Контроль как особое социальное явление рассматривается в следующих аспектах:
- как функцию, метод или форма исполнительно-распределительной управленческой деятельности органов управления, их руководителей.
- как совокупность приемов и способов применяемых органами власти.
- как завершающая стадия управленческого процесса.
- как система наблюдения и проверки процесса функционирования управляемого объекта с целью выявления отклонений от заданных параметров.
Выделяют следующие виды контроля: общий, ведомственный (в рамках одного ведомства), и специализированный, касающийся определенной вида деятельности. Налоговый контроль – это составная часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющая собой особый вид деятельности специально уполномоченных органов, в результате которой обеспечивается установленная нормами права исполнения обязанностей лиц в сфере налогообложения и сборов, преследование и выявление оснований для осуществления принудительных изъятий в бюджетную систему , а также установление оснований для применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборов.
Налоговый контроль проводится в нескольких формах: налоговые проверки, учет налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений, другие формы предусмотренные НК РФ.
Учет налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Внедрение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей направлено на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты. Налоговые проверки обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов. Налоговая проверка представляет собой действия налоговых органов по контролю за соблюдение налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемые путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы. Отдельные действия налоговых органов по проведению налоговых проверок регламентируется рядом нормативных документов.
Основными элементами налоговой проверки являются:
1. Цель проверки - контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.
2. Субъекты проверки - ими являются налоговые органы. Согласно ст 87 НК РФ налоговые наделены правом проведения налоговых проверок. П 1 ст.30 НК РФ налоговыми органами в РФ являются министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные проведения. В определенных случаях полномочиями налоговых органов наделяются также таможенные органы и органы государственных внебюджетных органов, но однако это не придает статуса налоговых. Вывод, субъекты налоговых проверок могут обозначаться общим термином «налоговые администрации», под которым понимается все государственные контролирующие органы, имеющие в соответствии с действующим законодательством права на проведение налоговых проверок.
3. Объект налоговой проверки - финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, т.е. совокупность совершаемых им финансово-хозяйственной операции. В зависимости от вида налоговой проверки ее объектом может быть либо вся совокупность совершаемых налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций либо какая то ее часть.
Проверке могут подвергаться:
- министерства, ведомства, иные государственные учреждения и организации, в том числе и судебные органы, а так же органы местного самоуправления.
- юридические лица, созданные и действующие в соответствии с гл.4 ГК РФ.
- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В результате проверки исследуются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации, договора, приказы, деловая переписка, а также иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.
4. Метод проведения налоговой проверки – сравнение данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, отраженных в представленных налоговых расчетах с фактическими данными о финансово-хозяйственной деятельности.
Проверки проводимые налоговыми органами можно классифицировать по основаниям.
По месту проведения и объему проверяемой документации:
1. Камеральные
2. Выездные
По объему проверяемых вопросов:
1. Комплексные
2. Выборочные
3. целые
По способу организации:
1. плановые
2. внеплановые.
По месту проведения:
1. сплошные.
2. Выборочные.
По целям проведения:
1. Обычные
2. Контрольные.
Рис. 1 – способы классификации налоговых проверок
Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика за проверяемый период по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В холе комплексной проверки финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подвергается всестороннему анализу с точки зрения правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов, подлежащих уплате налогоплательщиком. Выездные проверки проводятся выборочно, при достаточных основаниях полагать, наличия у проверяемого существенных нарушений налогового законодательства, а также, что многие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета влекут за собой налоговые правонарушения сразу по нескольким налогам (например, неправильное отражение выручки от реализации приводит к неправильному исчислению налога на прибыль, по НДС и некоторым другим налогам), практически все ведущие налоговые проверки целесообразно приводить как комплексные. Комплексной является и камеральная налоговая проверка, поскольку проверке подвергается вся представляемая налогоплательщиком отчетность по всем подлежащим уплате налогам.
Выборочные проверки - это проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.д.) . выборочные налоговые проверки проводятся чаще всего в отношении организации – налоговых агентов в порядке контроля за правильностью начисления и удержания и своевременностью перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Проведение выборочной проверки по налогу на доходы физических лиц после проведения комплексной проверки не противоречит НК РФ, если в ходе выездной проверки проверка не проводилась. При комплексной проверки проверяется исполнение организацией обязанности налогоплательщика и плательщика сбора, а при выборочной проверки – обязанностей налогового агента. Однако это разделение должно быть отраженно в документах, на основании которых проводятся данные проверки.
В решении о назначении комплексной выездной проверки налоговой проверки должно быть указанно, какие платежи подвергаются проверки. Общая запись «по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборов» означает проведение комплексной проверки по всем вопросам соблюдения налогового законодательства , включая и проверку исполнения организацией обязанностей налогового агента. После такой проверки выборочная проверка по подоходному налогу за уже проверенный период не допускается.
Целевые проверки – проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям, эти проверки проводятся в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проводится ,как и самостоятельные.
Подразделение налоговых проверок по способу их организации подразделяется на плановые и внеплановые относятся к выездным налоговым проверкам. Поскольку ранее установленная обязанность ежегодного проведения выездных проверок отменена, то они проводятся при наличии достаточных оснований полагать наличие у налогоплательщика нарушений налогового законодательства.
Классификация по методу проведения так же относится к выездным налоговым проверкам. При сплошной проверке проверяются все документы налогоплательщика без каких либо пропусков. При выборочной проверки проверяется только часть документации налогоплательщика. При проведение выездной проверки , одна часть документации может проводиться выборочным методом, а другая - сплошным. При проведении камеральной проверки используется только выборочный метод. При возникновении необходимости проведения сплошной проверки, документации данного налогоплательщика назначают выездную налоговую проверку.
Кроме обычных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами в порядке контроля за соблюдением налогового законодательства со стороны налогоплательщика, НК РФ предусматривает возможность проверок налогоплательщиков в поряке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа со стороны нижестоящего.
Для налогоплательщика проведение контрольных проверок ни чем ни отличается от обычных проверок. В ходе подобной проверки оценивается в большей степени качество проведения предшествующих проверок нижестоящим налоговым органом. Выявление налоговых правонарушений в ходе проведения контрольной проверки влечет за собой определенные негативные последствия не только для проверяемого налогоплательщика, но и для проводившего предшествующую проверку налогового органа.
Кроме налоговых проверок, налоговые органы могут проводить и не налоговые проверки в рамках выполнения дополнительных функций, вложенных на них по мимо контроля за соблюдением налогового законодательства. Налоговые органы проводят проверки по контролю за соблюдением Закона РФ от 18 июня 1993 г. №5215-1 «о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и Федерального закона от 22 ноября 1995г. №171-Ф3 «о государственном регулировании производства и обработка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Налоговый кодекс предусматривает проведение камеральных и выездных проверок, которые различаются как по месту и методам проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Налоговой проверкой может быть охвачено три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Если возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органам могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика ( встречная проверка).
Запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверяемый налоговый период, за исключением случаев:
- в связи с реорганизацией и ликвидацией налогоплательщика;
- вышестоящим налоговым органам в поряке контроля за деятельностью налогового органа проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдение требований НК РФ.
Основной же формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов были так называемые документальные проверки, которые должны были проводится по месту нахождения налогоплательщика регулярно, не реже 1 раза в год. Поскольку камеральные проверки стали документальными, появилась возможность фиксации в ходе их проведения доказательств налоговых правонарушений, связанных с исчислением налогов, и применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки.
Ст.87 НК РФ предусматривается проведение встречных налоговых проверок, которые представляют собой действия по истреблению у 3 лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
2. Участие переводчика при осуществлении налоговых проверок. Условия привлечения
Переводчиком является физическое лицо, владеющее любым языком , по мимо русского, специализированное знание которого, необходимо для осуществление определенных действий в ходе налоговой проверки, привлекаемое в качестве переводчика для оказания содействия в осуществлении налогового контроля.
Необходимость в переводчике может возникнуть в случае, если требуется перевод с иностранного языка текста документа для облегчения последующего внесения сотрудниками налогового органа решения об относимости данного документа к операциям, в отношении которых производится мероприятие налогового контроля.
К переводчику приравнивается также лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.
На практике привлечение переводчиков используется редко, так как для налогоплательщиков существует обязанность ведения документации на русском языке. Но переводчик не заменим при привлечении в качестве свидетеля или получения объяснений по поводу совершенных налоговых правонарушений от лиц, не владеющих русским языком.
В целях удостоверения профессиональных способностей привлекаемых лиц перед заключением с ними договора необходимо ознакомится с имеющимися у них документами, подтверждающие их познания (диплом об образовании, лицензии, сертификат о прохождении переподготовки и т.д.).
В случае привлечения специалистов, экспертов, переводчиков с ними заключается договор возмездного оказания услуг. Сторонами этого договора выступает налоговый орган (договор подписывает руководитель или его заместитель) и указанное физическое лицо, обладающее требуемыми знаниями, либо юридическое лицо, работником (сотрудником) которого является указанное физическое лицо. Договор определяет права и обязанности сторон в связи с проведением действий, требующих специализированных знаний.
