Содержание
Введение.
1. Структура пенсий
2. Негосударственное пенсионное обеспечение
3. Государственный контроль за рисками
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Введение
Последнее десятилетие в ходе реформирования пенсионной системы немаловажная роль отводится негосударственным пенсионным фондам. Такие фонды осуществляют деятельность и выплаты негосударственных пенсий своим участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
Например, в США и в большинстве стран Западной Европы вообще трудно себе представить человека зрелого возраста, который не делает взносов в частный пенсионный фонд.
В России этот вид услуг находятся в зачаточном состоянии. Негосударственное пенсионное обеспечение лишено ощутимых налоговых льгот, поэтому развиваются преимущественно так называемые кэптивные фонды, созданные в рамках крупных корпораций или ФПГ, где для перекачки денег в эти структуры используется исключительно административный ресурс. Однако по мере усиления стабильности российской экономики, укрепления финансовой системы и роста благосостояния населения, прежде всего среднего класса, негосударственное пенсионное обеспечение, несомненно, будет востребовано.
В пользу этого утверждения говорит и начавшееся в конце прошлого года некоторое оживление вокруг негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые сейчас активно скупаются, укрупняются или создаются вновь. Объем средств, которые могут быть переданы населением в НПФ в ближайшие три-четыре года, оценивается минимум в 10 млрд. долл.
Однако у среднестатистического работника сразу возникают вопросы, чем отличается инвестирование в государственную и негосударственную компании, и если предпочесть негосударственную, то какую выбрать? Кроме этого, бывший советский человек вообще не искушен в вопросах пенсионного обеспечения, исчисления размера пенсий и прочее. Проиграет или выиграет инвестор, если вложит свои средства не в государственный, а в частный пенсионный фонд? Не будет ли слишком большим и неоправданным риском доверить свои деньги частной управляющей компании? Эти вопросы волнуют множество людей. По мере развития реформы и создания большого числа управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов инвестирование становится всё более важным фактором для развития рыночной экономики в России.
1. Структура пенсий
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия складывается из трех составляющих:
Базовой части;
Страховой части;
Накопительной части.
В начале 2002 г. на каждого работника в Пенсионном фонде Россия 6ыл открыт личный счет.
На момент наступления пенсионного возраста женщины не ранее 1957 г.р., а «мужчины — 1953 г.р. будут получать пенсию, складывающуюся из трех частей:
«базовой» - пенсии по старости, выплачиваемой всем одинаковой суммой в размере, гарантированном государством (даже если человек отработал всего пять лет);
«страховой» рассчитанной по специальной формуле и зависящей от заработка (однако установлена верхняя граница максимальной суммы) это 11-12% «виртуального» капитала;
«накопительной» - пенсии, полученной в результате инвестирования и степени разумности распоряжения своим пенсионным капиталом в течение всей жизни. Это те самые 2-3%, переводимые на личный счет, которые можно куда-нибудь вложить.
Схема распределений пенсионных отчислений
Рис. 1
Схема формирования пенсии
Рис. 2
Именно последняя составная часть пенсии и вызывает наибольшее количество вопросов, поскольку ее размер не имеет никаких ограничений и зависит только от успешности инвестирования средств с личных накопительных счетов, которые открываются в Пенсионном фонде на каждого работника. Пока что в среднем суммы на накопительных счетах составляют примерно 1000 руб., т.к. прошел всего один год пенсионной реформы, а уже в следующем году отдельной строкой будут вынесены взносы работодателя и проценты, на размер которых был приумножен пенсионный капитал.
В настоящее время выплачиваемые работодателем в Пенсионный фонд суммы (в размере 28% фонда оплаты труда) делятся на три части:
первая часть (14%) отчисляется на выплату текущих пенсий (уже вышедшим на пенсию);
вторая часть (гарантированная государством) поступает на условно-накопительные счета (в размере 11% для работников моложе 35 лет и 12% для работников старше 35 лет). Эти средства зачисляются на индивидуальный счет работника, но в виде рассчитываемого пенсионного капитала, а не наличности, которая поступает на выплаты сегодняшним пенсионерам. Когда данный работник выйдет на пенсию, этот капитал будет учитываться при расчете его пенсии. Мужчинам до 1952 года рождения и женщинам до 1956 года рождения полагается 14%;
третья часть (3% для работников моложе 35 лет и 2% для работников старше 35 лет) распределяется по накопительным счетам. Для мужчин 1953-66 гг.р., и женщин 1957-66 гг.р. размер регулярных отчислений составит 2% от заработной платы и останется неизменным до достижения пенсионного возраста. Гражданам моложе 1966 г.р. в 2004 г. будут перечислены 4% от зарплаты, в 2005 г. — 5%, а начиная с 2006 г. — 6%. Именно эти средства можно инвестировать, и, по желанию, перевести в негосударственный пенсионный фонд (с 01.01.2004 г.), доверить частной управляющей компании или оставить распоряжаться ими государственной управляющей компании.
Для мужчин старше 51 года и женщин старше 47 лет считается, что им до пенсии осталось слишком мало времени, чтобы успеть накопить достаточную сумму, поэтому их взносы делятся не на три, а на две части: 14% – базовую и 14% — страховую.
Общий объем пенсионных накоплений будущих пенсионеров, подпадающих под проводимую пенсионную реформу, оценивается в 170 млрд. руб. В 2003 г. средства накопительной части составили около 40 млрд. руб., в 2004 г. составят около 50. К 2006 г. накопительная часть вырастет с 2-3% до 6%. Первые накопленные пенсии граждане будут получать с 2013 г. Однако, по мнению экспертов, реальная прибавка к пенсии через 10 лет вряд ли превысит 200 руб. в месяц (с учетом сегодняшнего уровня цен).
На первый взгляд суммы не очень большие, но каждый год накопительный счет будет увеличиваться не только на размер отчислений из заработной платы, но и на сумму прибыли, полученной от инвестирования (если выбранная управляющая компания ежегодно будет приносить стабильный доход). Получается, что размер будущей пенсии зависит не столько от получаемой заработной платы, сколько от успешности работы управляющей компании, которая может принести доход и в размере 15% годовых. Поэтому, чем моложе будущий пенсионер, тем с большей ответственностью он должен подходить к выбору управляющей компании, чтобы в старости наслаждаться заслуженным отдыхом.
Необходимо отметить, что порядок выплаты пенсии ещё не определен законодательно. Вероятно, пенсионеру будет предложен определенный нормативный срок выплат в зависимости от размера накоплений. В некоторых негосударственных пенсионных фондах предусмотрена единовременная выплата, но вероятность подобного решения невелика.
Пока что Пенсионный фонд обязан проинформировать работающих о состоянии их пенсионных счетов (о количестве денег, накопившихся на личном счете из суммы, удерживаемой работодателем из зарплаты в виде пенсионного взноса), начиная с 2002 г.
2. Негосударственное пенсионное обеспечение
Так что же предлагает нам государство взамен старой пенсионной системы? Страховая часть пенсии уже не привязывается к зарплате не за последние два года, как было раньше, а учитывает весь период фактической работы. И она зависит только от того, сколько смог накопить пенсионного капитала на своем персональном лицевом счете конкретный гражданин. На ее формирование в зависимости от возраста застрахованного лица будет расходоваться 8-14% (при 14% отсутствует накопительная часть) от фонда оплаты труда. Выплаты по этой части будут рассчитываться следующим образом: накопленный пенсионный капитал будут делиться на 19 лет (средняя официальная продолжительность жизни пенсионера). При этом для работающих пенсионеров каждый год работы будет вычитаться из знаменателя. Третья составляющая часть пенсии – накопительная. Эту часть предполагается ввести только для россиян, не достигших 50 лет. Для остальных вводится дифференцированная шкала по каждой возрастной группе, в том числе т 35 до 50 лет - 2% от фонда оплаты труда, а до 35 лет - 6% фонда зарплаты. Она будет использована в различных инвестиционных механизмах. Предполагается, что накопительная система обеспечит необходимый пенсионный резерв в расчете на прогнозируемое ухудшение демографической ситуации.
Возникает вопрос, а как это соотносится с существующим мировым опытом. Вообще существует несколько моделей пенсионных систем. Например, в чилийской модели отсутствует государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный взнос в размере 10% от заработной платы каждого работника помещается на индивидуальный счет в одном из негосударственных пенсионных фондов. В этой модели отсутствуют элементы социального обеспечения, а имеется только самострахование. И пенсии зависят от деятельности самого НПФ. При этом в некоторых случаях ее средний размер достигает 80% от заработной платы.
