Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоги: сущность, виды и функции

ПЛАН
 
Введение
2. Виды налогов
3. Основные функцииналогов
   3.1.Фискальная функция
  3.2.Распределительная функция.
  3.3. Регулирующая функция
  3.4.Контрольная функция
  3.5.Поощрительная функция
4. Статистика налогов
Заключение
Литература

Введение
Налогом называется обязательный платеж,поступающий в бюд­жетный фонд в определенных законом размерах ив установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, впостроении и методах, исчисления которых реализуются определенныепринципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла иразвивалась вместе с государством. На самых ранних ступеняхгосударственных организаций начальной формой налогообложения можно считатьжертвоприношение. Не сле­дует думать, чтооно было основано исключительно на добровольных началах.Жертвоприношение было неписаным законом и, таким обра­зом, становилось принудительной выплатой или сбором.
Во времена натурального хозяйства ужесуществовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян,ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых онипроживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая,постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей длясобствен­ного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
• защита территории;
• выполнение управляющих и распределительных функций;
• поддержание внутреннего порядка;
• сбор налогов и податей с населения.
По мере развитияэкономических отношений, появились и совер­шенствовались новые видыналогообложения. Показательным приме­ром может служить то, что вXVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34налогами (акцизами)
Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 годуБенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «Вэтом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти иналогов».
По мере развития государства как социального института, нало­говаясистема стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странахраспространилась и получила признание бюджет­ная концепция исходящая из того,что налоговые поступления являют­ся продуктом двух основных факторов: налоговойставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к ростугосударствен­ных доходов только до какого-то придела, пока не начнетсокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этотпредел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличе­нию, а ксокращению доходов бюджета.
Во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века ведущие странымира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция,.Япония, Швеция инекоторые другие провели налоговые реформы, на­правленные на ускорение инакопление капитала и стимулирование де­ловой активности. В этих целях сниженаставка налога на прибыль корпораций. Например:
•   в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;
•   в Великобритании — с 45 до 35%;
•   во Франции — в 1986 году с 50 до 45%, а в 1991 году -до 42%;
•   в Японии — в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году — до 37,5%.
В 1994 году началось поспешное проведениеналоговой реформы в Дании.
Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения иформирования налоговой системы Российской Федерации.
В настоящей работе мы рассмотрим сущностьналогов, их виды и основные функции.

1. Экономическая сущность налогов
Экономическая сущность налогов характеризуется денежнымиотношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическимилицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественноеназначение — мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства. Поэтомуналог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ейфункциями.
Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разде­лениемобщества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан,необходимые для содержания… публичной власти… ».1 В ис­торииразвития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов,поскольку для выполнения своих функций по удовлетво­рению коллективныхпотребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могутбыть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размерналогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнениеминимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем большефункций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Таким образом, налогообложение — это система распределения доходовмежду юридическими или физическими лицами и государст­вом, а налогипредставляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством наоснове закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественныхпотребностей. Налоги выража­ют обязанности юридических и физических лиц,получающих доходы,
участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Явля­ясьинструментом перераспределения, налоги призваны гасить возни­кающие сбои всистеме распределения и стимулировать (или сдержи­вать) людей в
/>

