Реферат по предмету "Международные отношения"


Экономическая интеграция и ее влияние на экономику стран Содружества

ПЛАН Введение 1. Экономическая интеграция 1.1 Экономическая интеграция. Определение, признаки, задачи 1.2 Типы экономической интеграции
1.3 Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе 2. Экономическая интеграция стран СНГ 2.1 Развитие экономики стран СНГ 2.2 Факторы, влияющие на интеграцию бывших советских республик 3. Влияние интеграции на экономику стран Содружества 3.1 Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ в переходный период 3.2 Острая проблема интеграционного процесса 3.3 Перспективы развития интеграции СНГ Заключение Список использованной литературы Введение Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах. Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества между странами - традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно. Т.к. интеграционные процессы в экономике - это веление времени. Восьмой год существования Содружества Независимых Государств (СНГ) на постсоветском пространстве наглядно свидетельствует о том, что новые партнерские отношения складывались и складываются далеко не просто, весьма противоречиво и сопровождаются весьма низкой эффективностью. Распад Советского Союза произошел спонтанно и вопреки воле народов. Как следствие - обострение между странами многих противоречий и возникновение целого ряда конфликтных ситуаций. Все это негативно отразилось на экономическом положении всех стран из-за частичного или полного разрушения вертикальных и горизонтальных интеграционных экономических связей, разрушения финансово-экономического и производственного пространства. На территории бывшего Союза ССР пока продолжаются процессы дезинтеграции и размежевания в прошлом единого экономического пространства. В экономике всех новых независимых государств Содружества в связи с прекращением существования СССР как единого государства, попытками преобразований, нацеленных на создание многоукладной экономики и развитие рыночных отношений, набирают силу кризисные процессы. Они охватили сферы производства и обращения, финансовую и денежную системы, внешнеэкономическую деятельность. Спад производства принял широкие масштабы, обусловленные разрушением единого экономического пространства, разрывом десятилетиями складывавшихся производственных связей предприятий, отраслей и регионов, являвшихся одним из факторов устойчивого функционирования народного хозяйства каждой бывшей республики. Республики стали суверенными, но при этом не могли не остаться взаимозависимыми государствами, причем степень их экономической взаимозависимости чрезвычайно велика. На протяжении большого исторического периода они были частями единого хозяйственного пространства, развивались как взаимодополняющие элементы целостного организма. 1. Экономическая интеграция 1.1 Экономическая интеграция. Определение, признаки, задачи. Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства. По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабов производства, углубления специализации в самой промышленности стало невозможным выпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в рамках отдельных стран. Получают распространение наиболее развитые формы внутриотраслевой специализации в самой промышленности. Дальнейшее развитие всемирных производительных сил обусловило тенденцию к углублению международного разделения труда. Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам личного потребления. Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Затраты на производство той или иной продукции в разных странах неодинаковы. Издержки на единицу мощности легкового автомобиля в Японии ниже по сравнению с автомобильной промышленностью США. Это обусловлено многими факторами. Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской, прежде всего по причине дешевизны рабочей силы. Таких примеров можно приводить бессчетное количество. Чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полном объеме у себя. Адам Смит подкрепил это положение простым примером: Вполне возможно, - писал он, произвести виноградное вино в Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии овес и обменивать его на вино из Португалии. Давид Рикардо пошел дальше, обосновывая этот принцип на трудовой теории стоимости и доказал, что от специализации выигрывают обе страны. Он считал также, что выгоду от специализации получают, в конечном счете, все классы, поскольку она ведет к накоплению капитала, соответственно - к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу. Интеграция экономическая, форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.). Экономическая интеграция - это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма1. Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственно- ного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйст- венный механизм). Основными признаками интеграции являются: - взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
- на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц; - необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
_ 1 Луссе А. Макроэкономика. - Питер; 2004 г. С. 110 Условия интеграции: 1. развитая инфраструктура; 2. наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база); Уровни интеграции: 1. макроэкономический (государственный уровень); 2. микроэкономический (межфирменный - ТНК). Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса. Экономическая интеграция - это межгосударственное объединение двух и более стран на основе договора о создании совместного хозяйственного комплекса. Она представляет собой регулируемый процесс экономического взаимодействия национальных экономических структур, формирующих совместный комплекс посредством сближения хозяйственных механизмов. В договоре определяются цель, этапы, основные направления интеграционного процесса, механизмы и методы реализации согласованных действий. Экономическая роль интеграции велика: o интеграция расширяет экономическое пространство; o углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ; o создает возможности для производственного и научно-технического сотрудничества; o объединяет усилия стран-членов в решении социально-экономических проблем и определении внешнеэкономической политики в отношении третьих стран. Рис. 1. Международная экономическая интеграция, ее сущность, цели и этапы 2 _ 2 Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. - М; 2005 г. С. 296 1.2 Типы экономической интеграции Интеграция может принимать различные формы. Выбор формы интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и ее конечную цель. Мировая практика позволяет выделить следующие формы экономической интеграции (от низшей к высшей): преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономическое сообщество, экономический и валютный союз. 1. Создание преференциальной зоны двух и более стран означает взаимное предоставление преференций или льгот; например, двукратное снижение таможенных пошлин во взаимной торговле. При этом сохраняется национальный режим в торговле с третьими странами, т.е. не вошедшими в данное объединение. Преференциальные зоны можно рассматривать как первый пробный шаг по пути к дальнейшей интеграции. 2. Зона свободной торговли (ЗСТ)в ее классическом варианте предполагает постепенное осуществление в согласованный срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. В связи с этим возникает вопрос о происхождении товара, который поступает из другой страны-члена ЗСТ. Произведен этот товар в стране-партнере по зоне свободной торговли или этот товар произведен в третьей стране. Страны-члены ЗСТ должны определить, какой процент внезонального участия в производстве товаров позволяет считать его внутризональным, на который распространяется взаимный торговый режим. Обычно это 50% экспортной цены готового изделия. В противном случае товары из третьих стран будут проходить в зону свободной торговли через того участника объединения, где тариф самый низкий. С конца 1980-х гг. появились зоны свободной торговли, которые охватывают не только торговлю промышленными товарами. Режим свободной торговли распространяется также на взаимный обмен услугами, капиталами, трудовыми ресурсами; иногда предполагается развитие взаимного научно-технического, экологического и иного сотрудничества. Такие расширенные зоны свободной торговли представляют собой скорее общий рынок без единого внешнего тарифа (см. ниже). 3. Создание таможенного союза (ТС) предполагает поэтапную полную либерализацию взаимной торговли промышленными товарами и введение единого тарифа в отношении третьих стран. Иными словами, таможенный союз - это зона свободной торговли плюс единый внешнеторговый тариф. Обычно единый внешний тариф рассчитывается как среднеарифметический, и его введение может означать как снижение, так и увеличение национальных тарифов в отношении стран-аутсайдеров. Например, импортная пошлина страны А на автомобили равна 20%, страны В - 25, страны С - 15%; среднеарифметическая равна 20%. Таким образом, пошлина страны А останется без изменений, страны В будет снижаться с 25 до 20%, а страны С будет повышаться с 15 до 20%. Изменение таможенных пошлин повлияет на импорт стран-участниц из третьих стран. Приток иностранный товаров в страну В должен увеличиться, в страну С он сократится. Таким образом, формирование зоны свободной торговли влияет на взаимную торговлю стран-членов ЗСТ, а образование таможенного союза изменяет направление и наполнение не только взаимных товарных потоков, но и с третьими странами. Такие изменения могут способствовать как повышению, так и понижению благосостояния отдельных стран. 4. Формирование общего рынка двух и более стран предполагает поэтапную отмену всех ограничений на взаимное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и введение единого внешнеторгового тарифа. Таким образом, общий рынок включает таможенный союз и полную либерализацию обмена услугами, капиталами и трудовыми ресурсами. 5. Экономическое сообщество означает создание общего рынка, а также проведение единой политики в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, региональных и других проблем. 6. Экономический и валютный союз включает создание единого внутреннего рынка, полную гармонизацию и унификацию экономической и валютной политики вплоть до введения единой валюты, создания единого банка; осуществление единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Каждая из перечисленных форм интеграции может быть конечной целью стран-участниц объединения или только этапом в их продвижении к более высокой форме интеграции. В зависимости от формы объединения формулируются его цели и методы их осуществления. Либерализация торговли является обязательным методом реализации экономической интеграции. Обеспечение свободной торговли в рамках объединения позволяет преодолеть узость национальных рынков, которая тормозит развитие производства, ограничивает приток иностранного капитала.
По составу участников известны следующие типы экономической интеграции: o интеграция развитых стран; o интеграция развивающихся стран; o интеграция стран с переходной экономикой; o интеграционные объединения смешанного типа с полноправным участием развитых и периферийных государств.
