Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Причины преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказания")

Реферат
по литературе
Тема
Причины преступления Родиона Раскольникова(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказания»)

Содержание
I.Обоснование выбора темы
II. Образ Петербурга
III. Бедность героя
IV. Положение семьи
V. Сострадание к «униженным» и«оскорбленным»
VI. Гордость героя
VII. Одиночество Раскольникова
VIII. Теория о «тварях дрожащих» и «правоимеющих»
IX. Вывод
X.Список используемой литературы

I. Обоснование выбора темы
Ф.М. Достоевскийявляется одним из моих самых любимых писателей. Его творчество очень актуальнов настоящее время; открыв страницы его романов, можно найти там ответы намногие интересующие вопросы. Ни одно произведение Достоевского не можетоставить равнодушным. Он был непревзойденным мастером «больных сцен»; безсловесных нажимов умел достичь огромной силы впечатления отбором жизненныхявлений, от которых цепенеешь в ужасе и над которыми глубоко задумываешься. Писательвсегда изображал не устоявшиеся в жизни явления, а находящиеся в движении,разноконтрастные, конфликтные. В центре каждого большого романа Достоевского стоитодна необыкновенная, загадочная личность. Человек, «стоящий на краю пропасти»,доведенный до отчаяния интересовал писателя своей психологией: чтоспособствовало тому, что он оказался на этой грани; как можно помочь ему; естьли предел его падению? Никто, кроме Достоевского, на мой взгляд, не смог такдостоверно раскрыть перед читателем внутренний мир человека, всю его сложностьи показать самые потаенные уголки его души. Но также он уделял большое вниманиезанимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрнойфабулы, захватывающей читателя.
Одним изинтереснейших произведений Ф.М. Достоевского, да и всей русской литературы,является роман «Преступление и наказание». Достаточно открыть первую страницу,как невольно и незаметно втягиваешься в стремительный ритм этого произведения.Повествование построено так, что в продолжении всего романа напряженно следишьза каждым движением воспаленной мысли главного героя — Родиона РомановичаРаскольникова, за одинокими блужданиями его души, за лихорадочной сменойрешений и противоречивых поступков. Я заинтересовалась изменением внутреннегомира Раскольникова, повлекшим за собой ужасный поступок – убийство старухи–процентщицы- и причинами, вызвавшими эти изменения. Именно поэтому я выбрала эту тему длясвоего реферата. Я хочу разобраться, что подтолкнуло главного героя ксовершению преступления. Все, чтопослужило мотивами убийства Родиона Раскольникова, построено наглубоких, запутанных противоречиях, в которых мне предстоит разобраться в ходеэтой работы.
II. Образ Петербурга
Одной изпричин ужасного поступка Раскольникова является атмосфера жизни. Для Родиона — это Петербург. Но не тот Петербург, который видит турист, осматриваядостопримечательности…
Петербург — город-вампир. Он пьет жизненные соки из людей, которые в него приезжают. Такслучилось и с главным героем романа. Когда он только приехал сюда, он ещеоставался тем славным мальчиком из детства. Но атмосфера этого мертвого,безликого, холодного, страшного города постепенно оказывает негативое влияниена психику Раскольникова.
Природыздесь почти нет, а если и встречается, только акцентируется ее отсутствие востальных местах. Исчезли из поля зрения дворцы, «изукрашенные в зелени» дачи,кружево оград. За весь роман Петербург только однажды предстает перед героемчастичкой своей красоты: «Необъяснимым холодом веяло на него от этойвеликолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышнаякартина…». Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем дляРаскольникова, который привык к другому Петербургу. Мрачные давящие здания,тесные дворы-колодцы, узкие улочки, мрачные закоулки, канавы с грязной водой –это город бедноты. Петербург предстает перед нами как город контрастов, гденепреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», которые живут там, где нет нивони, ни духоты, ни распивочных, где во дворах растут красивые цветы, и всекажется безмятежным, и таких, как Раскольников. Этот город-двойник имеет«державный, строгий вид», но за внешним великолепием скрывается ужаснаявнутренняя сторона. И это в определенной степени заставляет героя задуматьсянад несправедливостью жизни.
Действиеромана разворачивается летом. Постоянно удушающая жара, вонь, грязь царятповсюду и производят тягостное впечатление. На каждом шагу встречаютсяраспивочные, трактиры и публичные дома, огромное количество мертвецки пьяныхлюдей, «поминутно попадавшихся, несмотря на буднее время», продажных женщин. Поночам, когда посетители начинают покидать кабаки, главный герой постояннопросыпается от пьяных криков. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе.Дышать пыльным, «зараженным городом» воздухом просто невозможно. «… жара стояластрашная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и… вонь…известная каждому петербуржцу…» В этомгороде не ощущается присутствие живой воды. Томимые жаждой, мучимые палящимсолнцем и духотой бродят по городу его обитатели, всюду натыкаясь лишь на серыйкамень. Но как только кому-то захочется топиться — немедленно появляется река, возникаетиз небытия высокий мост, с которого так удобно броситься вниз головой… Дажереки в Петербурге не явление природы, не прекрасное Божье творение, а скованнаязлой волей города его часть, лживое перевоплощение серого камня.
ИРаскольников страдает от созерцания такого городского «пейзажа», испытываетчувство «глубочайшего омерзения». Автор подчеркивает, что такая атмосфераникогда не покидает Петербург в летнее время, используя подобное описание вовторой части и дальше: «…духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошнотыбило в нос свежею краской на тухлой олифе». Но отвратительны не только тесныеулицы, переулки, речки. Не менее ужасны и те «клетки», в которых живут героиромана. Создающая ощущение безысходности, жалкая каморка Раскольникова, в которойвсегда царит полутьма, похожа на шкаф. Сырая, «низкая, что вот-вот стукнешьсяголовой», она до того мала, что можно лежа на кровати открыть защелку двери; а«низкие потолки и тесные комнаты», по словам самого героя, «душу и ум теснят». Какгроб видится нам постель Раскольникова, которую сплошь покрывают лохмотья. Именноздесь героя начали посещать страшные мысли, вылившиеся впоследствии в бесчеловечнуютеорию.
В описанияхПетербурга Достоевский в основном использует желтый цвет – символ болезни. «Небольшаякомната… с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…»(описание комнаты старухи). И в каморке Раскольникова «желтенькие пыльные обои»,отставшие от стены, которые вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломаяее. А на улице – желто-серые, пыльные, высокие дома со «слепыми окнами». Этотядовитый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Дажелюди носят на себе его отпечаток (бледно-желтый цвет лица Раскольникова, желтоеот постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с желтым испитымлицом, желтое платье утопленницы). Сам грязно-желтый, уныло-желтый,болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психическойнеустойчивости, общей подавленности. Губительная и нездоровая атмосферапетербургских домов с выбитыми стеклами, с черными, облитыми помоями лестницами,оставляющими гнетущее впечатление, площадок и грязных площадей приносит мрачныемысли. Главные качества изображенного в романе пространства – теснота и узость.Герой, попавший сюда, чувствует духовную пустоту и одиночество. Этот городвраждебен человеку, он создает ощущение безысходности. Жизнь приобретает здесьфантастические, уродливые очертания, а реальность кажется кошмарным видением.«Редко где найдется столько… резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».Петербург — город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей,порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызовсамой природе. Точно так же собирается бросить вызов человеческой природеРодион Раскольников. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь,обретает зловещие черты в воспаленном мозгу бедного юноши. Мы видим, чтоПетербург в романе — не просто фон, на котором разворачиваются события. Этотоже своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит,навевает странные видения, внушает безумные идеи. Он будто подталкиваетРаскольникова преступить законы совести, помогает крепнуть и все большеуглубляться в его сознание безнравственной идее. В этих условиях и начинаетсяпостепенное «падение» героя.
III. Бедность героя
В ПетербургРаскольников приехал, чтобы, закончив учебу в университете, стать юристом, уважаемымв обществе человеком. Но надежда на светлое будущее рушится очень быстро. Онпопадает в атмосферу полной нищеты и болезненноощущает унизительность своего положения.
 Герой ютитсяв убогой каморке. Ему даже нечем заплатить за существование в этой клетке,находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просилипростору». Родион «был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться»,поэтому он постоянно старался «проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице…чтобы никто не видел». Раскольников страдает от постоянного недоедания, иногдане ест по нескольку дней, питается вчерашним супом, которым из милости кормит егослужанка хозяйки квартиры. Одет Раскольников в лохмотья; все у него дырявое,все в прорехах, в пятнах. Шляпа (высокий цилиндр) – рыжая, с отвисшими полями;брюки с бахрамой. Один раз, когда он шел по улице, ему даже подали пятак. «Онбыл задавлен бедностью… до того худо одет, что иной, даже привычный человекпосовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Родион зарабатывалгроши, переводя различные статьи и давая уроки, получал скудную материальнуюподдержку от матери и сестры, живших в провинции. Но скоро из-за отсутствиясредств Раскольникову приходится оставить учебу, он влезает в долги. Умирая сголоду, Родион закладывает у ростовщицы Алены Ивановны последние ценные вещипод чудовищные проценты, лишь изредка получая за это жалкие ссуды. И в этотмомент у него и появляется мысль об убийстве.
