Реферат по предмету "История"


Хрущевская оттепель

Тема: «Попытка реформирования советского общества. «Хрущевская оттепель»» Исполнитель: Оленчук И.Н студент группы Ас-114фс Руководитель: Гончарова Светлана Геннадьевна Асбест 2008 Содержание: Стр. Введение. 3 Глава 1. Предпосылки реформ Хрущева. 4 Глава 2. ««Хрущевская оттепель и ее значение. Содержание реформ и их значение для развития страны.


5 Заключение. 3. Введение Тема моей контрольной работы «Попытка реформирования советского общества. «Хрущевская оттепель»». Цель моей работы – дать наиболее обширное описание следующих моментов из истории всего происходившего в 1953-1964 годах: предпосылки реформ Хрущева; содержание реформ и их значение для развития страны. Реформирование советского общества второй половины 50-х - первой половины 60-х годов, вошедшее в историю


как «оттепель», стало определяющим в развитии политической жизни страны практически вплоть до конца существования Коммунистической партии и Советского Союза. Однако программа хрущевских преобразований возникла не спонтанно, не на пустом месте. Ее корни и истоки лежат в последних послевоенных годах сталинского правления. Поэтому 1 глава моей работы называется «Предпосылки реформ


Хрущева». В этой главе я более подробно остановилась на том, что же все-таки послужило началом «оттепели». Во 2 главе, которую назвала «»Хрущевская оттепель» и ее значение. Содержание реформ и их значение для развития страны», я подробно рассматриваю каждую реформу. Рассказываю о положительных и отрицательных моментах, об их разнообразии и их противоречивости. Забота о проведении принципа материальной заинтересованности и ликвидация личных хозяйств; реабилитация


жертв культа личности и отказ от реабилитации руководителей оппозиции Сталину. Возврат в родные места калмыков и отказ в этом немцам. Возвращение из лагерей заключенных и отказ от суда над их палачами. Укрепление зарплаты и курс на бесплатные общественные фонды потребления. Борьба за мир и взрывы водородных бомб И все же в этом противоречивом наборе явственно выделяются две


линии - реформы для аппарата и реформы для народа. Его реформы затронули государственные и партийные структуры, народное хозяйство, внутреннюю и внешнюю политику. Но почему, все-таки «оттепель»? Термин происходит от романа Ильи Эренбурга «Оттепель». Советский Союз открывал для себя мир и сам становился открытым для мира. Международные обмены и контакты, поездки наших делегаций за рубеж и визиты в нашу страну.


Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Но самое существенное — иной становилась жизнь внутри страны. Она все меньше напоминала собой улицу с односторонним движением и активно впитывала новые формы открытого общения. 1 Глава. Предпосылки реформ Хрущева. Выйдя победителем из самой кровопролитной войны в истории человечества, советский народ ощущал необходимость перемен к более достойной жизни. Великая Отечественная война катастрофически отразилась на экономике


СССР, Безвозвратные людские потери составили по меньшей мере 27 млн что предопределило демографический кризис, нехватку трудовых ресурсов. Огненный вал войны в западных районах СССР уничтожил практически все: промышленность, железные дороги, шахты. Было разорено сельское хозяйство. Огромный урон был нанесен животноводству. СССР лишился половины довоенного жилого фонда. Окончание войны позволяло сосредоточить все средства


и ресурсы страны на восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Однако в сложных внешнеполитических условиях, грозивших перерастанием «холодной войны» в третью мировую, руководство СССР взяло курс на восстановление страны при опережающих темпах производства средств производства (группа А) над производством предметов потребления (группа В). От фор¬ми¬ро¬ва¬ния этих про¬пор¬ций нап¬ря¬мую за¬ви¬се¬ло эко¬но¬ми¬чес¬кое сос¬то¬яние об¬щес¬т¬ва,


его хо¬зяй¬с¬т¬вен¬ные ха¬рак¬те¬рис¬ти¬ки. Пос¬ле смер¬ти Ста¬ли¬на но¬вые ру¬ко¬во¬ди¬те¬ли стра¬ны Г. М. Ма¬лен¬ков и Н. С. Хру¬щев про¬цес¬сы ре¬фор¬мы на¬ча¬ли с из¬ме¬не¬ния под¬хо¬дов к раз¬ви¬тию лег¬кой про¬мыш¬лен¬нос¬ти, сель¬с¬ко¬го хо¬зяй¬с¬т¬ва. Речь Г. Ма¬лен¬ко¬ва на ав¬гус¬тов¬с¬кой сес¬сии Вер¬хов¬но¬го Со¬ве¬та СССР в 1953 году о не¬об¬хо¬ди¬мос¬ти при¬ори¬тет¬но¬го про¬из¬вод¬с¬т¬ва то¬ва¬ров


на¬род¬но¬го пот¬реб¬ле¬ния и выс¬туп¬ле¬ние Н.С. Хру¬ще¬ва на сен¬тяб¬рь¬с¬ком пле¬ну¬ме ЦК КПСС этого же года с прог¬рам¬мой сель¬с¬ко¬хозяй¬с¬т¬вен¬ных пре¬об¬ра¬зо¬ва¬ний счи¬та¬ют¬ся се¬год¬ня сво¬его ро¬да «ви¬зит¬ной кар¬точ¬кой» «отте¬пе¬ли». Реформирование сельского хозяйства страны было давно назревшей и неотложной задачей. Понимание этого при всей ортодоксальности аграрной политики


Кремля существовало еще при жизни Сталина. Сам факт открытых публицистических выступлений указывал на готовность партийной верхушки к внесению определенных корректив в гибельную политику предыдущих лет. Именно эта готовность стала тем фундаментом, на базе которого началось развертывание аграрных реформ после смерти Сталина. Сложившаяся в 30-е годы образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам


в социально-гуманитарной сфере. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны. Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Изоляция от всех других стран мира и мания секретности замораживали научный и технический прогресс.


Реформы Н.С. Хрущева были ответом на реальные проблемы нашей жизни. Все более нищавшая и, по сути, полуразрушенная деревня, технологически отсталая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира – все это требовало новой политики, радикальных перемен. 5. 2 Глава. «Хрущевская оттепель и ее значение. Содержание реформ и их значение для развития страны.


С середины 50-х г.г. до середины 60-х г.г. в стране проходил процесс политической демократизации. Начавшиеся реформы затронули сферу сельского хозяйства и стимулировали децентрализацию управления экономикой. Эксперименты в этой области дали определенные положительные результаты. Однако административно-командная система продолжала существовать, так же как и партийное руководство государственными и общественными структурами. Во внешней политике амбиции


СССР вызвали ряд напряженных ситуаций, как на Западе, так и на Востоке. Лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку».[4]. Заслуга Хрущева в том, что он сумел превратить эту возможность в реальность. Прекращение массовых репрессий освободило человека от ежеминутного страха за свою жизнь. Человек ощутил, что у него есть какие-то права и какие-то гарантии этих прав.


Жители села впервые за годы советской власти получили паспорта и право, оставаясь крепостными государства избавиться от зависимости от конкретного колхоза. Рабочий получил реальное право увольняться, так как отменили выселение с ведомственной площади. Реабилитация целых народов позволила сотням тысяч людей начать новую жизнь. А реабилитация жертв репрессий освободила от двойной морали всех тех, кто скрывал судьбу деда, отца, брата, сестры. Принцип материальной заинтересованности позволил связывать свою жизнь


с собственными усилиями, самому определять свою судьбу. Ценностью становилась не стандартность, а индивидуальность. Узаконивалось право на индивидуальные вкусы, на "я" отличное от "мы". Реформы в сельском хозяйстве. На сентябрьском пленуме ЦК в 1953 году Хрущев во всеуслышание начал разговор о проблемах сельского хозяйства.


Вскоре были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию и стал восстанавливаться принцип материальной заинтересованности тружеников деревни. Помимо этого с колхозов списывались долги, снижались налоги с приусадебных участков, уменьшался процент обязательных государственных поставок. Был предпринят ряд шагов на укрепление сельского хозяйства кадрами специалистов, устанавливался новый порядок планирования, поощрявший инициативу колхозников, позволявший им планировать свое общественное


хозяйство. После не урожая 1953 года ситуация в стране стала настолько серьёзной, что надо было принимать чрезвычайные меры. Повышение урожайности существующих земельных угодий требовало удобрений, технического оснащения, то есть того, что не может быть создано в один день. Было решено осваивать целинные земли в Заволжье, Сибири и Казахстане. Так началась целина. В рекордном урожае зерновых 1956 года, достигшем 125 млн.т, доля целинного


хлеба составляла около 40%.[1]. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты на переброску техники, горючего, стройматериалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Из виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного


земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи. Одновременно с расширением целинных посевов началась компания по увеличению посевов кукурузы. зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи. В СССР этот злак начали внедрять насильно, не слушая 6. никаких объяснений. Пришлось потесниться не только проверенным кормовым культурам, но и зерновым.


