ИсторикиНосителем информации о прошлом является историчес кийисточник бесстрастный свидетель эпохи,имеющий лич ное, коллективное, государственное или другое происхожде ние,родившийся в определенное время и отражающий его реалии. В качестве источникамогут выступать документы разного происхождения и характера. Это могут бытьархео логические находки предметы быта, украшения, орудия тру да древнихэпох сохранившиеся предметы материальной культуры здания, старинные станки,приборы, утварь и т.п. письменные источники
государственные акты, летописи,книги, дневники, письма, пресса и т.п а также художествен ные работы,документы видео и аудио ряда. Основной груп пой являются письменные источники,которые содержат ко лоссальный массив открытой и скрытой опосредованной,интерпретируемой социальной информации о прошлом. Общество тщательно собираети сохраняет документальные свидетельства прошлого. Музеи, архивные хранилища,биб лиотеки это важнейшая частькультуры любой страны, по состоянию которой
можно судить об уровне ее развития.Чем выше уровень, тем больше внимания уделяется сохранности и приумножениюбесценных фондов. История этоколлективная память народа. Потеря ис торической памяти разрушает общественноесознание, дела ет жизнь бессмысленной, варварской. Не случайно, гитле ровскиефашисты в захваченных ими городах прежде всего стремились разрушить иосквернить исторические памятни ки. Убить Память народа значит убить сам народ, превра тить его в раба.
Поиск смыслаистории упирается в совре менность, а историческая наука предстает как способвыяв ления единственно возможного процесса, который привел к этойсовременности. В.Г. Белинский писал Мы вопрошаем и допрашиваемпрошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашембудущем . Прошлое достойно уважения и внимательного изучения, хотя не все в этом прошлом вызывает восторг игордость.Для русских историков характерно стремление подвестипод факты прошлого определенную
теоретическую основу, критически осмыслить их.Среди дореволюционных истори ков много ярких имен Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В. О. Ключевский, Н.И. Костомаров и др. Ведущим в россий скойисториографии было либеральное направление, кото рое сейчас привлекает большоевнимание. Основной пробле матикой этого направления было следующее становлениеи утверждение российской государственности, а также утвер ждение европейскойтрадиции в общественной организации и культуре.
С.М. Соловьев, воспитанник Московского уни верситета, работавший в егостенах, подготовил капиталь ный труд История России с древнейшихвремен , который, по выражению В. О. Ключевского, стал своеобразной энцик лопедиейпо русской истории. Приверженец либеральных идей, либерального мировоззрения,С. Соловьев стремился соединить разрозненные факты в одно целое, познать,как новое проистекало из старого
. Для него характерно при знаниезакономерности исторического процесса, который отражает прогресс общественногоорганизма. Он писал В истории нет эпох пустых нет эпох, вырабатывающихкакие-то вредные для человечества начала . В. О. Ключевский, имя которого также связанос Москов ским университетом, пожалуй, наиболее знаменит. В отли чие отпредшественников, он смотрел на исторический про цесс более широко, включал врассмотрение экономические, социальные проблемы, историюправославной церкви.
Вер шиной его творчества стал Курс русскойистории , подго товленный на основе лекций, читавшихся в Московском уни верситетеи в Московской духовной семинарии. Сторонник либерализма, В. О. Ключевский такопределил три основные исторические силы человеческая личность, людское об щество и природа страны.Написанный ярко, образно, этот курс вполне современно звучит и сегодня. Обращаютсяроссийские историки и к опыту социальной истории это направление наиболееразвито в
США , к ком паративизму и другим направлениям. Все больше привлекаетвнимание цивилизационный подход к истории. Слышны при зывы о необходимостирассмотрения истории России с этих позиций. В чем преимуществацивилизационного. подхода к истории? Прежде всего в его универсальности. Егопринципы применимы к истории любой страны, народа, групп стран и т.д. Этатеория в значительной мере учитывает опыт дру гих школ и направлений, носитсравнительный компаратив
ный характер. История народа рассматривается не самапо себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Это даетвозможность глубже понять исторические процес сы, их особенности. Такой подходспособствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории икуль туре. Важно, что при цивилизационном подходе не отрица ется методикадругих школ. Она может быть использована в рамках этого подхода.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |