Реферат по предмету "Философия"


Сущность, предмет и метод философии. Общие понятия

1. Предмет и структура философскогознания. Специфика философии как науки
Предметом называется круг вопросов,которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философскогознания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании); человек; общество.
Основная специфика философскогознания заключается в его двойственности, так как оно:
1. имеет очень много общего с научнымзнанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако, не является научнымзнанием в чистом виде.
2. Уровни мировоззрения
1) убеждения, полученныенепосредственно из нашего личного опыта, на нем располагается огромноеколичество очевидных и простых знаний о мире.
2) очевидную информацию,подтвержденную опытом других людей.
3) Теории. Это высший уровень нашегомировоззрения, т.к. теории — более сложные сооружения, включающие в себякирпичики информации из предыдущих уровней.
3. Основной вопрос философии.Материализм и идеализм
Основной вопрос философии — вопрос оботношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двухсторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя илисознание — и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе,соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
4. Философские концепции бытия:монизм, дуализм, плюрализм
Мони́зм — философское учение,согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечномсчете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Дуализм — философское учение, котороепризнаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт ихотносительность. В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точказрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой двевзаимодополняющие и равные по значению субстанции.
Плюрализм — философская позиция,согласно которой существует множество различных равноправных, независимых инесводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологическийплюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).
5. Социально-исторические типымировоззрения. Философия как разновидность мировоззрения
Жизненно-повседневное и теоретическоемиропонимание.
Важнейшими социально-историческимитипами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный ифилософский.
Житейское, повседневноемиропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокойпродуманностью, обоснованностью. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами,требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокиечеловеческие ценности.
Иное дело — критическая работа ума наоснове сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляетсяуже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелыминтеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропониманияпринадлежит и философия.
6. Основные методы философии
Основными методами философииявляются:
Диалектика – метод философскогоисследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически.Метод единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположныйдиалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе(а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется фактпостоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поискабсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается ихединство).
Догматизм – восприятие окружающегомира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений. Эклектика – метод,основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единоготворческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которогодостигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достовернымивыводы
Софистика – метод, основанный навыведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок.
Герменевтика – метод правильногопрочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западнойфилософии.
7. Функции философии
Функции философии – основныенаправления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи,назначение.
Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об егоустройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать –предельно обобщать окружающую действительность, создаватьмыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Роль критической функции – подвергатьсомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты,качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширениеграниц познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация,увеличение достоверности знания.
Социальная функция – объяснитьобщество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, егоструктуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути ихустранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности иидеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали,помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается втом, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире ичеловеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущеематерии, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
8. Мифология как способ пониманиямира. От мифологии к философии
Исходной для человеческого обществасистемой общих знаний о мире была мифология. Миф выступает как способ отражениямира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образнымипредставлениями об окружающем мире. Таким образом, самые первые представления омире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время этипредставления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включалфантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания,обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. По мере совершенствованияпонятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг отдруга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — навере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретаютстатус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, котораярассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи счеловеком, стала «праматерью» философии. А та часть, — которая обращалась кпроблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологиикак учения о религии.
9. Основные принципы философскогомышления в Древней Индии
Главная цель индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное ивечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уходв себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое,нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Для джайнизма, как и брахманизма,характерна направленность на индивида, личность. Центральной, системообразующейпроблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнистыстарались освободить не только телесное, но и духовное в человеке
Буддизм исходит из равенства всехлюдей в страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийскойконцепции человека лежит идея перевоплощения живых существ.
10. Философские аспекты буддизма
Теория взаимообусловленногосуществования. Согласно этому закону, возникновение одного частного явления(причина) сопровождается другим частным явлением (следствие).
Карма — одно из центральных понятий виндийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон,согласно которому праведные или греховные действия человека определяют егосудьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Теория не существования души — одноиз основных положений буддийской философии, состоящий в отрицании абсолютногонепреходящего я и высшего я, или Атмана.
11. Характерные черты философииДревнего Китая
Для китайского видения мира иокружающей действительности характерно: восприятие своей страны как центрасуществующего мира, понимание отдельных событий, истории в целом какциклического процесса, осознание своей ответственности перед Небом и Землей заправильное воплощение на Земле космических циклов, восприятие человека, природыи космоса как единого целого, консерватизм сознания, обращенность в прошлое,боязнь перемен, не выделение отдельной человеческой личности из коллектива,осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии,приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительствоВеликой Китайской стены), отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества игосударства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей(власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главыгосударства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, еговласти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;понимание жизни, прежде всего, как жизни духа в телесной оболочке, предпочтениеземной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельногочеловека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образажизни и правильного отношения к окружающей — действительности); восприятиепотусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважение к родителям,старшим, почитание предков и духов.
12. Социально-философские идеиконфуцианства и легизма
Конфуцианство — древнейшаяфилософская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участникасоциальной жизни. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимоуправлять людьми? Как вести себя в обществе? Представители данной философскойшколы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобногоуправления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия- отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника кподчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведениялюдей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Основной вопрос легизмакак управлять обществом?
Легисты выступают зато, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. Основными постулатамилегизма являются следующие: человек обладает изначально злой природой; движущейсилой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; какправило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственноевмешательство в общественные отношения; государство (в лице армии, чиновников)должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх переднаказанием; основным разграничением правомерного и неправомерного поведения иприменения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы длявсех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам(независимо от звания), если они нарушили законы; государственный аппаратдолжен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должныдаваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, ане передаваться по наследству); государство — главный регулирующий механизмобщества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения,экономику, личную жизнь граждан.
13. Космоцентризм античной философии
Космоцентризм — это первый этапразвития античной философии, который часто называют досократовским, онсохраняет вначале черты мифологии. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагорделают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаютсяобъяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе стем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разнымиоговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийногопервоначала, но и считают его живым, развивающимся существом.
14. Основные этапы развития античнойфилософии
1. Натур-философский (главнаяпроблема — проблема устройства мира, проблема первоначала).
2. Гуманистический (сменапроблематики от природы к человеку и обществу). Софисты, Сократ;
3. Классический (период большогосинтеза). Первые философские системы Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центрперемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблемасчастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитиенеоплатонизма). Добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли,монотеистической религии.
15. Поиск первоосновы мира в античнойфилософии
На первом, досократовском, этапегреческая философская мысль носит космоцентрический характер и сохраняетвначале черты мифологии. Значительной в древнегреческой философии былаатомистическая традиция Демокрита, углубившая обсуждение проблемы бытия инебытия. Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые,неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы, названные им «атомами».Тем самым многообразие сущего сводится к движущимся в пустоте атомам. Послеоткрытия природы как объекта философии стало возможным поставить вопрос очеловеке, а затем о Боге.
16. Атомистические учения Демокрита
Он описал мир как систему атомов впустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не толькобесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы,согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, какговорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм,размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются.Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производятвозникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущееатомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено какразличием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и техже букв слагаются разные слова.
17. Суть принципа софистов: «Человекесть мера всех вещей»
Наиболее полно суть воззренийсофистов выразил Протагор. Он говорил об относительности всякого знания,доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основаниемпротивопоставлено противоречащее ему утверждение. То, что человек считаетсуществующим, то для него действительно существует, а то, что он считаетнесуществующим, то для него и не существует. Люди приносили много жертв во имятого, что существовало только лишь в их сознании, и пренебрегали частодействительно существующими ценностями, но лишь потому, что не осознавали их вкачестве существующих. Человек смотрит на мир не глазами, данными природой, а«глазами» своего сознания, своей культуры
18. Философия Сократа
Используя метод диалектическихспоров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания,поколебленный софистами. Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно сматериальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного каксамостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чембытие воспринимаемого мира (монизм). В вопросах этики Сократ развивал принципырационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий,что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание,поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.
19. Учение Платона об «идее»
Идея — центральная категория вфилософии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мыпьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба. В платоновских идеяхобобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью иуправляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они —вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется всемножество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественныесущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления,при этом между ними существуют отношения координации и подчинения.
