Реферат по предмету "Социология"


Основы социологии и политологии

1. Понятие социологии. 2. Исторические этапы становления социологической мысли. 1) Социология – это наука об обществе, как о социальной системе в целом, о функционировании и развитии этой системе через её составные компоненты, личности, социальные общества и социальные институты.
Социология социальная жизнь общества социальные отношения. Социальные отношения бывают: 1. Социально-групповые. (Социальные слои, классы) 2. Социально-территориально. (Городское и сельское население) 3. Социально-демографические. (Дети, молодежь) 4. Социально-профессионально. (Трудовые коллективы, профессиональные группы) 5. Межличностные отношения между отдельными личностями. В центре социальных отношений лежит взаимодействие людей и их объединения, а социология выступает как наука о поведении в среде себе подобных. 2) I. Античность (середина 1 тысячелетия до н.э.) Платон (427- 347 до н.э.) Главным произведениям считается «Государство» в котором Платон разделил общество на 3 класса: 1. Высший класс – мудрецы и управляющие государством. 2. Средний класс – войны охраняющие государство от беспорядков. 3. Нижний класс – ремесленники и крестьяне. Создал тем самым первую в мире теорию социальной страфикации. Платон считал: 1. Высший класс через мерно богат и поэтому злоупотребляет властью, чтобы этого не происходило, предлагал лишить его частной собственности. 2. К власти нужно допускать людей достигших 50 летнего возраста, высоко образованных и мудрых. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Так же как и Платон разделил общество на 3 класса: 1. Высший класс – богатая плутократия. 2. Средний класс 3. Низший класс – лишенный собственно пролетариат. Считал, что общество будет управляться лучше если: 1. Средний класс будет многочисленнее и сильнее, чем два других. 2. Часть бедняков не будет отстранены от участия в управлении государством. 3. Эгоистические интересы богатых будут ограничены. 4. Частная собственность будет у каждого, так как коллективно озлобляет людей. II. Новое время (15 – 17 века) Николо Макиавелли (1469 – 1527 г.) Главным произведением считается «Государь» которое послужило продолжение Платоновского произведения. Оно состоит из законов поведения людей, которое по мнению Макиавелли должен знать каждый лидер желающий добиться успеха. Томас Гоббс (1588 – 1679). Разработал теорию общественного договора, которая стала основой учения о гражданском обществе. В первые определил три формы государственного правления: 1. Монархия 2. Демократия 3. Аристократия III. Современный этап (середина 19 начало 20 века) Этот этап отличается от двух предшествующих тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно становиться на путь капиталистического развития. I. Начальная стадия зарождения капитализма. Огюст Конт (1798 – 1857) Считал, что вылечить больное общество можно только создав науку о нем. Открытые ею законы нужно преподавать в школах и университетах, что бы научить людей правильно строить свои взаимоотношения. Назвать ее предлагал социологией. Впервые выделил предмет и метод ее исследований, что позволило ей стать самостоятельной наукой. Карл Маркс (1818 – 1883) Его называют родоначальником социального конфликта, так как в отличии от своих предшественников он предлагал не реформировать, а уничтожить его заменив новым, более справедливым. В отличии от Конта большое значение предавал негативным сторонам капитализма. Считал, что в условиях капитализма нечего изменить нельзя, т.к. капитализм – Антагонизмический строй “где капитализм добровольно не отдаст награбленное и не поменяется местами с теми кого они эксплуатируют” Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. “Эксплантацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.” II. Продвинута стадия капитализма. Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) Как и Кон был французом. В главном человеческом обществе считал социальную солидарность , а силу создающую ее называл коллективным сознанием. Маркс Вебер (1864 – 1920) Соотечественник Маркса жил в одно время с Дюркгеймом. В отличии от Дюркгейма при выше всего ставил индивиды. Причины развития считал культурные ценности, верил в интеллигенцию. Главное в человеческом обществе считал не коллектив, а индивид сознания.









Социальные общности и социальные институты. 1. классификация социальных общностей. 2. виды и функции социального института. 3. семья, как основной социальный институт. 4. решение.

Социальные общности 1) Массовая общность характеризуется неопределенным количественным и качественным составом (болельщики, коллекционеры). Групповая общность характеризуется: 1. постоянное взаимодействие способствующие прочности и стабильности группы. 2. высокая степень сплоченности. 3. однородность состава (т.е. наличие признаков присущие всем индивидам входящею в группу) Малая общность характеризуется: 1. малочисленный состав (2-20 чел.) 2. добровольность вступления в группу. 3. наличие общих чинностей норм и образцов поведения. 4. контроль за поведением всех входящих в группу. Первичный – через эти группы (семья, школьный класс, друзья и т.д.) происходит освоение индивидов норм и образцов поведения, формируется его ценности и идеалы). Эти группы являются первичным связующим звеном между обществом и личностью. Вторичные – состоят из людей между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения и их взаимодействие направленно на достижение определенной цели (все виды организации). Социальный институт – это исторически сложившиеся форма совместной деятельности людей с целью реализации потребности в обществе. 2) Социальные институты бывают трех видов: 1. политические - направлены на завоевание, удержание и использование государственной власти (гос-во, армия) 2. экономические – направлены на удовлетворение хозяйственно бытовых потребностей общества (заводы, фабрики) 3. институты культуры и воспитания – направлены на создание укрепления развития и распространения духовных ценностей (образование, культура)
3) Семья – основанная на браке и кровном родстве объединения людей связанных общности быта и взаимной ответственности. Брак – это исторически сложившиеся форма отношений между мужчиной и женщиной с помощью, которой общество упорядочивает и разрешает их совместную жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. В зависимости от формы брака семья бывает:
1. моногамная – супружеская пара муж и жена. 2. полигамная – либо муж либо жена имеет право иметь нескольких жен или мужей. 3. нуклиарная – супружеская пара с детьми, которые не состоят в браке.
Функции семьи: 1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребностей в детях в личном плане. 2. Воспитательная – подержание культурного воспроизводства населения. 3. Хозяйственно-бытовая – подержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми. 4. Экономическая – получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членах обществ. 5. Функция первичного социального контроля – контроль за поведением членов семьи в различных сферах общественной жизни. 6. Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. 7. Функция духовного общения – формирование личности членов семьи, духовное взаимообогащение. 8. Эмоциональная функция – оказание психологической защиты и эмоциональной поддержки. 9. Социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членом семьи.
Социальная структура. 1. Понятие социальной структуры общества. Социально классовая структура Карла Маркса. 2. Социальная стратификация. 3. Социальная структура современного общества. 1) Социальная структура – это устойчивая связь элементов социальной системы, где основными элементами являются индивиды занимающие определенные места (статус) и выполняющие определенные функции (роли). Наиболее яркой социальной структурой считается социально классовая структура Маркса, который разделил общество на классы и социальные слои, за основу он взял классы. Классы – это большие группы людей из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различаю их места в уклад общественного развития. Классы бывают основные и не основные. Основные – классы чьё существование зависит от господствующих в данной общественной экономической формации экономических отношений к собственности. Не основные – остатки прежних классов в новой общественной экономической формации или зарождение новые классы, которые идут на смену основной. Помимо основных и не основных классов к структурным элементом общества являются социальные слои. Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производств и следовательно не обладающие признаками класса. Бывают межклассовые (интеллигенция); внутриклассовые – буржуазия: мелкая, средняя, крупная, городская, сельская. 2) Социальная стратификация (общественное расслоение) – деление общества на социальные группы (классы, социальные слои) по различным признакам: должность, отношение к власти, престиж, авторитет и т.д. Социальная мобильность – это изменение индивидом своего социального статуса. Этот термин был введен в 1927 году социологом Сорокиным. По мнению Сорокина социальная мобильность – перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1. Вертикальном (↑↓) 2. Горизонтальном (← →) Попытку проанализировать социальную структуру в современном обществе принял социолог Дмитриев. По его мнению современному обществу присущее большое расхождение в характере труда, уровне дохода, авторитета и престижа. 1. Административная элита – состоит из старой парт. хоз. нуменклотуры сросшееся с новой политической элитой. 2. Рабочий класс – делится на группы по ревалификационным и демографиционным. 3. Интеллигенция – умственный труд. 4. Новая буржуазия – банкиры, предприниматели. 5. Крестьянство – делятся на кооперативные (колхозы) и частно предпремимательское (фермиры).
Политология. 1. Исторические этапы становления политической. 2. Предмет политология. 1) Исторически первой формы познания политики была религиозна - мифологическая трактовка. В её основе лежала идея о божественном происхождении политической власти и существующих порядков в обществе. В середине 1 тыс. лет. до н.э. на смену приходит новая форма познания политики философски - этическая. Ее основоположники древни философы Платон, Аристотель, Конфуций считали, что политика должна быть нравственной и отвечать интересам людей. В середине века утверждается новая трактовка политики религиозно-этическая. В ее основе лежала идея о божественном происхождении политической власти и праве народа на ее свержения в случаи нарушения ей на ее свержения, в случаи нарушения ею воли божьей (Фома Аквильский). Четвертой формой познания политики стала современная трактовка ее основоположник Никола Макиавелли. Заслуга которого в том, что он впервые освободил учения о политике от теологии и рассматривал его как естественное разумное начало в жизни общества. 2) Политология – это наука о политике, политической власти, политических процессов и явлениях. Цель политологии: описание, объяснения и предсказания политических процессов и явлений.
ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ Содержание категории методы функции Содержание политологии является политика. Политика – это специфическая деятельность связанная с участием отдельных личностей групп, партий в делах общества и государства: их борьба за господство, государственную власть и установление соответствующих их интересов политических порядков в стране. Цель политики: завоевание, удержание и использование государственной власти. Категории политики – это ее узловые понятия, каждая из которых представляет собой самостоятельный предмет для исследования и в тоже время служит изучению науке о политике в целом (политическая власть, государство, политики, партии и т.д.) Категории бывают общие и частные.
Методы политики: 1. Сравнительный – путем сопоставления однотипных политических явлений позволяет выявить наиболее эффективные пути дальнейшего развития общества. 2. Системный – позволяет изучить политическое явление в целом путем последовательного рассмотрения состава его элементов.
3. Поведенческий – выявляет зависимость политики от настроения и поведения людей. 4. Социологический – выявляет зависимость политики от состояния других сфер общественной жизни. 5. Антропологический – выявляет зависимость политики от возможности в данном обществе реализовать основные потребности человека. 6. Институционный – выявляет зависимость политики от наличия и состояния политических институтов. 7. Исторический – выявляет взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, позволяет рассматривать политические процессы и явления с учетом того времени в котором они происходили.
Функции политологии: 1. Прагматическая - позволяет провести предварительную проверку выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. 2. Объяснительная – объясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления. 3. Оценочная – дает оценку существующему строю событиям, факту, поведению и настроению людей. 4. Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развития событий.
Политическая жизнь и политическая система общества. 1. Понятия политической системы общества. 2. Государственно-основной институт политической системы общества. 3. Политические партии и партийные системы. 4. Общественно политические организации и движения. 1) Политическая система – это сложная, зависящая от исторических условий совокупность государственных учреждений, политических партий, общественно политических организации и движений, и других объединений людей принимающих участие в политической жизни общества. 2) Государство – это основной институт политической системы общества, который создаётся для организаций и управлений жизни определенного населения, проживающего на определенной территории с помощью власти имеющий обязательный характер для всех его граждан.
Типы государства По общественно-экономической по форме управления по форме гос. устройства Формации Монархия республика простые сложные Абсолютная конституционная Президентская парламентская смешенная унитарные Федерация конфедерация содружество автономия Монархия – это форма государственного управления, при которой во главе государства находится лицо получивший этот пост в результате престола, наследия. Республика – это форма государственного управления, при которой органы власти формируются выборным путём. Унитарное – это форма государственного устройства, базирующая на административно-территориальных единицах. Федерация – форма государственного управления, базирующая на политических образованиях (штаты, республики, автономии и т.д.) своей политической самостоятельностью. Конфедерация – союз нескольких независимых государств, которые создаются для достижения определённой цели, политической и военной. Содружество – это межгосударственные объединения независимых стран, сохраняющих более или менее тесные контакты в различных сферах общественной жизни. Автономия – широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое отдельной национальности компактно проживающих в приделах государства. 3) политическая партия – это организация единомышлиников, которые выражают интересы определенной части населения и ставит своей целью их реализацию, путём завоевания государственной власти или участие в ее осуществление.
Политические партии бывают: 1. монархические – призывают к сохранению или возращению монархического строя. 2. консервативные – выступают за сохранение старых испытанных путей развития общества. 3. демократические, либерально демократические – отстаивают интересы народа власти, свободу слова, верховенства законов. 4. фашистские, радикальные – призывают к борьбе с демократий и вооруженному установлению диктатуры. 5. коммунистические, социалистические рабочие – призывают к замене капитализма на социализм и коммунизм. 6. анархические – призывают к ликвидации к принудительной власти государства. Партийная система – это совокупность всех действующих партий в стране и взаимоотношению между ними.
Партийные системы бывают: 1. однопартийная система. a) Во главе государства одна единственная партия, создание других партий запрещено законом. b) Партия монополизирует политическую деятельность, политическая деятельность вне закона. c) Все важные политические решения в странен принимаются высшими партийными руководителями, а роль государственного деятелей только лишь исполнительская. 2. двухпартийная система. a) в управлении государством принимают участие две партии, которые попеременно сменяют друг друга в зависимости от результатов выбора. b) Партия получившая большое количество голосов считается правящей и обладает правом на формирование правительства. c) Наличие двух партий у власти не означает, что в государстве нет других партий, они есть, но действенного влияния на политическую жизнь оказать не могут 3. многопартийная система власти –в управлении принимают участие представители от разных партий, количество которых определяется результатами всеобщих выборов.
