Реферат по предмету "Экономика"


Актуальные проблемы финансирования лизинговых операций в России

Содержание
Введение
1. Этапы развития лизинга в России…… ………………………… .3 2. Актуальные проблемы финансирования лизинговых операций 2.1 Источники финансирования………………………………………………….6 2.2 Кредиты банков………………………………………………………………….7 Слово катализатор значение слова катализатор.
2.3 Коммерческие кредиты поставщиков оборудования………………….8 2.4 Авансы лизингополучателей…………………………………………………8 2.5 Собственные средства лизинговых компаний…………………………10 2.6 Бюджетное финансирование лизинговых сделок…………………… 11 2.7 Займы юридических и физических лиц .……………………………… .11 2.8 Корпоративные способы финансирования…………………………… 14 2.9 Другие источники финансирования……………………………………….17 Заключение………………………………………….……………………………… .18 Список литературы………………………… .……………………………………20 Введение В период развития экономики России необходим поиск нетрадиционных методов обновления материальной базы и ускоренной модернизации основных фондов предприятий. Мировой опыт свидетельствует, что лизинг является одним из наиболее эффективных методов обновления основных фондов. Целями и задачами работы является анализ проблем финансирования лизинговых операций в России. В настоящее время существует много различных способов финансирования лизинговых сделок, но, так как лизинг в России является совершенно новой формой ведения бизнеса, то существуют и проблемы при финансировании лизинговых операций. Необходим глубокий анализ выявленных проблем для создания эффективно работающей системы лизинга в экономике России. Этому и будет посвящена данная работа. Мною будут изучены этапы становления лизинга в России. Будут глубоко проанализированы проблемы следующих источников финансирования лизинговых операций: кредиты банков, коммерческие кредиты поставщиков оборудования, авансы лизингополучателей, собственные средства лизинговых компаний, бюджетное финансирование лизинговых сделок, займы физических и юридических лиц, корпоративные способы финансирования и иные источники финансирования.
1. Этапы развития лизинга в России В законодательных и нормативных актах Российской Федерации финансовая аренда (лизинг) определяется как вид инвестиционно-предпринимательской деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его в пользование по договору физическим или юридическим лицам на определенный срок и за определенную плату. Лизингодатель, предоставляя лизингополучателю основные фонды на установленный договором срок и за определенную плату, по существу реализует принципы срочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделке. Но, с другой стороны, и лизингодатель, и лизингополучатель оперируют капиталом не только в денежной, но и в производственной форме, что сближает лизинг с инвестированием, резко поднимает его народнохозяйственную занятость. Инвестиционная деятельность предприятий не высока. Источников финансирования для крупных капитальных вложений у предприятий недостаточно. В этой связи использование финансовой аренды (лизинга) позволяет предприятию без резкого финансового напряжения обновлять свои основные производственные фонды. При этом лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество за плату во владение и пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг при финансовом лизинге, как правило, совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации, а лизинговое имущество переходит в собственность лизингополучателя по истечении предусмотренного договором срока.
Периодом формирования российского лизинга в современном виде можно считать 1998-1999 гг. Хотя первые лизинговые компании были созданы в самом начале 90-х (некоторые из них работают и по сей день – как, например, «Балтийский лизинг» и «Московская лизинговая компания», получившие лицензии №1 и 2, соответственно), до кризиса 1998г. Лизинг оставался преимущественно штучным и «экспериментальным» инструментом. Кризис 1998г. Стал мощным стимулом к превращению лизинга в массовый инструмент финансирования реального сектора экономики. После дефолта 17 августа и девальвации рубля большинство российских компаний столкнулось с финансовыми трудностями. Они оказались не способны как раньше, сразу оплачивать приобретаемые средства производства, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации. Таким образом возник значительный спрос на лизинговое финансирование. Параллельно с этим быстрыми темпами развивалось производство импортозаменяющих товаров, которые выпускаются преимущественно на импортном оборудовании, что в силу названных выше причин, также стимулирует рост спроса на лизинг. Следовательно, 17 августа 