Определение оптимального количества денег для устойчивого функционирования экономики интересует крупнейших ученых уже несколько столетий. Так, еще в 1667 г. В. Петти писал о том, что для торговли деньги необходимы в определенном количестве или пропорции, а если их будет больше или меньше, то это повредит торговле. А. Смит утверждал, что ценность ежегодно продающихся и покупающихся в стране товаров требует определенного количества монет для своего обращения и распределения между потребителями, и ее нельзя требовать больше. Поэтому в денежном обращении постоянно должно быть определенное количество денег или масса денег, опосредующее обмен товаров и услуг, когда они переходят из рук продавца к покупателю или обратно.
В то же время всегда имеется определенное количество денег, которое в данный момент не участвует в денежном обороте, но является законным платежным и покупательным средством (деньги на расчетных и других счетах субъектов хозяйствования, а также деньги на счетах населения в банках). Поэтому масса фактически обращающихся денег всегда меньше количества находящихся в обращении денег на величину денег, находящихся на этих счетах. Но эти деньги постоянно вовлекаются в активный денежный оборот и тем самым влияют на общее количество обращающихся денег.
Важнейшим объектом регулирования со стороны центрального банка является количество денег или денежная масса в обращении. Ее объем зависит в первую очередь от эмиссионной политики органов государственной власти, принимающих непосредственное решение о выпуске в обращение определенного количества казначейских и банковских билетов. Так, в бывшем СССР, где денежный рынок находился в зачаточном состоянии, денежная масса складывалась главным образом из наличных денег, остатков денежных средств на счетах предприятий и организаций и вкладов населения.
Однако в рыночной экономике денежная масса представляет собой более широкое понятие. Например, в ряде стран центральные банки включают в понятие денежной массы различные виды счетов до востребования, различные инструменты денежного рынка (чеки, боны, облигации и т.п.). Такой подход помогает обеспечить сбалансированность денежной массы и товарного покрытия. Решение данного вопроса диктуется потребностями более рационального управления эффективностью общественного производства.
Ограничиться только исчислением общей массы необходимых денежных средств нельзя: необходимо совершенствовать механизм прогнозирования различных планов и балансов, связанных с денежным оборотом страны (баланс денежных доходов и расходов населения, кассовый план или движение наличных денег, план кредитных ресурсов, кредитный план и т.д.). Вместе с тем в переходный период к рыночным отношениям прежние методы регулирования - через кассовый план - применяться не могут, так как размыта грань между наличным и безналичным оборотом, фонды оплаты труда формируются непосредственно предприятиями, все больше реализуется требование либерализации цен, отсутствуют реальные планы розничного товарооборота. Все это ведет к утрате базы для обособленного планирования налично-денежного оборота.
С 1991 г. регулирование объема и структуры денежной массы в обращении в большинстве стран СНГ осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов изменения денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, Денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные обязательства банков. Разработка расчетов производится центральным банком страны с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития государства. При этом составляются прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, определяются изменения остатка средств у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады, сертификаты, займы, казначейские обязательства). На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения (наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к прогнозируемым доходам населения).
Результаты указанных расчетов тщательно анализируются центральным банком с позиции обоснованности максимальных границ изменения денежной массы в обращении в увязке с темпами экономического роста, уровня цен и других показателей. По результатам анализа рассматривается вопрос о размере кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, сроках этих кредитов, размере покупки и продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк ежемесячно контролирует соблюдение квоты прироста наличных денег у населения — на основании оценки по кассовым оборотам банков денежных доходов и расходов населения путем определения размера фактического прироста наличных денежных средств у населения по отношению к фактическим денежным доходам населения. В случае превышения квоты прироста средств у населения центральный банк должен соответственно сокращать объемы кредитования и использовать экономические методы воздействия (изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, изменение процентных ставок по кредитам, предоставляемых коммерческим банком).
