Содержание
Содержание
1. Денежные поступления и доходы предприятия строительного комплекса
1.1 Понятие и состав денежных поступлений и доходов предприятий
1.2 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), особенности ее формирования в строительстве, значение выручки от реализации и факторы увеличения
1.3 Планирование и прогнозирование выручки от реализации
1.4 Оперативный контроль за поступлением выручки от реализации и ее распределение
2. Прибыль предприятий строительного комплекса
2.1 Прибыль, ее значение, факторы роста
2.2 Методы планирования и прогнозирования прибыли на предприятии
2.3 Распределение и использование прибыли
2.4 Рентабельность торгового предприятия, порядок исчисления, факторы роста в строительстве. Контроль за уровнем прибыли и рентабельности
3. Задача
Список литературы
1. Денежные поступления и доходы предприятия строительного комплекса
1. 1. Понятие и состав денежных поступлений и доходов предприятия
Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности. Следует различать понятия доходов предприятия и поступлений денежных средств, на счета предприятий. Такие поступления денежных средств, как получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции и некоторые другие, приводят к пополнению средств на расчетном счете, но не являются доходами предприятия, так как принадлежат третьим лицам и не способствуют увеличению собственных источников финансовых ресурсов. В то ЖС время увеличение источников средств у предприятия также не всегда относится к его доходам. Например, дополнительные вложения в уставный фонд увеличивают размер собственных ресурсов предприятия, но его доходом не являются.
Денежные доходы предприятий формируются за счет следующих источников:
1) выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг);
2) операционных доходов;
3) внереализационных доходов.
Перечисленные виды денежных доходов различаются по порядку формирования, способу учета, методике налогообложения, поэтому их разграничение должно быть четким и определенным.
Соотношение между перечисленными видами денежных доходов предприятий может быть разным в разные периоды деятельности, но главным из них обычно остается выручка от реализации продукции (работ, ус луг).
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученных или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами. Следовательно, выручкой считаются и суммы дебиторской задолженности, образовавшейся при продаже продукции и товаров, выполнении работ и оказании услуг на условиях коммерческого займа, предоставляемого в виде отсрочки оплаты.
Поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитываются в бухгалтерском учете на кредите счета 90 «Реализация». Эти суммы подлежат налогообложению всеми оборотными налогами.
Каждое предприятие вправе выбирать свой метод определения и учета выручки от реализации продукции из двух возможных вариантов.
Первый метод заключается в том, что реализация считается совершенной, когда деньги зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу (кассовый метод).
Второй метод состоит в определении выручки от реализации по факту отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов (метод начислений).
Выбор метода учета выручки от реализации влияет на исчисление и уплату косвенных налогов. Например, при кассовом методе учета выручки налог на добавленную стоимость начисляется по факту ее поступления, но не позднее 60 дней после отгрузки. При учете выручки по отгрузке товара задержки в перечислении косвенных налогов в государственный бюджет не происходит.
Операционные доходы предприятия получают от отдельных операций, не относящихся к видам его деятельности. К ним относятся доходы:
- доходы, связанные с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно и других), принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь, а также для определения финансовых результатов от их выбытия;
- доходы (включая амортизационные отчисления), связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации в соответствии с законодательством (когда это не является предметом деятельности организации);
- доходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации);
- доходы (проценты), связанные с участием в уставных фондах других организаций, а также доходы (проценты) и расходы по ценным бумагам (когда это не является предметом деятельности организации);
- доходы, связанные с участием организации в совместной деятельности по договору простого товарищества;
- доходы по операциям с тарой;
- доходы (проценты), полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банками денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке;
- прочие доходы, признаваемые операционными [1 стр. 670-671]
Как правило, поступления операционных доходов в отличие от выручки от реализации не носят регулярного характера. Они отражаются в бухгалтерском учете на счете 91 «Операционные доходы и расходы». Налогообложение каждого из их видов в соответствии с законом происходит дифференцированно. Например, доходы от реализации основных средств и других активов из числа оборотных налогов облагаются только НДС, а проценты, выплачиваемые банком предприятию, оборотными налогами не облагаются. В составе прибыли они облагаются налогом на прибыль и местными сборами.
Внереализационными доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия. Как правило, это доходы, которым не соответствуют или для которых отсутствуют соответствующие расходы.
Внереализационными доходами и расходами являются:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, полученные, присужденные судом или признанные организацией-должником к получению, начисленные в момент признания или получения;
- стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизируемых активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования - по мере начисления амортизации в сумме начисления амортизации в сумме начисленной амортизации, иных безвозмездно полученных активов - по мере их списания на счета учета затрат на производство продукции (работ, услуг), расходы на реализацию или на операционные расходы;
- прибыль прошлых лет, выявленные в отчетном году;
- суммы кредиторской, депонентской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- излишки имущества, выявленные при инвентаризации;
- суммы недостач, потерь, порчи активов в соответствии законодательством;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- суммовые разницы, возникающие в связи с погашение дебиторской, кредиторской задолженности, в том числе задолженности по полученным кредитам, полученным (выданным) займам;
- сумма дооценки (уценки) активов;
- разницы между числящейся стоимостью акций (доли) выкупленных у акционеров и их номинальной стоимости или продажной стоимостью при аннулировании или продаже указанных акций;
- доходы, в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация, конфискация и т.п.);
- прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг) и иного имущества, признаваемые внереализационными [1. стр. 675-676].
Внереализационные доходы учитываются на кредите счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», который закрывается ежемесячно перенесением сальдо на счет 99 «Прибыли и убытки». Часть из них (штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение хозяйственных договоров и другие объекты, связанные с расчетами по оплате продукции, работ и услуг) облагаются налогом на добавленную стоимость. Остальные внереализационные доходы в составе прибыли облагаются республиканским и местными налогами на прибыль.
1.2. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) , особенности ее формирования в строительстве, значение выручки от реализации и факторы увеличения
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является главным источником доходов хозяйствующих субъектов. Ее значение в деятельности предприятий выражается в следующем.
1. Выручка от реализации служит основным оценочным показателем результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу. В случае несоответствия товар оседает в остатках на складах производителя. Создается ситуация, когда объемы производства растут, а денежные средства на счетах предприятий отсутствуют. В остатках замораживаются оборотные средства, необходимые для обеспечения производства, отсюда возникают финансовые трудности, выражающиеся в неплатежеспособности предприятий, задержках выплаты заработной платы работникам, долгах поставщикам товарно-материальных ценностей, задолженности бюджету по налоговым платежам, банку по кредитам и процентам. Поэтому обеспечение бесперебойной реализации готовой продукции в рыночных условиях является главной заботой экономических и финансовых служб предприятий.
2. За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Поэтому ритмичное функционирование всей производственной системы, а также возможности расширения производства и материального стимулирования работников и акционеров предприятия зависят, прежде всего, от полного и своевременного поступления средств за реализованную продукцию.
3. Поступление выручки от реализации продукции на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в целевые государственные фонды, а для многих из них и базой для начисления налогов. Речь идет об оборотных налогах, включаемых в законодательном порядке в отпускную цену продукции (работ, услуг), и изымаемых в бюджет после их реализации. В составе доходов государственного бюджета Республики Беларусь оборотные налоги занимают около 60%.
Большая роль выручки от реализации продукции (работ, услуг) в деятельности предприятий придает особую значимость работе по планированию поступлений выручки и обеспечению выполнения плана.
1.3. Планирование и прогнозирование выручки от реализации
Планирование и прогнозирование поступлений выручки от реализации основывается на учете двух факторов:
- емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;
- производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком.
В условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями первый фактор выступает в качестве определяющего и его необходимо учитывать при прогнозировании объемов продаж продукции прежде всего.
Обоснованное прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность в финансовом планировании, так как от него зависят расчет финансовых результатов деятельности предприятия и реальность большей части стратегических и тактических решений по развитию бизнеса. Оценка будущих поступлений средств от реализации продукции составляет наиболее ответственную и одновременно сложную задачу, поскольку ее решение связано с необходимостью учета не только внутреннего потенциала предприятия, но также и множества внешних условий, таких, как конъюнктура рынка, угроза появление на нем конкурентных товаров, динамика продажных цен на аналогичную продукцию и др. Ошибки в данных расчетах особенно ощутимы, так как они могут привести к невозможности реализации тех намерений, которые заложены в бизнес-плане.
Чтобы застраховаться от крупных просчетов, следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям.
Расчет объемов продаж целесообразно начинать с наихудшего варианта, когда возможны потери части рынка из-за конкуренции, появления на рынке нового более качественного продукта или же по внутренним причинам, например, в связи со снижением объемов производства из-за недопоставок сырья, комплектующих и т. д.
Следующий вариант расчета должен быть сориентирован на наивысшие объемы продаж, когда предполагается расширение сегмента рынка, устранение конкурентов, привлечение новых покупателей за счет хорошей рекламы, обеспечения высокого качества изделий, налаженной системы послепродажного обслуживания.
Существенную трудность представляет расчет наиболее вероятных объемов продаж, так как он требует реальных оценок собственного потенциала и емкости рынка. Показатели вероятных объемов продаж окажутся средними между низшими и высшими прогнозами.
Второй фактор, определяющий объемы продаж, связан с наличием производственных мощностей у предприятия. С учетом производственных ресурсов (оборудования, сырья, персонала) рассчитывается возможный выпуск товарной продукции на планируемый период.
Поскольку не вся произведенная в данном периоде продукция (Т) в нем же и реализуется, то при планировании выручки от реализации учитываются также объемы переходящих ее остатков на начало (О1) и на конец (О2) планового года, т. е. используется формула реализации:
Р = О1 + Т – О 2 [2. стр. 102]
При планировании выручки от реализации продукции пользуются двумя методами: прямого расчета и расчетным.
Метод прямого расчета заключается в том, что по каждому производимому на предприятии изделию в отдельности по приведенной формуле рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и результаты суммируются.
Метод прямого расчета используется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и при наличии на нее гарантированного спроса.
В производственных объединениях и на крупных предприятиях, выпускающих продукцию в большом ассортименте, выручка от реализации планируется расчеты, методом, исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков.
Для пересчета переходящих остатков готовой продукции на начало планового года из производственной себестоимости в отпускные цены используют коэффициент пересчета, исчисляемый как отношение объема производства продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же объему по производственной себестоимости. При определении суммы выходных остатков готовой продукции в отпускных ценах на конец планового года учитывают ее выпуск в IV квартале планового года и установленную по предприятию норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке.
Планирование выручки от реализации продукции не завершается расчетом объемов ее поступлений, а продолжается в процессе выполнения плана путем оперативного регулирования плана с учетом изменений рыночной ситуации.
1.4. Оперативный контроль за поступлением выручки от реализации и ее распределение
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником доходов предприятий. От ее поступлений зависят возможности финансирования плановых затрат, своевременность выплаты заработной платы персоналу, погашения обязательств перед поставщиками, банком, государственным бюджетом. Поэтому обеспечение поступлений выручки от реализации в полном объеме и в срок является главной заботой финансового менеджера на предприятии и проявлением степени его профессионализма.
Контроль за поступлением выручки от реализации базируется на оперативных планах реализации продукции, которые составляются на каждый месяц с разбивкой по дням нарастающим итогом с начала месяца. Такой подход позволяет отслеживать текущие отставания в поступлении средств, анализировать их причины и принимать меры к восполнению недополученных сумм в течение месяца.
Оперативный план поступлений выручки от реализации продукции должен рассчитываться на основе оперативных планов ее производства, поступлений изделий на склад готовой продукции, отгрузки и с учетом условий оплаты, предусмотренных договорами с покупателями. Только такой обоснованно составленный план позволяет реально оценивать величину ежедневных поступлений денежных средств и оперативно реагировать на возможные отставания. Причины отставания от предусмотренного графика поступлений выручки могут быть внутренними, связанными с недостатками в деятельности самого предприятия, и внешними, обусловленными изменениями рыночных условий реализации. Анализ внутренних причин сводится к установлению и устранению фактов: невыполнения оперативного плана выпуска продукции в объеме и номенклатуре, невыполнения графиков отгрузки товаров, предусмотренных договорами с потребителями, нарушений сроков оплаты отгруженной продукции покупателями.
Для контроля за своевременностью и полнотой оплаты отгруженной продукции финансовые службы предприятий должны вести специальную картотеку прохождения платежных документов от сдачи их в банк на инкассо до фактического поступления денег на счет предприятия. На основе применяемых по отношению к каждому покупателю форм расчетов определяется период оборота платежных документов и тщательно отслеживается его соблюдение. Например, продукция отгружена 2 марта покупателю в ближнее зарубежье. Платежные документы сданы в обслуживающий банк на инкассо 3 марта. Их почтовый пробег к покупателю и в его банк занимает 2 дня. 1 день отводится банку покупателя на обработку поступившего от поставщика платежного требования. Согласно договору поставки, покупателю предоставляется 3 дня на акцепт счета. После этого деньги будут списаны со счета покупателя, перечислены поставщику и поступят на его счет, например, через 2 дня. Следовательно, реально за продукцию, отгруженную 2 марта, с учетом всего периода документооборота платежных документов выручка должна поступить на счет предприятия-поставщика не позднее 11 марта (2 + 1 + 3 + 2). Именно эта дата должна находиться под контролем его финансовой службы. Если деньги к указанному сроку не поступили, в тот же день выясняются причины данного обстоятельства. Ими могут быть отказ покупателя от акцепта счета из-за нарушений поставщиком каких-либо пунктов договора поставок; недостаток денежных средств у покупателя и др. Во всех случаях договорные отношения должны быть отрегулированы в оперативном режиме, а к заведомо неаккуратным плательщикам необходимо применять особые методы воздействия, такие, как требование предварительной оплаты поставок, перевод на аккредитивную форму расчетов и т. д.
В формировании доходов предприятий решающее значение имеет обоснование цен на реализуемую продукцию (работы, услуги). В соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании» свободные отпускные цены формируются самими предприятиями-изготовителями продукции. Вместе с тем в этой сфере сохраняется значительная регулирующая и контролирующая роль государства, направленная на обуздание инфляции и социальную защиту населения. Процесс либерализации цен, отвечающий требованиям рыночной экономики, происходит постепенно и сочетается с повышением ответственности товаропроизводителей за финансовые результаты реализации продукции.
В соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов цены составляются предприятиями на основе плановой себестоимости с включением всех видов налогов, предусмотренных законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, и с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, Таким образом, уровень отпускных цен затрагивает одновременно интересы товаропроизводителя, потребителя товаров и интересы государства - через налоги с объема реализации продукции.
Более сложной работой финансового менеджера является планирование и оперативное регулирование поступлений выручки от реализации продукции с учетом изменений внешних факторов. Она требует глубокого изучения рынка, основ колебаний спроса покупателей на выпускаемые изделия, динамики цен и других обстоятельств реализации. Маркетинговые исследования должны носить постоянный характер, обеспечивать гибкость в управлении производством и реализацией продукции, рост и бесперебойное поступление денежных средств на счета предприятий.
Денежные доходы предприятий состоят из выручки от реализации продукции (работ, услуг), операционных и внереализационных доходов. Порядок распределения и использования каждого из этих составляющих имеет свои особенности, которые необходимо знать, чтобы не допустить нарушений финансового законодательства. Главный источник денежных доходов связан с основной деятельностью предприятий и представляет собой выручку от реализации продукции (работ, услуг). Порядок ее распределения и использования обусловлен соответствующими законами о налогах и Законом «О предприятии». В соответствии с ними поступающие на счета предприятий средства за реализованную (отгруженную) продукцию в первоочередном порядке направляются на уплату налогов и отчислений в государственный бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Затем предприятие покрывает затраты на производство продукции и формирует собственную прибыль.
Порядок распределения выручки от реализации можно изобразить схематически (рис. 1).
Распределение выручки от реализации основных фондов характеризуется тем, что из нее уплачивается НДС, покрываются затраты, связанные с демонтажем и реализацией основных фондов, и оставшаяся часть составляет прибыль от реализации.
Внереализационные доходы вообще не облагаются косвенными налогами (за исключением штрафов, полученных от покупателей продукции в связи с нарушением ими договорных условий поставок, облагаемых НДС, они используются на покрытие внереализационных расходов, а в оставшейся части формируют общую прибыль предприятия.
Процесс распределения и использования выручки от реализации продукции, работ и услуг идет по следующим основным направлениям: уплата косвенных налогов (в объемах и последовательности, определенных налоговым законодательством государства); возмещение материально-денежных затрат производства (затраты сырья, энергии, материалов, начисление заработной платы); выявление прибыли как основы уплаты республиканских и местных налогов и сборов.
Рис.1 Распределение выручки от реализации продукции, работ и услуг
2. Прибыль предприятий строительного комплекса
2.1. Прибыль, ее значение, факторы роста
Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
Марксистская теория трактует прибыль как одну из форм стоимости. В соответствии с ней труд - это единственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавочную стоимость, т. е. разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Однако марксистская философия не получила мировой поддержки и распространения. Она мало что объясняет в ситуации нынешней смешанной экономики, субъектами которой выступают предприятия, предприниматели, государство.
Концепция прибавочного труда наиболее подходит, например, к такой ситуации, когда предприниматель купил и тут же продал товар, получив при этом прибыль. Ее источником, естественно, является труд данного предпринимателя.
На предприятии же все выглядит гораздо сложнее. Там труд соединяется с капиталом и вместе они способны принести тот дополнительный доход, который превысит издержки труда и воспроизводства капитала.
Отсюда следует, что прибыль - это экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности. Она является результатом соединения разных факторов производства: труда, капитала, при родных ресурсов, предпринимательской способности. В комплексе они приносят тот финансовый эффект, который именуется прибылью.
Общий финансовый результат деятельности предприятия по бухгалтерскому учету отражается в общей прибыли.
Общая прибыль включает:
- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
- прибыль от операционных результатов: реализации основных фондов, материальных и нематериальных активов, ценных бумаг, дивидендов, процентов, арендной платы и др. (сальдо счета 91 «Операционные доходы и расходы»);
- превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами (сальдо счета 92).
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от их реализации в ценах за вычетом косвенных налогов и полными затратами на производство и реализацию.
С учетом налогового законодательства Республики Беларусь прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) рассчитывается по формуле:
Пр = В - НДС - Ор - Ом - А - Ср [2, стр. 114]
где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); Ор - отчисления в Республиканский целевой бюджетный фонд; Ом - отчисления в местные целевые бюджетные фонды; А - акцизы; Ср - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
При расчете прибыли от реализации основных фондов (Пр.о.ф), материальных и нематериальных активов следует учитывать особенности налогообложения указанных оборотов. Поскольку от выручки от реализации основных фондов отчисления в целевые бюджетные фонды не производятся , прибыль будет исчислена по формуле:
Пр.о.ф. = В - НДС - О - З, [2, стр. 115]
где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); О - остаточная стоимость основных фондов; 3 - затраты на демонтаж и реализацию.
Ввнереализационная прибыль исчисляется как разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами предприятия.
Таким образом, из изложенного можно заключить, что с точки зрения получения экономических выгод прибыль предприятия состоит из двух главных компонентов:
1) результатов от основной деятельности (разница между выручкой и затратами);
2) доходов от владения активами (ценными бумагами, долговыми обязательствами, запасами, оборудованием).
При этом во втором случае нужно принимать во внимание не только фактически полученные дивиденды на счет «Прибыли и убытки», но и потенциальную прибыль от роста стоимости активов (стоимость акций, основных фондов, оборотных средств). Именно такой подход позволяет оценить реальный финансовый эффект от предпринимательской деятельности и обоснованно планировать дальнейшее ее развитие.
Итак, общая прибыль предприятия отражает всю совокупность экономических выгод, полученных им от разных видов деятельности за определенный период.
Чистая прибыль - это та часть общей прибыли, которая остается в полной собственности предприятия после уплаты налогов.
В налоговом законодательстве Республики Беларусь, помимо перечисленных общепринятых понятий прибыли, применяется еще понятие «прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий». Оно введено в качестве базы для исчисления и уплаты в бюджет местных налогов и сборов.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, - это общая прибыль после вычета из нее налога на недвижимость и налога на прибыль. Если из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, вычесть все местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет нее, то оставшаяся часть будет представлять собой чистую прибыль предприятия.
Чистая прибыль предприятия и амортизационные отчисления являются по существу тем главным финансовым ресурсом, который определяет его экономический потенциал и способность к самофинансированию.
Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъектов можно конкретизировать по следующим основным направлениям.
1. Прибыль, прежде всего, является универсальным показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности. Ее размер и уровень относительного вложенного капитала и произведенных затрат отражает успешность бизнеса, возможности его дальнейшего развития и совершенствования.
2. Прибыль является главным источником расширения производства и наращивания производственного потенциала, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейший рост прибыли. Расширение производства происходит за счет капитальных вложений в увеличение и модернизацию основных фондов, в рост оборотных средств. Кроме того, часть прибыли может быть инвестирована в ценные бумаги и также приносить их владельцу дополнительную прибыль. Все указанные направления использования прибыли производятся за счет ее накопленной части. Эти средства не уходят из оборота предприятия, а наоборот, накапливаясь, приносят ему дополнительную прибыль. Искусство управления прибылью состоит в разумной диверсификации вложений, приносящей максимальный финансовый эффект.
3. Прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда работников и его материального стимулирования. За счет прибыли может производиться:
- премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;
- выплата вознаграждений по итогам работы за год;
- выплата материальной помощи;
- оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством;
- выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;
- предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;
- оплата жилья, путевок на лечение и отдых работникам и их детям и другие виды материальной помощи.
4. Прибыль является источником финансирования расходов предприятия на содержание социальной сферы, находящейся на его балансе (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.).
5. Прибыль является источником выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий и в этом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.
6. В росте прибыли предприятий заинтересовано и само государство, так как от этого источника поступают налоговые отчисления в государственный бюджет. Поэтому целью совершенствования налогового законодательства должно быть обеспечение условий для роста прибыльности отечественного бизнеса как главного фактора подъема государственной экономики и улучшения благосостояния населения.
Факторы роста прибыли.
Прибыль в деятельности предприятий является особым синтетическим показателем, в котором отражаются все факторы производства и сбыта продукции. Их учет и оценка играют решающую роль в достижении коммерческого эффекта, поэтому анализ и прогнозирование изменений внутренних и внешних условий развития бизнеса является наиболее ответственной и самой сложной задачей менеджмента, требующей высокого уровня квалификации финансового и управленческого персонала.
Совокупность факторов, влияющих на динамику прибыли предприятия, условно можно подразделить на две группы:
1) внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятия;
2) внешние факторы, складывающиеся под воздействием рыночной среды и не зависящие от деятельности предприятия.
Первая группа факторов (внутренние) включает пять показателей, определяющих размер получаемой прибыли и находящихся в сфере управления персонала предприятия:
- объем производства и реализации продукции;
- себестоимость продукции (работ, услуг);
- установленная отпускная цена;
- структура ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг);
- качественная структура выпускаемой продукции (работ, услуг).
В современных высоко конкурентных условиях все указанные внутрипроизводственные факторы зависят от предпринимательской инициативы. Их мобилизация и трансформация в прибыль требуют инноваций и высокой степени оперативности в управлении бизнесом.
Инновации определяют финансовый успех любого бизнес-проекта, так как позволяют опередить конкурентов, завоевать и расширить рынки сбыта продукции, заработать максимальную прибыль.
Основными направлениями инновационной деятельности предприятий, обеспечивающими рост прибыли, могут быть:
- производственный вектор: разработка и производство нового товара или товара, отличающегося повышенным качеством;
- коммерческий вектор: освоение нового рынка товаров, нахождение новых покупателей на товар, прорыв на иностранный рынок. Следует при этом иметь в виду, что при завоевании новых рынков норма прибыли обычно не увеличивается, даже может сокращаться из-за конкуренции цен, но потери компенсируются ростом объемов продаж;
- технологический вектор: внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда, новые виды и источники сырья, снижение себестоимости продукции;
- организационно-управленческий вектор: внедрение прогрессивных управленческих технологий, организация полной сопряженности производственного процесса, научная организация труда.
Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывает вторая группа факторов - внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:
- конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создают конъюнктуру);
- инфляция, которая искажает реальную прибыль, не позволяет составлять бизнес-прогнозы на перспективный период;
- непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса.
Каждое предприятие в современных условиях хозяйствования активно заинтересовано в увеличении прибыли. Увеличение прибыли строительными трестами и объединениями может быть достигнуто по двум направлениям:
1) за счет увеличения объема строительно-монтажных работ, реализуемых в виде технологически законченных этапов или объектов. Это экстенсивный путь повышения прибыли или рентабельности;
2) за счет улучшения качественных показателей производства: роста производительности труда, снижения материалоемкости производства, сокращения сроков строительства и других показателей, способствующих в конечном итоге снижению себестоимости строительно-монтажных работ. Это интенсивный путь роста прибыли.
2.2. Методы планирования и прогнозирования прибыли на предприятии
Поскольку прибыль является главным финансовым ресурсом предприятия, за счет которого осуществляются затраты по расширению производства, материальному стимулированию персонала и другие, то ее реальное планирование имеет особо важное значение для финансирования указанных затрат. Ошибки в плановых расчетах прибыли приводят к необходимости корректировки многих бизнес-намерений, нарушают запланированную структуру финансово-хозяйственной деятельности.
Предприятия планируют прибыль, используя в сочетании два метода расчетов:
1) метод прямо го детального счета;
2) аналитический метод, основанный на учете влияния различных факторов на величину прибыли.
Метод прямого детального счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и по полной себестоимости, а за тем результаты суммируются в целом по предприятию. При этом используется формула:
П = В - НДС - Р - М - А - С [2, стр. 122]
и
П = О1 + Т - О2, [2, стр. 122]
где П - прибыль от реализации продукции; В - выручка от реализации продукции в отпускных ценах; Р - отчисления в Республиканский целевой бюджетный фонд; М - отчисления в местные целевые бюджетные фонды; А - акциз; С - полная себестоимость реализуемой продукции; О1 - прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого года; Т - прибыль в товарной продукции планируемого года; О2 - прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого года.
Прибыль товарной продукции планируемого года определяется исходя из плана Производства продукции по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций полной себестоимости, отпускных цен и сумм косвенных налогов в цене каждого изделия.
Прибыль в переходящих остатках готовой продукции (О) обычно рассчитывается по всей их совокупности. Поскольку эти остатки в бухгалтерском учете учитываются не по полной, а по производственной се6естоимости, то и в расчете прибыли они принимаются по производственной себестоимости. Все коммерческие расходы условно относятся на выпуск товарной продукции.
Для получения общей прибыли к прибыли от реализации продукции (работ, услуг) прибавляют (вычитают) сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.
Метод прямого расчета прибыли на планируемый год достаточно нагляден и прост. Однако он отражает лишь заданные производственно-экономические параметры и не выявляет факторов, влияющих на динамику прибыли.
Для выявления возможных резервов увеличения прибыли в практике используется также аналитический метод планирования, значение которого состоит в том, что расчет ведется по каждому фактору, влияющему на ее размер, в отдельности, а затем подводится общий результат. Таким образом, в процессе планирования появляется возможность оценивать различные ситуации и корректировать производственную программу в направлении получения наибольшей прибыли.
Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли от выпуска товарной продукции (П) является ее расчет на планируемый год на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле:
П = Т х (100 - 3) : 100, [2, стр. 124]
где Т - товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов; 3 - полная себестоимость товарной продукции.
3а базу расчета при таком методе планирования принимаются затраты на рубль товарной продукции, сложившиеся за отчетный год и которые корректируются с учетом предполагаемых изменений в плановом году стоимости потребляемых материальных, энергетических ресурсов, уровня заработной платы и др.
Для определения суммы прибыли от реализации продукции полученный результат корректируется в зависимости от изменения прибыли в переходящих остатках готовой продукции.
Метод планирования прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции имеет ограниченное аналитическое значение, так как в полученном результате отражается влияние сразу двух факторов: изменение объема производства товарной продукции и изменение ее себестоимости.
В условиях нестабильной экономики переходного периода, когда в течение года хозяйственная ситуация может неоднократно и существенно изменяться, предприятия используют преимущественно данный метод планирования прибыли, с последующей корректировкой ее суммы в зависимости от складывающихся обстоятельств.
При стабильных хозяйственных связях рекомендуется использовать в планировании прибыли более эффективный аналитический метод расчета, основанный на показателе базовой рентабельности.
Базовая рентабельность – это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменения отпускных цен, которые произойдут в плановом году, к ее полной себестоимости. Для сопоставимости с условиями планового года из прибыли отчетного года исключается также та ее часть, которая приходится на продукцию, снимаемую в плановом году с производства. Благодаря указанным действиям, рентабельность товарной продукции отчетного года приводится в сопоставимый вид с условиями работы предприятия в плановом году.
На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый год только по сравнимой товарной продукции. Затем отдельно рассчитывается прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и, как результат, прибыль от реализации товарной продукции в плановом году.
При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируется влияние на ее размер изменений по сравнению с отчетным годом каждого из следующих факторов в отдельности: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, отпускных цен. Таким образом, в процессе планирования производится оценка возможных ситуаций, позволяющих увеличить получаемую прибыль.
Для исчисления общей прибыли по предприятию кроме прибыли от реализации товарной продукции рассчитываются результаты от операционной и внереализационной деятельности.
Процесс планирования прибыли на предприятии не заканчивается определением ее суммы на предстоящий период, а продолжается путем ее корректировки при изменении экономических ситуаций. Границей маневрирования в управленческих решениях служит порог окупаемости затрат (точка безубыточности). Из выручки от реализации продукции (без косвенных налогов) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль или сумма покрытия. Из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат - прибыль или убыток. Точка безубыточности - это такой объем выручки от реализации, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не получив убытков. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще большему изменению прибыли, что обусловлено непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат. Чем выше доля условно постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага, и, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами, предприятие может воздействовать на оптимизацию величины прибыли. Сила воздействия операционного рычага (С) определяется по формуле:
С = В - Зпер х (Мп) / П [2, стр. 131]
где В - выручка от реализации продукции в ценах без косвенных налогов, 3пер - переменные затраты, Мп - маржинальная прибыль, П - прибыль от реализации продукции.
Таким образом, можно заключить, что при планировании прибыли важно учитывать следующие моменты:
- максимально использовать резервы увеличения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- рационально планировать не только величину текущих производственных затрат, но и их структуру, уделяя особое внимание динамике снижения у дельного веса постоянных затрат.
2.3. Распределение и использование прибыли
Общая прибыль предприятия синтезирует в себе все многообразные результаты его хозяйственно- финансовой деятельности. При ее распределении и использовании должны быть учтены множественные нормативные акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и др.
Полученная предприятием прибыль делится на две части: прибыль, направляемую в государственный бюджет и остающуюся в распоряжении предприятия.
Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят:
- налог на недвижимость;
- налог на прибыль;
- местные налоги и сборы.
Следует учитывать, что в составе общей прибыли может находиться прибыль, полученная предприятием в виде операционных доходов, с которых у источника их получения уже удержан налог на доход. Например, предприятию, являющемуся акционером другого предприятия, начислены дивиденды в сумме 100 млн. р., с которых исчислен и перечислен в государственный бюджет налог на доход в сумме 15 млн. р. На счет прибылей и убытков предприятия поступит сумма 85 млн. р., которая не подлежит дальнейшему налогообложению, а представляет собой чистую прибыль. В подобном случае при исчислении налога на прибыль из общей прибыли вычитаются: прибыль от дивидендов, налог на недвижимость, прибыль, не облагаемая налогом в результате предоставления льгот, и к оставшейся сумме налогооблагаемой прибыли применяется установленная Законом ставка платежа.
Та часть прибыли, которая остается после уплаты налога на недвижимость и налога на прибыль, по белорусскому законодательству называется «прибылью, остающейся в распоряжении предприятия». Однако это название не вполне соответствует действительности, так как полученная сумма подлежит дальнейшему налогообложению местными налогами и сборами в размере до 4%.
В налоговом учете, кроме того, предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачивается в государственный бюджет экологический налог, начисленный за превышение установленных норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и (или) за сверхлимитную добычу природных ресурсов; покрывается сверхнормативное расходование средств на оплату энергоресурсов на производство продукции (работ, услуг), командировочных, консультационных и аудиторских услуг, рекламы и др.
Таким образом, чистая прибыль предприятия - это та ее часть, которая остается после уплаты перечисленных платежей и отчислений. Ее распределение и использование регулируется Уставом предприятия, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего пользования. Например, собрание акционеров может принять решение о направлении всей чистой прибыли на развитие производства или на использование ее на удовлетворение жилищно-социальных потребностей всего коллектива без выплат дивидендов акционерам.
Прибыль, направляемая на увеличение имущества, не уходит из хозяйственного оборота, а, наоборот, приумножает богатство предприятия. Она может быть использована:
- на капитальные вложения в расширение, обновление, модернизацию основных фондов;
- погашение долгосрочных банковских кредитов и уплату процентов по ним;
- увеличение оборотных средств предприятия;
- инвестиции в ценные бумаги, совместную деятельность;
- приобретение новых технологий и другие инновации.
Потребляемая прибыль полностью уходит из хозяйственного оборота, но может также приносить финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она направляется:
- на выплату работникам вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, материальной помощи;
- выплату дивидендов акционерам предприятия.
Прибыль и рентабельность предприятий невысока в Республике Беларусь, а значительные налоговые платежи и необходимость за счет прибыли поддерживать уровень оплаты труда, пополнять оборотные средства не оставляет больших возможностей для инвестиций. Отсутствие инвестиций, в свою очередь, не позволяет наращивать прибыль.
По данным статистики, предприятия Беларуси перечисляют в бюджет более 40% полученной прибыли, в том числе около 2% в виде экономических санкций. Экономические санкции появляются не столько из-за умышленных нарушений налогового законодательства, сколько по причине отсутствия денег на счетах налогоплательщиков к сроку уплаты налогов. Значительные суммы пени забирают иногда всю заработанную прибыль, а при ее недостаточности вторгаются даже в оборотные средства недоимщиков.
Приведенные данные показывают, что проблема роста прибыли на предприятиях тесно связана с порядком ее распределения и требует государственного подхода.
2.4. Рентабельность торгового предприятия, порядок исчисления, факторы роста в строительстве. Контроль за уровнем прибыли и рентабельности.
Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для его оценки используются относительные показатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капитала, называемые рентабельностью.
Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
Традиционно рентабельность измеряется двумя показателями:
1) рентабельность продукции;
2) рентабельность производства.
Рентабельность продукции (Рп) отражает соотношение прибыли от ее реализации (Пр) и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости (С). Исчисляется по формуле
Рп = Пр : С х 100. [2. стр. 118]
Данным показателем можно измерять как рентабельность всей продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия.
Рентабельность продаж (Рр) определяет процентное соотношение прибыли от реализации (Пр) и выручки от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов (В):
Рр = Пр : В х 100. [2, стр. 118]
Рентабельность производства (РП) определяется по всему его объему, отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как процентное отношение прибыли (П) к сумме основного (Оф) и оборотного (Ос) капитала:
Рп = П х 100 : (Оф + Ос); [2, стр. 118]
Приведенные показатели рентабельности являются базовыми. В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, они могут модифицироваться в различные варианты, например, в рентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельность собственных или отдельно заемных оборотных средств, рентабельность акционерного капитала и др. Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли.
Белорусским предприятиям в рыночных условиях приходится прилагать значительные усилия, чтобы устоять в конкурентной борьбе и обеспечить нормальные условия хозяйствования. В данной ситуации решающее значение имеет повышение уровня финансового менеджмента, умение управленческого персонала предприятий мобилизовать все возможные факторы роста прибыли и рентабельности.
Таким образом, можно выделить следующие пути повышения рентабельности: снижение издержек производства; увеличение объема производства; рост производительности труда; экономия всех видов материальных ресурсов; сокращение административно-управленческих расходов.
В каждой строительной организации необходимо сформировать целевые программы, направленные на повышение рентабельности производства. В них должны быть предусмотрены конкретные меры по сокращению затрат на производство, внедрению ресурсосберегающей техники и технологии выполнения работ, улучшению организации производства и труда, более производительному использованию транспорта и механизмов, повышению сменности работы наиболее производительной техники, экономному расходу материалов.
Задача
Произвести расчеты основных финансовых показателей и составить финансовый план, в млн.руб.
Таблица 1. Произвести группировку затрат по экономическим элементам. Рассчитать полную себестоимость реализуемой продукции на основании плановых затрат на производство и реализацию продукции.
№
Показатели
Вариант 3
1
Сырье и основные материалы
1011,0
2
Вспомогательные материалы
295,4
3
Топливо на технологические нужды
30,1
4
Электроэнергия покупная на производственные нужды
23,57
5
Заработная плата, выплачиваемая в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда
744,08
6
Выплаты по системам премирования в размерах, предусмотренных законодательством
5,74
7
Отчисления на социальные нужды
262,4
8
Амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов
82
9
Земельный налог
13,56
10
Платежи за добычу природных ресурсов
7,24
11
Страховые взносы по обязательным видам страхования
17,1
12
Оплата услуг на проведение обязательных аудиторских проверок
2,3
13
Арендная плата
2,3
14
Оплата работ по сертификации продукции
3,57
15
Плата за сторожевую охрану
10,5
16
Расходы на оплату услуг связи
7,1
17
Коммерческие расходы
28,5
Полная себестоимость ТП
2546,46
Отчисления на социальные нужды:
– в фонд социальной защиты населения (35%):
(744,08 + 5,74) ∙ 35/100 = 262,4 млн. руб.
– чрезвычайный налог (3%) и отчисления в фонд содействия занятости (1%) с 2007 года отменены.
Всего отчисления = 262,4 млн. руб.
Полная себестоимость (С) представляет собой сумму элементов 1-17 таблицы 1:
С = 1011+ 295,4 + 30,1 + 23,57 + 744,08 + 5,74 + 262,4 + 82 + 13,56 + 7,24 + 17,1 + 2,3 + 2,3 +3,57 +10,5 + 7,1 +28,5= 2546,46 млн. руб.
Таблица 2. Определить сумму амортизационных отчислений на планируемый год
№
Показатели
Вариант 3
1
Стоимость основных фондов на начало планируемого года
846,42
в том числе:
а)
стоимость оборудования, находящегося на реконструкции с полной остановкой
31,23
б)
основные фонды полностью амортизированные
42,2
2
Ввод основных производственных фондов в плановом году:
в феврале
53,78
в сентябре
29,4
3
Выбытие основных производственных фондов в плановом году:
в апреле
7,34
в октябре
1,57
Средняя норма амортизации в %
10
4
Сумма амортизации
82
Среднегодовая стоимость основных фондов определяется по формуле:
ОФср = ОФнач + ОФ1 ∙ К1 / 12 – ОФ2 ∙ (12 – К2) / 12,
где ОФнач – стоимость основных фондов на начало года, ОФ1, ОФ2 – стоимость вводимых и выбывающих основных фондов в отчетном году, К1 и К2 – количество полных месяцев, в течении которых вновь введенные и выбывающие основные фонды находились в эксплуатации.
ОФср = (846,42 – 31,23 – 42,2) + 53,78∙ 10/12 + 29,4 ∙ 3/12 – 7,34 ∙ (12 – 4)/12 – 1,57 ∙ (12 – 10)/12 = 820 млн. руб.
Сумма амортизации:
820 ∙ 10/100 = 82 млн. руб.
Таблица 3. Рассчитать выручку от реализации продукции в планируемом году
№
Показатели
Вариант 3
1
Остатки готовой продукции на складе на начало планируемого года в отпускных ценах
163,04
2
Товарный выпуск планируемого года в отпускных ценах
4225,8
3
Объем реализации продукции в IV квартале планируемого года в отпускных ценах
1521,288
4
Норма остатков готовой продукции на складе на конец планируемого года (дни).
12
Выручка от реализации продукции в планируемом году в отпускных ценах
4186,04
1. Рассчитаем однодневный объем реализации планового года:
Одн. объем реализации = РПIV / 90,
где РПIV − объем реализованной продукции в 4 квартале планового года в отпускных ценах.
Одн. объем реализации = 1521,288/ 90 = 16,9 млн. руб.
2. Остатки готовой продукции на складе на конец планового года в отпускных ценах (ГПк):
ГПк = 16,9 ∙ 12 = 202,8 млн. руб.
Баланс товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк,
где ГПн, ГПк − остатки готовой продукции на складе на начало и конец планового года в отпускных ценах, ТП − товарный выпуск планового года в отпускных ценах, РП − объем реализованной продукции (выручка).
Выручка от реализации продукции в планируемом году в отпускных ценах составит:
РП = ГПн + ТП − ГПк = 163,04 + 4225,8 – 202,8 = 4186,04 млн. руб.
Таблица 4. Рассчитать прибыль от реализации продукции и общую прибыль предприятия в планируемом году
№
Показатели
Вариант 3
1
Выручка от реализации продукции в планируемом году в отпускных ценах
4186,04
2
Полная себестоимость реализованной продукции
2546,46
3
Ставка НДС (%)
18
4
Отчисления из выручки по единому нормативу в республиканские и местные бюджетные фонды
В соотв. с законода-ом
5
Прибыль от операционных видов деятельности
157,49
6
Штрафы и пени полученные предприятием
за нарушение хозяйственных договоров
6,4
Прибыль от реализации продукции
448,8
Общая прибыль
1058,52
Отчисления из выручки:
1. НДС (18%):
4186,04 ∙ 18/(100 + 18) = 638,55 млн. руб.
2. Единый платеж (3%):
(4186,04 – 638,55) ∙ 3/100 = 106,42 млн. руб.
Всего косвенные налоги = 638,55 + 106,42 = 744,97 млн. руб.
Прибыль от реализации продукции:
Преал = В – КН – С,
где В – выручка от реализации продукции, КН – косвенные налоги, С себестоимость.
Преал = 4186,04 – 744,97 – 2546,46 = 894,61 млн. руб.
Общая прибыль:
Побщ = Преал + Прибыль от операционных видов
деятельности + Штрафы и пени
Побщ = 894,61 + 157,49 + 6,4 = 1058,5 млн. руб.
Таблица 5. Определить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия и распределить ее на фонды накопления и потребления
№
Показатели
Вариант 3
1
Общая прибыль
1058,5
2
Сумма налога на недвижимость
36,85
3
Сумма налога на прибыль
277,06
4
Сумма местных налогов, уплачиваемых из прибыли
35,09
5
Отчисления в фонд накопления из прибыли (%)
60
6
Отчисления в фонд потребления из прибыли (%)
40
Сумма фонда накопления
425,7
Сумма фонда потребления
283,8
Чистая прибыль (ЧП):
ЧП = Побщ – Сумма налога на недвижимость – Сумма налога на прибыль – Сумма местных налогов, уплачиваемых из прибыли
ЧП = 1058,5 – 36,85 – 277,06 – 35,09 = 709,5 млн. руб.
Сумма фонда накопления = 709,5 ∙ 60/100 = 425,7 млн. руб.
Сумма фонда потребления = 709,5 ∙ 40/100 = 283,8 млн. руб.
Таблица 6. Составить сметы использования фондов накопления и потребления, сгруппировав данные таблицы 6 соответствующим образом
№
Показатели
Вариант 3
1
Сумма фонда накопления
425,7
2
Сумма фонда потребления
283,8
3
Финансирование капитальных вложений
98,0
4
Финансирование прироста норматива собственных оборотных средств
24,0
5
Материальная помощь работникам
67,0
6
Выплата процентов по долгосрочному кредиту
38,2
7
Осуществление НИОКР
20,45
8
Премирование работников за счет средств специального назначения
63,0
9
Единовременная помощь работникам
87,0
10
Прибыль направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита
245,05
11
Прибыль направляемая на финансирование социально-культурной сферы
66,8
Смета использования фонда накопления:
№
Показатели
Вариант 3
1
Сумма фонда накопления
425,7
2
Финансирование капитальных вложений
98,0
3
Финансирование прироста норматива собственных оборотных средств
24,0
4
Выплата процентов по долгосрочному кредиту
38,2
5
Осуществление НИОКР
20,45
6
Прибыль направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита
245,05
Прибыль, направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита =
= 425,7– 98,0– 24,0 – 38,2 – 20,45= 245,05 млн. руб.
Смета использования фонда потребления:
№
Показатели
Вариант 3
1
Сумма фонда потребления
283,8
2
Материальная помощь работникам
67,0
3
Премирование работников за счет средств специального назначения
63,0
4
Единовременная помощь работникам
87,0
5
Прибыль направляемая на финансирование социально-культурной сферы
66,8
Прибыль, направляемая на финансирование социально-культурной сферы:
283,8– 67,0– 63,0– 87,0= 66,8 млн. руб.
Таблица 7. Определить совокупный норматив оборотных средств предприятия на планируемый год
№
Показатели
Вариант 3
1
Норматив оборотных средств по вспомогательным материалам
15,0
2
Норматив оборотных средств по незавершенному производству
40,2
3
Норматив оборотных средств по готовой продукции
67,8
4
Данные для определения норматива оборотных средств по сырью и материалам
а)
Расход сырья на производство в IV квартале отчетного года
315,0
б)
Длительность документооборота (дни)
9
в)
Среднее время транспортировки сырья и материалов к потребителю (дни)
20
г)
Технологический запас (дни)
5
д)
Длительность средневзвешенного интервала между поставками (дни)
36
е)
Подготовительный запас (дни)
3
Норматив оборотных средств по сырью и материалам
161
Совокупный норматив в целом по предприятию
284
Норматив текущего запаса данного вида материала (Зт) равен произведению среднесуточного его потребления (а) на половину интервала поставок в днях (И):
Зт = а ∙ И ∙ 0,5
Среднесуточное потребление сырья (а) = 315 / 90 = 3,5 млн. руб.
Зт = 3,5 ∙ 36 ∙ 0,5 = 63 млн. руб.
Норматив страхового запаса (Зс) принимается в размере 50 % от норматива текущего запаса (Зт).
Зс = 0,5 ∙ 63 = 31,5 млн. руб.
Транспортный запас учитывает длительность пребывания оплаченных грузов в пути. Норматив транспортного запаса (Зтр) определяется по формуле:
3тр = а (В1 − В2)
где В1 - время нахождения материала в пути, дни; В2 – время оборота платежных документов, дни.
3тр = 3,5 ∙ (20 – 9) = 38,5 млн. руб.
Технологический запас (Зтех) равен:
Зтех = 3,5 ∙ 5 = 17,5 млн. руб.
Подготовительный запас (Зпод) равен:
Зп = 3,5 ∙ 3 = 10,5 млн. руб.
Норматив оборотных средств по сырью и материалам:
ОСс.и м. = Зт + Зс + 3тр + Зтех + Зпод =
= 63 + 31,5 + 38,5 + 17,5 + 10,5 = 161 млн. руб.
Совокупный норматив в целом по предприятию =
= 15 + 40,2 + 67,8 + 161 = 284 млн. руб.
Таблица 8. Определить прирост норматива оборотных средств предприятия в планируемом году и источники его финансирования
№
Показатели
Вариант 3
1
Норматив оборотных средств на начало отчетного года
230
2
Норматив оборотных средств на начало планируемого года
284
Прирост норматива оборотных средств в планируемом году
54
3
Прибыль на финансирование норматива оборотных средств в планируемом году
66,8
4
Прирост кредиторской задолженности
30
Итоговая сумма источников
96,8
Прирост норматива оборотных средств в планируемом году =
= 284 – 230 = 54 млн. руб.
Итоговая сумма источников = 66,8 + 30 = 96,8 млн. руб.
Таблица 9. Определить источники финансирования капитальных вложений на плановый год.
№
Показатели
Вариант 3
I
Объем капитальных вложений
940,0
II
Источники покрытия капитальных вложений:
1
Амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов
82
2
Прибыль, используемая на финансирование капитальных вложений
98
3
Средства юридических лиц, поступающие в порядке долевого участия в деятельности предприятия
201
4
Сумма долгосрочного кредита
559
Сумма долгосрочного кредита = 940 – 82 – 98 – 201 = 559 млн. руб.
Таблица 10. На основании проведенных расчетов составить финансовый план предприятия по указанной форме
Финансовый план
№
Показатели
Вариант 3
I
Доходы и поступления
Общая прибыль
1058,5
Амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов
82
Средства юридических лиц, поступающие в порядке долевого участия в деятельности предприятия
201
Долгосрочные кредиты на капвложения
559
Прирост кредиторской задолженности
30
Итого доходов и поступлений
1930,5
II
Расходы и отчисления
Финансирование капитальных вложений
940,0
Финансирование пророста норматива оборотных средств
54
Выплата процентов по долгосрочному кредиту
38,2
Осуществление НИОКР
20,45
Материальная помощь работникам
67
Прибыль направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита
245,05
Единовременная помощь работникам
87
Премирование работников за счет средств специального назначения
63
Прибыль, направляемая на финансирование социально-культурной сферы
66,8
Итого расходов и отчислений
1581,5
III
Платежи в бюджет
Налог на недвижимость
36,85
Налог на прибыль
277,06
Другие налоги из прибыли
35,09
Итого платежей в бюджет
349
IV
Ассигнование из бюджета
Итого ассигнований из бюджета
-
Проверка: 1581,5 + 349 = 1930,5 млн. руб.
Список литературы
1. Дробышевский Н. П. «Бухгалтерский учет в строительстве». Учебное пособие. Мн: 2006 г.
2. Финансы предприятий. Под ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. Мн.: Выш. шк., 2005.
3. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Финансы и кредит: учеб. пособие / под. ред. Плотницкого М.И. Мн.: Мисанта, 2005.
5. Экономика предприятия. Под ред. Ильина А.И., Волкова В.Г. М.: Новое знание, 2003.