Американская модель основана на личном пенсионном страховании. В стране работают как государственные, так и негосударственные фонды. Общая ставка пенсионного тарифа составляет 10,7% и выплачивается в равных долях работниками и работодателями. Государственные пенсионные программы обеспечивают только государственных служащих. В среднем размер такого пенсионного обеспечения достигает более 40% от заработной платы. Поэтому американцы по собственной инициативе формируют еще одну дополнительную пенсию в НПФ.
В Европе в основном используется германская пенсионная модель. Она совмещает в себе одновременно несколько уровней пенсионного обеспечения, которые отличаются друг от друга категориями застрахованных лиц (общая ставка отчисляемого пенсионного тарифа составляет 18%). В первый уровень входят обязательные пенсии для определенных групп населения (рабочих, служащих, государственных чиновников и т.д.). Они зависят от размера заработной платы и от того, как долго человек был застрахован в этой системе. Накопления постоянно индексируются. Второй уровень – это пенсионные дополнительные выплаты, осуществляемые по инициативе работодателя. Третий – добровольные накопления работников в специализированных пенсионных институтах. В среднем размер пенсии достигает свыше 55-60% от заработной платы.
Японская модель системы строится на основе государственного социального обеспечения. Она является двухуровневой. Первый уровень формируется за счет взносов работодателей и государственных дотаций. Второй уровень - за счет отчислений работников.
Негосударственные пенсионные фонды могут создавать работодатели, профсоюзы и юридические лица, отвечающие требованиям закона. Зарубежный опыт показывает, что наибольшим успехом пользуются пенсионные фонды, созданные работодателями на крупных предприятиях.
Общей для всех развитых государств тенденцией следует считать усиление внимания к негосударственным накопительным схемам, постепенное внедрение их в комплексной системы пенсионного страхования. Ранее процесс возникновения накопительных схем происходил бессистемно, можно сказать случайно. Роль лидеров в разработке пенсионных программ взяли на себя фирмы, оставь правительству регулирующую роль. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и частными лицами накопительный пенсионный план начинает играть все более важную роль.
Негосударственные пенсионные фонды – особая форма некоммерческой организации, созданной для проведения операций по негосударственному пенсионному обеспечению. Некоммерческие организации, как известно, тем и отличаются, что они не распределяют среди учредителей свой доход, если даже он имеется. Строго говоря, учредители НПФ заинтересованы исключительно в наращивании объемов привлеченных фондами пенсионных средств как долговременного инвестиционного ресурса.
НПФ размещают все или большую часть активов в рисковые инструменты через управляющие компании, которые являются профессиональными участниками финансового рынка. Они, как правило, обеспечивают более высокую доходность инвестиций. Кроме того, каждая управляющая компания принимает на себя обязательство обеспечить сохранность переданных ей фондами в доверительное управление средств и отвечает по нему всем своим имуществом. Информация о проведенных операциях передается управляющими компаниями в специализированные депозитарии, которые осуществляют учет ценных бумаг, принадлежащих фондам, и соблюдение управляющими компаниями и фондами установленных правил размещения пенсионных резервов. Возможность по инвестированию у негосударственных управляющих компаний значительно шире, чем у государственной – они могут инвестировать в несколько классов активов, среди которых есть и акции, корпоративные облигации, бумаги региональных властей, депозиты в кредитных организациях и т.д. Такое решение законодателя понятно, речь идет о сознательном выборе гражданина, доверяющего свои средства профессиональному управляющему.
По пенсионным договорам вкладчики обязуются вносить в НПФ пенсионные взносы, которые фонд инвестирует и получает дополнительный доход, увеличивающий сумму накопленных на счетах участников фонда (будущих получателей пенсии) средств.
Выплата пенсии по пенсионным договорам может производиться пожизненно или в течение определенного срока при наступлении пенсионных оснований. В случае смерти участника (до начала выплат негосударственной пенсии) все накопленные на счете средства принадлежат наследникам.
Вкладчик НПФ вправе расторгнуть пенсионный договор в течение накопительного периода и получить выкупную сумму либо перевести ее в другой фонд. Величина выкупной суммы ни при каких обстоятельствах не может быть меньше уплаченных взносов и начисленного гарантированного инвестиционного дохода, и расторжение договора в силу этого не связано с большими потерями для клиентов. Для того чтобы сделать досрочное прекращение пенсионных договоров экономически нецелесообразным для вкладчиков, фонды обычно предусматривают, что в этом случае те теряют дополнительный инвестиционный доход. Правда, некоторые кэптивные фонды идут и на более жесткие санкции, например предусматривают различные неустойки.
Если участник получает пенсию в течение определенного периода, то средства, накопленные на его индивидуальном пенсионном счете, также включаются в наследственную массу. При пожизненной выплате негосударственной пенсии после начала пенсионных выплат накопленные на счете участника пенсионные средства уже не могут быть им изъяты из фонда, они также не включаются в наследственную массу, а остаются в фонде в специальном резерве.
В настоящее время в нашей стране наиболее широко применяется третья пенсионная схема с солидарным пенсионным счетом. По этой схеме пенсионный договор заключает работодатель, который вносит на общий счет соответствующие пенсионные взносы. Именно работодатель определяет в дальнейшем, кому, сколько и по какой пенсионной схеме выплачивать. Этот вариант наиболее востребован потому, что он фактически всю сумму пенсионных средств оставляет в распоряжении работодателя.
В настоящее время в системе негосударственного пенсионного обеспечения основную массу клиентов-вкладчиков (по объемам пенсионных взносов) составляют юридические лица, которые, таким образом, решают сразу три задачи: накапливают на счетах фондов долгосрочные инвестиционные ресурсы, а пенсионные деньги – это самые долгие из известных видов ресурсов, создают относительно недорогую систему закрепления кадров у себя и попутно решают задачи социальной поддержки сотрудников в старости.
Клиенты – физические лица являются сегодня, скорее, экзотикой, так как в нашем народе после всякого рода финансовых пирамид, дефолтов и банкротств крупных банков живет естественное недоверие ко всяким инструментам долгосрочного размещения своих накоплений. Да и налоговая система не способствует притоку средств в НПФ, так как каких-либо существенных налоговых льгот для лиц, осуществляющих пенсионные взносы, не предусмотрено. Государство таким образом лишает российскую экономику дешевых долгосрочных инвестиционных ресурсов, использование которых дало бы, по оценкам специалистов, налогов в десятки, если не сотни раз больше, чем оно собирает сегодня с доходов граждан, какие они могли бы направлять на обеспечение своей старости.
3. Государственный контроль за рисками
Выдача НПФ лицензий, контроль за размещением страховых резервов, за операциями страховщиков, их платежеспособностью осуществляются инспекцией НПФ при Минтруда России. Инспекция контролирует чуть более двухсот фондов.
Вновь создаваемые фонды могут предварительно (перед прохождением государственной регистрации) согласовывать свои учредительные документы в Инспекции НПФ, а фонды, имеющие лицензии на право осуществления деятельности, обязаны согласовывать изменения и дополнения, которые они предполагают внести в свои учредительные документы.
Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. N 1385 утверждены Требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения. В соответствии с ними пенсионная схема фонда определяет условия негосударственного пенсионного обеспечения и служит основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении. Согласно п. 4 указанных Требований применяемые фондами пенсионные схемы должны определять:
- порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда, их размеры, периодичность и продолжительность внесения;
- порядок получения участниками фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность и продолжительность выплат;
- методику актуарных расчетов обязательств фонда перед его вкладчиками (участниками);
- методику расчета размеров выкупных сумм;
- порядок ведения именных и солидарных пенсионных счетов;
- возможность или невозможность наследования пенсионных накоплений участников фонда.
Наименования пенсионных схем фондов должны отражать основные отличительные особенности этих схем.
Обязательным условием применения пенсионной схемы фонда является получение его участником пенсии в размере не менее 0,5 минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством РФ на момент заключения пенсионного договора.
В соответствии с законодательством НПФ может потратить на обеспечение любых собственных расходов не более 3% поступивших взносов, если это прямо предусмотрено в его пенсионных правилах и, кроме того, конкретным пенсионным договором. Пенсионные взносы за вычетом указанных процентов полностью направляются на пенсионный счета.
Помимо этого, фонд вправе потратить на обеспечение своей уставной деятельности не более 15% инвестиционного дохода от размещения пенсионных резервов (реальный доход за вычетом указанных процентов направляется в пенсионные резервы и распределяется по пенсионным счетам).
