Реферат по предмету "Экономика"


Внешнеторговая политика – меры обеспечения интересов РФ

Содержание: Введение 1.Внешнеторговая политика РФ 1.1Цели внешнеторговой политики РФ 1.2 Участники внешнеторговой деятельности 1.3 Методы государственного регулирования внешнеторговой политики
1.4 Стимулирование внешнеторговой политики 2. Динамика и структура внешней торговли России 3. Развитие внешнеторговых связей РФ 3.1 Торговые связи России и стран ЕС 3.2 Торговые связи с Японией 3.3. Торговые отношения России со странами СНГ 3.4. Развитие торговых отношений с США 3.5. Перспективы сотрудничества России со странами Южной Америки 4. Предложения и рекомендации Заключение Список литературы Приложение 1









Введение Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляет свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводится через Министерство внешнеэкономических связей и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Центральный банк РФ. Перелом в регулирование внешнеторговой деятельности связан с принятием закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в котором обусловлено интенсивное развитие внешнеторговых связей РФ, ее интеграция в мировую экономику и необходимость вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм ВТО. Тема курсовой работы выбрана именно потому, что проблема равноправного, недискриминационного участия России в мировой торговле остается актуальной, несмотря на некоторые положительные сдвиги. Цель моей курсовой работы состоит в исследование внешнеторговой политики и мер обеспечения интересов Российской Федерации. В курсовой работе я рассмотрела: В первой части выделены сущность, цели, а также участники внешнеторговой политики РФ. Особым образом освещены проблемы государственного регулирования внешнеторговой политики. Во второй части показано развитие внешнеторговых связей с учетом динамики в структуре экспорта и импорта, а также особенностей сложившегося на сегодня организационно – правового механизма обеспечения международной торговли. Прежде всего, анализируется торговля с европейскими государствами. Рассматриваются взаимоотношения с Японией. Описываются связи со странами СНГ. Отдельно рассматриваются внешнеторговые отношения России с США, а также со странами Южной Америки. В третьей части описаны предложения по улучшению ВТП России. Задачами исследования являлось: 1. рассмотреть сущность, принципы и цели внешнеторговой политики. 2. выявить меры обеспечения интересов РФ. 3. изучить государственное регулирование внешнеторговой политики. 4. рассмотреть торговые отношения России со странами мира. 5. разработать рекомендации по улучшению условий во внешнеторговой политике России. Предмет исследования является внешнеторговая политика и меры обеспечения интересов РФ. Объектом исследования являются внешнеторговая политика России со странами мира. Источники информации: Учебные пособия, справочники, учебники, законы.






Внешнеторговая политика РФ Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций. В настоящее время участником внешней торговли в РФ может быть любое российское предприятие, получившее статус индивидуального частного предпринимателя. Более 6 млн. хозяйствующих субъектов и физических лиц являются на сегодня субъектами ВТД РФ. Внешнеторговая политика РФ на сегодняшний день является политикой либерализации. В течение долгого времени она проводилась под влиянием МВФ, который связывал выдачу каждого транша – кредита с принятием соответствующей либерализационной меры. Основной регламент, регулирующий ВТД РФ – Федеральный закон о государственном регулировании ВТД от 8 декабря 2003 г. Основная идея этого закона заключается в обеспечение благоприятных условий для ВТД как российских, так и иностранных предпринимателей, защиты экономических интересов РФ. В нем говорится о государственном регулирование ВТД в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственности. Основные принципы государственного регулирования ВТД: · защита государством прав и законных интересов участников ВТД, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. · равенство и недискриминация участников ВТД. · единство таможенной территории РФ. · взаимность в отношении другого государства – предоставление одним государством другому определенного режима международной торговли. · выбор мер государственного регулирования. · исключение неоправданного участия государства во ВТД. По закону РФ может участвовать в зонах свободной торговли и таможенных союзах, принимая международные правила. Закон также разрешает использование защитных мер в отношении отечественных производителей, т.е. протекционизм. Таможенный кодекс устанавливает основные понятия Внешней торговли РФ и 12 используемых ею таможенных режимов. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствие с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Чтобы товар был пропущен через таможенную границу государства, тот, кто его ввозит (вывозит) должен уплатить в бюджет государства специальный налог, зависящий от стоимости или количества товара. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношение которых они применяются, а также нетарифные меры регулирования внешнеэкономического регулирования устанавливаются правительством РФ. Сегодня в РФ применяются следующие виды ставок пошлин: · адвалорные – начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; · специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров; · комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения. Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах. Импортная таможенная пошлина увеличивает издержки импортера и тем самым заставляет его повышать продажную цену товара. В результате спрос на иностранные товары на внутреннем рынке снижается. Увеличивается конкурентоспособность национальных производителей по сравнению с зарубежными. Тем самым пошлины сокращают импорт, что позволяет, во-первых, защитить от конкуренции отечественное производство и, во-вторых, уменьшить дефицит платежного баланса.
Применение импортных тарифов - импортный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим, открывая путь к международной конкуренции. Максимальные протекционистские тарифы обычно устанавливаются либо в отношение отраслей, которые могут стать двигателями экономического развития после реконструкции, либо в отношение отраслей производящих стратегически важную продукцию, самообеспечение которой необходимо для безопасности страны.
Минимальные ставки пошлин устанавливаются на продукцию, которая при невысоком уровне производства в стране активно потребляется ведущими отраслями ее промышленности. Значение экспортного тарифа - экспортный тариф используется в тех случаях, когда ценовые диспропорции между национальной и мировой экономикой угрожают привести к тому, что из страны будет вывезен дефицитный товар и его не останется для внутреннего потребления. Валютное регулирование занимает особое место во ВТП РФ. Главной целью является контроль за движением валюты в процессе осуществления экспортно-импортных операций. Валютную политику в России осуществляют Министерство Финансов и Центральный банк РФ. Наиболее распространенным методом валютного регулирования внешней торговли является обязательная продажа валютной выручки от экспорта за национальную валюту. Среди других методов валютной политики следует назвать различные виды валютных ограничений, являющиеся административными методами регулирования. В российской практике применяются такие виды ограничений, как государственный контроль за валютными операциями, валютные ограничения для импортеров, ограничения на ввоз и вывоз капитала, ограничения на обмен валюты. Таможенные пошлины – традиционный инструмент регулирования внешней торговли. Проводя долгосрочную экономическую политику их необходимо рассматривать, как инструмент воздействия на торговые потоки. Как средства регулирования экспорта таможенная пошлина имеет по сравнению с квотой существенные недостатки. Прежде она делает менее выгодным весь экспорт. В результате вывоз данного товара может упасть ниже оптимального уровня. Поэтому экспортный тариф является для России временной мерой. В то же время импортный тариф – важная составная часть механизма регулирования внешней торговли. Импортный тариф должен отличаться высокой степенью дифференциации. Ввоз ряда товаров, необходимых стране и не производимых в ней в достаточных количествах, как правило, не облагается пошлинами. Защита производства определенных товаров от иностранной конкуренции осуществляется строго избирательно.
Цели внешнеторговой политики Российской Федерации К важнейшим целям внешнеторговой политики РФ следует отнести: · целенаправленное содействие структурной перестройки экономики страны; · изменение характера присутствия РФ в мировой экономике, как по линии товарной специализации, так и в отношении договорно-правовых и политических условий; · обеспечение экономической безопасности РФ. Достижение этих целей предполагает: 1. Формирование обновленной структуры экспорта, в первую очередь за счет значительного повышения в нем удельного веса и объема продукции перерабатывающей промышленности, машиностроения, а также через развитие ориентированной на экспорт сферы услуг; 2. Выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страховых ниш на мировом рынке, последующая концентрация основных усилий на закреплении и развитии рыночного успеха на избранных направлениях, углубление производственной кооперации с зарубежными партнерами; 3. Достижение наиболее благоприятного торгового режима в отношениях с внешнеэкономическими партнерами, снятие любых дискриминационных ограничений на торговлю с РФ, недопущение возникновения новых ограничений; 4. Обеспечение доступа российских предприятий на мировые рынки капитала, машин и оборудования, технологии и информации, минерально-сырьевых ресурсов, а также к глобальным транспортным коммуникациям в качестве экспортеров и импортеров. Здесь очень важную роль должна сыграть продуманная политическая, финансовая и информационная государственная поддержка процессов продвижения российских товаров и услуг на рынки с наиболее высокой степенью монополизации. Вместе с тем в течение какого-то периода будет необходима и определенная поддержка импорта тех товаров, которые в существующих экономических условиях имеют для населения РФ жизненно важное значение; 5. Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками РФ; 6. Создание эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов РФ путем расширения экспортного, валютного, таможенного контроля. В числе наиболее важных задач во внешнеторговой политики РФ выделены: · Продолжение курса на либерализацию внешней торговли и интеграцию, российской экономики в мировое хозяйство; · Поддержка отечественных производителей посредством регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке; · Обеспечение наиболее благоприятных для РФ условий погашения внешнего долга и его обслуживания; · Содействие размещению иностранных заказов на отечественных предприятиях; · Укрепление государственного контроля за внешнеторговыми и валютными операциями; · Защита интересов отечественных экспортеров на внешних рынках; Для решения этих задач намечены следующие меры: 1. Последовательное сокращение круга квотируемых и лицензируемых товаров, переход к распределению сохраняющихся квот через тендеры; 2. Пересмотр льгот во внешнеторговой деятельности и введение более жесткой системы предоставления таких льгот; 3. Завершение разработки программы стимулирования промышленного экспорта РФ. 4. Создание в сжатые сроки международно-признанной системы сертификации и контроля качества экспортируемой продукции; 5. Достижение соглашений о благоприятном торговом режиме со странами – торговыми партнерами РФ в целях устранения дискриминации российских экспортеров, присоединения РФ к международным торговым организациям; 6. Сокращение роли государства как торгового импортера, последовательное снижение импортных закупок зерна, других видов продовольствия, спрос на которые может быть покрыт отечественными производителями, ограничение и последующая полная ликвидация субсидирования импорта; 7. Совершенствование системы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности для превращения экспортных и импортных тарифов в действенный инструмент структурной политики, призванный обеспечить оптимальный уровень иностранной конкуренции на внутреннем рынке, нейтрализовать преимущества зарубежных фирм, и сделать присутствие иностранных товаров в РФ важным фактором борьбы с отечественным монополизмом. 8. Усиление контроля за экспортом стратегически важных товаров, включая соблюдение экспортерами установленных правил и процедур. 9. Создание надежной системы валютного контроля, последовательное формирование экономических и иных условий для прекращения утечки капитала за рубеж, поворота его потока в РФ, валютные ограничения для импортеров, ограничения на обмен валюты;
10. Продолжение переговоров с иностранными кредиторами по вопросам реструктуризации внешнего долга с целью смягчения его для российской экономики на ближайшие годы; 11. Привлечение в РФ на взаимовыгодных условиях иностранные инвестиции, обеспечение привлекательности для них российского рынка;
12. Нормализация хозяйственных связей со странами СНГ, углубление экономической интеграции с ними, формирование в рамках СНГ единого экономического пространства; 13. Активизирование работы по поддержанию жизненно важных для РФ традиционных товаропотоков, а также укрепление экономической безопасности РФ; 14. Последовательное устранение существующих во взаимной торговли тарифных и нетарифных ограничений; В связи с этим предполагается полностью прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок, снизить экспортные пошлины на энергетические товары и ликвидировать централизованный экспорт, отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи своей экспортной выручки, отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.
Участники внешнеторговой деятельности. Участниками внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные юридические и физические лица. С началом процесса либерализации внешнеторговой деятельности возникла необходимость в разграничении субъектов рыночных отношений на резидентов и не резидентов. Под категорию резидентов попадают следующие субъекты внешнеторговых связей: · физические лица, имеющие постоянное место жительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; · юридические лица, с местонахождением в РФ; · предприятия и организации; · дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ; Не резидентами являются: · физические лица, имеющие постоянное место жительство в РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; · юридические лица, с местонахождением за пределами РФ; · предприятия и организации с местонахождением за пределами РФ; · дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся в РФ; И резиденты, и не резиденты осуществляют в процессе внешней торговли экспортные и импортные операции. При этом источником спроса на иностранную валюту является импорт, источником ее поступления на национальный внутренний рынок – экспорт. Вывод:














