Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Особенности управления малым предприятие

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ                                               -
РЕФЕРАТ                                                                                                    3
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                4
1.ТЕРИЯ И ПРАКТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИИ                                                                                                         9

1.1.   Формы предпринимательства, формирование малого бизнеса  10

1.2.   Предпринимательство в России: история, тенденции и перспективыразвития                                                                                     14

1.3.      Методика и результаты исследования деятельностималых  предприятий МО «Верхнесалдинскийрайон»                                             29

2.АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫВОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МО «ВЕРХНЕСАЛДИНСКИЙ РАЙОН»                      53

2.1.   Управление персоналом и цели предприятия                              53

2.2.   Политика, стратегия и планирование работы сперсоналом       65

3.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                            78

3.1.   Источники информации и их анализ                                             78

3.2.   Анализ структуры активов и пассивов                                          80

3.3.   Отчет о финансовых результатах и их использовании                83     

3.4.   Построение и анализ отчета о движении денежных средств      86

3.5.   Анализ финансового состояния                                                    87

3.6.   Анализ рентабельности                                                                  97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                       102
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                         104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                  129
РЕФЕРАТ


Дипломныйпроект состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемойлитературы.
Впервой главе излагаются определения понятия малого предпринимательства,  общестатистические и теоретическиеосновы  становления данного видадеятельности в российских условиях, изучается и анализируется современноесостояние развитиямалого предпринимательства в России в 0000 году.
Во второй главе, для выявлениянаиболее типичных управленческих проблем на малых предприятиях нашего района,при содействии администрации МО «ХХХ»приводятся данные анкетирования 00 МП города. Собранныйматериал разбит на 00 блоков, в соответствии с основными функциями управленияперсоналом, по каждому из блоков проводится детальный анализ полученныхрезультатов, вырабатывается комплекс рекомендаций и предложений по вопросамсовершенствования управленческой деятельности МП города.
Втретьей главе, на основании полученных результатов, с точки зрения управленияперсоналом, выделяется успешно действующее предприятие НПП ООО «ХХХ», проводится экономический анализ его деятельности.
В заключении подводится общий итог проделанной работы, и даются обобщенныерекомендации по практическому использованию результатов и рекомендацийнастоящего дипломного проекта.
Дипломный проект содержит 07 рисунков, 00 таблиц.