20. Учение Платона о государстве
Государство, по Платону, возникаетпотому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своихглавных потребностей. Идеальное государство возникает как общество трехсоциальных групп. Этими группами являются правители — философы, стратеги — воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, ипроизводители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворениежизненных потребностей. Первое место в группе приемлемых государственных форм,естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующихгосударственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именноаристократическая республика (а не аристократическая монархия). К упадочным,нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее инельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это властьнескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях среднейчасти души. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть несколькихличностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны снизкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являютсядемократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания,которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру,направленную против аристократии.
21. Философия Аристотеля какэнциклопедическое учение
Исходя из признания объективногосуществования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой инеуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может такжеувеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материяинертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительногомногообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надопридать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активныйтворческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма —это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразнойматерии: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возниклиразнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум).
Форма и материя неразрывно связанымежду собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путеместественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой рядформ, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большегосовершенства.
При этом мыслитель усматриваетпричинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи сэтим он проводит различение причин: есть действующая причина—это энергийнаясила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего,не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины,имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего».
Познание у Аристотеля имеет своимпредметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любоезнание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать формучувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общеев единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений ивосприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей.
22. Основные идеи эллино-римскойфилософии
Это время разложения древнегреческогорабовладельческого общества, завоевания Греции Александром Македонским,экономического и политического упадка Греции; философия в это время существуеткак своеобразные рецепты выживания: «скептицизм», «эпикуреизм», «стоицизм»;«неоплатонизм» и др.; как показатель возвышения духовного статуса Рима,появляются римские философы, в частности это Лукреций Кар, Марк Аврелий,Сенека. В целом философия этого периода характеризуется обобщеннымматериалистическим пониманием мира, кризисом духовности, изменением духовныхориентиров на основе христианской идеологии.
23. Теоцентризм средневековойфилософии
В основе средневековогочеловекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки отом, что Бог — начало всего сущего. Средневековая философия поставилапринципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине,смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего». Таким образом, всредневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, сутькоторого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначениеи вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное)противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал однимиз стержневых в философской антропологии.
24. Патристика: суть учения иосновные представители
Патри́стика — философия итеология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VIIвека. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими дляхристианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад вформирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Юстин,100-167, затем Афинагор. Климента Александрийского. Евсевий Кесарийский.Константином Великим. Августин Блаженный.
25. Схоластика и её роль в философиисредневековья
Схоластика (9-15 века н. э.) — средневековая «школьная философия», представители которой пытались рациональнообосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого онииспользовали идеи античной философии. Схоластика — это философствование впределах нормативного текста по жестким логическим законам. Однако философия небыла свободной, она зависела от церкви. Схоластика носила лишь религиозныйхарактер, мир, согласно представлениям схоластов, не имеет дажесамостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.Систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274, Италия).Аквинский признает возможность достижения объективного, верного знания иотвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишьдеятельность человеческого разума.
26. Спор между номиналистами иреалистами в средневековой философии
В XI веке развернулась борьба междуноминализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии отриединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын иБог-Святой Дух. Реализм — философское учение, согласно которому подлиннойреальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичныепредметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли,идеи в божественном разуме, а человек — подобие бога; только благодаря этомучеловеческий разум в состоянии понять сущность вещей, ибо эта сущность естьничто иное, как всеобщие универсалии. Отсюда, познание возможно лишь с помощьюразума, ибо лишь разум способен постигать общее.
Номинализм — философское течение,представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом. Усилием воличеловек может понять мир. Общие понятия только имена, они не обладают никакойсамостоятельностью, помимо единичных вещей и образуются нашим умом путемабстрагирования для целого ряда вещей и явлений.
27. Гуманизм, как философскоенаправление эпохи Возрождения
Гумани́зм — мировоззрение, вцентре которого находится идея человека как высшей ценности.
Гуманизм как философское направлениеполучил распространение в Европе в XIV — середине XV вв. Его центром былаИталия. К основным чертам гуманизма относились: антицерковная иантисхоластическая направленность; стремление уменьшить всемогущество Бога идоказать самоценность человека; антропоцентризм — особое внимание к человеку, воспеваниеего силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм.