Методы государственного регулирования внешнеторговой
политики РФ Государственная внешнеторговая политика осуществляется, посредством таможенно - тарифного регулирования, то есть применения импортного и экспортного таможенных тарифов, с помощью методов нетарифного регулирования – путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мерами экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД. Методы государственного регулирования внешнеторговой политики представляют собой набор следующих пошлин: 1. Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ, причем ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году; 2. Специальные пошлины, применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную границу России в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров, или используются в качестве ответной меры на дискриминационные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств; 3. Антидемпинговые пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза; если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России; 4. Компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться в следующих случаях: 1. путем установления Правительством РФ количественных ограничений, таких как: · временные ограничения экспорта товаров для предотвращения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ; · ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо: - сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения. - сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром. При принятии решения о введение квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников ВТД их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации. 2. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях: · введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; · реализации разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц и т.д. · предоставления исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров. · выполнение РФ взятых международных обязательств. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие, которых необходимо для участия России в международных санкциях в соответствие с Уставом ООН, а также в целях защиты внешнего финансового положения и подержания равновесия платежного баланса РФ. Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственности, необходимы для эффективной защиты экономических интересов РФ. Правительство РФ осуществляет в соответствие с международными договорами, законодательством РФ меры экономического и административного характера, содействующие развитию ВТД: 1. официальное опубликование статистических данных о внешней торговле РФ, в том числе торговые балансы РФ; 2. создание благоприятных условий для доступа российских лиц на рынке иностранных государств, заключение международных договоров, а также участие в создание международных организаций призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.
Большое значение в системе государственного регулирования внешнеторговой политики отводится определению таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость товара – стоимость товара, определяемая для обложения того или иного товара пошлиной, а также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических соглашений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производиться:
· по цене сделки с ввозимыми товарами – цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ, т.е до порта или иного места ввоза. · по цене сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, сопоставимые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в т.ч по следующим признакам: - физические характеристики; - качество и репутация на рынке; - страна происхождения; - производитель; Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки и идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов аналогичных при методе по цене сделки с ввозимыми товарами. · по цене сделки с однородными товарами. Под однородными понимаются товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, а также коммерчески взаимозаменяемы. · путем вычитания стоимости. При использовании данного метода основой для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. · путем сложения стоимости: - стоимость материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; - общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза товара, в т.ч расходов транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы и т.д. - прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ товаров. · путем использования так называемого резервного метода. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по этому методу могут быть использованы: - цена товара на внутреннем рынке РФ; - произвольно установленная цена товара; - цена товара поставляемого в третьи страны; Большое значение для выбора методов регулирования является также определение страны происхождения товара. Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза и вывоза товара на таможенную территорию РФ. Страной происхождения товара считается страна, в которой был произведен товар либо подвергнут достаточной переработке в соответствие с критериями, установленными российским законодательством.



Стимулирование внешнеторговой политики РФ
Органами государственного управления РФ осуществляются следующие мероприятия по стимулированию внешнеторговой политики: 1. Формирование программы развития внешнеторговой политики. Речь идет о том, чтобы в целях стимулирования роста национальной экономики Правительство РФ способствовало бы развитию внешней торговли, в том числе через осуществление федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности. 2. Информационное обеспечение внешнеторговой политики. В целях повышения эффективности внешнеторговой политики на территории РФ действует система внешнеторговой информации, управляемая федеральным органом исполнительной власти. В этой информации содержатся сведения: -о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке; -о российских и иностранных лицах, получивших квоты и лицензии; -о российском и иностранном законодательстве в сфере внешнеторговой деятельности; -о деятельности торговых представительств РФ за рубежом; -о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию РФ и вывоза ее с территории; 3. Правительство РФ осуществляет в соответствие с международными обязательствами РФ меры по развитию внешнеторговой деятельности: · обеспечение кредитования участников внешнеторговой деятельности; · организацию торговых выставок и ярмарок; · проведение рекламных компаний по развитию экспорта товаров и услуг; Государство в целях стимулирования экспорта может участвовать в системе страхования экспортных кредитов. 4. Объединения, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. Объединения российских юридических лиц – участников внешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членов объединений, повышение эффективности и упорядочения экспорта и импорта, избежания недобросовестной конкуренции, развитие и укрепления внешнеторговых связей с иностранными лицами. Объединения, содействующие развитию внешней торговли, могут создаваться по нескольким классификационным признакам: · по направлениям торговли: экспортные, импортные, реэкспортные (иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов), реимпортные (российские товары, вывезенные с территории РФ ввозятся обратно без взимания таможенных пошлин); · в отношение торговли состязательного типа: аукцион, международные торги, биржевая торговля; · в отношение торговли научно-техническими достижениями и оказания услуг: купля-продажа лицензий, «ноу-хау», факторинг, инжиниринг, аренды, лизинга, туризма; · товарообменная торговля: встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции; · в области торгово-посреднической деятельности: консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские; 5. Межгосударственные отношения в сфере внешнеторговой деятельности включают представительства РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, и, представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам в нашей стране. Торговые представительства иностранных государств учреждаются в РФ на базе международных договоров. В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы РФ, а также в случае невыполнения этим государством принятых им обязательств перед РФ, Правительство РФ вправе вводить ответные меры в области внешнеторговой деятельности. Регулирование ВТП государством означает не только поддер­жку и стимулирование, но и контроль за соблюдением нацио­нальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценооб­разованием. Государственное регулирование ВТП во всех странах направле­но на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые на­рушают нормальное функционирование процесса внутреннего вос­производства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоп­риятные социальные последствия.





Динамика и структура внешней торговли России Экономика России пережила состояние глубокого экономического кризиса, связанного с переходом экономики на рыночные принципы, что не могло не отразиться на состоянии внешнеэкономического комплекса страны. Подъем российской экономики, начавшийся с середины 1999 г., во многом связан с ростом торгового баланса страны вследствие благоприятной внешнеторговой конъюнктуры и эффекта девальвации российского рубля. В настоящее время Россия находится во втором десятке среди стран-экспортеров мира. На РФ приходится примерно 1,5% мирового экспорта. В 2000 г. стоимость экспорта России превысила 100 млрд. долл.
Внешнеторговый оборот России в 2001 году, по данным Банка России, составил 156,5 млрд. долларов и достиг наивысшего уровня за последние 10 лет. Экспорт Российских товаров в 2001 г. достиг 103,1 млрд. долларов (снижение на 2,3%), импорт – 53,4 млрд. долларов (рост на 18,9%). Валютные доходы от продажи топливно-энергетических ресурсов отличаются значительной неустойчивостью из-за колебаний экспортных цен в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти и газа. Если рост ВВП России в 2000 г. определялся повышением нефтяных цен, то в 2001 г. подъем экономики страны был связан с увеличением внутреннего спроса. В 2002 г. ВВП РФ увеличился на 4%, и вклад нефтяного фактора составил 2%. Рациональность структуры экспорта, является важной характеристикой во внешнеторговой политике страны. С точки зрения структура российского экспорта лучше, чем у стран ОПЕК, но хуже, чем у стран Латинской Америки. Основную составляющую представляют сырье и материалы (80%), в то время как доля машин и оборудования незначительна (9-10%), хотя отмечается тенденция к ее стабилизации. Доля топливных ресурсов в стоимостном экспорте превышает 50%, при этом значительная часть доходов от продажи энергоносителей приходится на нефть -23%, газ-20% и нефтепродукты - 9-10%. Начиная с 1992 г., стало активно развиваться такое направление международной специализации России как поставки за рубеж черных и цветных металлов, особенно в страны Западной Европы. В западной Европе, США и других странах мира к российским поставщикам часто применяют антидемпинговые меры. В 1999 г. России пришлось добровольно ограничить экспорт стали в США, что явилось довольно сильным ударом по экономике. Другими важными статьями российского экспорта являются необработанный лес и пиломатериалы, минеральные удобрения, синтетический каучук, золото и драгоценные металлы и камни. На металлы и драгоценные камни приходится четверть валютных поступлений России от экспорта. При этом половину доходов от экспорта цветных металлов обеспечивает вывоз за рубеж алюминия. Далее по значимости следуют никель и медь. При этом 90% российской меди и никеля покупают Нидерланды. На черные металлы приходится 7-8% стоимости экспорта страны, последние годы эта доля уменьшалась. Экспорт химической промышленности представлен преимущественно продукцией основной химии и составляет 7,2% в суммарном экспорте страны, 40% экспортируемых удобрений направляется в Китай. На объемы экспорта древесины и целлюлозно-бумажных товаров негативно влияет низкая конкурентоспособность этих товаров, что вынуждает экспортеров продавать их по ценам на 20-30% ниже мировых. Половину экспорта составляет необработанная древесина, а 70% вывоза приходится лишь на две страны мира – Финляндию и Японию. Сырьевая направленность российского экспорта, особенно в торговле со странами дальнего зарубежья, на данном этапе является одной из наиболее острых проблем национальной экономики. Продукция гражданского машиностроения составляет в структуре российского экспорта очень незначительную долю – 8-10%. Одним из конкурентоспособных товаров России является вооружение и военная техника. Сейчас Россия находится на четвертом месте в мире по экспорту вооружений и военной техники и занимает примерно 5% мирового рынка оружия. Можно заключить, что стоимостные показатели российского экспорта по-прежнему остаются жёстко привязанными к конъюнктуре сырьевых рынков и изменяются вслед за ценами на энергоносители и металлы. В структуре импорта можно выделить три группы товаров, составляющих значительную долю в российском импорте, это машины, оборудование и транспортные средства (не менее 1/3 общего объема), поставки продуктов питания и товаров народного потребления (1/4). Важное место в импортных поставках продовольствия занимают закупки мяса, птицы, сахара, масла как в странах дальнего, так и ближнего зарубежья. Закупки сырья постоянно уменьшаются. Сокращение поголовья скота в с/х уменьшило потребность в импортном зерне, которое было в прошлом одной из основных статей ввоза. Импорт одежды, обуви, других товаров народного потребления осуществляется из западных, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Значительный вклад в потребительский импорт вносят «челноки» (1/3 импорта). Продукция легкой промышленности РФ остается неконкурентоспособной, и с 2000 г. спрос переориентировался с отечественных товаров на импортные. Российские станки экспортируются в 57 стран мира, среди которых Япония, Германия, Англия и другие промышленные гиганты. Крупным партнером становится Китай. По его заказам изготавливаются 150 обрабатывающих центров и автоматические линии для автомобилестроительных заводов. Россия традиционно имеет свою нишу на мировом рынке, производя и поставляя, прежде всего, тяжелые и уникальные станки. Например, тяжелые токарные, карусельные, расточные станки, мощные гидропрессы и т.п. всегда продавались в Японию, США, Канаду, Англию, Францию и другие развитые страны.