При изменившейся структуре финансово-кредитной системы необходимыми факторами стабилизации денежного оборота являются единый государственный контроль за объемом средств, находящихся в обороте, и механизм осуществления этого контроля. Соответственно, в современных условиях жесткое деление совокупного денежного оборота на наличный и безналичный представляется искусственным, а однозначное разграничение принципов и сфер обращения наличных и безналичных средств — необоснованным. Так, увеличение денежной массы может происходить через кредитную экспансию на основе депозитной эмиссии, обусловленную тем, что клиент банка в пределах своего вклада (депозита) может производить свои расчетные операции с помощью чеков или кредитных карточек. Вследствие этого в составе денежной массы происходят изменения, характерной чертой которых является "условность" границ, отделявших при командной экономике денежные средства в несвободной форме от денежных средств в ликвидной форме. В данном случае различные компоненты денежной массы сближаются между собой.
Между денежной базой (наличные деньги в обращении и депозиты банков в центральном банке) и суммарным денежным обращением (объемом денежной массы) существует прямая связь. В развитой рыночной экономике регулируется совокупная денежная масса и не делается упор на ее отдельные составляющие. Исходя из этого, в мировой практике контроль осуществляется не за количеством наличных денег, а за объемом денежной массы, который включает в себя также бессрочные банковские депозиты, дорожные чеки и другие чековые депозиты, долгосрочные вклады и др. Проблемы перелива денег из безналичной формы в наличную нет, так как через изменение цен, процентных ставок, валютного курса балансируются денежная масса товаров и услуг. Поэтому с развитием рыночных отношений, появлением многообразных форм собственности, значительного расширения системы безналичных расчетов населения все больше стираются грани между налично-денежным обращением и безналичным оборотом, что требует перехода к системе управления совокупным денежным оборотом.
Понятие денежной массы является базовым для макроэкономического анализа рыночной экономики, поскольку, например, ее чрезмерно быстрое увеличение ведет к росту цен, инфляции, дефициту и, наоборот, при ее быстром сокращении возникают безработица и спад производства. Денежная масса включает в себя наличные деньги в обращении (все бумажные деньги и металлические монеты, находящиеся на руках у населения, а также в кассах предприятий, учреждений и организаций). В денежную массу не включают наличные деньги в кассах банков, поскольку они не поступили в денежный оборот. Денежную массу, наряду с наличными деньгами, образуют банковские депозиты или вклады населения, предприятий, учреждений и организаций. Они включаются в денежную массу из-за их ликвидности. В то же время с целью устранения повторного счета в денежную массу не входят депозиты правительства и депозиты банков, но включаются так называемые другие обязательства банков (депозитные сертификаты), ценные бумаги и т.п.
Понятие денежной массы конкретизируется с помощью так называемых денежных агрегатов, представляющих собой различные группировки ликвидных активов. Поэтому количественная характеристика совокупного денежного оборота и его отдельных компонентов отражается в построении различных показателей денежной массы, включающих как реальные, так и потенциальные денежные средства, которые могут быть использованы для обслуживания хозяйственного оборота. Основным критерием выделения различных агрегатов совокупной денежной массы служит ликвидность, т.е. степень затрат и быстрота конверсии отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа.
При этом подтверждается тот факт, что банки способны не только хранить, но и создавать новые деньги (мультиплицировать их количество в краткосрочном периоде, а в долгосрочном — давать жизнь их новым видам и формам). Так, золотые и серебряные монеты постепенно уступили место банкнотам, а они, в свою очередь, вызвали к жизни их хранение путем записи на счетах (размещение в депозиты). Характерно, что объем современных депозитов превышает количество банкнот в хранилищах банков, т.е. новые формы денег не просто замещают, но и мультиплицируют "старые" деньги. Это привело к формированию денежного агрегата M1 = наличные деньги в обращении плюс депозиты до востребования (не приносящие процент) плюс прочие чековые депозиты (приносящие процент).
Дальнейшее развитие производства привело к росту потребности в гибкой системе кредитования. Появление кредитных денег потребовало формирования ограниченно ликвидных пассивов (денег, выполняющих не роль средства платежа, а функцию накопления капитала), что способствовало возникновению денежного агрегата М2 = Ml плюс срочные вклады (приносящие процент) плюс сберегательные вклады, до востребования (приносящие процент) без права пользования чеками плюс взаимные фонды и депозитные счета денежного рынка плюс однодневные соглашения об обратном, выкупе плюс однодневные займы в евродолларах.
Расширение спроса на кредиты вызвало необходимость появления новых объектов залога, роль которых стали играть депозитные сертификаты, подтверждающие право собственности их держателей на крупные срочные вклады. Рост спроса на кредитные ресурсы потребовал создания менее ликвидных денежных форм, являющихся результатом мультипликации элементов, входящих в М2. Все это привело к возникновению денежного агрегата МЗ = М2 плюс депозитные сертификаты плюс срочные соглашения об обратном выкупе плюс срочные займы в евродолларах плюс акции взаимных фондов денежного рынка.
Развитие форм денег и денежных агрегатов подтверждает наличие следующей причинно-следственной связи: рост текущих издержек → рост цен → рост предложения кредитов → рост депозитов → рост денежных агрегатов. При этом показатели денежной массы характеризуют структуру совокупного денежного оборота, динамику его отдельных компонентов, объем кредитования.
Оценка объема денежной массы в нескольких показателях (Ml, М2 …) позволяет полнее охарактеризовать различные параметры денежно-кредитного оборота, дать оценку тенденциям развития денежного обращения и их соответствия развитию экономики. При определении необходимой для обращения денежной массы надо исходить не только из объема и структуры товарооборота, но и учитывать величину и структуру денежных доходов населения, а также отношение спроса и предложения на деньги.
Среди факторов, определяющих количество находящихся в обращении денег, решающим являются действия центрального банка. По определению монетаристов, находящаяся в обращении денежная масса зависит от количества денег, эмитированных центральным банком (банкноты центрального банка или деньги "высокой мощности"), нормы банковских резервов, отношения наличных денег к банковским депозитам.
С целью определения влияния так называемых денег центрального банка (денежной базы) на денежную массу используется мультипликатор кредита. Наиболее простой формулой мультипликатора кредита является следующая:
(5.1)
где К — мультипликатор кредита;
а — коэффициент отношения банковских резервов к банковским депозитам;
b — коэффициент отношения наличных денег к денежной массе.
При сопоставлении динамики темпов роста показателей денежной массы, валового внутреннего продукта и цен, должен быть сделан анализ зависимости степени роста денежной массы от потребностей процесса производства и потребительских цен. В случае опережения уровня роста денежной массы в обороте над ростом валового внутреннего продукта и индекса розничных цен необходимо проанализировать причины неоправданного роста денежной массы в разрезе каждого показателя и, в частности, проследить влияние на переполнение хозяйственного оборота деньгами таких факторов, как наличие бюджетного дефицита, величина внутреннего государственного долга, неоправданный рост кредитов экономике.
Для анализа происходящих процессов в денежном обращении можно использовать показатель скорости возврата наличных денег в кассы банка и показатель "склонности к сбережению", которые определяются по следующим формулам:
(5.2)
где Св — скорость возврата наличных денегв кассы банков, дн.;
Мн и Мк — соответственно наличные деньги на начало и конец периода;
Кд — количество дней в отчетном периоде;
Пк — развернутый приход по кассовым оборотам за отчетный период.
(5.3)
где Сс — склонность населения к сбережению; Вн — вклады населения в банках; ПНД — прирост национального дохода.
Замедление скорости возврата денег в кассы банков потребует дополнительного выпуска наличных денег в обращение, ускорение возврата наоборот сократит их выпуск. В свою очередь, при увеличении количества наличных денег в обороте необходимо сделать анализ причин на основе отчетности банков о кассовых оборотах и данных оперативного, фактического баланса денежных доходов и расходов населения. При этом показатель "склонность к сбережению" будет не только характеризовать положение на потребительском рынке, но и нести информацию в целом о положении в экономике. На скорость обращения денег влияют также процессы, происходящие на денежно-финансовых рынках, изменения в движении платежей и др.
В современной статистике денежного обращения разных государств используются различные варианты показателя денежной массы, в частности, в США публикуются следующие показатели (агрегаты):
Ml — наличные деньги (монеты и банкноты) плюс средства на банковских счетах до востребования и других трансакционных счетах;
М2 — агрегат Ml плюс сумма срочных(до 100 тыс. долларов) и сберегательных вкладов;
МЗ — агрегат М2 плюс крупные срочные вклады на банковских счетах;
М4 — агрегат МЗ плюс портфель государственных ценных бумаг у небанковских держателей.
Во Франции классификация элементов денежной массы включает в себя четыре агрегата:
Ml — состоит из наличных денег в обращении и депозитов до востребования;
М2 — включает полностью Ml плюс все виды сбережений на сберкнижках, независимо от учреждения, в котором они находятся;
МЗ — включает М2 плюс депозиты на срок, депозитные сертификаты и проданные на срок ценные бумаги инвестиционных обществ (СИКАВ);
М4 — включает МЗ плюс счета сбережений с цельюпокупкижилья, казначейские боны, коммерческие векселя.
В данной классификации отсутствуют различия между депозитами на сберкнижках и на банковских счетах. Однакоиз четырех агрегатов только Ml и М2 поддаются регулирующему воздействию более стабильно и увязываются с прогнозируемой динамикойВВП.
Классификация денежных агрегатов, учитывающая специфику денежного оборота в Беларуси, имеет следующий вид:
М0 — наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования;
Ml (денежная масса в "узком смысле слова") — наличные деньги в обороте (М0) плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
М2 (расширенные деньги) — Ml плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
МЗ (общая сумма денежной массы в национальной валюте) - М2 плюс другие (целевые, накопительные) банковские депозиты и средства в ценных бумагах населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
М4 (общая сумма денежной массы, включая иностранную валюту) - МЗ плюс депозиты (до востребования, срочные и другие) населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в иностранной валюте.
В данном случае агрегаты М0, Ml, M2 характеризуют наиболее высоколиквидную часть денежной массы, т.е. все те средства денежного оборота, которые без предварительной продажи, конверсии или какой-либо другой финансовой операции используются в расчетах. В настоящее время наибольший удельный вес в структуре денежной массы составляют наличные деньги в обращении, на расчетных и текущих счетах юридических лиц, вкладах населения в коммерческих банках (срочных и до востребования). Остальные агрегаты денежной массы (МЗ, М4) находятся в основном в стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере становления и укрепления механизма хозяйствования.
Основными исходными ориентирами для определения агрегатов денежной массы в обороте являются данные сводного отчетного баланса Национального банка Республики Беларусь на республиканском и областном (городском) уровнях, отчетные балансы коммерческих банков республики. В качестве дополнительных данных можно использовать прогноз кассовых оборотов и отчетный баланс денежных доходов и расходов населения.
Регулирование объема и структуры денежной массы осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков. Разработка расчетов производится с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития республики, области, города. При этом должны составляться прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, кассовых оборотов, определяться изменения остатков денег у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады,. займы, сертификаты коммерческих банков).
На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения — наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к денежным доходам населения. Предусматривается ежемесячный контроль объема денежной массы в обращении, а также квоты прироста денежных средств у населения. Анализ совокупного денежного оборота основывается на сопоставлении динамики показателей денежной массы и макроэкономических показателей экономического развития — валового внутреннего продукта, национального дохода, розничного товарооборота и других и осуществляется в зависимости от конкретно поставленных целей по разным уровням управления, сферам экономики, регионам и отраслям производства.