Содержание
Введение
Глава I. Классификация туризма
1.1 Туризма как самостоятельный вид спорта
1.2 Виды и формы туризма
1.3 Влияние туризма на организм школьника
Глава II. Значение и роль туристских походов
2.1 Физическая и специальная подготовка
2.2 Проведение туристских походов
2.3 Обеспечение безопасности в походе
Глава III. Экспериментальное изучение влияния
туристских походов на развитие школьников 13-14 лет
3.1 Организация исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе школ, в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживание и д.р.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержка, взаимовыручка, организованность и дисциплина, чуткость и внимание к товарищам, смелость, стойкость и мужество, чувство долга и ответственность, высокие организаторские качества.
Спортивно-оздоровительный туризм России, в состав которого входит детско-юношеский туризм не оставлен без внимания Правительства Российской Федерации, так в программе развития туризма РФ от 26.02.1996 года №177 «Развитие туризма в РФ» определены основные направления развития и детско-юношеского туризма.[1]
Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличии от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.
Одной из важных целей детско-юношеского туризма как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.
Актуальность исследования детского оздоровления в системе спортивно-оздоровительного туризма России обусловлено, прежде всего, социально-экономическими реформами, осуществляемые в стране, созданием новой государственной системы оздоровления действующей и по линии просвещения.
Необходимость изучения и обобщения собранного материала для системы спортивно-оздоровительного туризма о детско-юношеском туризме развивающимся в туристских походах и определила нашу тему дипломной работы. [6]
Цель дипломной работы – на основе теоретического материла и практического исследования выявить эффективность влияния туристских походов на развитие школьников13-14 лет.
Задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу;
- провести исследование по применению средств туризма и туристских походов в развитии физических и морально-волевых качеств у школьников 13-14 лет;
- разработать рекомендации по применению туристских походов в развитии школьников 13-14 лет.
Объект исследования – процесс воспитания физических и морально волевых качеств в развитии школьников 13-14 лет.
Предмет исследования – применение средств туризма и туристских походов в развитии школьников 13-14 лет.
Методы исследования:
- тестирование;
- наблюдение, сбор материалов.
- сравнение;
- анализ материалов содержащих данные о детско-юношеском туризме и данных, собранных о школьниках;
- вывод.
Гипотеза – применение туристских походов способствует развитию физических и морально-волевых качеств у школьников 13-14 лет.
ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА
1.1 Туризма как самостоятельный вид спорта
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
Под школьным туризмом понимают туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и школьными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их во внеурочном времени.
Следует отметить, что ни одно из представленных определений не отвечает на вопрос: что такое туризм – средство, форма или метод? Более полным представляется определение А.А. Остапца, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности».
Туристские походы школьников – это массовая внеклассная форма работы учащихся во всестороннем изучении родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная програмно-нормативным документом.
В последние годы потребность в туризме характерна для все большего числа людей. Каковы же мотивы?
Первая группа авторов объясняет потребность в движении инстинктивным стремлениям к изменению места жительства, желанием произвести впечатление на окружающих людей, а также религиозными устремлениями - мотив миграции.
Вторая группа авторов объясняет это стремлением людей к восстановлению физических и психологических сил – мотив восстановления трудоспособности.
Принять мотив восстановления трудоспособности в качестве главного фактора туристского движения – это значит считать туризм активной формой использования свободного времени, предназначенного для отдыха.[4]
Популярность туризма в школе, особенно в старших классах, определяет воспитательные, краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников.
Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
1.2 Виды и формы туризма
Современный туризм в нашей стране представляет следующие основные виды: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеологический, автомобильный и мотоциклетный. В практике также сочетаются несколько видов туризма в одном походе (например, часть похода учащиеся плывут на байдарках, а часть маршрута проходят на велосипедах). Такой смешанный вид туризма называют комбинированным (велобайдарочным). Из всего многообразия видов туризма наиболее доступный для учащихся - пешеходный и лыжный.
Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств передвижения (лыжный, водный, велосипедный и т.д.), специального снаряжения (горный и спелеологический) и совершаются в основном в бесснежные периоды года. Для обеспечения непрерывности занятий туризмом зимой переходят на лыжный туризм. Любой туристский поход на лыжах предъявляет к его участникам серьезные требования. В лыжных походах кроме большой физической нагрузки на организм туриста оказывают воздействие низкая температура воздуха, резкая неожиданная смена погоды: усложняют движение различные состояния (характер) снежного покрова, повышенная скорость на спуске и прочее. Кроме того, сами средства передвижения – лыжи - требуют тщательного ухода, ремонта. Особого внимания заслуживает личное снаряжение туриста-лыжника.
При проведении водного похода учащиеся чаще всего пользуются разборными байдарками. Их удобно хранить даже в небольшом помещении, переносить за плечами к озеру или реке, по которой пройдет маршрут похода или путешествия.
Основными формами туристской работы являются:
- занятия туристской секции;
- походы, путешествия;
- туристские слеты и соревнования.
Походы могут быть одно-, двух и трехдневными. Иногда такие походы называют походами выходного дня.
Путешествия – это многократные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты могут проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).
Путешествия, носящие спортивный характер, подразделяются на пять категорий сложности. Их сложность определяется протяженностью маршрута, количеством и характером препятствий, а также иными факторами, характерными для данного вида туризма. [8]
1.3 Влияние туризма на организм школьника
Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, проявляющееся в увеличении ударного объема крови, увеличения мощности вдоха, выдоха, улучшении силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Так, по данным наблюдений результат прыжка в длину с места у девочек 16 лет, не занимающихся ни спортом, ни туризмом, улучшился по сравнению с 12-летними на 5,3%, у занимающихся туризмом – на 9,1%, у спортсменок – на 27%. Улучшение этого показателя у мальчиков составило соответственно 16,4%, 24% и 31,4%.
У занимающихся туризмом имело место более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы. Глубина дыхания 16-летних девочек увеличилась по сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 68,9%, в то время как у занимающихся туризмом она увеличилась на 93,6%. У мальчиков глубина дыхания увеличилась соответственно на 57,4% и 98%. Максимальная вентиляция легких у девочек увеличилась соответственно на 31,4% и 59,0%, у мальчиков – соответственно на 39,1% и 69,2%.
Вот почему сегодня школьный туризм в тесном контакте с краеведческой работой во время походов столь популярен среди школьников и молодежи. Туристские походы познавательно-оздоровительной направленности уже широко используются многими школами для решения и углубления знаний учащихся, формирования их мировоззрения, оздоровления. [7]
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
2.1 Физическая и специальная подготовка туриста
Физическая подготовка туриста должна обеспечивать:
1. Общую физическую подготовленность;
2. Специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения;
3. Закаливания организма – его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании повышенной влажности или сухости воздуха, недостатка кислорода и т.п.
Общая физическая подготовка служит основой специальной подготовки. Без поддержания ее постоянно на высоком уровне не возможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма. В процессе общей физической подготовленности важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применить средства, благотворно воздействующие на это отстающее качество.
Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками, техникой какого-нибудь определенного вида туризма. Одновременно в процессе должны развиваться и те физические качества, которые особенно важны для данного вида туризма. Так для туриста-пешехода и велосипедиста особенно важны сила и выносливость ног, для лыжника, кроме того, нужна и сила рук. Каждому туристу, предпочитающему двигаться активно, необходимо хорошее, т.е. глубокое и равномерное дыхание. значит нужно «поставить» дыхание, причем для различных видов туризма эта задача решается по разному. [9]
Закаливание организма достигается путем длительного, постепенного и систематического приспособления его необычным условиям. Процесс закаливания должен быть постоянным, без перерывов. Чтобы приучить себя к ночлегам на снегу, в мешках, нужно заранее за время тренировок привыкнуть переносить холод и известные неудобства сна в палатке, в снежной пещере и т.п. по мере роста закаленности туриста перестают чувствовать необычные раздражения и спит в таких условиях лучше, чем дома.
Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглосуточной. Неотъемлемая часть подготовки туриста – соблюдение режима, без чего немыслим успех.
Основные требования к режиму – умелое сочетание работы с отдыхом, выполнение правил гигиены, ежедневная утренняя гимнастика и строгое соблюдение распорядка тренировок.