Повышение эффективности сельского хозяйства оставалось одной из главных задач правительства. Этому должно было способствовать осуществление двух административных реформ. 26 февраля 1958 года по докладу Хрущева на пленуме ЦК КПСС было принято постановление "О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций". Суть нововведения заключалась в том, что начиная с 1958 года новые трактора,


сельхозмашины и орудия свободно продавались колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получали рассрочку платежей до 2-3 лет, а в ряде случаев до 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы.


В 1958-1961 гг. впервые за последние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользовании колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-технических служб вовремя создать не удалось. Другое начинание Хрущева касалось укрупнения колхозов. Данная мера должна была привести к образованию мощных колхозных союзов, способных решать самые большие задачи. Несмотря на правительственное заверение, что "современные


укрупненные колхозы технически оснащены значительно лучше, чем прежде", а доходы колхозников "резко возросли", положение дел в сельском хозяйстве оставалось сложным. В конце 50-х гг. обозначилось замедление темпов роста производимой продукции. Хрущев так¬же на¬де¬ял¬ся до¬бить¬ся пе¬ре¬мен в сель¬с¬ком хо¬зяй¬с¬т¬ве, и преж¬де все¬го в жи¬вот¬но¬вод¬с¬т¬ве, пу¬тем «иско¬ре¬не¬ния» тра¬во¬поль¬ной сис¬те¬мы зем¬ле¬де¬лия, за¬ме¬нив ее на¬ибо¬лее прог¬рес¬сив¬ной,


на его взгляд, про¬паш¬ной. Это оз¬на¬ча¬ло от¬каз на всей тер¬ри¬то¬рии стра¬ны от по¬се¬вов мно¬го¬лет¬них и од¬но¬лет¬них трав, рас¬паш¬ку лу¬гов и за¬сев их, а так¬же чис¬тых па¬ров ку¬ку¬ру¬зой и дру¬ги¬ми куль¬ту¬ра¬ми. В 1962 году правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Ис¬хо¬ди¬ли из то¬го, что по¬вы¬ше¬ние пос¬лед¬них соз¬даст до¬пол¬ни¬тель¬ные сти¬му¬лы для кол¬хо¬зов и сов¬хо¬зов, поз¬во¬лит уве¬ли¬чить про¬из¬вод¬с¬т¬во этой про¬дук¬ции.


Новые цены не увеличили количество мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в городе Новочеркасске подавили силой оружия. Были жертвы. В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Главный итог был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная


проблема в стране. Мощный по¬зи¬тив¬ный за¬ряд аг¬рар¬ных ре¬форм, соз¬дан¬ный ре¬ше¬ни¬ями сен¬тяб¬рь¬с¬ко¬го пле¬ну¬ма и пос¬ле¬ду¬ющи¬ми за¬ко¬но¬да¬тель¬ны¬ми ак¬та¬ми, был в ос¬нов¬ном ис¬чер¬пан к кон¬цу 50-х го¬дов. Здесь ска¬за¬лись неп¬ро¬ду¬ман¬ность ря¬да ре¬ше¬ний и ди¬рек¬тив, мед¬ли¬тель¬ность по пре¬одо¬ле¬нию не¬дос¬тат¬ков и из¬дер¬жек, вы¬явив¬ших¬ся в хо¬де ре¬фор¬ми¬ро¬ва¬ния. Так, край¬не не¬пос¬ле¬до¬ва¬тель¬но, про¬ти¬во¬ре¬чи¬во вво¬ди¬лась на¬уч¬но обос¬но¬ван¬ная сис¬те¬ма


зем¬ле¬де¬лия на це¬ли¬не, за¬тя¬ги¬ва¬лось ре¬ше¬ние проб¬лем жилья и бы¬та це¬лин¬ни¬ков; во¬люн¬та¬рис¬т¬с¬кий ло¬зунг Хру¬ще¬ва «дог¬нать и пе¬рег¬нать США по про¬из¬вод¬с¬т¬ву жи¬вот¬но¬вод¬чес¬кой про¬дук¬ции на ду¬шу на¬се¬ле¬ния»[4], став¬ший пар¬тий¬ной ди¬рек¬ти¬вой, обер¬нул¬ся на прак¬ти¬ке опас¬ной по¬го¬ней за ре¬кор¬да¬ми вплоть до под¬та¬сов¬ки ре¬аль¬ных по¬ка¬за¬те¬лей. Край¬не неп¬ро¬ду¬ман¬ной ока¬за¬лась пос¬та¬нов¬ка