В интеграционные объединения вступают страны с различным уровнем развития производительных сил. Любая организация интеграционного типа является добровольным объединением стран-участниц, каждая из которых имеет в виду собственные выгоды, которые она надеется получить в результате взаимодействия со странами-партнерами. Либерализация взаимного обмена товарами и услугами является важнейшим механизмом формирования интеграционных объединений. Режим свободной торговли усиливает конкуренцию, в которой побеждает сильнейший. Соответственно либерализация взаимного обмена усиливает неравенство между странами-участницами. В связи с этим возникает проблема создания механизмов выравнивании выгод и уровней развития, защиты интересов наиболее слабых стран, а также подтягивания отсталых регионов, что требует значительных усилий и затрат со стороны более продвинутых участников интеграции. Наиболее успешное развитие экономической интеграции возможно при наличии определенных предпосылок, среди которых наиболее существенными являются следующие: o исторически сложившиеся экономические связи между странами-участницами; высокий уровень их взаимной торговли; o высокий уровень развития производительных сил и рыночных механизмов; o развитая многоотраслевая структура экономик стран-участниц; o высокий уровень развития обрабатывающей промышленности; o общность стоящих перед странами проблем в области развития, финансирования, государственного регулирования; o политическая близость, отсутствие религиозных и иных противоречий, близкий уровень демократизации общества, социально-правовой защиты; o географическая близость и общность границ. Мировой интеграционный процесс начался в конце 1940-х - начале 50-х гг. в Европе. В 1960-е гг. он охватил развивающиеся регионы. В 1970-е гг. развитие интеграционного процесса тормозилось нефтяными кризисами. В начале 80-х гг. ему препятствовал мировой экономический кризис, а затем и долговой кризис, угрожавший странам-кредиторам и охвативший большинство государств развивающегося мира. В конце 1980-х гг. начались интеграционные процессы в Северной Америке, где сначала было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, а затем к нему присоединилась Мексика. По инициативе США в конце 80-х гг. была создана Азиатско-Тихоокеанская организация экономического сотрудничества, в которую вошли как развитые, так и развивающиеся, а также переходные страны, общим числом 21 государство, включая США, КНР, Россию. Формируется зона свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией. Оживился интеграционный процесс в развивающемся мире. Возрождаются, перестраиваются, расширяются старые и создаются новые объединения во всех развивающихся регионах. В 1989 г. распался Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1991 г. прекратил свое существование СССР и образовались новые независимые государства. Страны с переходной экономикой постепенно включаются в мировой интеграционный процесс. Появляются новые широкомасштабные проекты. По инициативе США разрабатывается проект создания зоны свободной торговли стран Западного полушария. Возможно появление Трансконтинентальной зоны свободной торговли в составе Европейского союза и Объединения стран Южного конуса во главе с Бразилией (МЕРКОСУР), а также Трансатлантической зоны свободной торговли в составе ЕС и Северной Америки. 1.3 Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны - члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров. В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой. Достигнутые за последнее время определенные положительные политические, экономические и, как следствие, - социальные результаты в странах - членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейское сообщество. На пути интеграции развивающихся стран всего мира можно выделить четыре основных препятствия:3 1. Интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения; 2. Не развита инфраструктура; 3. Различия уровней и потенциалов развития; 4. Политическая нестабильность. _ 3 Бугая И. Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону; 2004 г. С. 320 Экономическая интеграция центрально-азиатских государств идет очень медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных процессов в странах Центрально-азиатского региона и странах бывшего СССР является "слабая взаимодополняемость" экономик государств, ориентированных, в основном, на экспорт сырьевых материалов, которые нередко конкурируют между собой на внешних рынках, что тормозит региональную торговлю. Другой сдерживающий фактор - проведение странами разной экономической стратегии. Если Казахстан и Кыргызстан осуществляют политику ускоренных рыночных реформ, то в Узбекистане и, особенно, в Туркменистане до сих пор сохраняются многие элементы экономики советского периода, что существенно затрудняет выработку "единых правил" ведения взаимной торговли Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия. Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и главное - желание к объединению в единый механизм. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
За восемь лет существования договора об экономическом союзе, и сотрудничестве, мало, что изменилось с момента его подписания. Хотя государства понимают необходимость создания единого экономического пространства, они не могут, объединится из-за таких факторов как, единая налоговая и таможенная система, единая валюта, свободное перемещение капиталов, услуг и рабочей силы. Эти вопросы должны решаться более серьезно. Хотя в настоящее время и есть идеи объединения, они очень слабы, и порой, кажется, что государства просто хотят, насладится своей независимостью, тем самым тянут всю экономику на более низкий уровень.
Можно предположить, что государства просто еще не созрели для такого объединения, но все же оно произойдет. Развитие экономического роста стран идет, хоть и медленными темпами. Различие в развитии стран уже сейчас видно «на лицо», так некоторые страны вырываются вперед и начинают развиваться более быстрыми темпами по сравнению с другими странами. Так, например, Россия, Белоруссия, Казахстан уже сейчас поднимаются на более высокий уровень, чем Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. 29 марта 1996 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Отмечая, что целью Договора является создание в перспективе Сообщества интегрированных государств, стороны подтвердили свое участие в Содружестве Независимых Государств и готовность осуществлять в его рамках интеграционные процессы. Позднее, 2 апреля 1996 года, Российская Федерация и Республика Беларусь, подтверждая свое участие в СНГ и Договоре между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, подписали Договор об образовании Сообщества, глубоко интегрированного политически и экономически в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. В феврале 1999 года к Договору вышеназванных государств об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и соглашениям о Таможенном союзе присоединилась Республика Таджикистан. Объективно мы подошли к выводу, что предпосылками становления и развития международной экономической интеграции являются не только уровень и степень международной специализации и разделения труда, характер комбинирования и кооперирования производства и формирования общего рынка реализации, единство границ и географического месторасположения, наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но и достаточно схожие социально-экономические условия, а также благоприятная законодательно-нормативная база организационно-экономического оформления международного интеграционного объединения. 2. Экономическая интеграция стран СНГ 2.1 Развитие экономики стран СНГ Образование СНГ было одним из наиболее значимых событий новейшей мировой истории. Обеспечив институциональные и правовые условия для межгосударственного сотрудничества, Содружество выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных, независимых государств. СНГ выступило структурообразующим фактором формирования принципиально новых межгосударственных отношений на обширном евразийском пространстве. В начале 90-х годов экономический потенциал государств Содружества сократился примерно на половину. Причинами, как известно, стали разрыв производственных связей, изменения механизмов управления, передел собственности, что привело к глубокому экономическому кризису и падению жизненного уровня населения. В середине 90-х годов кризисные процессы в СНГ замедлились и вновь обострились в 1998 году в связи финансовым кризисом в России. И лишь с 2000 года в государствах Содружества отмечается тенденция стабилизации и поступательного роста экономики, что отражает динамика валового внутреннего продукта в странах СНГ (табл. 1) Таблица 1. Валовой внутренний продукт государств СНГ (в % к предыдущему году)4 Страны СНГ 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Азербайджан 88,2 101,3 105,8 110,0 107,4 111,1 109,9 110,6 111,2 Армения 106,9 105,9 103,3 107,3 103,3 105,9 109,6 112,9 113,9 Беларусь 89,6 102,8 111,4 108,4 103,4 105,8 104,7 104,7 106,8 Грузия 102,6 111,2 110,6 102,9 103,0 101,9 104,8 105,4 111,1 Казахстан 91,8 100,5 101,7 98,1 102,7 109,8 113,5 109,8 109,2 Кыргызстан 94,6 107,1 109,9 102,1 103,7 105,4 105,3 99,5 106,7 Молдова 98,6 94,1 101,6 93,5 96,6 102,1 106,1 107,2 106,3 Россия 95,9 96,6 100,9 95,1 105,4 109,0 105,0 104,3 107,3 Таджикистан 87,6 83,3 101,7 105,3 103,7 108,3 110,2 109,1 110,2 Туркменистан - - - - - - - - - Узбекистан 99,1 101,7 105,2 104,4 104,4 103,8 104,5 103,3 104,4 Украина 87,8 90,0 97,0 98,1 99,8 105,9 109,2 104,1 109,4 _ 4 Рахматулина Г.Г. Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования Единого экономического пространства. - Алматы; 2004 г. С. 58 Промышленность стран Содружества Промышленность стран Содружества в прошедшем десятилетии развивалась
