Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Эволюция и перспективные направления развития классификационных программ по художественной гимнастике

Введение. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что регулярные изменения правил соревнований FIG стимулируют национальные федерации к совершенствованию структуры и содержания классификационных программ. Классификационные программы - важнейший регламентирующий документ, посредством которого регулируется система повышения спортивно-технического мастерства спортсменок в стране с позиций антиципации изменений правил соревнований FIG и тенденций развития художественной гимнастики в мире. От того насколько полно в них отражены современные тенденции развития художественной гимнастики [1], в какой мере, согласно принципу опережения, учтены перспективные направления развития соревновательных программ [2] и актуальные аспекты содержания этапов многолетней подготовки [6], основанные на передовых представлениях о системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте [4], зависит эффективность и конкурентоспособность национальной системы подготовки спортсменок [3].
В связи с этим, видится актуальным анализ структуры и содержания восьми классификационных программ действовавших в СССР, стране - родоначальнице художественной гимнастики, и пяти классификационных программ периода независимости Украины, для определения приоритетных направлений совершенствования нормативов, регламентирующих подготовку и эффективное управление развитием украинской школы художественной гимнастики. Работа выполнена в соответствии со Сводным планом научно-исследовательской работы Комитета Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 гг. по теме 2.1.6. "Рациональное построение тренировочного процесса в спортивных видах гимнастики на этапах многолетней подготовки". Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины. Формулирование целей работы. Целью данной работы являлось определение перспективных направлений совершенствования классификационных требований по художественной гимнастике в Украине на основании анализа закономерностей развития разрядных классификаций с 1947 года по настоящее время. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и специальной литературы, анализ 13 классификационных программ по художественной гимнастике, сопоставление, системный анализ. Результаты исследования. В результате исследований было установлено, что в художественной гимнастике первую разрядную классификацию и нормативы разработали в 1947 году Роза Варшавская, Анна Ларионова, Юлия Шишкарева [5]. Обязательная программа состояла из композиций без предмета, произвольная - из композиций с предметом на выбор, составленных с учетом подготовленности группы: IV разряд - несложная массовая пляска составленная тренером; III разряд - коллективная пляска поставленная тренером совместно с гимнастками; II разряд - групповой этюд на предложенную музыкальную тему. Гимнастки могли выполнять этюд парами, тройками, четверками; I разряд - самостоятельно составленный индивидуальный этюд. Для обязательных упражнений было подобрано музыкальное сопровождение, а для произвольных композиций дан перечень рекомендуемых музыкальных произведений. Максимальная оценка за выполнение обязательной комбинации (технический уровень, выразительность и музыкальность исполнения) - 10 баллов. В произвольном упражнении оценивались: замысел, композиция, разнообразие форм движений - 5 балов; соответствие характера упражнений и средств выразительности выбранному музыкальному произведению - 5 баллов; качество исполнения - 10 баллов как максимум. У спортсменок, выступавших по I разряду, оценочная комиссия должна была за 5 дней до начала соревнований определить коэффициент трудности упражнений. Наивысший коэффициент - 2 балла - присуждался при наличии следующих требований: трудность упражнения не меньше чем в обязательной комбинации; музыкальное произведение должно соответствовать замыслу, тематике комбинации; наличие в упражнении новых оригинальных движений, использование новых предметов. Разряды присваивались спортсменкам, набравшим 75% возможной суммы баллов. К соревнованиям в личном первенстве допускались девушки не моложе 18 лет. Новая программа, вошедшая в действие в 1950 году, предусматривала выполнение обязательного упражнения без предмета (музыка Шумана "Порыв"), произвольного упражнения с предметом с обязательными элементами, произвольного акробатического упражнения с обязательными элементами и гимнастического прыжка через планку. По четырехборью определялось командное первенство. Тем, кто боролся за личное первенство, предстояло дополнительно выступить с двумя произвольными комбинациями - без предмета и с предметом. Так впервые появилось шестиборье (табл.1). Таблица 1 Классификационная программа (1950 - 1953 гг.) Разряд Обязательные упражнения Произвольные упражнения с обязательными элементами Произвольные упражнения Прыжок без пред- мета с пред- метом с элемен- тами акроба- тики с пред- метом акроба- тики без пред- мета с любым пред- метом в высоту через планку с пружин- ного мостика I + - - + + + + - + II + - + + - - - + - III + + + - - - - + -
В 1954 году был введен норматив мастера спорта по художественной гимнастике. Программа мастеров включала шестиборье и состояла из 4 обязательных упражнений: без предмета и с предметом (один по жребию из шести), акробатического упражнения с обязательными элементами, прыжка с пружинного мостика через планку высотой 150 см (один по жребию из трех), - 2 произвольных: без предмета и с любым предметом. Все упражнения выполнялись индивидуально. Для выполнения норматива нужно было набрать 54,0 балла (только на чемпионате СССР).
