Реферат по предмету "Философия"


Отражение и развитие проблемы сознания

План. Введение. 1. Сущность, структура и возникновение сознания. 2. Сознание и проблема идеального. 3. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. 4. Метафора сознания в космоцентристской культуре античности.
5. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. 6. Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия. 7. Маркс: диалектико-материалистическая концепция сознания. Заключение. Введение Современный мир- это сложная динамическая целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных филосовских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других проблем. В свое время Гегель проницательно заметил, что философия – это «эпоха, схваченная в мыслях». Предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха, в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире, по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывает свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают, осознают границы и перспективы своих возможностей. 1. Сущность, структура и возникновение сознания Основу необычайно красочного и многогранного духов­ного мира человека составляет сознание. Проблема созна­ния — одна из наиболее сложных и вместе с тем чрезвычай­но интересных. Идущая из глубин веков древняя мудрость провозглашала: «Познай самого себя». Ибо как бы ни был сложен окружающий нас мир, какие бы сюрпризы ни пре­подносила природа, еще более сложен, загадочен мир челове­ческой души. Сознание как уникальный феномен человеческой жиз­ни, включающий в себя бесчисленное множество психиче­ских явлений, аккумулирует в себе весь личный и соци­альный опыт человека. Отсюда вытекает не только его слож­ность, но и многофункциональность, исключительная роль в жизни человека и общества. Не случайно поэтому сознание изучается не только фи­лософией, но и целым комплексом социальных наук, меди­циной, физиологией, психологией, лингвистикой, кибернети­кой, генетикой и другими фундаментальными областями современного научного знания. Философия рассматривает сознание как высшую, свой­ственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструировании действительности, в предва­рительном мысленном построении плана действий и пред­видении их личностных и социально значимых результатов. Уже в этом достаточно общем определении можно вы­делить три основных подхода к сознанию: 1. Онтологический, рассматривающий сознание как свой­ство мозга, которое не может существовать без своего мате­риального носителя. В свое время френология, исследую­щая природу сознания, утверждала, что существует четкая локализация всех психических функций в клетках челове­ческого мозга. С точки зрения современной науки — это ошибочное представление, не дающее возможности рассматривать мозг как целостное и вместе с тем дифференцированное образо­вание. В настоящее время в структуре мозга различают груп­пы клеток, объединенных прежде всего той функцией, кото­рую они выполняют, а также соответствующей целью, смыс­ловой характеристикой этой функции. Первый отдел мозга отвечает за телесно-перцептивные состояния человеческой психики, дающие возможность оп­ределить положение тела человека среди других природных тел и получить самую первичную, элементарную информа­цию о свойствах внешнего мира с точки зрения их полезно­сти, целесообразности для человека. Второй отдел — интеллектуально-понятийная сфера, где осуществляется работа человеческого разума, его аналити­ческая деятельность, оперирование понятиями. Третий отдел — эмоциональная сфера, включающая в себя инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые пе­реживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); эмоции (гнев, восторг); чувства, отличающиеся боль­шей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-ви­зуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.). Четвертый отдел — ценностно-ориентировочная сфера деятельности мозга, куда включаются идеалы, принципы, убеждения человека. 2. Гносеологический подход, согласно которому сознание выступает в форме соотношения отражаемого и отражающе­го. С точки зрения материалистической философии отража­емое, т. е. свойство внешнего мира, может существовать без отражающего, но отражающее как продукт, результат отра­жения, не может существовать без отражаемого. С точки зрения идеалистической философии отражае­мое представлено не в своем изначальном, первозданном виде, а таким, каким оно воспринимается субъектом, конст­руируется и оценивается им. Это конструирование, напри­мер, И. Кант осуществлял с помощью априорных форм чув­ственности и рассудка, А. Шопенгауэр — посредством воли и представления, а родоначальник феноменологии Э. Гуссерль писал об интенциальности сознания, направленности созна­ния на объект мысли и придание ему смыслообразования. 