Развитие внешнеторговых связей РФ Основными внешнеторговыми партнерами России являются промышленно развитые страны, в основном это страны Западной Европы. Доля промышленно развитых стран во внешней торговле России превышает 50%. Бывшие страны СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) – доля этой группы стран во внешнеторговом обороте нашей страны составляет около 10% по сравнению с 40-50% в годы советского периода. В отношении развивающихся стран, можно констатировать снижение их доли во внешнеторговых связях по сравнению с практикой советского периода. Продажа оружия развивающимся странам, прежде всего Индии и Китаю остается одним из приоритетных направлений внешней торговли. На первом месте по важности остается Европа, на которую приходится примерно 40% всех торговых потоков. Кроме того, большая часть кредитных ресурсов в Россию поступает из Европы. Среди европейских стран крупнейшими внешнеторговыми партнерами России являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, Финляндия, Нидерланды, Швейцария. На эти страны приходится около 35% внешнеторгового оборота России. Вклад стран Азиатского региона составляет около 15% всего объема внешней торговли России. В этом регионе важными партнерами России являются Южная Корея, Китай, Индия, Гонконг, Тайвань, Турция, Израиль. Пока связи России со странами этого региона не очень развиты и имеют большой потенциал роста.
Доля Америки относительно невелика (около 12%). Ведущими партнерами из западной части земного шара являются в настоящее время США, Канада, Куба, Аргентина, Бразилия. Особенно быстро за последнее время активизировались торговые отношения с США. Товарооборот России со странами Африки остается на очень низком уровне. В Африке главными партнерами являются Алжир, Египет и некоторые другие страны.
Торговые связи России и стран Европейского союза. Внешняя торговля России со странами ЕС в основном имела позитивную динамику. Внешнеторговый оборот России с Западной Европой составляет более 50 млрд. долл. Большая часть внешнеторгового оборота (90%) приходится на страны ЕС. Ведущими партнерами в Европе остаются Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Финляндия, и Швейцария. Причем Германия является постоянным лидером во внешней торговле России, (1/4 оборота России с западно-европейскими странами). Наиболее значимыми статьями импорта ЕС из России являются первичный алюминий, медь, нефть и природный газ, черные металлы, химические товары, обогащенный и природный уран, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, мороженая рыба. В импорте из ЕС России наиболее важна разнообразная машиностроительная продукция, автомобили, в настоящее время основными статьями импорта стали продовольственные и промышленные потребительские товары (обувь, одежда, текстиль, парфюмерно-косметические товары, мебель, бытовая техника и прочее). Самой больной областью в отношениях с ЕС являются антидемпинговые процедуры. Ежегодно Россия теряет в торговле со странами ЕС из-за применения антидемпинговых процедур около 200 млн. долл. При успешном развитии отношений с ЕС в ближайшем будущем можно будет начать переговоры о создании зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Россия – Германия. Регионально-географическая структура товарообмена России, его количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами. Место главного партнера России во внешней торговли стабильно занимает Германия. Россия и Германия создали большое число совместных предприятий, в Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории Германии находятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России. Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио - и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, существенно удешевляющей поставку. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике. Что касается непосредственно взаимной торговли, то доля Германии в экспорте и импорте России весьма существенна – 8,1% и 15,7% соответственно. В тоже время доля России в германском экспорте составляет 1,6%, а в импорте – 2,2%. Товарооборот между двумя странами имеет постоянную тенденцию к росту, в основном за счет укрепления экспортных позиций России. Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). Значительную долю в российском экспорте в Германии составляют полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля выросла с 8 до 11%. Машинно-техническая продукция пока остается незначительной статьей российского экспорта, хотя в отмечено некоторое увеличение ее доли (с 2 до 2,9%). Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС. Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна. В ближайшие годы Германия останется одним из крупнейших партнёров России. В основе расширения торговых операций лежит углубление финансово-экономических связей и технологического сотрудничества. Россия – Великобритания. В структуре российского экспорта в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых было достигнуто в основном за счет сырой нефти и нефтепродуктов, которые занимают 43,7 % всего российского экспорта в эту страну, а также алмазов. Заметное место в экспорте России в Великобританию занимают древесина и изделия из нее, продукты неорганической химии, органические химические соединения, черные металлы. Однако снижается удельный вес машин и оборудования главным образом из-за резкого сокращения экспорта промышленных и лабораторных печей. Несколько уменьшились поставки в Великобританию легковых автомобилей, являющихся основной статьей в российском машинно-техническом экспорте в эту страну. В больших количествах Россия ввозила медикаменты, руды и концентраты алюминиевые, препараты для борьбы с сорняками и сельскохозяйственными вредителями, одежду, изделия из черных металлов. Заметно вырос в 1994 году импорт кондитерских изделий, а также напитков и табака. В ближайшей перспективев российском экспорте по-прежнему будут преобладать нефть и нефтепродукты. После сокращения экспорта алмазов, возможно, что их вывоз в Великобританию возрастет. Россия – Италия. Италия традиционно является одним из деловых крупнейших партнеров РФ. Основу экспорта России в Италию составляет природный газ, поставляемый на основе долгосрочных соглашений с государственной группой “ЭНИ” (до 15 млрд. куб. м в год с 1992 года – примерно 35 % импорта Италией природного газа). Срок действия соглашения по газу - до 2008 г. Энергоносители традиционно играют главную роль в российском экспорте в Италию. Значительное уменьшение в последние годы вывоза из России нефти и нефтепродуктов вызвало существенное сокращение всего российского экспорта в Италию и объема взаимной торговли наших стран. В то же время произошли глубокие сдвиги в импорте России.
В импорте России из Италии возрос удельный вес продовольственных товаров и обуви. Большой вклад в развитие двусторонних отношений в ближайшие годы должны внести рассматриваемые проекты, связанные с масштабным импортом оборудования и технологий из Италии в Россию на общую сумму в несколько миллиардов долларов. К ним относятся проект создания новых мощностей по производству автомобилей на базе ВАЗа, газоэнергетический проект, многочисленные проекты в области нефтяной и нефтехимической промышленности, проекты в области конверсии, телекоммуникаций, строительства и реконструкции предприятий легкой промышленности и многое другое. Объем и динамика торговли в значительной степени определяются масштабами инвестиционного сотрудничества России с Италией. При этом в структуре экспорта и импорта особых изменений не ожидается.
Россия – Франция. В последнее время активизируется деятельность французских инвесторов в банковской сфере, агропромышленном комплексе, связи и энергетике России. Французские фирмы заинтересованы в расширении капиталовложений в российскую нефтегазовую промышленность, и осуществлении совместных проектов по управлению воздушным движением, модернизации алюминиевых заводов в Красноярске и Братске, предприятий черной металлургии и мебельной промышленности. В области атомной энергетики совместно с Францией осуществляется разработка новых поколений реакторов для атомных электростанций, систем повышения безопасности действующих станций, решается проблема захоронения радиоактивных отходов. Сотрудничество в авиакосмической промышленности охватывает такие области, как освоение космоса, включая совместные пилотируемые полеты и запуск спутников, создание системы управления воздушным движением в России (повышение его безопасности), а также авиационных двигателей, самолетов и вертолетов. В российском экспорте во Францию преобладают энергоносители, на которые приходится более половины его стоимостного объема. Россия сохранила высокий удельный вес в снабжении Франции газом, а также входит в число крупнейших поставщиков нефтью. Кроме того, Франция закупает в России металлы и металлоизделия, лесные и целлюлозно-бумажные товары, химические продукты. В структуре импорта России из Франции наметились некоторые изменения: произошло сокращение доли сельскохозяйственной продукции, а также машин и оборудования. В то же время динамично развивается импорт французских потребительских товаров. Особенно выросли закупки обуви, тканей, одежды, мебели, парфюмерно-косметических товаров и медикаментов. Россия – страны Бенилюкса. Торгово-экономические отношения России со странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) имеют длительную историю и характеризуются заметным развитием в последние годы. Растет объем взаимной торговли, усиливается хозяйственное взаимодействие, расширяются целевые контакты. Товарооборот между Россией и странами Бенилюкса увеличился более чем вдвое и превысил 6 млрд. долларов, причем последовательно растет как экспорт, так и импорт. Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники. В российском импорте из государств Бенилюкса основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные и безалкогольные напитки, шоколад, цветы. Инвесторы из стран Бенилюкса проявляют интерес к России, наблюдается рост капиталовложений в российскую экономику. Созданы и работают совместные предприятия в области гостиничного обслуживания, строительства, машиностроения, медицинской промышленности. Осуществляется сотрудничество в области лизинга, программного обучения российских предпринимателей проблемам маркетинга, управления, финансирования. Развивается сотрудничество в разведке и добычи нефти и газа. Россия-Польша. В структуре российского экспорта в Польшу преобладают сырьевые товары, из которых на поставки сырой нефти приходится около 40%, природного газа – около 30%. В тоже время расширяется номенклатура российского сырьевого экспорта и улучшается его структура путем увеличения поставок в Польшу металлов, химических товаров, сельскохозяйственной и рыбопродукции. Из машинно-технической продукции в Польшу экспортируется в основном автомобили «Лада» и запасные части к ним, автомобили «КамАЗ», тракторы Владимирского завода и др. В структуре польского экспорта в Россию доминируют продовольствие и сельскохозяйственные товары (около 40%), фармацевтические товары, косметика и товары народного потребления, машины и оборудование, строительные услуги. Польша также заинтересована в восстановлении и налаживании кооперационных связей с предприятиями России (производство троллейбусов, вагонов метро, автомобилей и др.). Страны Европы являются крупнейшими торговыми партнера­ми России в дальнем зарубежье, главными внешними кредиторами Российской Федерации. В центре внешнеэкономических связей России находятся отношения с ЕС. В проведении российскими предприятиями экспортно-импорт­ных операций на рынках ЕСим приходится иметь дело с единой внешнеэкономической политикой ЕС. Действующий в ЕС торгово-экономический режим включает механизм тарифного и нетарифно­го регулирования. Импорт из России странами ЕС сырья и энергоносителей, осущес­твляется практически беспошлинно, но полуфабрикаты и особенно готовые изделия облагаются пошлинами, размер которых возраста­ет с повышением степени обработки сырья. Протекционистские меры ЕС затрагивают в особенности импорт сельскохозяйственных, металлургических продуктов и текстильных изделий. С этой целью страны ЕС широко применяют нетарифные средства регулирования импорта товаров: количественные ограничения, лицензирование, компенсационные сборы, санитарные нормы, технические стандарты, экологические требования и др. Так, российский экспорт в ЕС текстильных и швейных изделий может осуществляться только в рамках согласованных квот. Преобладающей формой экономических связей России с ЕС продолжает оставаться внешняя торговля (в основном обмен россий­ских энергоносителей и металлов на западноевропейские машины и оборудование, продовольственные и промышленные потребительс­кие товары). Торговые связи с Японией. Важным по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония. Япония закупает у России преимущественно традиционные для ее рынка товары: лес, уголь, металлолом, рыбу, морепродукты (российский экспорт морепродуктов в Японию, по данным японской таможенной статистики, за последние 6 лет возрос в 4 раза). В 2001 г. товарооборот между РФ и Японией достиг 5 млрд. долларов.В частности, в экспорте России доля необработанного, в основном дальневосточного, сырья превышает 50% , продукции низкой степени переработки - около 40% , тогда как на машины и оборудование приходится менее 1 %. В российском импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществления структурных преобразований производства в России. В то же время продолжающаяся структурная перестройка экономики Японии и качественные сдвиги на мировых рынках топлива и другого кругов в расширении и совершенствовании экономических и научно-технических связей с Россией, которая стала рассматриваться в качестве второстепенного партнера.
