Реферат по предмету "Политология"


Политическая мысль древнего мира средних веков

Содержание Введение стр. 1. Политическая мысль древнего мира и средних веков. 1.1. политическая мысль античности (Платон и Аристотель) стр. 1.2. политическая мыль Средневековья (Аврелий Августин и Фома Аквинский) стр.
2. Политическая система: понятие, структура, функции и типы. 2.1. понятие политической системы и ее функции стр. 2.2. структура политической системы стр. 2.3. типы политических систем стр. Заключение стр. Литература стр. Введение В политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только ее "возрастом", но и тем, насколько систематически и успешно она обновляется. Это объясняется тем, что постоянно изменяется как материя, так и дух политического, политических институтов. История политологии — процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсеналов. Знание о политическом собирательно по своей сути. Чем оно шире, многослойное и глубже, что достигается в процессе постоянных исследований, тем больше оно соответствует реальному положению в мире политического. А как говорится, знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или, во всяком случае, не повторять их. В данной контрольной работе будет изложена политическая мысль древнего мира и средних веков, а также раскрыт вопрос о политической системе, в частности, ее понятие, структура, функции и типы. Что касается политической мысли, то можно сказать, что, как и все знание об обществе, она развивалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе: - общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-экономических формаций, политических режимов и т.п.; - господствующих в обществе идей, в первую очередь - философских воззрений; - степени развития науки, культуры; - религиозных представлений; - уровня развития самой политической мысли, достигнутой в предшествующие периоды. А также других факторов. Все это и отразилось на развитии политической мысли в античности и Средневековье. 1. Политическая мысль древнего мира и средних веков. 1.1. Политическая мысль древнего мира (Платон и Аристотель). Мировая политическая мысль стала развиваться с переходом человечества от первобытнообщинного строя к рабовладельческому обществу с его антагоническими классами и государством. Дальнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Убедительным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей – Платона и Аристотеля. Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись практически все и вся. Оно выступало как «творение природы», как реализация естественной потребности человека — существа общественного, «политического животного» — в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания виделась в нахождении оптимального устройства государства. Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особенно важный вклад Платона и Аристотеля в развитие политической мысли. Им принадлежит и заслуга выдвижения идеи нахождения наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства, Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Широко известно изречение Платона: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать … до тех пор государствам не избавиться от зол»1. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются: тимократия — государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; и демократия — власть бедных, народа, земледельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия. Платон решительно выступал против демократии как власти многих, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью и т.д. Порождаемая ею тирания — наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы при демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Тем не менее, в своем позднейшем произведении «Законы» Платон признал идеальной такую смешанную форму государства, которая сочетает признаки монархии и демократии. 1 Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. ч. 1. - стр. 275. Ученик Платона Аристотель развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, т.е. количество лиц, осуществляющих правление в государстве, а с другой, качественный критерий, т.е. цели государственного правления. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» — монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага; и соответствующие три «неправильные» формы — тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы, из которых образуются другие. Симпатии Аристотеля на стороне политии, ибо она, как смешанная форма, «золотая середина» сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить аристократическая Спарта и Крит. Причину смены различных форм правления в результате переворотов Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежавших в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.
Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство, и утверждал, что человек есть существо общественное. Труды Аристотеля являлись настольными книгами для многих политических мыслителей последующих поколений, в частности его философия известна и в интерпретации Фомы Аквинского.
1.2. Политическая мысль Средневековья (Аврелий Августин и Фома Аквинский). Следующий период в развитии европейской политической мысли – Средневековье (конец 5 – середина 17 в.в.) – характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Притязания церкви на участие в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345-407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), которые использовали библейское положение о том, что «всякая власть от Бога». Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий: светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Он считал, что в мире существуют две общности: «град Божий» (церковь) и «град земной» (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй – на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать. Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274). Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели»2. При этом следует различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, Подданные вправе оказывать ей сопротивление. В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа: «Король, изменивший своему народу не может требовать повиновения. Это не восстание, направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допускать злоупотреблений. С этой целью весь народ должен участвовать в управлении. Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности, пока 2,3 Ф. Аквинский работа «О правлении государей». зависим от воли другого человека»3. Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным, что было изложено в его работе «Сумма теологий». 2. Политическая система: понятие, структура, функции и типы. 2.1. Понятие и функции политической системы. Политическая система является одной из систем общества на ряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой деятельности. Специфика политической системы проявляется, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки общества, которая предопределяется экономическим базисом. В-третьих, она имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, функций и ролей. Отношения в ней регулируются специальными правовыми и политическими нормами. Политическая система: - это система политических организаций и институтов, политических идей, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощь которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.4 Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним можно отнести: - определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности; - мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач; - политическую социализацию общества; - формирование политического сознания граждан; 4 Политология. Под редакцией В.А. Бобкова, И.н. Браима. - Мн: «Экоперспектива». 2000 г. - стр.107. - политическую связь элементов системы, системы и среды; - укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности; - нормотворчество; - легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; - выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера; ранжирование целей на стратегические, тактические, приоритетные, текущие и т. п.; - обеспечение интеграции общества на основе использования политики и власти для выражения воли народа через право, закон, субординацию, принуждение и др.; - регулирование режима социально-политической деятельности в обществе, установление таких способов поведения и деятельности людей, организаций, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений;
