Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Применение информационных систем в колледже

Министерствообразования и науки Украины
Донбасскаягосударственная машиностроительная академия
Кафедра«Интеллектуальные системы принятия решений»
ОТЧЕТ
опроходжении технологической практики
в «МКДГМА»
Выполнила:
студентка группы ИС-06тФетисова О.Н.
Краматорск,2010

КАЛЕНДАРНЫЙПЛАН
Календарный план прохождения технологическойпрактики студентами IV (V) курса дневной формы обучения специальности 7.080404 «Интеллектуальные системыпринятия решений» (ИС 06т)
/>
Заведующий кафедрой_______________________
Руководительпрактики от ДГМА           __________________
Руководительпрактики
от предприятия    _______________
ОТЗЫВ
о прохождениитехнико-экономической практики Фетисовой О.Н.
С 01.09.2010 г. по 12,12,,2010г. Студентка Донбасской государственной машиностроительной академии ФетисоваОксана Николаевна проходила технико – экономическую практику в учебномзаведении «МК ДГМА» В ходе практики ФетисоваО.Н. ознакомилась с уставом организации, его организационной структурой, прошлаинструктаж по технике безопасности и была ознакомлена с основными должностнымиинструкциями.
В ходе технико–экономической практикистудентка прошла практическую подготовку проведения анализа деятельности учебногозаведения, изучила вопросыорганизации производства и управления, функции, задачи и структуру учебного заведения, ознакомилась с информационной системой учебногозаведения, провела детальный анализ важнейших экономических показателей деятельностиучебного заведения. В заключение ею были сделаны выводы и внесены предложенияпо повышению эффективности деятельности учебного заведения с использованиемметодов математического моделирования и современных компьютерных технологий.
Выполняя свои обязанностиво время практики, Фетисова О.Н. проявила себя как ответственный,исполнительный работник. Уровень теоретических и практических знаний и навыковможно расценивать как «высокий». При прохождении практики студенткасамостоятельно решала поставленные перед ней задачи и получила не обходимыепрактические навыки.
Работа выполненадобросовестно и заслуживает оценки «отлично».
Руководитель практики от «МКДГМА»______________
Руководитель практики от ДГМА_______________________

АННОТАЦИЯ
Цель прохождения технологическойпрактики — ознакомиться непосредственно на предприятиях, в организациях,учреждениях с производственным процессом, закрепить знания, умения, полученныепри освоении определенного цикла теоретических дисциплин, а также приобрестиопределенный практический опыт.
Основные задачи практики:
·  Закрепление иуглубление теоретических знаний путем изучения опыта деятельности предприятий;
·  Приобретениеопыта практической работы на предприятиях;
·  Изучение иосвоение функциональных обязанностей должностных лиц по профилю будущей работы;
·  Получениепрофессиональных знаний, умений и навыков при выполнении конкретныхпрактических задач на штатных должностях или на должностях дублеров;
·  Проверка уровняпрофессиональной подготовки и деловых качеств студентов.
В ходе работы былирассмотрены важнейшие аспекты деятельности предприятия и его подразделений, информационныепотоки на предприятии, проведен анализ состояния компьютеризации иавтоматизации деятельности предприятия и изучена система охраны труда.
Отчет содержит 45страниц, 1 таблицу, 11 рисунков, 12 литературных источников.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. «МК ДГМА» КАК СУБЬЕКТОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Краткая характеристика «МК ДГМА»
1.2 Организационная структурапредприятия
1.3 Информационные потоки. Анализинформационной системы
1.4 Структура и функции вычислительногоцентра
2. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
3.1 Оформление студентов припоступлении
3.2 Документация, используемая при приеме в техникум
3.3 Программное обеспечение, применяемое работниками вычислительногоцентра
4. АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
4.1 Информационная система
4.2 Программные пакеты для обработки информации
5. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА
6. РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1 Концептуальноепроектирование
6.2 Разработка интерфейсадля АИС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Машиностроительныйколледж Донбасской государственной машиностроительной академии — колледж вКраматорске, в Донецкой области Украины. Расположен в старой части города. Входитв состав Донбасской государственной машиностроительной академии
В сентябре 1937 годаоснован Краматорский машиностроительный техникум — единственное в то времятехническое учебное заведение в городе. Количество первых студентов было 200человек. Первый выпуск Краматорского машиностроительного техникума совпал сначалом Великой Отечественной войны. Многие студенты и преподаватели былипризваны в ряды Красной Армии, а оставшиеся работали над созданием защитныхпротивотанковых сооружений. Те же выпускники, что были направлены на заводыгорода, вместе с ними были эвакуированы на Восток. Сам техникум в октябре 1941года был эвакуирован в г. Орск, где продолжал готовить специалистов подназванием Орский машиностроительный техникум.
С декабря 1943 годаКраматорский машиностроительный техникум возобновил свою деятельность впомещениях по улице Розы Люксембург, 58. Первый послевоенный выпуск состоялсяосенью 1945 года. В 1950 г. техникум вернулся в своё отремонтированное здание.В 1991 году учебное заведение получило статус колледжа-техникума. С 1 сентября1997 года Краматорский машиностроительный колледж является структурнымподразделением Донбасской государственной машиностроительной академии.

