Оглавление:
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственного бюджета
1.1. Сущность бюджета и необходимость его существования
1.2. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов
Глава 2. Аналитический раздел
2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008–2010 годы и дальнейшую перспективу
2.2. Финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Бюджет любого государства - это концентрированное выражение политики государства на данном отрезке времени. Причем Государственный бюджет - это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т.е. зафиксирована политика данной правящей элиты, которая выработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил на политическом Олимпе. Следовательно, бюджет - квинтэссенция политики, выработанной не только правительством как органом исполнительной власти, а всей правящей элитой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и рассмотреть её воздействие на экономику страны.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения государственного бюджета;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.
Глава I. Теоретические аспекты государственного бюджета.
1.1. Сущность бюджета и необходимость его существования.
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.
Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.
Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:
- в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября
- в Швеции — соответственно 1 июля и 30 июня
- в Японии — 1 апреля и 31 марта
- в Турции — 1 марта и 28 февраля
- в России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.
Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):
1) это экономические отношения;
2) они всегда носят денежный характер;
3) характер этих отношений всегда распределительный;
4) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.
Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:
«бюджетная система» – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
1.2. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов
Бюджетный кодекс в редакции Федерального закона от 26.04.2006 N 63 ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 63 ФЗ) можно назвать новым, поскольку поправки указанного закона носят принципиальный характер. Уточнен понятийный аппарат Бюджетного кодекса, пересмотрены принципы бюджетной системы РФ, кардинально изменен бюджетный процесс. Закон N 63 ФЗ отменил действие Федерального закона от 15.08.1996 N 115 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Закон N 115 ФЗ). В связи с этим были пересмотрены (изменены) статьи БК РФ, устанавливающие основные положения, состав и структуру бюджетной классификации РФ.
Закон N 115 ФЗ утратил силу с 1 января 2008 года. Согласно новой редакции ст. 18 БК РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Определение назначения и структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов ее составным частям, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, будет осуществлять Минфин.
В составе бюджетной классификации РФ с 1 января 2008 года четыре классификации:
1. Классификация доходов бюджетов.
2. Классификация расходов бюджетов.
3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.
4. Классификация операций публичноправовых образований (далее - Классификация операций сектора государственного управления).
Заметим, что упрощение бюджетной классификации РФ должно положительно сказаться на ее применении при составлении и исполнении бюджетов. Изменится не только состав бюджетной классификации, но и правила ее утверждения. Ранее она утверждалась отдельным федеральным законом. При этом для введения ее в действие необходимо было принять два федеральных закона: первый - о федеральном бюджете на очередной финансовый год, второй - о внесении изменений в бюджетную классификацию.
С 2008 года согласно новой редакции БК РФ базовые позиции, единые для бюджетной системы РФ двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации, устанавливает Бюджетный кодекс. К таким позициям отнесены:
- группа и подгруппа Классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- раздел и подраздел Классификации расходов;
- группа и статья Классификации операций публичноправовых образований (КОСГУ).
Минфину предоставлено право утверждать единые позиции классификаций доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях.
Классификации доходов бюджетов РФ состоит из четырех групп:
А) кода главного администратора доходов бюджета;
Б) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);
В) кода подвида доходов;
Г) кода Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Согласно вновь введенной в БК РФ Законом N 63 ФЗ ст. 184.1 перечень главных администраторов доходов бюджетов устанавливается законом (решением) о бюджете. Главные администраторы доходов бюджетов бюджетной системы РФ - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) подведомственные им бюджетные учреждения, а также ЦБ РФ (ст. 160.1 БК РФ в новой редакции). Коды главных администраторов доходов бюджета и закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Общий для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов будет утверждать Минфин.
Код элемента доходов устанавливается органами федерального управления, которые уполномочены осуществлять нормативное правовое регулирование налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Едиными для последних элементами доходов являются:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
- бюджеты муниципальных районов;
- бюджеты городских округов;
- бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений;
- бюджет ПФР;
- бюджет ФСС РФ;
- бюджет ФФОМС;
- бюджеты ТФОМС.