1998г. можно считать переломным моментом в развитии отечественного лизинга, датой его превращения из эксклюзивной услуги в массовый продукт. Это наглядно подтверждают и исследования Рейтингового Агентства «Эксперт-РА»: из 115 компаний 67% (77 компаний) зарегистрированы после 17 августа 1998г. И лишь 33% (38 компаний) – до этой даты. При этом следует иметь в виду, что около половины компаний, «переживших» кризис,- государственные лизинговые компании, и факт их деятельности до или после кризиса, как правило, не свидетельствует об уровне коммерческой привлекательности российского рынка лизинга. Названные выше тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-начала 2002 гг. и позволили этому инструменту получить достаточно широкую известность и признание и занять подобающее место в экономике. Очевидно, что обусловленные девальвацией рубля тенденции, послужившие толчком для массового развития лизинга, имели достаточно конъюнктурный характер. В действительности, как стало ясно в дальнейшем, в основу развития лизинга легли гораздо более фундаментальные факторы. В совокупности эти факты выражаются в постоянном остром недостатке инвестиций в российской экономике, обуславливающем высокий уровень спроса на долговое финансирование, насколько это возможно – долгосрочное. В этом контексте вполне объясним стремительный рост бизнеса лизинговых компаний. Впрочем, это же касается и других кредитных организаций. Рост, существенно опережающий рост других отраслей, характерен и для банков. По данным ЦБ РФ, в 2002 г. темпы прироста капитала банков в реальном исчислении опережали темпы прироста ВВП в 2,6 раза, темпы прироста банковских активов – в 4 раза, кредитов нефинансовому сектору – в 5 раз, депозитов населения – в 9 раз. Тем не менее, темпы роста лизинговых компаний значительно больше, чем темпы роста банков. Отчасти это объясняется «низким стартом» - темпы роста от меньших показателей обычно больше, чем от больших показателей. С другой стороны, это обусловлено уникальной рыночной нишей, занятой лизингом в силу его специфических особенностей, в наибольшей степени отвечающей потребностям российских предприятий в привлечении инвестиций на достаточно длительный срок при приемлемых условиях.
С 2002 года начался новый этап развития российского рынка лизинга с точки зрения фундаментальных и конъюнктурных причин, лежащих в основе этого развития. По мнению ряда исследователей, стимулы для развития российской экономики, обусловленные дефолтом 1998г., в основном исчерпали себя к концу 2002 года. Снизилось и стимулирующее значение фактора острой потребности в инвестициях, поскольку с ростом инвестиционной привлекательности России для предприятий стал доступен более широкий круг финансовых инструментов, более выгодные условия займов.
В этих условиях лизинг стал развиваться в большей степени за счет своих «классических» заказчиков – предприятий среднего и малого бизнеса, производящих продукцию относительно высокого уровня передела, ориентированную на внутренний рынок. Анализ данных рейтингового агентства «Эксперт-РА», полученных от 115 компаний, показал, что в 2003 году рынок лизинга в России продолжал развиваться очень быстрыми темпами. Прирост объема средств, профинансированных по договорам лизинга ста пятнадцатью компаниями-участниками проекта «Лизинг в России» за 9 месяцев 2003 года по отношению к аналогичному периоду 2002 года составил 49%. В 2002 году по отношению к 2001 году этот показатель по 56 компаниям-участникам проекта составил 73%. За 9 месяцев 2003 года объем рынка лизинга по показателю объема средств, профинансированных 115 лизинговыми компаниями по договорам лизинга (не считая авансов лизингополучателя), достиг 1 284 158 тыс. долларов. Такую сумму данные компании непосредственно привлекали из внешних источников в финансирование реального сектора экономики. Стоимость текущих сделок этих компаний (то есть всех сделок, профинансированных в сумме, превышающей аванс лизингополучателя, лизинговые платежи по которым продолжают поступать по состоянию на 1 октября 2003 г.) составила 5 232 570 тыс. долларов. Объем заключенных 115 лизинговыми компаниями сделок, но не профинансированных в сумме, превышающий аванс лизингополучателя, составил 1 799 313 тыс. долларов; а объем сделок, законченных в течение 9 месяцев 2003 года составил 588 026 тыс. долларов. Однако, несмотря на стремительный рост объема предоставляемых услуг лизинговыми компаниями России, одним из важнейших условий дальнейшего развития рынка лизинговых услуг является полноценное финансирование лизинговых операций. 2. Актуальные проблемы финансирования лизинговых операций