- целостное управленческое воздействие на общественные процессы через обработку и использование информации, принятие и реализацию политических решений, достижение необходимого соответствия политических и правовых норм реальной жизни; - политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности).5
5 Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. - Красноярск: КГПУ, 1995. – стр. 135 – 136. 2.2. Структура политической системы. В структуре политической системы выделяют следующие ее основные элементы: политические организации и институты; политические и правовые нормы; политические отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система. Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая организация цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, формирует средства воздействия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями. Наряду с реализацией воли и интересов классов, нации, всего народа в политической организации общества находят выражение интересы различных слоев населения, различающихся и демографическими, и иными признаками (пенсионеры, молодежь, дети, женщины, город, деревня, регионы, интеллигенция и т.д.). У этих социальных слоев могут быть свои организации. Все структурные элементы политической системы взаимосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связаны с политической идеологией, государство – с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все элементы политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определенностью и самостоятельностью. Возьмем такой элемент политической системы как политические институты. Политический институт – это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, политические партии, общественные организации, коллективы, избирательные системы). Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осуществления власти и социального управления, причем как по горизонтали, так и по вертикали (политические институты страны, области, района). Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимость за их пределами. Институтом любой развитой политической системы являются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного политического общества. Для их деятельности характерны усилия на объединение различных социальных слоев групп вокруг своих идей и программ для достижения политических целей. На политическую жизнь того или иного общества сильное влияние оказывают такие элементы политической системы, как общественные организации и движения, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации. Без них невозможны ни эффективное управление, ни развитие демократии. Чем более развиты в обществе разнообразные политические институты, тем благоприятнее их влияние на общественное развитие. Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, основу которых образует право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций. Эти нормы регулируют политические отношения в обществе. Через них официально признаются и закрепляются определенные социальные интересы и политические устои. Правовыми нормами являются, прежде всего, конституции, на которых базируются законы и другие нормативные акты. Важную роль в осуществлении политической деятельности играют нормы. Создаваемые общественными организациями, прежде всего уставные, которые регулируют отношения внутри них. В систему социально-политических норм, кроме того, входят политические традиции и обычаи, моральные нормы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества. В состав политической системы общества входят и политические отношения. Это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления политической власти. Политические отношения как элемент политической системы складываются в зависимости от наличия тех или иных классов, социальных групп, типа государственного устройства, однопартийной или многопартийной системы, формы управления, установившегося режима. Один из элементов политической системы – политическое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и политические убеждения людей на процесс формирования общественного мнения, а все вместе – на политические отношения и процесс функционирования политической системы. Политическая система общества адекватно отражает изменяющиеся условия, рост политической и общественной культуры. Политическая культура – это элемент политической системы, определяющий уровень, характер и содержание политических знаний, идеологию, ценности, традиции, убеждения, навыки и действия.6 6Политология. Под редакцией В. А. Бобкова, И. Н. Браима. - Мн: «Экоперспектива» 2000 г. стр.109-110. 2.3. Типы политических систем. Классификация политических систем (типы) отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем. Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры. 1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована. 2. Континенталъно-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.
3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.
4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией. Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большему равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия. Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).7 7 Политология. Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радутн АА. - М.: Центр, 1997. – стр. 120-121. Распространено деление политических систем на традиционные, модернизированные и переходные. Основу традиционных систем составляют неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существует развитое гражданской общество, рациональный способ обоснования власти. Выделяют также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок политические системы, и трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующиеся на реформы. Трансформирующиеся политические системы могут быть реакционными, ориентирующимися на прошлое, и прогрессивными, берущими курс на формирование общества нового типа. Политические системы бывают открытые и закрытые, в зависимости от связей с внешней средой, и завершенные и незавершенные. В литературе встречается и формационный (марксистский) подход к делению политических систем на типы – рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические. Заключение В заключении хочется отметить, что такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране. Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность. В данной контрольной работе я проследила также за развитием политической мысли в древнем мире, где основными мыслителями были Платон и Аристотель, а также охарактеризовала политическую мысль средних веков, где основные тенденции и развитие политической мысли зависели от таких людей, как Аврелий Августин (в народе названный Блаженный) и Фома Аквинский. Можно сказать, что на развитие политической мысли в античности и Средневековье зависело от уровня развития науки и культуры, от событий, которые протекали, имели место в обществе, таких как революций, смены общественно-экономических формаций, политических режимов, также от господствующих в обществе идей, в первую очередь от философских воззрений. Так же хочется отметить, что политическая система не должна уподобляться закрытой системе, где процесс принятия политических рений зависит от немногих людей, не контролируется народом. Литература 1. Политология. Под редакцией В.А. Бобкова, И.н. Браима. - Мн: «Экоперспектива». 2000 г. 2. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. ч. 1. 3. Ф. Аквинский работа «О правлении государей». 4. Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. - Красноярск: КГПУ, 1995 г. 5. Политология. Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радутн АА. - М.: Центр, 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности развития политической мысли в России
Реферат Социально педагогическая поддержка детей группы риска
Реферат Разработка технологического процесса восстановления блока цилиндров ЗИЛ-130
Реферат Maori Art Essay Research Paper When looking
Реферат А. В. Левченко военно-учебные традиции в чугуеве в к. XIX – нач. XX вв
Реферат Учебные книги К. Д. Ушинского
Реферат Где искать великие компании?
Реферат Архаїзми та інноваційні елементи в побутовій лексиці південно-слобожанських говірок
Реферат История государства и права Германии в новейшее время
Реферат Автоматстром научно-производственное ОАО
Реферат Нормы ненормальности
Реферат Grass Essay Research Paper GrassI always like
Реферат Fordism And Taylorism Were Specifically Modern Modes
Реферат «Древняя Русь глазами современников и потомков»
Реферат Развитие творчества в сюжетно ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста