План.
Введение.
1. Сущность, структура и возникновение сознания.
2. Сознание и проблема идеального.
3. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
4. Метафора сознания в космоцентристской культуре античности.
5. Христианство: открытие внутреннего духовного мира.
6. Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия.
7. Маркс: диалектико-материалистическая концепция сознания.
Заключение.
Введение
Современный мир- это сложная динамическая целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных филосовских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других проблем. В свое время Гегель проницательно заметил, что философия – это «эпоха, схваченная в мыслях».
Предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха, в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире, по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывает свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают, осознают границы и перспективы своих возможностей.
1. Сущность, структура и возникновение сознания
Основу необычайно красочного и многогранного духовного мира человека составляет сознание. Проблема сознания — одна из наиболее сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных. Идущая из глубин веков древняя мудрость провозглашала: «Познай самого себя». Ибо как бы ни был сложен окружающий нас мир, какие бы сюрпризы ни преподносила природа, еще более сложен, загадочен мир человеческой души.
Сознание как уникальный феномен человеческой жизни, включающий в себя бесчисленное множество психических явлений, аккумулирует в себе весь личный и социальный опыт человека. Отсюда вытекает не только его сложность, но и многофункциональность, исключительная роль в жизни человека и общества.
Не случайно поэтому сознание изучается не только философией, но и целым комплексом социальных наук, медициной, физиологией, психологией, лингвистикой, кибернетикой, генетикой и другими фундаментальными областями современного научного знания.
Философия рассматривает сознание как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструировании действительности, в предварительном мысленном построении плана действий и предвидении их личностных и социально значимых результатов.
Уже в этом достаточно общем определении можно выделить три основных подхода к сознанию:
1. Онтологический, рассматривающий сознание как свойство мозга, которое не может существовать без своего материального носителя. В свое время френология, исследующая природу сознания, утверждала, что существует четкая локализация всех психических функций в клетках человеческого мозга.
С точки зрения современной науки — это ошибочное представление, не дающее возможности рассматривать мозг как целостное и вместе с тем дифференцированное образование. В настоящее время в структуре мозга различают группы клеток, объединенных прежде всего той функцией, которую они выполняют, а также соответствующей целью, смысловой характеристикой этой функции.
Первый отдел мозга отвечает за телесно-перцептивные состояния человеческой психики, дающие возможность определить положение тела человека среди других природных тел и получить самую первичную, элементарную информацию о свойствах внешнего мира с точки зрения их полезности, целесообразности для человека.
Второй отдел — интеллектуально-понятийная сфера, где осуществляется работа человеческого разума, его аналитическая деятельность, оперирование понятиями.
Третий отдел — эмоциональная сфера, включающая в себя инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); эмоции (гнев, восторг); чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.).
Четвертый отдел — ценностно-ориентировочная сфера деятельности мозга, куда включаются идеалы, принципы, убеждения человека.
2. Гносеологический подход, согласно которому сознание выступает в форме соотношения отражаемого и отражающего. С точки зрения материалистической философии отражаемое, т. е. свойство внешнего мира, может существовать без отражающего, но отражающее как продукт, результат отражения, не может существовать без отражаемого.
С точки зрения идеалистической философии отражаемое представлено не в своем изначальном, первозданном виде, а таким, каким оно воспринимается субъектом, конструируется и оценивается им. Это конструирование, например, И. Кант осуществлял с помощью априорных форм чувственности и рассудка, А. Шопенгауэр — посредством воли и представления, а родоначальник феноменологии Э. Гуссерль писал об интенциальности сознания, направленности сознания на объект мысли и придание ему смыслообразования.
3. Социально-исторический аспект исследования сознания предполагает рассмотрение сознания не только как продукта индивидуального человеческого мозга, но и как итога, результата общественно-исторического развития человека и его истории.
Сознание по своей структуре состоит из ощущений, восприятий, представлений, мышления, воли, памяти, воображения и разветвленной сети эмоциональности.
Наиболее развитый структурный элемент сознания — мышление, характеризующееся целенаправленностью, способностью к регулированию и саморегулированию как когнитивных (познавательных), так и аксиологических (ценностных) образов. Мышление связано с предварительным конструированием плана действия, предшествующего самому действию, и предвидением его результатов. Направленное на внешний мир, оно характеризует сознание и познание человека. Направленное на мир внутренний, оно выступает в форме самопознания и самосознания.
Важным элементом сознания является также воля, характеризующаяся целеустремленностью, активностью, способностью к самооценке и самоконтролю.
Сознание непосредственно связано с такой характеристикой, как знание. Ибо способ, в котором существует сознание и посредством которого оно себя реализует, является знание. Известно, что человек, относящийся к миру со знанием, обладает сознанием.
Отличие знания от сознания состоит в том, что знание — это гносеологическая категория, а сознание — не только гносеологическая, но и онтологическая, и нравственная, и эстетическая категория. Можно также говорить о взаимосвязи сознания и познания. Наличие сознания обеспечивает возможность познавательной активности субъекта, его способность воспринимать, понимать и оценивать как мир внешний, так и мир внутренний. Познание есть не что иное, как процесс приобретения, расширения, углубления знания посредством такого инструмента, как сознание.
По вопросу о сущности и возникновении сознания существовали различные теории. Одной из них был гилозоизм, или панпсихизм, признающий, что вся материя мыслит. Возникает вопрос, если вся материя, живая и неживая природа, мыслит, чем же в таком случае отличается мышление, сознание человека от психики животных? Гилозоизм не мог дать ответа на вопрос о происхождении сознания. Он ставил целью раскрыть единую непрерывную линию развития. Но вместе с тем, обращая внимание лишь на степень проявления психики, гилозоизм не сумел раскрыть качественного своеобразия человеческого сознания, мышления, его отличия от психики животных.
Своеобразной реакцией на гилозоизм явился антропо-психизм, считающий, что психика присуща исключительно человеку, связана только с человеческим мозгом, его структурой и теми физиологическими процессами, которые в нем осуществляются. Однако, указывая на уникальность психики человека, антропопсихизм недооценивал фактор преемственности в живой природе, не способен был показать, что объединяет психику человека и высокоорганизованных животных с присущими им чрезвычайно сложными формами целесообразно приспособительных реакций в условиях изменяющейся внешней среды. Нейропсихизм связывал возникновение психики с появлением организмов, имеющих центральную нервную систему.
Наиболее универсальное свойство, характеризующее неживую и живую природу, — свойство отражения, которое состоит в способности материальных тел, материальных систем изменяться под воздействием других материальных тел и систем. Отражение — всеобщее свойство материи. Эволюция этого свойства, изменение форм отражения в живой и неживой природе составляют естественно-материальную основу возникновения сознания.
В неживой материи отражение существует в форме механических, физических, химических, энергетических и других процессов и взаимодействий. Отражение в неживой природе носит пассивный, зеркальный характер, при котором отражаемое и отражающее непосредственно совпадают.
С возникновением первичных форм жизни, уже на стадии белковой молекулы, отражение начинает проявлять свойства активности. Чем сложнее по своей структуре организм, тем активнее отражение им воздействий внешней среды. Самая элементарная форма отражения в живой природе — раздражимость. Это непосредственная, целостная, обобщенная реакция организма на внешние воздействия (например, мимоза закрывает и раскрывает лепестки, инфузория старается уйти от неблагоприятного химического или температурного воздействия). Организм еще не дифференцирует ни раздражители, ни ответные реакции на них. С появлением более сложных организмов (например, у членистоногих) возникает такая форма отражения, как дифференциальная чувствительность. Организм начинает разграничивать механические, химические и другие раздражители и давать на них специализированную реакцию. С появлением организмов, имеющих развитую нервную систему, возникают ощущения, закладываются материальные основы для психики высокоорганизованных животных, а затем — человеческого сознания.