Раскольниковстал жертвой социального унижения. Погруженный в нищенскую обстановку, он начинаетстрадать, мучиться. Убожество жилья, постоянное отсутствие денег – все этодавило на бедного студента, попавшего в невыносимые условия. И герой не желаетмириться с такой жизнью. Подробности быта позволяют понять истоки состоянияподавленности героя, начинаешь понимать, что человек, живущий в такой обстановке,может дойти до любого безумия.
IV. Положение семьи
Под угрозойоказывается и судьба матери и сестры Раскольникова, не защищенных от жестокостии несправедливости окружающего мира. Он прекрасно знает, что они живут оченьплохо, в долгах, да еще постоянно присылают ему деньги. И сильно развитоечувство порядочности не позволяет Родиону пользоваться средствами матери,которую он должен содержать, но крайняя нужда заставляет героя это делать.
Герой всемсердцем переживает за свою семью, успевшую познакомиться с тяжелой участьючеловека из непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков ибогачей. Его душа болит за горячо любимую сестру Дуню, которая вынужденатерпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием, ипонимает, как трудно все это переносить. Работая гувернанткой в домеСвидригайловых, она сносила сначала грубость и насмешки со стороны хозяина, апотом его настойчивые ухаживания и не могла покинуть этот дом, так как взялавперед немалую сумму денег, чтобы выслать брату, и должна была сперварасплатиться, да к тому же не хотела вызвать подозрений у жены АркадияИвановича и разрушать семью. Но когда Марфа Петровна узнала об отношении своегомужа к Дунечке, то обвинила во всем ее и опозорила бедняжку во всех домах, такчто больше устроиться ей было некуда. Невозможно было даже выйти на улицу:кругом шептались, бросали презрительные взгляды; а все знакомые сразу жеотвернулись от Дуни и Пульхерии Александровны. Потом, конечно, честь сестрыбыла восстановлена (Свидригайлов признался во всем жене), но, сколько страданийпришлось вынести этой девушке. Дунечка своенравна и великодушна. Она готовапожертвовать собой и выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его идаже чувствуя к нему отвращение, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь,лишенную радости. Дуня собирается погубить себя и решается на этот шаг из-залюбви к своему брату Роде, из-за невозможности помочь ему другим способом. Нобесконечно любящий сестру и мать Раскольников не может принять от них такойжертвы и вместе с тем бессилен этому воспрепятствовать, ибо ему «нечегопредложить сестре взамен».
С первыхслов письма матери, в котором сообщалось о предложении Дуне со стороны Лужина, онвозненавидел этого, «кажется, доброго человека»: «Не бывать этому браку…».Родиону ненавистна сама мысльо том, что Дуня выйдет замуж за Лужина, которомунужна жена, почитающая его за своего спасителя и безмерно благодарная за всеего добрые дела. Он прекрасно знал, что Дуня никогда не связала бы свою жизнь счеловеком, которого не уважает из одной личной выгоды, она лучше бы умерла иливыполняла непосильную работу, чем «оподлила свое нравственное чувство», и понялистинную причину поступка сестры: этот господин может содержать свято любимогобрата в университете, потом сделать его копаньоном в конторе; и ненаглядныйРодя непременно станет уважаемым человеком. Его сознание сразу охватывает весьсмысл надвигающейся опасности: «А мать? Да ведь тут… бесценный Родя…» и «такоюдочерью» можно пожертвовать! «А что, если… уже есть… презрение, омерзение?..»Раскольников сразу угадывает подлинную сущность Лужина, его корыстолюбивую,черствую и бессердечную натуру, видит в этом браке всего лишь куплю-продажу. АДунечка и мать готовы закрыть глаза на всю мерзость сложившейся ситуации,разрешение которой занимает все мысли Родиона.
Онпостоянно думает об этом, задает себе одни и те же вопросы, волновавшие его иранее, наводящие тоску и заставляющие страдать, которые каждый раз он называлнеразрешимыми. Но теперь Раскольников понимает, что бездействовать большенельзя: «во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь», иначе жизньего семьи превратиться в кошмар. Это очень мучает Раскольникова, не дает емупокоя; герой приходит к осознанию необходимости преступления – убийствастарухи-процентщицы, на деньги которой он хочет поправить свое положение иположение семьи и тем самым избавить любимую сестру от замужества с Лужиным, амать — от благословения дочери на вечные муки.