Классификации доходов и утверждается:
- Минфином - по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- финансовым органом субъекта РФ - по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- финансовым органом муниципального образования - по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Классификация расходов бюджетов РФ:
Как уже было указано, в настоящее время применяются функциональная, ведомственная и экономическая классификации расходов. Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения. При этом в ней выделяют четыре уровня:
А) разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства;
Б) подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов;
Г) целевые статьи расходов, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов;
Д) виды расходов бюджетов, которые детализируют направления финансирования расходов бюджетов в пределах целевых статей.
Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов указанных бюджетов и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета по-прежнему будет устанавливаться законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов, а вот единые для бюджетов бюджетной системы РФ разделы и подразделы Классификации расходов бюджетов будут определяться не федеральным законом, а Бюджетным кодексом. Как и раньше, выделены 11 разделов:
1. Общегосударственные вопросы.
2. Национальная оборона.
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
4. Национальная экономика.
5. Жилищнокоммунальное хозяйство.
6. Охрана окружающей среды.
7. Образование.
8. Культура, кинематография, средства массовой информации.
9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
10. Социальная политика.
11. Межбюджетные трансферты.
Наибольшее внимание заслуживает раздел "Здравоохранение, физическая культура и спорт". С 1 января 2008 года в него включены подразделы по отдельным видам медицинской помощи: стационарной, амбулаторной, помощи в дневных стационарах всех типов, скорой медицинской помощи, санаторнооздоровительной помощи, заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, а также санитарноэпидемиологическому благополучию. Всего семь подразделов.
Перечень целевых статей и видов расходов бюджета будут утверждаться либо в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете, либо, в установленных БК РФ случаях, сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с БК РФ критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета. Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также к обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, будет устанавливать Минфин.
Перечень целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, подлежат определению в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Перечень целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.
В заключение еще раз сделаем акцент на переходных положениях Закона N 63 ФЗ. Согласно его п. 17 ст. 5 бюджетные отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы РФ в 2007 году и внесением изменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы РФ на 2007 год, а также с составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ за 2006 год и предыдущие годы, регулируются БК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 63 ФЗ.
Кроме того, в 2007 году:
- определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ в редакции Закона N 63 ФЗ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, установление порядка формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также к обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, осуществляет Минфин;
- перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, органы местного самоуправления и (или) подведомственные им бюджетные учреждения, утверждает Минфин, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования соответственно;
- перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых с 1 января 2008 года осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Глава 2. Аналитический раздел
2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008–2010 годы и дальнейшую перспективу
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста,обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граж дан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.
Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:
• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
• обеспечение исполнения расходных обязательств;
• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
• повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
• решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
• содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны:
2.2. Финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов
Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.
Основные параметры федерального бюджета
За последние годы существенно увеличились и в среднесрочной перспективе продолжат устойчиво возрастать финансовые возможности государства по решению возложенных на него задач (табл. 2.1).
Таблица 2.1
2006
2007
2008
2009
2010
Млрд. руб.
Доходы, всего
6276,30
6614,20
6644,40
7465,40
8089,90
В том числе нефтегазовые
2 954,4
2 471,1
2 383,1
2 351,9
2 348,3
Из них нефтегазовый трансферт
-
-
2 135,0
2 103,6
2 016,3
ненефтегазовые
3 321,9
4 143,1
4 261,3
5 113,5
5 741,6
Расходы, всего
4 281,3
5 615,5
6 570,3
7 451,2
8 089,9
В том числе непроцентные
4 112,2
5 458,7
6 382,5
7 052,3
7 438,3
процентные
169,1
156,8
187,9
212,6
247,1
условно утвержденные
-
-
-
186,3
404,5
Профицит
1 995,0
998,7
74,1
14,2
0,0
% к ВВП
Доходы, всего
23,4
21,6
19,0
18,8
18,1
В том числе нефтегазовые
10,0
8,1
6,8
5,9
5,2
Из них нефтегазовый трансферт
-
-
6,1
5,3
4,5
не нефтегазовые
12,4
13,5
12,2
12,9
12,8
Расходы, всего
16,0
18,3
18,8
18,8
18,1
В том числе непроцентные
15,4
17,8
18,2
17,8
16,6
процентные
0,6
0,5
0,5
0,5
0,6
условно утвержденные
-
-
-
0,5
0,
Профицит
7,4
3,3
0,2
0,0
0,0
В 2008 году в реальном выражении доходы федерального бюджета к предыдущему году снизятся на 6,6%, а в 2009 и 2010 годах возрастут на 5,2% и 1,9%. В относительном выражении доходы в 2008–2010 годах по сравнению с 2006–2007 годами несколько снизятся и стабилизируются на уровне 18–19% ВВП.