28. Идеи натурфилософии эпохиВозрождения
Натурфилосо́фия — Попыткаистолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученныхнаучными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила,пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей изакономерностей явлений природы.
Древней натурфилософии свойственностихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живогоцелого идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы)(Гилозоизм). Органическую часть натурфилософии составляли также космология икосмогония.
29. Социально-политические учения Т.Гоббса и Дж. Локка
Джон Локк — британский педагог ифилософ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространениюсенсуализма. Локк был первым философом, который выражал личность черезнепрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской»,то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются безврожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученнымчувственным восприятием.
Томас Гоббс — английскийфилософ-материалист, автор теории общественного договора и системымеханистического материализма (рассматривающие мир как механизм, в болеешироком смысле механицизм есть метод сведения сложных явлений к их физическимпричинам).
человек бытие сознаниемировоззрение
30. Философские идеалы и основныепредставители французского Просвещения XVIII века
Философским основанием французскогоПросвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней,противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в началесвоей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеидекартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годоввнимание французских философов начало привлекать распространявшаяся в спискахрукопись “Завещание” Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельноематериалистическое понимание природы.
31. Теория познания И. Канта:основные понятия и принципы
Кант отвергал догматический способпознания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критическогофилософствования, сущность которого заключается в исследовании способовпознания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; иизучении отдельных способов человеческого познания. Кант соглашается, что еслинаше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость неиз него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связьопыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимойаприорной деятельности сознания. Кант не разделял безграничной веры в силычеловеческого разума, называя эту веру догматизмом.
32. «Категорический императив» И.Канта
Категорический императив — понятие,введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединитьидею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимоеединство этих принципов.
Человек по Канту, есть высшаяценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает своедостоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть,следовательно, тоже высшая ценность.
Есть ли во внешнем мире образец,эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такойличности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие намдано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что естьБог как символ нравственного идеала.
33. Суть антропологического принципав философии Л. Фейербаха
В целом философия Фейербахаантропологична. В ней общественные связи трактуются преимущественно снравственных позиций. В антропологической парадигме Фейербаха человек обладаетизначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социальногостатуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни,стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют егоповедение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначальноестествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т.д.) итолько условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.
Заслугой Фейербаха являетсяподчеркивание связи идеализма с религией.
34. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля
Исходное положение философии Гегеля — тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи,понятия, духа. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного)идеализма Гегеля состоит в следующем: В основе всех явлений природы и обществалежит абсолютное, духовное и разумное начало «абсолютная идея», «мировой разум»или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность егосостоит в мышлении, а точнее, в самопознании. Объективный идеализм – признаетналичие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную(творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть«мирового сознания»;
35. Принцип историзма, разработанныйв немецкой классической философии
Принцип историзма включает такжепредсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем. Начиная сГердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самымотвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.
36. Немецкий иррационализм XIX века в философии А. Шопенгауэра
У Шопенгауэра основой и животворящимначалом всего является не познавательная способность и активность человека, аволя как слепая, бессознательная жизненная сила. Тем самым в «человекеразумном», в homo sapiens, разум перестал считаться его родовой сущностью;ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную,служебную роль.
Наука, по Шопенгауэру, никогда неможет обрести конечной цели, однако есть сфера, которая рассматривает«единственную действительную сущность мира» — это ИСКУССТВО.Шопенгауэр говорит, что «обыкновенный человек, этот фабричный товарприроды» не способен на незаинтересованное созерцание так же, как иученый, и только гений способен на это. Искусство есть создание гения, и генийвозможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистымсозерцанием вечные идеи.
37. Человек в «философии жизни» Ф.Ницше
Человек должен быть ближе к природе ипоэтому необходимо воспитать сильных личностей, способных повести за собойлюдей. Он утверждал, что каждый человек чувствует, осознает и познает жизнь наоснове переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличие отШопенгауэра Ницше придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. Ивыбранная им категория центр его концепции «воля к власти». Наиболее значимыйкритерий любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошовсе то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.
38. Основные этапы и представителипозитивизма
Позитивизм — философское учение инаправление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного,действ/>ительного знания эмпирические исследования иотрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результатспециальных наук.