V. Сострадание к «униженным и оскорбленным»
Но нетолько несчастья своих близких трогают Раскольникова, заставляют убеждаться внесправедливости устройства мира. Его доброе,трепетное сердце открытостраданиям всех обездоленных. Он человек огромной внутренней прямоты ичестности, не терпящий лжи и фальши, не понимающий людей, которые проворачиваютсвои «грязные делишки» за счет чужого несчастья, боли и думают только особственном благополучии. Герой уверен: именно такие люди усугубляют и без тогобедственное положение петербургских низов, а иногда являются причиной «падения»человека. Мир, в котором живет Раскольников и окружающие его люди, — мир отчаянья, лишений, мир,пугающий и страшный, в котором жизнь человеческая становится страданием:вечным, безнадежным и бессмысленным. Достоевский показывает нам жизнь — муку,жизнь — Ад и людей, которые пытаются этой жизнью жить. Это мир одиноких сердеци беспомощных слез. Кажется, сама судьба определила всем страдание и несчастье.И как они ни бьются, ни карабкаются из последних сил, им никуда не выбиться. Даи куда стремиться? — пути, предлагаемые действительностью, нечестны илипорочны, а «нормальное», общепринятое – «выйти в люди» и «место достать» — представляется абсолютно недостижимым.
Хорошеенравственное воспитание не позволяет Родиону равнодушно смотреть на весь ужас,который творится вокруг. Каждаявстреча с обездоленным этим миром ранит ему душу. Героя окружает атмосфера безмерного горя;повсюду — подавление человеческогодостоинства. В душных итесных комнатах голодают люди, умирают их мечты. На его глазах совершаетсямножество преступлений, гибнут не только взрослые, но и дети, которые вынужденыкаждый день наблюдать страшные картины повседневной жизни. И герой, обладаядобрым сердцем, непременно хочет помочь всем, кто находится в безнадежном положении,придать смысл их существованию, дать им шанс на счастливую жизнь. Он не может смириться с мыслью, что судьбачеловека — унижение и боль. Беззащитность перед лицом действительности угнетаетего.
Раскольниковчасто совершает великодушные поступки. Когда-то он содержал своего чахоточноготоварища по университету, а после его смерти ухаживал за отцом умершего и потомпохоронил его на свои средства. Однажды на бульваре Родион встречает совсем ещеюную, но уже пустившуюся в разврат девушку, над которой хотел надругатьсякакой-то франт. Герой, обладающий тонкой, чувствительной душой, не можетоставить ее в беде и даже дает городовому двадцать копеек, в которых сам оченьнуждается, чтобы тот отвез девушку домой. Он переживает за дальнейшую судьбуэтой молоденькой барышни, которая, скорее всего не доживет и до двадцати лет:
«─Бедная девочка… Очнется, поплачет, потом мать узнает… и сгонит… А не сгонит…пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда… Потомтотчас больница… ну а там… калека…». Герой понимает, что подобных примеровполоманных судеб найдется еще тысячи, и его сердце болит за каждый из них.
Мы видимлюбовь Раскольникова к людям, обиженным жизнью. У Родиона была трогательнаяпривязанность к дочери хозяйки квартиры, у которой он снимал комнату. Геройвспоминал о ней: «… не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то,что всегда больная… Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще большеее полюбил…». Ему присущи такие качества, как мужество, смелость, он готов пожертвоватьсобственной жизнью ради спасения тех, кто оказался в опасности. Это доказываетслучай, когда Раскольников, ни секунды не раздумывая, бросился в горящеездание, чтобы вытащить оставшихся внутри детей, и был обожжен.
Геройвидит, что люди не могут найти выхода из социального тупика, они обречены нанищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель. И это потрясает восприимчивогоюношу. Его волнует вопрос, почему одни – умные, добрые, благородные – влачатжалкое существование, а другие – ничтожные, подлые, алчные – живут в роскоши.Раскольников не смог смириться с тем, что человеческий мир так бесчеловечноустроен, что богатые безнаказанно господствуют над слабыми и угнетенными, изахотел изменить этот порядок. Герой начинает все сильнее ненавидеть «хозяевжизни», тех, кто равнодушно смотрит на чужое несчастье и пользуется безвыходнойситуацией, в которой находится большое количество людей. Повсюду Родион видитискалеченные судьбы, причина которых – постоянная нужда, страшные условияжизни, недостойные человека. Это закономерно приводит героя к выводу оневозможности в таком жестоком мире жить, руководствуясь нормами нравственностии морали, принятыми в обществе. В его голове все крепнет мысль об убийствестарухи-процентщицы, ставшей для него воплощением зла и несправедливости. Этаростовщица держит в рабстве свою сестру, безответную и простодушную Лизавету,постоянно эксплуатирует ее, да еще и бьет. В этой противной старухе, у которой,кажется, камень вместо сердца, нет ни капли сострадания и жалости, скупость –ее главное качество: она дает за золотые и серебрянные вещи, принесенные длязаклада, четвертую часть их настоящей цены и еще требует огромные проценты засвои услуги, наживаясь на страданиях бедных студентов, а накопленные богатствазавещает монастырю «на вечный помин» своей бессовестной души. И Раскольниковдумает, что жизнь этой ничтожной, бесполезной старухи ничто по сравнению ссудьбами сотен людей, которых можно спасти на добытые деньги. Этим спасением,по мнению героя, вина сама загладится: «Сотни, тысячи… существований,направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения,от гибели, от разврата… и все это на ее деньги». Он будто чувствуетответственность за все зло, совершающееся в мире, и считает своим долгом отомститьза всех поруганных и обездоленных, устранить ежечасно свершающуюсянесправедливость.