Тормозом российско-японской торговли и долговременных экономических отношений стала проблема финансирования японского экспорта: пока не будет гарантий со стороны российского государства, японские деловые круги не смогут финансировать соответствующие экспортные операции. Серьезным препятствием в развитии двусторонних отношений, по мнению японских экспертов, является вопрос о «северных территориях».
Таким образом, в последние годы в наших отношениях с Японией к проблеме «северных территорий» добавились возросшие экономи­ческие трудности, ставшие еще одним и, может быть, даже более сложным препятствием на пути расширения российско-японского экономического сотрудничества. Эти проблемы оказывают свое воздействие и на возможность получения японских кредитов, и на инвестиционную деятельность японских фирм в России. Однако, несмотря на все препятствия и в нынешнем товарном наполнении российский экспорт в Японию сохраняет значительные резервы роста, поскольку в текущем десятилетии Япония останется крупнейшим в мире импортером леса, рыбы и морепродуктов, различных нефтепродуктов и сжиженного природного газа, каменного угля (японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей) и разнообразного металлургического сырья, соответствующих полуфабрикатов, цветных металлов и многих других товаров современного российского экспорта. Торговые отношения России со странами СНГ. Внешнеэкономические отношения России со странами СНГ имеют для экономики нашей страны важнейшее зна­чение. Главными торговыми партнерами России по-прежнему остаются Белоруссия, Украина и Казахстан. Общий объем внешней торговли России со странами СНГ в 2001 г. составил 28,43 млрд. долл. При этом экспорт равнялся 15,31 млрд. долл., а импорт составил 13,12 млрд. долл. (См. табл. 1.6). Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик при отходе от командного механизма управления потребовал коренного из­менения во внешнеторговых отношениях. Экспорт. Рост российского экспорта в страны Содружества в 2001 году составил 7,5%. При этом на топливо пришлось менее 40%. Объемы вывоза машин и оборудования, доля которых в общих поставках несколько превысила показатель 2000 г. и составила 17,3%, а также в экспорте возросла доля химической продукции, металлов. В части экспорта энергоносителей произошло снижение поставок природного газа на 19,1%, нефтепродуктов на 27,5%, в том числе бензина автомобильного на 45,4%. Что касается экспорта нефти, то ее поставки увеличились на 33,9%. Наблюдается рост экспортных поставок в натуральном выражении железных руд – на 22,3%; черных металлов – на 9,8%; каучука синтетического – на 20,4%. В отчетном периоде сохранилась наметившаяся в предшествующем году тенденция роста экспорта продукции лесопромышленного комплекса – почти на 70% возросли поставки в соседние страны древесной целлюлозы. Импорт. В импорте из стран СНГ доля машин и оборудования возросла и достигла 17%. Но главной статьей российского импорта из стран СНГ по-прежнему является продовольствие, составляющие примерно 20%, от общего объема поставляемых товаров. Наиболее значительно сократился импорт из сопредельных стран: стальных труб – на 14,8%; хлебных злаков – на 63,8%; сахара белого – на 41,8%. Перспективы развития Российской Федерации во мно­гом определяются тем, как будут складываться ее отношения с участниками Содружества Незави­симых Государств (СНГ). Между Россией и странами СНГ сложил­ся определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекатель­ным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее зна­чительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для эконо­мики России и стран Содружества характерен высокий уровень интеграции. Развитие торговых отношений с США. Одним из крупнейших торговых партнеров России являются США. Для России торговые отношения с США имеют весьма существенное значение. С одной стороны, эта страна располагает самым ёмким в мире и весьма диверсифицированным рынком и способна стать крупным покупа­телем многих российских товаров. С другой — она предлагает на экспорт разнообразную и часто высоконаукоемкую продукцию, во многих случаях по своим характеристикам превосходящую анало­гичную продукцию других стран. Помимо этого как страна крупно­масштабной экономики она в состоянии поставлять в Россию такие крупные партии товаров, как промышленных, так и сельскохо­зяйственных. Основу российского экспорта в США составляют драгоценные металлы и камни, черные и цветные металлы, химические продукты, рыбы и рыбопродукты, а также пушнина, водка. Импорт России из США состоит из продовольственных товаров (более 50%), это зерновые, сахар, мясо и птица, соки, масло сливочное и растительное. Вторая крупная статья – машинотехнические изделия (более 20%), в том числе электронно-вычислительная техника, средства телекоммуникаций, дорожно-строительное оборудование, электросиловое, судовое, медицинское оборудование. Сальдо двусторонней торговле складывается в пользу России, вместе с тем доля США в российском внешнеторговом обороте составляет свыше 9%. Наряду с торговым сотрудничеством важной стороной российско-американских отношений стало совместное предпринимательство. США занимают первое место в России по количеству созданных предприятий с иностранными инвестициями и по величине вложенного капитала. Большая часть американских инвестиций вложена в нефтегазовую промышленность. Несмотря на активизацию в последние годы позиций, как России, так и США в вопросе развития торгово-экономического сотрудничества, состояние этого сотрудни­чества не соответствует экономическим потенциалам обеих стран, развитие событий в политике продолжает оказывать наних большое влияние. Перспективы сотрудничества России со странами Южной Америки. В последнее время наблюдается повышение внешнеэкономичес­кой активности по отношению к странам Южной Америки. Развитие торгово-экономических отношений со странами Южной Америки в перспективе обусловливается сохранением потребностей России в некоторых видах дефицитного минерального сырья и продукции тропического земледелия; возможностью использования емкого рынка южноамериканских стран для расширения экспорта российской машино-технической продукции; налаживанием в разнообразных формах производственных и научно-технических связей с организациями и фирмами южноамериканских государств; потребностями обеспечения долгосрочных интересов России в рыбном промысле в районах Тихого и Атлантического океанов. Расширение торгово-экономических связей с Российской Федерацией в большинстве южноамериканских стран рассматривается как определенное стремление к диверсификации рынков, их расширению для товаров своего традиционного и нетрадиционного экспорта, включая машино-техническую продукцию. Сотрудничество с Южной Америкой в полной мере отвечает и стратегическим целям развития внешнеторговых связей России, в том числе таким, как расширение экспорта российских товаров и развития инфраструктуры реализации наукоемкой продукции; рационализация импорта; достижение благоприятного торгового режима; долгосрочное урегулирование валютно-финансовых вопросов.
Расширение экспорта российских товаров, возможно, прежде всего, за счет поставок конкурентоспособной машино-технической продукции. С учетом курса южноамериканских стран на обеспечение экономической самостоятельности, на развитие экспорта и политики замещения импорта продукцией национальной промышленности небольшими возможностями для запродаж могут пользоваться российское оборудование для предприятий черной и цветной металлургии (Бразилия, Чили), станочное оборудование для машиностроения (Бразилия, Венесуэла), энергетическое оборудование (Колумбия, Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Бразилия), средства транспорта - автомобили ВАЗ (практически все страны региона), текстильные станки (Аргентина, Венесуэла). Имеются большие возможности для экспорта тракторов и другого сельскохозяйственного оборудования (Эквадор, Чили, Парагвай), дорожно-строительных машин (Аргентина, Перу), троллейбусов (Аргентина, Колумбия, Чили) и др.
Что касается сырья и полуфабрикатов, то в регионе хороший сбыт могут найти минеральные удобрения, отдельные химические товары, прокат черных металлов, нефть и нефтепродукты, уголь металлургический и коксующийся и др. В области поставки нефти возможны долгосрочные отношения с Бразилией и Уругваем. Южноамериканские страны могут оставаться поставщиками ряда продовольственных и сельскохозяйственных товаров, которые не производятся или производятся в недостаточных количествах в России (сахар, кофе, какао-бобы, бананы, цитрусовые, эфирные и растительные масла, фармацевтическое сырье, шерсть, кожа, зерновые, корма и др.). Однако возможная рационализация импорта, зависящая от увеличения в России производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, будет связана с сокращением доли названной продукции и возрастанием удельного веса интересующего нас сырья. Учитывая потребности России в цветных и редких металлах, уже сейчас требуется шире использовать прямые закупки этих товаров, налаживать долгосрочные и стабильные связи, в том числе на компенсационной основе или в форме совместных предприятий. В связи с заинтересованностью стран региона в продвижении своей машиностроительной продукции на рынок России открываются возможности получения современного оборудований и технологий в области пищевой и мясоперерабатывающей промышленности. Импорт из стран Южной Америки может включать также товары народного потребления: бытовую электронику (Бразилия), обувь (Бразилия, Аргентина, Уругвай), текстильные изделия (Перу, Колумбия). Существуют предпосылки сотрудничества в области наукоемких технологий: биотехнологии (Бразилия), космоса (Аргентина, Бразилия), информатики (Бразилия) и др. Российским организациям следовало бы предложить свое сотрудничество в запуске южноамериканских коммерческих спутников и в создании консорциумов по запуску космических объектов, в том числе с помощью ракет, подлежащих уничтожению по имеющимся соглашениям. В Южной Америке довольно широко используется лизинг (сдача в долгосрочную аренду) многих видов оборудования. Перспективным для российских организаций может быть лизинг авиационной и автомобильной техники, различных типов судов, дорожно-строительной техники, горношахтного и геологического оборудования, металлообрабатывающих станков и др. В настоящее время прорабатывается ряд конкретных предложений по этому направлению сотрудничества. Особым регионом сотрудничества между Россией и южноамериканскими странами может стать тихоокеанский регион. Восточные районы России имеют возможность налаживания прямых торговых потоков со странами Южной Америки, имеющими выход на Тихоокеанское побережье. Существуют объективные условия для установления долгосрочных связей (стабильный рынок для продовольствия и многих тропических культур в районах Сибири и Дальнего Востока, потребности в импорте машинно-технической продукции и ряде сырьевых товаров в южноамериканских странах Тихоокеанского побережья). Есть предпосылки и для создания совместных судоходных линий для обслуживания этого товаропотока. Очевидно, что главными торговыми партнерами России в Южной Америке будут по-прежнему Аргентина и Бразилия, занима­ющие особое место не только в Южной Америке, но и во всем развивающемся мире. В перспективе Южная Америка, располагающая крупными минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами и уже солид­ным промышленным и научно-техническим потенциалом, могла бы стать одним из важных направлений более полного включения экономики России в международное разделение труда на взаимовы­годной коммерческой Основе. Успешное решение этой задачи во многом зависит от государственной поддержки выхода российских предпринимателей на географически крайне отдаленный от нашей страны латиноамериканский рынок.





