Реферат по предмету "Менеджмент"


Роль решений в процессе управления

Под решением понимают нахождение определенного варианта дей­ствий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда гово­рят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) най­денный, но еще не осуществленный вариант действий; 2) сам процесс разрешения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудно­стей на этом пути; 3) итог деятельности. Эту многозначность следует учитывать и при определении понятия «уп­равленческое решение». Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой под­ход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соот­ветствует его сущности. Можно выбрать хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если не вести организационно-практиче­скую деятельность для его реализации.
Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содер­жание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключитель­ной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от уп­равляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет со­циально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои спо­собности, умение, знания и навыки. Можно выделить три взаимосвязан­ных аспекта управленческого решения. Во-первых, управленческое решение — это вид деятельности, проте­кающей в управляющей системе и связанной с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом ас­пекте управленческое решение — вид работы в аппарате управления, определенный этап процесса управления Во-вторых, управленческое решение — это вариант воздействия управляющей системы на управляемую, формула воздействия. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой. В-третьих, управленческое решение — это организационно-практичес­кая деятельность руководителя в управляемой системе. Делая акцент на этом важном аспекте, управленческое решение иногда определяют как акт организационно-практической деятельности руководителя и аппарата управления, осуществляемой по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту. Понимание управленческого решения только в та­кой трактовке сужает его полное содержание. Для правильного понима­ния управленческого решения нужно всегда учитывать все три его аспек­та в единстве и взаимосвязи. Управленческое решение как специфический вид деятельности чело­века в процессе управления можно представить в виде последовательно­сти определенных операций. Это прежде всего разработка вариантов дей­ствий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление. Решение объединяет всю совокупность указанных операций, являет­ся сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-практической деятельностью в управляемой системе. Ре­шение находится на стыке процесса управления и процесса производства. Оно является важнейшим звеном отношений управления, связующим фактором управляющей и управляемой систем. Определений управленческого решения существует столько же, сколько специалистов в области управления. В этой гамме имеются определения различной степени полноты — от наиболее краткого: «решение — это выбор альтернативы» — до такого: «решение в процессе управления пред­ставляет собой комплексный логико-мыслительный, эмоционально-психо­логический и организационно-правовой акт, выполняемый менеджером, руководителем в пределах своих полномочий». И то и другое определение справедливо. Принятие управленческого решения—это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в сис­теме менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих ре­шений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя. Управленческое решение — это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации. /2,254-255/ Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает руко­водитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других работников, а во многих случаях — всей фирмы, корпорации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области современного менеджмента. В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений: • по масштабам объекта — глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определенному зве­ну или подразделению; • по характеру целей — стратегические, определяющие генераль­ные задачи; тактические, в которых разрабатываются более част­ные задачи, направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление перво­очередных задач; • по периоду осуществления—перспективные (долгосрочные), рас­ считанные на длительный период времени; текущие (среднесроч­ные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспектив­ных; регулировочные (краткосрочные), направленные на обеспече­ние выполнения текущих и перспективных решений; • в зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в ре­шении, — комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), отно­сящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают техниче­ские, экономические, социальные, организационные решения; • по методам обоснования (с определенной степенью условности) — формализуемые, при обосновании которых широко используются математические методы; неформализуемые, которые обосновыва­ются главным образом эвристическими методами; • по условиям, в которых они принимаются,— решения, принимае­мые в условиях определенности (они, как правило, являются хоро­шо структурированными (детерминированными); решения, прини­маемые в условиях риска, относящиеся к разряду вероятностных; решения, принимаемые в условиях неопределенности, относящие­ся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скач­ками в развитии производства); • по способу воздействия на управляемый объект— прямые ди­рективные, которые доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения; косвенного воздействия, разработка и реализация которых осуществляется на основе исполь­зования средств стимулирования повышения эффективности про­изводства. /2,256/ Главным фактором эффективности системы менеджмента является качество управленческого решения. Реализация некачественных реше­ний приносит огромные потери на последующих этапах жизненного цикла объекта.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ по следующим признакам: • стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП, производство, тактический маркетинг, эксплуатация и ремонт, утилизация); • функции управления (плановые, организационные, учетные, контрольные, мотивационные, регулирующие, координирующие);
• сфера действия (технические, экономические и другие решения); • цель (коммерческие и некоммерческие решения); • ранг управления (верхний, средний, низший); • масштабность (комплексные и частные решения); • организация выработки (коллективные и личные решения); • продолжительность действия (стратегические, тактические, опера­тивные решения); • причина возникновения (плановые или программные, ситуационные, инициативные); • объект воздействия (внешние и внутренние); • методы формализации (текстовые, графические, математические); • формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указа­ние, просьба); • сложность (стандартные и нестандартные); • способ передачи (вербальные, письменные, электронные). /2,257/ Ответственность за принятие важных организационных и управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что ярко проявляется на самых высоких уровнях управления. Руководители любого ранга имеют обычно дело с собственностью, принадлежа­щей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Когда руково­дитель решает уволить подчиненного, последний может быть сильно травмирован. Но если некомпетентного работника не остановить, то от его деятельности может основательно пострадать организация, что, естественно, отрицательно скажется на ее владельцах и сотрудниках. Поскольку цена ошибки порой колоссальна, руково­дитель не имеет права принимать непродуманных решений. Ме­неджер призван действовать рационально и эффективно. Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационно­го решения — обеспечение движения фирмы в направлении прак­тической реализации поставленных перед нею задач. Наиболее эффективным организационным решением является выбор, кото­рый будет на практике реализован и обеспечит наибольший вклад в достижение конечной цели развития предприятия. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и неза­программированные. Запрограммированные решения – результат реализации определенной номится время, поскольку подчиненным не приходится разрабаты­вать новую процедуру всякий раз, когда возникает подобная си­туация. Поэтому руководство компании часто программирует ре­шения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярно­стью. Однако, если запрограммированная процедура становится неверной, то обычно ищут нетрадиционные методы. Незапрограммированные решения — те, которые нужны в ситуациях, имеющих характер новизны, внутренне не сконструи­рованы или сопряжены с неизвестными факторами. В этом случае менеджер обязан разработать процедуру принятия решения. К числу таких относятся: как улучшить качество продукции, как усовер­шенствовать структуру управленческого подразделения и т. д. Для руководителя в любой ситуации обычно сложно принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Каждое решение, затра­гивающее все предприятие, будет иметь негативные последствия для каких-то его звеньев. Отсюда столь важно предусмотреть все возможные последствия конкретного управленческого решения для всех подразделений, людей, организации. Эффективно работающий руководитель принимает конкретное решение с учетом всех фак­торов, направленное на достижение наиболее желательного конеч­ного эффекта. Принятие менеджером управленческого решения сводится к выбору направления действий с учетом того, что это — психологический процесс (человеческое поведение далеко не всегда логично, поэтому решения, принимаемые руководителями, варьи­руют от спонтанных до высокологичных). На практике выделяют также: Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В рамках исследования деятельности российских менеджеров высшего звена 80% опрошен­ных заявили, что часто обнаруживали наличие серьезной пробле­мы лишь благодаря "неформальному обмену информацией и ин­туиции". Решения, основанные на суждениях, — это выбор, обуслов­ленный накопленным опытом, знаниями. Человек использует опыт того, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнози­ровать результат в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая уже принесла успех в прошлом. Рациональные решения. Это — решение, обосновываемое с помощью объективного аналитического процесса. Рациональное ре­шение проблемы подразделяют на следующие этапы: —диагностика проблемы; —формулировка ограничений и критериев для принятия решения; \ —выявление альтернатив; I окончательный выбор. Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения про­блемы — полный и правильный диагноз. Считается, что правильно определить проблему уже значит решить ее наполовину. Первая фаза в диагностировании проблемы — установление симптомов возникших затруднений или имеющихся возможностей. Понятие "симптом" употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Скажем, общие симптомы "болезни" организации — низ­кая прибыль, плохой сбыт, неудовлетворительные производитель­ность труда и качество изделий, чрезмерные издержки, многочис­ленные конфликты в организации, большая текучесть кадров, т. е. несколько симптомов дополняют друг друга. Повышенные издерж­ки и низкая прибыль, к примеру, как правило, неразлучны. Выяв­ление симптомов помогает определить проблему в целом. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию. Немалую роль в процессе принятия решений имеет отбор данных, которые "фильтруют", оставляя только сведения, используемые в процессе принятия решения. Большое значение имеет уточнение ограничений и крите­риев принятия решения. Корректирующие действия сужают возможности в принятии решений. Ограничения варьируются и зависят от ситуации и личности руководителя. Некоторые общие ограничения — это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособ­ность приобрести материальные ресурсы по приемлемым ценам; потребность в обновлении технологии, наличие острой конкурен­ции, этические соображения и т. д. Определение альтернатив. Формулирование набора альтер­нативных решений проблемы позволяет выявить возможные дей­ствия, которые могли бы устранить причины проблемы и дать воз­можность организации достичь своих целей. На практике менед­жер редко располагает достаточной информацией и временем, что­бы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Он, как пра­вило, ограничивает число вариантов выбора до нескольких альтер­натив, которые представляются наиболее целесообразными. Поиск оптимального решения обычно занимает очень много времени, до­рого стоит и труден. Вместо него нередко выбирают решение, кото­рое просто позволяет снять проблему. /3, 367-369/
Следующий этап — оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима предварительная оценка. При оценке решений менеджер определяет достоинства и недостатки каждого из них и потенциальные общие последствия. Любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. При оценке возможных решений менеджер стремится спрогнозировать то, что произойдет в будущем.