3. Социально-исторический аспект исследования созна­ния предполагает рассмотрение сознания не только как про­дукта индивидуального человеческого мозга, но и как итога, результата общественно-исторического развития человека и его истории. Сознание по своей структуре состоит из ощущений, вос­приятий, представлений, мышления, воли, памяти, воображе­ния и разветвленной сети эмоциональности. Наиболее развитый структурный элемент сознания — мышление, характеризующееся целенаправленностью, спо­собностью к регулированию и саморегулированию как ког­нитивных (познавательных), так и аксиологических (ценно­стных) образов. Мышление связано с предварительным кон­струированием плана действия, предшествующего самому действию, и предвидением его результатов. Направленное на внешний мир, оно характеризует сознание и познание человека. Направленное на мир внутренний, оно выступает в форме самопознания и самосознания. Важным элементом сознания является также воля, ха­рактеризующаяся целеустремленностью, активностью, спо­собностью к самооценке и самоконтролю. Сознание непосредственно связано с такой характерис­тикой, как знание. Ибо способ, в котором существует созна­ние и посредством которого оно себя реализует, является знание. Известно, что человек, относящийся к миру со знани­ем, обладает сознанием. Отличие знания от сознания состоит в том, что знание — это гносеологическая категория, а сознание — не только гно­сеологическая, но и онтологическая, и нравственная, и эстетическая категория. Можно также говорить о взаимо­связи сознания и познания. Наличие сознания обеспечивает возможность познавательной активности субъекта, его спо­собность воспринимать, понимать и оценивать как мир внеш­ний, так и мир внутренний. Познание есть не что иное, как процесс приобретения, расширения, углубления знания по­средством такого инструмента, как сознание.
По вопросу о сущности и возникновении сознания суще­ствовали различные теории. Одной из них был гилозоизм, или панпсихизм, признающий, что вся материя мыслит. Воз­никает вопрос, если вся материя, живая и неживая природа, мыслит, чем же в таком случае отличается мышление, со­знание человека от психики животных? Гилозоизм не мог дать ответа на вопрос о происхождении сознания. Он ставил целью раскрыть единую непрерывную линию развития. Но вместе с тем, обращая внимание лишь на степень проявле­ния психики, гилозоизм не сумел раскрыть качественного своеобразия человеческого сознания, мышления, его отличия от психики животных.
Своеобразной реакцией на гилозоизм явился антропо-психизм, считающий, что психика присуща исключительно человеку, связана только с человеческим мозгом, его струк­турой и теми физиологическими процессами, которые в нем осуществляются. Однако, указывая на уникальность психи­ки человека, антропопсихизм недооценивал фактор преем­ственности в живой природе, не способен был показать, что объединяет психику человека и высокоорганизованных животных с присущими им чрезвычайно сложными форма­ми целесообразно приспособительных реакций в условиях изменяющейся внешней среды. Нейропсихизм связывал возникновение психики с появлением организмов, имеющих центральную нервную систему. Наиболее универсальное свойство, характеризующее не­живую и живую природу, — свойство отражения, которое состоит в способности материальных тел, материальных си­стем изменяться под воздействием других материальных тел и систем. Отражение — всеобщее свойство материи. Эволюция этого свойства, изменение форм отражения в живой и неживой природе составляют естественно-матери­альную основу возникновения сознания. В неживой материи отражение существует в форме ме­ханических, физических, химических, энергетических и дру­гих процессов и взаимодействий. Отражение в неживой при­роде носит пассивный, зеркальный характер, при котором отражаемое и отражающее непосредственно совпадают. С возникновением первичных форм жизни, уже на ста­дии белковой молекулы, отражение начинает проявлять свой­ства активности. Чем сложнее по своей структуре организм, тем активнее отражение им воздействий внешней среды. Самая элементарная форма отражения в живой природе — раздражимость. Это непосредственная, целостная, обобщенная реакция организма на внешние воздействия (например, мимо­за закрывает и раскрывает лепестки, инфузория старается уйти от неблагоприятного химического или температурного воз­действия). Организм еще не дифференцирует ни раздражи­тели, ни ответные реакции на них. С появлением более слож­ных организмов (например, у членистоногих) возникает такая форма отражения, как