2.1 Источники финансирования
Вопросы финансирования имеют первостатейное значение при проектировании и проведении лизинговой сделки. Не случайно этому уделяется более чем повышенное внимание со стороны как «прямых», так и «косвенных» участников, желающих определить и реализовать свой интерес в лизинге. Проведенное мною аналитическое исследование ситуации, сложившейся на российском рынке лизинговых услуг, свидетельствует о значительных подвижках, произошедших за последние несколько лет в финансировании лизинга, и тех тенденциях, которые наметились в 2002-2003 годах. Во всем мире (и наша страна не исключение) считается, что лизинг делают люди с фантазией. В настоящее время на российском рынке используется несколько десятков различных схем проведения лизинговых операций. Эти схемы, основанные на легальных правилах ведения лизингового бизнеса, разрабатываются с учетом: · использования различных комбинаций в организации более гибких форм взаимоотношений партнеров, позволяющих уменьшить стоимость проведения лизинговых операций с различными видами имущества; · минимизации налогообложения участников лизинга; · возможности привлечения более дешевого финансирования проектов. Каждая конкретная лизинговая сделка очень часто требует со стороны лизинговой компании индивидуального подхода, позволяющего учесть все нюансы и обстоятельства, в которых работает лизингополучатель, а также различные виды и формы гарантий, которые он может предоставить лизингодателю. Анализ результатов деятельности лизинговых компаний позволил мне составить структуру финансирования лизинговых операций. Удалось выяснить следующие обстоятельства. Существующими способами финансирования лизинговых операций являются: - кредиты банков - коммерческие кредиты поставщиков оборудования - авансы лизингополучателей - собственные средства лизинговых компаний - бюджетное финансирование лизинговых сделок - договор займа - корпоративные способы финансирования - другие источники финансирования Ниже рассмотрим существующие проблемы при использовании каждого из способов финансирования лизинговых операций.
2.2 Кредиты банков
Этот источник хоть и достаточно велик, что вполне объяснимо и не требует специальных комментариев, но составляет менее половины от всего объема финансирования лизинговых сделок в нашей стране. Удельный вес кредитов банков в общем объеме финансирования за последние три года, по данным журнала «Эксперт-РА» составил: Даже лизинговые компании, созданные российскими банками, стремились найти иные, помимо заимствований у материнских структур, источники финансирования. Это было связано со стоимостью банковского кредитования – не всегда самого дешевого и продолжительного; устанавливаемыми лимитами кредитования вообще и на одного заемщика в частности (по этой причине многим лизингодателям приходилось «дробиться» и создавать по несколько побочных компаний).
2.3 Коммерческие кредиты поставщиков оборудования
Их удельный вес превысил 8,1% в общем объеме финансирования лизинговых операций. Причем здесь важны не только объемы лизинговых операций, но и сроки кредитования. Каждой пятой лизинговой компании удавалось договариваться с поставщиками о возврате средств в течение 3-36 месяцев, то есть в сроки, сопоставимые со значительной часть продолжительности лизинговых договоров или полностью им соответствующими. Стоимость коммерческого кредитования поставщиков в 2002-2003 годах была значительно ниже банковского – на уровне 3,5 – 9% годовых в валюте. Наиболее активно в этом сегменте финансирования лизинговых сделок были представлены поставщики средств связи и телекоммуникаций, строительной и дорожно-строительной техники. Интерес поставщиков к лизингу вполне понятен. Лизинг является каналом расширения объемов продаж, развития товаропроводящей сети. Не случайно лизинг начинался, как эффективный инструмент сбыта. Только впоследствии он стал одним из видов инвестиционной деятельности. В то же время интерес к первоначальной функции лизинга не ослабевает. У некоторых российских лизингодателей коммерческие кредиты стали наиболее крупным направлением финансирования лизинговых операций и составляют от 30 до 60%.
2.4 Авансы лизингополучателей В девяностые годы прошлого века сложилось и укрепилось представление о том, что аванс лизингополучателя должен составлять 25-30%, а иногда и более процентов. Действительно, так было и связывалось это с большими рисками лизингодателей, нехваткой финансирования и его короткими сроками. Таким образом, авансы при лизинге выполняют ряд функций. С одной стороны, они служат в качестве обеспечения сделки, а с другой – как источник финансирования лизинговой операции.