В соответствии с договором переводчикам, специалистам возмещается все понесенные расходы в связи с явкой на место проведения налоговой проверки. Кроме этого, им выплачивается вознаграждение за выполненную работу, независимо от результата самой налоговой проверки, если эта работа не входит в круг их профессиональных обязанностей (ст. 131 НК РФ). Отказ указанных лиц от участия в проведении налоговой проверки после заключения договора влечет взыскание с них штрафа в размере предусмотренном ст. 129 НК РФ. И это не может служить основание для привлечения к налоговой ответственности.
При заключении договора привлеченным лицам должны быть разъяснены их права и обязанности, а также возможность привлечения к налоговой ответственности в случае совершения ими противоправных деяний. Например, в соответствии со ст. 129 п.2 НК РФ дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влекут взыскание штрафа в размере 1000 руб.
Оплата труда привлекаемых к проведению налогового контроля экспертов, переводчиков производится в соответствии с постановлением правительства РФ от 16 марта 1999г. №298
3. Требование об уплате налога и сбора. Условия направления налогоплательщику и плательщику сбора
Требование об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Порядок направления требования регламентируется ст. 69-71 НК РФ.
Требование об уплате, независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размер пеней, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком в указанный в нем срок. Направленное требование об уплате налога является обязательным условием последующего применения налоговым органам мер принудительного взыскания недоимки.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку о положении налогового законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть направленно (ст. 70 НК РФ):
- по текущим платежам – не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога.
- по результатам налоговой проверки – в 10-дневный срок, с даты вынесения соответствующего решения.
Установленный НК РФ срок для направления требования об налога лишает налоговый орган права на бесспорное списание недоимки со счетов организации-налогоплательщика. В этом случае, взыскание недоимки возможно только в судебном порядке.
Требование об уплате налога заполняется в 2 экземплярах. Один экземпляр требования вручается соответственно руководителю налогоплательщика-организации иди физическому лицу, лично под расписку или передается иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования налогоплательщиком либо его законным или уполномоченным представителем. В случае когда указанные лица отклоняются от получения требования об уплате налога, указанный документ отправляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. Второй экземпляр требования об уплате налога с датой и подписью руководителя налогоплательщика-организации или физического лица о вручении хранится в налоговом органе.
В случае если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить ему уточненное требование об уплате налога в 10-дневный срок после того, как налоговый орган узнал об изменении данной обязанности. Ранее направленное требование об уплате налога отзывается.
Срок исполнения требования об уплате налога, направленное налогоплательщику, не должно превышать 10 календарных дней со дня его получения налогоплательщиком либо его законным либо уполномоченным представителем.
4. Камеральная проверка, осуществляемая после принятия налоговой отчетности. Общее положение
Согласно ст. 88 НК РФ камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа по месту учета налогоплательщика, на основе налоговых деклараций и представленных налогоплательщиком документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В ходе камеральной проверки анализу в первую очередь подвергаются представленные налогоплательщиком налоговые декларации. В соответствии со ст.80 НК РФ под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Целями камеральной проверки являются:
1. Контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
2. Выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
3. Взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушений;
4. Привлечение виновных лиц к налоговой или административной ответственности за правонарушения;
5. Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с служебными обязанностями без каких-либо специального решения руководителя налогового органа в течении 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
Согласно требованиям ФНС камеральным проверкам должна подвергаться вся представляемая в налоговые органы отчетность. Периодичность проведения данных проверок определяется установленной налоговым законодательством периодичностью представления налоговой отчетности в налоговый орган.
В соответствии с указанием ФНС России на каждый конкретный отчетный период приказом руководителя налогового органа или его заместителя специально назначаются сотрудники налогового органа, осуществляющие прием налоговой отчетности. При этом сотрудники, принимающие отчетную декларацию, не должны участвовать в ее камеральных проверках. Кроме этого, не допускается прикрепление за сотрудниками обязанностей по приему отчетности от заведомо определенных налогоплательщиков или по отдельным видам налогов (за исключением деклараций по доходу физических лиц). Выделенные на данный отчетный период лица должны принимать весь комплект представляемых в налоговый орган отчетных форм от всех состоящих на налоговом учете налогоплательщиков. Данный порядок приема и камеральной проверки отчетной документации, продиктован стремлением ликвидировать условия, создающие возможность возникновения коррупции в налоговых органах.