1. «МК ДГМА» КАК СУБЬЕКТОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Краткаяхарактеристика
МК ДГМА являетсяструктурным подразделением Донбасской государственной машиностроительнойакадемии. В течении многих лет он готовит высококвалифицированных специалистов.Имея плотную связь с академией, студенты имеют возможность продолжить обучениеи получить высшее образование.
Специальности:
  * Финансы.
  * Обработка материаловна станках и автоматических линиях.
  * Экономикапредприятия.
  * Программирование дляэлектронно-вычислительной техники и автоматизированных систем.
  * Правоведение.
  * Делопроизводство.
  * Монтаж и эксплуатацияэлектрооборудования предприятий и гражданских сооружений.
  * Техническоеобслуживание и ремонт оборудования предприятий машиностроения.
  * Литейное производствочерных и цветных металлов.
  * Эксплуатация системобработки информации и принятия решений
Учёная степень: младшийспециалист.
Профессорско-преподавательскийсостав: среди высококвалифицированных преподавателей 86 штатные преподаватели,19 преподавателя высшей профессиональной категории, 24 преподавателя первойкатегории, 3 награждены знаком «Отличник образования Украины».  Материально-техническаябаза: 35 учебных кабинетов, 6 лабораторий, 4 компьютерных класса, мастерские,оборудованные современным оборудованием и учебно-методическими пособиями;учебное телевидение, библиотека (свыше 85 тыс. экземпляров), читальный зал. Взаведении учится более 2000 студентов.
Формы обучения: дневная,заочная, по госзаказу и на контрактной основе. К услугам студентов: общежитиена 200 мест, столовая на 100 мест, медчасть; работают секции по баскетболу,настольному теннису, атлетической гимнастике, мини-футболу, волейболу.
1.2Организационная структура «МК ДГМА»
Структура«МК ДГМА» может быть представлена в виде различных блоков-подразделений,взаимосвязанных между собой. Это обусловлено его разнообразной хозяйственнойдеятельностью и обеспечивает максимально эффективную деятельность данногопредприятия. Структура предприятия в целом представлена на рис.1. Предприятиевозглавляет директор, он организует работу заместителей и всех структурныхподразделений.
/>
Рис.1– Общая структура

Структураучебно-методической части
Учебно-методическаячасть оперативно подчиняется заведующему по учебной работе и работает в тесномконтакте со всеми подразделениями колледжа. Непосредственное руководство учебно-методическимуправлением осуществляет директор колледжа.
Учебно-методическаячасть состоит из следующих подразделений: учебный отдел, отдел обеспечениякачества образования, отдел учебных и производственных практик, отделлицензирования образовательных программ, отдел довузовской подготовки итрудоустройства выпускников
Учебно-методическаячасть является структурным подразделением, функционирующим в соответствии с Положениямиколледжа, и организует свою работу на основании этих положений, приказов иинструктивных писем Министерства образования и науки Украины, ректората академиии распоряжений директора.
Основнаяцель учебно-методической части – повышение качества подготовки высококвалифицированныхспециалистов путем непрерывного совершенствования научной организации и управленияучебным процессом на всех его стадиях.
Задачамиучебно-методической части являются:
 *   научно обоснованное планирование, организация и контроль учебного процесса;
 *   организация методического обеспечения всех форм учебной работы;
 *   внедрение принципов всеобщего управления качеством в деятельность всехподразделений вуза;
 *   научно-методическое руководство совершенствованием системы высшегопрофессионального образования и подготовки специалистов;
 *   внедрение в учебный процесс современных технологий, технических средствобучения и контроля знаний студентов;
 *   повышение квалификации преподавателей;
 *   планирование и совершенствование форм и методов самостоятельной работыстудентов;
 *   обобщение и распространение передового опыта лучших факультетов, кафедр ипреподавателей.
/>
Рис.2– Структура учебно-методичесой части
Вычислительныйцентр занимается автоматизацией работы учебно-методической части и техникума вцелом. Основные за дачи:
· Автоматизацияпроцесса приемной комиссии
· Ускорениеработы по обработке документации
· Созданиеи ведение базы данных на основании входящей информации
/>
Рис.3 – Структура вычислительного центра

