Содержание
1. Назначение специального автомобиля КрАЗ 250 УНБ1-160х40
2. Устройство и работа автомобиля
3.Возможные неисправности крана и методы их устранения
4. Меры безопасности при работе агрегата
5. Возможные неисправности в работе цементировочного и водяного насоса, причины и методы их устранения
1. НАЗНАЧЕНИЕ
Установка насосная передвижная УНБ1-160х40 предназначена для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ШАССИ АВТОМОБИЛЬНОГО КРАЗ 250
Автомобиль КрА3-250
Грузоподъемность, т 14,575
Мощность двигателя, кВт 177
2. УСТРОЙСТВО И РАБОТА
Насосная установка смонтирована на шасси автомобильном КрАЗ-250 (I, рис.1).
На раме шасси установлены две дополнительные рамы, на которых смонтировано следующее оборудование установки: насос 9ТМ (5), водяной насос 16, силовая установка с двигателем ГАЗ-52А (4), мерный бак 14, трубы 10, II и шарнирные колена 7, 8 разборного трубопровода, защитный кожух 17 насоса 9ТМ и выхлопная труба 2 двигателя автомобиля, выведенная вверх и снабженная искрогасителем и кожухом для защиты обслуживающего персонала от ожогов.
Привод насоса 9ТМ осуществляется от двигателя автомобиля посредством коробки отбора мощности, установленной на фланце раздаточной коробки автомобиля. Насос 9ТМ соединен с коробкой отбора мощности карданным валом 13.
Установка снабжена следующим дополнительным оборудованием:
четырехдюймовым всасывающим шлангом для забора насосом 9ТМ цементного раствора из цементного бачка;
двумя двухдюймовыми шлангами, один из которых монтируется для подачи жидкости от водяного насоса в цементосмеситель, а второй для установки на насосе 9ТМ вместо жесткой трубы сброса при зарядке насоса;
бачком с ситом для приема цементного раствора из цементосмесителя.
Коробка отбора мощности
Коробка отбора мощности установлена на верхнем фланце раздаточной коробки автомобиля и соединена паразитной шестерней с шестерней высшей передачи первичного вала раздаточной коробки. В корпусе коробки отбора мощности смонтированы два вала на конических роликоподшипниках .
На ведущем валу на шпонке насажена паразитная шестерня. На ведомом валу на двух шарикоподшипниках, расположена ведомая шестерня , которая посредством муфты включения может быть связана с валом (при работе насоса 9ТМ) или разобщена (при переездах и стоянке).
Включение и выключение коробки отбора мощности производятся рычагом из кабины водителя.
Насос водоподающий
В качестве насоса водоподающего применен многоступенчатый центробежный секционный насос ЦНС, предназначенный для подачи жидкости в цементосмеситель при затворении цементного раствора.
Водоподающий насос оборудован системой продувки выхлопными газами двигателя для удаления жидкости из насоса после окончания работы при минусовых температурах и прогрева насоса.
Двигатель ГАЗ-52А и коробка перемены передач
Двигатель (рис.9) предназначен для привода насоса ЦНС, установлен на общей раме с насосом.
Вместе с двигателем смонтированы коробка перемены передач, водяной и масляный радиаторы.
Выключатель зажигания, кнопка стартера, кнопка подсоса и измерительные приборы (амперметр, указатель температуры воды, указатель давления масла) размещены на заднем щитке.
Манифольд установки
Манифольд установки состоит из приемной и нагнетательной линий.
Приемная линия насоса 9ТМ при помощи установленных на ней шиберных заслонок позволяет забирать жидкость как из мерного бака, так и из цементного бачка, устанавливаемого на земле.
Забор жидкости из цементного бачка может производиться с правой или левой стороны установки с помощью шланга II, присоединяемого к приемному трубопроводу.
Топливо к двигателю поступает из бензинового бачка, установленного под настилом агрегата.
Двигатель ГАЗ-52А получает электроэнергию от аккумуляторной батареи КрАЗ 250
Двигатель вместе с радиатором, за исключением коробки передач, закрыт металлическим защитным кожухом с отъемными боковинами.
Коробка передач имеет одну повышающую передачу и переделывается из коробки передач двигателя ГАЗ-52А путем изменения зубчатых зацеплений.
Для улучшения включения коробки передач и смазки подшипника первичного вала уровень смазки повышается. Для этого в месте установки заливной пробки установлен переходник, повышающий уровень заливаемого масла.
Нагнетательная линия насоса 9ТМ выведена на заднюю часть установки под настилом и мерным баком и заканчивается уплотнительным конусом с гайкой.
Для соединения нагнетательной линии установки с устьем скважины служит разборный трубопровод, состоящий из труб высокого давления и шарнирных колен. В транспортном положении трубы высокого давления помещаются на специальных стойках Шарнирные колена укладываются в ящик.