Выбор альтернативы. Если проблема правильно определе­на, а альтернативные решения взвешены тщательно, принять решение достаточно легко. Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Еще одной фа­зой процесса принятия управленческого решения является уста­новление обратной связи, представляющей поступление данных о том, что происходило после реализации решения. Как правило, это позволяет руководителю скорректировать его, пока организа­ции еще не нанесено существенного ущерба. Итак, принятие управленческих решений зависит от многих факторов: от личных качеств руководителя, от среды принятия решения, от определенности или от неопределенности, от степени риска, информационных ограничений, поведенческих ограничений, от возможности негативных последствий и т. д. Эффективно дейст­вующий менеджер призван учитывать эти факторы при анализе вариантов решения проблемы. Этапы и операции процесса принятия решения: 1. Выявление управленческой проблемы или задачи. ; 2. Предварительная подготовка цели 3.Сбор необходимой информации. 4.Анализ информации. 5.Определение исходных характеристик проблемы с учетом установ­ления ограничений. 6.Уточнение цели и критерия управления, окончательная их форму­лировка. 7.Обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации. 8.Разработка альтернативных вариантов решения проблемы. 9.Выбор метода решения. 10.Экономическое обоснование выбранного решения. 11.Согласование решения с органами управления и исполнителями. 12.Окончательное оформление и утверждение решения. 13.Организация выполнения решения. 14.Контроль выполнения решения. 15.Стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков. /2,259-260/ Процесс разработки управленческого решения осуществляется на основе технологирования управленческих процессов, принципы которого излагаются в пункте 8.3. Аналогично производственным процессам на основные, вспомогатель­ные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, ин­формация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управ­ленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и пе­редаче предмета труда. К вспомогательным — создающие нормальные ус­ловия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п. Проектирование процессов осуществляется по результатам анализа и разработок мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизвод­ственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типиза­ция и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления. Основные принципы рациональной организации любых процессов — пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, рит­мичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса. Основные требования к качеству информации для принятия управлен­ческого решения: • своевременность; • достоверность (с определенной вероятностью); • достаточность; • надежность (с определенной степенью риска); • комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям по стадиям жизненного цикла товаров данного предприятия и конкурентов и т.д.); • адресность; • правовая корректность информации; • многократность ее использования; • высокая скорость сбора, обработки и передачи данных; • возможность кодирования; • актуальность информации. Одним из факторов обеспечения организованности системы менедж­мента является правильное оформление управленческого решения, ис­ключающее разные толкования одного и того же предмета. Управленчес­кие решения могут быть закреплены письменно в форме бумажных документов, на электронных носителях либо переданы вербальным путем. /2. 260-261/ Список использованных источников. 1. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – 208 с. 2. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 – 504с 3. Курс менеджмента. Учебник для вузов – М.: Издательство «Зерцало», 2001 – 448 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Marketing Mix Essay Research Paper Assignments 1
Реферат Участие адвоката в исследовании доказательств
Реферат Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Понятие «Безопасность государства». Принципы обеспечения безопасности государства
Реферат Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Кислотно-основное состояние черноземов выщелоченных при длительном использовании в пашне северной лесостепи южного Зауралья
Реферат Студенчество как особая социальная группа
Реферат Убийцы мнимые и истинные в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Производство и использование полистиролбетона в строительстве
Реферат 29% от прямых затрат строительства с применением традиционной схемы железобетонного каркаса. Совокупный экономический эффект (включая все нормативные начисления на себестоимость строительства) от возведения каркаса составляет 240 рублей
Реферат Екологічні проблеми зберігання та утилізації відходів
Реферат Особенности конькобежного спорта
Реферат Papers On Main Essay Research Paper OPPaperscom
Реферат Указ про затвердження Плану
Реферат Система баз данных MS Access
Реферат Стимулирование труда работников фирмы