1.3 Информационныепотоки, анализ информационной системы
Вся работа по сборуи переработке информации может быть разделена на три этапа:
­ сбор документальной информации (изготовление, группировка,оформление и сохранение разных документов);
­ передача информации (в форме документов, отображений ли устно);
­ обработка информации (ее восприятие, переработка, разныевычисления и логические операции).
Функционированиеорганизации возможно исключительно при наличии информации, необходимой длявыработки и реализации управленческих решений. Информация в организацииобразует информационные потоки, принципиальная схема которых представлена нарис. 4
Входные данныеВнешняя информация (состояния окружающей среды)
/> Система управления организацией (управляющая подсистема)
/> План
Выходные данныеВнутренняя информация (состояние факторов производства)
/> Производство (управляемая подсистема)
Рис. 4 – Информация вуправлении
Как видно из схемы, всяинформация системы управления образуется входными и выходными данными. Входнаяинформация делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешними по отношения корганизации являются сведения со стороны окружающей среды, которые включаютхарактеристику потребителей, поставщиков, конкурентов, раскрываютфинансово-кредитную политику, доступность и производительность факторов.Внутренняя информация характеризует производственный потенциал организации и включаетсведения о состоянии основных производственных факторов (финансы, рабочая сила,материалы, оборудование, здания и сооружения).
Выходные данные могутбыть выражены в форме различных управленческих решений, направленных науправляемую систему (производство). Наиболее распространенным инструментом дляэтих целей является план. Обратная связь пополняет внутреннюю информацию врезультате производства и обеспечивает корректировку отклонений от плана впроцессе функционирования организации. Система управления обладает свойством,которое заключается в том, что все элементы подсистем реагируют на внутреннюю ивнешнюю информацию, строящуюся на основе обратной связи. Это свойствоопределяет природу и принципы построения и функционирования систем управления иоценки степени обеспечения процессов связи и принятия решений в организации.Информационные потоки характеризуются количеством информации, находящейся всистеме и обрабатываемой в единицу времени. Данные могут обрабатываться и перемещаться:
Поточно по меревозникновения;
С регулярнойпериодичностью, когда информация накапливается, после чего обрабатывается иперемещается через заранее установленные интервалы времени;
Нерегулярно, по меревозникновения отдельных информационных совокупностей.
Анализ потоков информациина действующих организациях начинается обычно с обследования, которое можетпроводиться двумя методами:
Путем обследованияпотоков, существующих на данной организации, и выяснения круга задач, решаемыхподразделениями аппарата управления и исполнителями;
Путем определения задачподразделений аппарата управления, анализа информации, которая необходима длярешения этих задач и сопоставления ее с потоками документации, сложившимися впроцессе деятельности аппарата управления. Обследование потоков информациизавершается расчетом объемов необходимой информации, регламентирующим еедвижение, составлением схем потоков, проектированием форм применяемой документации.Для рационализации построения потоков информации целесообразно использовать рядпоказателей:
Прямоточность движенияинформации. Достаточность четко характеризуется правильность ее циркулирования,выявляет неоправданное возвратное движение носителей информации;
Ритмичностьинформационных потоков. Четкое продвижение в соответствии с графиком позволяетвыявить своевременность подготовки и передачи необходимых сведенийпотребителям;
Специализация потоковинформации. Происходит в нескольких разрезах: поток информации для учета иотчетности, для выдачи вышестоящей организации, для разработки мер воздействия;поток информации по решениям отдельных видов (функциональные) и уровней(объекты);
Плотность (интенсивность)информационных потоков. Оценка количества проходящих носителей информации и ихнасыщенности;
Параллельность движенияинформационных потоков, их целеустремленность, направленность, возможности ихразветвления и слияния. Повышение степени параллельности означает одновременноуглубление специализации информационных потоков. Эталоном оценки движенияинформационных потоков является их соответствие связям в управляемом объекте иуправляющей системе, возникающим в материальных процессах, в процессахразделения труда в управлении и при выборе форм взаимосвязи управляющей системыс управляющим объектом.
ПЭВМ служит основойсоздания автоматизированных рабочих мест (АРМ). Довольно большой кругэкономических задач можно отнести к разряду офисных: делопроизводство,управление, контроль управления, создание отчетов, поиск, введение ивосстановление информации, поиск решений, обмен информацией между отделамиофиса, между офисами предприятия и между предприятиями. В этих задачах можновыделить ряд типичных процедур:
­ обработка входящей и исходящей информации;
­ сбор и следующий анализ данных;
­ сохранение поступившей информации.
Эти процедуры могутвыполняться в рамках электронного офиса, в состав которого входят ЭВМ,печатающие устройства для вывода информации и т.д.
Информация напредприятие приходит из внутренних и внешних источников.
К внутреннимисточникам относятся:
­ системы внутреннего электронного документооборота;
­ документы на бумажных носителях.
­ К внешним источникам относятся:
­ материалы и данные информационных агентств, как на бумажныхносителях, так и электронного вида;
­ законодательные и нормативные материалы.
При обработкеэкономической информации используются интегрированные программные пакеты — этоИПП, которые объединяют у себя функционально разные программные компоненты ИППобщего назначения. Основу пакета составляют текстовые редакторы, экономическиетаблицы и СУБД.
Применяются такжеCASE – технологии, под которыми понимается совокупность средств автоматизацииразработки информационной системы, которые включают у себя методологию анализапредметной области, проектирование, программирование и эксплуатациюинформационных систем. CASE – технологии применяются при создании сложныхинформационных систем, обычно требующих коллективной реализации проекта.
1.4 Структура ифункции вычислительного центра
Основнаязадача вычислительного центра – автоматизация работы учебной части.
Учебная часть- подразделение, осуществляющее контроль и организацию деятельности факультета.
Руководствофакультета имеет свои обязанности и функции. Они изложены в Должностнойинструкции, которая находится в учебная часть.
В учебнойчасти проводится большой объём рутинной, повторяющейся работы, что, безусловно,обеспечивает неправильное распределение рабочего времени сотрудников учебнаячасть, тормозя и запутывая основные процессы деятельности учебная часть.
Припоступлении абитуриента в колледж личные дела абитуриентов, оформляемые приподаче документов на поступление, передаются в учебную часть, где онисортируются по группам. После чего на каждого студента заводится личнаякарточка студента. В нее заносится вся необходимая персональная информация.
Далее, напротяжении всего периода обучения в личных делах фиксируются все факты о любыхизменениях статуса студента (перевод с курса на курс, с дневного отделения назаочное, перевод в другую группу, справки об академическом отпуске и т.п.).
Учёт инаблюдение контингента студентов является актуальной задачей в связи спотребностью учебная часть в оперативном формировании таких документов, какзачётно-экзаменационные ведомости, проекты приказов, статистические отчеты поуспеваемости и получении любой требуемой информации по конкретным студентам, атакже по архивным данным.
Из этихдокументов извлекается вся необходимая информация, касающаяся учебногопроцесса.
Подразумевается,что эта информация может изменяться в течение всего периода обучения и можетбыть затребована в любое время за период обучения студента и даже послеокончания его обучения, кроме того, данная информация может участвовать вформировании статистических данных о группе или курсе за любой временнойпромежуток.
Исходя изосновных назначений учебная часть, определяем, что основной вид егодеятельности – это делопроизводственная деятельность. Основной функцией учебнаячасть является координация и административное обеспечение учебного процесса.
Исследуяпредметную область учебная часть, наблюдаем выполнение большого числапроцессов, которые можно условно сгруппировать в несколько пунктов:
1.Организация и управление учебным процессом.
2. Заполнениеучётных документов.
3. Контрольуспеваемости студентов.
Кроме того,за выполнение (или не выполнение) учебного плана студентов поощряют (илинаказывают).
Следуетотметить, что процессы, выполняемые в учебной части, расположены по степениважности (по убывающей).
Организация иуправление учебным процессом включает общий контроль над учебным процессом, чтоподразумевает распределение дисциплин по семестрам и специальностям дляпланирования расписаний и экзаменационных сессий; статистический учет студентов;организация учебной и производственной практики.
Основнымидокументами, функционирующими в учебной части, являются: матрикульная книга,карточка студента, сводная ведомость на каждого студента. Все эти документытребуют своевременного заполнения, для обеспечения учётной работы в учебнойчасти.
Контрольуспеваемости студентов производится в результате экзаменационных сессий, гдеанализируется успеваемость каждого студента.
В результатеконтроля успеваемости становится возможным выявление лучших студентов иначисление им стипендии, материальной помощи, премии и т.п. (например, зауспехи в учёбе, участие в соревнованиях, олимпиадах, написание научных работ ит.п.)
В учебномпроцессе принимают участие студенты, а контролирует учебный процесс учебнаячасть.
Анализпредметной области выявил основные недостатки существующего делопроизводстваучебной части:
— Устаревшиебумажные технологии регистрации, обработки и хранения информации.
— Дублирование информации в различных подразделениях, отчетах, сводках и т. п.
— Рутинныеповторяющиеся операции обработки.
— Закрытостьинформации ряда подразделений (бухгалтерии, отдела кадров и др.).Матрикульная книга – основной документ контроля учебного процесса
Учебная частьучаствует в оперативном формировании различных видов документов. Основными изних являются зачётно-экзаменационные ведомости, сводные ведомости, личныекарточки, проекты приказов, статистические отчеты по успеваемости, матрикульнаякнига и др.
Отчётныедокументы создаются для получения любой требуемой информации по конкретнымстудентам, а также по архивным данным.
Дляоперативной работы со студентами (контроль над успеваемостью, выдачаэкзаменационных листов, назначение стипендии, перевод на следующий курс и т. д.)в учебная часть ведется матрикульная книга.
Матрикульнаякнига является одним из учётных документов, контролирующих учебный процесс. Онаформируется на основе зачётно-экзаменационных ведомостей, содержащих оценкистудентов по определённой дисциплине. Матрикульная книга – основа дляформирования других документов, таких как сводная ведомость и учебная карточкастудента.
Своднаяведомость составляется на одного студента и является одной из форм контроляуспеваемости студента. Она содержит такие основные данные: ФИО, курс,факультет, форма обучения, специализация (для 5 курса), название предмета,количество часов по каждому предмету отдельно, общее количество часов по всемпредметам, общая успеваемость.
Учебнаякарточка тоже составляется на отдельного студента. Она содержит основныесведения о студенте из его личной карточки и сведения об успеваемости изматрикульной книги.
Такимобразом, матрикульная книга является важным документом контроля учебногопроцесса каждого студента. А учебный процесс (как упоминалось выше), являетсяпредметной областью среды учебная часть.
Благодаря созданиюАИС (и БД как её части), формирование отчётной документации может значительноупроститься.
Так вседанные, поступающие в учебную часть (входящая документация) могут вводиться вбазу данных, затем можно составить стандартный набор запросов для упрощениявыборки данных и на основе составленных запросов сгенерировать отчёты, которыебы выводили определённые данные. Естественно, эти отчёты можно распечатать итаким образом получить готовые отчётные документы.

2. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МК ДГМА»
Для полной и качественнойхарактеристики объекта исследования проанализируем основные статистическиепоказатели его деятельности, причем каждый показатель рассмотрим детально, всовокупности с выявлением величины каждого фактора, влияющего на него.
Показатели деятельности колледжав предыдущие годы неуклонно улучшались: стабильно увеличивалось количествоабитуриентов и выпускников. Данные показатели приведены в табл. 1.
Таблица 1.-Показатели деятельностиколледжа 2008 — 2010ггПоказатели 2008 2009 2010 /> /> Численность студентов 1878 1964 2087 /> темп роста, % 104,5 106,2 /> Документооборот,  норма-часов 89 164 273 /> темп роста, % 184,3 166,5 />
Численность студентовпостепенно с каждым годом увеличивается.
Однако если рассматриватьтемпы роста численность студентов, то можно заметить, что если по отношению к2008 году этот объем заметно увеличился, то по отношению к 2009 году этот ростболее замедлился. Это можно объяснить полной модернизацией всего паркакомпьютерной техники в 2009 году и полной автоматизацией производства,благодаря чему заметно сократились время и затраты на выполнение единицы работ.А к 2010 году этот рост заметно замедлился, что требует пересмотраустановленных на предприятии норм времени на выполнение единицы отдельного видаработ. Динамику объема производства в соотношении с темпом роста объемапроизводства представлены на рис.5.

