Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
1.1. Подходы к проблеме формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
1.2. Особенности, оказывающие влияние на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности
1.3. Психологические особенности, а именно тип темперамента, как фактор формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальное изучение темперамента как психологической особенности формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
2.1. Контингент испытуемых и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
2.3. Рекомендации для будущих педагогов
Выводы по II главе
Заключение
Библиография
Введение.
Проблема индивидуального стиля деятельности в нашей стране в 50—60-х годах пережила первый период повышенного интереса к себе. Возрождение интереса к этой проблеме приходится на вторую половину 80-х г., что обусловлено, прежде всего, новыми социально-политическими условиями и запросами общества.
Как и всякая научная концепция, концепция индивидуального стиля деятельности имеет свою предысторию и свои аналоги. Прежде всего, это стиль жизненного пути личности по Адлеру, стиль как инструментальная характеристика личности по Олпорту, перцептивные стили Р. Стагнера и когнитивные стили X. Виткина. Специфика концепции индивидуального стиля деятельности, отличающая ее от других подходов к изучению проблемы стиля, достаточно обоснована В. С. Мерлиным и Е. А. Климовым [2]. Значительный вклад в развитие представлений об индивидуальном стиле деятельности сделан Е.П.Ильиным и, надо полагать, что на отношение к проблеме индивидуального стиля деятельности сильное влияние оказали исследования К.М.Гуревича.
Более чем 30-летняя история изучения проблемы и неизбежное расширение ее первоначальных понятий, а также чрезвычайно широкое использование в последнее время понятия «стиль» являются достаточным основанием для того, чтобы вернуться к оценке исходных посылок и подходов, а также обсудить некоторые перспективы ее дальнейшего развития.
Целью нашего исследования является изучение психологических особенностей формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
Объект исследования – трудовая деятельность. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, человеческие сущностные силы. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Трудовая деятельность ставит перед тружеником огромное количество проблемных ситуаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. Таким образом, трудовая деятельность стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе трудовой деятельности для человека нет безразличных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товарищами по работе – все это имеет прямое отношение к производительности труда, создает общий настрой на работу и облегчает или затрудняет проявление трудовых усилий[6].
Предметом наших исследований является психологические особенности формирования индивидуального стиля.
Предположим, что на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности в большей степени оказывают влияние психологические особенности, а именно тип темперамента.
Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд конкретных задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения основных подходов к проблеме формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
2. Экспериментально изучить зависимость формирования индивидуального стиля трудовой деятельности от психологических особенностей, а именно типа темперамента в группе будущих педагогов.
3. Проанализировать влияние темперамента на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.
Глава I: Теоретические аспекты изучения психологических особенностей формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
1.1. Подходы к проблеме формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
Специфика концепции индивидуального стиля деятельности, отличающая ее от других подходов к изучению проблемы стиля, достаточно обоснована В. С. Мерлиным и Е. А. Климовым [2,5] и состоит в том, что под таковым понимаются не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание (система приемов и способов деятельности); стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальными особенностями субъекта, а формируется как «интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта»[2,11]. Стиль может изменяться при изменении условий деятельности; формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта. Термин «индивидуальный стиль деятельности» используется для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях [5]. В работах по индивидуальному стилю деятельности обычно приводят (или несколько изменяют) два его определения, данных Е. А. Климовым: в узком смысле слова это есть «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности»; в широком смысле — «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [2].
Основными исходными идейно-теоретическими положениями концепции, интегрирующими идеи Л. С. Выготского, А, Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина и других, были следующие посылки [5]:
1. Есть стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, но практически не воспитуемые (типологические свойства нервной системы).
2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности.
3. Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей.
4. Формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.
5. Субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью.
В исследованиях Е. А. Климова систематический анализ индивидуального стиля деятельности направлен на выявление сложных взаимосвязей и взаимоотношений в системе «субъект-объект» [2]. В последних работах В. С. Мерлина внимание акцентируется на фактах наличия и взаимодействия, разных по уровню индивидуальных стилей, на взаимосвязи формируемого стиля и особенностей личности, а также признается возможность ограничений в успешности деятельности лиц с разными индивидуальными особенностями.
В развитии концепции индивидуального стиля деятельности можно выделить несколько характерных этапов и подходов. Первый из них условно назовем типологическим подходом (конец 50-х—60-е г.). Основными задачами достаточно широких исследований сначала под руководством В. С. Мерлина, а затем и Е. А. Климова были:
1. Показать возможность успешной адаптации к требованиям деятельности лиц с разными биологически обусловленными особенностями психики (типологическими свойствами нервной системы).
2. Доказать возможность существования разных видов индивидуального стиля деятельности (и в разных видах деятельности).
3. Показать социальную равноценность разных стилей деятельности и отсюда — лиц с разными психологическими особенностями.
Первый этап характеризуется выраженным гуманистическим пафосом исследований и выводов; в методологическом аспекте — диалектичностью в изучении систем профессиональной адаптации людей. Результатами и характерными особенностями проведенных исследований были следующие:
· выделение двух противоположных индивидуальных стилей деятельности (что следовало как из методологического подхода, так и из методического инструментария: диагностировалось какое-либо одно типологическое свойство нервной системы); в конце 60-х г. стали выделять и третий, промежуточный стиль, но и три стиля описывались в рамках уже сложившегося подхода [2];
· акцентирование внимания на качественном анализе феномена: постулировалось, что разные индивидуальные стили деятельности одинаково эффективны, различия в адаптации к требованиям деятельности разных по типологии субъектов подчеркиваются сопоставлением двух противоположных стилей;
· констатация того факта, что эффективный индивидуальный стиль деятельности — это не просто совокупность всех наиболее рациональных приемов деятельности, а именно индивидуально-своеобразная система;
· описание индивидуального своеобразия адаптации субъектов к требованиям деятельности на разных ее уровнях (операция — действие — деятельность в целом) и др. [2];
· объяснение успешности — неуспешности деятельности субъекта типологически адекватным (т. е. соответствующим типологическим свойствам) или неадекватным индивидуальным стилем деятельности, его стихийным формированием; подчеркивается, что неэффективным «подлинный» индивидуальный стиль деятельности быть не может;
· анализ индивидуального стиля деятельности путем обобщения (суммирования) особенностей деятельности, присущих работникам с определенными свойствами нервной системы, и таким образом фактически обсуждение не столько индивидуальных, сколько групповых (типовых) стилей.
Второй этап исследований (70 — 80-е г.) — назовем его эмпирическим — характеризуется многообразием исследований, как в территориальном смысле, так и в профессиональном, но это — одиночные работы; пожалуй, единственное исключение — комплексные исследования Е. П. Ильина с сотрудниками. В целом данный этап характеризуется следующими особенностями:
· успешным наложением разработанной В. С. Мерлиным и Е. А. Климовым концепции (схемы анализа) на эмпирически сложившиеся типы, классификации видов деятельности и рабочих постов, эмпирически выделяемых качеств [4];
· широким использованием многомерных методов математической статистики для выделения, обоснования и описания индивидуальных стилей деятельности; на этом этапе выделяют 3— 5 стилей;
· психодиагностикой уже не какого-либо одного свойства, а комплекса психологических или психофизиологических особенностей; постановкой вопроса о необходимости диагностики психофизиологических комплексов;
· успешным использованием концепции для изучения индивидуальных стилей в видах деятельности с высокими и предельно высокими требованиями к профессионализму субъекта [9].
Значительный вклад в развитие представлений об индивидуальном стиле деятельности в этот период сделан Е. П. Ильиным. Им выделяются три типа адаптации субъекта к деятельности (приспособление субъекта к деятельности, приспособление деятельности к субъекту и взаимное «уравновешивание»); механизм адаптации рассматривается как взаимодействие типологической принадлежности и способностей, мотивации и результативности деятельности. При этом констатируется, что индивидуальный стиль деятельности благоприятствует проявлению способностей, но не компенсирует их отсутствие.
Е. П. Ильиным с сотрудниками поставлены и предложены решения вопросов об энергетической стоимости индивидуальных стилей деятельности, их большей или меньшей результативности и др. [1].
Вместе с тем на втором этапе имеют место и негативные тенденции. Так, например, концепция индивидуального стиля деятельности рассматривается рядоположно с практически прикладной задачей профотбора; обсуждение вопросов эффективности деятельности субъектов с разными индивидуальными стилями приводит исследователей к компромиссным выводам; факты, противоречащие исходной концепции, воспринимаются как частные, и делаются попытки «улучшения» концепции, что приводит к размыванию понятия индивидуального стиля деятельности. Наиболее негативная тенденция — рассмотрение связей больших массивов данных психодиагностики и выделенных элементов деятельности вместо анализа индивидуального стиля деятельности как системы. В ряде работ имеет место отрыв «системы способов деятельности» от «системы психологических средств» и описание лишь одной из них. В совокупности эти тенденции отражают заметный спад интереса к проблеме: резко уменьшается число исследований индивидуального стиля деятельности на модели профессиональной деятельности.
Третий этап, характеризующийся стремлением к интеграции знаний о детерминантах стиля — условно назовем его естественнонаучным,— имеет ряд особенностей, объединяющих его с двумя предшествующими.
На протяжении всех трех этапов исследований шло поступательное расширение психологического содержания стиля, увеличение числа анализируемых психологических детерминант и аспектов его проявления. Вместе с тем, общей особенностью определившихся подходов можно назвать статичность, ретроспективность анализа, «психоцентризм»— установку психологов объяснять стиль как систему способов деятельности, детерминированную индивидуально-психологическими особенностями работника.
Возвращаясь к проблеме собственно индивидуального стиля деятельности, нам представляется важным сформулировать следующее:
1. Изучение внутренних закономерностей деятельности в контексте проблемы индивидуального ее стиля может стать самостоятельной задачей. Именно такой «объектнодетерминистический» подход в ближайший период может быть довольно плодотворным.
2. Вероятно, индивидуальный стиль деятельности является одной из тех психологических проблем, изучение которых позволит более дифференцирование проследить преобразование законов физического мира в закономерности психического и последующую их ретрансляцию в закономерности искусственных систем, создаваемых человеком.
1.2 Особенности, влияющие на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.
Формирование индивидуального стиля трудовой деятельности невозможно без изучения и учета индивидуальных психологических особенностей отдельных людей. Индивидуальные различия порождаются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственные аномалии (аномалии в хромосомах или генах) могут вызывать физические, умственные, психические аномалии и уродства. Однако если исключить такие патологические крайности, то наследственность допускает очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития живого существа зависит от его внешней среды, в которой он находится с момента зачатия и до смерти. Но один и тот же фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфически наследственного материала, на который он взаимодействует. Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, характер, темперамент [8].
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
1. Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2. Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной сфере.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений руки и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического взаимодействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Таким образом, способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к умениям и знаниям.
Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладевании деятельностью может достигаться различными путями. Так недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность, и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Какова связь темперамента с характером? Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера: 1) отождествление темперамента и характера (Кречмер); 2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Левитов); 3) признание темперамента элементом характера; 4) признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А.Г. Шмелев, М.В. Бодунов, У. Норман и др.):
1) самоуверенность – неуверенность;
2) согласие, дружелюбие – враждебность;
3) сознательность – импульсивность;
4) эмоциональная стабильность – тревожность;
5) интеллектуальная гибкость – ригидность.
Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность – замкнутость, лидерство – подчиненность, оптимизм – уныние, смелость – осторожность, доверчивость – подозрительность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм (зависимость от группы), самоконтроль – импульсивность, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, гибкость – ригидность, демонстративность – скромность, оригинальность - стереотипность и др. [8].
1.3. Психологические особенности, а именно тип темперамента, как фактор формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными [8]. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами [2].
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же можно установить только четыре простых вида темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический. Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений (Кант называл ощущениями то, что в современной психологии называют чувствами) бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса: возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика); «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника); «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика); «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, обусловливает темперамент меланхолика).
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т. е. он - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции; подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система.
3аметим, что в данной классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. В 1923г. швейцарский психолог и философ Карл Юнг выявил два главных типа поведения. Первый тип - экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны. Второй тип - интровертированный. Для этих людей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга, преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии - у меланхоликов и флегматиков.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.
Темперамент- это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники [8].