Распорядок дня составить по возможности так, чтобы утренняя гимнастика, прием пищи, работа и отдых ежедневно проводилось в одно и то же время. Это ставит организм в привычные условия и тем самым повышает его работоспособность.
Нормальный сон укрепляет нервную систему туриста, делает его бодрым и энергичным, а хорошо организованное питание, правильный подбор и чередование продуктов обеспечивает быстрое восстановление сил после работы.
Обязательное условие для каждого занимающегося – прохождение не менее 3-4 раз в году медицинского осмотра, а также систематический самоконтроль.
Физическая подготовка складывается из утренней гимнастики, специальных занятий и походов выходного дня. Утреннюю гимнастику следует проводить ежедневно в любую погоду, желательно на открытом воздухе.
Специальная физическая подготовка зависит от способа передвижения и степени каждого туриста. В процессе ее совершенствуется техника, используются возможности для изучения, подгонки и освоения специального инвентаря.
Подготовка туриста-пешехода, несмотря на кажущуюся простоту передвижения, так же требует учета всех особенностей этого вида туризма. прежде всего надо работать над освоением так называемого туристского шага. Рекомендуется тренировочные походы с увеличением длины перехода от 10-15 до 30-40 км с доведением скорости на отдельных участках до 7-8 км/ч, а с увеличением переносимого груза в пределах установленных норм, не превышая их. За выработкой равномерного шага, ритмичного глубокого дыхания надо тщательно следить. [3]
Учитывая возможность передвижения без дорог, по сильно пересеченной местности, особое внимание надо уделять преодолению препятствий – неровностей рельефа, подъемов и спусков, водных преград. Передвижение по лесам, болотам, пескам, степям имеет свои особенности, которые необходимо учесть при подготовке к походу. Следует привыкать к обуви, которая соответствует характеру будущего маршрута. Перед горным путешествием необходимо:
- изучить элементы скалолазания, приемы передвижения по осыпям, снегу, льду, способы переправы через горные реки, самостраховку альпенштоком или ледорубом, веревкой;
- закалиться, выработать умение преодолевать жажду;
- не бояться резких колебаний температуры, ночлегов вне населенных пунктов.
Зимой туристы-пешеходы могут продолжать заниматься пешеходным туризмом или переключиться на лыжный.
2.2 Проведение туристского похода
Правильный выбор режима движения, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствия – все это дает возможность успешно и безопасно пройти помеченный маршрут. Режим дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Для юношей и подростков старшего возраста переход осуществляется не более 40-45 минут, а при повышенной сложности участков пути – еще меньше. Малые привалы обычно длятся 10 – 15 минут, а на сложных и трудных участках достигают 20-25 минут.
Режим движения зависит от рельефа местности, сезона, погодных и других условий. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной переход на равномерные отрезки, турист успевает до обеда пройти 4-6 участков маршрута, а после обеда и отдыха – еще 2-3. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период могут занять не менее 3-5 часов.
Примерный распорядок «ходового» дня.
7.00 – 8.00 – Подъем, зарядка, утренний туалет (умывание с обтирание холодной водой или купание), работа по свертыванию лагеря.
8.00 – 9.00 – Завтрак, завершение работы по свертыванию лагеря, уборка территории.
9.00 – 13.00 – Переходы, малые привалы, экскурсии и краеведческая работа группы.
13.00 – 17.00 – Большой обеденный привал (обед, отдых, краеведческая работа, игры).
17.00 – 19.00 – Переходы, малые привалы, экскурсии, краеведческая работа.
19.00 – 20.30 – Остановка на ночлег, обустройство лагеря, ужин.
20.30 – 22.15 – Свободное время – записи в личный дневник, беседы с учащимися; культурные мероприятия – вечера песен, рассказы, игры и тд.
22.15 – 22.30 – Вечерняя линейка по подведению итогов дня.
22.30 – 23.00 – Вечерний туалет, подготовка ко сну.
23.00 – Отбой.
Группа всегда идти равномерно и в «темпе слабейшего» (поэтому группа подбирается по равным силам и готовиться к серьезному походу, поднимая уровень слабых до средних и более сильных). Равномерность движения помогает сохранять силу, работоспособность туристов. Для поддержания равномерности движения надо следить за постоянством количества шагов в одинаковые отрезки времени. Причем на пересеченной местности шаг туриста удлиняется на легких спусках и укорачивается на трудных участках и подъемах. Уходя с привала, туристы медленно набирают оптимальную скорость движения и избавляют ее, подходя к очередному привалу.
Для движения туристская группа располагается в колонну по одному. Первый идет направляющий (штурман), который хорошо знает данный участок маршрута и выбирает лучший способ его прохождения, следить за темпом движения, временем переходов и привалов. В конце туристской колонны идет обычный учащийся следящий за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами, что бы никто не отставал. В случае необходимости остановиться или снизить темп движения, он дает сигнал ведущему.
Руководитель похода обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым (на остальных участках его место не регламентируется).
В пешем походе способ прохождения участков маршрута определяется рельефом местности, состоянием почвы, растительностью, наличием троп и дорог. Луга и поля, перелески и леса без густого подлеска проходят по азимуту. Леса с густым подлеском, заросли кустарника лучше проходить по тропам, даже если при этом значительно увеличивается, длинна дневного перехода.
При подъемах нога становиться на полную стопу, а не на носок. Чем круче подъем, тем медленнее должен быть подъем. Для хорошего сцепления и ходьбы ступня должна разворачиваться наружу при долгом подъеме рекомендуется подниматься серпантином, поворачиваясь попеременно то правым то левым боком к склону.
Во время прохождения лесных зарослей , кустов и кустарника дистанция в колонне резко сохраняется, причем каждый, последующий участник повторяет движение предыдущего: придерживает и отводит ветки и т.д. Заболоченные, но переходимые участки преодолевать по кочкам; реки и другие водные преграды – по мостам и кладям. Если кладь не устойчива, ее закрепляют и переходят по ней с шестом, а так же натягивают веревочные перила или используют в качестве длинную жердь. При необходимости наводиться переправа из бревен, что требует особых умений. Реки со спокойным течением можно перейти в брод при обязательной страховке друг друга.
2.3 Обеспечение безопасности в походе
В походе необходимо свести к минимуму возможность несчастных случаев. Можно выделить 4 основные причины: слабая дисциплина в группе, недостаточный опыт и подготовка, сложность естественных препятствий, неожиданное изменение погоды. Самая опасная причина – это слабая дисциплина.
Игнорирование общепринятых норм поведения, установленных правил похода, путешествие, механическое отношение к опасностям, безответственность, пренебрежение страховкой чреваты несчастными случаями.
Безопасность в походе также во многом зависит от наличия и качества снаряжения. Экипировка участника похода, его одежа и обувь определяют возможность личной защиты от неблагоприятных влияний внешней среды.
Страховка – это мера готовности оказать и оказание помощи товарищу. Преодолевание сложных участков пути или препятствия, для предотвращения возможного срыва, падения и прочего.
Страховка – это умение самостоятельно выполнять специальные приемы во избежания падения, срывов, применять меры предосторожности, выходить из сложных ситуаций с минимальными потерями.
Для самостраховки в походах средней сложности можно пользоваться обычной или лыжной палкой. Наиболее распространенный способ страховки – страховка с помощью веревки. Одновременная страховка проводится на простых участках маршрута и при не сложных препятствиях: туристы, находясь в движении одновременно страхуют своих товарищей. Важно помнить, что опасны не сами маршруты, а неправильные действия при их прохождении.
ГЛАВА III. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ НА РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ
База исследования: Маловишенская общеобразовательная школа, Торжокского района, Тверской области.
Цели исследования:
- изучить влияние туристских походов на развитие физических качеств у школьников 13 лет;
- показать влияние туристских походов на развитие физических и морально-волевых качеств у школьников 13-14 лет;
- дать рекомендации по использованию туристских походов в развитии школьников.
Для решения задачи выбрали следующие методы:
§ тестирование;
§ наблюдение;
Правила исследования:
1. Констатирующий этап.
Сроки: 30-31 января 2006 года.
Цель – изучить уровень развития физических качеств (силы, выносливости и д.р.) у учеников 7-8 кл.
2. Формирующий этап.
Сроки: 1-22 февраля.