ВВЕДЕНИЕ


Малый и среднийбизнес, как таковой, существовал в нашей стране всегда. Первые массовые,легальные виды его проявления приходятся на конец восьмидесятых годов, когдапоявляются кооперативы и молодежные центры (в г. «ХХХ» Центр НТТМ «Эврика). Номалое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принятобыло так называть. Самые распространенные примеры его проявления — это вещевыерынки, существовавшие практически во всех крупных городах (г. Екатеринбург «Шуавкиш»).Определенная категория людей на торговых операциях, производстве ТНП, обеспечиваласвой доход, причем для многих эти заработки были основными. Государствопыталось бороться с этим. Все знают о проверках, штрафах и уголовных делахпротив спекулянтов, цеховиков. Но так как этот малый бизнес обеспечивалпотребность людей в дефицитных товарах, которыми «советская система» не моглаили не хотела обеспечить своих граждан в официальной торговле, государство, привсей его мощи и возможностях, в тот период, сохраняло этот вид малого бизнеса.
Раз существовалочастное производство со всеми компонентами внешних и внутренних сред – значит исуществовали вопросы управления – менеджмента.
В это времясуществовали прообразы рыночных структур, которые не были государственными и занималисьбизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своихпайщиков, имела широкую сеть заготовительных контор и кооперативных магазинов.Это были артели по добыче золота и других драгоценных металлов, которые имелиотносительную свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различныеобщества инвалидов, например, глухих и слепых. К малому бизнесу тех временследует отнести и студенческие строительные отряды.
Движениестуденческих строительных отрядов курировал комсомол. Поэтому не удивительно,что первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся в концевосьмидесятых годов, были лоббированы именно комсомолом, кузницей кадров, ивозникли в форме молодежных центров при различных комитетах комсомола, отзаводского до ЦК (в г. «ХХХ» Центр НТТМ «Эврика). Увидев образовавшуюсяофициальную отдушину, предприимчивые люди устремились в эти центры. Молодежныецентры множились как грибы. При комитете комсомола техникума или научно — исследовательского института могли существовать десятки молодежных центров,занимающихся буквально всем, от пошива халатов до внедрения сложных научныхразработок. Практически частично был легализован ранее существовавший теневойбизнес, а частично закладывались основы управления современного предпринимательстваи мелкого, и среднего, и крупного бизнеса[1].
Практическипараллельно с развитием молодежных центров развивалось кооперативное движение,возникшее на базе вышедшего Закона СССР «О кооперации». С начала 90-х годовгосударство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготыкаждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходилипостоянные массовые «перетоки» из одной формы малого предпринимательства вдругую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченнойответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь,в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становилисьчастными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью. Ксожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформсохраняется нестабильность нормативно-правовой и организационной основыфункционирования малого предпринимательства, вследствие чего роль малогопредпринимательства в экономики России и стран с развитой рыночной экономикойсущественно отличаются. Но это позволило воспитать руководителя – универсала.Специалиста во многих областях управленческого знания. Изучению российскогоопыта становления малого предпринимательства, особенностей управления малым предприятиемна местном уровне, посвящен настоящий дипломный проект.
Актуальностьтемы обусловлена противоречиями, складывающимися между значимостью успешногоразвития малого предпринимательства как одного из ключевых элементов в процессестановления рынка и недостаточной эффективностью условий его функционирования.Данное понятие многоаспектное и включает в себя целый комплекс вопросов — этоправовая среда, налоговое бремя, вопросы кадрового менеджмента, маркетинга.Именно поэтому актуально в настоящий исторический период рассмотреть вопрос: «Особенностиуправления МП».
Темауправления предприятиями разработана в России достаточно полно. Первыепубликации послеперестроечного периода, как правило основывались на опытеменеджмента стран так называемого «капиталистического лагеря». К 0000 г.сформировались школы российского управления. Поддержка малогопредпринимательства в мегаполисах и областных центрах носит четкоструктурированный характер и является в виде программных документов имеющихфинансовую поддержку. И это совершенно справедливо так как в крупных городахсосредоточены финансовые и интеллектуальные ресурсы современного общества. Вмалых городах, каким является г. «ХХХ», этому вопросу уделяется мало внимания. Деятельностьпо поддержке предпринимательства в них далека от нужд самих предпринимателей.Вопросы концепций и методологий управления своим предприятием предпринимателирешают, зачастую, интуитивными методами.
Считаюнеобходимым разрабатывать именно практические, а не декларативные мероприятияпо вопросам совершенствования методик управления малыми предприятиями в малыхгородах, эти рекомендации должны базироваться, в первую очередь, нааналитическом материале местных специфических особенностей деятельности МП.
Целью моегоисследования является изучение статистических материалов, освещающих масштабы идинамику развития российского предпринимательства. Выявление проблематикиразвития МП на местном уровне, разработка пакета рекомендаций для руководителейМП МО «ХХХ» и администрации района по вопросам управления и кадровогоменеджмента предприятий. 
Для достиженияпоставленной цели мной решаются следующие задачи:
Объектомисследования выступает статистический материал деятельности МП на территорииРФ. Анализ опыта работы 00 предприятий г. «ХХХ». Мной будет решаться один изключевых вопросов разработка критериев и рекомендаций эффективной деятельностиМП – на основе оценки эффективности управления персоналом. Проводимый анализэффективности управления предприятиями г. «ХХХ» базируется на основании анкетированияперсонала МП и актуален в настоящий период, т.к. выявляет проблематический кругвопросов стоящих перед руководителем.
Предметисследования - статистиканационального развития сектора МП, методология и процессы управления на маломпредприятии местного уровня, анализ экономических параметров эффективного, сточки зрения управления, МП.
Теоретико-методологическойосновой исследования выступают работы отечественных и зарубежныхисследователей, результаты публикаций трудов российских авторов, статистическиематериалы Госкомстата РФ по состоянию на 0 квартал 0000 г. результатыобследования предприятий города.
В данномисследовании я придерживаюсь точки зрения, что практический результат отприменения рекомендаций по вопросам оценки эффективности управления персоналомна малых предприятиях города возможно будет использовать в практической работе,как администрации города при формировании программ поддержкипредпринимательства, так и самими предпринимателями..
Эмпирическаябаза исследования содержит в себе первичный и вторичный анализ результатовнаблюдений, публикаций научного и практического характера, включающих в себярезультаты проведения аналогичных исследований. В работе использованыаналитический и статистический материалы.
Достоверностьрезультатов обусловливается использованием формально-логических методовисследования, примерами апробации в российской и местной практикеиспользованных результатов и данных.
Научнаяновизна исследования состоит в следующем:
-   показано, что управление малым предприятиемна территории муниципального образования «ХХХ» имеет свои особенности испецифику. Новизна состоит в изучении факторов оценки эффективности управленияперсоналом группы предприятий, а также прослеживается конкретный управленческийрост предпринимателя от сотрудника Центра НТТМ «Эврика до директора НПП ООО «ХХХ».
В конечномитоге это является критерием чистоты эксперимента так как позволяет выявитьтенденции в вопросах управления.
Практическаязначимость состоит в том, что в работе обоснованы подходы к усовершенствованиюполитики управления МП на территории малых городов при наличии мощногоградообразующего предприятия.
Разработанныев дипломном проекте рекомендации и выводы могут быть использованыруководителями МП в процессе управления деятельностью своих предприятий.
Основныетеоретические положения рассматриваемых в проекте исследований публиковались втеоретико-прикладных работах и научной литературе, практический планисследования имеет место в российской практике и адаптированы применительно кместному уровню.