/>
Рис.5. Динамикапоказателей деятельности

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГОЦЕНТРА
3.1 Оформление студентовпри поступлении
Приём документоврегистрируется в журнале установленной формы с обязательной нумерацией страниц,прошнурованном и скреплённом печатью учебного заведения. В день окончанияприёма документов записи в журнале закрываются итоговой чертой с росписьюпредседателя и ответственного секретаря приёмной комиссии.
На каждого абитуриентазаводится личное дело, в котором хранятся все сданные им документы и материалысдачи вступительных испытаний. Необходимые для дальнейшей работы данныевносятся в базу данных. Журналы регистрации и личные дела поступающихабитуриентов хранятся как документы строгой секретности.
Каждому абитуриентувыдаётся расписка установленной формы о приёме документов.
Приёмная комиссия принимаетрешение о допуске к вступительным испытаниям абитуриента в недельный срок содня регистрации документов и извещает об этом абитуриентов.
Вступительные испытания втехникум являются письменными.
Продолжительностьписьменного испытания составляет 3 астрономических часа (180 минут).
Лица, опоздавшие навступительные испытания, допускаются к сдаче вступительных испытаний только сразрешения ответственного секретаря приемной комиссии.
Лица, не явившиеся навступительные испытания по уважительной причине, подтвержденной документально,допускаются к сдаче пропущенных вступительных испытаний в параллельном потокеили индивидуально по разрешению председателя приемной комиссии в пределахустановленных сроков проведения вступительных испытаний.
Абитуриенты, не явившиесяна вступительные испытания без уважительных причин, получившиенеудовлетворительную оценку, а также забравшие документы по собственномужеланию в период проведения вступительных испытаний, к дальнейшим испытаниям недопускаются и в конкурсе не участвуют.
Абитуриенты, забравшиедокументы по собственному желанию после вступительных испытаний до подведенияитогов конкурса, не участвуют в конкурсе.
Абитуриенты, имеющиесертификат о сдаче вступительного экзамена не участвуют в процедуревступительных испытаний. Данные баллов сертификата учитываются в рейтингеконкурса.
Лица, направленные дляцелевого приема, сдают те же вступительные испытания или предъявляют сертификато государственной экзаменации. Количество мест для целевого приема определяютсяна основе заключенных договоров не позднее, чем за месяц до начала приемадокументов и доводятся до сведения абитуриентов.
Повторная сдачавступительных испытаний при получении неудовлетворительной оценки или с цельюее улучшения не допускается.
Абитуриенты при входе ваудиторию, где проводятся вступительные испытания, предъявляет экзаменационныйлист. После проверки личности абитуриента взамен экзаменационного листа емувыдаётся комплект диагностических заданий письменной работы.
Письменныеэкзаменационные работы (в том числе их черновики) выполняются на заранееподготовленных бланках, на которых недопустимы никакие условные пометки,раскрывающие авторство работы.
Титульный лист работыподписывается полным шифром экзаменационного листа абитуриента. Экзаменатор сверяетс экзаменационным листом правильность заполнения титульного листа, собираетэкзаменационные листы.
По окончаниивступительного испытания все экзаменационные листы передаются ответственномусекретарю до начала текущего вступительного испытания, а после окончаниявступительных испытаний передает на хранение.
Проверка письменных работпроизводится только в помещении техникума и только членами утвержденнойпредметной экзаменационной комиссии.
Результаты письменногоиспытания объявляются абитуриентам на следующий день или через день после егопроведения в виде рейтингового списка, в который заносятся результаты в баллахи традиционных пятибалльных оценках всех сдававших данное вступительноеиспытание абитуриентов. Результаты рейтинга по вступительному экзаменуобъявляются на следующий день после окончания приема документов. Решениеприёмной комиссии о зачислении в состав студентов оформляется протоколом, вкотором указываются основания зачисления: по конкурсу, вне конкурса. В первуюочередь формируется список лиц, имеющих право на внеконкурсное зачисление. Наосновании решения приёмной комиссии издаётся приказ директора о зачисленииабитуриентов в состав студентов. Приказ о зачислении в состав студентов можетбыть издан только по предоставления оригинала документа об образовании.
Письменные работызачисленных в техникум студентов хранятся в их личных делах, а письменныеработы абитуриентов, не справившихся с вступительными испытаниями и непрошедших по конкурсу, уничтожаются через 6 месяцев после окончания вступительныхиспытаний.
Абитуриентам, непрошедшим по конкурсу, выдаются по их просьбе справки о сданных вступительныхиспытаниях для участия в конкурсе в других учебных заведениях. Результатывступительных испытаний в таких справках выставляются в общепринятойпятибалльной системе.

3.2 Документация,используемая при приеме в техникум
Для проведения приемаготовится следующая документация
       — бланки заявленийдля приема в образовательное учреждение;
       — регистрационныйжурнал;
       — анкета абитуриента;
       — компьютернаябаза данных, создаваемая на основании сведений анкет абитуриентов;
       — папки дляформирования личных дел студентов;
       — бланки расписоко приеме документов;
       — бланкиэкзаменационных листов;
       — бланкиэкзаменационных ведомостей (в бумажном и компьютерном вариантах);
       — бланкирейтинговых ведомостей;
       — бланки справок орезультатах сдачи вступительных испытаний;
       — бланки договоровпри приеме с оплатой за обучение;
       — бланки справок озачислении в состав студентов.
Форма заявления о приемев техникум содержит полный перечень реквизитов, характеризующих условияпоступления в образовательное учреждение, и предусматривает фиксацию фактовознакомления с положениями колледжа, государственными документами фиксирующимиправо образовательной деятельности колледжем, ознакомление с датойпредоставления документа об образовании. Заявление удостоверяется подписьюабитуриента.
Регистрационный журналотражает сведения об абитуриенте с момента подачи заявления до моментазачисления в колледж или возврата документов.
Основной объем информациипереносится в компьютерную базу данных.
В личном деле абитуриентахранятся все сданные им документы и материалы сдачи вступительных испытаний.
Расписка абитуриентасодержит перечень документов, полученных от абитуриента. Копия распискиостается в личном деле абитуриента.
Экзаменационный листсодержит фамилию, имя и отчество абитуриента, номер экзаменационного листа,наименование специальности, формы обучения, номер экзаменационной группы, атакже таблицу, для заполнения сведений о сдаче вступительных испытаний.
Экзаменационные ведомостипредставляют собой документы, для заполнения сведений о сдаче вступительныхиспытаний группой абитуриентов, всех абитуриентов, поступающих на даннуюспециальность( в случае формирования рейтинговой ведомости).Ведомостиизготавливаются через машинную обработку информации в виде таблиц и содержатследующую информацию в заголовочной части: о наименовании предмета, номеровэкзаменационных групп(ы),.даты проведения вступительных испытаний: в табличнойчасти: фамилию, имя, отчество абитуриента, номер экзаменационного листа(илисертификата государственной экзаменации), оценка в баллах, используемых втехникуме) и, соответственно, в традиционной пятибалльной шкале, подписиэкзаменатора, председателя экзаменационной комиссии, ответственного секретаряприемной комиссии.
Бланки письменныхэкзаменационных работ, листов для черновиков проштампованные печатью техникума.
3.3Программное обеспечение, применяемое работниками
вычислительногоцентра
Предприятие внимательноследит за появляющимися техническими новинками и перспективными технологиями, анаиболее эффективные из них берет на вооружение. Практически на всех ПКвычислительного центра установлена систем Microsoft Window XP. Операционная система служит для создания условий запусканепосредственно приложений вполняющих основные задачи автоматизации.
Основные задачи посозданию и администрированию СУБД возлагаются на MS Access. Это ПО хорошо зарекомендовало себя на рынкепотребителя как я весь пакет MS Office. Программа WORD используется для редактирования и распечатки текстапри необходимости, импорта и экспорта данных в СУБД. Программа Excel используется для созданияэлектронных таблиц, построения диаграмм и реализации сложных математическихфункций по мере необходимости. Она также поддерживает возможности импорта иэкспорта данных в Access, что даётдостаточно высокую степень производительности.

4. АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
4.1 Информационнаясистема
Microsoft Windows XP— этовыбор организаций, которые хотят в полном объеме использовать возможностивычислительной техники. Предоставляя передовые возможности, например поддержкубеспроводных сетей и услуги удаленного помощника, Windows XP устанавливаетновый уровень эффективности и надежности в обработке данных.
Новые возможности,отсутствующие в предыдущих версиях операционной системы Windows:
•Поддержка беспроводныхсетей
Автоматическоеподключение к беспроводной сети как дома, так и на работе, либо в общедоступныхточках с помощью простой в использовании функции, не требующей настройки. Крометого, самая современная технология безопасности помогает защитить данные приработе с беспроводными сетями в любом месте и в любое время.
•Более высокаяпроизводительность и совершенная многозадачность
Одновременное выполнениенескольких программ — даже наиболее требовательных к вычислительным ресурсам —и по-прежнему быстрый отклик системы на команды. С установленной Windows XPпереносной компьютер быстрее, чем когда бы то ни было раньше, переходит вждущий или спящий режим и возвращается обратно в рабочее состояние, при этомподдерживается высокая эффективность и стабильность работы.
•Windows Messenger
•Удаленный рабочий стол
•Удаленная поддержка
•Графический интерфейс наоснове задач
•Надежностьпрофессионального уровня
Усовершенствованныефункции:
•Восстановление системы
•Шифрованная файловаясистема
•Расширенная поддержкапортативных компьютеров
4.2 Программные пакетыдля обработки информации
Конфигурация«Информационная система предприятия» предназначена для организации работы скорреспонденцией и внутренними документами организации, а так же дляавтоматизации ряда действий, часто выполняемых в процессе обычной деятельностипредприятий и организаций.
Программа используетсясекретарями, бухгалтерами, руководителям, работа которых связана с большимколичеством документов.
С помощью этой программыможно решить следующие задачи:
· Автоматизацияработы секретаря, операторов на обработке или выписке документов.
· Автоматизацияработы сотрудников канцелярии или отделов делопроизводства.
· Организацияработы других сотрудников с потоками документов, запросов, выполнения имиразнообразных и сложных рутинных операций.
· Организацияреестров и учет важных документов, быстрый доступ к их содержанию, поиск пореквизитам или содержанию.
· Построениесистемы электронного документооборота, электронного архива документов,справочно-информационной системы.
· Организацияпроизвольного пообъектного учета.
Нужно понимать, что невсе аспекты деятельности предприятий описываются такими документами как«Приказ» или «Договор». Есть и другие составляющие, которые нельзяохарактеризовать как документ, например телефонные звонки или события. И насовременном уровне нельзя ограничиться работой в электронной форме только сформальными документами или по четко сформулированным схемам.
Область использованияприложения – работа с информацией, выраженной в виде электронных документов.
Всё что нужно дляорганизации учета формальных документов организации, автоматизации работысекретаря и сотрудников отдела делопроизводства — есть, как одна изсоставляющих всей системы.
Преимуществаиспользования приложения.
В первую очередь, это,конечно же, все те преимущества, которые дает любая автоматизация сиспользованием программных средств — лучше работать с существующим потокомдокументов, уменьшить количество ошибок, неисполненных заданий, увеличитьпроизводительность труда и снизить зависимость от персонала. Контрольные функциипрограммы позволяют существенно повысить трудовую дисциплину, оценить степеньзагруженности сотрудников. Доступность документов и информации в системе,позволяет переложить на программу те функции, которые раньше мог выполнитьтолько человек – например, обучение нового сотрудника, помощь при начале работыв новой должности, на новом рабочем месте. Архивные функции программы, хранениевсех документов в одном месте дает мобильность и уверенность в доступности исохранности всех документов.
Основные преимуществазаключаются в распространенности и возможностях MS Office — доступности технического сервиса, более низкойстоимости внедрения при сопоставимом качестве. При создании самого решения, былвыбран принцип максимального приближения к нуждам конечных пользователей ипоставлена задача, сделать работу в программе доступной всем, от рядовыхсотрудников, до высшего менеджмента. Это позволило сделать продукт доступнымдля использования и на одном отдельном рабочем месте, и в крупных организациях.
Единый архив документов исправочной информации
· Ведениесправочников, хранящих контактную информацию о предприятиях и субъектах:адресная книга, контрагенты и контактные лица, физические лица.
· Регистрацияпервичных документов и хранение их электронных копий.
· Внутреннийдокументооборот, создание каталога файлов, шаблонов.
· Организация вводаи хранения нетипичных документов – справки, анкеты, формы с настраиваемымсоставом реквизитов.
· Возможностьработы с электронной почтой и хранение всей корреспонденции. Система позволяетработать с письмами электронной почты, отправлять и принимать электронную почтус серверов электронной почты в Интернет, независимо от других почтовых служб.
· Возможностикаталогизации документов, хранения структуры взаимосвязей и состоянийдокументов, дополнительные реквизиты, поиск по реквизитам и содержанию.
Возможности совместнойработы с документами
· Организацияочередей обработки документов, описание маршрутов движения
· Управлениедокументами — блокировки, отслеживание версий, движения документов по маршрутам
· Работа сосписками документов — группировки документов в дела, по темам
· Возможностьиспользования внешних справочников через Интернет, обмена и совместной работынад документами из несвязанных друг с другом информационных баз (из разныхорганизаций)
Программа выполнена ввиде конфигурации для технологической платформы 1С: Предприятие 8. Платформапозволяет организовать работу в файл-серверном и в клиент-серверном варианте.Файл-серверный вариант характеризуется простотой в установке и обслуживании. Вклиент-серверном варианте информационная база хранится на SQL сервере, чтопозволяет обеспечить безопасность в системе и работать с очень большимимассивами данных. Конфигурация поставляется с исходными текстами модулей, чтопозволяет вносить в нее изменения учитывающие специфику работы конкретнойорганизации.

5. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫОХРАНЫ ТРУДА В «МК ДГМА»
1. Общие положения
При выполнении работ накомпьютерах необходимо соблюдать требования настоящей инструкции по охранетруда. Настоящая инструкция разработана на основании «Правил охраны труда приэксплуатации электронно-вычислительных машин».
1.1. К самостоятельнойработе на компьютерах допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, обучениепо профессии, вводной инструктаж по охране труда и первичный инструктаж поохране труда на рабочем месте. В дальнейшем они проходят повторные инструктажипо охране труда на рабочем месте один раз в полугодие, периодическиемедицинские осмотры – один раз в два года.
1.2. При работе накомпьютерах, в состав которых входят видеодисплейные терминалы (ВДТ), наработников могут действовать следующие опасные и вредные производственныефакторы:
· физические:
· повышенныйуровень шума на рабочем месте (от вентиляторов, процессоров и аудиоплат);
· повышенныйуровень статического электричества;
· повышенныйуровень электромагнитного излучения;
· повышеннаянапряженность электрического поля;
· прямая иотраженная от экранов блесткость;
· психофизиологические:
· физическиеперегрузки статического и динамического действия;
· нервно-психическиеперегрузки (умственное перенапряжение анализаторов, монотонность труда,эмоциональные перегрузки).
1.3. Основнымоборудованием рабочего места пользователя компьютера являются: ВДТ, клавиатура,рабочий стол, стул (кресло); вспомогательными – пюпитр, подставка для ног, шкафы,полки и др.
1.4. Рабочие места с ВДТдолжны быть расположены на расстоянии не менее 1,5 м от стены с окнами, отдругих стен – на расстоянии 1 м, между собой – на расстоянии не менее 1,5 м.Относительно окон рабочее место целесообразно размещать таким образом, чтобыестественный свет падал на него сбоку, преимущественно слева.
1.5. Рабочие места,оборудованные ВДТ, следует располагать так, чтобы избежать попадания в глазапрямого света. Источники освещения рекомендуется располагать с обеих сторонэкрана параллельно направления взгляда.
1.6. При работе стекстовой информацией (в режиме ввода данных, редактирования текста и чтения сэкрана ВДТ) наиболее физиологическим является изображение черных знаков насветлом (белом) фоне.
1.7.  Размещать ВДТ нарабочем месте необходимо так, чтобы поверхность экрана находилась в центре полязрения на расстоянии 400-700 мм от глаз пользователя. Рекомендуется размещатьэлементы рабочего места таким образом, чтобы поддерживалось одинаковоерасстояние от глаз пользователя от экрана, клавиатуры, пюпитра.
1.8.  Работакомпьютеров сопровождается электромагнитным излучением низких уровней,интенсивность которого уменьшается пропорционально квадрату расстояния отэкрана. Оптимальным для работающего является расстояние 50 см от рабочегоэкрана ВДТ.
1.9.  Удобная рабочаяпоза при работе на компьютере обеспечивается регулированием высоты рабочегостола, кресла и подставки для ног. Рациональной рабочей позой может считаться такоеположение тела, при котором ступни работника расположены горизонтально на полуили на подставке для ног, бедра сориентированы в горизонтальной плоскости,верхние части рук – вертикально, угол локтевого сустава колеблется в пределах 70°-90°,запястья согнуты под углом не более 20°, наклон головы – в пределах 15°-20°.
1.10.  Для нейтрализации зарядовстатического электричества в помещении, где выполняются работы на компьютерах,в том числе на лазерных и светодиодных принтерах, рекомендуется увеличиватьвлажность воздуха с помощью комнатных увлажнителей. Не рекомендуется носитьодежду из синтетических материалов.
Продолжительностьнепрерывной работы за ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать2 часов. Продолжительность обеденного перерыва определяется действующимзаконодательством о труде и правилами внутреннего трудового распорядкапредприятия (организации, учреждения).
2. Требованиябезопасности
2.1. При внезапномпрекращении электроэнергии выключить компьютер в такой последовательности:периферийные устройства, ВДТ, процессор, стабилизатор напряжения; вынутьштепсельные вилки из розеток.
2.2. При обнаружениипризнаков горения (дым, запах гари) отключить аппаратуру, найти источниквозгорания и принять меры для его ликвидации, уведомить руководителя работ.
2.3. В случаевозникновения пожара немедленно сообщить в пожарную часть, принять необходимыемеры для эвакуации людей и приступить к тушению первичными средствамипожаротушения.
2.4. При пожаре работникидолжны действовать в соответствии с требованиями Инструкции по пожарнойбезопасности.
2.5. При несчастномслучае оказать пострадавшему первую помощь согласно Инструкции по оказаниюпервой доврачебной помощи, вызвать врача или скорую помощь. Известить онесчастном случае непосредственного руководителя работ или специалиста поохране труда.

6. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1 Концептуальноепроектирование
Целью работыявляется оптимизация деятельности анализируемого подразделения и поиск путейповышения его устойчивости с помощью создания автоматизированных информационныхсистем.
Задача администратора такой АИС заключается в своевременномпринятии документов, представлении их руководителю отдела, контролем надработой, сроками сдачи, предоставлении отчётов по студентам, как руководству,так и преподавателям. Такого рода работа будет отнимать много времени иресурсов, если не будет автоматизирована.
Существующаяавтоматизированная система должна содержать список всех студентов, базупреподавателей, список приказов, базу специальностей, предметов, расписаниезанятий, что позволит быстрее обработать и выдать нужную информацию. Цельфункционирования системы заключается в экономии материальных и нематериальныхзатрат на оформление документов по студентам, облегчением поиска нужнойинформации по ним.
Задачи для разрабатываемого программного обеспечения:
-  возможностьсоздать новой записи;
-  свободныйдоступ к информации;
-  удобныйи понятный интерфейс приложения;
-  возможностьредактировать базу данных;
-  сортировкаданных по выбранным полям;
-  поискинформации с помощью запросов к системе;
-  возможностьпечати отчётов.
Для лучшего представлениязначимости данной АИС её модель представлена на рис.6.

/>
Рис.6 – Общая контекстнаядиаграмма потоков данных
Для более детальногорассмотрения функционирования системы используется контекстная диаграммауровней (рис.7), на которой можно увидеть какие процессы происходят с данными остудентах до их полной обработки. Изначально эти данные записываются в базуданных студентов, затем сортируются по группам и отделениям на основанииприказов директора, затем полученные данные обрабатываются и связываются сбазой дисциплин, преподавателей их ведущих, и расписанием, на выход подаютсяотчеты, как руководителю отдела, так и преподавателям.
/>
Рис.7 – Контекстнаядиаграмма уровней
6.2 Разработка интерфейсадля АИС
Дляэтого шага использовался такой пакет как MicrosoftAccess. Таблицы создавать вэтом приложении удобней, чем в Database Desktop,приложении на базе платформы для создания программ Delphi.Таблицы хранятся не отдельно каждая в своём файле, а сразу в одном, чтообеспечивает целостность базы, поскольку для этого файла не нужныдополнительные компоненты.
Наряду с традиционными инструментами доступа к данным BorlandDatabase Engine и ODBC в приложениях Delphi можно применять технологиюMicrosoft ActiveX Data Objects (ADO), которая основана на возможностяхСОМ, аименно интерфейсов OLE DB. OLE DB представляет собой набор специализированныхобъектов СОМ, инкапсулирующих стандартные функции обработки данных, испециализированные функции конкретных источников данных и интерфейсов,обеспечивающих передачу данных между объектами. Технология ADO в целом включаетв себя не только сами объекты OLE DB, но и механизмы, обеспечивающиевзаимодействие объектов с данными и приложениями. На этом уровне важнейшую рольиграют провайдеры ADO, координирующие работу приложений с хранилищами данныхразличных типов. Так как технология ADO основана на стандартных интерфейсах СОМ,которые являются системным механизмом Windows, это сокращает общий объемработающего программного кода и позволяет распространять приложения БД безвспомогательных программ и библиотек. Данная АИС сделана с помощью ADO-технологии, что позволяет данным динамически обновлятьсяво время работы приложения. База данных подключена через системный драйвер Microsoft.Jet.OLEDB.4.0.В данном ПП при разработке использовался компонент ADOConnection.К его классу относятся также компоненты: ADOQuery и ADOTable. Связь между таблицами представлена рис.8.

/>
Рис.8 – Схема данных
Внешний вид программногопродукта представлен на рис.9. Данная программа предназначена для работынеопытного пользователя и снабжена справкой.
/>
Рис.9 – Общий видпрограммы
На главной формепредоставлены 3 таблицы: Специальности, Приказы о зачислении, Студенты.Предусмотрена сортировка кликом мышки по названию какого-либо столбца таблиц.
В программе предусмотренапечать списков студентов по отделениям (гуманитарное, техническое или заочное),которые могут быть представлены заведующим этими отделениями. Пример можноувидеть на рис.10.
/>
Рис.10 – Пример отчётадля зав.отделением
Также преподаватели могутузнать расписание для себя, в которое входит список групп, аудитория, деньнедели, номер пары, название дисциплины. Так как у каждого преподавателя такойсписок большой в программе предусмотрен выбор данного списка по фамилиипреподавателя. Пример этой операции можно увидеть на рис.11-12.
/>
Рис.11 – Выборпреподавателя для выдачи списка
Данная АИС может быть использована для работы в ВычислительномЦентре МК ДГМА. Она является многофункциональной и занимается экономией, какрабочего времени, так и трудовых ресурсов, поскольку выполняетавтоматизированную обработку данных. Для её обслуживания нужен одинадминистратор, она очень удобна и проста в использовании. Данные обновляются вбазе в ходе работы, что обеспечивает возможность сохранения их в случае сбоя вработе АИС.
/>
Рисунок 12 – Отчёт порасписанию для преподавателя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«МК ДГМА» — учебноезаведение, которое даёт городу и стране высококвалифицированных молодыхспециалистов, создающих основу технических работников на предприятии. За годысвоего существования колледж не раз доказывал свою рентабельность, показывалвысокий уровень преподавательской и студенческой подготовки.
В современных условияхработа такой крупной организации не возможна без применения ЭВМ. Для учётасведений и всей входящей и внутренней информации внедрение и использование СУБДявляется первоочерёдной задачей
Припрохождении практики кроме получения навыков работы и решения ежедневныхтрудовых задач было предложено создать программное обеспечения для ускорения иупрощения учебного процесса. Так как проблема большого объёма информации идокументации является актуальной для этого учебного заведения, как впрочем, идля других, её решение должно повлиять на уровень обработки и храненияинформации, а также её защиты и систематизации, что благоприятно скажется наработе учебного заведения.
Данная работа подтверждает важноезначение кибернетики в системе образования и ее значимость для развития учебныхзаведений и рационального использования материальных и других средств длядостижения поставленной цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. БабенкоЛ.П., Поляничко С.Л. Метод нормализации знаний об инфраструктуре разработкипрограмм//Кибернетика и системный анализ.-2006.-1 .-167-174 с.
2. ВендровА.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектированияинформационных систем .-М.: Финансы и статистика,1998 .-176с
3. ГавриловаТ.А.,, Хорошевский В.Ф.Базы знаний интеллектуальных систем .-СПб.: Питер,2000.-384с
4. Гофман В.Э.,Хомоненко А.Д. Delphi.Быстрый старт. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 288 с.
5. Гофман В.Э.,Хомоненко А.Д. Работа сбазами данных в Delphi. — СПб.:БХВ-Петербург, 2001. — 656 с.
6. ДейтК.Руководство по реляционной СУБД DB2/Пер. с англ. и предисл. М.Р. Когаловского.-М.: Финансы и статистика,1988 .-320с
7. ДигоС.М.Проектирование и использование баз данных: Учебник .-М.: Финансы истатистика,1995 .-208с
8. ДжигирейВ.С., Жидецький В.Безпека життєдіяльності .-Вид. 2-ге,виправл.-Львів: Афіша,2000 .-254с
9. ЖидецькийВ. Охорона праці користувачів комп'ютерів: Навч., посібник .-2-ге вид,, доп.-Львів: Афіша,2000 .-176с
10. КаляновГ.Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение).-М.: Лори,1996 .-242с
11. Карпова Т.С. Базыданных: модели, разработка, реализация. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
12. ОлиферВ.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы .-СПб: Питер,2002 .-544с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.