Идея гуманизации дошкольного воспитания является центральной в процессе его обновления. Ученые, специалисты-практики все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна оказывать целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие.
Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980; Ю.К. Чернышенко, 1999), свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой (2000), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.
В Концепции дошкольного воспитания (научный редактор В.В. Давыдов) отмечается, что простудная заболеваемость детей "приобретает характер стихийного бедствия", с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23,2 до 15,1%), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9 до 67,6 %) и с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%).
Известно также, что в школе тенденция к ухудшению здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек.
Отсюда вытекает, что в стенах ДОУ надо создавать "переходный мостик" психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать напряжение, вызванное режимом учебного дня.
В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
По определению отечественных психологов Л.С. Выготского (1994), А.В. Запорожца (1986), А.Н. Леонтьева (1959), Д.Б. Эльконина (1978), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец 1986). Многие исследователи: В.Г. Барабаш (1999), О.И. Кокорева (1997), Т. И. Осокина; Е.А. Тимофеева (1966), Н.В. Полтавцева (1997), Е.А. Сагайдачная (1988), Э. Я. Степаненкова (1984) - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно -силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, 1992; Е.Н. Вавилова, 1981; В.Г. Гришин, 1982; Т.И. Дмитренко,1973; Л.В. Карманова,1980; Т.И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.
Однако, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей разработке проблема воздействия игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей, аспекты обучения элементам этих игр, построенного с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных условий. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта подтверждается изучением практики работы дошкольных учреждений. Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в ДОУ по современным программам: "Радуга" (1996), "Детство" (1995), "Истоки" (1997) и др. Однако, как показали наши предварительные исследования, реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных и увлекательных игр, как городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и другие, и не владеют ими.
Причинами этого мы считаем отсутствие целенаправленного подхода к организации обучения, обоснованных форм, методов и приемов дифференцированного руководства процессом развития двигательных способностей. Эффективность использования игр с элементами спорта в развитии двигательных способностей детей снижается также из-за недостаточного уровня теоретической и практической подготовки воспитателей и слабой организации предметной развивающей среды.
В целях изменения существующей практики, деятельности педагогов по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения у детей запаса прочности здоровья, развития двигательных способностей, улучшения физической подготовленности была разработана программа "Играйте на здоровье".
Приступая к разработке программно-методических материалов, мы учли, что формирование новых двигательных систем, которые зависят от ситуации деятельности, более всего характерно для детей 5-7 лет (В.К. Бальсевич, 1971; Е.Н. Вавилова, 1981; Э.С. Вильчковский, 1983; В.П. Губа, 1997; В.А. Гулейкин, 1986; Ю.Ф. Змановский, 1989; В.И. Лях, 1990).
Качественные преобразования моторной сферы детей в старшем дошкольном возрасте происходят на основе совершенствования чувств и движений, развития двигательных способностей. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умения, разнообразно использовать свой двигательный опыт. При этом очень важно, чтобы ребенок самостоятельно находил решения, проявлял инициативу, творчество, чувствовал себя свободным.
Как показало изучение практики физического воспитания в ДОУ, элементарных подвижных игр для решения этих задач явно недостаточно. Высокий интерес к играм, содержащим сложнокоординированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребенка.
Не менее важны как социальный, так и интеллектуальный аспекты этих игр. П.Ф. Лесгафт отмечал, что ребенок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает все: привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц. Эти факторы решено было учесть при создании системы задач, организационных форм и методов обучения играм с элементами спорта.
При составлении программы мы руководствовались рядом положений:
- учитывали общедидактические принципы и ведущие положения дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и развития при построении воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечивали комплексный подход к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре, а также к разработке приемов руководства как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельностью;
- высокую вариативность в использовании предложенного содержания (на физкультурных занятиях, динамических часах, в секционной, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности).
В основу разработки содержания программы легли требования к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального, психического развития ребенка.
Программа "Играйте на здоровье" в своей основе не меняет образовательных стандартов, направлена на гармоническое физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.
В качестве основных образовательных задач определены следующие:
- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- содействие развитию двигательных способностей;
- воспитание положительных морально-волевых качеств;
- формирование привычек здорового образа жизни.
Руководствуясь принципом взаимосвязи деятельностей в процессе обучения, мы обеспечили единство целей, задач, организационных форм, средств и методов обучения и содержания программы. Программа представляет собой структурно-функциональную модель поэтапного обучения играм с элементами спорта, обуславливающую оптимизацию педагогического процесса.
