Реферат по предмету "Статистика"


Индекс потребительских цен как показатель инфляции и как основа финансовой политики: методология построения и аналитические возможности

Введение В Росстате разработана система индексов цен, в которую входит индекс потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги населению; Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов текущих цен в постоянные цены.
Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков: · данных об изменении цен, полученных методом регистрации цен и тарифов на потребительском рынке; · данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год. Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.). Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций произведен с учетом их значимости для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Исходной информацией для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на конкретные товары и услуги. На их основе определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу). Средние цены на товары (услуги)-представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др. Уровень средних цен по Российской Федерации рассчитывается как среднеарифметическая величина из уровней цен по регионам, взвешенных на удельный вес численности населения регионов в общей численности населения России. На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары, и услуги в целом по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации. В качестве весов используется удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения России. Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги в целом по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются индексы цен в целом на группы продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг, а также ИПЦ по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации.
Расчет средних потребительских цен на товары и услуги На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние потребительские цены (тарифы) на отдельные виды товаров и услуг. На уровне города средниецены на товары (услуги)-представители определяются на основании данных регистрации цен по формуле средней геометрической простой величины
, где - средняя потребительская цена (тариф) на товар (услугу)-представитель в отдельном городе; p1, p2,…pn - цены на товары и услуги с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированные в различных организациях торговли и сферы услуг города (ценовые котировки). Как по субъекту Российской Федерации, так и по Россиив целом средняя потребительская цена на товар (услугу)-представительопределяется как средняя арифметическая взвешенная. При этом по субъекту Российской Федерации она определяетсяиз уровней цен товаров и услуг в отдельных городах, а по федеральному округу и России в целом - в отдельных субъектах. При исчислении средних цен на отдельные виды товаров и услуг-представителей в разрезе субъектов Российской Федерации, федеральных округов и по России в целом в качестве весов используется информация о численности населения в отдельных городах и субъектах. При этом, на численность обследуемых городов распространяется общая численность субъекта Российской Федерации.
где - средняя цена j-го товара в i-м городе; - доля (вес) каждого города (субъекта) в общей численности населения субъекта Российской Федерации (федерального округа, России в целом);
= 1 Пример 1 Определение средней взвешенной потребительской цены товара (колбаса вареная высшего сорта) по области N, где организовано наблюдение за ценами в 5 городах. Города области Доля всего населе-ния, в коэффи- циентах d Цена, руб. за кг Расчет средних цен декабрь преды-дущего года p0 отчетный год p0 d p1 d p2 d p3 d январь p1 февраль p2 март p3 1 2 3 4 5 6 гр.1хгр.2 7 гр.1хгр.3 8 гр.1хгр.4 9 гр.1хгр.5 Город 1 0,187 110,0 110,0 115,5 116,9 20,6 20,6 21,6 21,9 Город 2 0,318 98,5 98,5 102,0 102,0 31,3 31,3 32,4 32,4 Город 3 0,171 95,5 98,8 100,5 100,5 16,3 16,9 17,2 17,2 Город 4 0,158 120,2 120,2 120,2 125,0 19,0 19,0 19,0 19,8 Город 5 0,166 102,8 105,0 100,9 99,8 17,1 17,4 16,7 16,6 Сумма строк 1:5 1,000
х х х х 104,3 105,2 106,9 107,9 Итого по области (сумма строк по гр. 6:9 / сумма строк гр.1) 1,000
х х х х 104,3 105,2 106,9 107,9 Средние цены на отдельные товары и услуги складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен на эти товары, прежде всего тем, что учитывает не только ценовой фактор (т.е. изменение цен по отдельным ценовым котировкам), но и структурные, ассортиментные сдвиги.
Важнейшими из факторов, влияющих на структурные сдвиги, являются следующие: появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен и т.д. С учетом вышесказанного, информация о средних ценах не всегда может быть использована для характеристики динамики цен. Информация о средних ценах используется для определения стоимости различных наборов товаров и услуг как в целом по России, так и по субъектам Российской Федерации, а также в других целях.
Определение коэффициентов распределения расходов домашних хозяйств по отдельным видам товаров (услуг)-представителей Распределение расходов домашних хозяйств при формировании структуры потребительских расходов населения при помощи алгоритмов и коэффициентов распределения проводится, в основном, внутри соответствующих классов, категорий, видов товаров.Например, по классу «Хлебобулочные изделия и крупы», расходы домашних хозяйств по категории «Другие крупяные изделия» распределяются по отдельным позициям набора товаров-представителей пропорционально весу расходов товаров, представленных в обоих наборах идентичными позициями внутри того же класса. Пример 2 Пример распределения расходов по статьям «Другие крупы» и «Другие крупяные изделия»: Расходы на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг домашних хозяйств с различными среднедушевыми располагаемыми ресурсами (таблица 132, категория «Все домохозяйства»)
Коэффициент
распределения расходов
(доля в распределенных расходах) Номер строки табл. №132 Статьи расходов
Удельный вес во всех расходах домашних хозяйств, % 1 2
3
4
2 Рис
0,313
К1=0,313/0,945=0,331
3 Мука
0,368
К2=0,368/0,945=0,389
4 Крупа манная
0,026
К3=0,026/0,945=0,028
5 Пшено
0,031
К4=0,031/0,945=0,033
6 Крупа гречневая
0,196
К5=0,196/0,945=0,207
7 Крупа овсяная и перловая
0,011
К6=0,011/0,945=0,012
Сумма расходов по учтенным товарам
0,945 1,000
8 Другие крупы
0,012
23 Другие крупяные изделия
0,019 Полученные коэффициенты используются при распределении расходов домашних хозяйств статей «Другие крупы» и «Другие крупяные изделия» по позициям товаров набора для расчета ИПЦ, входящих в данный класс «Хлебобулочные изделия и крупы», в соответствии с разработанными алгоритмами.
Наименования
товаров-представителей
Локальный код
Алгоритмы