Хру¬ще¬вым на де¬каб¬рь¬с¬ком пле¬ну¬ме ЦК 1958 го¬да воп¬ро¬са о рез¬ком сок¬ра¬ще¬нии ин¬ди¬ви¬ду¬аль¬но¬го ско¬та ра¬бот¬ни¬ков сов¬хо¬зов, а в июне 1959 го¬да, то¬же на пле¬ну¬ме - о зап¬ре¬ще¬нии со¬дер¬жать скот жи¬те¬лям го¬ро¬дов и ра¬бо¬чих по¬сел¬ков. Эти ука¬за¬ния, об¬ле¬чен¬ные в фор¬му ди¬рек¬тив или юри¬ди¬чес¬ких ак¬тов, в на¬ча¬ле 60-х го¬дов обер¬ну¬лись нас¬то¬ящим бед¬с¬т¬ви¬ем для се¬мей сель¬с¬ких жи¬те¬лей и мно¬гих го¬ро¬жан. 7. Реформа системы образования.


В области образования во второй половине 50-х гг. Советский Союз добился значительных успехов. В декабре 1958 года был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейшего развития системы народного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилось обязательное восьмилетнее образование. К 1963 году это начинание было реализовано повсеместно.


Одновременно школа получала "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство не дало положительных результатов. Школы оказались не оснащены сколько-нибудь современным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, а предприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на них "педагогическую


нагрузку". Предложенная система обучения лишь ухудшила образовательную подготовку школьников, не дав им профессиональных навыков. В связи с этим в августе 1964 года срок производственного обучения после 8-го класса был сокращен с трех до двух лет. Тем самым школа становилась не 11-летней, а 10-летней. Число лиц, получивших среднее, общее и специальное образование, росло в


СССР с каждым годом. Этому способствовала сеть дневных и вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности, где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовое школьное образование. Реформа в области промышленности. Столь же противоречивым было развитие промышленности. Пожелание повернуть промышленность лицом к потребностям человека оказалось лишь фразой.


По-прежнему упор делался на развитие тяжелой промышленности и, особенно, оборонных отраслей. В середине 50-х—начале 60-х годов советская оборонная промышленность, наука и техника достигли впечатляющих результатов. Активно велись исследования в области атомной физики. Под руководством академика Андрея Дмитриевича Сахарова была создана и испытана первая в мире водородная бомба. Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских


самолетов, достижения в освоении космического пространства. СССР превратился в могучую промышленную державу. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее.


Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 процентов, в сельском хозяйстве - 75 процентов).[1]. Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955 году, на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства.


Пленум ЦК КПСС в мае 1958 года. принял важные меры по развитию химической промышленности в СССР. Пленум отметил, что новейшие открытия в области химии дают возможность полнее использовать богатые природные ресурсы народного хозяйства для производства синтетических материалов, идущих на изготовление обуви, одежды, предметов обихода. Важной вехой в развитии промышленности стал 1957 год. Именно тогда было принято решение упразднить министерства и перейти на территориальный принцип управления


промышленностью. Вместо министерств создавались Советы народного 8. хозяйства (Совнархозы). Они должны были объединить все отрасли промышленности на конкретной территории. Например, в Москве, на Урале, в Поволжье и т. д. Предполагалось, что это улучшит связи между отраслями внутри территорий, поможет усилить кооперацию в промышленности. Организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов,


закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960гг было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве.


Но скоро положительные результаты были исчерпаны. Ослабли связи между отраслями производства в масштабах всей страны, стало труднее проводить единую научно-техническую политику. Вместо бюрократии министерств, возникла не менее многочисленная бюрократия совнархозов. Реформа управления не затронула основную ячейку производства — предприятия. Они как были бесправными, так и остались. Только диктат центра сменился диктатом совнархозов.


Реформа управления зашла в тупик. Экономические реформы. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства, которое развернулось со второй половины 50-х годов. Появились многочисленные панельные и блочные пятиэтажные дома, которые впоследствии получили название «хрущобы».


Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих была почти несбыточной мечтой. Таких темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода. В 1961 году масштаб нашей денежной единицы был повышен в 10 раз, в связи с этим выпущены в обращение новые деньги. «Теперь бывает так: лежит копейка на тротуаре, иной человек


проходит и не нагнется. Чтобы поднять ее. А когда будет новые деньги, копейка не будет валяться, ее обязательно поднимут, ведь это коробка спичек»[3] сказал Н.С.Хрущев на сессии Верховного Совета СССР в 1960 году. Необходимость реформы определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не


обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения различного товарооборота на руках у населения оказалось денег, больше чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Успехи народного хозяйства позволили осуществить ряд мер по подъёму благосостояния трудящихся. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло


зарплату низкооплачиваемых работников, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сократился до 6-7 часов, подросткам устанавливался 6-часовой рабочий день. В предпраздничные и праздничные дни продолжительность рабочей смены сокращалась. Рабочая неделя уменьшалась на 2 часа. Было отменено уголовное преследование за аборты. Президиум


Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. С конца 50-х годов началась продажа товаров длительного пользования в кредит. В июле-ноябре 1964г. был принят комплекс мер по 9. пенсионному обеспечению колхозников. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму. Реформы культуры


На волне общественного подъема рождались новые литература, искусство, театр. «Современник» вызывал на откровенный разговор современника, живопись «молодых» отстаивала право на свое видение мира, литература и публицистика — почти неразделимые — активно вторгались в повседневную жизнь, заставляя каждого определить свое место по ту или иную сторону «баррикад». Процессы духовного освобождения и духовного возрождения общества, энергия которых накапливалась десятилетиями, вдруг вырвались наружу, получив мощный импульс


и новое качество. Этот импульс был дан XX съездом партии, поднявшим вопрос о Сталине и его времени. Прозвучавшие на съезде оценки прошлого стали для современников потрясением — независимо от того, было для них это откровением или давно ожидаемой данью справедливости. Особенно ошеломляли факты — цифры, имена — незаконно репрессированных, оболганных, преданных забвению. Духовная жизнь советского общества в середине 50-х—начале 60-х годов характеризовалась неожиданными


событиями и поворотами. С одной стороны, разоблачение Сталина благотворно сказалось на литературе, живописи, кино—всех видах искусства. С другой стороны, партийное руководство стремилось по-прежнему жестко, властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции. Реформирование законодательства. Крупным успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской


юстиции. Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик заложили фундамент разработки уголовных кодексов в каждой из союзных республик. Были приняты законы об отмене лишения избирательных прав по суду, об уголовной ответственности за воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний исключались «объявление врагом народа» и временное удаление за предел СССР. Отменялась смертная казнь для лиц до 16 лет, вводились исключительные меры принудительного воспитательного


воздействия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался особый список правонарушений 14-16-летних, за которые они могли подвергнуться заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Реформы государственного аппарата. Отказ Хрущева от массовых репрессий отвечал не только интересам масс, но и аппаратчиков, устраняя наиболее


страшную для номенклатуры опасность. Номенклатура не нуждалась больше в топоре для защиты себя от народа и тем более сама не хотела жить под страхом топора. Реабилитация принципа материальной заинтересованности давала начальству право позаботиться и о себе. Но оставался страх перед тем, как народ воспримет резкий рост зарплат руководства. Аппарат блестяще воспользовался разработкой путей движения к коммунизму и выдвинул идею опережающего


роста бесплатных общественных фондов потребления. Бесплатная квартира для рабочего в 25 метров в "хрущевской" пятиэтажке на окраине города давала возможность аппаратчику получить бесплатную квартиру в 50 метров в престижном здании и престижном районе. Если в среднем гражданин из 10. общественных фондов получил прибавку к зарплате в 20 - 30 процентов, то эта надбавка для аппаратчиков составляла и 50, и 100, и 200 процентов.[2].