К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.;том 21, стр.171.
развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступаютважнейшим звеном финансовой политики государ­ства в современных условиях.Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность.Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точкизрения всеобщно­сти, единства правил, а так же равной степени убытка, которыйпонесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­докналогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплатыналога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взысканияза невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого
назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды госу­дарства.Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент завносимые в бюджет средства. Безвозмездность налого­вых платежей является однойиз черт составляющих их юридическую характеристику.
В условиях рыночной экономики любое государство широко ис­пользуетналоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия нанегативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка.
В переходный к рынку период налоговая системаявляется одним из важнейших экономических регуляторов, основойфинансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Оттого, насколько правильно построена система налогообложения, зависитэффективное функционирование всего народного хозяйства. Имен­но налоговаясистема на сегодняшний день оказалась, пожалуй, глав­ным предметом дискуссий опутях и методах реформирования, равно как и острой критики.
В налогах заложены большие возможности по регулированию со­циально-экономическихпроцессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могутбыть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
Так, налоги могут использоваться для регулирования производст­ва — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития илисдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример,такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос ипокупательную способность населения в отношении тех то­варов, на которыераспространяется этот налог.
В налогах заложены возможности и регулирования доходов насе­ления.Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитыватьнеобходимость поддержки малоимущих гра­ждан путем предоставления льгот.
Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демо­графическиепроцессы, молодежную политику, иные социальные явле­ния.
Но налоги это не только экономическая категория,но и одновре­менно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выра­жаютобщие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительныепризнаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяютих из всей совокупности финансовых отношений.
Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий го­сударствув определенных законодательством размерах и в установ­ленные сроки.
В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можнорассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказываетнаселению и другим субъектам экономики в виде внутрен­ней и внешнейбезопасности, экономической и социальной стабильно­сти и других благ,относящихся к категории общественных.
Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долюоблагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом на­лог может бытьденежным и натуральным.
По объектам обложения налоги делятся:
-  на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, про­центы,дивиденды, ренту);
— налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
— налог на имущество (предприятий и граждан);
-  налог на определенные виды деятельности и сделки (например,сделки с ценными бумагами);
— налог за пользование природным ресурсами.
Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государст­веннойвласти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают всоответствующие бюджеты.
Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюд­жетныефонды: фонд социального страхования, фонд занятости, до­рожный фонд и т.д.
Для понимания сущности налогов не малое значениеимеет зна­ние и понимание признаков налогов. К ним относятся:
1. Императивность — то есть требование со стороны государстваобязательности  налогового  платежа.  При  невыполнении  налогового обязательства,применяются соответствующие санкции.
2. Смена собственника — в частности через налоги, доля частнойсобственности становится государственной или муниципальной, обра­зуя бюджетныйфонд.
3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обез­личиваютсяи не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездноеизъятие государством части средств пред­приятий, организаций и населения позаранее установленным нормати­вам и срокам. Вот почему налоги взимаютсяпринудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.
Налоговая система базируется на соответствующих законодатель­ныхактах государства, которые устанавливают конкретные методы по­строения ивзимания налогов, то есть определяют конкретные элемен­ты налогов. К важнейшимэлементам налогов относятся:
1. Субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое илиюридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательст­вом уплатитьналог.
2. Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачи­вающееналог из собственного дохода. При этом носитель налога вно­сит налог субъектуналога, а не государству. Классический пример этому — субъект налога — производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога —покупатель товара.
3. Объект налога — доход или имущество, измеренные количест­венно,которые служат базой для исчисления налога.
4. Налоговая база — денежная или физическая илииная характери­стика объекта налогообложения.
5. Источник налога — это доход, из котороговыплачивается налог.
6. Единица обложения — единица, в которой измеряется величинаналога.
7. Ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объектаналога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента иназывается налоговой квотой.
8. Оклад налога.
9. Налоговый период — срок, в который должен быть уплачен на­лог,и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо отвины налогоплательщика, взимается пени в зависимо­сти от просроченного срока.
10. Налоговая льгота — полное или частичное освобождение пла­тельщикаот налога.
Способ взимания налога — тоже достаточно существенное звено впонимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того какимименно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которойраспоряжается гражданин. Например, одно дело — получать зара­ботную плату,тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налогвзимается сразу и заработная плата автоматически оказы­вается с вычетом налога.Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровыйспособ —(от слова кадастр — таблица, справочник)
когда объект налога дифференцирован на группы поопределенному призна­ку. Перечень этих групп и их признаки заносится вспециальные справочни­ки. Для каждой группы установлена индивидуальная ставканалога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит отдоходности объек­та. Примером такого налога может служить налог на владельцевтранспорт­ных средств. Он взимается по установленной ставке от мощноститранспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортноесредство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором платель­щик  налогаприводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой та­кого методаявляется то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом,получающим доход. Примером может служить налог на при­быль.
3.  У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающимдоход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получа­тельдохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подо­ходный налог сфизических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, накоторой работает физическое лицо. То есть до выпла­ты, например, заработнойплаты из нее вычитается сумма налога и перечис­ляется в бюджет. Остальная суммавыплачивается работнику.
Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостат­кинейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основ­ных принциповналогообложения.
Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того,чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.
Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставшихклассическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в своевремя выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:
1. Принципсправедливости налогообложения. Суть принципа
заключается в обеспечении равномерного наложенияналогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует оботноси­тельности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальныйподушный налог, согласно которому каждый человек должен был пла­тить подушныйналог, который для всех был одинаков.
 Таблица 1, показывает, что для бедного человека такой налог мо­жетпредставлять тяжкое бремя, а для богатого — он совсем не ощутим.
                                                                                                   Таблица 1.                                         
               « Влияние различных типов налогов на разныедоходы».
 