Впервые на основе диагностики, с учетом природно-климатических условий средней полосы России разработана система обучения элементам спортивных игр, в основу которой положено использование занимательных игровых упражнений, игр-эстафет, наряду с перечнем двигательных действий в определенном объеме приводятся знания о спортивных играх и упражнениях.
В теории образования считается установленным фактом, что успехи в учении и воспитании прямо зависят от наличия у ребенка значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, формированию умений и навыков, приобретению личностных качеств.
Одним из оснований, обеспечивающих успех в реализации программы, выработке у детей эффективной системы мотивов и стимулов, является разнообразие методов работы, использование как общепедагогических, так и специфических методов физического воспитания, в том числе приемов, направленных на обогащение двигательного опыта, формирование интереса к элементам спортивных игр, использование физкультурных пособий, инвентаря, индивидуальных и групповых карточек-заданий, совместной игры детей и взрослых, поощрение творческой инициативы, объединение в играх детей с разным уровнем развития и физической подготовленности.
Хороший эффект поддержания внимания дает введение соревновательных моментов, игр-эстафет. Побуждение детей на занятиях и в индивидуальной работе к сравнению и противопоставлению, анализу и обобщению, обоснованию и оценке способствует активизации их мысли, приучает к самостоятельности, подготавливает необходимую психологическую основу для решения творческих задач. В программе предложен перечень доступных и интересных для дошкольников домашних заданий.
Программа состоит из 11 разделов с указанием примерных сроков их реализации: "Катание на санках", "Скольжение по ледяным дорожкам", "Ходьба на лыжах", "Хоккей", "Баскетбол", "Футбол", "Городки", "Бадминтон", "Настольный теннис", "Катание на велосипеде", "Летающий мяч".
В каждом разделе определено содержание атлетической (общефизической и специальной физической), технико-тактической и морально-волевой подготовки, что обеспечивает комплексный подход к решению поставленных задач. Игры, игры-упражнения построены на разнообразных двигательных действиях. В программе предложены задания, тесты для оценки уровня физической подготовленности по каждому виду спортивных игр и упражнений. Контрольные нормативы не предлагаются, т.к. позиция авторов программы заключается в том, чтобы оценивать результаты деятельности ребенка в сравнении с его собственными достижениями. Если есть улучшение результатов - значит, программа реализуется эффективно.
Занятия по программе проводятся на свежем воздухе в игровой форме 2-3 раза в неделю в соответствии с графиком и планом. Каждый педагог из предложенного многообразия заданий может выбрать задания, адекватные потенциальным возможностям детей, погодным условиям.
На наш взгляд, очень важно побудить детей к ежедневному, самостоятельному использованию разученных игр и игровых упражнений.
Значительное место в программе отводится обучению играм с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. И сегодня мяч не должен потерять свой статус "спутника детства". Игры с мячом - это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. А ребенку, чтобы он был здоровым, очень важно быть счастливым.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что научить детей элементам спортивных игр, развить их двигательные способности и спортивные наклонности - не самоцель программы. Подвижные игры являются средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. В программе и методических рекомендациях мы отразили и этот аспект - при разучивании командных тактических действий, правил поведения в игре.
Для реализации программы совсем не требуется дорогостоящее оборудование. Мячи для мини-баскетбола можно заменить обычными резиновыми диаметром 20-25 см, ракетки для начального обучения настольному теннису сделать из фанеры, использовать для игры обычные детские столы, накрытые фанерным щитом. Городки можно легко изготовить из сломанного садово-огородного инвентаря, использовать пластиковые бутылки, наполненные песком. Педагогам детского сада необходимо вовлечь родителей в мир детской игры.
Прогнозируя критерии успешности программы, мы учли и факторы риска, к которым отнесли:
- проблемы с эмоциональным благополучием детей в ситуации неуспеха, а они могут возникнуть в играх с элементами соревнования;
- высокие психические нагрузки, связанные с усвоением сложнокоординированных действий в игровых ситуациях;
- высокую травмоопасность отдельных игр с элементами спорта, где есть соприкосновение игроков;
- определение оптимальности физических нагрузок, так как гиперкинезия может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы;
- условия сочетания предложенной системы коллективных игр и индивидуальности ребенка.
Ниже приводим ряд рекомендаций, как нейтрализовать факторы риска.
В целом у нас есть основание считать, что программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемый материал учитывает особенность психомоторного развития старших дошкольников, реальный уровень их физической подготовленности. С учетом сил и интересов ребенка воспитателям для выбора и творческого использования предлагаются разнообразные игры с элементами спорта. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Обогащение двигательного опыта детей элементами спортивных игр создает условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности. Систематическое использование игр с элементами спорта на прогулке поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни.
На основании вышеизложенного мы можем представить программу как целостную теоретико -методологическую систему, основанную на личностно -деятельном подходе, направленную на гармоническое развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
В формировании личности средствами физической культуры основополагающим принципом является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов, тесная взаимосвязь духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер. Поэтому структурно-функциональная модель программы "Играйте на здоровье" строилась на идее всестороннего развития личности в единстве мышления, сознания и деятельности. В теоретическом плане программа опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития (Б.П. Ананьев, 1968; А.Г. Асмолов, 1990; В.В. Давыдов, 1986), на идее системного подхода в воспитании. Ее методологической основой является исходный принцип отечественной педагогики и психологии, утверждающий игру ведущей деятельностью дошкольника (А.В. Запорожец, 1986; А.Н. Леонтьев, 1959; Д.Б. Эльконин, 1989; Л.С. Выготский, 1984).
Помня о необходимости реализации права каждого ребенка на полноценное физическое развитие, аспекты обучения играм с элементами спорта строят с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных и климатических условий региона. Структурно -функциональную модель программы "Играйте на здоровье" можно представить в виде схемы.
Каждый из 11 разделов программы начинается с диагностики (оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности) и заканчивается диагностикой (оценкой достигнутых в обучении результатов), то есть взаимоотношения управляющей и управляемой подсистем планируют на основе объективной информации об основных параметрах физического состояния управляемой подсистемы.
Незначительная эффективность реализации поставленных в современных программах задач по обучению дошкольников играм с элементами спорта объясняется отсутствием процессуальных блоков, характеризующих их реализацию. Поэтому параллельно с разработкой и апробацией программы мы готовили методические рекомендации к ее осуществлению.
С учетом концепции формирования физической культуры человека (Л.И. Лубышева, 1992) в целях социально-нравственного воспитания, формирования жизненной философии, убежденности, потребностно -деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры, в каждый из 11 разделов программы и методических рекомендаций включен блок "Теоретическая подготовка", в котором определяются темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне, а именно: история возникновения игр, национальное отношение к играм с элементами спорта, достижения и успехи России, местных спортсменов в данной области спорта. Включается познавательный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку, почему игра называется так или иначе, из каких материалов изготовлен инвентарь для игр? Планируют беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении, оказании первой помощи при ушибах, травмах.
Овладение изучаемым материалом происходит в процессе активной деятельности детей и при столь же активной направляющей работе взрослых. Таким образом достигается результат в формировании механизма мотивационно-потребностного компонента: ценностных ориентаций, мотивов и потребностей ребенка, его готовности использовать свои знания, умения и способности для решения двигательных задач.
Методические рекомендации, обеспечивая интеллектуальное развитие, направлены на формирование у детей комплекса знаний о технике, действиях, функциях игроков, способах их выбора в зависимости от игровой ситуации, использование инвентаря, устройство спортивной площадки.
Объем и содержание знаний, которые дети должны усвоить по программе "Играйте на здоровье", соответствуют возрастным особенностям мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения детей.
Программа и методические рекомендации определяют также основные направления двигательного развития ребенка. В них включены перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации каждого раздела программы. Определены состав и характеристика адаптированных для детей 5-7 лет практических средств изучения элементов спортивных игр, методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей ребенка.
Безусловно, данный перечень может изменяться, дополняться, однако, по нашему мнению, он с достаточной степенью полноты отражает уровень, необходимый и доступный для детей 5-7 лет.
Таким образом, положительный эффект от реализации программы во многом обусловлен разработанностью методологических основ использования игр с элементами спорта в целостном педагогическом процессе детского сада. Расширяются возможности физического воспитания благодаря организации и планированию процесса развития двигательных способностей, максимальному приближению занятий к игровой деятельности, соответствию их содержания возможностям и подготовленности детей. Это делает программу социально и личностно воспринимаемой всеми: детьми, воспитателями, родителями.