Одним из на¬ибо¬лее мас¬ш¬таб¬ных пре¬об¬ра¬зо¬ва¬тель¬ных про¬ек¬тов хру¬щев¬с¬ко¬го пе¬ри¬ода яв¬ля¬ет¬ся по¬пыт¬ка пе¬рес¬т¬рой¬ки пар¬тий¬ных, со¬вет¬с¬ких, проф¬со¬юз¬ных и ком¬со¬моль¬с¬ких ор¬га¬нов в со¬от¬вет¬с¬т¬вии с про¬из¬вод¬с¬т¬вен¬ным прин¬ци¬пом, осу¬щес¬т¬в¬лен¬ная в 1962-1964 го¬дах. Предполагалось, что производственный принцип, положенный в основу построения парторганов, обеспечит более конкретное руководство экономикой. На местах образовывались по 2 обкома партии, по 2 самостоятельных


Совета депутатов трудящихся и их исполкома. Одни должны были обслуживать население, занятое в промышленности, а другие - в сельском хозяйстве. Подчеркивалось, что предлагаемая реорганизация даст возможность все силы партии, ее организаций сосредоточить на главных задачах развития производства, позволит более конкретно и планомерно руководить промышленностью и сельским хозяйством, создаст необходимые условия для того, чтобы со знанием дела вникать в проблемы экономики.


Отрицательные стороны реорганизации стали проявляться сразу же после ее введения. Во многом они были обусловлены тем, что в основу формирования и утверждения структуры обкомов, создания партийных комитетов был положен объем производства валовой продукции, количество гектаров сельскохозяйственных угодий. Именно с помощью этих цифр происходила оценка всей сложной многогранной организаторской работы. И закономерно, что организационная перестройка, проведенная на такой базе в предельно сжатые сроки,


привела к неразберихе и трудностям. Таким образом, в 1962-1964 годах политика, связанная с осуществлением грандиозной перестройки партийных, советских органов по производственному принципу, привела к дестабилизации управленческих структур, показала несостоятельность попыток реформировать советское общество мерами организационного порядка. Реорганизацию 1962-1964 годов и ее последствия можно рассматривать как одну из непосредственных причин смещения Н. С. Хрущева с поста руководителя партии и правительства.


Внешняя политика. Прогрессивные изменения в первой половине правления Хрущева происходили и во внешней политике. Руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Оно предприняло ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Это приветствовали страны Западной Европы, которые начали нести убытки от длительного эмбарго объявленного


США. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов аккредитованных в Москве. Наша печать начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, но и о том полезном, что можно там найти. Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими государствами было


создание Организации Варшавского Договора – Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "Карибский кризис" в 1962 году, вызванный размещением


Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США.У СССР была и другая , более важная цель : попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Первый кризис, поставивший мир на 11. грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов.


Ещё одной проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно США было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз, к удивлению США, достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое налагало на нашу экономику непосильное бремя и не позволяло повысить жизненный уровень советских людей и он оставался по-прежнему низким. После "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между


Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга. 12. Заключение В заключении, как итог и вывод из всего вышеизложенного, хочется сказать, что период биографии нашей страны с 1953 по 1964 годы по праву называют десятилетием «оттепели». Это справедливо не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны.


Было стремление убедить сограждан жить по принципам Морального Кодекса строителя коммунизма. Интенсивно развивалась культура. Появились новые блистательные писатели, скульпторы, поэты, музыканты. За годы правления Хрущёва космос стал «советским». Первый спутник земли – наш, первый человек в космосе – наш.


И важно, что в это время был достигнут ядерный паритет между СССР и США, что позволило признать силу Советского Союза и считаться с его мнением при решении важнейших мировых проблем. Итогом реформ стал переход государственного социализма от формы с господством личности к форме с господством номенклатуры. Хрущев спас государственный социализм от того кризиса, который мог его смести.


Он спас КПСС, ее аппарат от расплаты за чудовищные преступления. Он увел КПСС от суда народа. Он выпустил пар. Хрущев своими реформами по существу заложил основы послесталинской номенклатурной формы государственного социализма и позволил этому строю продержаться еще не одно десятилетие. Брежнев и его окружение только творчески развивали и укрепляли полученное наследство. Характеристика хрущёвского десятилетия была бы незавершённой, если бы не был проведён анализ просчётов,


допущенных лично Н.С.Хрущёвым. Управление делами Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Выдвигая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Хрущёв часто терпел поражения. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным


хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу: командно – административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.


Список использованной литературы 1. Дмитренко В.П. История России XX век М АСТ 1998г c.510-526 2. И.А. Исаев История Отечества Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.: Юристь, 1998г с.276-280 3. Ратьковский И.С Ходяков М.В.История Советской России - СПб.: Издательство "


Лань", 2001г с.146-163 4. Учебное пособие Отечественная история для технических ВУЗов. ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 под редакцией В.В. Фортунатова



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.