0. ТЕРИЯ И ПРАКТИКА МАЛОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Роль малого и среднего предпринимательства в современнойэкономике трудно переоценить. В развитых странах производимая в этом секторепродукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта,в нем сосредоточено значительное число рабочих мест. В целом можно заключить,что МСП является сегодня ядром устойчивого экономического и политическогоразвития[2].
В Российской Федерации в последние годы предпринимаютсясущественные усилия по развитию малого предпринимательства. Основныенаправления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральнойпрограмме государственной поддержки малого предпринимательства в РоссийскойФедерации на 0000-0000 гг., одобренной в начале этого года правительствомРоссийской Федерации и Государственной Думой. В развитие принятых решений МАПРоссии, являющийся федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающимпроведение государственной политики в этой области, разработал рядзаконопроектов, внес предложения в правительство Российской Федерации поизменениям в действующее законодательство и по созданию институциональныхструктур для поддержки малого предпринимательства.
Тем не менее, малое предпринимательство в Российской Федерациипродолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходимапоследовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованиюзаконодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективностирегиональных программ развития малого и среднего предпринимательства, подерегулированию экономики, устранению административных барьеров. Введениюпрактик эффективного менеджмента МП.

0.0.   Формыпредпринимательства, формирование малого бизнеса

Любаяпредпринимательская деятельность осуществляется в рамках определеннойорганизационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личныхинтересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективнымиусловиями: сферой деятельности; наличием денежных средств; достоинством тех илииных форм предприятий; состоянием рынка.
Формапредпринимательства — это система норм, определяющая внутренниеотношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этогопредприятия с другими предприятиями и государственными органами — с другой.Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные;коллективные; корпоративные.
Указанныеформы, в свою очередь, классифицируются: на малые и средние, крупномасштабные.
Индивидуальныеформы предпринимательства без образования юридического лица в видепредприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству.Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Рискраспространяется на все его достояние.
В целом индивидуальное предпринимательствозанимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируетсяглавным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствахпроизводства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.
Вконце XX в. коллективные формы предпринимательствазаняли доминирующее положение — как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе.
Несмотряна различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует оналичии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности:хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества;ассоциации, союзы.
Юридическоеназвание указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странахможет со временем меняться, но их организационные формы и экономическоесодержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почтинеизменными на протяжении десятилетий.
Воссоздание в форме организации предприятиясвойственных его практической деятельности элементов имеет своей цельюобеспечить саму экономическую деятельность правовой основой. Иными словами,отдельные действия предприятия объединяют в единой модели. Особенно этоактуально для акционерных производственно-хозяйственных структур, посколькуименно эта форма предприятия наиболее четко осуществляет разделениедеятельности на уровни, и при этом отражает эти уровни в элементахакционирования. Таким образом создаются условия исследования деятельностипредприятия как по данным производства, так и по вопросам управления.
Вконкретных российских условиях конца XXв. малые предприятия создавались двумя путями: за счет выделения структурныхподразделений из крупных и средних предприятий, когда небольшие цехи, филиалыпредприятия, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность;путем образования ТОО или АО на основе личной инициативы предпринимателей —частных или юридических лиц.
Счего начинается образование малых форм предпринимательства? Привыделении структурного подразделения из состава крупногогосударственного предприятия прежде всего должно быть решение трудовогоколлектива соответствующей структурной единицы (цеха, участка, филиала) оботделении и о создании на ее базе малого предприятия.
Такоерешение оформляется протоколом общего собрания данного структурногоподразделения. Далее необходимо согласие собственника имущества о выделении изсвоего состава данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие,как правило, оформляется приказом руководителя предприятия (организации), изсостава которого выделяется новое малое предприятие.
Собственникимущества выступает в качестве учредителя малого предприятия. Подписываетсяучредительный договор, в соответствии с которым малое предприятие берет на себяобязательство выполнять требования учредителя, а учредитель дает определенныегарантии содействия малому предприятию.
Послеэтого разрабатывается устав предприятия, в котором четко указывается: вид исфера деятельности; уставный капитал; учредители, их доля в уставном капитале;почтовый адрес, телефон (факс) предприятия, фамилии и инициалы руководителя иглавного бухгалтера. Затем в местный орган власти подается заявление с просьбойо регистрации предприятия и сдаются подготовленные учредительные документы.
Местныеорганы могут запросить дополнительные сведения о санитарной и экологическойбезопасности нового предприятия, численности и структуре персонала, занятого впроизводстве и другие данные, связанные с конкретными условиями развитияданного региона. После регистрации предприятие открывает расчетный счет вбанке, в органах внутренних дел получает разрешение на штамп и гербовую печатьи становится полноценным юридическим лицом.