Для сопоставления представленных ниже цифр отмечу, что в Германии при проведении лизинговых операций в обычаях делового оборота, закрепленных в договорах лизинга, как правило, предусматривается внесение авансовых платежей на уровне 15%. По мере развития отечественного лизинга ситуация с авансами стала меняться, причем существенно. По имеющимся у меня данным, в 2002 году удельный вес авансов в стоимости закупаемого для передачи в лизинг оборудования составил 12,4%. Чтобы поверить в эту цифру, пришлось искать объяснение полученному результату. Здесь заметную роль сыграли несколько факторов. Остановлюсь только на нескольких из них.
Во-первых, обострилась конкуренция среди лизингодателей. В апреле 2003 года (в первой части аналитического обзора «Рынок лизинговых услуг России – 2002» в журнале «Лизинг-ревю» №2, 2003 г.) отмечалось, что прошедший год был первым, когда стала развиваться конкуренция среди участников лизингового бизнеса, как в регионах, так и в сегментах рынка, хотя отдельные случаи экономической борьбы за потребителя лизинговой услуги происходили и ранее. Имеется много примеров тому, что лизинговые компании пошли по пути существенного сокращения величины аванса. Год-два назад практически все заключаемые договоры лизинга легковых автомобилей предусматривали тридцатипроцентный аванс. Сейчас уже многие лизинговые компании, работающие в этом сегменте рынка, устанавливают величину авансовых платежей на уровне 10-25%. Аналогичная ситуация и с другими видами оборудования. Более того, в отдельных случаях лизинговые компании вообще не берут авансового платежа. Если клиент приходит к лизингодателю в третий, четвертый раз и у него сформировалось вполне добропорядочная лизинговая история (по аналогии с кредитной историей), то велика вероятность того, что у лизинговой компании авансовый платеж, как функция обеспечения сделки, отойдет на второй план, а превалировать будет намерение повысить доходность проводимой лизинговой операции. Если вспомнить методики расчетов лизинговых платежей, то можно сделать вывод: чем меньше аванс лизингополучателя, тем больше получается доход лизингодателя. Во-вторых, относительно небольшой удельный вес авансовых платежей в лизинговых компаниях, которые обслуживают крупные финансово-промышленные группы, когда лизингополучателями являются корпоративные клиенты. В ряде случаев авансы в договорах лизинга, заключенных этими компаниями, вообще отсутствуют. То есть здесь речь идет о тех предприятиях, которые осуществляют свою деятельность внутри больших структур или обслуживают наиболее значимых и привлекательных клиентов банков, являющихся в ряде случаев их собственниками. Однако такая тактика лизингодателей характерна для взаимоотношений с финансово обеспеченными клиентами в проектах, риски по которым определены как незначительные. В-третьих, в 2002 и в 2003 годах отмечался большой удельный вес лизинга сельскохозяйственного оборудования, который предусматривал использование государственных средств. В этом сегменте рынка правительственными постановлениями принимались ограничения по величине авансовых платежей на уровне 10%. Соответственно этот фактор не мог не повлиять на конечную величину «авансоемкости» лизинга в Российской Федерации. № Интервальные значения уровня авансовых платежей количество лизинговых компаний Удельный вес компаний в интервале, % 1 0 - 5% (включительно)
23
21,3 2 Более 5 - 10% (включительно)
11
10,1 3 Более 10 - 15% (включительно)
8
7,4 4 Более 15 - 20% (включительно)
26
24,1 5 Более 20 - 25% (включительно)
15
13,9 6 Более 25 - 30% (включительно)
23
21,3 7 Более 30%
2
1,9 Итого:
108
100
Таким образом, авансы в размере до 15% (показатель, характерный для практики ведения лизингового бизнеса в Германии) взимались почти 39% лизинговых компаний, работавших на российском рынке лизинговых услуг, а авансовые платежи характерны для большинства лизингодателей – их почти 63%.
2.5 Собственные средства лизинговых компаний
В качестве источника финансирования на практике все больше используются собственные средства лизинговых компаний. В ряде экономически развитых стран мира удельный вес этого показателя составляет 15-20%. И если сделка предусматривает только два источника финансирования – заемные и собственные средства, то соотношение между ними составляет 5:1 или 7:1. Правда, по отдельным сделкам соотношение между земными и собственными средствами, то есть величина финансового левериджа, превышает 10:1. В нашей стране удельный вес собственных средств в общем объеме финансирования лизинговых операций в 2002 году был на уровне 7,6%. Однако это совсем не означает, что в среднем финансовый леверидж был равен 92,4:7,6% (то есть 12:1). На семинаре по лизингу, который проводился журналом «Лизинг ревю» 17 декабря 2003 года, представители лизинговых компаний указывали, что соотношение заемных и собственных средств в их компаниях находится на уровне 2:1 или даже 1,8:1. В нашей российской практике эти показатели пока чаще всего характеризуют соотношение между банковским кредитованием и всеми другими источниками финансирования лизинговых операций.
