Реферат по предмету "Программирование и компьютеры"


Модель системы массового обслуживания на Симуле

I. Постановка задачи. В студенческом машинном зале расположены две мини-ЭВМ и одно уст­ройство подготовки данных (УПД). Студенты приходят с интервалом 8±3 мин. и треть из них хочет испытать УПД и ЭВМ, а остальные только ЭВМ. Допустимое количество студентов в машинном зале 4 чел., включая работающего на УПД.
Работа на УПД занимает 9±4 мин. Работа на ЭВМ - 15±10 мин.; 20% рабо­тавших на ЭВМ возвращаются для повторного использования УПД и ЭВМ и ос­таются при этом в машинном зале. Если студент пришел в машинный зал, а там уже есть 4 чел., то он ждет не более 15±2 мин. в очереди в машинный зал и, если нет возможности в течение этого времени начать работать, то он уходит. Смоделировать работу в машинном зале в течение 48 часов. Определить: - загрузку УПД и обеих ЭВМ, - максимальную длину очереди в машинный зал, - среднее время ожидания в очереди в машинный зал, - распределение общего времени работы студента в машинном зале, - количество студентов, которые не дождались возможности поработать и ушли. II. Решение задачи. 2.1 Текст программы. Текст программы полностью приведен в конце данного документа. 2.2 Схема решения в терминах предметной области. Собираясь приступить к работе в машинном зале, студент подходит к нему и проверяет, есть ли очередь в машинный зал. Если таковой нет, то он ищет в по­следнем свободное место, а если очередь есть, то становится в ее конец. Затем, либо входит в машинный зал, либо создает очередь, состоящую из одного чело­века (его самого). После этого ждет в течение 15±2 мин. Если за это время место в зале не освобождается, студент уходит, в противном же случае, он покидает очередь и попадает в машинный зал. Работа студента в машинном зале происходит следующим образом. Сту­дент определяет, приступить ли ему к работе УПД, а затем на одной из ЭВМ (по условию задачи, число таких студентов составляет треть от общего числа посети­телей) или пройти сразу к ЭВМ (все остальные). После работы на ЭВМ каждый студент может либо покинуть машинный зал, либо приступить к повторной работе (20%), теперь уже точно на УПД и ЭВМ. 2.3 Схема решения задачи в терминах языка Симула. 2.3.1 Глобальные переменные и массивы. M,U,C,P – целые числа, служащие для создания в программе четырех различных потоков независимых величин; I – счетчик цикла FOR (используется для вывода таблицы); MZCap – целое число, обозначающее число мест в машинном зале; Num – число студентов, покинувших очередь; Nmb – число студентов, дождавшихся обслуживания; MAX – максимальная длина очереди; Toz – суммарное время ожидания в очереди; Pupd – время простоя УПД; Pcomp – время простоя обеих ЭВМ; QUEUE – очередь в машинный зал; QUPD – очередь на УПД; QCOMP – очередь на ЭВМ; UPD1 – ссылка на УПД; COMP1 – ссылка на пару ЭВМ; Std – массив действительных чисел из 10 элементов, в которые помещаются данные о числе студентов, проделавших работу за i-й интервал времени [Ti-1,Ti]; Tim – массив действительных чисел, в котором хранятся границы временных интервалов Ti. 2.3.2 Процессы. GENER – процесс, имитирующий появление студента у машинного зала; STUDENT – процесс, описывающий действия студента; COMP – процесс, изображающий работу двух мини-ЭВМ; UPD – процесс, изображающий работу УПД; 2.3.3 Получение результатов. Для получения результатов используются перечисленные в пункте 2.3.1 глобальные переменные и следующие соотношения: Загрузка УПД = 1 - ; Загрузка ЭВМ = 1 - ; Число ушедших студентов = Num; Максимальная длина очереди = MAX; Среднее время ожидания в очереди = . Распределение общего времени работы студента в машинном зале получено в виде массивов std и tim. 2.3.4 Комментарии к программе. Подробные комментарии приведены в тексте программы в конце данного документа. 2.3.5 Результаты. Загрузка УПД = 33,8%; Загрузка ЭВМ = 82,1%; Число ушедших студентов = 109; Максимальная длина очереди = 3; Среднее время ожидания в очереди = 9,79 мин. Распределение общего времени работы студентов в машинном зале приведено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Число студентов Интервалы времени 14 0 – 15 86 15 – 30 56 30 – 45 20 45 – 60 19 60 – 75 24 75 – 90 12 90 – 105 9 105 – 120 8 120 – 135 III. Исследование адекватности модели. 3.1 Метод исследования. Рассмотренный далее метод не претендует на абсолютную точность, но, тем не менее, позволяет примерно оценить соответствие модели реальной ситуации. Метод заключается в использовании внесения изменений в начальные дан­ные. При этом анализируются изменения получаемых результатов. 3.2 Применение метода к поставленной задаче. Вся информация по измененным входным данным и полученным результа­там представлена в таблице 3.1 Знаком “|” отделяются значения для исходной за­дачи от значений для задачи, получаемой в результате внесения изменений. Таблица 3.1 Параметр Загрузка УПД, % Загрузка ЭВМ, % Макси­мальная длина оче­реди, чел. Среднее время ожидания, мин. Число ушедших студентов, чел. Время работы системы 48 | 100 часов 33,8 | 32,0 81,2 | 83,1 3 | 3 9,79 | 9,72 109 | 324 Число мини-ЭВМ 2 | 1 шт. 33,8 | 21,4 81,2 | 81,0 3 | 3 9,79 | 12,12 109 | 229 Число человек в зале 4 | 2 33,8 | 31,8 81,2 | 83,6 3 | 3 9,79 | 9,76 109 | 149 Интервал между приходами студентов 8±3 | 1 33,8 | 34,0 81,2 | 83,2 3 | 18 9,79 | 14,36 109 | 2650 Число желающих использовать УПД и ЭВМ 33 | 66 % 33,8 | 47,1 81,2 | 76,6 3 | 3 9,79 | 11,17 109 | 192 Приведенные здесь результаты показывают, что полученная модель с достаточной точностью отображает реальную ситуацию в рамках поставленной задачи. IV. Сравнительный анализ моделей. В приведенной ниже таблице даны искомые значения, полученные при помощи двух моделей: в реализации на GPSS и в реализации на языке Симула. Таблица 4.1 Величина GPSS Симула Загрузка УПД 55,2 33,8 Загрузка ЭВМ 96,5 81,2 Число ушедших студентов 78 109 Максимальная длина очереди 4 3 Среднее время ожидания 9,02 9,79 Как видно, приведенные величины отличаются друг от друга несущественно. Это означает, что обе модели с достаточной точностью можно считать адекватными друг другу .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.