1. Первый (классический) позитивизм.Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
2. Эмпириокритицизм. Представители:Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
3. Неопозитивизм или логическийпозитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн,Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
4. Постпозитивизм. Представители:Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, СтивенТулмин.
39. Основные принципы философиипрагматизма и его представители
Прагматизм — философское течение,базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Егопроисхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса,который первым сформулировал «максиму» прагматизма.
40. Герменевтика, как философскоенаправление
Герменевтика также являетсяфилософским методом анализа текста. Направление в философии XX века, выросшеена основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрениягерменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значенийкультуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, котораяпредставляет собой совокупность основополагающих текстов.
41. Философские аспекты ученийпсихоанализа и неофрейдизма
Фрейд представляет психику человекасостоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного,которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. СогласноФрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особаяпсихологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует нарядус сознанием и в значительной степени контролирует его. Согласно Фрейду,главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствияи вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. По Фрейду, каждый человекстремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляетэти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуреобщества.
42. Основные идеи и представителиэкзистенциализма
Экзистенциализм, также философия существования- направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальностииррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельнородственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых онотличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человекомсобственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, былЖан-Поль Сартр.
43. Неотомизм и тейярдизм, как основныенаправления религиозной философии ХХ века
Неотомизм — официальная философиякатолицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собойхристианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается какпервопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переходпотенции в актуальность.
Тейярдизм – Согласно его теории,сочетавшей в себе естественнонаучные и христианские элементы, целью умственногои общественного развития человечества является его полное духовное единство,которое он называл «точкой Омеги». Де Шарден развил своеобразную метафизикуэволюции. Он считал, что все ценное в традиционной философской мысли нискольконе противоречит современным научным взглядам. Развитие физических объектов, вконечном счете, направлено на производство высших, более сложных и совершенныхсуществ. Свойства материи приводят к постепенному усложнению структуры атомов,молекул, клеток и организмов и, наконец, появлению человеческого тела и егонервной системы. В отличие от своих предшественников, де Шарден полагал, чточеловек привносит с собой новое измерение во Вселенную. Он называл эторождением рефлексии: животные просто знают; а человек знает, что он знает, тоесть обладает «знанием в квадрате».
44. Характерные черты и основные периодыразвития русской философии
По мнению Н.О. Лосского, характернымичертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии),соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм,реалистичность (онтологизм).
Предметами философского поискарусских мыслителей были:
1. Проблема человека;
2. Космизм (восприятие космоса какединого целостного организма);
3. Проблемы морали и нравственности;
4. Проблемы выбора исторического путиРоссии — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русскойфилософии);
5. Проблема власти;
6. Проблема государства;
7. Проблема социальнойсправедливости;
8. Проблема идеального общества;
9. Проблема будущего.
Основные школы русской философии
1. Историческая философия П.Я.Чаадаева;
2. Философия западников иславянофилов — А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.С.Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы;
3. Ортодоксально-монархическаяфилософия — Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев;
4. Философия Ф.М. Достоевского;
5. Философия Л.Н. Толстого;
6. Революционно-демократическаяфилософия — Н.Г. Чернышевский, народники Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н. Ткачев, анархист П.А. Кропоткин, марксист Г.В. Плеханов.
7. Философская антропология — НиколайНиколаевич Страхов
8. Либеральная философия — В.С.Соловьёв.
9. Русская религиозная философия — С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский;
10. Философия космизма — Н.Ф.Фёдоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский;
11. Философия «русского зарубежья» — Д.С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н.А. Бердяев;
45. Философские аспекты дискуссии«западников» и «славянофилов»
Основная идея западников заключаетсяв признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимостиполного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развитиядля процветания России.
Особое место в русской философии XIXв. вообще, а в западничестве в частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель,сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIXстолетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание онизлагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».
Славянофилы отрицали и невоспринимали негативные стороны западной цивилизации: социальные антагонизмы,крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность и т.п.Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходек пониманию основ, «начал» русской и западноевропейской жизни. Славянофилыисходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовнымиценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. Иэто мнение сохраняет свою актуальность и поныне.
46. Философская система В. Соловьева.
