Мировоззрение и предназначение философии
Три формы понимания мира:
Мировосприятие Миропонимание Мировоззрение
- предпосылка миропонимания
- особая форма освоения в системе
и мировоззрения.
- пассивное восприятие
человеком мира на феноменальном
уровне в форме эмоц. окрашенных
ощущений, восприятие мира
таким, какой он нам кажется,
без претензии на адекватность.
- недостаток – в субъективности
особая форма
гносеологического отношения
субъекта к объекту.
– попытка систематизировать
чувственный материал, пользуясь
категориями определённости,
обусловленности и целостности.
– недостаток – в огрублении
и формализации ограниченного
статистикой чувственного материала,
невосполнимой потери информации
- система взглядов человека на мир,
определяющих его отношение к миру
и позволяющих найти своё место,
обрести смысл и цель жизни.
- самодостаточно, если опирается
одновременно и на чувственное
мировосприятие, и на рассудочное
миропонимание.
Мировоззрение:
Главный вопрос – отношение человека к миру
Я – субъект (от индивидуума, до любого соц. института )
НЕ-Я – объект ( то, что вызывает повышенный интерес и противостоит субъекту, любая реальность
между двумя Я )
Структура мировоззрения:
Потребности ( инициируют интерес субъекта к объекту )
Со-знания ( знание объекта + самопознание, подстёгнутое наличием знания объекта )
Ценности ( редактор знаний о мире и о себе )
Идея (звено, связующее объект и субъект. Образовано при помощи со-знания, в проекции на ценности)
Идея – либо идеал, либо идол.
Идол – неправильный путь, неправильные ценности.
со-знание ценности
знание
Я (субъект) идея Не-Я (объект)
потребности
идеал (идол)
Идеал инициирует практическую силу, которая задаёт субъекту меру рассудочности, формирует ориентиры на проект цели, определяет задачу и осуществляет выбор средств для достижения цели.
Функциональное мировоззрение индивида в системе Я - Не-Я формируется через прикладное мировоззрение
(политика, искусство, общечеловеческие ценности, социальный опыт). Мировоззрение доктора отличается от мировоззрения юриста, поэта, математика. Таким образом, в обществе формируется мировоззренический плюрализм, гарант стабильности общества.
Исторические формы мировоззрения:
Миф Религия Философия
- это мировоззрение, выступающее фактором социализации человека.
- растворяет человека в обществе через следование ритуалам
- формирует систему страхов и запретов (табу), формируя устойчивые гипертрофированные образы
- форма общественного и индивидуального сознания, социальный институт, основанный на вере в Бога и высшую справедливость.
- основана на безоговорочном принятии авторитета Бога
- в отличие от мифа более индивидуальна. Человек может принять и адаптировать идею религию, а может отвергнуть её.
- вместо страха, появляется разговор души с Абсолютом
- учение о предельных основаниях бытия.
- ориентирована на рождение образов со-знания в системе субъектно-объектного отношения.
- возможна ТОЛЬКО если душа способна: удивляться, сомневаться и страдать.
- подстёгивает абстрактно-логическое мышление человека, инициирует удивление и сомнение, формирует аналитический взгляд на мир в диапазоне от познания до самопознания.
Философия
Теоретическая философия Практическая философия
( предпосылка практической философии
на уровне философии природы, общества,
политики, права, религии, науки… )
онтология
(учение о бытии мира и в мире)
гносеология
(учение о познании бытия)
аксиология
(учение о ценностях мира и человека)
праксиология
(учение о оптимальных формах преобразования бытия
в системе “природа – общество – человек”)
логика
(учение о культуре мышления)
ФИЛОСОФИЯ ориентирована на ЗНАНИЕ ОБЩЕГО, которое является отправной точкой ОСВОЕНИЯ ЕДИНИЧНОГО с целью выявления в нём ОСОБЕННОГО.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – взаимосвязь и соотношение ЕДИНИЧНОГО и ОБЩЕГО, СУБЪЕКТИВНОГО и ОБЪЕКТИВНОГО, КОНЕЧНОГО и БЕСКОНЕЧНОГО.
Методы философского познания:
§ МЕТОД РЕФЛЕКСИИ (главный метод. РЕФЛЕКСИЯ – это критический анализ своего психического состояния и собственной жизнедеятельности. Только РЕФЛЕКСИЯ является основанием обретения человеком своей адекватности)
§ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД (работает ещё с античной философии, а также в классической немецкой и марксистской). Продуктивно работает в пределах освоения объективной реальности.
§ МЕТОД ГЕРМЕНЕВТИКИ (работает со 2ой половины 19 в. Метод понимания и интерпретации текстов. В основе аксиома о единичности текста и плюрализме его интерпретаций. Главная проблема – проблема адекватности интерпретации текстов. Плодотворен и в работе с субъективной реальностью, например в отношениях людей в обществе).
§ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД (обеспечивает возможность “чистить” наше сознание, очищать мысль о предмете познания от различных искажений со стороны нашей субъективности)
§ МЕТОД СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА (ориентирован на исследование структурно-организованных элементов, взаимодействующих в составе целого)
§ МЕТОД СИНЕРГЕТИКИ (продуктивно работает при изучении самоорганизующихся систем)
§ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (общелогический анализ, синтез, дедукция, аналогия, абстрагирование…)
Многообразие методов философского познания косвенно свидетельствует о необычайной сложности и богатстве возможностей философии, как науки.