также неравномерно. Наибольший спад промышленного производства приходился на 1992-1994 годы, когда в среднем производство сокращалось на 16-17%. В 1995-1997 годах в промышленности наметилась некоторая стабилизация, а с 1998 года наблюдается постепенный рост объемов промышленного производства. Таблица 2. Объемы промышленного производства государств СНГ (в % к предыдущему году)5 Страны СНГ 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Азербайджан 79,0 93,0 100,3 102,0 104,0 107,0 105,0 104,0 106,0 Армения 102,2 101,0 101,0 98,0 105,0 106,0 105,0 115,0 115,0 Беларусь 88,0 104,0 119,0 112,0 110,0 108,0 106,0 104,0 107,0 Грузия 86,0 107,0 108,0 98,0 107,0 111,0 95,0 107,0 115,0 Казахстан 92,0 100,3 104,0 98,0 103,0 116,0 114,0 110,0 109,0 Кыргызстан 82,0 104,0 104,0 105,0 96,0 106,0 105,0 89,0 117,0 Молдова 96,0 94,0 100,0 85,0 88,0 108,0 114,0 111,0 116,0 Россия 97,0 96,0 102,0 95,0 111,0 112,0 105,0 104,0 107,0 Таджикистан 86,0 76,0 98,0 108,0 106,0 110,0 115,0 108,0 110,0 Туркменистан 91,0 120,0 78,0 102,0 - - - - - Узбекистан 100,1 103,0 104,0 104,0 106,0 106,0 108,0 108,0 106,0 Украина 88,0 95,0 99,7 99,0 104,0 112,0 114,0 107,0 116,0 Сельское хозяйство государств СНГ В результате проведенных реформ в сельском хозяйстве во всех странах СНГ произошли коренные изменения в составе сельхозпроизводителей. За истекший период из земельного оборота выбыло 28 млн. га пашни или 15% всех пахотных земель. В 1998 году объем сельскохозяйственного производства в среднем по странам Содружества снизился по сравнению с 1991 годом более чем на треть. В 1999 году спад сельскохозяйственного производства остановился и был получен прирост валовой продукции сельского хозяйства в среднем по странам СНГ по сравнению с предыдущим годом в размере 2%, в 2000 году – 7%, в 2001 году – 8%. В 2002 и в 2003 годах опять наблюдается тенденция некоторого снижения объе мов сельскохозяйственного производства. Средний темп роста в 2002 году соста- _ 5 Рахматулина Г.Г. Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования Единого экономического пространства. - Алматы; 2004 г. С. 59 вил 2%, а в 2003 году – 2,2%. Динамика объемов продукции сельского хозяйства государств Содружества представлена в таблице 3. Таблица 3. Объемы продукции сельского хозяйства государств СНГ (в % к предыдущему году)6 Страны СНГ 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Азербайджан 93,0 103,0 94,0 106,0 107,0 112,0 111,0 106,0 106,0 Армения 105,0 102,0 94,0 113,0 101,0 98,0 112,0 104,0 104,0 Беларусь 95,0 102,0 95,0 99,3 92,0 109,0 102,0 100,7 107,0 Грузия 113,0 106,0 107,0 90,0 108,0 85,0 106,0 99,0 111,0 Казахстан 76,0 95,0 99,2 81,0 128,0 96,0 117,0 103,0 101,0 Кыргызстан 98,0 115,0 112,0 103,0 108,0 103,0 107,0 103,0 104,0 Молдова 103,0 87,0 112,0 88,0 92,0 97,0 106,0 103,0 86,0 Россия 92,0 95,0 102,0 87,0 104,0 108,0 108,0 102,0 102,0 Таджикистан 84,0 91,0 100,2 106,0 103,0 113,0 111,0 - - Туркменистан 101,0 87,0 - - - - - - - Узбекистан 102,0 94,0 106,0 104,0 106,0 103,0 105,0 - - Украина 96,0 91,0 98,0 90,0 93,0 110,0 110,0 101,0 89,0 Влияние рецессии в мировой экономике на конъюнктуру стран СНГ было относительно слабым, отмечается в последнем докладе МВФ о состоянии и перспективах развития мировой экономики. В 2006 г. прирост ВВП стран СНГ, по мнению экспертов МВФ, замедлится. Темпы экономического роста в России и в Казахстане в текущем году снижаются в результате уменьшения доходов от продажи нефти. Одной из причин замедления экономического подъема в государствах данного региона, подчеркивается в докладе, может послужить и снижение темпов прироста сельскохозяйственного сектора (которые в 2001 г. были очень высокими) до среднего уровня.
В 2007 г., по прогнозу МВФ, в странах рассматриваемого региона в целом сохранится устойчивый экономический рост, поддерживаемый подъемом в мировой экономике и повышением цен на нефть. Однако в состоянии хозяйственной конъюнктуры разных государств СНГ будут наблюдаться существенные различия. В России и других странах, далеко продвинувшихся по пути реформ, внутренний _ 6 Рахматулина Г.Г. Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования Единого экономического пространства. - Алматы; 2004 г. С. 61 спрос будет продолжать поддерживать экономическую активность, в основном благодаря динамичному росту личного потребления. В государствах СНГ, не достигших прогресса в реформировании экономики, состояние экономической конъюнктуры будет значительно хуже, что объясняется макроэкономической нестабильностью в вышеназванных странах и неблагоприятным инвестиционным климатом. В Таджикистане темпы прироста ВВП могут остаться довольно высокими благодаря подъему в сельскохозяйственном секторе и удовлетворительному положению в промышленности. Развитие экономики в регионе будет сопровождаться снижением инфляции. Рост цен в России в 2007 году составит 8,5% – на 1,2% ниже прогнозных данных на 2006 год. В среднем по СНГ инфляция снизится незначительно – с 9,6% в 2006 году до 9,3% в 2007 году.7 МВФ отмечает благоприятные перспективы для экономик стран СНГ в краткосрочной перспективе. Но предостерегает об опасности зависимости от ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках. В частности, прогноз по Украине «остается туманным в связи с возможными изменениями условий торговли, в частности, по импорту российского газа и экспорту украинской стали». Оптимизм экономистов МВФ в отношении СНГ основан на благоприятном прогнозе развития мировой экономики. Эксперты фонда ожидают рост мирового ВВП на 5,1% в 2006 году и на 4,9% в 2007 году, что превышает ранее сделанные прогнозы. _ 7Доклад МВФ «О развитии экономики стран СНГ» от 15.09.2006г. // Финансы. №20, 2006г. 2.2 Факторы, влияющие на интеграцию бывших советских республик Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве, помимо характерных для всех регионов мира, усиливаются следующими факторами: 1. Сложившимся ранее в СССР разделением труда, которое невозможно было полностью изменить за прошедший короткий промежуток времени. 