобретение товаров. Именно это и достигается в определенной мере при помощи выпусков государственных облигаций. Указанные выше цели могут быть достигнуты при условии, что государственные облигации способны удовлетворять ряду требований, в частности, требованиям надежности, определенности и ликвидности. Государственные облигации, как правило, удовлетворяют указанным выше требованиям. Они считаются самым надежным видом бумаг, поскольку предполагается, что государство гарантирует выполнение своих обязанностей по выпущенным им облигациям. В развитых странах вложение средств в государственные облигации рассматривается как относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются. Ввиду надежности и определенности, государственные облигации обладают также ликвидностью. Их легко можно продать и купить в случае необходимости, они без каких-либо ограничений принимаются как средство расчета или обеспечения обязательств. Обладая такими характеристиками, государственные облигации, естественно, представляют наибольший интерес для крупных институционных инвесторов - коммерческих и сберегательных банков, финансовых компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний. Указанные инвесторы распоряжаются большими денежными средствами и поэтому заинтересованы вкладывать их в надежные, определенные и ликвидные ценные бумаги [3]. Вместе с тем, ввиду наличия упомянутых выше характеристик, государственные облигации являются наименее доходными. Процентные ставки по государственным облигациям являются наиболее низкими среди всех долговых ценных бумаг. Однако это обстоятельство имеет свое преимущество, коль скоро все остальные долговые ценные бумаги обладают большей степенью рискованности, меньшей мерой определенности и могут быть более или менее ликвидными, то установление процентов по ним осуществляется на основе сравнения различий по указанным выше критериям между институционными долговыми ценными бумагами и государственными облигациями, выпускаемыми на этот же срок. Таким образом, процентная ставка по государственным облигациям выполняет кроме прочего, также функцию общерыночного показателя, на основе которого определяются процентные ставки других долговых ценных бумаг. Процентные ставки по облигациям других эмитентов находятся в прямой зависимости от процентных ставок по государственным облигациям. Облигации являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Первичное размещение облигаций производится путем их продажи инвесторам. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам (цена отсечения). Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества (например, не менее 10 процентов и т.д.). Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Банк России, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении. Правительство обязуется погасить облигации по истечении ока их обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения установленного числа передаточных подписей, облигации поступят в свободное обращение на рынок ценных бумаг и могут приобретаться юридическими лицами России и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять трансформацию государственных облигаций в денежные средства и другие финансовые активы [1].
Погашение облигаций производится Банком России по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения облигаций выделяет необходимые средства Банку России. Развитие рынка государственных ценных бумаг закрепляет положительные тенденции по стабилизации денежно-кредитных отношений; расширяет безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг.
Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

Литература 1. Банки на развивающихся рынках: Справочник. В 2-х томах/пер. с англ. Всемирный банк. Вашингтон. 1996г т. 1 Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. 2. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М. и др Банки и банковские операции/Учебник для вузов. под ред. профессора Е.Ф Жукова. – М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998г. 3. Лаврушин О.И., Мамонтова И.Д., Валенцева Н.И., и др. Банковское дело. –М.; Финансы и статистика . 4. Колесников В.И. Банковское дело –М.; Финансы и статистика. 1998г. 5. Игнатьев Д. Налоговой политике нужны четкие приоритеты // Финансовые известия. № 13. 1995. 6. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9, 10, 19. 7. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.