Реферат по предмету "Налоги"


Классическая и кейнсианская школы о роли налоговой политики в государственном регулировании экономики

Оглавление:
1. Классическая экономическая школа и ее взгляды на государственное регулирование экономики 2. Кейнсианская школа о роли налоговой политики в государственном регулировании экономики Список использованной литературы
Классическая и кейнсианская экономические школы о роли налоговой политики в государственном регулировании экономики 1. Классическая экономическая школа и ее взгляды на государственное регулирование экономики Разложение меркантилизма усилило нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью. В результате «доиндустриальные условия» утратили былую значимость и возобладало «свободное частное предпринимательство", которое, по словам П.Самуэльсона, при­вело "к условиям полного laisser faire (т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот", и только " .с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства".[1] Период "полного laisser faire" стал девизом нового направления экономической мысли — классической полити­ческой экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализ­ма. Классики обогатили экономическую науку многими фундамен­тальными положениями, во многом не потерявшими свою актуаль­ность и в настоящее время. Но прежде рассмотрим сущность "клас­сической школы", охарактеризуем главные этапы ее развития. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, де­нежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в це­лом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положе­ние новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешатель­ству государства в экономические процессы, неограниченной сво­боды конкуренции предпринимателей. Произошедшие социально-экономические преобразования изме­нили и характер политической экономии. Как известно, с начала XVII в. после выхода в свет "Трактата политической экономии" Антуана Монкретьена (1615) суть политической экономии своди­лась проводниками административного (протекционистского) ре­шения экономических проблем к науке о государственном хозяй­стве. Но к концу XVII в. и в последующее время мануфактурная экономика наиболее развитых европейских стран достигла такого уровня, что "советники при короле" уже более не могли убеждать его о путях наращивания богатства страны через " .работы о золо­те, о сдерживании импорта и поощрении экспорта и о тысяче де­тальных распоряжений, имеющих целью установить контроль над экономикой"[2] Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую называют классической прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. [3] По общепринятой оценке классическая политическая эконо­мия зародилась в конце XVII (Англия) — начале XVIII вв. (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теорети­ко-методологических позиций. Одна из них — марксистская — указывает на период первой четверти XIX в. и считает, что завер­шают школу английские ученые Адам Смит и Давид Рикардо. Со­гласно другой, наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля и К.Маркса. Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической эко­номии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции и дать им соответствующую оценку. Во-первых, неприятие протекционизма в экономической по­литике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и приме­нение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и ин­дуктивный, логическую абстракцию. В частности, ссылка на на­блюдаемые "законы производства" снимала любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной провер­ке. В результате, свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.[4] Более того, классики при решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, как выразился Н.Кондратьев, "о ц е н о ч н о". По этой причине, полагает он, получались " .ответы, которые имеют характер оценочных максим или правил, а именно: строй, опирающийся на свободу хозяйствен­ной деятельности, является наиболее совершенным, свобода торгов­ли наиболее благоприятствует процветанию нации и т.д." Это об­стоятельство также не способствовало объективности и последо­вательности экономического анализа и теоретического обобще­ния "классической школы" политической экономии.[5] Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика нало­гов заключается в их соответствии определенным принципам, Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследова­ния о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воз­зрения Адама Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны. 1. Подданные государства должны по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответ­ственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государ­ства. Всякий налог, заметим это раз навсегда, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода (рента, прибыль, заработ­ная плата), является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух основных. 2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица. 3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его. 4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».
Как видно из приведенного текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения: - равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство тре­бований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил; - определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополага­ющих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);
- простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов; - неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уро­вень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика. В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным, однако на практике последние два принципа реа­лизуются не всегда. Поскольку в настоящее время налоги используются как инст­румент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени (в рамках, определяющих неугнетающий характер налогов) устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации. Хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее одностороннее рассмотрение налогового инструментария в качестве прямой производной властных, административных полномочий госу­дарства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распоряди­тельных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть пре­рогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установ­ление уровня налогового бремени на организации и население диктуется услови­ями рынка и уровнем развития экономики. Перечисленные выше исторически сложившиеся принципы оказались приме­нимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулиру­ющей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. Чтобы наилучшим образом использовать возможности, заложенные в методах налогового регулирования, необходимо, рационально сочетать решение с помо­щью налогового инструментария фискальных задач, а также задач косвенного регулирования экономической деятельности. 2. Кейнсианская школа о роли налоговой политики в государственном регулировании экономики Опыт построения и функционирования налоговых систем в развитых странах с рыночной экономикой позволяет выделить два различных подхода, определяю­щих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регу­лирования: первый подход, основанный на концепции государственного регули­рования Дж. Кейнса, и второй подход, основанный на постулатах неоклассичес­кой теории. Первый исторически предшествует второму. После второй мировой войны в течение ряда десятилетий и до начала 80-х годов господствовал кейнсианский подход. В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мёр должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов про­изводства и стимулов к росту, а также устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное ре­гулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия— государственный бюджет. В условиях подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризис­ной ситуации — сокращать. Сокращение налогов производится прежде всего за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Подоходно­му налогу отводится роль автоматического стабилизатора, поскольку в условиях сбалансированного роста подоходный налог обеспечивает изъятие в бюджет зна­чительной части возрастающих доходов (тем самым ограничивая спрос), а при кризисе учитывает снижение доходов. Действие автоматического налогового ста­билизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими, как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот. В рамках кейнсианской концепции системы налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налого­вых льгот, стимулирующих инвестиционную активность. Однако на рубеже 70-80-х годов в большинстве западных стран ухудшились общие условия воспроизводства, усилились инфляционные процессы. Поэтому в 80-е годы повсеместно наблюдается отход от концепции государственного регу­лирования Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии разви­тых стран, связанные с уменьшением доли государственного сектора и ограниче­нием сферы вмешательства государства в экономику. Сфера деятельности государства во все большей степени ограничивается кос­венными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов государствен­ного регулирования выразился в переориентации с антициклического регулиро­вания спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активнос­ти, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произо­шел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией. Теоретической базой налоговой политики, осуществляемой «в настоящее вре­мя правительствами экономически развитых стран, является неоконсерватизм, основной постулат которого: «все решает рынок, а не государство». В рамках нео­консерватизма наиболее крупными течениями являются монетаризм (основан на количественной теории денег) и теория экономики предложения. Они служат методологической основой налоговой политики консерваторов в большинстве страну Так, в соответствии с теорией предложения необходимо непосредственно осуществлять воздействие на производство путем целенаправленного и широкомасш­табного снижения налогов. Налоговое регулирование должно обеспечить стимулы к сбережению и инвестированию. Также декларируется необходимость снижения государственных расходов, главным образом за счет сокращения государственных социальных программ. До недавнего времени считалось, что значительный уровень налогообложения и высокая степень прогрессивности шкалы соответствуют, как правило, высоко­му уровню развития экономики и социальной инфраструктуры. Страны с высоки­ми налоговыми ставками относились к лидирующим не только по производитель­ности труда и по темпам экономического роста, но и по уровню социальной защищенности населения. В 90-е годы отмечается тенденция снижения фактического налогового бреме­ни на доходы корпораций и физических лиц. На фоне снижения уровня налогооб­ложения прибыли предприятий и доходов населения в ряде ведущих стран (США, Япония, Великобритания) одновременно идет расширение базы налогообложе­ния, уменьшение налоговых льгот.
Поэтому при проведении налоговой реформы приходится искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории на­звание «кривой Лаффера» по имени американского экономиста А. Лаффера (рис.1)
Доходы бюджета (У) О 25 Х0 50 75 100 Рис I. Зависимость доходов бюджета от налоговых ставок В рыночной экономике налоги автоматически выполняют важную стабилизирующую роль. Согласно определению немецкого экономиста Ф.Ноймарка, понятие «автоматического стабилизатора» (или «встроенной гибкости») пред­ставляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер и вытекающую из природы определенных дохо­дов или расходов. Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит по­вышение объема национального дохода. При наличии же про­грессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличив­шийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления ма­лообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В услови­ях же падения конъюнктуры происходит обратное.[6] Однако для того, чтобы имел место процесс автоматического приспособления, необходима предпосылка в виде высокой сте­пени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Различные налоги обладают разной степенью конъюнктурной эластичности. В свою очередь, это обусловлено методами построения налоговых ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а так­же техникой взимания налогов. Повышенными антициклическими свойствами обладают те на­логи, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, при­быль и т.п.). Поскольку в развитых индустриальных странах сер­дцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, при­быль и оборот, то их налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности. В связи со сказанным в финансовой теории принято исполь­зовать показатель эластичности налоговых поступлений. Он рас­считывается как отношение: процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального дохода В экономике ФРГ, например, степень налогового реагирова­ния составляет 1,5. Это означает, что повышение или пониже­ние национального дохода на 1% обусловливает рост или сокра­щение суммы поступлений от налогов в 1,5%. Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в ко­ротком периоде может сопровождаться эффектами мульти­пликаторов государственных расходов, налогов и сба­лансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики. БЮДЖЕТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (МУЛЬТИПЛИ­КАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ) — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — отношение из­менения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов. МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮД­ЖЕТА — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов. МОДЕЛЬ ПРОСТОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА КЕЙНСА Используем модель «кейнсианского креста». Пусть экономика находится в равновесии, если факти­ческие расходы (У) равны планируемым (Е), т. е. У = Е. Если экономика закрытая, то Е = С +I + G; поскольку С = С (У—Т), то мы можем записать Е = С(У-Т) + I + G. Равновесие достигается в точке А, где У = Е. На рис.2 показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ΔG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с У1 до У2, на величину ΔУ, причем ΔY > ΔG: Е Доход, выпуск Рис.2. Влияние увеличения госрасходов на выпуск продукции ΔY=ΔGmg где mg — мультипликатор государственных расходов. mg = ΔY:ΔG=1/(1-Cy) где Су – предельная склонность к потреблению. Модель мультипликатора изменится, если мы учтем уро­вень налогообложения: mg =1/1-Cy(1- t) где t = ΔT/ΔY - предельная налоговая ставка. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на ΔТ увеличит планируемые расходы на СуΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с У1 до У2 на величину, равную ΔУ (рис.3). ΔY = -ΔT * (Cy/(1-Cy) mt = ΔY/ΔT = -Су/(1-Су) Модель налогового мультипликатора в закрытой эконо­мике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид: mt = - Су/1 – Су (1 – t) где t — предельная налоговая ставка. Мультипликационный эффект от снижения налогов сла­бее, чем от увеличения государственных расходов, следо­вательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние нарост дохода, нежели снижение налогов. Рис. 3 Влияние снижения налогов на выпуск продукции Общий вывод: степень реакции всей налоговой системы на конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занима­ют отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъ­юнктурно-стабилизирующим действием система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. Это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высоко значение подоходного и корпорационного налогов. Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найден­ного уровня ставок обложения. Приведем типичные примеры, характерные для развитых стран. Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономиче­ские показатели, следует учитывать один экономический аспект. Речь идет о так называемом «эффекте запаздывания». Это явле­ние выражается в том, что требуется определенное время для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызы­вать ожидаемое изменение в экономике. На степень регулирующей роли налогов влияет — причем до­статочно двойственно — еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода субъектов экономики от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком сис­тем льгот или определенной степени условности нормативных предписаний (реальная жизнь, как известно, всегда сложнее лю­бого предписания, выполненного в виде определенной обобщен­ной схемы).
Подводя итог характеристике финансового механизма, отме­тим, что высокая степень встроенной гибкости финансовой сис­темы считается желательной для экономики. Встроенные фи­нансовые стабилизаторы обладают тем позитивным моментом, что делают не столь необходимым точный диагноз и прогноз конъюнктурного положения. Вместе с тем достоинства встроен­ных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их воз­можностей. Данные стабилизаторы, как правило, смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им полностью помешать.
Список использованной литературы: 1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Пособие для подготовки к экзамену. – СПб, Питер, 2000. 2.Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Кондратьев Н.Д.Избранные сочинения/Ред. колл. Абалкин Л.И. и др. М.: Экономика, 1993. 4. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М.: НПО «Алгон», 1992. 5. Экономическая теория/Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. – Минск, БГЭУ, 1996. 6. Экономическая теория/Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2002. 7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2003. [1] Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М.: НПО «Алгон», 1992. С.32. [2] Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. М.: НПО "Алгон", 1992. С. 33 [3] Там же. Т. 2. С. 342. [4] Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2003. С.38. [5] Кондратьев Н.Д.Избранные сочинения/Ред. колл. Абалкин Л.И. и др. М.: Экономика, 1993. С.294. [6] Экономическая теория/Под ред. Камаева В.Д. - М.: ВЛАДОС, 2002. С. 436.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средства мирного разрешения споров
Реферат А. И. Приставкин «Портрет отца»
Реферат Розробка структурної схеми процесорного елемента та мікропрограми керування для реалізації команди
Реферат А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. Впервые десятилетия века ведущим жанром в русской
Реферат Программа аудиторской проверки 2
Реферат Достижения российской промышленной биотехнологии в интересах развития отечественного свиноводст
Реферат Holocaust Essay Research Paper The Nation of
Реферат Коммерческие банки их структуры и функции 2
Реферат Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы
Реферат Диагностика готовности студентов к практической деятельности, отношение к работе с детьми
Реферат Венгры в Словакии
Реферат Объект, предмет и метод бухгалтерского учета
Реферат Тайна пшеничного зерна ("Братья Каарамазовы")
Реферат АВС метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Реферат Понятие о динамике экосистем