Сброс давления в нагнетательной линии насоса 9ТМ можно произвести открытием крана 10 (рис.10) через жесткую трубу линии сброса в мерный бак.
Продувку манифольдов и насоса 9ТМ нужно осуществлять на тех же режимах, что и для центробежного насоса, но нельзя допускать перегрева резиновых уплотнений и деталей, гуммированных резиной, которые от сильного перегрева теряют эластичность и быстро разрушаются.
Колена шарнирные
Колена шарнирные служат для соединения между собой труб разборного трубопровода и для присоединения труб к напорному манифольду насосной установки.
Устьевое шарнирное колено служит для присоединения труб разборного трубопровода к арматуре устья скважины.
Устройство шарнирных колен показано. Устьевое шарнирное колено состоит из таких же деталей, как и колено шарнирное для соединения труб разборного трубопровода, но в отличие от него конус уплотнения с накидной гайкой устанавливается на поворотной втулке, а гнездо конуса - на патрубке.
Шарнирное колено является ответственным узлом разборного трубопровода. От его исправного состояния зависит безопасность проведения нефтепромысловых операций.
Перед началом работы колена в составе подготовительного к работе напорного трубопровода должны быть опрессованы. Пропуски жидкости как в быстроразборных соединениях, так и через уплотнения поворотных элементов колена не допускаются.
Не допускается длительное время оставлять шарнирные колена в сборе в разборном трубопроводе, заполненными нефтью или другой воздействующей на резину средой, т.к. при последующем повышении давления возможен пропуск жидкости через уплотнения.
Перед опрессовкой колена следует осмотреть и проверить надежность закрепления пробок;
После каждой операции колено должно быть пробито от перекачиваемой жидкости и очищено от грязи.
Через 25 ч работы шарниры колена должны быть смазаны солидолом . Для смазки колена необходимо снять пробки, установить вместо них масленку и шприцом подать смазку на каждую беговую дорожку до появления сопротивления.
Через 50 ч работы колена следует разобрать, промыть, осмотреть шарики и заменить уплотнения. Поврежденные шарики следует также заменить.
После сборки колена не допускается свободное (без заметных усилий) вращение угольников друг относительно друга, а также угловое смещение угольников (качание).
При износе шариков до 0,3 мм замените их.
Колено подлежит замене, если сменой шариков и уплотнений не достигается герметичность.
При значительном расклепывании приливов накидной гайки, гайки подлежат замене (запрещается доводить расклепывание приливов гайки до треугольного состояния).
При скалывании заходов резьбы накидной гайки и гнезда конуса детали также подлежат замене.
Кран проходной
Кран проходной пробковый предназначен для герметизации и сброса давления в напорных манифольдах установки.
Кран состоит из корпуса , каналы которого перекрываются цилиндрической пробкой 9 при ее повороте рукояткой 3 на 90°.
Между корпусом и пробкой монтируются два вкладыша , представляющие собой половинки усеченного конуса с внутренним цилиндрическим отверстием под пробку и имеющие отверстия, совмещенные с отверстиями в корпусе, для прохода среды.
Угловое смещение вкладышей предотвращается стопорами, установленными в профильных пазах вкладышей и корпуса. От осевого перемещения относительно пробки вкладыши удерживаются нажимной коронкой 10. На наружной поверхности вкладышей имеются канавки, в которых установлены уплотнительные резиновые кольца , герметизирующие зазоры между вкладышами и корпусом. Кольцо , установленное в канавке нажимной коронки, и резиновые манжеты герметизируют внутреннюю полость.
Сброс давления или герметизация рабочей линии осуществляется поворотом рукоятки крана в положение "открыто" ("закрыто") рычагом длиной не более 0,5 м. Усилие, прилагаемое к рычагу, не должно превышать 42 кгс.
Смена смазки производится при разборке или ремонте крана. Перед смазкой кран следует разобрать, очистить и промыть.
Для смазки грана необходимо вывернуть болт 12, нажимную коронк1 10 и извлечь пробку 9; смазать сопрягаемые поверхности пробки и вкладышей смазкой ЛЗ-162.
Вставьте пробку вместе с вкладышами в корпус крана, предварительно установив манжету на цилиндрическую часть пробки. Заверните нажимную коронку и болт.
Бак мерный
Бак мерный расположен сзади на раме и прикреплен к ней болтами. Бак разделен продольной перегородкой на две равные части, в каждой из которых установлены замерные рейки с ценой деления 0,1 м3.
Донные клапаны , установленные в днище бака, позволяют соединить одну или другую половину бака с небольшой дополнительной камерой под днищем бака, к которой присоединены приемные линии обоих насосов.