Окончательный вес позиции в структуре потребительских расходов
населения для расчета ИПЦ Рис шлифованный
2301
2+K1 х (8+23) 0,313+0,331 х (0,012+0,019)=0,323 Мука пшеничная
2101 3+K2 х (8+23) 0,368+0,389 х (0,012+0,019)=0,380 Крупа манная
2302 4+K3 х (8+23) 0,026+0,028 х (0,012+0,019)=0,027 Пшено
2303 5+K4 х (8+23) 0,031+0,033 х (0,012+0,019)=0,032 Крупа гречневая-ядрица
2307 6+K5 х (8+23) 0,196+0,207 х (0,012+0,019)=0,202 Крупы овсяная и перловая
2308 7+K6 х (8+23) 0,011+0,012 х (0,012+0,019)=0,011
Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен Расчет индивидуальных индексов потребительских цен на товар (услугу)-представитель осуществляется на уровне города, где организована регистрация потребительских цен. Индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги по городу определяются как частное от деления средних сопоставимых цен.
Пример 3 Определение средней цены по городу А. В городе А в марте был закрыт Магазин 1, отобранный для наблюдения за ценами на печенье. Вместо него регистрация цен была организована в Магазине 6, который по условиям торговли и месту расположения может считаться аналогичным закрытому Магазину 1. Город А, товар-представитель - Печенье рублей за кг
январь
февраль
март
цены сопоставимые с ценами февраля
цены отчетного
периода
цены февраля
сопоставимые с
ценами марта
цены отчетного периода Магазин 1
64,00
64,00
-
- Магазин 2
68,00
68,00
68,00
68,50 Магазин 3
65,00
65,50
65,50
65,50 Магазин 4
65,00
66,00
66,00
66,00 Магазин 5
66,00
67,50
67,50
68,00 Магазин 6


66,50*
66,50 Рынок (палатка 1)
59,00
59,00
59,00
59,50 Рынок (палатка 2)
60,00
59,00
59,00
59,00 Средняя цена (средняя геометрическая)

= 63,79
= 64,05
= 64,40
= 64,61 Индивидуальный индекс цен, (%)
ip
февраль к январю
64,05 : 63,79 х 100
= 100,41
ip
март к февралю
64,61 : 64,40 х 100
= 100,33 На базе индивидуальных индексов цен на товары (услуги)-представители по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары (услуги), в целом по субъекту, федеральному округу и Российской Федерации. Веса, используемые для исчисления агрегатных индексов цен, учитывают не только долю численности населения, но и уровень цен (базисных цен декабря предыдущего года, сопоставимых с отчетной средней ценой января отчетного года), сложившийся в городе (субъекте).
, где – индекс цен (тарифов) на товар (услугу)-представитель в целом по субъекту РФ (федеральному округу, России); – индивидуальный индекс цен (тарифов) на товар (услугу)-представи- тель по городу (индекс цен по субъекту РФ); – доля (вес) каждого города (субъекта РФ) в общей численности населения субъекта РФ (федерального округа, России); – цена (тариф) декабря предыдущего года на товар (услугу)-предста- витель в городе (субъекте РФ); m – количество городов (субъектов Российской Федерации). Пример 4 Определение индекса цен на сахар-песок по области N. Удельный вес в численности населения области, % di
Цена
декабря предыдущего года,
рублей за кг

p0ij
Веса
базисного периода


q0ij=di х p0ij
Индивидуальный индекс цен, (в % к пред. месяцу)
январь
ij1
Веса
базисного периода
в ценах
января

q1ij= q0ij х ij1
Индивидуальный индекс цен, (в % к пред.
месяцу)

февраль
ij2
Веса
базисного периода
в ценах
февраля

q2ij= q1ij х ij2
1
2
3 = гр.1 х гр.2
4
5 = гр.3 х гр.4/100
6
7= гр.5 х гр.6/100 Город 1
0,225
17,50
3,94
104,2
4,11
100,5
4,13 Город 2
0,106
13,25
1,40
100,5
1,41
102,2
1,44 Город 3
0,356
15,40
5,48
102,3
5,61
101,3
5,68 Город 4
0,152
14,80
2,25
101,6
2,29
100,8
2,31 Город 5
0,056
21,35
1,20
102,0
1,22
100,0
1,22 Город 6
0,105
28,30
2,97
100,2
2,98
100,9
3,01 Сумма строк
1,000
-
17,24
гр.5/гр.3 х 100=102,2
17,62
гр.7/гр.5 х
100=101,0
17,79 Исходя из агрегатных индексов цен на отдельные виды товаров и услуг по субъекту Российской Федерации (федеральному округу, Российской Федерации) и доли расходов на их приобретение в общих потребительских расходах домашних хозяйств, определяются сводные индексы цен по отдельным подгруппам товаров и услуг, по укрупненным группам (например, продовольственные, непродовольственные товаров и платные услуги населению), а также ИПЦ в целом по субъекту Российской Федерации (федеральному округу, Российской Федерации). Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с модифицированной формулой Ласпейреса: к предыдущему месяцу:
где: – сводный индекс потребительских цен и тарифов по группе товаров (услуг); – доля расходов домашних хозяйств на приобретение товара (услуги)-представителя (вес базисного периода); – индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю отчетного месяца к декабрю предыдущего года; – индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю предыдущего месяца к декабрю предыдущего года; – текущий период; – предыдущий период; n – количество товаров (услуг). Пример 5 Расчет индексов потребительских цен по отдельным группам товаров и услуг и сводного индекса потребительских цен на товары и услуги.
№№ п/п Наименование групп и видов товаров
(услуг)
Веса
базисного периода
(структура потребительских расходов), %
w0
Индексы потребительских цен, в % к концу предыдущего месяца январь
Ij1
Веса
базисного
периода
в ценах
января,
%
w1=Ij1 х w0/100
Индексы потребительских цен, в % к концу предыдущего месяца февраль Ij2
Веса базисного периода в ценах февраля, %
w2= Ij2 х w1/100
1
2
3
4
5
1 Все товары и услуги
100,00
гр.3/гр.1 х 100 = 101,91
стр.2+стр.13+стр.23
= 101,91 гр.5/гр.3 х 100 = 101,83 стр.2+стр.13+стр.23 = 103,78 2 Продовольственные товары
стр.3+стр.9
= 58,70
гр.3/гр.1 х 100 = 102,18
стр.3+стр.9
= 59,98
гр.5/гр.3 х 100
= 101,48
стр.3+стр.9
= 60,87 3 Мясо и птица
åстр. (4:8) = 37,50
гр.3/гр.1 х 100
= 102,93
åстр. (4:8)
= 38,60
гр5/гр.3 х 100
= 102,10
åстр. (4:8)
= 39,41 4 Говядина (кроме бескостного мяса) 10,67 103,80
11,08 102,10
11,31
5 Говядина бескостная 4,59 104,20
4,78 101,00
4,83 6 Свинина (кроме бескостного мяса) 10,73 103,90
11,15 101,90
11,36 7 Куры (кроме куриных окорочков) 8,32 101,40
8,44 104,20 8,79
8 Куриные окорочка 3,19 98,90
3,15 99,00
3,12
9 Масло и жиры
åстр. (10:12) = 21,20
гр.3/гр.1 х 100
= 100,85
åстр. (10:12) =21,38
гр5/гр.3 х 100
= 100,37
åстр. (10:12) = 21,46
10 Масло сливочное 9,09 102,20
9,29 101,50
9,43
11 Масло подсолнечное 9,60 99,60
9,56 99,40
9,50
12 Маргарин 2,51 100,60
2,53 100,10
2,53 13 Непродовольственные товары
стр.14+стр.19= 27,90
гр.3/гр.1 х 100 = 101,22
стр.14+стр.19 = 28,24
гр5/гр.3 х 100
= 101,20 стр.14+стр.19
= 28,58
14 Электротовары
åстр. (15:18) =10,50
гр.3/гр.1 х 100
= 101,24
åстр. (15:18) =10,63
гр5/гр.3 х 100
= 100,66
åстр. (15:18)
= 10,70
15 Холодильник двухкамерный отечественный 2,75 100,60
2,77 100,20