2. Технологической взаимозависимостью предприятий, строившихся по общим стандартам, едиными техническими нормами, одинаковым характером инженерной подготовки персонала. 3. Длительным совместным проживанием народов в пределах одного государства, которое создало плотную «ткань отношений» в разнообразных формах. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения в странах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи. 4. Постепенным осознанием значительной частью политических и предпринимательских кругов России геополитического значения для страны отношений на постсоветском пространстве. В 90-е годы эти круги были озабочены почти исключительно отношениями с Западом. В то же время интеграционные процессы в СНГ наталкивались на противоположные тенденции: 1. Стремление правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план. 2. Свою прежнюю специализацию в рамках СССР многие страны СНГ нередко считали для себя невыгодной и не хотели «возврата в прошлое». Нахождение нового места в международном разделении труда требовало времени и целенаправленных усилий, в том числе за счет диверсификации внешнеэкономических связей. 3. Различия в характере системных реформ в разных странах создавали трудности в налаживании взаимных связей, особенно при отношениях между частными предприятиями, поскольку возникали несоответствия в их правах и обязанностях. 4. Наконец, Запад (прежде всего США), с неодобрение встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки “воссоздания СССР”, сначала скрыто, а затем открыто, начал противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая финансовую и политическую зависимость многих стран СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам. Немалое значение имели расчеты, существовавшие в первые годы после распада СССР, на крупномасштабную помощь Запада в том случае, если эти страны не будут торопиться с интеграцией. Значение отдельных факторов с течением времени меняется, кроме того, развиваются новые важные процессы. В торгово-экономической области главным достижением СНГ следует считать создание в основных чертах зоны свободой торговли, хотя здесь пока ещё сохранились некоторые ограничения. Объем межреспубликанской торговли (пересчитанный по мировым ценам по методике и оценкам Всемирного Банка/ПРООН) составил в 1990г. в рамках СССР 618 млрд. долл., к 1993г. он упал до 222 млрд. долл. В 2003г. торговля между странами СНГ достигла 75 млрд. долл., что равнялось 20% их общего экспорта и 36% импорта (по сравнению примерно с 70%-80% в 1990г., если включать сюда межреспубликанские поставки).8 Наибольший удельный вес торговли со странами СНГ имели Белоруссия, Украина, Киргизия и Таджикистан. Наименьший – Россия, Армения, Азербайджан. Тем не менее Россия в рамках СНГ Россия была важнейшим партнером для стран Содружества, и она единственная имела положительный торговый баланс в региональной торговле со всеми странами. Больших масштабов достигла трудовая миграция между странами Содружества, особенно в Россию. По оценкам, с 1989г. по 2002г. в Россию на постоянное место- жительство переселилось 5,5 млн. чел., а нелегальная трудовая миграция состави- _ 8 Бельчук А. 13 лет СНГ: итоги экономической интеграции.- Вопросы экономики.- №7, 2005г. ла около 4 млн. Главные источники миграции – Украина, Азербайджан, Таджикистан, Молдова Грузия, Армения, Казахстан. Для этих стран переводы их резидентов, работающих в России, являются очень важным источником поступления иностранной валюты и материальной поддержки их семей.9 Причины недостаточного прогресса в экономической интеграции в рамках СНГ сейчас следующие:
- сдерживающее влияние на интеграцию в СНГ оказало кризисное состояние экономики стран-членов в течение большей части 90-х годов. Это уменьшало ресурсы, которые могли бы быть использованы во внешнеэкономической деятельности. - другой причиной можно считать незавершенность в формировании рыночного механизма в странах СНГ, особенно в первой половине 90-х годов, а также различия в характере системных преобразований в государствах Содружества.