Таблица 2.2
2007
2008
2009
2010
Млрд. руб.
Млрд. руб.
% к общему объему
Темп
роста
Млрд. руб.
Млрд. руб.
Расходы, всего
5 463,5
6 570,3
100,0
20%
7 451,2
8 089,9
Расходы, всего, без условно утверженных
5 463,5
6 570,3
100,0
20%
7 451,2
7685,4
Общегосударственные вопросы
808,2
907,1
13,8
12%
977,0
1 042,5
Обслуживание государственного долга
156,8
187,9
2,9
20%
212,6
247,1
Национальная оборона
822,0
959,6
14,6
17%
1 061,5
1 191,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
662,9
771,2
11,7
16%v
932,1
999,6
Национальная экономика
497,2
718,2
10,9
44%
802,0
544,2
Жилищно–коммунальное хозяйство
53,0
56,9
0,9
7%
79,2
71,0
Охрана окружающей среды
8,1v
9,3
0,1
15%
10,2
11,0
Образование
277,9
308,9
4,7
11%v
315,5
341,1
Культура, кинематография и средства. массовой информации
67,8
82,8
1,3
22%
70,3
67,5
Здравоохранение, физическая культура и спорт
206,4
218,3
3,3
6%
234,2
274,6
Социальная политика
215,6
273,0
4,3
32%
362,4
427,5
Межбюджетные трансферты
1 844,3
2 272,4
34,3
22%
2 421,0
2 715,6
Бюджетам других уровней
754,0
919,3
13,9
22%
905,1
874,8
Государственным внебюджетным фондам
1 060,4
1 353,2
20,4
26%
1 515,9
1 840,8
Условно утвержденные расходы
-
-
-
-
186,3
404,5
Если в 2007 году прирост непроцентных расходов к предыдущему году в реальном выражении составил 22,9%, то в 2008, 2009 и 2010 годах реальный рост будет ограничен соответственно 8,7%, 6,2% и 1,9%. Объем непроцентных расходов федерального бюджета в 2007–2009 годах составит 17–18% ВВП, после чего в 2010 году снизится до 16,6% ВВП.
Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации (табл. 2.2) и субъектам бюджетного планирования (табл. 2.3) обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2008–2010 годах будут трансферты государственным внебюджетным фондам на цели социального и пенсионного обеспечения (20,4%), трансферты региональным бюджетам (14,0%), национальная оборона (14,6%) и национальная безопасность (11,7%). На национальную экономику приходится 10,9% расходов бюджета, большая часть которых направляется на развитие инфраструктуры и поддержку стратегических отраслей.
Таблица 2.3
Динамика расходов федерального бюджета по основным субъектам бюджетного планирования
2007
2008
2009
2010
Млрд. руб.
Млрд. руб.
руб.
% к
общему
объему
Млрд. руб.
Млрд. руб.
Министерство обороны РФ
482,7
568,0
11,5
623,2
672,8
Министерство внутренних дел РФ
255,9
283,1
6,0
323,5
349,6
Министерство финансов РФ.(без учета обслуживания государственного долга. и межбюджетных трансфертов)
229,9
302,1
5,2vv
341,5
399,0
Министерство образования и науки. РФ
286,9
316,1
5,5
319,1
331,5
Министерство транспорта РФ
223,7
327,2
5,7
340,2
83,8
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
247,0
235,9
3,7
248,0
237,8
Министерство экономического развития и торговли ФР
196,4
225,6
3,9
227,3
183,5
Министерство сельского хозяйства. РФ
89,1
117,3
2,0
112,7
123,9
Министерство промышленности и энергетики РФ
117,8
134,8
2,3
175,8
109,2
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
74,2
88,6
1,5
76,4
73,6
Министерство природных ресурсов РФ
53,1
66,7
1,2
68,4
70,5
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
45,7
78,3
1,4
54,8
56,1
Министерство иностранных дел РФ
19,9
21,1
0,4
21,1
23,0
Министерство информационных технологий и связи РФ
27,7
23,1
0,4
26,3
28,8
Общими факторами формирования бюджетных расходов являются увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсий, рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений и развитие инновационных отраслей науки и промышленности.