Не допускается предусматривать в пенсионных схемах единовременного получения участником фонда пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете.
Особо следует отметить, что в целях охраны интересов участников фонд не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать под залог пенсионные резервы, выступать в качестве учредителя в организациях, чья организационно - правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), а также выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, признаются ничтожными.
НПФ в силу закона обязаны предоставлять вкладчикам и участникам информацию об управляющих компаниях и специализированных депозитариях, услугами которых пользуются, о накопленных на пенсионном счете средствах (с учетом реального инвестиционного дохода).
НПФ могут давать информацию о том, где и на каких условиях размещаются пенсионные резервы. В пенсионных правилах многих фондов это закреплено как их обязанность.
В целях обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками и обеспечения устойчивости их выполнения фонды формируют пенсионные резервы, которые состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Приказом Инспекции НПФ от 7 февраля 2000 г. N 7 установлены нормативный размер резервов покрытия пенсионных обязательств и норматив максимального размера страхового резерва.
Ежегодно аудитором подтверждается достоверность отчетности фонда, а заключением независимого актуария – финансовая устойчивость и платежеспособность фонда. Наличие процедуры независимой актуарной экспертизы резко снижает возможность применения ошибочных или недостаточно проверенных методик, а следовательно, и потери фондами финансовой устойчивости и платежеспособности.
Законодательством о НПФ предусмотрены строгие критерии отбора руководителей фондов и процедура согласования их кандидатур в инспекции НПФ.
В случае ликвидации НПФ средства пенсионных резервов направляются исключительно на удовлетворение требований вкладчиков и участников в соответствии с пенсионными договорами, при этом на средства пенсионных резервов не может быть обращено взыскание по прочим долгам фонда.
Правительство Российской Федерации воспользовалось данным законом правом установить дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов. Постановлением от 30 июня 2003 г. № 379 предусмотрено, что все сделки по инвестированию пенсионных накоплений совершаются через организаторов торговли на условиях поставки против платежа, исключаются адресные (договорные) сделки, что безусловно является мощным заслоном на пути манипулирования ценами, так, к сожалению, часто встречающемся на российском рынке акций.
Для бумаг субъектов Федерации и муниципальных бумаг (в мире рассматривается как лучший актив для пенсионных накоплений) установлены также правила обязательного обращения через организатора торговли со среднемесячным объемом сделок не менее 400 тыс. руб. и обязательным раскрытием информации о соответствующем бюджете
Далеко не все акции и облигации российских эмитентов разрешены для инвестирования пенсионных накоплений – эмитент облигации должен иметь целый ряд показателей финансовой устойчивости: отсутствие убытков за последние два года из трех, стоимость чистых активов свыше 500 млн. руб., рыночная стоимость всех ценных бумаг не менее 30 млн. руб. Естественно бумаги должны обращаться на рынке, где критерий – те же 400 тыс. руб. ежемесячного оборота. Требования к акциям еще более серьезные, здесь и количество акционеров свыше 1000, отсутствие убытков и стоимость чистых активов совпадают с требованиями по облигациям, а рыночная стоимость всех ценных бумаг составляет не менее 300 млн. руб.
Кроме того, Правительство установило максимальную долю активов в каждом инвестиционном портфеле: по госценным бумагам субъектов Российской Федерации она составляет 40%, муниципальным – 40%, облигациям российских корпораций – от 50% в 2004 г. до 80% в 2007 г.; акциям, – соответственно от 40 до 65%, ипотечным ценным бумагам — 40%.
Каким же образом будет работать та инфраструктура, которая позволит решить проблему барьера для недобросовестных действий, направленных на обман населения, кто будет тем профучастником, который окажет честные и высококвалифицированные услуги, как его выбрать из сотен финансовых посредников?
Законом поручено Правительству выбрать на конкурсе финансовые компании, которые составят инфраструктуру системы инвестирования пенсионных накоплений, однако, определив основные критерии их финансовой и профессиональной устойчивости. Правительство постановлением от 9 мая 2003 г. № 266 утвердило правила организации и проведения конкурса по отбору спецдепозитария и управляющих компаний, а постановлением от 26 июня 2003 г. № 390 утвердило и методику определения совокупного рейтинга спецдепозитария и требования к участникам конкурса и должностным лицам управляющих компаний. Следует, наверное, напомнить, что закон предполагает наличие одного спецдепозитария, обслуживающего пенсионные накопления. Спецдепозитарий – важнейший контролер на рынке пенсионных накоплений, осуществляющий контроль за каждым движением средств всех управляющих компаний, за состоянием и ценой активов, их соответствием инвестиционной декларации, он первый зажигает «красную лампу», информирует Минфин и Пенсионный фонд РФ о проблемах, держит руку на пульсе каждой компании.
Требования к спецдепозитарию, утвержденные Правительством, чрезвычайно жесткие и даже беспрецедентные для РФ. Основные требования для спецдепозитариев, участвующих в конкурсе – наличие собственных средств не менее 600 млн. руб. и размер обслуживаемых активов не менее 100 млн. руб., опыт работы не менее 2 лет, наличие опытных сотрудников и отсутствие санкций, а также наличие безотзывной банковской гарантии на сумму не менее 3 млрд. руб. Такие финансовые вложения, естественно, под силу только крупному участнику рынка, тем более, что совокупный рейтинг резко возрастает при росте показателей финансовой устойчивости.
В августе 2003 г. Министерство финансов объявило итоги конкурса по выбору специализированного депозитария, который будет обслуживать инвестирование накопительной части пенсий.
По результатам конкурса это право получила «Объединенная депозитарная компания», которую некоторое время назад приобрел Внешторгбанк, хотя формально она принадлежит компании «Международные торговые системы». В 2004 г. в этот банк поступят активы на сумму около 40 млрд. руб. — накопительная часть пенсионных отчислении в 2002 г. Из них расходы на обслуживание счетов составят 0,1%. Следовательно, государство отслеживает средства – пенсионными средствами управлять будет Внешэкономбанк, а хранить – спецдепозитарий Внешторгбанка. Внешторгбанк обещал не использовать монопольное положение на рынке и планирует инвестировать дополнительные средства в развитие спецдепозитария (на построение инфраструктуры для работы с пенсионными средствами, на закупку оборудования, развитие региональной сети). В дальнейшем количество спецдепозитариев может быть увеличено, поскольку объемы пенсионных денег будут увеличиваться.
«Объединенная депозитарная компания» выбрана сроком на два года, а конкурс среди управляющих компаний будет проводиться раз в год. Поскольку в соответствии с законом все накопительные активы будут храниться в единственном специализированном депозитарии, риск бегства частного управляющего с пенсионными деньгами практически сведен к нулю. Эта компания контролируется Внешторгбанком, а управляющие только принимают решения о конкретных инвестиционных инструментах. Также «Объединенная депозитарная компания» будет следить за размещением средств только в разрешенные законом активы. Частная управляющая компания получает от Пенсионного фонда только денежный перевод, остальные вопросы по-прежнему решает Пенсионный фонд.
В отличие от спецдепозитария управляющим компаниям не придется бороться на конкурсе с конкурентами за доступ к обслуживанию пенсионных накоплений. Управляющих компаний будет ровно столько, сколько выйдет на конкурс и будет соответствовать специальным требованиям — иметь в доверительном управлении на 1 августа 2003 г. активов в размере не менее 100 млн. руб., иметь не менее 2 клиентов (НПР, ПИФ), собственные средства должны превышать 50 млн. руб., компания должна иметь аттестованных сотрудников (не менее 3-х) со стажем работы, а ее сотрудники должны быть профессиональны, образованы и не иметь судимости. Для всех участников процесса инвестирования Правительством утверждены типовые договоры и правила (30.06.03 № 395), которые позволяют стандартизировать процесс инвестирования и делают его более контролируемым.
Конкурс по управляющим компаниям проводился – с 1 по 4 сентября 2003 г., после чего до 7 сентября 2003 г. Минфин подвел итоги и объявил населению все необходимые данные о победивших управляющих компаниях.
В Республике Башкортостан на сегодняшний день действуют четыре негосударственных пенсионных фонда:
– НПФ «Урало-Сибирский пенсионный фонд», г. Уфа, филиал г. Москвы;
– НПФ «Промрегион», г. Стерлитамак;
– НПФ «Народный», г. Уфа;
– НПФ «Уфа-Гарант», г. Уфа.