В 1960 году в СССР была введена в действие новая классификационная программа. Для её составления был объявлен конкурс, в программу вошли упражнения ленинградских, московских, украинских и эстонских авторов. В классификационной программе появились юношеские разряды и новые предметы: вымпелы и две ленты (табл. 2). Таблица 2 Классификационная программа 1960 - 1964 гг. Разряд Обязательные упражнения Прыжок Произвольные упражнения БП с предметом с элементами акробатики в высоту через планку с пружинного мостика без предмета с предметом МC + + + - + + + I + + + - + Одно, по выбору II + + + - + - - I + + + + - - - Юн. + + + + - - - Примечание. БП - упражнение без предмета Обязательное упражнение с предметом выполнялось одно, по жребию: юношеский разряд - из 2 упражнений (со скакалкой, либо мячом); III разряд - из 3 упражнений (со скакалкой, малым мячом, обручем); II разряд - из 4 упражнений (со средним мячом, вымпелами, лентой, обручем); I разряд - из 6 упражнений (со средним мячом, вымпелами, лентой, обручем, шарфом, скакалкой); мастер спорта - из 6 упражнений, как и у I разряда, но вместо упражнения с одной лентой - с двумя. В 1964 году прыжки были исключены из программы и дополнительно введено обязательное упражнение с предметом, а с 1965 года для разряда мастеров спорта вступила в силу новая классификационная программа. В ней впервые была дана классификация гимнасток по возрастному признаку. Программа кроме взрослых разрядов дополнялась двумя юношескими разрядами (табл. 3). Таблица 3 Классификация спортсменок по возрастному (лет) и спортивному (баллы) признаку в художественной гимнастике (1950 - 1992 гг.) Классификационная программа, год Вид программы Спортивные звания, разряды МС КМС I II III I юн. II юн. юношеский 1950-1953 И.У. - - 48,0 30,0 30,0 - - - 1954-1964 И.У. 54,0 - 40,0 30,0 30,0 - - 30,0 1965-1968 1969-1972 И.У. 54,0 16 лет - 43,0 14 лет 32,0 13 лет 30,0 12 лет 32,0 11 лет 30,0 10 лет - 1973-1984 И.У. 45,0 16 лет 43,0 15 лет 43,0 14 лет 32,0 13 лет 24,0 12 лет 32,0 10-11 лет 32,0 8-9 лет - 1985-1987 И.У. 55,0 14 лет 45,0 13 лет 44,0 12 лет 36,0 10-11 лет 24,0 9-10 лет 34,0 9-10 лет 32,0 8-9 лет - 1988-1992 И.У. 55,0 14 лет 53,0 12 лет 52,0 10 лет 50,0 9 лет 48,0 8 лет Юношеские разряды упразднены. Введена программа категории "Б" Г.У. 38,4 14 лет 37,2 12 лет 37,2 10 лет 36,0 9 лет - - - - Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения Стремительное развитие художественной гимнастики в стране и успешные выступления советских гимнасток на мировой арене привели к введению с 1969 года классификационных требований к спортивному званию "Мастер спорта международного класса" (табл. 4).
Данное звание вначале присваивалось за высокие результаты в индивидуальных соревнованиях, а с 1985 года в групповых упражнениях. Анализ показывает, что с ростом конкуренции на международной арене расширялись перечень соревнований и требования к соревновательному результату претенденток на звание "Мастер спорта международного класса". Под влиянием международного развития художественной гимнастики в 70 - 80 годы существенное изменение претерпевает программа для мастеров спорта. В 1970 году для программы мастеров спорта устанавливается пятиборье: два обязательных упражнения (без предмета и с предметом) и три произвольных: со скакалкой, с обручем и с мячом. В том же году вводится норматив "кандидат в мастера спорта": три обязательных упражнения (без предмета, со скакалкой и лентой) и два произвольных упражнения (без предмета или с предметом по выбору). Таблица 4 Классификационные требования для присвоения звания "Мастер спорта международного класса" по художественной гимнастике (1969-1992 гг.) Классификационная программа, год Вид программы Требования место соревнования 1969-1972 И.У. 1-3 1-6 - чемпионат страны - чемпионат мира 1973-1984 И.У. 1-3 1-6 - чемпионат страны - чемпионат мира Г.У. 1 чемпионат мира 1985-1987 1988-1992 И.У. 1-8 1-5 1-6 1-3 - Игры Олимпиад, чемпионат мира - кубок мира и Европы - Спартакиада народов СССР - чемпионат и кубок страны Г.У. 1-2 1 - чемпионат мира и Европы, кубок мира - Спартакиада народов СССР и чемпионат страны Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения В 1973 году классификационная программа была усовершенствована. Высшие разряды разработаны с учётом развития художественной гимнастики на международной арене (табл. 5). Таблица 5 Классификационная программа (1973 - 1984 гг.) Разряд Обязательные упражнения Произвольные упражнения БП мяч скакалка обруч лента акробатика мяч скакалка обруч булавы лента БП II юн. + + + - - + - - - - - - I юн. + + - + - + - - - - - - II + + - + - - - - - - - - II + - + - + + - - - - - - I + + - + - + одно на выбор (БП или с предметом) КМС + - + + - - - - + - - + МС: *1 *2 + + - - + - - + + - + + + - + + - - Примечание: БП - упражнение без предмета; *1 - программа МС в период 1981 - 1982 гг.; *2 - программа МС в период 1983 - 1984 гг.
В 1988 году в СССР вошла в действие последняя классификационная программа. В ней элементы акробатики были исключены из программы всех разрядов и заменены полуакробатическими элементами. Для перспективных гимнасток, начиная с III разряда, можно было составлять произвольные упражнения с обязательными элементами. Введенные с 1982 года парные упражнения с одним из предметов программы многоборья (I разряд, КМС, МС) с 1987 года были заменены упражнением с булавами. Впервые в истории художественной гимнастики нашей страны были разработаны классификационные требования по программе групповых упражнений для II, I разрядов, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Вся программа мастеров спорта была произвольной - 6 видов, групповое упражнение - 2 вида. На чемпионате и Кубке страны - 5 видов (кроме упражнения без предмета), для подтверждения и выполнения норматива мастера спорта гимнастки должны были выполнять 6 видов, включая упражнение без предмета (табл. 6).
Таблица 6 Классификационная программа 1988 года Разряд Обязательные упражнения Произвольные упражнения БП скакалка обруч мяч булавы лента БП скакалка обруч мяч булавы лента III + + + + + + - - - - - - II + + + + + + - - - - - - I + + + + + + - - - - - - КМС + - - - - - - + + + + + МС Элементы - - - - - + + + + + + Примечание. БП - упражнение без предмета. С 1993 года в Украине была утверждена и действовала до 1997 года обязательная программа для спортивных разрядов, разработанная заслуженным тренером Украины В.В. Любимовой. Однако программа не оправдала возлагавшихся на неё ожиданий. Под влиянием тенденций развития художественной гимнастики в мире произошел отказ от обязательных программ в пользу произвольных. В настоящее время классификационные программы в виде обязательных упражнений больше не используются, они заменены нормативными требованиями к гимнасткам разных разрядов (табл. 7). Таблица 7 Классификация спортсменок в художественной гимнастике по возрастному (лет) и спортивному (баллы) признаку в Украине Классификационная программа, год Вид программы Спортивные звания, разряды МС КМС I II III I юн. II юн. юношеский 1993-1996 И.У. 56,0 15 лет 55,0 12 лет 54,0 10 лет 53,0 9 лет 51,0 8 лет - - 24,0 7 лет Г.У. 37,5 15 лет 36,5 12 лет - - - - - - 1997-1998 И.У. 91,0 15 лет 108,0 12 лет 52,2 10 лет 51,0 9 лет 49,8 8 лет - - 24,0 7 лет Г.У. 37,5 15 лет - - - - - - - 1999-2001 И.У. 55,2 15 лет 54,0 12 лет 52,8 9 лет 51,0 8 лет 32,0 7 лет - - - Г.У. 37,5 15 лет 36,5 12 лет - - - - - - 2002-2004 И.У. 141,0 15 лет 123,0 12 лет 72,0 10-11 лет 68,0 8-9 лет 50,0 7-8 лет - - 32,0 6-7 лет Г.У. *1-3 место **1-5 место - - - - - - 2005-2008 И.У. 96,0 16 лет 90,0 13 лет 72,0 11-12 лет 63,0 10-11 лет 52,0 9-10 лет - - 35,0 7-8 лет Г.У. * 2-3 место **1-5 место - - - - - - Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения; * - соревнования группы I (чемпионат Украины, Кубок Украины, чемпионат Украины среди клубных команд); ** - соревнования группы II (первенство Украины, чемпионат и первенство Украины среди ДСО и ведомств, чемпионаты областей, чемпионат г. Киева)
В настоящее время существенно возросла конкуренция в мире, что обусловлено увеличением количества стран с высоким уровнем развития художественной гимнастики, к числу которых относится и Украина. Это послужило основанием для изменения требований к присвоению звания "Мастер спорта Украины международного класса" в направлении расширения перечня соревнований и увеличения диапазона требований к соревновательному результату (табл. 8). Вместе с тем, как показывает сравнительный анализ современных классификационных программ по художественной гимнастике разных стран, в Украине имеются существенные резервы к ее совершенствованию. В первую очередь это касается состава программы. В настоящее время большинство европейских страны, в том числе и Россия, отказались от упражнения без предмета для гимнасток, выступающих по программе мастеров спорта, максимально приблизив ее к программе FIG (четырехборье). Классификационными нормами вводятся групповые упражнения в программу младших разрядов. В связи с этим видится целесообразным пересмотр консервативного подхода при определении разрядных нормативов, когда норматив "Мастера спорта" составляет 80% от максимальной суммы баллов (табл. 7). Таблица 8 Классификационные требования к званию "Мастер спорта Украины международного класса" по художественной гимнастике Классифика- ционная программа, год Вид программы Требования место Соревнования 1993-1996 И.У. 1-8 1-6 1-3 1-4 1-6 1-3 Многоборье: - Игры Олимпиад, чемпионат мира - чемпионат Европы, кубок мира и Европы - первенство Европы - соревнования категории "А" Отдельные виды: - чемпионат мира и Европы, кубок мира и Европы - первенство Европы Г.У. 1-6 1-3 Многоборье: - Игры Олимпиад, чемпионат мира и Европы, кубок мира и Европы, первенство мира Отдельные виды: - чемпионат мира и Европы, кубок мира и Европы 1997-2001 И.У. Г.У. 1-8 1-6 1-3 1 Многоборье и отдельные виды: - Игры Олимпиад - чемпионат мира - чемпионат Европы, *соревнования категории "А", кубок мира - кубок Европы, первенство Европы 2002-2004 И.У. Г.У. 1-8 1-5 1-3 Многоборье и отдельные виды: - Игры Олимпиад, чемпионат мира - чемпионат Европы, кубок мира и Европы - кубок Европы, *соревнования категории "А" 2005-2008 И.У. Г.