Расходные обязательства Российской Федерации
При подготовке федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года использовался реестр расходных обязательств Российской Федерации на 2008–2010 годы, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов.
Обеспечение исполнения расходных обязательств
Положение Бюджетного послания
Реализация в Бюджетном кодексе Российской Федерации
Основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться. до завершения формирования проекта бюджета
Планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств осуществляется раздельно. При этом действующие обязательства подлежат безусловному финансированию в полном объеме.
Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.
Все действующие законы, другие нормативные акты, договора и соглашения и программы, обуславливающие финансовые обязательства, учитываются в реестре расходных обязательств, где также указывается объем ассигнований на их исполнение.
Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются.
Предусматривается планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения действующих и принимаемых обязательств. Утвержденные. бюджетные целевые программы отражаются в реестре расходных обязательств Российской Федерации.
Основное место в реестре занимают обязательства по предоставлению трансфертов населению, включающие публичные расходные обязательства и стипендии, которые являются «прямыми» финансовыми обязательствами государства перед гражданами (пенсии, пособия, компенсации, иные социальные гарантии) и подлежат безусловному исполнению. В 2008 году такие обязательства составляют более 50% от общего объема расходных обязательств Российской Федерации (рис. 2.1).
Рисунок 2.1
Структура расходных обязательств Российской Федерации
Состав и объем более 50% расходных обязательств Российской Федерации предопределены действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими виды и размеры трансфертов населению, а также графиком погашения и условиями обслуживания государственного долга Российской Федерации и межгосударственными договорами и соглашениями.
Публичные расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично–правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично–правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) (Из (Бюджетного Кодекса РФ)
Большая часть указанных обязательств подлежит исполнению за счет внебюджетных фондов или за счет субвенций Федерального фонда компенсаций.
Таблица 2.4
Основные федеральные законы, устанавливающие обязательства Российской Федерации по предоставлению трансфертов населению на 2008–2010 годы
2007 млрд. руб
2008 млрд. руб
изменение
млрд. руб
%
За счет государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
О трудовых пенсиях в РФ
797,5
931,2
133,7
16%
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей
62,7
76
13,3
21%
О занятости населения в РФ
1,6
1,8
0,2
12%
Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
28,2М
31,2
3
10%
За счет федерального бюджета (включая межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ)
О трудовых пенсиях в Российской Федерации (базовая часть)
559,8
707,7
147,9
25%
О государственном пенсионном обеспечении в РФ
102,1
122,4
17,5
17%
О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60–лети-ем Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
15,2
13,7
1,5
10%
окрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ
88,2
184,6
96,4
109%
О социальной защите инвалидов в РФ
147,3
189,5
42,2
28%
О ветеранах
48,3
52,0
3,7
7%
О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
0,19
0,2
0,01
7%
О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы
0,9
1,0
0,05
5%
О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
19,2
22,1
2,9
15%
О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном бъединении «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
0,7
0,8
0,1
14%
О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
0,2
0,2
0,0
9%
В структуре расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет федерального бюджета,. основное место занимают обязательства по оказанию государственных услуг.
Обязательства по оказанию государственных услуг включают обязательства по обеспечению деятельности бюджетных учреждений, предоставление субсидий государственным учреждениям, не являющимся бюджетными учреждениями на возмещение затрат по оказанию ими государственных услуг, оплату. Государственных контрактов на оказание государственных услуг, осуществление бюджетных инвестиций. в объекты государственной собственности. Все они характеризуются возмездностью предоставления бюджетных средств. Ассигнования на исполнение таких обязательств должны планироваться исходя из выполнения государственных заданий и отражаться в смете бюджетных учреждений (рис. 2.2).