дифференциальная чувствительность. Организм начинает разграничивать механические, химические и другие раздражители и давать на них специализированную реакцию. С появлением организмов, имеющих развитую не­рвную систему, возникают ощущения, закладываются мате­риальные основы для психики высокоорганизованных жи­вотных, а затем — человеческого сознания. Соответственно в эволюции психики выделяются три стадии: 1) сенсорная психика (от лат. зепзиз — чувство, ощущение), обеспечивающая элементарные реакции организ­ма на воздействия внешней среды; 2) перцептивная психи­ка (от: лат. регзерИо — восприятие), являющаяся более слож­ной по сравнению с сенсорной формой взаимодействия орга­низма с внешним миром. Перцептивная психика способна не только перерабатывать сенсорную информацию, но и констру­ировать образ, адекватный воспринимающему предмету или совокупности предметов; 3) стадия интеллекта (от лат. 1п1;е11ес1;и5 — разумение, понимание, постижение), характери­зующая сложные формы психической деятельности высших животных. На стадии интеллекта появляется способность отражать не только отдельные предметные компоненты и свойства среды, но и ситуационные отношения между ними. Если перцептивная, а тем более сенсорная психика ориен­тируют на выработанные эволюцией стереотипы поведения, то интеллект обеспечивает возможность многообразных форм опережающего отражения. Стереотипность уступает место использованию индивидуального опыта животного. Возни­кают зачатки мышления, которое на уровне животной пси­хики носит конкретный, чувственно-наглядный характер, соотнесенный с предметом или непосредственно восприни­маемой ситуацией. Произведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в самой природе создаются естественно-материальные основы, предпосылки для возникновения человеческого со­знания. Но реализация этих предпосылок происходит в об­ществе под непосредственным влиянием таких социальных факторов, как труд, речь, человеческое общение. Особый ин­терес в этом отношении представляет сравнительный ана­лиз психики животного и человека. Качественное отличие состоит в следующем. Во-первых, психика животных сориентирована на при­способление к условиям окружающей среды, на выработку разнообразных целесообразно-приспособнтельных реакций, совершенствование механизма адаптации. Психика человека характеризуется не только и не столько приспособлением, сколько преобразованием внешней (при­родной и социальной) среды, а соответственно и самого чело­века. Ибо, изменяя обстоятельства своей жизни, человек тем самым меняет и самого себя. При этом следует учитывать, что власть человека над природой, его господство не безраз­дельно и определяется степенью познания объективных за­конов природы и соотнесенностью субъективных интересов, целей, потребностей с действием этих законов. Во-вторых, воздействие животных на природу носит сти­хийный характер. Человек же откладывает отпечаток своей воли в процессе взаимодействия с природой, и его влияние на природу имеет сознательный, целенаправленный характер. Человек способен предусматривать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности и своего взаимодействия с природой. В-третьих, поведение животных регулируется биологи­ческими потребностями. У человека биологические потреб­ности лишь фундамент, над которым возвышаются социальные, духовные потребности. У животных система потребностей — закрытая, жестко детерминированная их генетической при­родой. Система потребностей человека — открытая. В-четвертых, психика животных вплетена непосред­ственно в среду обитания и носит преимущественно ситуа­ционный характер. У животного нет «отношения как отно­шения» к предмету вне его функциональной для животного значимости. Психика человека — не только отклик па кон­кретную ситуацию. Она способна сопоставлять возможные варианты ситуаций, конструировать новые ситуации в сво­ем сознании, мечте, воображении. На уровне человеческой психики отношение к предмету выступает в чистом виде, определяемом свойствами объекта, а не только его функци­ональной значимостью. Хотя, безусловно, известны и отно­шения корысти, извлечения выгоды, не исключены ситуа­ции, когда человек для человека выступает лишь как сред­ство, а не цель. Но это уже проблема не гносеологии, а нравственности. В-пятых, психика животных отражает природную сре­ду, окружающий мир в форме конкретных, наглядных вос­приятий и представлений. Человек же, наряду с многообра­зием форм конкретного, чувственно наглядного отражения, включает в структуру познавательного процесса формы аб­страктного мышления, понятия, суждения, гипотезы, теории, бесконечно богатый и многообразный мир человеческой меч­ты, фантазии, воображения.