У. 1-8 1-5 1-3 1 Многоборье и отдельные виды: - Игры Олимпиад, чемпионат мира - чемпионат Европы, кубок мира и Европы - кубок Европы, *соревнования категории "А" - чемпионат Украины Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения; * соревнования категории "А" - международные соревнования, включенные в календарь FIG при условии участия в них не менее трех стран, команды которых заняли не ниже 5 места на прошедших Играх Олимпиады или чемпионате мира В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что возросшие требования к техническому и исполнительскому мастерству гимнасток, а так же детализированная система судейства привели к существенному снижению оценок на соревнованиях различного ранга и в первую очередь на официальных соревнованиях FIG. В качестве примера приводим результаты призеров чемпионата мира 2005 года, относительные показатели которых составляют 81,5 - 84,5% от максимальной суммы баллов (табл. 9). Таблица 9 Результаты призеров чемпионата мира 2005 года по художественной гимнастике Место в многоборье Результат, баллы Средняя оценка на виде, баллы % от максимальной суммы баллов 1 50,750 12,687 84,5% 2 49,500 12,375 82,4% 3 48,925 12,231 81,5% Учитывая, что уровень требований к содержанию соревновательных программ кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта Украины полностью соответствуют требованиям FIG, нормативы для мастера спорта - 80% от максимальной суммы баллов и 75% для кандидатов в мастера спорта, на наш взгляд, завышены и находятся практически на одном уровне с международными показателями. Поэтому они вряд ли будут стимулировать развитие художественной гимнастики и объективное судейство соревнований в стране. Выводы. 1. Система подготовки гимнасток совершенствовалась принятием единых типовых учебных программ для физкультурных коллективов (начиная с 1947 года и заканчивая 1991 годом); классификационных программ с записью, рисунками и нотами обязательных упражнений для всех разрядов в 1950, 1954, 1960, 1972, 1988 гг. 2. В процессе эволюции художественной гимнастики разрядная классификация изменялась в направлении увеличения числа разрядов и установления возрастных критериев для отдельных разрядов, уточнения содержания соревновательных программ, максимального приведения видов многоборья к международным стандартам, постепенного сокращения обязательных программ в пользу произвольных упражнений. 3. Принимая во внимание тенденцию дальнейшего повышения требований к композиционной и технической трудности, исполнительскому мастерству гимнасток, а так же к качеству судейства, одним из направлений совершенствования классификационных требований для гимнасток старших разрядов в Украине, согласно современным особенностям развития художественной гимнастики в мире могли бы стать нормативы, установленные относительно к модельным показателям (например, результаты призеров чемпионата мира или Игр Олимпиады), а не максимальная сумма баллов.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения изменений правил соревнований и системы судейства в художественной гимнастике.
Список литературы 1. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Санкт-Петербург: ГАФК им. Лесгафта, 2003. - 25с.
2. Нестерова Т.В., Ященко А.Г., Тайболина Л.А. Анализ итогов участия сборной команды Украины по художественной гимнастике в Играх XXVI Олимпиады: Брошюра. - К.: ГНИИФКС, 2000. - С. 60. 3. Нестерова Т.В. Совершенствование системы многолетней подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике // Тези доповiдей IX Мiжнародного наукового конгресу "Олiмпiйський спорт i спорт для всiх". - К.: Олiмпiйська лiтература, 2005. - С. 389. 4. Платонов В.Н., Саид Масри. Направления совершенствования системы олимпийской подготовки // Наука в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 2004. - С. 3-10. 5. Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде / Сост. И.Н. Ионина. - Л.: Лениздат, 1987. - 159 с. 6. Художественная гимнастика / Под общ. ред. Л.А. Карпенко. - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. - С. 201 - 213.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоколебания системы с одной степенью свободы
Реферат Конгресс депутатов Испания
Реферат Угол трёх императоров
Реферат Администрация городского округа
Реферат 1. организация управления финансами
Реферат Карфаген Борьба за Сицилию
Реферат Анатомия и физиология как науки изучающие структуры и функции человека
Реферат Аллилуйя
Реферат Дмитрий А. Пригов из Художественного журнала № 28-29
Реферат Two Warriors A Comparison And Contrast
Реферат Права и обязанности руководителя туристской группы
Реферат Разрешение споров в Китае: выбор Арбитража
Реферат Є воля є людина. Стежинами життя І творчості віктора драчука вікторія Кравець Володарська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2
Реферат Россия в годы либеральных реформ 60 90 е годы XIX века
Реферат Учет отремонтированных реконструированных модернизированных объектов