Предложения и рекомендации Я считаю, что у России есть все необходимые предпосылки для дос­тижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и др.). Однако для достижения этого уровня необходимо принять ряд определенных мер. 1) Совершенствование института финансового посредничества является первостепенной задачей государственной политики в направлении улучшения инвестиционного климата. Финансовый рынок должен отвечать требованиям максимальной прозрачности и надежности осуществления операций. Во внешнеторговой политике особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования. Для этого необходима политика усиления рубля. Она направлена на снижение инфляции, рост инвестиций, на активизацию процесса интеграции России в мировой рынок капитала, на привлечение иностранного капитала сильным рублем. Конечный эффект укрепления курса для экономического роста зависит от эластичности импорта к укреплению реального курса, от взаимосвязи курса и инфляции и увеличения склонности отечественного бизнеса к инвестированию во внутренние активы. В этой части Минэкономразвития России должно провести координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам привлечения в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями в инвестиционной сфере, а также государственную экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества. Министерство осуществляет реализацию государственной политики и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам размещения российского капитала за рубежом, а также регулирование и контроль вывоза российского капитала за рубеж с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Финансовый рынок должен иметь достаточную емкость для распределения большого потока иностранных инвестиций и увеличивающегося потока финансовых средств из накопительной пенсионной системы и системы страхования. В арсенале правительства также должны быть меры, которые позволят поддержать темпы экономического роста как в случае изменения настроений экономических агентов, так и падения цены на нефть.
2)В области экспорта приоритетным направлением должна стать под­держка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта. А также: · выявление барьеров в доступе на рынки иностранных государств, устранение которых приведет к увеличению экспорта товаров и услуг. · упрощение законодательно установленной процедуры возврата НДС при экспорте, в первую очередь для "добросовестных" экспортеров, · информационно-консультационная помощь. Из информационных мер можно отметить предусмотренное введение в эксплуатацию информационно-поисковой системы "Экспортные возможности России". Система предоставит потребителям возможности: 1. Эффективного маркетинга и рекламы на внутреннем и внешних рынках, с возможностью самостоятельного обновления содержания и выбора целевой аудитории; 2. Введения нового типа услуг на основе эффективного стандарта обмена информацией 3. Решения программно-технических вопросов, обеспечивающих реальное сокращение маркетинговых расходов при решении задач поиска контрагента 4. Анализ конъюнктуры внутреннего и международного рынков товаров и услуг 5. Анализ базы спроса и предложений для дальнейшей разработки рекомендаций по развитию экспортного потенциала России. · промоционные меры, то есть меры содействия в продвижении экспорта и установлении деловых контактов. К числу важнейших промоционных мер относится организация экспортоориентированных выставок на территории Российской Федерации; · целях увеличения конкурентоспособности российской экономики и увеличения объемов внутреннего производства готовой продукции проведено снижение ввозных пошлин на технологическое оборудование, не производящееся в России; · усиление государственного контроля за вывозом за границу стратегически важных сырьевых товаров, путем введения, например, особой регистрации фирм и предприятий, занимающихся этой формой деятельности, установления для них особого режима работы или даже частичного восстановления государственной монополии на экспорт некоторых из таких товаров. · стимулирование экспорта машинотехнической продукции и вообще изделий обрабатывающей промышленности, расширение сбыта которых ослабит зависимость экономики России от неустойчивых сырьевых рынков. Одним из важных направлений внешнеэкономического взаимодействия России с развивающимися странами является сотрудничество в области техсодействия, которое способствует расширению экспорта российской машинно-технической продукции, поставок комплектного оборудования, технологий, строительных и других услуг. 3) Необходимо обеспечить переток ресурсов в обрабатывающую промышленность. Этого можно добиться выборочным квотированием ввоза продукции машиностроения. 4) Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными ме­тодами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России. Необходима разработка системы защиты наиболее уязвимых частей национальной экономики, прежде всего сельского хозяйства, которое, как показывает весь мировой опыт, не может нормально развиваться в режиме открытого рынка. В настоящее время меры по защите АПК применяются только спорадически, причем они, по существу, никак не увязаны с общей стратегией регулирования отечественного сельскохозяйственного рынка (а определенные наработки в этой области в Минсельхозпроде есть, хотя они и не реализуются практически). Большие приложения усилий понадобятся на мой взгляд в дальнейшем усовершенствовании таможенного тарифа - основного инструмента регулирования импорта. На сегодняшний день ставки таможенных пошлин настолько высоки, что заставляют импортеров искать обходные пути таможенного оформления. В соответствии с основной задачей реформирования таможенной системы, которая заключается в стимулировании интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей, содействии ее структурной перестройке, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации должны быть разработаны предложения, предусматривающие упрощение и рационализацию структуры импортного таможенного тарифа за счет отказа от использования запретительных уровней ставок импортных пошлин, унификации ставок импортных таможенных пошлин на однородные группы товаров, повышения эффективности системы таможенного администрирования. Это поставит заслон злоупотреблениям, связанным с неверным декларированием ввозимых товаров, что, в свою очередь, будет способствовать росту таможенных поступлений в бюджет. Гарантии импортера должны обеспечить использование предмета контракта или любых воспроизведенных его копий в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или деятельностью по созданию ядерного топливного цикла, не находящихся под гарантиями МАГАТЭ, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России; При заключении контракта обязательным является наличие в его тексте информации о цели использования, конечно пользователе, обязательствах импортера. 5) Необходима дальнейшая либерализация сферы валютного регулирования. Сроки возврата валютной выручки должны увеличиться, а нормативы по обязательной продаже валюты снизиться. Кроме того, необходим законопроект, который устраняет монополию ММВБ на осуществление операций купли-продажи обязательной для продажи части валютной выручки. В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала должен быть заложен общеправовой принцип "разрешено все, что не запрещено" 6) Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий. Необходимо наконец приступить к защите внутреннего рынка от недобросовестной торговой практики и безусловному соблюдению принципа взаимности в торговых отношениях - в тех рамках, которые допускаются правилами ВТО. 7) Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.
Для осуществления этого необходимы следующие меры, связанные с развитием науки и стимулирования инноваций: · поддержка фундаментальных исследований - основы развития науки, технологий и техники, оптимальное сочетание государственной поддержки естественных и гуманитарных научных исследований;
· содействие интеграции науки и высшей школы; · создание системы экономических и организационных стимулов, обеспечивающих диверсификацию экономики, стимулирующих инновационную активность, коммерциализацию научно-технических результатов и развитие науки в корпорациях; · обеспечение эффективного взаимодействия организаций частного и государственного секторов науки, самостоятельно и во взаимодействии друг с другом осуществляющих все стадии инновационной деятельности; · создание целостной национальной инновационной системы, включающей как инфраструктуру производства знаний (научные, учебные организации), сеть организаций, в том числе региональных (инновационные центры, центры передачи технологий, фонды венчурного финансирования и др.), так и систему экономических и организационных мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику; · переход к системе государственного заказа в сфере научных исследований и разработок, создание соответствующей нормативной правовой базы, сокращение годовых государственных контрактов, заключение их, как правило, на весь срок реализации проектов; · оптимизация структуры и состава государственного сектора науки с учетом изменений в отраслевых приоритетах науки и развития наиболее перспективных направлений научных исследований (нанотехнология, биотехнология и др.); · обеспечение эффективного функционирования государственного сектора науки, его акционирование и приватизация. Ликвидация государственных научных организаций, утративших научный профиль или не имеющих достаточных кадровых и материально-технических ресурсов; · поддержка ведущих научных школ, обеспечение эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки; · подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе обеспечение подготовки студентов научных и технических специальностей по основам инновационного предпринимательства; · модернизация приборной базы науки с использованием средств федерального бюджета (институциональных грантов); · содействие международному научно-техническому сотрудничеству, привлечение иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных программ и проектов; · совершенствование нормативной правовой базы научной и инновационной деятельности, в том числе ее гармонизация с международными нормами и правилами в данной области, правовое регулирование государственных, негосударственных и смешанных форм финансирования научных исследований и разработок, введение в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, создание которых полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств. Также не менее маловажным является развитие информационно–коммуникационных технологий. Для решения данной проблемы целесообразны следующие меры: · обеспечение комплексного характера государственных программ информатизации за счет формирования эффективной системы их планирования, реализации и контроля в бюджетных учреждениях, на отраслевом и надведомственном уровнях, включение в них положений, касающихся разработки и поддержки специального программного обеспечения и обучения пользователей; · инвентаризация государственных информационных ресурсов и разработка технологических решений, позволяющих формировать их как единую систему, доступную в режиме реального времени для разных уровней управленческой иерархии, а также для граждан и бизнеса; · информатизация государственных органов, в частности создание электронной сети органов государственной власти, переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ информации, разработка и внедрение электронных административных регламентов и завершение создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов, согласование программ информатизации органов государственного управления с задачами и приоритетами административной реформы; · завершение перехода к формированию и предоставлению официальной статистической информации на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности, соответствующей международным классификациям; · внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок; · обеспечение учреждений общего и профессионального образования материально-технической базой, интеллектуальной и финансовой поддержкой для достижения всеобщей компьютерной грамотности и кардинального улучшения качества информационного обеспечения учебного процесса (в том числе на основе организации взаимодействия государства и делового сообщества); · дальнейшая модернизация учебных программ для школ, средних и высших профессиональных учебных заведений с учетом перехода к информационному обществу (в том числе введение новых специальностей в сфере бизнес-информатики и информационного права); · поддержка библиотек, создание на их базе общественных центров информации и повышения компьютерной грамотности; · создание на базе организаций высшего и среднего профессионального образования системы подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и коммуникационных системах нового поколения; · развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет использования инфраструктуры бюджетных организаций: учебных заведений, библиотек, а также организаций федеральной почтовой связи; · внедрение технологий дистанционного образования, развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, электронных библиотек; · совершенствование законодательства об электронной подписи; · формирование системы показателей и получение статистической информации, характеризующей развитие в Российской Федерации отраслей экономики, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях; · внедрение системы национальных счетов на основе создания объединенных государственных информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, адаптированных к международным стандартам финансовой отчетности. В данной главе были представлены рекомендации и предложения по повышению уровня внешней торговли.










Заключение Как показало исследование динамики развития внешней торговли России за последние три года характерными являются следующие тенденции: · Постоянный рост оборота внешней торговли России. · Увеличение доли экспорта продукции топливно-энергетического комплекса. · Снижение в экспорте доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности. · Рост положительного сальдо внешней торговли.
Не все эти тенденции можно считать положительными, так как наблюдается дальнейший рост зависимости России от экспорта сырья, что не характерно для наиболее развитых стран мира. В 2005 году повысилась самооценка российского бизнеса, что проявилось в росте конкурентоспособности промышленности. Нужно отметить, что это признак активизации использования неценовых факторов конкурентоспособности, т.е. факторов, связанных с эффективностью производства, рост которой компенсирует укрепление рубля. В частности, производительность труда в 2005г. выросла на 9% в экономике и на 14% в промышленности. При этом ее рост в этом году опережает рост реальной заработной платы. Ускоряется высвобождение численности занятых, предприятия избавляются от комплекса социалистического патернализма. Конечно, важно не допустить скачка безработицы, призрак которой появился в последние месяцы. Но это уже забота государства, его корневая функция в рыночной экономике. В связи с этим логично выглядела бы активизация усилий в создании условий для роста мобильности рабочей силы, для развития рынка жилья. Ресурсы для этого, в принципе, есть, хотя определенные риски кроются в идущем процессе перераспределении налогов и расходных обязательств между федеральным и региональными бюджетами.
Перед отраслями промышленности в 2006 г. возникнут трудные задачи не столько тактического, сколько стратегического порядка. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость. Факторы торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.