ВидитРаскольников и то, что люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы,смотрят друг на друга враждебно. Они утратили способность к жалости исостраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьянуюисповедь Мармеладова, мелкого чиновника подлинно трагической судьбы, опустившегосяна самое дно жизни. В его рассказе разворачивается страшная жизненная драмачеловека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Мармеладов говорит освоей жене Катерине Ивановне, постоянно видящей его пьянство, которая целымиднями в работе, заботится об их детях, да к тому же больна чахоткой, о своейлюбимой дочери Соне, которой пришлось пойти на панель, чтобы мачеха с детьми неумерли с голоду. Он не может выносить ежедневных унижений, когда приходитсябыть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, у которой он пропилвсе дорогие ей вещи, напоминавшие о беззаботном прошлом, видеть голодных, замерзшихдетей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету.Переполненный страданиями чиновник ничего не требует от слушателей, кромепростого человеческого участия. Но в нём нехотят видеть человека; егоискренний, взволнованный рассказ вызывает только хихиканье и насмешливоелюбопытство, в котором явственно проступает презрение: «Раздался смех и…ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и не слушавшие, так, глядя толькона одну фигуру отставного чиновника». Все, кромеРаскольникова, слушают «забавника» Мармеладова, «фыркая», «улыбаясь», «зевая»,а, в общем, равнодушно. Но в душе Родионакаждое его слово находит глубокий отклик. Он чувствует, что исповедь этогочеловека, обращенная к Богу, молящая об установлении царства всеобщей гармониина многострадальной земле («Господи, да приидет царствие твое!»), обращена и кнему тоже, может быть, главным образом к нему. И Родион, искренне сочувствующийбедному чиновнику, не согласен дожидаться второго пришествия Христа, онсчитает, что необходимо приблизить час установления всеобщей справедливости. В памятьРаскольникова врезается история о жертвенности Сони («Сонечка… вечная Сонечка,пока мир стоит!»). Трагедия этой молодой и светлой девушки, вынужденной из-забезвыходного положения семьи пойти на улицу, чтобы продавать себя и обречь напостоянные, мучительные унижения, не выходит у него из головы и подтверждаетмысль о том, что именно «на дне» живут искренние, благородные и великодушныелюди, которые способны на настоящие подвиги, совершаемые от чистого сердца, неради себя, а ради тех, кто в этом нуждается. Они-то и достойны жить в роскоши,пользоваться всеми благами этого мира и прожить долгую и счастливую жизнь. Нокругом одна несправедливость, ощущение которой еще больше усиливается послетого, как Раскольников, провожая пьяного Мармеладова, попадает в комнату, гдеживет семья отставного чиновника. «Огарок освещал беднейшую комнату шаговдесять длиной; всю ее было видно из сеней»: из мебели там стояли только двастула и весь ободранный клеенчатый диван, перед которым находился старыйкухонный стол, «некрашенный и ничем не покрытый»; на лестнице сильно пахло вонью,и весь этот ужасный запах стоял в комнате, так как дверь не закрывали. Комнатаэта была проходная, а из соседних «клеток» постоянно доносился какой-то шум,крики, громкий хохот, «вылетали иногда слова самые нецеремонные», а из-занеприкрытой двери воздух здесь был отравлен еще и табаком. Но не только ужасныйвид жилья произвел на Раскольникова неприятное впечатление, его сердце сжалосьпри виде троих детей, которые не оставили бы равнодушным даже самого черствогочеловека: «… девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись…Мальчик… дрожал в углу и плакал. Старшая девочка… тоненькая, как спичка, в…разодранной… рубашке…». Мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом спьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор, трогают героя;он понимает, что у этих несчастных детей нет будущего, они обречены на жалкоесуществование или раннюю смерть. А самая счастливая и беззаботная пора в жизничеловека – детство – прошла мимо них. Именно встреча с Мармеладовым, глубоко сознающим своё «падение» и отэтого еще более несчастным, и егосемьей, отверженными и гонимымилюдьми, усиливает желание юношиизбавить мир от людских страданий, дать всем несчастным возможность житьдостойно.
VI. Гордость героя
Но вместе стакими прекрасными чертами характера как доброта, отзывчивость, сострадание клюдям в Раскольникове соседствовала непомерная гордость, усиливающаяся от нищетыи унижения, мнительность, которые пораждают прямо противоположные качества –презрение, озлобленность по отношению к людям. Подтверждением противоречивости характера героя являютсяслова Разумихина: «великодушен и добр» и в то же время «холоден и бесчувственендо бесчеловечия». И сам Достоевский пишет: «… уже в следующую минуту этостановился не тот человек, что был в предыдущую». Именно гордость делает жизнь главногогероя невыносимой, усугубляет сложившуюся ситуацию: он «ужасно высоко себяценит и, кажется, не без некоторого права на то». Она является причиной,заставившей его бросить занятие переводами и преподавание наук детям, которыеприносили хоть какой-то доход. Но Родион считает унизительным заниматьсяподобной работой за гроши и в результате оказывается в еще большем затруднении.Его самолюбие оказывается уязвленным окружающей обстановкой, не достойной его,крайней нищетой. Не может терпеть герой и неуважение к себе со стороныокружающих, особенно господ, смотрящих всегда свысока, презрительно и почитающихподобных ему людей за ничтожество. Так, на мосту Раскольникова стегают плеткойиз-за того, что он чуть не попал под повозку; хозяйка квартиры, которой ондолжен за проживание в жалкой каморке, постоянно на него кричит и грозит вышвырнуть на улицу. Из-за острой нужды приходитсязакладывать дорогие сердцу вещи – отцовские часы и кольцо, подаренное сестрой,за которые он к тому же получает смешные деньги. И это болезненным грузомложится на его душу. Гордость и самолюбие Раскольникова были еще дополненызаносчивостью, даже тщеславием. Героя пугала бессмысленность его существования,он видел для себя иную судьбу, судьбу человека великого, выделяющегося из сероймассы, которую он незаметно для себя начинал презирать. Презирать за глупость,рабское смирение: «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более иболее… Ему гадки были все встречные… укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь сним заговорил…». Это чувство усиливалось отвратительными условиями, несчастнойжизнью героя, находившегося в тупике. И в чем-то Раскольникова можно понять:трудно испытывать любовь к другим, желание помочь, испытывать радость за чужоесчастье, когда ты находишься в ужасном положении и давно уже забыл, что такоеэто самое счастье. Честолюбие и самоуверенность подсказывают Родиону, что егожизнь не может закончиться трагически, ведь он не такой, как все, а особенный,способный спасти этот безнадежный мир. Появляется соблазн взять на себя роль«благодетеля человечества». Он чувствует себя Героем, призванным изменить всевокруг. Его все больше захватывает желание власти, вместе с которым постепеннотеряют свою силу мечты о счастье «униженных» и «оскорбленных». Власть дала быюноше возможность полной независимости, свободы, и он сам стал бы вершитьсудьбы людей: «Свобода и власть, а главное – власть! Над всею дрожащею тварью…».Но для того, чтобы добиться господства над серой массой, необходимы большиеденьги, которые есть у ненавистной герою ростовщице Алены Ивановны…
VII. Одиночество Раскольникова
Большуюроль в совершении преступления сыграла и уединенность героя. Со страниц романамы узнаем, что, еще учась в университете, Раскольников почти ни с кем необщался, держался особняком, «всех чуждался». Он не любил большие, шумныекомпании, поэтому не ходил домой к сокурсникам, да и у себя гостей принималнеохотно. Очень быстро от Родиона все отвернулись, но его это нисколько нетяготило: он будто и не хотел общения. Юноша был совершенно безразличен кстуденческой жизни, не проявлял ни к чему интереса: не принимал участия ни вобщих сходках, ни в разговорах, ни в забавах. Одна учеба, казалось, вызывалаего интерес: «Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, ноникто не любил». Раскольников был гораздо умнее остальных, он не понимал ихглупых увлечений и убеждений, смотрел на них свысока. Он не пытался стать«своим среди чужих». Такие люди были юноше не интересны, а единомышленников онне нашел. И мы понимаем, что такой человек обречен на душевное одиночество. Оночень замкнутый и скрытный, поэтому ему трудно в большой компании. К тому жегордость и самолюбие не дают Раскольникову подчиняться мнению большинства.