Анализируя размерность собственных средств лизинговых компаний, необходимо принимать во внимание не только удельные (относительные) показатели, но и абсолютные. По сравнению с зарубежными компаниями у наших лизингодателей общие суммы собственных средств, направленных на финансирование лизинговых операций, пока не столь велики (в разы, а то и порядки меньше). Но вместе с тем следует признать, что за два последних года произошли заметные изменения, и теперь нередко лизингодатели рискуют значительными (по российским масштабам) суммами.
Так, 34,5% лизинговых компаний использовали собственные средства в объеме до 1 млн. долл.; 17,2% компаний финансировали лизинговые сделки в пределах от 1 до 3 млн. долл.; 5,7% лизингодателей вкладывали свои средства в размере от 3 до 7 млн. долл.; 4,6% от числа обследованных мною лизинговых компаний вложились в инвестиционные проекты на суммы, превышающие 7 млн. долл.
2.6 Бюджетное финансирование лизинговых сделок
Это направление финансирования имело место только в отдельных случаях и у небольшого количества лизингодателей, созданных с участием федеральных или региональных органов государственной власти. Однако удельный вес этого источника финансирования лизинга весьма внушителен – 13,9%. В основном, в 2002 г. Бюджетное финансирование касалось лизинга сельскохозяйственного оборудования. Лизинг авиационной техники, где также предусмотрено значительное бюджетное финансирование, в 2002 г. был не столь велик. Сроки строительства самолетов продолжительные. Между сообщением о заключении контракта и его выполнением – дистанция очень большая. Реальное финансирование лизинга авиатранспортных средств более заметно проявляется в 2003 – 2004 годах.
2.7 Займы юридических и физических лиц
В роли займодавца для лизинговой компании может выступать любое лицо, в том числе и некоммерческая организация. Однако следует помнить, что, как правило, не могут быть займодавцами финансируемые собственником учреждения, поскольку у них ограниченно право на распоряжение имуществом, принадлежащим им на праве оперативного управления ( к таким учреждениям, в частности, относятся государственные органы и органы местного самоуправления). На практике наиболее распространены случаи предоставления займов физическими и юридическими лицами, являющимися учредителями лизинговой компании. При оформлении договоров займа с физическими лицами зачастую возникает вопрос о том, не является ли такое привлечение денежных средств от физических лиц разновидностью договора банковского вклада, правом на заключение которого обладают только банковские структуры. Как писалось на страницах «Лизинг-Курьера», заем и банковский вклад – это два является тот факт, что договор банковского вклада с физическими лицами всегда носит публичный характер, то есть такой договор должен быть заключен банком в отношении любого обратившегося к нему физического лица на равных условиях. Отсюда следует вывод, что банк предлагает неограниченному кругу лиц заключить договор банковского вклада на определенных условиях. В то время как договор займа заключается с конкретно определенными физическими лицом (несколькими физическими лицами) и не направлен на привлечение средств от неограниченного круга лиц. Поэтому лизинговые компании могут абсолютно на законных началах привлекать денежные средства от физических лиц на основании договора займа. Заключая договор займа, лизингодателям рекомендуется обратить внимание на следующие моменты: · возможность установления суммы займа в свободно конвертируемой валюте. Мы уже привыкли к тому факту, что в деятельности предприятий достаточно часто цена хозяйственных договоров (например, договоров купли-продажи, аренды, в том числе и лизинга и т.п.) привязывается к курсу иностранной валюты с целью минимизировать риск кредитора в части российских инфляционных процессов. Но в отношении договоров займа часто высказывается точка зрения, что условие договора займа об обязанности заемщика производить возврат полученного займа в рублевом эквиваленте соответствующих сумм, выраженных в свободно конвертируемой валюте, противоречит пункту 1 статьи 807 ГК РФ, в соответствии с которым заимодавец передает в собственность заемщику деньги, а заемщик обязуется вернуть заимодавцу такую же сумму денег[1] · Возможность установления суммы займа в эквиваленте какой-либо иностранной валюты может значительно повысить привлекательность данной формы вложения денежных средств для потенциальных заимодавцев; · уплата процентов по договору займа. Определить размер процентов и сроки их уплаты целесообразно еще на стадии заключения договора. В связи с тем, что по общему правилу договор займа теперь предполагается возмездным (если только безвозмездный характер займа не установлен договором), то при отсутствии в Вашем договоре прямых указаний о размере процентов они определяются по тем же правилам, что и проценты за пользование чужими денежными средствами (пункт 1 статьи 395 ГК РФ)[2] · Проценты по договору займа могут выплачиваться в любом определенном сторонами порядке (в том числе и однократно), но при отсутствии существующих указаний в договоре должны выплачиваться ежемесячно, причем не до определенного договором срока возврата суммы займа, а до дня её фактического возврата (пункт 2 статьи 809 ГК РФ). Поэтому, если Вас не устраивает размер процентов или срок их уплаты, предусмотренный диспозитивными нормами гражданского законодательства, то единственная возможность изменить их – включить иные условия в текст договора. Кроме того, лизинговой компании необходимо помнить, что в случае займа денежных средств у граждан при выплате такому заимодавцу процентов лизингодатель обязан будет начислить и удержать налог на доходы физических лиц по ставке 13% (см. статьи 224 и 226 Налогового кодекса РФ). · Срок возврата заемных средств. Аналогичный вышеизложенному существует и подход в части определения срока возврата денежных средств. Так, согласно статье 810 ГК РФ, заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в предусмотренный договором срок. А при отсутствии в договоре соответствующих положений, сумма займа должна быть возвращена заемщиком, как правило, в течение 30 дней со дня предъявления займодавцем требования об этом. В связи с тем, что обычно лизингодатель увязывает выполнение своих обязательств по погашению заемных средств с уплатой лизинговых платежей, представляется невыгодным для лизинговой компании заключения договора займа без указания конкретного срока возврата денежных средств. Обсуждая с заимодавцем условия о сроке возврата займа, на мой взгляд, было бы также полезным предусмотреть в договоре право лизингодателя на его досрочный возврат, так как согласно диспозитивных норм гражданского законодательства сумма займа, выданного под проценты, может быть досрочно возвращена только с согласия займодавца (пункт 2 статьи 810 ГК РФ). В заключение разговора о договоре займа, хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что все виды коммерческого кредитования, предусмотренные статьей 823 ГК РФ (аванс, предварительная оплата, отсрочка и рассрочка оплаты товаров, работ или услуг) являются разновидностью заемных обязательств и к ним соответственно применяются обычно все вышеизложенные в настоящей статье правила. Следовательно, заключая договор купли-продажи предмета лизинга, по которому, например, поставщиком предоставляется отсрочка оплаты, лизинговая компания должна позаботиться о включении в договор купли-продажи условия о невзимании процентов, если только само предоставление отсрочки не было обусловлено обязанностью по уплате процентов. В противном случае, поставщик будет иметь теоретическую возможность потребовать уплаты процентов за весь срок отсрочки или рассрочки.

2.8 Корпоративные способы финансирования
Поскольку большинство лизинговых компаний созданы в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, то еще одним источником финансирования лизинговых сделок могут стать способы, предусмотренные российским корпоративным законодательством. К ним следует отнести увеличение уставного капитала общества и размещение облигационных займов. Необходимо отметить, что в отличие от других способов финансирования, рассматриваемых в данном разделе, корпоративные способы требуют больше всего времени на их осуществление и сопряжены с регистрационными формальностями.