В.С. Мерлин рассматривает темперамент как особый "психодинамический" уровень в структуре интегральной индивидуальности. Под темпераментом он понимает "энергетическую" характеристику психических свойств. В качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: эмоциональная возбудимость и эмоциональная стабильность, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой, целенаправленной деятельности, пластичность-ригидность, резистентность и субъективация. В.М. Русалов развивает концепцию общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. Под его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:
Темперамент не зависит от содержания, мотива деятельности и цели поведения (стилевого аспекта поведения), и отражает их формальный аспект.
Темперамент характеризует типичную для индивида меру энергетического напряжения при взаимодействии с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой) и имеет эволюционное значение
Темперамент универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.
Темперамент проявляется уже в детстве (у эмбриона на 3 неделе внутриутробного развития) и наследуется чаще по материнской линии.
Темперамент устойчив в течение длительного периода жизни (25% генетическая детерминанта и 75% родительское воспитание, среда общения).
Темперамент высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и др.)[5].
Темперамент, безусловно, влияет на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности, но, следует заметить, что индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами.
Необходимо учитывать то, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.
Выводы по I главе:
Проведя анализ психолого–педагогической литературы мы сделали ряд выводов.
1) Подходы к изучению стилевых проявлений крайне разнообразны, что определяется неоднозначностью того круга психологических феноменов, которые авторы относят к понятию стиля. В нашей стране наибольшее распространение получил подход к изучению стиля как индивидуально своеобразной системы способов выполнения конкретной деятельности – трудовой, спортивной, учебной и др. Причем наибольшее внимание до настоящего времени было уделено типологической обусловленности индивидуального стиля, зависимости его компонентов от темперамента и свойств нервной системы.
2) На формирование индивидуального стиля трудовой деятельности оказывают влияние следующие особенности: способности, характер, темперамент.
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, другим людям, порученному делу.
3) Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека. Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющихся в познавательных процессах, действиях и общении человека определяют его индивидуальный стиль трудовой деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Глава II: Экспериментальное изучение темперамента как психологической особенности формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования.
Для проверки представления о влиянии психологической особенности, а именно типа темперамента на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности нами было проведено исследование.
В качестве объекта исследования выступали студенты второго курса Череповецкого Государственного Университета, учащиеся на специальности профессиональное обучение. В эксперименте принимали участие 20 человек. Из них 8 юношей и 12 девушек. Возраст испытуемых от 18 до 20 лет.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И. С. Кон, В.Т. Лисовский и др. Характерной чертой нравственного развития в это возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)
В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирование яркой, высококультурной индивидуальности.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности) от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими периодами жизни, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и так далее. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, “пиковых” результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [6,8].
Для определения типа темперамента нами использовался личностный опросник Г.Айзенка [10]. Испытуемым предлагается ответить на57 вопросов, на каждый вопрос отвечать только да или нет.
Айзенк всю совокупность описывающих человека черт представил посредством двух главных факторов: экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Экстравертированный тип личности ориентирован на мир внешних объектов, а интровертированный тип - на внутренний мир. Экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. Высокий балл по шкале "экстраверсия-интроверсия" соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий балл - более низкому порогу. Таким образом, "экстраверты" испытывают более низкую, а "интроверты" более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздражители.
Второй фактор - нейротизм - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Определенному уровню нейротизма соответствует определенный уровень активации в лимбической системе: повышенная эмоциональная нестабильность является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а эмоциональная устойчивость, наоборот, результат более низкой реактивности.
Экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обуславливает проявление темперамента холерика; “интроверсия + невротизм” определяет темперамент меланхолика; противоположность невротизма – эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент, в сочетании с интроверсией как флегматический[8].
Также мы провели с испытуемыми беседу, в ходе которой ознакомили их с теми качествами, которые должны быть присущи им или которые они должны развивать для того, чтобы успешно работать по выбранной специальности. Это в первую очередь такие качества, как: потребность в общении, способность быстро разбираться во взаимоотношениях других людей, способность к сопереживанию и др.
После беседы мы предложили участникам эксперимента ответить на вопросы с целью определения их компетентности в общении. При этом мы использовали 2 теста-опросника. Первый – тест В.Ф.Ряховского на определение оценки уровня общительности; тест состоит из 16 простых вопросов, он содержит возможность определения уровня коммуникабельности. Второй – тест на определение оценки самоконтроля в общении. Он разработан американским психологом М.Снайдером.