Отталкивает окружающих и его всегда угрюмое и мрачное лицо. Но все же нашелсяодин человек, с которым герой был «сообщительнее, откровеннее» — Разумихин,очень веселый, общительный и добрый парень, сносящий любые трудности. Хотяпосле выхода из университета Родион перестал с ним общаться, а товарищ и адресаего не знал. И даже случайно встретив Разумихина на улице, юноша «отвернулся и…перешел на другую сторону, чтобы тот его не заметил». Раскольников оказываетсяеще в большем одиночестве. Он видит только служанку Наталью да совсемнезнакомых ему людей на улице, а по-настоящему близкие ему люди (мать и сестра)остались в провинции, и единственной связью между ним и его семьей являетсяпочта. А быть вдали от тех, кто тебе дорог, всегда тяжело. И если бы Родион былсреди родных, друзей, которые поддерживали бы его, отвлекали от грустных,мрачных мыслей, ему было бы гораздо легче переносить все трудности. Ведь водиночку всегда сложнее. Но юноша не ищет общения. Он слоняется попетербургским улицам, не обращая никакого внимания на прохожих, а скоро вообщезабивается в свой угол: «Он до того углубился в себя и уединился от всех, чтобоялся всякой встречи…». Как человек исключительный по активности ипринципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучениемюридических наук, Раскольников начинает анализировать то, что происходитвокруг, пытается найти выход из сложившегося тупика, найти пути установлениясправедливости. Размышления его приобретают философский смысл. Изощренный,аналитический ум героя включается в напряженную работу, он ищет ответа наволнующие юношу вопросы. Свободномыслящий герой хочет заново для себя и всего человечества перерешить всевопросы жизни. Родионначинает обращаться к отечественной и мировой истории, вспоминает великихличностей различных эпох и в результате приходит к страшным выводам, из которыхи сложилась бесчеловечная теория героя…
VIII. Теория о «тварях дрожащих» и «правоимеющих»
Раскольниковприходит к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое развитиеосуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях,жертвах.
Жизнь иистория как будто убеждают его, что все человечество подразделяется на двекатегории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «тваридрожащие», «материал», создающий себе подобных, и есть люди необыкновенные,обладающие особыми способностями, смело нарушающие моральные нормы иобщественный порядок, принятый большинством, — «сильные мира сего», такие какМагомет и Наполеон. Последние, двигая мир вперед, имеют право неостанавливаться перед жертвами, насилием ради осуществления своих идей, которыепринесут благо всему человечеству, и могут разрешить себе «кровь по совести»,ни на секунду при этом не сомневаясь. Обыкновенные люди, по мнениюРаскольникова, низки и подлы, переделать их «и труда не стоит тратить». Поэтомуими должен управлять человек иного склада, который вправе безнаказанноэксплуатировать народ, распоряжаться чужими жизнями. И главный доводРаскольникова – именно история, свидетельствующая о сочетании реформаторства ибезнравственности, которое всегда было не наказуемо. И эта вседозволенностьдоступна только избранным, а для остальных нормы нравственности никто неотменял.
Создав своюантигуманную теорию, герой естественно задумывается, к какой же категории людейотносится он сам. Велик соблазн назвать себя необыкновенным, каких можноперечислить по пальцам. Он уже верит, что является исключительной личностью.Родион мечтает о роли властелина. И лучший способ сделать свои мечтыреальностью – убить вредную старуху, обладающую большим капиталом. Юношаначинает считать «низким жанром» свою причастность к миру простых людей с ихобыденным сознанием и мелкими заботами: «На какое дело хочу покуситься и в тоже время каких пустяков боюсь!» Страшная ненависть героя к «пустякам»,постоянная досада на то, что он не властен «рассчитать себя», — прямоеследствие его рабства в плену у бесчеловечной идеи. Желание испытать себякрепнет с каждым днем, оно мучает его, не дает покоя. Раскольников вступает вособые отношения с идеей: он беззащитен перед нею и перед ее властью. Онстановится «человеком идеи», одержимым идеей. Идея же становится в нем силой,всевластно определяющей и уродующей его сознание и его жизнь, подчиняющей себеего волю. Она ведет самостоятельную жизнь: живет, собственно, не Раскольников –живет идея. Жизнь постепенно воспринимается им сквозь призму теории. Но лучшиедушевные качества героя время от времени все же дают о себе знать. Мысль опреступлении в эти моменты кажется ему ужасной и отвратительной: «… неужели… яв самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… будускользить в липкой теплой крови…». Но пути назад уже нет, теория жаждет своегопрактического применения. Она направляет сознание Раскольникова в нужном ейнаправлении. Юноша начинает особенно остро реагировать только на те явленияокружающего мира, которые подтверждают правоту идеи. Его восприятие жизни – предвзято.Так, Родион случайно слышит в трактире разговор студента и офицера о том, чтоне плохо было бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги: «… с однойстороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому ненужная… всем вредная, которая сама не знает, для чего живет… и завтра же самасобой умрет. С другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром безподдержки… не загладится ли… крошечное преступленьице тысячами добрых дел?». Этасамая мысль захватила его всего с необыкновенной силой. Раскольников понимает,что не один хочет убить старуху, только не у кого не хватает смелости. В егосознании утверждается мысль взяться за топор.