Тип налога
Ставка
налога,
  %
Размер дохода (р.) трёх субъектов в год
10 000
40 000
900 000
Налог
Чистый
доход
Налог
Чистый
доход
Налог
Чистый
доход
Подушный
 
1000
9000
1000
39000
1000
899000
Пропорцио-
нальный
10
1000
9000
4000
36000
9000
810000
Прогрес-сивный
10
1000
9000
 
 
 
 
 
20
 
 
8000
32000
 
 
 
30
 
 
 
 
21000
690000
 
Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по еди­нойставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же табли­ца показывает,что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величинаналога оказывается небольшой у бедняка и весь­ма значительной у богача. Ноочевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсемне маленькой. Вот почему бо­лее справедливым считается прогрессивный налог,предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высо­киеи сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходови повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. Всовременной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливыми добился установления единого подоходного налога в 13%.
    2. Принцип постоянства налогов. Данныйпринцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобыплательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству.Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее бо­лее увереннои успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальноеналогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался наоткуп специальным сборщикам, ко­торые передавали государю определенную сумму изсобранных нало­гов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше,сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры на­логов,вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недо­вольство, особенно унарождавшейся буржуазии.
3.  Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков.Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманываютпри изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стре­мятся по возможности своидоходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой ипонятной.
Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплатуналогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определе­ниивыдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог).Для плательщика также удобно, когда налоги бе­рут не раз в год, а ежемесячно — размер налога кажется не столь значи­тельным.
4. Принцип экономичности  налогообложения. Во времена А.Смитаобъектами налогообложения были самые разнообразные ве­щи: окна в домах, стекла,уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовалосоответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами.Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсемнезначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.
В современных условиях принцип экономичностирассматривает­ся более широко. Он предполагает экономическую эффективность на­логообложения.
Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и отставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться мень­шим объемомпоступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений отуровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.
Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превы­шать50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налого­вых поступлений.Последние могут опуститься до нуля, если устано­вить 100%-ю ставку. Этатенденция обусловлена тем, что у плательщи­ков исчезает стимул иметь высокиедоходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того,получаемые доходы плательщи­ки начинают скрывать. Наиболее выгодная величинаналоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она можетбыть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казно­крадство,налоги идут на строительство роскошных дач государствен­ных чиновников, то дажене очень высокая ставка вызывает возмуще­ние плательщиков.
/>
Рис. 1. Кривая Лаффера
5. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдви­нулеще А. Смит — это принцип неотягощенности налогов. Размер на­лога должен бытьтаким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить безособого ущерба для своего благосостояния.
К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в со­временныхусловиях добавляются также принципы обязательности и всеобщностиналогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстаеткак обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого,например, в РФ созданы специ­альные органы в виде налоговых инспекций иналоговых полиций, ко­торые следят за уплатой налогов, выявляют и наказываютнеплатель­щиков.
Выделяют также еще один принцип — системность налогообложе­ния.
Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов,их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органыобразуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой,все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этомслучае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливаяее, обеспечивая ей необходимый динамизм.
В настоящее время эти принципы расширены и дополнены эко­номическойнаукой в соответствии с духом нового времени.
Современные принципы налогообложения таковы:
1. Уровеньналоговой ставки должен устанавливаться с учетом
возможностей налогоплательщика, т.е. уровнядоходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход,тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается
далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитыва­ютсяпропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2.  Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до­ходовносило однократный характер. Многократное обложение дохода или капиталанедопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитыхстранах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающейкривой, на НДС, где вновь соз­данный чистый продукт облагается налогом всегоодин раз вплоть до его реализации.
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должнаоставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми,понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой кменяющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределениесоздаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государствен­ной экономическойполитики.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для вос­приятияналогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройногообложения.
Заканчивая обзор сущности налогов, необходимоотметить, что налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем ста­бильнеесистема налогообложения, тем увереннее чувствует себя предпри­ниматель: онможет заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эф­фект осуществлениятого или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции.Неопределенность — враг предприниматель­ства. Предпринимательская деятельностьвсегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если кнеустойчивости рыночной конъ­юнктуры прибавляется неустойчивость налоговойсистемы, бесконечные из­менения ставок, условий налогообложения, а тем более —самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставкиналогооб­ложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же частьожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застыв­ших»систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налого­обложенияотражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивостьсоциально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — ивсе это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иныхусловий налоговая система перестает от­вечать предъявляемым к ней требованиям,вступает в противоречие с объек­тивными условиями развития народного хозяйства.В связи с этим в налого­вую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки,льготы и т. п.) вно­сятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности,подвижности налоговой сис­темы достигается тем, что в течение года никакиеизменения (за исключени­ем устранения очевидных ошибок) не вносятся; составналоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течениенескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и,соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, еслиостаются неиз­менными основные принципы налогообложения, состав налоговойсистемы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставкина­логов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменениямогут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены ибыли известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственногогода. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицитаи его ожидаемые размеры могут опреде­лить целесообразность снижения на 2-3пункта или необходимость повыше­ния на 2-3 пункта ставок налога на прибыль илидоход. Такие частные изме­нения не нарушают стабильности системыхозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательскойдеятельности.
Стабильность налогов означает относительнуюнеизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, атакже наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношенияпредпринима­телей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в видусего­дняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, ак­цизах,налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системыналогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономическойситуации в стране и в общественном производстве.

2. Виды налогов
Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения,механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость ихсистематизации и классификации.
Самым первым и наиболее употребительным до настоящего вре­мениявляется деление налогов по критерию отнесения налогообложе­ния кподоходно-поимущественному или к обложению расходов на по­требление, на дваосновных вида — прямые и косвенные.
В соответствии с этим критерием прямые налоги — это налоги надоходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридическоголица.
К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на при­быль,взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог,налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, нанаследство и дарение.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества на­логоплательщика(земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра — пе­речня объектов обложения,составленного на основе их внешних при­знаков и учитывающего среднюю, а недействительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силуфакта владе­ния имуществом независимо от финансового положения и доходов на­логоплательщика.В зависимости от объекта обложения к прямым ре­альным доходам относятся: платаза землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.
Личные налоги в отличие от реальных учитываютплатежеспо­собность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложе­ния  (доход,   имущество)  определяются  индивидуально  для   каждого плательщика сучетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различаютследующие виды прямых личных нало­гов: подоходный с физических лиц, налог наприбыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений идр.
Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Онипредставляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К нимотносятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные по­шлины, налогна покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает какценообразующий фактор.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всегодело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются варендную и квартирную плату, цену сельскохозяйст­венной продукции. Косвенныеналоги переносятся на конечного потре­бителя в зависимости от степениэластичности спроса на товары и ус­луги, облагаемые этими налогами. Чем менееэластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чемменее эла­стично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на по­требителя,а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичностьпредложения растет, и на потребителя переклады­вается все большая частькосвенных налогов. В случае высокой эла­стичности спроса увеличение косвенныхналогов может привести к со­кращению потребления, а при высокой эластичностипредложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложе­нийили перелив капитала в другие сферы деятельности.
Каждый из этих видов налогов имеет своидостоинства и недос­татки с точки зрения как государства, заинтересованного вполучении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе,так и плательщиков, не испытывающих особого удовольст­вия от уплаты налогов.
Основным преимуществом прямого налогообложения является то, чтопрямые налоги — это более определенный, твердый и постоянный источник доходовбюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностьюналогоплательщиков, расходы же на их взима­ние относительно невелики. Кнедостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности ксбережениям и инвести­циям при повышении налоговых ставок.
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характе­ром.Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене неуказано, что в нее включен косвенный налог. С соци­ально-политической точкизрения это очень важно.
Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестои­мостьюможно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне,позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.
Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.
Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают го­сударствувлиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранныхконкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.
Главный недостаток косвенных налогов заключаетсяв том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени срединаселения. Очевидно, что для богатой части населения повыше­ние цены из-завключения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. Вэтой связи нередко товары для бедных освобо­ждаются от налогообложения, инаоборот, товары для богатых облага­ются повышенными налогами.
Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфля­ционномхарактере.
Помимо деления налогов на прямые и косвенные бывают другиеклассификации.
Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрес­сивныеи регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавли­ваются вабсолютной сумме на единицу обложения, независимо от раз­меров дохода. Пропорциональные— действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учетадифференциации его вели­чины. Прогрессивные ставки предполагаютвозрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это теналоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессив­ныеставки предполагают снижение величины ставки по мере роста до­хода.Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений вбюджет при увеличении доходов налогопла­тельщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и спе­цифические.Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальныхрасходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либоопределенным видом расходов. Специфиче­ские налоги имеют целевоеназначение (например, отчисления на соци­альное страхование или отчисления надорожные фонды).
Также, принята классификация налогов взависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этимкритерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), регио­нальныеи местные. Как правило, в местные бюджеты целиком посту­пают акцизные сборы,налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления отналогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местнымибюджетами в заранее согла­сованных пропорциях.
Говоря о видах налогов, необходимо также отметить, что сущест­вуютдва вида налоговой системы — шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговойсистеме весь доход, получаемый налогопла­тельщиком, делится на части — шедулы.Каждая из этих частей обла­гается налогом особым образом. Для разных шедулмогут быть уста­новлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,перечис­ленные выше
Таблица 2.                             
«Классификация налогов».Признаки Виды налогов Признаки Виды налогов
По субъекту
налогообло-
жения
По способу
изъятия
•  с физических лиц
•   с юридических лиц
По объекту
налогоо6ло-
жения
По способу
налогообло-
женин
• имущественные
• на потребление
• на доходы
• ресурсные (рент-
ные)
• прямые
• косвенные
• кадастровые
• у источника
• по декларации
По источни-
ку уплаты
• зарплата
• выручка
• доход или прибыль
• себестоимость
• стоимость иму- щества по кадастру и др.
По назначе-
нию
•  общие (без привязки
   к конкретному рас-
   ходу)
• специальные        (целевые)
По уровням
бюджетов, в
которые
поступают
налоги
• центральные   (фе-
деральные, рес-
публиканские)
• региональные
• местные
По методу
исчисления
• пропорциональные
• прогрессивные
• регрессивные
• твердые (в абсолют-
ных суммах)
• линейные
• ступенчатые
В глобальной налоговой системе все доходыфизических и юридиче­ских лиц облагаются одинаково. Такая система облегчаетрасчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предприни­мателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западныхгосударствах.
Кроме вышеназванных существуют и более подробныеи раз­вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одно­временнонесколько критериев. Пример такой классификации приведен в таблице 2.

3. Основные функции налогов
Функции налогообложения — это проявление его сущности и свойств. Впервую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначениекак инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходовгосударства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколькофункций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение на­логов.Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные ав­торывыделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
•   фискальная;
•   распределительная (социальная);
•   регулирующая;
•   контрольная;
•   поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, чтоуказанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер,так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
3.1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus — корзина) в ДревнемРиме, начиная с IV века н.э., — единый общегосударственный центр Римской империи,куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились го­сударственныерасходы и т.д. (отсюда происходит обозначение терми­ном «фиск»государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложе­ния.Посредством данной функции реализуется главное предназначе­ние налогов:формирование и мобилизация финансовых ресурсов госу­дарства, а такжеаккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных илицелевых государственных программ. Все ос­тальные функции налогообложения можноназвать производными от фискальной.
3.2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют — перераспредели­тельная)(социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходовмежду различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходитпередача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счетвозложения нало­гового бремени на более сильные категории населения.Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим.Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы,устанавливаемые, как правило, на отдельные виды то­варов, в первую очередь, напредметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентриру­ютсясредства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяетчасть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее наразвитие производственной и социальной инфраструктуры,  на инвестиции икапиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками
окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие от­расли,электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер. Соответствующим образом постро­енная налоговаясистема позволяет придать рыночной экономике соци­альную направленность, какэто сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной частибюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного ос­вобожденияот налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
3.3. Регулирующая функция
 
С развитием экономической системы возникла необходимостьопределённого корректирующего воздействия государства на макро­экономическиепараметры, что породило регулирующую (или распре­делительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к то­му, какпроисходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двухосновных направлениях:
— регулирование рыночных, товарно-денежныхотношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры»,то есть разра­ботка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношениядействующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работо­дателей инаемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкциигосударственных органов, регулирующие взаимоотноше­ние товаропроизводителей,продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а такжебирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов,ярмарок, пра­вила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственно­горегулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
— регулирование развития народного хозяйства, общественногопроизводства в условиях, когда основным объективным экономическим законом,действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главнымобразом о финансово-экономических методах воз­действия государства на интересылюдей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодномобществу направле­нии.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется фи­нансово-экономическимиметодами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрированияссудным капиталом и про­центными ставками, выделения из бюджета капитальныхвложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйст­венныхпрограмм и т.п. Центральное место в этом комплексе экономи­ческих методовзанимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изме­няяусловия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, го­сударствосоздает условия для ускоренного развития определенных от­раслей и производств,способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перерас­пределениечерез государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей,регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться,начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление нало­гов идифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказываетстимулирующее или сдерживающее влияние на производ­ство, инвестиции иплатежеспособный спрос населения. Так, общее по­нижение налогов ведет кувеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестициии занятость. Повышение же налогов — обычный способ борьбы с «перегревом»рыночной конъюнк­туры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешне­экономическойдеятельности. Изменение таможенных пошлин суще­ственно влияет на внешнеторговыйоборот.
По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, нало­гисуществуют в обществе исключительно для регулирования экономи­ческих отношений.
Регулирующая функция направлена на достижение посредствомналоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики госу­дарства. Этафункция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую ивоспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех илииных экономических процессов. Они реализуются через систе­му льгот иосвобождений от налогов. Нынешняя система налогообло­жения представляет широкийнабор налоговых льгот малым предпри­ятиям, предприятиям инвалидов,сельскохозяйственным производите­лям, организациям, осуществляющим капитальныевложения в произ­водство и благотворительную деятельность, и т.д.
Стимулирующее воздействие налогов реализуетсячерез систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общихоснов и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются,как правило, с условием их целевого использования налого­плательщиками всоответствии с экономической политикой государст­ва.
Налоговые льготы используются и для смягчения социальногонеравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявля­ется социальнаяфункция налогов. Ее суть состоит в перераспределе­нии доходов и богатства вобществе. Социальная функция предназна­чена обеспечивать и защищать конституционныеправа граждан. К чис­лу конкретных механизмов реализации этой функцииотносятся: еди­ный социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессио­нальныеналоговые вычеты и др. показатели.
Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соот­ношениемежду доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенствомежду ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальнаяфункция налогов через установле­ние необлагаемого минимума доходов,предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения(многодетным семь­ям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориямграждан).
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на уста­новлениечерез налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономическихпроцессов. Это осуществляется путем введения повы­шенных ставок налогов (так,для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере90%), установления налога на вы­воз капитала, повышенных таможенных пошлин,налога на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена дляаккумуля­ции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфунк­циювыполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата заводу. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельскогохозяйства и других отраслей народного хозяйст­ва в отрыве от прочихэкономических факторов не приносит желаемого результата, посколькуинвестиционные процессы обусловлены не нало­говыми льготами, а потребностямиразвития производства и расшире­ния бизнеса.1
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу инепосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерногоналогового бремени практически всегда влечет спад про­изводства из-за потериего эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российскоекрестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством)привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налогана прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению ви­деосалонов,пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х — начале  90-хгодов. Дестимулирование импорта путем уста­новления повышенных пошлин (политикапротекционизма) также вле­чет за собой резкое сокращение ввоза тех или иныхтоваров.
/>

Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.— 2-еиздание — М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 1996 г.
 3.4. Контрольная функция
 
Через налоги государство осуществляет контроль надфинансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за ис­точникамидоходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественноесопоставление показателей доходов с по­требностями государства в финансовых ресурсах.Благодаря контроль­ной функции оценивается эффективность налоговой системы,обеспе­чивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходи­мостьвнесения изменений в налоговую систему и бюджетную полити­ку государства.
3.5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государст­вомособых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставлениеналоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России идругие). Эта функция представляет собой при­спосабливание налоговых механизмовдля реализации социальной по­литики государства. Из налогооблагаемого доходафизических лиц де­лаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи сострои­тельством или приобретением жилья, осуществлением благотворитель­нойдеятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ нало­гооблагаемыйдоход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платнымобучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, напри­мер,реализация фискальной функции позволяет удовлетворять обще­ственные(коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функцийсоздаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируютсясоциально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личныхи государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимуще­ственнофискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налогестимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечениипоступле­ния необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов.Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередьвыполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественныхрасходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, чтостимули­рующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достига­етсяпутём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямогодирективного вмешательства, а путём управления по­токами инвестиций в отдельныеотрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различныхсферах экономики, рас­ширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.1
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями на­логовесть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой инароднохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономиче­ские процессы и пропорции,то стимулирующая роль более приближе­на к микроэкономике и учитывает интересыконкретного хозяйствую­щего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налоговпрояв­ляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбереже­ния,масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных от­раслях экономики.Это воздействие достигается через изменения раз­меров ставок налогов,применение льгот и санкций, налоговых креди­тов и отсрочек платежей, а такжедругие.
/> 

1Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред.проф. В.Д.Камаева. — М: Изда­тельство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. — С.148.