Рисунок 2.2.
Структура расходных обязательств по оказанию государственных услуг в 2007–2008 годах
Эффективность бюджетных расходов
Сформированные в 2000–2006 годах бюджетные процедуры позволяют обеспечить прозрачность подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Жесткая финансовая дисциплина и контроль целевого использования бюджетных средств обеспечивают расходование бюджета в полном соответствии с потребностями бюджетной сети в ресурсах. Вместе с тем, бюджетирование по ресурсам не позволяет учитывать цели государственной политики при формировании бюджета и не гарантирует эффективного и результативного использования имеющихся ресурсов.
Бюджетирование по результатам подразумевает, помимо прозрачности и подконтрольности распределения и использования финансовых ресурсов, повышение эффективности их распределения и использования. Первое означает концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных задач государственной политики, второе – наиболее эффективное и экономное использование этих средств для достижения запланированного результата.
Повышение эффективности планирования расходов
Положение Бюджетного послания
Реализация в Бюджетном кодексе Российской Федерации
Сформировались затянутые и громоздкие процедуры составления и рассмотрения проектов бюджетов, не позволяющие четко разделить политические и «технологические» аспекты бюджетного процесса.
Закон о федеральном бюджете будет приниматься Государственной Думой в трех, а не в четырех чтениях. При этом действующие обязательства закреплены в бюджете, а новые решения принимаются только по объему и составу принимаемых обязательств.
Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего – при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ.
При планировании расходов на реализацию долгосрочных целевых программ предусматривается разделение действующих и принимаемых обязательств. Утвержденные бюджетные целевые программы становятся действующими обязательствами, объем финансирования которых подлежит пересмотру только в случае изменения заявленных результатов и внесения соответствующих изменений в нормативные акты об утверждении программы.
Положение Бюджетного послания Реализация в Бюджетном кодексе Российской Федерации Законодательно не установлен механизм обеспечения стабильности финансирования программных мероприятий в объемах, определенных при их утверждении.
Утвержденные программы включаются в реестр расходных обязательств и подлежат безусловному финансированию в объеме согласно паспорту программы.
Качество многих федеральных целевых программ не соответствует современным требованиям. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается при утверждении программ, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки. Результаты мониторинга реализации федеральных целевых программ в недостаточной мере используются при разработке новых программ, имеющих те же цели.
По каждой долгосрочной целевой программе планируется ежегодно проводить оценку эффективности ее реализации и одновременно с проектом закона о бюджете представлять отчеты о реализации долгосрочной целевой программы.
Вследствие сложившейся практики ежегодного. пересмотра объемов капитальных вложений строительство запланированных объектов ведется неритмично, нормативные сроки их ввода в эксплуатацию регулярно не выдерживаются, происходит постоянное неоправданное удорожание стоимости строительства,. снижается его качество.
Устанавливается новый порядок финансирования капитальных расходов, при котором каждый крупный проект утверждается отдельным нормативным правовым актом с указанием полной стоимости на весь срок реализации и включается в реестр расходных обязательств.
Документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта.
Предусмотрена возможность заключения трехлетних государственных контрактов, а в рамках долгосрочных целевых программ и инвестиционных проектов – более длительных контрактов.
Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены.
Инвестиционные проекты утверждаются отдельными нормативными правовыми актами на весь срок действия. Утвержденные программы и проекты включаются в реестр расходных обязательств и подлежат безусловному финансированию в полном объеме .
На этапе исполнения бюджета важно, чтобы отраслевые министерства и ведомства обладали достаточным объемом полномочий для наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами в целях достижения запланированных результатов.
Повышение качества финансового менеджмента
Положение Бюджетного послания
Реализация в Бюджетном кодексе Российской Федерации
Не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств. Число бюджетных учреждений и работников бюджетной сферы в расчете на душу населения продолжает возрастать.