Принявшие отчетность отделы камеральных проверок формируют ресурсы налоговой декларации в размере налогов с указанием даты принятия документов, даты составления реестров, даты передачи их в отдел учета и отчетности. Реестры передаются в отдел учета и отчетности вместе с налоговыми декларациями для отражения в лицевых счетах сумм начисленных налогов по данным налогоплательщика. После проведения этой операции реестры вместе с декларациями возвращаются в отделы камеральных проверок.
После этого в отношении деклараций повторно, но уже более тщательно осуществляется проверка полноты представленных документов, визуальный контроль отчетности, а также контроль своевременности предоставления документов.
Далее, в течении определенного периода после истечения установленного законом срока предоставления налоговой отчетности отделы камеральных проверок проводят сверку состоящих на учете налогоплательщиков и налогоплательщиков фактически предоставивших отчетность. При выявлении налогоплательщиков, не представивших или не полностью представивших отчетность, им направляется уведомление, а в отношении должностных лиц соответствующих организаций составляется протокол об административном правонарушении.
При этом привлечении к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации ,в соответствии со ст.119 НК РФ, на этом этапе является невозможным. Предусмотренный размер штрафных санкций прямо увязан с причитающейся к уплате на основании данной декларацией суммой обязательного платежа и продолжительностью задержки в ее представлении. Таким образом, при непредставлении налоговой декларации отсутствует база для исчисления размера штрафа. Исходя из этого предусмотренные ст.119 НК РФ меры налоговой ответственности могут быть применены лишь после фактического представления отчетности.
В случае не представления налоговой декларации по истечении 2 недель после установленный сроком налоговый орган вправе на основании ст. 31, 76 НК РФ приостановить все расходные операции по счетам налогоплательщика в банке.
5. основания и порядок оформления продления сроков выездной налоговой проверки
Основания для продления сроков выездной налоговой проверки до 3-х месяцев вышестоящим налоговым органом изложены в письме ФНС России от 7 сентября 1999 г. №АС-6-16/705 «о порядке предоставления Управлениями ФНС России по субъектам РФ запросов на продление сроков проведения выездной налоговой проверки».
В связи с поступающими запросами о порядке применения статьи 89 первой части НК РФ, устанавливающей, что в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличивать продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев, Министерство РФ по налогам и сборам устанавливает следующий порядок предоставления Управлениями ФНС России по субъектам РФ, запросов на проведение сроков выездных налоговых проверок.
Письменные запросы Управлений ФНС России по субъектам РФ о продлении сроков выездной налоговой проверки должны направляться в Управление организации контрольной работы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Настоящие запросы должны содержать:
- полное наименование проверяемого налогоплательщика , его ИНН;
- дату и номер решения руководителя Управления ФНС России по субъектам РФ (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки;
- дату начала проверки;
- дату окончания двухмесячного срока проведения проверки;
- предполагаемую дату окончания проверки;
- обоснование необходимости продления срока проведения выездной налоговой проверки, с указанием обстоятельств, вызывающих необходимость такого продления;
Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:
- проведение проверок крупных налогоплательщиков-организаций;
- необходимость проведения встречных проверок и направление запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике;
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар) на территории, где проводится проверка ;
- иные исключительные обстоятельства;
Данный перечень может использоваться и при продлении сроков проведения выездных налоговых проверок управлениями ФНС России по субъектам РФ по запросам территориальных инспекций ФНС России. Он является открытым и может быть дополнен любыми другими обстоятельствами, которые производящий проверку налоговый орган сочтет исключительными. Признание этих обстоятельств исключительными является прерогативой вышестоящего налогового органа, принимающего решении я о продлении сроков. Обстоятельства, определяемые налоговыми органами в качестве иных исключительных обстоятельств, должны иметь столь же значимый экстремальный характер, что прямо обозначенные в указанном Письме ситуации.
Решение вышестоящего налогового органа о продлении сроков проведения выездных налоговых проверок должно быть принято и предъявлено проверяемому налогоплательщику до истечения установленного НК РФ двухмесячного срока проведения проверки. Исходя из этого, соответствующий запрос налогового органа, проверяющего проверку, в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен заблаговременно. Упомянутым выше письмом ФНС России установлено, что соответствующие запросы в управлении ФНС по субъектам РФ с обоснованием необходимости продления сроков проведения проверки, подписанные руководителем проверяющего проверку налогового органа или его заместителем, должны быть направлены в ФНС не позднее, чем за 10 дней до истечения двухмесячного срока.
Указанные запросы могут быть направлены по электронной почте или по факсу с последующим представлением подлинника соответствующего документа. В случае предоставления запросов в более поздние сроки по сравнению с указанным выше сроком данный запрос должен содержать объяснения причины такой задержки.