2,78
16 Холодильник двухкамерный импортный 3,76 101,30
3,81 100,80

3,84
17 Машина стиральная автоматическая отечественная 2,75 101,90
2,80 100,70

2,82
18 Электроутюг с терморегулятором и пароувлажнителем 1,24 100,50
1,25 101,00

1,26 19 Бензин
åстр. (20:22) = 17,40
гр.3/гр.1 х 100
= 101,21
åстр. (20:22) = 17,61
гр5/гр.3 х 100
= 101,53
åстр. (20:22)
= 17,88
20 Бензин марки А-76 3,37 102,90
3,47 105,04
3,64
21 Бензин марки АИ-92 12,56 100,90
12,67 100,70
12,76
22 Бензин марки АИ-95 1,47 100,10
1,47 100,50
1,48
23 Платные услуги населению стр. 24+стр.28
= 13,40
гр.3/гр.1 х 100 = 102,16
стр. 24+стр.28
=13,69
гр5/гр.3 х 100
= 104,67 стр. 24+стр.28
=14,33
24 Городской электрический транспорт
åстр. (25:27)
= 2,25
гр.3/гр.1 х 100
= 101,33
åстр. (25:27) = 2,28
гр5/гр.3 х 100
= 101,32
åстр. (25:27)
= 2,31
25 Проезд в трамвае 0,66 102,10
0,67 100,00
0,67
26 Проезд в троллейбусе 0,82 101,90
0,84 100,60
0,85
27 Проезд в метро 0,77 100,00
0,77 102,30
0,79
28 Коммунальные услуги
åстр. (29:33) = 11,15
гр.3/гр.1 х 100
= 102,33
åстр. (29:33)
= 11,41
гр.5/гр.3 х 100
= 105,35
åстр. (29:33)
= 12,02
29 Водоснабжение и канализация 1,88 101,30
1,90 106,10
2,02
30 Отопление 2,93 103,70
3,04 107,20
3,26
31 Горячее водоснабжение 1,92 103,80
1,99 106,80
2,13
32 Газ сетевой 1,22 101,60
1,24 102,10
1,27
33 Электроэнергия 3,20 101,10
3,24 103,00
3,34


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экзистенциальные проблемы в творчестве ФМДостоевского Дневник писателя Сон смешного человека Идиот
Реферат Восемь принципов современного менеджмента качества, ключевые выгоды от их применения
Реферат Улыбка на здоровье
Реферат Транспорт г. Москвы
Реферат Шедевры венецианской живописи
Реферат # Первые автоматические межпланетные станции были «лунными». По космическим меркам Луна была рядом: всего лишь 384000км отделяют ее от Земли
Реферат Островский А.Н. Гроза
Реферат О смысле русского неоконсерватизма
Реферат Опала Николя Фуке как акт репрезентативной политики Людовика XIV
Реферат 19 октября, 15. 30 Белорусская государственная академия музыки
Реферат Библейский контекст романа Братья Карамазовы
Реферат Oscar Romero Essay Research Paper Oscar Arnulfo
Реферат Стратегии обеспечения материальными ресурсами различных предприятий
Реферат Анализ рынка автосервисных услуг в г. Вятские Поляны, Кировской области. Разработка услуги приёма отработанных эксплуатационных материалов
Реферат Влияние обстановки, микроклимат помещения для занятий студента