Соответственно в эволюции психики выделяются три стадии: 1) сенсорная психика (от лат. зепзиз — чувство, ощущение), обеспечивающая элементарные реакции организма на воздействия внешней среды; 2) перцептивная психика (от: лат. регзерИо — восприятие), являющаяся более сложной по сравнению с сенсорной формой взаимодействия организма с внешним миром. Перцептивная психика способна не только перерабатывать сенсорную информацию, но и конструировать образ, адекватный воспринимающему предмету или совокупности предметов; 3) стадия интеллекта (от лат. 1п1;е11ес1;и5 — разумение, понимание, постижение), характеризующая сложные формы психической деятельности высших животных. На стадии интеллекта появляется способность отражать не только отдельные предметные компоненты и свойства среды, но и ситуационные отношения между ними. Если перцептивная, а тем более сенсорная психика ориентируют на выработанные эволюцией стереотипы поведения, то интеллект обеспечивает возможность многообразных форм опережающего отражения. Стереотипность уступает место использованию индивидуального опыта животного. Возникают зачатки мышления, которое на уровне животной психики носит конкретный, чувственно-наглядный характер, соотнесенный с предметом или непосредственно воспринимаемой ситуацией.
Произведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в самой природе создаются естественно-материальные основы, предпосылки для возникновения человеческого сознания. Но реализация этих предпосылок происходит в обществе под непосредственным влиянием таких социальных факторов, как труд, речь, человеческое общение. Особый интерес в этом отношении представляет сравнительный анализ психики животного и человека. Качественное отличие состоит в следующем.
Во-первых, психика животных сориентирована на приспособление к условиям окружающей среды, на выработку разнообразных целесообразно-приспособнтельных реакций, совершенствование механизма адаптации.
Психика человека характеризуется не только и не столько приспособлением, сколько преобразованием внешней (природной и социальной) среды, а соответственно и самого человека. Ибо, изменяя обстоятельства своей жизни, человек тем самым меняет и самого себя. При этом следует учитывать, что власть человека над природой, его господство не безраздельно и определяется степенью познания объективных законов природы и соотнесенностью субъективных интересов, целей, потребностей с действием этих законов.
Во-вторых, воздействие животных на природу носит стихийный характер. Человек же откладывает отпечаток своей воли в процессе взаимодействия с природой, и его влияние на природу имеет сознательный, целенаправленный характер.
Человек способен предусматривать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности и своего взаимодействия с природой.
В-третьих, поведение животных регулируется биологическими потребностями. У человека биологические потребности лишь фундамент, над которым возвышаются социальные, духовные потребности. У животных система потребностей — закрытая, жестко детерминированная их генетической природой. Система потребностей человека — открытая.
В-четвертых, психика животных вплетена непосредственно в среду обитания и носит преимущественно ситуационный характер. У животного нет «отношения как отношения» к предмету вне его функциональной для животного значимости. Психика человека — не только отклик па конкретную ситуацию. Она способна сопоставлять возможные варианты ситуаций, конструировать новые ситуации в своем сознании, мечте, воображении. На уровне человеческой психики отношение к предмету выступает в чистом виде, определяемом свойствами объекта, а не только его функциональной значимостью. Хотя, безусловно, известны и отношения корысти, извлечения выгоды, не исключены ситуации, когда человек для человека выступает лишь как средство, а не цель. Но это уже проблема не гносеологии, а нравственности.
В-пятых, психика животных отражает природную среду, окружающий мир в форме конкретных, наглядных восприятий и представлений. Человек же, наряду с многообразием форм конкретного, чувственно наглядного отражения, включает в структуру познавательного процесса формы абстрактного мышления, понятия, суждения, гипотезы, теории, бесконечно богатый и многообразный мир человеческой мечты, фантазии, воображения.
В-шестых, в животном мире складываются лишь предпосылки трудовой деятельности, представляющие собой чисто механическое сложение усилий, где каждая особь действует так, как если бы действовала самостоятельно. Психика человека непосредственно связана с трудовой деятельностью, которая носит необходимый, закономерный характер.
Труд — важнейшее и необходимое условие жизнедеятельности человека. Его основу составляет орудийная деятельность. Если животные порой могут «создавать» некое подобие орудия труда, то это, во-первых, случайность, результат многочисленных проб и ошибок, во-вторых, индивидуально для каждого животного. На уровне человеческой психики орудийная деятельность закономерна. Знания о произведенных орудиях труда и их свойствах передаются последующим поколениям людей.
В-седьмых, психика животных регулируется первой сигнальной системой, представляющей собой совокупность условных и безусловных рефлексов. Психике человека, наряду с первой сигнальной системой, присуща вторая сигнальная система — речь, обеспечивающая сложные типы взаимодействия человека с природой и обществом. Речь выступает формой материализации и реализации человеческого мышления.
[1, c.279-286]
2. Сознание и проблема идеального
Одна из важнейших характеристик сознания — его идеальность. Идеальное (отгреч. 1аеа — идея) означает зрительный, наглядный образ. Для Платона идеальное — это эйдо-сы — сверхчувственные идеи, выражающие общую метафизическую сущность вещей, лежащую в их основе и определяющую их (конкретная реальная красота относительна, преходяща, идея прекрасного — вечна и непреходяща; дом конкретный может существовать или не существовать, построен или разрушен, идея дома вечна, несотворима и неуничтожима). Аристотель рассматривал идеальное как энтелехию, под которой он понимал своеобразный формообразующий принцип, сообщающий материальному содержанию активность, изменение, развитие.
Гегель рассматривал идеальное как совпадение предмета мысли с понятием, выражающим собой ступень развертывания абсолютного духа. С точки зрения неотомизма идеальное — это сущностные образцы Бога, внесенные в мир вещей. Свое понимание идеального дает феноменология, экзистенциализм . Понятие идеального рассматривается также как синоним любого психического процесса или состояния. С этой точки зрения все наши ощущения, эмоции, чувства, мысли идеальны по своей природе. Они представляют собой противоположность материального: материальное — объективная реальность, характеризующаяся предметностью, наличием предметного субстрата, пространственно-временной определенностью. Мысль, сознание также реальны. Но это уже не объективная, а субъективная реальность. С точки зрения марксизма идеальное — «это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Здесь говорится лишь о противоположности идеального и материального. Но ни сущность идеального, ни механизм его возникновения не раскрываются. Более значительна и интересна другая характеристика идеального, где говорится, что паук, плетущий ажурные нити, может поразить воображение ткача; пчела постройкой своих сот поражает воображение архитектора. Но самый плохой архитектор отличается от самой наилучшей пчелы и самый плохой ткач от наилучшего паука тем, что, прежде чем приступить к конкретному материальному действию, они имеют план этого действия в голове, т. е. «идеально», в виде идеального познавательного образа.[1, c. 286-289]
3. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событии и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживании, вызванных встречен с красотой пли, наоборот, с безобразным, попять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но вес процедуры данности нам мира и переживании, чувства и мыслей проходят через то, что называют сознание. Со знание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность.
Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. Па философском языке — это описание феномена (от гр. рhаinоmеnоn — являющееся) сознания. Второй — имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. с. объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В XX в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависил их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).[2]
4. Метафора сознания в космоцентристской культуре античности
Метафора (гр. mеtарhога — перенос) — это оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном значении.
Сознание — предмет неуловимы, вещь нематериальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, изначально относящихся к действиям сознания. Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы античности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям, сравнив ее с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о вощенной дощечке, на которой писец процарапывал специальным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако процедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова «воск», «печать» были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора.
Античная философия открыла только одну сторону сознания направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания — умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир — не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено па окружающий мир. Античный человек живет Космосом и вещами, он философствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответст вующие идеи.
Античный грек знает о душе, философы античности рассуждают о ней. Но душа еще не воспринимается как начало интимности. Тема души — это тема обнаружения скрытого движителя вещей и человека в том числе. Душа как движитель приписывается не только человеку: она есть у животных, у минералов и т. п. Знаток античности, выдающийся философ Л. Ф. Лосев отметил, что даже у позднеантичных римлян настроение и душевное состояние играли весьма малозначительную роль в их религии. Веруя в богов, они не столько предавались внутреннему вдохновению и чувству любви к богам, сколько просто, без душевных порывов, выполняли (рор-му культа, будучи уверены в том, что если знать, какому богу и когда молиться, то бог окажет помощь. Он просто обязан помочь тому, кто выполнил все правила молитвы.[2]
Таким образом, античный космоцентризм породил и вполне соответствующие ему филососрские представления о сознании.