Наполнение мерного бака водой или глинистым раствором производится через наливную трубу диаметром 2", проходящую через днище бака наверх. На наливной трубе установлены два проходных крана, позволяющие поочередно наполнять обе половины бака .
3.Возможные неисправности крана и методы их устранения
Неисправность
Вероятная причина
Метод устранения
Пропуск рабочей
Недостаточно за-
Затянуть нажимную
жидкости через
тянута нажимная
коронку
проходное отвер-
коронка
стие крана при
Повреждено резино-
Заменить
положении "зак-
вое кольцо вкладыша
кольцо
рыто"
Разрушен вкладыш
Заменить
Промыта пробка или
пробку
вкладыш
Пробка крана не
Отсутствие смазки
Смазать кран
проворачивается
Чрезмерно зажата
Ослабить за-
нажимная коронка
тяжку
Утечка жидкости
Выход из строя
Заменить
через манжеты
уплотнительных
манжеты
корпуса крана
манжет
4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
К работе на установке допускаются лица, ознакомленные с настоящим паспортом и правилами мер безопасности.
Давление, создаваемое установкой, должно быть не выше 40 МПа.
Нельзя работать с неисправными контрольно-измерительными приборами или при отсутствии одного из них.
Работать на установке можно только при частотах вращения двигателя ЯМЗ-238, указанных в табл.1, и двигателя ГАЗ-52А не выше 1745 мин"
Нельзя работать со снятыми ограждениями гидравлической части насоса 9ТМ.
Производить какие-либо ремонтные работы или обслуживание отдельных узлов можно только при отключенной установке.
Запускать двигатель автомобиля можно только с искрогасителем.
Продувку насоса 9ТМ и манифольда после перекачки пожароопасных жидкостей нельзя производить выхлопными газами. Продувку производить после промывания водой.
При работе установленный в предохранительном клапане гвоздь должен соответствовать давлению.
5. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ В РАБОТЕ ЦЕМЕНТИРОВОЧНОГО И ВОДЯНОГО НАСОСОВ, ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправность
Причина
Метод устранения
Неисправны подшипник крейцкопфной го -
ловки шатуна и палец крейцкопфа
Значительный люфт в опорных подшипни-
ках коренного вала
Недостаток смазки
Засорение масла
Насос при пуске в ход не подает жидкость
Количество подаваемой насосом жидкости слишком мало и не соответствует расчетной подаче насоса при данном числе ходов (оборотов)
При работе насоса 9ТМ слышен ненормальный шум и стуки в гидравлической части насоса. При этом могут быть слышны следующие шумы:
стук при перемене хода поршня
резкий стук при посадке
клапанов
удары в цилиндрах
Нагреваются штоки, насоса 9ТМ
Нагреваются крейцкопфы или пальцы крейцкопфов насоса 9ТМ
Стук в приводной части во время перемены хода поршней насоса 9ТМ
Чрезмерный нагрев подшипников
Чрезмерный нагрев глобоидной передачи насоса 9ТМ Пропуски жидкости в соединениях нагнетательной части
Закрыта заслонка на приемной линии
Значительные подсосы воздуха через неплотности на всасывающей части
Подсосы воздуха
Клапаны насоса 9ТМ неисправны и про-пускают жидкость
Пропускают жидкость изношенные манжеты поршней насоса 9ТМ
Ослабла посадка поршней на штоках
Ослабло крепление цилиндровых втулок Ослабли или сломались пружины клапанов
Недостаточно заполнены цилиндры жидкостью из-за подсосов при чрезмерном сопротивлении воздуха на всасывании Чрезмерно затянуты сальники крейц-копфных камер Слабое поступление масла
Масло имеет малую вязкость
Ослабло соединение поршня со штоком Ослабло соединение штока с крейцкопфом
Ослабли гайки и контргайки на червячном
валу
Слабое крепление соединений
Дефекты в прокладках
Открыть заслонку
Тщательно проверить исправность всех соединений всасывающей части, обнаружить подсосы и .устранить их
Тщательно проверить непроницаемость всех соединений всасывающей части, обнаружить подсосы и устранить их
Очистить клапаны, проверить плотность прилегания резиновых уплотнений и рабочие поверхности клапана и седла, пришедшие в негодность детали сменить Вынуть и осмотреть поршни, заменить изношенные поршни
Осмотреть крепление поршней, подтянуть гайки Подтянуть цилиндровые крышки Осмотреть и заменить клапаны, устранить подсосы воздуха Уменьшить, если возможно, высоту всасывания
Ослабить затяжку сальников
Добавить масло
Сменить масло, подшипники
промыть
Затянуть гайки и контргайки
Подтянуть гайки
Сменить прокладки
Проверить количество масла и чистоту проходов Сменить масло или добавить масло повышенной вязкости Затянуть гайку и контргайку Заменить подшипник и палец крейцкопфа или поджать палец