Философская система Соловьева одна изпервых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя изпринципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютногосверхприродного идеального начала.
В своей философии Соловьевруководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методомидеалистической диалектики.
По Соловьеву, в результате синтезанауки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Богпридает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводитк христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, овоплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценнойфилософией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразиев природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которыхБог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодарямировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живыхсуществ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мировая душаотделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру ипотеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался намножество враждующих элементов.
Преодолению розни в бытииспособствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом,шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источникразвития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.
47. Основные идеи и представители философии«русского космизма»
Мировоззрение, с корнями вмифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Намеренноепротивопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примиренияценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. Русский космизм, сего верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности,современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы внем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ. Так выраженапланетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственностипоколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеинравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Русский космизм П.А. Флоренского
Христианский космос В.С. Соловьёва
Философия общего дела Н.Ф. Фёдорова
Антропокосмизм Н.Г. Холодного
Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Космическая философия К.Э.Циолковского
Современная цивилизация и русскийкосмизм

48. Категория бытия в философии
Бытие — предельно широкая философскаякатегория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В основепонятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не толькоздесь и сейчас, но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единствоэтих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.
Можно выделить следующие основныеформы бытия:
вещей, процессов, заключающее в себебытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
человека — подразделяется на бытиечеловека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
духовного, состоящего из объективногои субъективного духа;
социальное, состоящее из бытияотдельного человека и бытия общества.
49. Структура и свойства материи
Мате́рия — философская категориядля обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями,существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятияматериального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин«реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носитонтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальныхпонятий материализма и в частности такого направления в философии, какдиалектический материализм. Универсальными свойствами материи являются:
несотворимость и неуничтожимость
вечность существования во времени ибесконечность в пространстве
материи всегда присущи движение иизменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
детерминированность всех явлений
причинность — зависимость явлений ипредметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий,от порождающих их причин и условий
отражение — проявляется во всехпроцессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешнихвоздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлениювысшей его формы — абстрактного мышления
50. Основные принципы и законыдиалектики
Диалектика (от греч. диалектике)означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика- это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира ивсеобщих законах развития природы, общества и мышления. Сегодня можно выделитьтри ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическуюдиалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектикусовременности.
Исходными принципами диалектикиявляются: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Диалектика рассматривает мир впостоянном изменении и развитии, в движении. Важнейшим принципом диалектикиявляется принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только изразвивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов,явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными,подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметовдействительности. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие,существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального идуховного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективногомира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляетнепременное условие практической преобразующей деятельности, творчества. Кпринципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщейпричинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения,конкретности истины и др.
51. Пространство и время как формыбытия
52. Сознание. Общие понятие, основныеподходы, происхождение
В настоящее философия сдостоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеетособую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают иматериалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менеепроизводно от материи.
Основные подходы к проблеме сознанияв философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный(классический материализм).
Физикализм – крайнематериалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания каксамостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи иобъяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Солипсизм – другой крайний взгляд наприроду сознания, согласно которому сознание индивида – единственнаядостоверная реальность, а материальный мир – его порождение.
Между физикализмом и солипсизмом(крайними направлениями)
Три главные точки зрения на вопрос опроисхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присущетолько человеку.

53. Основные функции и свойствачеловеческого сознания
C помощью своего сознания человекрешает различные задачи, т.е. сознание имеет несколько функций.
1) познавательную функцию, с помощьюкоторой человек отражает объективную действительность, строит свою системузнаний о мире;
2) ценностно-ориентационную функцию,с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет своеотношение к ним;
3) управленческую функцию, с помощьюкоторой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, тоесть управляет своим поведением.
Основные свойства человеческогосознания идеальность; интенциональность; идеаторность.
Идеальность – это особая,нематериальная сущность сознания.
Интенциональность – направленность напредмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметомсознания.
Идеаторность сознания – способностьтворить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая зарамки простого отражения".
54. Основные формы чувственного ирационального познания. Сенсуализм и рационализм
Сенсуализм — направление в теориипознания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная формадостоверного познания
Рационализм — метод, согласнокоторому основой познания и действия людей является разум.