5. Христианство: открытие внутреннего духовного мира
Возникновение потребности во внутреннем сосредоточении. В культуре христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения — молитва. В ней человек должен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жизни, от чувственных восприятии, освободиться от диктата тела. Молится душа.
Наряду с молитвой возникла практика исповеди, стимулировавшей умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет. В процедуре исповеди способность к самооценке закреплялась институционально.
Пытаясь найти способы выражения религиозных переживании, мыслители, по сути, открыли новую грань проблемы сознания: сознание - это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном, духовном опыте, его содержании.
Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Бл. Августин (начало V в. п. э.), на которого оказал большое влияние греческий философ-платоник, основатель неоплатонизма — Плотин (III в. и. л.)
Плотин заложил основы серьезной проработки темы духовной сущности и связанной с ней темы сознания. Обнаружив, что обладает духовным опытом; он начинает пережи вать состояние своей иномирности, т. с. своей нетождественности только своему телу. Плотин не только обнаружил духовный опыт, но и попытался рассказать о его содержании людям.
Место сознания в стриктуре духовного опыта. Вторичность сознания. Сознание в структуре духовного опыта, но его мнению, сеть как бы возмещение нашей недостаточности, нашей несостоятельности, проявляющейся в том, что нам не дано пребывать постоянно в состоянии Божественной простоты.
Сформировалось понимание сознания как явления духа. Традиция подобного толкования природы сознания многократно воспроизводилась и в Новое время, к примеру в философии Гегеля, хотя философ понимал дух как некий Абсолют, существующий объективно и надиндивидуально.
Сознание — способность воспроизвести переживание духовной простоты. Тема бессознательного, как первичного содержания, которое проявляется в сознании, определяя его вторичность, войдет впоследствии в арсенал методологических средств, с помощью которых европейская философия будет решать проблемы, связанные с сознанием.
Сознание как наказание человека за грех. Начиная с Плотина и Бл. Августина, сознание рассматривается как нечто вторичное, а потому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом духовном опыте. Почему? Во-первых, благодаря сознанию, человек понимает, как он наказан тем, что не может долго пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание постоянно напоминает ему об этом состоянии, заставляя страдать и мучиться. В сознании «я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «но стихиям мира сего» и жизнь в Боге.
Во-вторых, сознание есть отпадение человека от вечности. Акт сознания уже знает время, ибо знает, что что-то было «до» сознания. Вечность — высшая ценность, время — это бренность, тлен, смерть. Бытие во времени, а значит в сознании, менее подлинно, чем бытие в вечности. Сознание всегда лишь догоняет уже случившееся, важное и не может его догнать. Оно во времени отстает от решающих событий в духовной жизни людей.
В-третьих, строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего - это сущность сознания. Только для того существует необратимость времени. Отсюда трагизм и грусть сознания, ибо сопоставляя временной ряд, оно понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неумолимо мгновенно становится прошлым. Смерть присутствует в каждом мгновении жизни, и сознание не даст человеку забыть об этом. Чем старше становится человек, тем глубже и ярче он осознает трагизм временности. В-четвертых, сознание не только открывает человеку трагизм его существования во времени, но часто просто мешает человеку в его деятельности. Как заметили еще Плотин и Августин, сознательность и интенсивность деятельности часто находятся в обратно пропорциональной зависимости. Например, мысль раньше сознания и не всегда нуждается в нем. Даже человеческий младенец мыслит, когда сознание (т. с. отражение его мысли) у него еще нет. То же происходит и в состоянии Божественной простоты. Здесь в безмолвной тишине энергия ума собрана в своей полноте и целостности, ум не нуждается для своих действии в сознании. Сознание — отблеск ума, отображение процессов мышления, и как всякое, отображение, оно уменьшает энергию ума, мешает своим отблеском ему.
В-пятых, сознание напоминает человеку, что он есть не только природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное - духовное.
Связь сознания и страдания признавали в дальнейшем многие философы. Так, Гегель приписывал сознанию способное выносить напряжение противоречии жизни, а Э. В. Ильенков писал, что «вся боль мира существует, особенно, только в сознании».[2]
В заключение отметим, что хотя плотиновское понимание сознания во многом определило христианское учение о сознании, представленное, например, в трудах Бл. Августина, все же нельзя ставить знак равенства между неоплатоником Плотином и христианином Августином.[2, c. 166-172]
6. Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия
Идея Бога - это целая цивилизационная структура, которая задавала меру объяснения мира в целом и жизни отдельных людей, не давала людям погрузиться в стихию инстинктов, требовала от людей строить свое бытие по типу должного, т. е. выходить .за рамки сиюминутных материально-экономических интересов и потребностей. Отказ от идеи Бога означал неизбежное изменение способа человеческой жизни, понимания содеянного, оценок и осмыслений. Произошел отказ от Абсолюта, человечество отпало от Вечности, перестало соотносить с этим понятием свои мысли, чувства и действия. Человек сам захотел стать богом на земле, царем природы. Он абсолютизировал свою индивидуальность в свой разум. Эту ситуацию и почувствовал Ницше, выразив ее в словах безумца «вы убили Бога».[2, c. 173]
Отказ от Бога свидетельствовал о формировании нового духовного опыта людей, в котором не оказалось места для того высшего его уровня, который Плотин называл Божественной простотой, отдохновением в Божественном. А это значит, что прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен. Если пет Бога и нет того уровня в духовном опыте, воспоминания о котором и составляли содержание и сущность сознания, то требовались какие-то иные объяснительные принципы. Возникла необходимость переоткрыть сознание, по-новому его истолковать.
Итак, переоткрытие проблемы сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию согласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно которой человек произошел из животного царства. Русские философы — Н. Бердяев, Вл. Соловьев — не признавали такое ничтожество человеческого происхождения, тем более, что в подобном признании, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим духовно-плебейским происхождением -- от обезьяны, а с другой — претендует на духовный аристократизм в рамках всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого отказался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев зафиксировал .это противоречие в следующих словах: люди произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга. Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь люден друг к другу. Так издевался русский философ над самонадеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучными теориями происхождения человека.
Из сказанного выше совершенно очевидно, что в Новое время средневековое понимание сознания остается невостребованным, и более того, объявляется несоизмеримым с человеческим духовным опытом, в котором, как мы уже говорили, выделялось не три уровня, как это делал Плотин, а всего два: уровень рефлексии и рассуждения и уровень чувств, эмоций н инстинктов. В терминологии Плотина — это средний и низший уровни духовного опыта. «Смерть Бога» и трансформация структуры духовного опыта — явления о/того и того же порядка. «Смерть Бога» сопровождалась появлением «новой» популяции людей, которые потеряли способность мистического единения с Богом, испытывали презрение ко всему спонтаннонепосредственному, боялись мистификаций со стороны духовного, с энтузиазмом воспринимали любую рациональную конструкцию. Они объявили средним искам культурный крестовый поход, а потому стали искать опору для себя в классической древности.
Но как бы не отказывались от средневекового мировоззрения мыслители Нового времени, они сохранили с ним связь, так как воспроизвели навыки работы с внутренним миром. Неработанное в средние века имение человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Поэтому при объяснении феномена сознания никто не сомневался в том, что оно открыто только себе самому, что точку отсчета при его изучении надо выбирать в нем же самом. Сознания пет без самосознания - таков был вывод философов Нового времени. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру.
Признав сознание чисто интеллектуальной деятельностью субъекта, философы Нового времени явно или неявно исходили из следующих допущений относительно природы сознания. Во-первых, считалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечное число раз. Например, пространственно-временные формы созерцания, категории рассудка и пр. остаются постоянными в любых повторах их использования. А так как содержание сознания сводилось к предметному, то его можно преобразовывать, перестраивать, держа сам этот процесс обработки данных сознания под контролем самого же сознания. Совершенно очевидно, что так обращаться с содержанием сознания в, плотиновском его понимании абсолютно невозможно, ибо, как отмечалось раннее, состояния Божественной простоты не могут повторяться, воспроизводиться по желанию бесконечное число раз с постоянным и одинаково формализуемым содержанием.
Во-вторых, содержанием сознания признавалось только такое содержание, которое удовлетворяло критерию наблюдаемости: сознание должно «уметь» рационально воспроизвести свое содержание, развернуть его с помощью рефлексии в какую-то схему--структуру—образ, причем, при желании повтора такой развертки оно должно уметь это сделать без особых затруднении. Вне всякого сомнения плотиновские состояния откровения не являются такими состояниями, которые можно наблюдать в рефлексии сколько угодно раз, сохраняя при этом неизменной его форму и содержание.
7. Маркс: диалектико-материалистическая концепция сознания
Человечество в своей рационально-сознательной ориентации открыло могущество социальных, материально-экономических, психологических и иных факторов. Оно реально ощутило силу того мира, который Плотин называл низшим, считая его слабым по сравнению с высшим миром божественного присутствия. Утвердилось миропонимание, в котором «возвышенные» категории бытия и ценности перестали играть заметную роль, их влияние ослабло. Низшее стало наделяться изначальной силой, а высшее оказалось бессильным (М. Шелер)[2]. Плотин даже не мог подумать о том, чтобы как-то связывать сознание, его содержание с характеристиками «низшего» мира. Сознание для него было явлением, отражением «высшего».
И только во времена, совпавшие с жизнью К. Маркса и Ф. Энгельса, противоречия буржуазного общества проявились столь явно, а давление социально-экономических факторов на все сферы жизнедеятельности людей обнаружилось столь отчетливо, что никто уже не сомневался в первичности, базисности материального, экономического интереса. Люди и окружающая природа стали в чистом виде объектом хозяйственной и только хозяйственной деятельности. Материальные потребности стали ведущими, а материальное производство — основополагающим, доминирующим способом производства. Люди признали этот способ жизни, что свидетельствовало о том, что соответственно изменилась и структура их духовного опыта. В нем произошла перестановка ценностных ориентаций: материальный интерес и материальные потребности были признаны главными ценностями. Началась открытая н осознанная борьба классов за материальный успех.
К. Маркс изучал именно такой способ жизни людей, а также механизм формирования соответствующего ему сознания.Он сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего – экономическими. Маркс начинает утверждать, что не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие.
Маркс зафиксировал реальный факт: буржуазные отношения могли состояться только при одном условии –изменении сознания людей. Причины этого изменения он стал искать во внешнем для самого сознания мире социально-экономических отношений.
В сознании, как показал Маркс, проявляется вся сущность человеческого бытия, Сознанис детерминировано самыми низшими, с точки зрения Плотина, формами жизни— материальными. И если у Декарта вера в человеческий разум, верховенство сознания еще основывается на предположении, что в своих «ясных» и «отчетливых» идеях человек является носителем Божественного света (у Декарта этот свет назван «естественным»), то для Маркса человек и его сознание, вся его духовная жизнь определены стихиями мира сего», безблагодатными экономическими отношениями.
Заключение
Рассмотрев различные историко-философское толкования проблемы сознания, можно сделать несколько выводов. Во-первых, философы не изобретали то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную, для определенной эпохи, структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней. Во-вторых, структура духовного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи. Поэтому в зависимости от того, какое мировоззрение, было господствующим- космоцентристское, теоцентристское, антропоцентристское, социоцентристское- менялось и понимание сознания. В-третьих деформация внутреннего опыта людей имела устойчивую тенденцию к «снижению» уровня духовности.
Мы рассмотрели своеобразную историю сознания, которая отражает реальную историю бытия людей. Прав оказался Маркс, утверждая, что сознание есть «осознанное бытие». Менялись люди, их бытие, и вместе с ними изменялись механизмы формирования их сознания, его содержание.
Список литературы:
1. Толпыкин В. Е. Основы филосифии: Учебное пособие для вузов.—М.: Айрис-пресс, 2003. С. 490.
2. Философия: Учебник/ Отв. ред. В. П. Кохановский – Ростов н/Д., 1999- с. 574