- существенными препятствиями интеграции в рамках СНГ являются большие различия в уровне экономического развития между членами организации, однотипность их экспорта и недостаточная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, что мешает более глубокому взаимному разделению труда. Как важный негативный фактор следует упомянуть и отсутствие согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий и недостаток политической воли для достижения прогресса. Во многом это следствие общей причины – отсутствия в СНГ четкой концепции интеграции, а также недостаточной ясности перспектив внешнеполитического и внешнеэкономического развития самих государств Содружества. _ 9 Чистяков Е.Г., Шульга В.А. Экономическая интеграция и национальный экономический рост. М., 2003г. С. 49 3. Влияние интеграции на экономику стран Содружества 3.1 Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ в переходный период 8 декабря 1991 года в Вискулях - резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ, в настоящее время кажутся очень перспективными, но в тоже время процессы интеграции протекают очень медленно. Идею создания единого экономического пространства предложил и прилагает активные усилия для ее реализации Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Премьер Казахстана отметил, что в рамках СНГ Центральноазиатский союз является наиболее продвинутым в плане экономической интеграции. Тенденции развития экономической интеграции СНГ также перспективны из-за того, что страны СНГ простираются на 11 часовых поясов, они занимают без малого шестую часть обитаемой суши планеты, а если быть абсолютно точным, то 22229,6 тыс.кв.км, что почти в 7 раз превышает площадь всех 15 государств Европейского Союза. Чтобы пересечь территорию СНГ с севера на юг, надо проехать около 5 тысяч километров, а с запада на восток - почти вдвое больше. Страны СНГ обладают большой сырьевой базой, так по оценкам экспертов, на страны Содружества приходится более четверти разведанных мировых запасов природных ресурсов и 10 % мирового промышленного потенциала. А производят они при таком богатстве по различным расчетам всего от 2 до 3 % мирового ВВП. Это примерно в 5 раз меньше, чем создается государствами Европейского Союза. На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, или 4,8 процента всего населения Земли. В странах ЕС - 375 млн. человек, что составляет примерно 7 процентов жителей планеты. Если пристально вглядеться в "групповой портрет" населения СНГ, то нетрудно заметить, что его формируют, в основном, жители пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек. Это говорит о том, что Содружество обладает достаточным количеством рабочей силы, для развития производственной и сельскохозяйственной сфер. Словом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов. Разумное использование всего комплекса благоприятных условий и возможностей открывает перед странами Содружества реальные перспек- тивы успешного преодоления изрядно затянувшегося кризиса, повышения их удельного веса и влияния на развитие мировой хозяйственной системы К сожалению, не были использованы благоприятные возможности и открывавшиеся широкие перспективы в рамках СНГ, основанные на уже достигнутых договоренностях. В итоге многие проблемы в государствах остались нерешенными. В общественном сознании закрепилось мнение о низкой эффективности интеграции, о весьма малой отдаче от взаимосвязей стран СНГ. 3.2 Острая проблема интеграционного процесса Соглашение подписанное в 1994 году предусматривало трансформацию расчетов в единый валютный союз. Признание двухвалютных систем: многовалютные системы; рублевые зоны нового типа. 1-я стадия: - взаимное признание и официальные котировки всех республиканских валют; - многосторонний клиринг через межгосударственный банк или другие банки с использованием национальных валют; - конвертируемость национальных валют по текущим расчетам. Межгосударственный банк создан в декабре 1993 года. Доля РФ - 50% в оплаченном капитале. Предполагалось, что его основными функциями будут: · обеспечение основной части межгосударственных расчетов; перевод средств в расчетные рубли из национальных денежных единиц за поставленную продукцию; · взаиморасчет платежей в расчетных рублях; · выведение чистого сальдо каждой страны; · предоставлением странам с пассивным общим сальдо определенного лимита кредитования; · установление курсов пересчета национальных денежных единиц в расчетные рубли банка;
2-я стадия: трансформация платежного союза в валютный союз на базе плавающих обменных курсов национальных валют и полной их конвертируемости. Межгосбанк не стал главным инструментом организации расчетов между государствами. Новые валюты быстро достигли ограниченной конвертируемости по текущим операциям. В основном же расчеты идут через коммерческие банки (Российский кредит, Приватбанк - Украина и др.), именно они решают проблему обменных курсов. 55% всех расчетов осуществляется в национальных валютах через корреспондентские счета в коммерческих банках. 15% - двусторонний межгосударственный бартерный клиринг. 5% - осуществляется через хоз. счета в национальных ЦБ. 10% - негосударственный бартер, клиринг, другие виды безвалютных расчетов. 15% - расчеты в твердых валютах, либо в национальных валютах с валютной оговоркой.