4) Еще одной возможностью реализовать в свои политические интересы является участие в общественно политических организаций. В движение включаются граждане нежелающие организовать себя программными целями и уставными нормами политических партий, а также лица с неявно вороженными политическими интересами. В отличии от политических партий, движений представляет собой более разнообразной социальный состав. Т.е в них включаются представители разных социальных слоев и классов, также движение никогда не ставит цели завоевать власть.
Они как правило придерживаются какой-либо узкой политической задачи при достижении которой прекращают свое существование.
Движение делятся на группы в зависимости от следующих признаков: 1. масштаб (местный, региональный, межрегиональный, государственный, межгосударственный, глобальный) 2. цель (политическая, экономическая, экологическая, культурологическая) 3. число участников (массовое, элитарное) 4. длительность существования (однодневки, долгожители)
Политические режимы.
План. 1. тоталитарный режим. 2. авторитарный режим. 3. демократический режим. Политический режим – это совокупность методов приёмов и средств осуществления политической власти; Это определённый политический микроклимат действующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. 1)
Характерные черты ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА: а) Повсеместный (тоталитарный) контроль власти за всеми сферами общественной жизни. б) Высокая концентрация власти, т.е. ее сосредоточение в одних руках. в) Однопартийная система. г) Наличие всеобщей идеологии, т.е. закономерное движение к определенной цели, для достижения которых все средства хороши. д) Монополия на СМИ. е) Монополия власти на средства вооружения. Жизнь по принципу: запрещено все, кроме того, что приказано властью. Руководясь этим принципом, общество осуществляло воспитание подрастающего поколения. Тоталитаризму нужна была в вышей степени скромная личность. Скромная во всем, в желании, в одежде, в поведении. Поощрялось стремление не выделятся быть как все. Пресекалось проявление индивидуальности, оригинальности в суждении. Широкое распространение получили лицемерство, угодничество, доносительство. 2)
Характерные черты АВТОРИТАРНОГО РЕЖИМА: а) Во главе государства либо одно лицо, либо небольшая группа лиц. б) Отсутствие всеобщей идеологии. в) Опора на силу, достаточную в случаи необходимости заставить население повиноваться. г) Отсутствие всеобщего (тоталитарного) контроля за всеми сферами общественной жизни, контролируется только политики. д) Монополия власти на политическую деятельность. е) Формирование правящей элитой не демократическим путём, а путём назначения сверху. Жизнь по принципу: разрешено все, кроме политики.
Авторитарный режим может проявляться в форме: 1) Монархические проявления – во главе государства монархическая власть передаётся по наследству. 2) Военное проявление – власть захватывают, военные и политическая деятельность в стране резко ограничиваются. 3) Теократическое правление – власть в руках фонотичной, религиозной группы. 4) Персопецированное правление – во главе государства одно лицо при отсутствии других институтов власти, кроме полиции. 3)
Характерные черты ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА: а) Источником власти в стране является народ, представительная демократия – народ избирает своих представителей, наделяя их правом решать важные политические вопросы, опираясь на собственное мнение. б) Наличие двух или многопартийных систем. в) Принцип разделения власти на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. г) Легитимность власти – признанность народа. д) Политический плюрализм – наличие многопартийно системы, множество политических взглядов, целей, идей, существование аппозиции у власти. е) Высокая степень реализации прав и свобода граждан. ж) Право народа влиять на выработку политических решений. Жизнь по принципу: разрешено все, что не запрещено законом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поведение и оседание актинул tubularia larynx (leptolida, tubulariidae)
Реферат Оценка влияния региональных особенностей на размещение производственных сил в Кыргызской Республике
Реферат Проблема подготовки к экзаменам
Реферат История возникновения коммерческой деятельности в России
Реферат Пути решения проблем современного исторического образования
Реферат Речевые нарушения у детей
Реферат Процесс обучения
Реферат работа социального педпгога с семьёй
Реферат Психологическая готовность ребёнка к школе
Реферат Профессиональная подготовка инженеров-механиков
Реферат Становление и развитие Римской республики
Реферат Xосе Сильва, Берт Голдман. Управление интеллектом по методу Сильва
Реферат История возникновения аудита
Реферат Развивающее обучение
Реферат Режим труда и отдыха. Двигательная активность. Закаливание