Цели – подготовить специальные упражнения, элементы на уроках физической культуры и во внеклассной работе включить туристические походы.
3. Контрольный этап.
Сроки: 24-25 февраля.
Цель – сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов и сделать выводы.
3.1 Организация исследования
a. Констатирующий этап эксперимента.
Цель – изучить уровень развития физических качеств у учащихся 7-8 классов.
В исследовании принимали участие учащиеся 7-8 класса школы, в количестве 14 человек.
Тест 1: Учащиеся проходят полосу препятствий (состоящую из 3-4 станций). Учитывается время прохождения этапа.
Тест 2: Учащиеся выполняют прыжки на скакалке любым ранее изученным способом. Учитывается количество выполненных прыжков за 1 мин.
Тест 3: Учащиеся выполняют лазание по канату на скорость. Учитывается время выполнения задания.
Тест 4. Учащиеся пробегают дистанцию 1000 м. Учитывается время.
Результаты внесены в таблицу.
Вывод: на основе подученных данных можно считать, что у учащихся недостаточно развиты физические качества (таблица 1).
б) Формирующий этап эксперимента.
Цель – подобрать специальные упражнения на уроке физической культуре и включить во внеклассную работу туристские походы.
В ходе эксперимента было проведено туристских походов.
I. (3.02.2006 г.) Пеший однодневный поход.
Учащиеся брали с собой все необходимые вещи общей массой 5 кг. За этот день ими было пройдено в среднем максиме 10 км., что составляет 60-70% от нормы. По норме 7-8 класса учащиеся должны проходить 15 км с 5 кг грузом. Из бесед с учащимися я выяснил, что результатом однодневного похода 80 % называют небольшую усталость на утро после похода, натертые мозоли, боль в мышцах ног и плеч, некоторые школьники заметили за собой заметное ухудшение самочувствия во время похода, головокружение и т.п. там не менее 50% поход понравился и они желают сходить еще в такой поход.
II .(20.02.2006 г.) Пеший однодневный поход.
Учащиеся взяли в поход с собой все необходимые вещи такой же массой. За этот день учащимися было пройдено максимум 13 км, что составляет 80-90% от нормы.
Из бесед с учащимися по результатам этого похода 30% учащихся все так же называют небольшую усталость на утро после похода и натерли мозоли. Остальные же чувствовали себя очень прекрасно.
в) Контрольный этап эксперимента.
Цель – сравнить результаты и контрольного этапов и сделать выводы.
В ходе контрольного этапа эксперимента были проведены те же тесты, что и на констатирующем этапе. Денные внесены в таблицу.
3.2. Результаты исследования
Тест 1. Прохождение полосы препятствий (мальчики 4 станции, девочки 3). Учитывается время.
№
Фамилия, имя
Результат 1
Результат 2
1
Иванов Иван
1м12с
1м08с
2
Виноградов Стас
1м26с
1м21с
3
Закатин Боря
1м02с
57с
4
Иванова Вика
1м45с
1м42с
5
Иванова Маша
1м37с
1м37с
6
Торгашева Ира
1м49с
1м43с
7
Виноградов Эдуард
1м08с
1м04с
8
Сергеев Денис
1м12с
1м08с
9
Гаврилов Максим
1м30с
1м25с
10
Михайлова Катя
1м40с
1м37с
11
Журавлева Катя
1м46с
1м41с
12
Торгашев Женя
1м15с
1м11с
13
Кручина Надя.
1м38с
1м34с
По результатам видно, что учащиеся повысили свои результаты на 2,8%.
Тест 2. Прыжки на скакалке (мальчики 60 раз, девочки 40 раз).
Учитывается количество прыжков за одну минуту.
№
Фамилия, имя
Результат 1
Результат 2
1
Иванов Иван
68
73
2
Виноградов Стас
61
63
3
Закатин Боря
72
76
4
Иванова Вика
49
50
5
Иванова Маша
50
51
6
Торгашева Ира
43
47
7
Виноградов Эдуард
58
63
8
Сергеев Денис
62
65
9
Гаврилов Максим
62
70
10
Михайлова Катя
49
52
11
Журавлева Катя
46
50
12
Торгашев Женя
57
62
13
Кручина Надя.