Список литературы: 1. «Внешняя торговля». Учебное пособие. А.Г. Наговицин. – Москва, 2001. 2. «Экономика внешних связей России». Учебник. Под ред. А.С. Булатова. – Москва, 2001. 3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», 4. Фомичев В.И. «Международная торговля», Москва, 1999 г. 5. Под ред. Капустиной Л.М. «Мировая экономика и международная торговля», Екатеринбург, 2003 г. 6. Устинов И.Н. Внешнеторговые связи. Статистико-аналитический справочник. Москва: Международные отношения, 2001 г. Приложение 1.
Таблица 1.1.
Динамика внешнеэкономических связей России.


Показа-
тель

1992

1993

1994

1995
без СНГ

1995
с СНГ

1996

1997

1998

2000

2001

2002
Экспорт
Велич.
показ.
в млрд. долл.
42,4
43
51,4
65,6
79,9
87
86,1
72,5
105,4
103,1
106,9
Темпы
роста к
пред. году.
83,3
101,4
120
127,6
118
108,9
98,2
83,7
139,2
97,7
103,7
Импорт
37
27
28,1
33,2
46,7
45,4
52,9
44,1
44,8
53,4
60,5
83,1
73
105
118
126,6
97,3
114,5
82,3
101,6
118,9
113,3
Внешне-торгов.
оборот
79
70
79,5
98,8
129,7
132,4
139
116,6 150,2
156,4
167,4
82,8
88,6
113,6
124
118,8
104,6
103,5
83,2
130,4
104,1
107
Сальдо
5,4
14
20,9
32,4
33,2
41,5
33,1
28,4
60,6
49,7
46,4
Отраслевая структура внешней торговли РФ в 2000 г., %. Таблица 1.2
Товарная группа
Экспорт, 100% Импорт, 100% Продовольствие
1,6
21,9 Минеральные продукты
53,8
6,3 Химическая продукция
7,2
17,9 Древесина и целлюлозно-бумажные товары
4,3
3,8 Текстильные изделия, обувь
0,8
5,9 Металлы, драгоценные камни
21,6
8,2 Машины и оборудование
9,0
31,7 Прочие отрасли
1,7
4,3

Рис. 1.1. Товарная структура российского экспорта в 2001 г. (%).
Географическая структура внешней торговли России в 1992-2000 гг., % Таблица 1.3
Группы стран, регионы
Экспорт
Импорт
1992
1998
2000
1992
1998
2000 Распределение по группам стран
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0 Промышленно развитые страны
45,8
49,9
47,0
54,7
50,8
44,7 Страны с переходной экономикой
39,2
33,3
35,5
26,6
34,5
42,5 Развивающиеся страны
15,0
16,8
17,5
18,7
14,7
12,8 Географическое распределение
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0 Дальнее зарубежье
78,1
81,2
86,6
86,9
74,4
65,6 Европа
58,1
53,0
61,8
54,8
46,8
42,1 Америка
2,4
10,3
5,2
10,0
13,0
11,1 Азия
16,5
16,3
17,8
19,7
12,7
9,8 Африка
1,1
1,4
0,7
1,7
0,9
0,2 Австралия и Океания
0,0
0,0
0,0
0,1
0,7
0,6 Ближнее зарубежье
21,9
18,8
13,4
13,1
25,6
34,4



Внешняя торговля России с Западной Европой, млрд. долл. Таблица 1.4
Страна 1992
1993
1995
1997
1998
2000 Западная Европа
39,7
34,2
49,3
54,2
44,6
52,4 В том числе Европейский союз
37,3
30,8
44,1
47,9
39,8
48,0 В том числе Германия
12,9
10,2
12,5
13,3
11,6
13,1 Италия
6,0
3,7
5,2
6,2
5,1
8,4 Нидерланды
2,7
1,4
4,8
5,8
4,9
5,1 Великобритания
2,9
4,0
4,2
4,4
4,2
5,5 Франция
3,4
2,4
2,6
3,2
3,1
3,1 Финляндия
2,8
2,1
4,4
4,6
3,6
4,1


Внешняя торговля России и США, млн. долл. Таблица 1.5

Показатель
1992
1994
1995
1997
1998
1999
2000
Экспорт
762,2
3421,0
4537,4
4761,1
5378,7
4709
4644
Импорт
2898,1
2052,5
2647,9
4124,8
4157,2
2388
2694
Оборот
3660,3
5473,5
7185,3
8885,9
9535,9
7097
7338















Внешняя торговля России со странами СНГ в 1999-2001 гг. Таблица 1.6
Показатель
1999
2000
2001 Товарооборот (млрд. долл.)
19,0
27,9
28,43 Экспорт (млрд. долл.)
10,7
14,6
15,31 Импорт (млрд. долл.)
8,3
13,3
13,12 Сальдо
2,4
1,3
2,19 Доля стран СНГ в общем, товарообороте (%).
17,2
18,6
18,2
Товарооборот России и Японии, млн. долл.
Таблица 1.7.
Показатель
1991 1992
1993
1994
1995
1997
1998
2000
Экспорт
1880,7
1568,7
2005,1
2165,1
3620,9
3133
2176
2766
Импорт
2166
1680,1
1366,9
1103,7
762,6
1001,8
819
572
Оборот
4046,7
3248,8
3372
3268,8
4383,5
4134,8
2995
3338


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.