НПФ «Урало-Сибирский пенсионный фонд» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации № 361 от 16 апреля 2001 г. Количество участников Фонда около 10 тысяч человек.
НПФ «Народный» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации №133 от 26 апреля 1996. Количество участников Фонда около 5 тысяч человек.
НПФ «Уфа-Гарант» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации №409 от 4 января 2003. Количество участников Фонда 112 человек.
НПФ «Промрегион» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации №401 от 6 декабря 2002.
Таблица 1
Данные о деятельности НПФ региона, получивших лицензии на право осуществления негосударственного пенсионного обеспечения
Наименование НПФ
Количество вкладчиков
Количество участников
Размер совокупных активов, тыс.руб.
Сумма выплаченных пенсий, тыс.руб.
Инвестиционный доход за год, тыс. руб.
№ лицензии
«Народный»
Юр.Лиц-47Физ. Лиц-5700
30
30489,415
200
3000
133 от 26.04.96г.
«Уфа-Гарант»
34
31
4949,3
0,6
145,2
409 от 04.01.03г.
«Промрегион»
5392
5403
103282,1
208,3
Н/д
401 от 06.12.02г.
Таблица 2
Структура инвестирования активов НПФ, %
Направление инвестированиями
НПФ «Народный»
НПФ «Уфа-Гарант»
НПФ «Промрегион»
(проценты)
(проценты)
(проценты)
В ценные бумаги Правительства РФ
-
-
-
В ценные бумаги субъектов РФ и органов местного самоуправления
-
-
8,44
В банковские вклады
28,81
-
19,45
В ценныебумаги других эмитентов (расшифровать)
52,97%
-акции34,45%
-облигации, векселя 18,52%
76,3%
-ОАО «Уфимское государственное агентсво ипотечного кредитования» 54,1%
-облигации24,2%
71,4%
В недвижимость
8,7
-
-
В валютные ценности
-
-
-
Другие направления инвестирования
18,22
-
0,71
Заключение
Таким образом негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в пенсионных фондах.
Система негосударственного пенсионного обеспечения достаточно серьезно и скрупулезно урегулирована нормами законов и подзаконных актов, имеет довольно эффективную систему контроля за реальным финансовым состоянием фондов и их текущей финансовой деятельностью вообще, более отлаженную экономическую систему инвестиционной деятельности. Представляется, что эти факторы со временем все больше будут играть в пользу негосударственных пенсионных фондов.
Негативным обстоятельством является то, что основной закономерностью развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации является концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов, что представляется следствием монополизированности отечественной экономики. Отсюда вытекает и противоречие развития – активы в основном направляются на финансирование корпоративных проектов.
Очевидно, что в 2003-2004 гг. большая часть пенсионных накоплений поступит в государственную управляющую компанию и, соответственно на рынок государственного долга. Это связано с тем, что населению потребуется время, чтобы осознать те пенсионные новации, которые заложены в реформе. Вместе с тем, чиновники не разделяют предположения большинства авторов статей на тему будущих пенсионных инвестиций, которые уверены, что практически все средства пенсионеров пойдут в государственную управляющую компанию. Свою позицию они аргументируют следующими доводами: во-первых, в пенсионной реформе участвует наиболее активная часть населения, Во-вторых, частные управляющие компании безусловно выйдут на предприятия, к работодателям (а, как известно, зарплата в стране структурирована по отраслям и корпорациям) и будут вести работу сразу с большим объемом потенциальных пенсионных средств.
Список нормативных правовых актов и литературы
1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
2. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской федерации».
3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
4. С.В. Дедиков. Долгосрочное страхование жизни или негосударственное пенсионное обеспечение? // Финансы. 2004. № 3. С. 48.
5. Н.В. Братчикова. Комментарий к закону «О негосударственных пенсионных фондах». Юстицинформ. 2001.
6. О.В. Хмыз. Государственный и негосударственные пенсионные фонды: какой выбрать? // Финансы. 2003. № 11. С. 54.
7. Б.И. Златкис. Финансовый рынок ждет пенсионных накоплений (о старте инвестирования накопительной части пенсионных накоплений). // Финансы. 2003. № 8. С. 3.
8. В. Прохоров. История пенсионной реформы в различных аспектах. // www.mypensia.ru.