43
49
По результатам этого теста учащиеся после похода улучшили свои результаты на 8,7%.
Тест 3. Лазание по канату.
Учитывается время.
№
Фамилия, имя
Результат 1
Результат 2
1
Иванов Иван
30с
28с
2
Виноградов Стас
31с
28с
3
Закатин Боря
27с
24с
4
Иванова Вика
1м03с
1м01с
5
Иванова Маша
1м12с
1м10с
6
Торгашева Ира
1м06с
1м03с
7
Виноградов Эдуард
43с
40с
8
Сергеев Денис
32с
30с
9
Гаврилов Максим
30с
27с
10
Михайлова Катя
1м12с
1м09с
11
Журавлева Катя
1м09с
1м08с
12
Торгашев Женя
41с
37с
13
Кручина Надя.
1м15с
1м11с
По результатам этого теста учащиеся улучшили свои достижения на 3,1% после проведения похода.
Тест 4. Дистанция 1000 м. Учитывается время.
№
Фамилия, имя
Результат 1
Результат 2
1
Иванов Иван
3 м 46с
3 м 44с
2
Виноградов Стас
3 м 52с
3 м 52с
3
Закатин Боря
3 м 43с
3 м 42с
4
Иванова Вика
4м 20с
4 м 19с
5
Иванова Маша
4м 24с
4 м 21с
6
Торгашева Ира
4м 24с
4 м 23с
7
Виноградов Эдуард
3 м 58с
3 м 56с
8
Сергеев Денис
3 м 52с
3 м 50с
9
Гаврилов Максим
3 м 43с
3 м 42с
10
Михайлова Катя
4 м 28с
4 м 25с
11
Журавлева Катя
4 м 35с
4 м 34с
12
Торгашев Женя
3 м 57с
3 м 56с
13
Кручина Надя.
4 м 26с
4 м 23с
По результатам данного теста учащиеся после поведенного похода улучшили свои результаты на 1,6%. По сравнению с первыми результатами.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение туристских походов хорошо сказывается на развитии школьников 13-14 лет. По проведенному эксперименту можно сказать, что туристские походы в школах должны проводиться хотя бы 2 раза в год, начиная с 5-х классов.
Заключение
В развитии школьников 13-14 лет туристские походы играют одну из важных ролей. Проведение туристских походов в этом возрасте пробуждают большой интерес к физической культуре, к своему здоровью и расширяет кругозор школьников о своем крае. Также туристские походы помогают школьникам правильно общаться в коллективе, помогать друг другу, формируют дисциплинированность и организованность.
На основе методического материала и полученных результатов можно сделать вывод, что школьники 13-14 лет при помощи туристских походов способны повысить свои показатели в развитии выносливости, скорости и силовых качеств. Способствуют развитию школьника элементы туризма и туристских походов, с постоянной двигательной активностью.
Рекомендации учителю, проводящему туристские походы в школе:
- для успешного решения задач туристского похода необходимо на уроках физической культуры уделить 10-15 мин для инструктажа школьников о правилах поведения, об опасностях в походе;
- занимаясь со школьниками на подготовке к походу выделить наиболее способных с помощью специальных упражнений и стараться подвести остальных до их уровня.
Список литературы
1. Бардин К.Б. Азбука туризма. – М., 1988
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм М – С-Пб, 2001
3. Булгаков А.А., Рыжавский Г.Я. Два дня в конце недели. – М., 1984
4. Верба И.А., Гольцын С.М., Кулаков В.М. Туризм в школе. – М., 1983
5. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР,. - Ростов-на-Дону, 1988
6. Загорский Б.И., Залетаева И.П., Пузырь Ю.П. Практическое пособие. – М., 1983
7. Е.И.Ильина Основы туристской деятельности., - М, 2000
8. Моргунов Б.П. Туризм . – М., 1986
9. Петросян С.А., В походе школьники. – М., 1991
10. Рощин А.Н. Туризм и краеведение: программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1988
11. Тронь В.А., Туризм в школе. – М., 1994
12. Шаповал Г.Ф. История туризма., - Минск, 1999
13. Штюрмер Ю.А., Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1987
14. Юньев И.С. Краеведение и туризм. – М., 1985