Испытуемым предлагается прочитать 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации и каждое из них оценить как верное или неверное применительно к себе [10].
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Обработав результаты теста на определение типа темперамента, мы получили следующие результаты:
- 12 человек – холерики-экстраверты;
- 6 человек – сангвиники-экстраверты;
- 2 человека – флегматики-интроверты.
Как уже было сказано холерики – нестабильная, неуравновешенная личность. В общении может быть несдержан, резок; сангвиник – социальная стабильная личность, общителен; флегматик – стабильная личность, медлителен, внешне спокоен, пассивен. В ходе беседы мы ознакомили испытуемых с качествами, которые должны быть им присущи для работы по выбранной специальности, а это, в первую очередь – общительность, коммуникативность и самоконтроль в общении [8]. Обработав результаты двух последующих, тестов и, сопоставив с результатами теста на определение типа темперамента, мы сможем сделать вывод о влиянии типа темперамента на такие качества, как самоконтроль и уровень общительности. Подсчитав результаты теста на оценку самоконтроля в общении, мы получили следующее:
- 12 человек – средний коммуникативный контроль (искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях);
- 8 человек – высокий коммуникативный контроль (легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации).
Результаты теста на определение уровня общительности были следующие:
- 8 человек имеют нормальный уровень коммуникабельности. Это любознательные люди, охотно слушающие интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости;
- 12 человек очень общительны (порой, быть может, сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Им недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, они могут заставить себя не отступать.
Выдвинутая нами гипотеза, была полностью подтверждена в экспериментальной части. Холерики более общительны, но имеют невысокий уровень самоконтроля. Несдержанны в эмоциональных проявлениях. Сангвиники и флегматики имеют нормальный уровень коммуникабельности и высокий самоконтроль в общении. На примере самоконтроля и уровня общительности мы доказали, что люди с разным типом темперамента в разной степени обладают теми, или иными качествами, а значит, по-разному будут выстраивать индивидуальный стиль трудовой деятельности.
2.3.Рекомендации для будущих педагогов.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Исследователи выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к учащимся: позитивная и негативная.
Наличие негативной установки преподавателя можно определить по следующим признакам: преподаватель дает “плохому” ученику меньше времени на ответ, чем “хорошему”; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет.
Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его.
Реализуя свою установку по отношению к “хорошим” и “плохим” учащимся, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на учащихся, как бы определяя программу их дальнейшего развития.
Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Педагог, владеющий этим стилем, осознанно ставит задачи перед учащимися, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
· приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);
· создание на занятии атмосферы защищенности при общении учащихся с преподавателями;
· одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
· одобрение практики обращения учащихся за помощью к преподавателю или товарищам;
· поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;
· создание щадящих условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
· недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятии [8].
Выводы по II главе:
1) Проводя эксперимент необходимо учитывать возрастные
особенности испытуемых. В нашем случае возраст испытуемых входит в рамки второго периода юности или первого периода зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.
2) Чтобы сделать объективные выводы по нашему эксперименту мы использовали несколько методов исследования. В результате мы получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы: тип темперамента влияет на индивидуальный стиль трудовой деятельности.
3) Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога, т.е. готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Также установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование определенных коммуникативных приемов.
Заключение.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.)
Наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности [8].
Во второй части нашей работы мы экспериментально доказали, что люди с разным типом темперамента в разной степени обладают теми или иными качествами, а значит, по-разному будут выстраивать индивидуальный стиль трудовой деятельности.
Библиография.
1) Ильин Е.П. Стиль деятельности, новые подходы и аспекты.// Вопросы психологии. 1988. №6.
2) Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
3) Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. №3.
4) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
5) Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
6) Немов Р.С. Психология. – М: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 1999
7) Общая психология: Учебное пособие для студентов институтов / В.В. Богославский, А.А. Степанов, Л.Д. Виноградова и др.-М.: Просвещение, 1981. – 383с.
8) Столяренко Л.Д.: Основы психологии. 4-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2001: - 672с.
9) Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. 1987. №4.
10) Шевандрин Н.И. “Психодиагностика. Коррекция и развитие личности.” М.:1988-512с.; ил.
11) Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. №6.