Следующая«случайность», подталкивающая героя к преступлению, — разговор мещан и Лизаветы(сестры старухи и единственной ее сожительницы) на рынке, из которого геройузнает, что ровно в семь часов вечера Алена Ивановна останется дома совершенноодна. Он выделяет из всего услышанного символичные для его сознания слова:«самолично и порешите-с».
В последнийже день перед убийством Раскольников действует машинально, «точно он попалклочком одежды в колесо машины и его начало втягивать». Родион идет напреступление, как человек, потерявший всякое господство над собой. Когда он ненашел топора, то «на него вдруг блеснул топор», то есть не герой заметил орудиеубийства, а оно нашло его. Раскольников становится суеверным, видит впроисшествиях последних дней какой-то особый смысл, разгадывая который онприходит к мысли, что ему суждено совершить это убийство и встать над законамижизни, над миром, обрести истинную свободу. Мы видим, как желание помочь всемобездоленным постепенно бледнеет на фоне тщеславия героя, который сначала хочетстать «благодетелем человечества», а потом и вовсе забывает о страдающих людях,стремится лишь к неограниченной власти и свободе. Главное – встать над всеми, аостальное уже неважно: «Я… для себя убил… а… стал ли бы я… благодетелем или… извсех живые соки высасывал, мне… все равно… было…». Но, прежде всего жизненнойнеобходимостью юноши была самопроверка на «избранность». «… мне надо былоузнать… поскорей… вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая илиправо имею…», — говорит Раскольников уже после совершения преступления.Становится ясно, что со временем благородное желание героя спасти всех«униженных и оскорбленных» превратилось лишь в оправдание ужасного,бесчеловечного, отвратительного ему самому поступка, который он никогда бы несовершил, не уверив себя в его непременно спасительной цели.

IX. Вывод
Итак, входе своего реферата я определила все причины, побудившие главного героя романа«Преступление и наказание» – Родиона Раскольникова – к совершению преступления,мне удалось чуть ближерассмотреть тот сложный и запутанный клубок, тот узел, в котором сплетенымотивы убийства. В начале герой ищет выход из мира зла истраданий для тысячи «униженных» и «оскорбленных», в число которых входит и егосемья. Но потом гордость Раскольникова, его душевное одиночество приводят ктому, что он забивается в свою каморку, где в его голове рождается антигуманнаятеория «крови по совести», которая в конечном итоге и приводит Раскольникова кубийству старухи-процентщицы.
Все причины,подтолкнувшие Родиона к бесчеловечному поступку, не отделимы друг от друга,тесно связаны между собой. Ни одну из них нельзя вычеркнуть из списка, так каккаждая внесла существенный вклад в ужасную ошибку героя, все они представляютединое целое. Но все же особое место в этом ряду занимает индивидуалистическаятеория Раскольникова, которая и столкнула юношу, стоящего на краю пропасти,вниз. Чтение романа приводит к осознанию огромного влияния различных теорий начеловека. Их способность воспламенять душу людей, порабощать волю и разум оченьопасно и может привести к страшным последствиям. Раскольников попал в слепуюзависимость от ограниченной идеи. И в этом виноват он сам.
Можнозаметить, что Достоевский своим романом опровергнул абсолютное влияние среды начеловека и показал, что личность сама несет ответственность за свою жизнь и, втой или иной мере, является причиной собственной трагедии, проистекающей нетолько от несовершенства окружающего мира, ибо неприятие жизни, «восстание»против нее порождается и определенным характером героя, складом ума, особымсостоянием неудовлетворенности и разочарованности.

X. Список используемой литературы
1. В.И. Кулешов «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского». – М.: «Детская литература», 1984 год.
2. А.А. Иванова «Философские открытияДостоевского». – Наука, 1995 год.
3. Ю. Карякин «Самообман Раскольникова». –«Художественная литература».
4. Н.В. Касаткин, В.Н. Касаткина «Тайначеловека. Своеобразие реализма Достоевского».
5. Л.Д. Волкова «Роман Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание» в школьном изучении». — Л.: «Просвещение», 1977 год.
6. В. Ермилов «Ф.М. Достоевский». – М.:«Художественная литература», 1956 год.
7. Ю.Н.Давыдов «Этика любви и метафизика своеволия». — М., 1989 год.
8. В.Г.Одиноков «Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского», 1981год.
9. Ф.М. Достоевский «Преступление инаказание». – Л.: «Художественная литература», 1974 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.