В-шестых, в животном мире складываются лишь пред­посылки трудовой деятельности, представляющие собой чис­то механическое сложение усилий, где каждая особь действу­ет так, как если бы действовала самостоятельно. Психика человека непосредственно связана с трудовой деятельнос­тью, которая носит необходимый, закономерный характер.
Труд — важнейшее и необходимое условие жизнедеятель­ности человека. Его основу составляет орудийная деятель­ность. Если животные порой могут «создавать» некое подо­бие орудия труда, то это, во-первых, случайность, результат многочисленных проб и ошибок, во-вторых, индивидуально для каждого животного. На уровне человеческой психики орудийная деятельность закономерна. Знания о произведен­ных орудиях труда и их свойствах передаются последую­щим поколениям людей. В-седьмых, психика животных регулируется первой сиг­нальной системой, представляющей собой совокупность ус­ловных и безусловных рефлексов. Психике человека, наря­ду с первой сигнальной системой, присуща вторая сигналь­ная система — речь, обеспечивающая сложные типы взаимодействия человека с природой и обществом. Речь выступает формой материализации и реализации человече­ского мышления. [1, c.279-286] 2. Сознание и проблема идеального Одна из важнейших характеристик сознания — его иде­альность. Идеальное (отгреч. 1аеа — идея) означает зритель­ный, наглядный образ. Для Платона идеальное — это эйдо-сы — сверхчувственные идеи, выражающие общую метафи­зическую сущность вещей, лежащую в их основе и определяющую их (конкретная реальная красота относитель­на, преходяща, идея прекрасного — вечна и непреходяща; дом конкретный может существовать или не существовать, построен или разрушен, идея дома вечна, несотворима и неуничтожима). Аристотель рассматривал идеальное как эн­телехию, под которой он понимал своеобразный формообразующий принцип, сообщающий материальному содержанию активность, изменение, развитие. Гегель рассматривал идеальное как совпадение предме­та мысли с понятием, выражающим собой ступень развер­тывания абсолютного духа. С точки зрения неотомизма иде­альное — это сущностные образцы Бога, внесенные в мир вещей. Свое понимание идеального дает феноменология, эк­зистенциализм . Понятие идеального рассматривается также как сино­ним любого психического процесса или состояния. С этой точки зрения все наши ощущения, эмоции, чувства, мысли идеальны по своей природе. Они представляют собой проти­воположность материального: материальное — объективная реальность, характеризующаяся предметностью, наличием предметного субстрата, пространственно-временной опреде­ленностью. Мысль, сознание также реальны. Но это уже не объективная, а субъективная реальность. С точки зрения марксизма идеальное — «это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Здесь гово­рится лишь о противоположности идеального и материаль­ного. Но ни сущность идеального, ни механизм его возник­новения не раскрываются. Более значительна и интересна другая характеристика идеального, где говорится, что паук, плетущий ажурные нити, может поразить воображение тка­ча; пчела постройкой своих сот поражает воображение архи­тектора. Но самый плохой архитектор отличается от самой наилучшей пчелы и самый плохой ткач от наилучшего пау­ка тем, что, прежде чем приступить к конкретному матери­альному действию, они имеют план этого действия в голове, т. е. «идеально», в виде идеального познавательного образа.[1, c. 286-289] 3. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения Проблема сознания — одна из самых трудных и загадоч­ных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событии и про­цессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяс­нить причины своих переживании, вызванных встречен с кра­сотой пли, наоборот, с безобразным, попять смысл своего су­ществования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но вес процедуры данности нам мира и переживании, чувства и мыслей проходят через то, что называют сознание. Со знание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что со­путствует человеческому освоению мира, оно входит обяза­тельной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как дан­ность. Сознание - это особое состояние, свойственное толь­ко человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. Па философском языке — это описание феномена (от гр. рhаinоmеnоn — являющееся) сознания. Второй — имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. с. объяс­нить сам феномен. В философии античности и Нового вре­мени указанные уровни не различались, а потому счита­лось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В XX в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующи­ми мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцент­ризм Нового времени формировали разное понимание со­знания. В свою очередь от того, как представляли себе со­знание люди той или иной эпохи, зависил их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо созна­ние всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).[2] 4. Метафора сознания в космоцентристской культуре античности Метафора (гр. mеtарhога — перенос) — это оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном зна­чении. Сознание — предмет неуловимы, вещь немате­риальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, из­начально относящихся к действиям сознания. Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы ан­тичности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям, сравнив ее с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о во­щенной дощечке, на которой писец процарапывал специаль­ным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако про­цедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова «воск», «печать» были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Античная философия открыла только одну сторону сознания направленность на объект, потому и была ис­пользована соответствующая метафора. Другая особенность сознания — умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир — не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено па окружающий мир. Античный человек живет Космосом и вещами, он философ­ствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответст вующие идеи.
Античный грек знает о душе, философы античности рас­суждают о ней. Но душа еще не воспринимается как начало интимности. Тема души — это тема обнаружения скрытого движителя вещей и человека в том числе. Душа как движи­тель приписывается не только человеку: она есть у животных, у минералов и т. п. Знаток античности, выдающийся фило­соф Л. Ф. Лосев отметил, что даже у позднеантичных рим­лян настроение и душевное состояние играли весьма малозна­чительную роль в их религии. Веруя в богов, они не столько предавались внутреннему вдохновению и чувству любви к бо­гам, сколько просто, без душевных порывов, выполняли (рор-му культа, будучи уверены в том, что если знать, какому богу и когда молиться, то бог окажет помощь. Он просто обязан помочь тому, кто выполнил все правила молитвы.[2]
Таким образом, античный космоцентризм породил и вполне соответствующие ему филососрские представления о сознании.
5. Христианство: открытие внутреннего духовного мира
Возникновение потребности во внутреннем сосредоточении. В культуре христианства произошло одно важное со­бытие: обострение потребности человека обращать внима­ние на собственные переживания. Она была вызвана необ­ходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения — молитва. В ней человек дол­жен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жиз­ни, от чувственных восприятии, освободиться от диктата тела. Молится душа. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, стиму­лировавшей умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет. В процедуре исповеди способность к самооценке закреплялась институционально. Пытаясь найти способы выражения религиозных пере­живании, мыслители, по сути, открыли новую грань про­блемы сознания: сознание - это не только знание о внеш­нем мире, но прежде всего знание о собственном, духовном опыте, его содержании. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Бл. Августин (начало V в. п. э.), на которого оказал боль­шое влияние греческий философ-платоник, основатель не­оплатонизма — Плотин (III в. и. л.) Плотин заложил основы серьезной проработки темы ду­ховной сущности и связанной с ней темы сознания. Обнару­жив, что обладает духовным опытом; он начинает пережи вать состояние своей иномирности, т. с. своей нетождест­венности только своему телу. Плотин не только обнаружил духовный опыт, но и попытался рассказать о его содержа­нии людям. Место сознания в стриктуре духовного опыта. Вторичность сознания. Сознание в структуре духовного опыта, но его мнению, сеть как бы возмещение нашей недо­статочности, нашей несостоятельности, проявляющейся в том, что нам не дано пребывать постоянно в состоянии Бо­жественной простоты. Сформировалось понимание сознания как явления духа. Традиция подобного толкования природы сознания много­кратно воспроизводилась и в Новое время, к примеру в фи­лософии Гегеля, хотя философ понимал дух как некий Аб­солют, существующий объективно и надиндивидуально. Сознание — способность воспроизвести переживание ду­ховной простоты. Тема бессознательного, как первичного содержания, которое проявляется в сознании, опреде­ляя его вторичность, войдет впоследствии в арсенал методоло­гических средств, с помощью которых европейская философия будет решать проблемы, связанные с сознанием. Сознание как наказание человека за грех. Начиная с Плотина и Бл. Августина, сознание рассматривается как нечто вторичное, а потому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом духовном опы­те. Почему? Во-первых, благодаря сознанию, человек по­нимает, как он наказан тем, что не может долго пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание постоянно напоминает ему об этом состоянии, заставляя страдать и му­читься. В сознании «я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «но стихиям мира сего» и жизнь в Боге. Во-вторых, сознание есть отпадение человека от вечно­сти. Акт сознания уже знает время, ибо знает, что что-то было «до» сознания. Вечность — высшая ценность, время — это бренность, тлен, смерть. Бытие во времени, а значит в сознании, менее подлинно, чем бытие в вечности. Сознание всегда лишь догоняет уже случившееся, важное и не может его догнать. Оно во времени отстает от решающих событий в духовной жизни людей. В-третьих, строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего - это сущность сознания. Только для того существует необратимость времени. Отсюда тра­гизм и грусть сознания, ибо сопоставляя временной ряд, оно понимает хрупкость и эфемерность момента настояще­го, которое неумолимо мгновенно становится прошлым. Смерть присутствует в каждом мгновении жизни, и созна­ние не даст человеку забыть об этом. Чем старше становится человек, тем глубже и ярче он осознает трагизм временно­сти. В-четвертых, сознание не только открывает человеку трагизм его существования во времени, но часто просто мешает человеку в его деятельности. Как заметили еще Плотин и Августин, сознательность и интенсивность дея­тельности часто находятся в обратно пропорциональной за­висимости. Например, мысль раньше сознания и не всегда нуждается в нем. Даже человеческий младенец мыслит, ког­да сознание (т. с. отражение его мысли) у него еще нет. То же происходит и в состоянии Божественной простоты. Здесь в безмолвной тишине энергия ума собрана в своей полноте и целостности, ум не нуждается для своих действии в сознании. Сознание — отблеск ума, отображение процес­сов мышления, и как всякое, отображение, оно уменьшает энергию ума, мешает своим отблеском ему. В-пятых, сознание напоминает человеку, что он есть не только природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное - духовное. Связь сознания и страдания признавали в дальней­шем многие философы. Так, Гегель приписывал созна­нию способное выносить напряжение противоречии жизни, а Э. В. Ильенков писал, что «вся боль мира су­ществует, особенно, только в сознании».[2] В заключение отметим, что хотя плотиновское понима­ние сознания во многом определило христианское учение о сознании, представленное, например, в трудах Бл. Августи­на, все же нельзя ставить знак равенства между неоплатони­ком Плотином и христианином Августином.[2, c. 166-172] 6. Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия Идея Бога - это целая цивилизационная структура, которая задавала меру объяснения мира в целом и жизни отдельных людей, не давала людям погрузиться в стихию инстинктов, требовала от людей строить свое бытие по типу должного, т. е. выходить .за рамки сиюминутных материально-экономических интересов и потребностей. От­каз от идеи Бога означал неизбежное изменение способа че­ловеческой жизни, понимания содеянного, оценок и осмыс­лений. Произошел отказ от Абсолюта, человечество отпало от Вечности, перестало соотносить с этим понятием свои мысли, чувства и действия. Человек сам захотел стать богом на земле, царем природы. Он абсолютизировал свою инди­видуальность в свой разум. Эту ситуацию и почувствовал Ницше, выразив ее в словах безумца «вы убили Бога».[2, c. 173]
Отказ от Бога свидетельствовал о формировании нового духовного опыта людей, в котором не оказалось места для того высшего его уровня, который Плотин называл Божественной простотой, отдохно­вением в Божественном. А это значит, что прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен. Если пет Бога и нет того уровня в духов­ном опыте, воспоминания о котором и составляли содержание и сущность сознания, то требовались какие-то иные объясни­тельные принципы. Возникла необходимость переоткрыть со­знание, по-новому его истолковать.
Итак, переоткрытие проблемы сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию со­гласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно ко­торой человек произошел из животного царства. Русские философы — Н. Бердяев, Вл. Соловьев — не признава­ли такое ничтожество человеческого происхождения, тем более, что в подобном признании, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглаша­ется со своим духовно-плебейским происхождением -- от обезьяны, а с другой — претендует на духовный аристокра­тизм в рамках всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого от­казался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев за­фиксировал .это противоречие в следующих словах: люди произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга. Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь лю­ден друг к другу. Так издевался русский философ над само­надеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучны­ми теориями происхождения человека. Из ска­занного выше совершенно очевидно, что в Новое время средневековое понимание сознания остается невостребован­ным, и более того, объявляется несоизмеримым с человече­ским духовным опытом, в котором, как мы уже говорили, выделялось не три уровня, как это делал Плотин, а всего два: уровень рефлексии и рассуждения и уровень чувств, эмоций н инстинктов. В терминологии Плотина — это средний и низший уровни духовного опыта. «Смерть Бога» и трансформация структуры духовного опыта — явления о/того и того же порядка. «Смерть Бога» сопровождалась появлением «новой» популяции людей, которые потеряли способность мистического единения с Богом, испытывали презрение ко всему спонтаннонепосредственному, боялись мистификаций со стороны духовного, с энтузиазмом вос­принимали любую рациональную конструкцию. Они объя­вили средним искам культурный крестовый поход, а потому стали искать опору для себя в классической древности. Но как бы не отказывались от средневекового мировоз­зрения мыслители Нового времени, они сохранили с ним связь, так как воспроизвели навыки работы с внутренним миром. Неработанное в средние века имение человека об­ращать внимание на свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Поэтому при объясне­нии феномена сознания никто не сомневался в том, что оно открыто только себе самому, что точку отсчета при его изу­чении надо выбирать в нем же самом. Сознания пет без самосознания - таков был вывод философов Нового вре­мени. В акте самосознания сознание само себя знает, про­ясняет свое содержание и структуру. Признав сознание чисто интеллектуальной деятельностью субъекта, философы Нового времени явно или неявно исхо­дили из следующих допущений относительно природы созна­ния. Во-первых, считалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечное число раз. Например, простран­ственно-временные формы созерцания, категории рассудка и пр. остаются постоянными в любых повторах их использова­ния. А так как содержание сознания сводилось к предметному, то его можно преобразовывать, перестраивать, держа сам этот процесс обработки данных сознания под контролем само­го же сознания. Совершенно очевидно, что так обращаться с содержанием сознания в, плотиновском его понимании абсо­лютно невозможно, ибо, как отмечалось раннее, состояния Бо­жественной простоты не могут повторяться, воспроизводиться по желанию бесконечное число раз с постоянным и одинаково формализуемым содержанием. Во-вторых, содержанием сознания признавалось только такое содержание, которое удовлетворяло критерию наблюда­емости: сознание должно «уметь» рационально воспроизвести свое содержание, развернуть его с помощью рефлексии в ка­кую-то схему--структуру—образ, причем, при желании повто­ра такой развертки оно должно уметь это сделать без особых затруднении. Вне всякого сомнения плотиновские состояния откровения не являются такими состояниями, которые можно наблюдать в рефлексии сколько угодно раз, сохраняя при этом неизменной его форму и содержание.

7. Маркс: диалектико-материалистическая концепция сознания Человечество в своей рационально-сознательной ориентации открыло могущество социальных, материально-экономических, психологических и иных фак­торов. Оно реально ощутило силу того мира, который Плотин называл низшим, считая его слабым по сравнению с вы­сшим миром божественного присутствия. Утвердилось ми­ропонимание, в котором «возвышенные» категории бытия и ценности перестали играть заметную роль, их влияние ос­лабло. Низшее стало наделяться изначальной силой, а вы­сшее оказалось бессильным (М. Шелер)[2]. Плотин даже не мог подумать о том, чтобы как-то связывать сознание, его содержание с характеристиками «низшего» мира. Сознание для него было явлением, отражением «высшего». И только во времена, совпавшие с жизнью К. Маркса и Ф. Энгельса, противоречия буржуазного обще­ства проявились столь явно, а давление социально-экономи­ческих факторов на все сферы жизнедеятельности людей обнаружилось столь отчетливо, что никто уже не сомневал­ся в первичности, базисности материального, экономическо­го интереса. Люди и окружающая природа стали в чистом виде объектом хозяйственной и только хозяйственной дея­тельности. Материальные потребности стали ведущими, а материальное производство — основополагающим, домини­рующим способом производства. Люди признали этот спо­соб жизни, что свидетельствовало о том, что соответственно изменилась и структура их духовного опыта. В нем про­изошла перестановка ценностных ориентаций: материаль­ный интерес и материальные потребности были признаны главными ценностями. Началась открытая н осознанная борьба классов за материальный успех. К. Маркс изучал именно такой способ жизни людей, а также механизм формирования соответствующего ему со­знания.Он сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего – экономическими. Маркс начинает утверждать, что не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а нао­борот: бытие определяет сознание, сознание есть осоз­нанное бытие. Маркс зафиксировал реальный факт: буржуазные от­ношения могли состояться только при одном условии –изменении сознания людей. Причины этого изменения он стал искать во внешнем для самого сознания мире социально-экономических отношений.
В сознании, как показал Маркс, проявляется вся сущ­ность человеческого бытия, Сознанис детерминировано са­мыми низшими, с точки зрения Плотина, формами жизни— материальными. И если у Декарта вера в человеческий ра­зум, верховенство сознания еще основывается на предполо­жении, что в своих «ясных» и «отчетливых» идеях человек является носителем Божественного света (у Декарта этот свет назван «естественным»), то для Маркса человек и его сознание, вся его духовная жизнь определены стихиями мира сего», безблагодатными экономическими отношениями.




Заключение Рассмотрев различные историко-философское толкова­ния проблемы сознания, можно сделать несколько выводов. Во-первых, философы не изобретали то или иное понима­ние сознания: они воспроизводили реальную, для определенной эпохи, структуру человеческой духовности и ре­альное место сознания в ней. Во-вторых, структура духов­ного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи. Поэтому в зависимости от того, какое мировоззрение, было господствующим- космоцентристское, теоцентристское, антропоцентристское, социоцентристское- менялось и понимание сознания. В-третьих деформация внутреннего опыта людей имела устойчивую тенденцию к «снижению» уровня духовности. Мы рассмотрели своеобразную историю сознания, которая отражает реальную историю бытия людей. Прав оказался Маркс, утверждая, что сознание есть «осознанное бытие». Менялись люди, их бытие, и вместе с ними изменялись меха­низмы формирования их сознания, его содержание.









Список литературы:
1. Толпыкин В. Е. Основы филосифии: Учебное пособие для вузов.—М.: Айрис-пресс, 2003. С. 490. 2. Философия: Учебник/ Отв. ред. В. П. Кохановский – Ростов н/Д., 1999- с. 574


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эскизный проект автоматической линии механической обработки детали винт объём выпуска 300000
Реферат Сільське господарство світу
Реферат Теста Келли и эффективность психотерапии у больных опийной наркоманией
Реферат Основные фонды предприятия 15
Реферат Положение инвалидов в Республике Саха (Якутия) за 2007 г.
Реферат Храмы Москвы: возрождение
Реферат Модель оценки эффективности управления ПИФом на примере ЗПИФН "Вольные каменщики" по доверительным управлением ООО "УК" МАГИСТР"
Реферат Teenage Sex Essay Research Paper Premarital sex
Реферат Коментар ЗКУ, Семчик
Реферат Обломов И.Гончарова
Реферат Диверсифицированные методы исследования систем управления
Реферат Налоги: сущность, виды и функции
Реферат Тенденции развития строительства
Реферат Рекреационные ресурсы Днепро-Днестровского туррайона
Реферат И. С Тургенев. «Дворянское гнездо». Образы главных героев романа