Должна начаться работа по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
Предусматривается возможность преобразования бюджетных учреждений в новые организационно–правовые формы (автономные учреждения). Планируется переход от финансирования бюджетных учреждений по смете к финансированию объема оказанных государственных услуг на основе государственных (муниципальных) заданий.
Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.
Расширяются полномочия главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансовыми ресурсами в процессе исполнения бюджета, повышается их ответственность за конечные результаты деятельности.
Главные распорядители бюджетных средств должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением на основе государственного задания или закупку услуги на рынке на основе государственного заказа.
Бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг с непосредственными результатами, характеризующими объем и качество предоставленных услуг. Формой такой увязки являются государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителям бюджетных средств предоставляется u1073 большая свобода по управлению финансовыми ресурсами в целях достижения заявленных результатов.
Финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.
Органы исполнительной власти вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), занимающиеся, в том числе, аудитом эффективности деятельности. Начиная с текущего года, Минфин России планирует осуществлять мониторинг качества финансового менеджмента, в зависимости от которого главные распорядители средств федерального бюджета смогут получить большую свободу по управлению финансовыми ресурсами в рамках бюджетной росписи.
так и не удалось обеспечить ритмичность исполнения федерального бюджета. Значительная часть расходов концентрируется во второй половине года, что создает стимулы израсходовать средства любой ценой, в том числе за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Предусмотрена возможность заключения государственных (муниципальных) контрактов в устанавливаемых на три года лимитах бюджетных обязательств (по долгосрочным целевым программам), что позволит заключать государственные (муниципальные) контракты на срок более одного года.
Планирование и исполнение бюджета должно сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования ресурсов, на основании которой должны приниматься решения. об изменении бюджетной политики, а органы исполнительной власти – нести ответственность. за качественное исполнение своих функций.
Повышение качества бюджетной отчетности и ответственности за достижение результатов
Положение Бюджетного послания
Реализация при формировании проекта.федерального бюджета
Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально–экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов.
Федеральные органы исполнительной власти ежегодно составляют Доклады о результатах и основных направлениях деятельности, в которых описаны цели и конечные результаты деятельности. При подготовке бюджета главные распорядители бюджетных средств представляют обоснования бюджетных ассигнований, содержащие характеристику непосредственных результатов использования бюджетных ассигнований – объема и качества государственных услуг, объема выполненных государственных функций.
Следует расширять состав и улучшать качество предоставляемой законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований.
Доклады о результатах и основных направлениях деятельности публикуются и размещаются на официальных сайтах в сети Интернет
Начиная с бюджетного цикла 2008–2010, Пояснительная записка к проекту федерального бюджета содержит результаты деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Требуется усиление статистического наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.
Федеральной целевой программой «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах» предусмотрено начало мониторинга новых статистических показателей, отражающих результаты деятельности государственных органов и эффективность использования ими бюджетных средств.
Первые шаги в направлении повышения эффективности расходов были сделаны в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах. Принятые в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляют новые правила и процедуры, позволило устранить часть фундаментальных проблем бюджетной системы и предоставляют возможности для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов.
Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.
Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию,.обеспечивая достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:
• сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;
• повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;
• повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;
• увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год устойчивый рост для экономики, характеризующийся:
• сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;
• снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;
• увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;
• ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;
уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:
• увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;
• повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;
• снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;
• поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;
• диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;
• обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз. Заключение.
В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования;
- Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. - Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.- Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода. Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства.Госбюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Центрального банка.Доходы и расходы бюджета планируются в зависимости от показателей экономического и социального развития, как всей страны, так и ее отдельных регионов. На основе финансов отрасли уточняются данные по налогам с предприятий, объединений, организаций по финансированию отраслей.Государственный фонд по выплатам пенсий тесно связан с госбюджетом, а также с фондом социального страхования. Бюджетное финансирование имеет целевой характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.
Список используемой литературы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.04.2006 N 63 ФЗ
2. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
3. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2008
4. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
6. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
7. Бюджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.
8. Финансы и кредит. Шевчук В.А. – М.: Изд-во РИОР. 2004.
9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. – М.: 2005.
10. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.