Поскольку интеллектуальный критерийистины принимался многими мыслителями, рационализм не является характернойчертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия вовзглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признаютглавным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, еслиразумность считается единственным существенным критерием.
55. Уровни и методы познания
На эмпирическом уровне преобладаетживое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы(суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признакиэмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых иэкспериментальных данных, их систематизация.
Теоретический уровень познанияхарактеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание неустраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретическогообъяснения осуществляется научное предвидение будущего.
56. Основные концепции истины:классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная. Основные свойства икритерии истины
Классическая линия понимания истины:истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи),представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью.
Конвенциональная теория: истина — эторезультат соглашения (А. Пуанкаре, Т. Кун)
Когерентная теория: истина — этохарактеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э. Мах)
Прагматическая теория: истина — этополезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение,позволяющее достичь успеха (Ч.С. Пир)
Критерий истины – средство проверкиистинности человеческих знаний.
1) Эмпиризм: данные чувственногоопыта;
2) Рационализм: очевидность, котораядостигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые интуиции»(Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство ипростота теории;
При таком подходе вопрос обистинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезностьили работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашегомышления»;
5) Марксизм: критерием истиныявляется практика = материальное производство + научный эксперимент.
Свойство истины – объективность:конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой инезависимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина это несвойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.
57. Человек как объект философскогоосмысления. Природное и социальное в человеке
В античной философии сформировалсяособый подход в постижении природы и человека — космоцентризм, суть которогозаключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философскихпроблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающегонекоторым духовным началом (душа, мировой разум). Начиная с классическогопериода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое)место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов всоответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляетсяпонимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношениячеловека и Бога. Философия Возрождения является гуманистической, и потомуантропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценногосущества и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободучеловека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческойдеятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности,индивидуализации. Западноевропейская философия XVII века рассматривала главнымобразом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработкапроблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций:эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности исвободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
Сложились две концепции о природечеловека:
социологизаторские — распространилисьособенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса очеловеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особыхбиолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не тольколичность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;
биологизаторские — общей чертой,является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.
58. Человек, индивид, личность.Свобода и ответственность как условия существования личности
Индивид — обозначение единичного вотличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельныйчеловек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Личность — человеческий индивид васпекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретныхвидов деятельности.
Личность формируется в процесседеятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесссоциализации индивида. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тотосновной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая спецификаличности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждаетсякак личность, иначе он остается вещью в себе. Человек, полностью подчиненныйдругому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.
59. Проблема типологии историческогопроцесса
В философии истории последняяпредстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее ибудущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когдаему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории,к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель,неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, такимобразом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего, как впрошлое, так и в будущее.
В философии истории, пожалуй, снаибольшей полнотой проявляется природа социально-философского знания.Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества илицивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логическипоследовательно и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает длясебя страна или цивилизация. Но это теоретическое знание нельзя назвать чистонаучным.
60. Основные группы глобальныхпроблем современности
Проблемы, стоящие передчеловечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные — этопроблемы, существующие в масштабах всего земного шара. Локальные — существующиев пределах региона. Основные глобальные проблемы современности связаны сперспективами взаимоотношения человечества с природой Земли и ближнего космосав ходе как мирного развития так и в результате глобального военного конфликта.Перечислим и коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем.
1. Проблема урбанизации. Рост городови населенных пунктов привел к существенным перестройкам лика Земли, сокращениючисла одних видов, росту численности — других, в том числе вредных для человекаи народного хозяйства. Каким способом удастся скомпенсировать эти нарушения?
2. Проблема демографического кризиса.Сущность проблемы состоит в том, приведет ли дальнейший рост населения кнеобратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы?
3. Проблема сырьевого кризиса. Здесьсуть проблемы — приведет ли рост использования сырья (как органического, так иминерального) к его исчерпанию?
4. Проблема энергетического кризиса — не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса иэкстенсивного развития производства все доступные для человечества источникиэнергии?
5. Проблема экологического кризиса — может ли рост человечества и научно-технической прогресс необратимо разрушитьбиосферу Земли?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.