В связи с тем, что нас интересует привлечение дополнительных средств, то мы остановимся только на одной разновидности увеличения уставного капитала за счет размещения дополнительных акций в акционерных обществах или за счет размещения дополнительных акций в акционерных обществах или за счет внесения дополнительных вкладов в обществах с ограниченной ответственностью. В связи с изменениями, внесенными в августе 2001 года в Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах»[3], которые вступили в силу частично с 9 августа этого же года, а в основном с 1 января 2002г., более пристальное внимание следует уделить процедурным вопросам увеличения уставного капитала в акционерных обществах. Итак, согласно пункту 2 статьи 28 указанного закона (в новой редакции), решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров, если в соответствии с уставом акционерного общества ему предоставлено право принимать такое решение[4]. Закрепление права на принятие решения об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций за советом директоров позволит более оперативно привлекать необходимые дополнительные средства. Для принятия советом директоров решения о размещении дополнительных акций необходимо выполнение следующих условий: · Включение уставом акционерного общества в компетенцию совета директоров соответствующего права, · Наличие в уставе общества положений о количестве, номинальной стоимости и категориях (типах) объявленных акций, которые могут дополнительно размещаться, · Единогласие всех членов совета директоров по данному вопросу. Принимая решение о выпуске акционерным обществом дополнительных акций важно помнить, что такой выпуск возможен только после полной оплаты уставного капитала. В противном случае выпуск дополнительных акций может быть признан недействительным. Следовательно, если лизинговая компания только создана или недавно уже принимала решение об увеличении уставного капитала, то ей нужно в первую очередь проверить полностью ли оплачены уже размещенные акции общества.[5] Порядок увеличения уставного капитала за счет дополнительных вкладов для обществ с ограниченной ответственностью предусмотрен статьей 19 Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Как следует из вышесказанной правовой нормы, увеличение уставного капитала общества возможно как за счет дополнительных вкладов его участников, так и за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Увеличивая уставной капитал за счет дополнительных вкладов, общество с ограниченной ответственностью должно иметь в виду следующие моменты: · Решение об увеличении уставного капитала может приниматься только общим собранием участников общества. При чем, указанное решение должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, в случае увеличения увеличения уставного капитала за счет дополнительных вкладов всех участников общества – за счет дополнительных вкладов всех участников, и единогласно всеми участниками общества – за счет дополнительных вкладов отдельных участников или,, если это не запрещено уставом общества, третьих лиц.[6] · Законодательством предъявляются строгие требования к процедуре увеличения уставного капитала за счет дополнительных вкладов (сроков внесения вкладов; срока созыва общего собрания по утверждению итогов внесения дополнительных вкладов, когда они вносятся всеми участниками; срока передачи регистрирующему органу документов, необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительские документы), нарушение которых влечет признание увеличения уставного капитала несостоявшимся;[7] · В отличие от акционерных обществ, процедура увеличения уставного капитала обществом с ограниченной ответственностью всегда сопряжена с внесением соответствующих изменений в устав общества. Это далеко не полный перечень моментов, которые следует учитывать при увеличении уставного капитала лизинговой компании – акционерному обществу или обществу с ограниченной ответственностью. Так, не стоит забывать о правилах определения цены размещения акций (стоимости дополнительного вклада), о существовании преимущественных прав акционеров и участников в случае увеличения уставного капитала, о необходимости внесения изменений в реестр акционеров и т.д. Несмотря на сложность и длительность процедуры увеличения уставного капитала, хотелось бы отметить, что использование данного способа финансирования имеет большое перспективное значение. Увеличение размера уставного капитала положительно характеризует лизинговую компанию как потенциального заемщика и, значит, повышает возможности лизингодателя по привлечению кредитных ресурсов в будущем. Другим способом корпоративного финансирования следует признать размещение хозяйственным обществом облигаций. В первую очередь следует отметить, что, согласно статье 816 ГК РФ, облигация является ничем иным как договором займа. В связи с этим, что говорилось в настоящем разделе по договорах займа (плата процента, срочность, и т.д.) Распространяется и в част облигаций, если иное не предусмотрено соответствующим законодательством. Облигации в праве размещать как акционерные общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Законодательство общества с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах практически единообразно подходит к регулированию порядка размещения указанными обществами облигаций. О чем необходимо помнить лизинговым компаниям при размещении облигаций: · Решение о размещении облигаций принимается в акционерных обществах советом директоров[8], а в обществе с ограниченной ответственностью – общим собранием участников; · Размещение облигаций возможно только после полной оплаты уставного капитала; · Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Из этого следует, что если у лизинговой компании уставной капитал сформирован в размере минимального уставного капитала, установленного действующим законодательством, то это делает практически нецелесообразным выпуск облигаций, если только какое-либо третье лицо (например учредитель лизинговой компании или потенциальный лизингополучатель) не предоставит обеспечения для целей выпуска облигаций. Исключение из данного правила предусмотрено для акционерных обществ, которые вправе также разместить облигации, обеспеченные залогом определенного имущества самого общества (например, имуществом, переданным в лизинг по ранее заключенным обществом договорам);
· При отсутствии обеспечения облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов. Рассматриваемый способ привлечения финансовых ресурсов уже использовался некоторыми российскими лизингодателями. Хочется надеяться, что и другие лизинговые компании воспользуются размещением своих облигационных займов для привлечения дополнительных средств в лизинговый сектор экономики.

2.9 Другие источники финансирования
Также существуют и иные источники финансирования лизинговых операций, которые занимают пока незначительную долю в общем объеме финансирования. В качестве таких источников используются следующие схемы: · возвратный лизинг. При данной схеме лизинговая компания финансирует клиента под уже закупленное им оборудование; · факторинг. Данный вид финансирования рассматривается лизинговыми компаниями в качестве перспективного инструмента; · участие новых инвесторов в уставном капитале лизинговых компаний. Некоторые компании в будущем не исключают возможность привлечения капитала при помощи продажи акций.
Заключение Можно констатировать, что по уровню развития лизинга Россия уже сейчас находится в ряду развитых, а не развивающихся стран. В 2000-2001 гг. «LeasEurope» отмечал стагнацию или небольшой спад на мировом рынке лизинга, что позволяет констатировать, что за 2001-2003 гг. объем лизингового бизнеса первой десятки стран изменился незначительно. В то же время, по данным «Эксперт-РА», в этот период рост лизинга в России составлял по разным данным показателям 50%-70% в год. Если исходить из таких темпов роста и указанного объема рынка лизинга в России в 2001 - 2002 годах, можно предполагать, что по итогам 2003 года Россия займет 9-10 место в мировом рейтинге. Одним из основных условий сохранения существующего темпа развития рынка лизинга в России является решение вопроса обеспечения в полном объеме финансирования лизинговых операций. В данной курсовой работе передо мной стояла задача изучить этапы становления лизинга в России, глубоко проанализировать проблемы, возникающие при использовании различных источников финансирования лизинговых сделок, таких как: кредиты банков, коммерческие кредиты поставщиков оборудования, авансы лизингополучателей, собственные средства лизинговых компаний, бюджетное финансирование, займы юридических и физических лиц, корпоративные способы финансирования и иные источники. На сегодняшний день лизинг находится на активном этапе своего развития, поэтому с каждым годом будет происходить изменение долей различных источников финансирования лизинговых операций. По существующим прогнозам, в связи с дальнейшей капитализацией лизинговых компаний, будет увеличиваться доля способов, основанных на использовании собственного капитала лизинговой компании. Это такие способы, как увеличение уставного капитала, в том числе за счёт привлечения новых инвесторов, расширение использования облигационных займов. Ведущие российские лизинговые компании достигнут уровня, сопоставимой с капитализацией банков. Таким образом, можно констатировать то, что существуют проблемы при финансировании лизинговых операций. Решив данные проблемы, лизинг в России займёт достойное место среди способов, обеспечивающих динамичное развитие экономики России. Список литературы
3. «Лизинговые компании России», справочник, выпуск I, Москва 2004 год. 4. «Лизинг-Курьер», информационный бюллетень, ноябрь-декабрь 2001 года. 5. «Лизинг-Ревю», журнал, №6, Санкт-Петербург 2003 год 6. «Эксперт», журнал, №45, Москва 2003 год 7. «Финансовый лизинг на предприятии»,Финансы, ЮНИТИ, Москва 1998 год [1] Аналогичная позиция нашла свое отражение в судебной практике (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6.03.2000г. по делу № КГ-А40/766-00) [2] Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. [3] См. Федеральный закон РФ от 7.08.01г. №120-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» [4] За исключением случаев размещения акций посредством закрытой подписки, когда принятие решения возможно только общим собранием акционеров (пункт 3 статьи 39 закона «Об акционерных обществах»). Из сказанного можно сделать вывод, что размещение дополнительных акций в закрытом акционерном обществе возможно только на основании решения общего собрания акционеров. Аналогичный порядок предусмотрен также при размещении обыкновенных акций или конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций. [5] Такой же порядок предусмотрен и в случае увеличения уставного капитала обществом с ограниченной ответственностью. [6] На практике, и увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов всех участников, как правило, также нуждается в единогласном принятии решения в связи с включением соответствующих положений в устав общества. [7] См. статью 19 ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункт 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 9.12.99г. №90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». [8] Исключение составляет размещение акционерным обществом облигаций, конвертируемых в акции. В этом случае размещение облигаций должно осуществляться по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров, если в соответствии с уставом ему принадлежит право принятия решения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.