В отличие от ЕС - система многосторонних валютных курсов сформировалась без контроля сверху, т. е. без конкретных обязательств ЦБ-ов по отношению к определенному диапазону курсовых колебаний. Платежный механизм формируется в обход национальных норм валютного законодательства (черный валютный рынок - утечка капитала, сокрытие прибыли, счета подставных офшорных компаний). Неплатежи остаются. Проблема - создание действенных механизмов, а не декларирование идей. 3.3 Перспективы развития интеграции СНГ Геополитическое и экономическое значение отношений со странами СНГ весьма значительно, особенно в перспективе. Страны СНГ – естественная зона взаимных интересов. Объединение усилий хотя бы в отдельных областях и регионах СНГ существенно повысит вес этих стран и, разумеется, России в международных отношениях, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором их экономического развития. Несмотря на все трудности и противоречия, СНГ оказалось жизнеспособным. Более того, с началом нового тысячелетия ситуация стала улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах оказалась нужной большинству постсоветских республик и, по-видимому, будет еще более нужной им в будущем. По мере того, как происходит становление собственной государственности, у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала и т.д. создают хорошие возможности для расширения взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках. Но она обычно намного дешевле, и торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, добывающей промышленности. В 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Союз преследовал цель создания единого таможенного пространства и унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, унификации хозяйственного права, согласования валютной и денежно-кредитной политики. Однако реализация договоренностей столкнулась с трудностями как технического, так и экономического характера, поскольку интересы участников в конкретных областях не всегда совпадали. Поэтому результаты оказались меньше ожидавшихся. С октября 2000 г. Таможенный союз был преобразован в организацию Евро-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС) Эта организация может стать заметным фактором ускорения интеграционных процессов в СНГ, она демонстрирует очевидный прогресс. ЕврАзАС дополняет экономическую сферу сотрудничеством в гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагается гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться договоренности в конкретных областях. Общие интересы в развитии региональных связей привели к созданию Организации Центральноазиатского сотрудничества (ЦАС) между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. используя территориальную и культурную близость, исторически сложившиеся ещё в советские времена связи и разделение труда. С октября 2005 членом ЦАС стала Россия. В сентябре 2003 г.президенты Белоруссии, Казахстана, России, и Украины подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) с целью обеспечить свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы между участниками соглашения посредством согласования взаимной экономической политики. Реальное значение соглашения, которое может стать весьма значительным, определится в ближайшем будущем. Окончательный результат взаимодействия интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин. Но главным фактором будут результаты развития российской рыночной экономики и политики России в целом. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бед- ными и отсталыми странами. Исторический опыт в 90-х годов, несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода и переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Сложности сближения во многом были реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и в СНГ начинают все больше проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ и начала стабильного роста экономики в странах Содружества. Заключение В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно дело - практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело - относительно стихийное развитие международного разделения труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной целесообразности или технологической необходимости, но, прежде всего - законы силы (любой формы ее проявления), с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую систему. Именно такая политика (с позиции сильного) сегодня и проводится ЕС и США по отношению к России. Отсюда важно выяснить: что является современной изначальной предпосылкой международной экономической интеграции: международное разделение труда (специализация производства) или политические (экономические) интересы соответствующих групп стран? Нам представляется, что последнее является более приоритетным для сильных стран с целью поддержания высокого уровня своей социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего региона мира.
Важно подчеркнуть, что взаимодействие стран СНГ в борьбе с преступностью и проявлениями экстремизма осуществляется на основе принципов уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права, укрепления доверия между компетентными органами стран Содружества, приоритета защиты прав и свобод человека, равноправия сторон. Эти принципы, их соблюдение служат гарантией дальнейшего улучшения взаимопонимания, укрепления доверия при взаимодействии в решении общих задач.
Естественно, что нет единого критерия оценки СНГ у аналитиков и простых жителей, бывших советских республик. Но они сходятся в главном - мир неделим. Рано или поздно страны СНГ вольются в международное сообщество, пройдя непростой путь обретений и потерь. Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам. В новом тысячелетии, перед лицом нового исторического вызова они получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в прошлое, это путь в никуда. Список использованной литературы Агапова Т.А. Серегина С.В. Макроэкономика. М.: Дело и сервис. 2001г. Бельчук А. 13 лет СНГ: итоги экономической интеграции.//Вопросы экономики.- №7, 2005г. Бугая И. Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону; 2004г. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – М.: 2002г. Доклад МВФ «О развитии экономики стран СНГ» от 15.09.2006г. // Финансы. №20, 2006г Дробозина Л.А. Финансы. – М.- ЮНИТИ. 2000г. Киреев А. Международная экономика. – М.: Международные отношения. 2003г. Кириченко В. Факторы, условия и ключевые направления экономической интеграции стран СНГ.// Российский экономический журнал.- №5, 2002г. Луссе А. Макроэкономика. - Питер; 2004г. Мацнев Д.А. СНГ: межгосударственное регулирование экономической ин- теграции.- М.: РАГС; 2003г. 11. Рахматулина Г.Г. Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования Единого экономического пространства. - Алматы; 2004 г. 12. Сафронов В.А.Моделирование и прогнозирование структуры экономических связей России с ближним зарубежьем. М.: РАГС; 2002г. 13. Чистяков Е.Г., Шульга В.А. Экономическая интеграция и национальный экономический рост. М., 2003г. 14. Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. - М; 2005г. 15. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М; 2001г. 16. Яременко Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. - М.: Наука. 2004г. 17. Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики.- М.: Наука. 2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.