Заключение
Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь взаключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения отно­сительноизученной темы.
Итак, применение налогов является одним из экономических ме­тодовуправления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов скоммерческими интересами предпринимателей, предпри­ятий независимо отведомственной подчиненности, форм собственно­сти и организационно-правовойформы предприятия. С помощью нало­гов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощинало­гов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привле­чениеиностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,получающих доходы, участвовать в формировании государствен­ных финансовыхресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политикигосударства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национальногодохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
б)  заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитиитой или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько жесуществуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптималь­ногоналогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-тонеизменным уже потому, что оно является не только фискаль­ным механизмом, но иинструментом государственной политики, кото­рая меняясь, обрекает на перемены исистему налогообложения. В ус­ловиях высоких налоговых ставок неправильный илинедостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятнымпоследствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны,правильное использование предусмотренных налоговым за­конодательством льгот искидок может обеспечить не только сохран­ность и полученных финансовыхнакоплений, но и возможности фи­нансирования расширения деятельности, новыхинвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговыхплатежей из казны.1
/> 

1 Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф.Р.А.Райзберга — М.: ИНФРА — М., 1999. — С.203.

ЛИТЕРАТУРА
1. Андриянов В.П.,Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. – М.: «ЮНИТИ», 2004, — 335с
2. Барулин С.В.Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. –1996, — №3. – с.25-29
3. БорисовЕ.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:«Юрайт-М», 2000, – 535с
4. Бункина М.К., СемёновА.М. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2003, – 544с
5. Бугаян И.Р.Макроэкономика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, – 352с
6. ГукасьянГ.И.Экономическая теория. Ключевые вопросы. – М.: «Инфра-М», 1998, — 284с
7.  Гукаськова М.Ф.,Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999, — 278с
8. Иохин В.Я.Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005, — 861с
9. Камаев В.Д.Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб.и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, — 384с
10.  Караваева И.В.Налоговое регулирование рыночной экономики.           Учеб. пособие для вузов.– М.: «Юнити-дана», 2000, — 215с
11. Кураков Л.П.,Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. – М.: «Гелио» АРВ, 2005, — 536с
12.  Курс экономики:Учеб./ Под ред. проф. F.А.Райзберга – М.: «Инфра – М»., 1999, — 305с
    13. Макконел К.Р., Брю С.Л.Экономикс: принципы, проблемы и политика:
         Пер. с 13-го англ. изд. –М.: «Инфра-М», 2001, — 974с               
14. Матвеев Т. Ю.,Никулина И.Н. Основы экономической теории. – М.:
«Дрофа», 2003, — 213с
15.  Миронова Т.Н.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – «Минск», 2002, — 304с
16. Основыэкономической теории: Учеб. пособие / под ред. Проф. В.Д. Каменева. – М.:Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999, — 196с
17. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. –М.: «Книжный мир», 2000, — 592с
18. Романенко И.В.Экономическая теория: Конспект лекций. – СПб: « Изд-во Михайлова В.А.», 2003, — 62с
19. Рузавин Г.И.Основы рыночной экономики: Учебник – М., Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1996, — 384с
20. Седов В.В.Экономическая теория: В 3-х ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учебное пособие. –Челябинск, 2002, — 214с
21. Симкина Л.Г.Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер Принт, 2006,  –384с
22. Филлипов Н.И.Основы экономической теории. – Екатеренбург, 2001, — 131с
23. Ходов В.Л. Налогии налоговое регулирование экономики. – М.: «ТЕИС», 2003, — 254с
24. Шишкин А.Ф.Экономическая теория: учеб. Кн. 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр«ВЛАДОС», 1996, — 352с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Муниципальные финансы
Реферат МСФО 11 "Договоры подряда"
Реферат Розвиток швидкості у військовослужбовців 2
Реферат Проблемы экологии и среды жизни
Реферат Компенсация потери экологического равновесия
Реферат Оптимизация НДС в рамках холдинга
Реферат Налог на имущество в бюджетных орагнизациях
Реферат 1. витаферрум - цена 431 руб
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту постанови Кабінету Міністрів України «Про затвердження Порядку надання дозволу на використання залишків пестицидів І агрохімікатів»
Реферат Налоговая стратегия предприятия
Реферат Cat Essay Research Paper The Cat from
Реферат Налоговая политика РФ как фактор экономического роста
Реферат Налоги юридических лиц
Реферат Сущность социальной работы, её объект и предмет
Реферат Индивидуальные различия психологической готовности детей к обучению в школе