Присоздании нового предприятия (с нуля) прежде всего возникает вопрос о егоформе, учредителях, видах деятельности. Может быть создано индивидуальноечастное предприятие или акционерное общество с ограниченной или другойответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — 0человек, который, определив свои возможности, подготавливает устав. Дальнейшееоформление соответствует вышеуказанному порядку.
Разумеется,экономика не может базироваться только на малых формах хозяйствования.Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всегоналичием крупномасштабного предпринимательства, которое способствуетпроцветанию и малого бизнеса.
Индивидуальные, семейные и мелкиепредпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий,поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.
Наряду с этим, у малого бизнеса появляютсянекоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами.
Отмечу следующие преимущества малогопредпринимательства:
· более адаптивные гибкость и оперативность реагирования наспрос рынка;
· мобильность при выполнении работ, связанных с внедрениемновой техники, изобретений;
· более экономичное использование ресурсов, в том числевторичных;
· снижение косвенных расходов, связанных с содержаниемуправленческих непроизводственных структур;
· повышенная скорость оборота капитала.
Этипреимущества позволяют малому бизнесу:
· ускорить заполнение товарного рынка требующимисяпотребителям изделиями;
· ускорить внедрение несложных научно-техническихдостижений;
· полнее удовлетворять потребности экономики страны инаселения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуруи качество услуг;
· наладить выпуск продукции малыми сериями.
Как показывает опыт, малый бизнес позволяетсоздать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечныхрезультатах труда.
В последние десятилетия в промышленностииндустриально развитых стран проявилась тенденция к оптимизации размеровпредприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке.
В связи с падением серийности производства иразбуханием номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств,второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание былипереданы крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам,которые благодаря узкой специализации добились значительных успехов в своейдеятельности.
Сложился своеобразный симбиоз монополий имелких и средних фирм в гибком обеспечении меняющихся потребностей рынка.Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производствакак монополий, так и предприятий малого бизнеса. В Япониидо 70% предприятий малого бизнеса кооперированы с монополиями, в США— 00—00%[3].
Кооперирование малого бизнеса с крупнымсоздает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданнойконкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другойстороны, малое предприятие подчинено работодателю — крупной фирме, котораядиктует, что конкретно изготавливать, в каком количестве, в какие дни и часыпоставлять продукцию, по какой цене.0.0.   Предпринимательство в России: история,тенденции и перспективы развития
Этот разделпредставляет собой обзор условий развития малых предприятий ипредпринимательства в Российской Федерации. Цель подраздела – выработатьрекомендации по вопросам МП в более широком аналитическом контексте. Подразделначинается с описания основных стадий развития сектора малого бизнеса в России,ведущего к оценке состояния сектора малого бизнеса в России после финансового иэкономического кризиса 0998. Ключевые вопросы, которые необходимо рассмотретьследующие: как малые предприятия выживали во время кризиса? Кто потерял, а ктоприобрел в этой вынужденной перестройке? Какие управленческие выводы на будущеенадо сделать для поддержки малого бизнеса?
Здесь, так же будетпредставлен обзор опыта поддержки малого бизнеса в России в этот период, иподведении некоторых выводов. Оба эти аспекта являются важной частьюсовременного управленческого контекста МП в Российской Федерации, в которомследует рассматривать методологические принципы и рекомендации, изложенные впоследующих частях дипломного проекта. Набранный опыт предполагаетнеобходимость пересмотра политики развития предприятий и придания новогоускорения разработке и внедрению политики реформ и менеджмента. Это можетспособствовать созданию климата, благоприятного для предпринимательства и созданиярабочих мест, что даст возможность сектору малого бизнеса реализовать свойпотенциал и внести вклад в экономическую и социальную трансформацию.
По официальнойстатистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 0990 года.После того, как их число удваивалось каждый год в 0990-0990 и 0990-0990 годах,общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в пределах800 000 – 900 000 (рис. 0.0). Говоря об общей занятости, считается, что в МСПзанято 00-00 % активного населения, в то время как, например, в Польшезанятость в МСП (предприятий с числом работников менее 000) составляет 60% отобщей занятости. В то же время следует признать, что статистика регистрациипредприятий, может ввести в заблуждение, так как включает в себя толькозарегистрированные предприятия и не учитывает частных предпринимателей безюридического статуса. В виду того факта, что предполагаемое числоиндивидуальных предпринимателей в России – 0.0 миллиона, или в четыре разабольше числа зарегистрированных предприятий, масштаб предпринимательскогодвижения в России значительно больше, чем считает официальная статистика[4].

Количествомалых предприятий в России, 0990-0000 (в тысячах)
(Источник: данные Госкомстата.)



Рис. 0.0
Подавляющеебольшинство МСП в России занимаются торговлей и общественным питанием (рис. 0.0)и за последние годы показывали относительно стабильный рост. В 0999 году 00,8%МСП относилось к строительному сектору. Почти такое же количество МСП (00,7%)относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятийзанимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью,деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 0990-90 годах наблюдалсяимеющий большое значение рост МСП в области науки и высокопрофессиональныхнаучных услуг, затем в 0990-90 гг. их количество уменьшилось и за последниегоды продолжало уменьшаться[5].

Количество малых предприятий по основной отрасли (0999-0000гг) (%)
(Источник: данные Госкомстата.)

Торговля                 Строительство. Промышленность. Наука.       Транспорт.             Другое.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.