Реферат по предмету "История"


Франц Шуберт

Франц Шуберт 1797 - 1828 Шуберт относится к первым романтикам заря романтизма. В его музыке ещ нет такого сгущнного психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор лирик. Основа его музыки внутренние переживания. Передат в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внс очень много нового.


Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями 1. Использование песенных тем в инструментальной музыке песня Скиталец стала основой фортепианной фантазии, песня Девушка и смерть стала основой квартета. 2. Проникновение песенности в другие жанры.


Шуберт создатель лирико-драматической симфонии неоконченной. Тематизм песенный, изложение песенное неоконченная симфония I-я часть г.п п.п II-я часть п.п принцип развития форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещ создал эпическую симфонию C-dur. Он создатель нового жанра вокальной баллады.


Создатель романтической миниатюры экспромты и музыкальные моменты. Создал вокальные циклы у Бетховена был к этому подход. Творчество огромно 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов музыка, связанная с бытовым музицированием вальсы, ленглеры, марши,


более 600 песен. Жизненный путь. Родился в 1797 г. в предместье Вены в городе Лихтенталь. Отец школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент пению и теории. 1808-1813 гг. Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих.


Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г но взгляды у них были разные.


В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушл из Конвикта потому, что учба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения. 1813-1817 гг. Написал первые песенные шедевры Маргарита за прялкой, Лесной царь, Форель, Скиталец, 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки.


После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподат в школе отца арифметику и азбуку. В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удатся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий жил в сырой комнате и т.д. В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.


Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Е отец выдал е за булочника. У Шуберта было очень много друзей поэты, писатели, художники и т.д Его друг Шпаут написал о Шуберте Гте. Гте не ответил. Он имел очень плохой характер. Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом


Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были Шпаун написал воспоминания о


Шуберте, поэт Майрхофер, поэт Шобер на его текст Шуберт написал оперу Альфонс и Эстрелла. Часто были собрания друзей Шуберта Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть.


Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей. Начало 20-х годов. Рассвет творчества 22-23 г. В это время он написал цикл Прекрасная мельничиха, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия Скиталец. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался. 1826-1828 гг.


Последние годы. Тяжлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжлый характер, изменяется стиль. В песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглнности. Усложняется гармоническая основа диссонансы. Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония


C-dur. В эти годы Шуберт ещ раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. В ноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном. Песенное творчество Шуберта 600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен.


Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера Рельштаб. Жанр вокальная баллада Лесной царь, Могильная фантазия, Отцу убийцы, Жалоба Агарии. Жанр монолога Маргарита за прялкой. Жанр народной песни Розочка Гте. Песня-ария Аве Мария. Жанр серенады Серенада серенада


Рельштаб. В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя. Связь музыки с текстом. Шуберт передат общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта. Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение не аккомпанемент, а носитель


музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. Маргарита за прялкой, Лесной царь, Прекрасная мельничиха. Баллада Лесной царь Гте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора повествование.


Вокальный цикл Прекрасная мельничиха 1823 г 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема любовь. В цикле есть герой мельник, эпизодический герой охотник, основная роль ручей. В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл.


Последние песни отражают умиротворнность, просветление в смерти. Общее настроение цикла вс же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщнного характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.


1-я песня В путь. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням. 2-я песня Куда. Пот мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.


6-я песня Любопытство. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная безрепризная 2-х частная форма. 1-я часть Ни звзды, ни цветочки. 2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор.


Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор. Схема формы песни A - C CBC 11 песня Моя. В ней идт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням. 12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне 14 Охотник c-moll.


Склад напоминает охотничью музыку 68, параллельные секстаккорды. Дальше в следующих песнях идт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии. 15 песня Ревность и гордость. Отражает отчаяние, смятение g-moll. 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная. 16 песня Любимый цвет. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла.


В музыке есть застылость астинатный ритм, постоянное повторение фа, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова В зелную прохладу В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма. Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление. 19 песня Мельник и ручей. g-moll. 3-х частная форма.


Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза опять пот мельник, опять g-moll, но остатся журчанье ручья. В конце просветление G-dur. 20 песня Колыбельная песня ручья. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта Песня Липа в Зимнем пути, 2-я часть неоконченной симфонии.


Куплетная форма. Слова Спи, усни от лица ручья. Вокальный цикл Зимний Путь Написан в 1827 г 24 песни. Так же, как и Прекрасная мельничиха, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившее Шуберта. Тема сходна с 1-м циклом тоже тема любви.


Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живт его девушка. Родители бросают его и он зимой уходит из города. Остальные песни лирическая исповедь. Преобладание минора. Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщнные, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в


Зимнем пути вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная. Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далкие тональности, энгармонические модуляции. Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы


У ручья. Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки Липа, Весенний Сон кульминация цикла, 11 здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел смех над самим собой и над своими чувствами. 1 песня Спокойно спи d-moll. Мерный ритм июля. Чужим путм пришл я, чужим покину.


Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет d-moll Нельзя мне медлить доле. 3-1 куплет Здесь больше ждать не стоит. 4-й куплет D-dur К чему мешать покою. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.


3-я песня Застывшие слзы f-moll. Гнетущая, тяжлое настроение Из глаз струятся слзы и стынут на щеках. В мелодии сильно заметно усиление речитативности О, эти слзы. Тональные отклонения, усложннный гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой. 4-я песня Оцепенение, c-moll. Очень широко развитая песня.


Драматический, отчаянный характер. Е следы ищу я. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. Хочу припасть к земле я. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлнный As-dur. О где цветы былые. Реприза 1-я и 2-я тема. 5-я песня Липа. E-dur. В песню проникает e-moll.


Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет У входа в город липа. Спокойная, умиротворнная мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. И в путь спеша далкий. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор.


Вот ветки зашумели. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. Стенной, холодный ветер. 3-й куплет. Теперь уже я далеко брожу в стране чужой. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета. 7-я песня У ручья. Пример сквозного драматического развития формы.


В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. О мой ручей бурливый. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове теперь. Средняя часть. На льду я камнем острым. E-dur речь о любимой. Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации.


Появляются триоли шестнадцатыми. Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду. Реприза сильно изменена. Сильно расширена в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив В ручье застывшем себя я узнаю. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы.


Множество отклонений e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll fis-moll g-moll. 11 песня Весенний сон. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы 1. воспоминания, сон 2. внезапное пробуждение 3. насмешка над своими мечтами. 1-й раздел. Вальс. Слова Мне грезился луг веслый. 2-й раздел. Резкий контраст e-moll. Слова Пропел петух внезапно.


Петух и ворон символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне 15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей e-moll d-moll g-moll a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации встречаются ноны. 3-й раздел. Слова Но кто же там цветами украсил мне окна все. Появляется минорная доминанта.


Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов. 14 песня Седины. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней Спокойно спи, но в искажнном обострнном варианте. Слова Украсил иней мне чело. 15 песня Ворон. C-moll. Трагическая просветлнность из- за фигураций триолями.


Слова Чрный ворон в путь за мной пустился дальний. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова Ворон, странный чрный друг. Мелодия декламационная. Реприза. После не идт фортепианное заключение в низком регистре. 20 песня Путевой столб. Появляется ритм шага. Слова Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти. Далкие модуляции g-moll b-moll f-moll.


Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет G-dur. 3-й куплет g-moll. Важна кода. Песня передат застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии постоянное повторение одного звука. Слова Вижу столб один из многих. Далкие модуляции g-moll b-moll cis-moll g-moll. 24 песня Шарманщик. Очень простая и глубоко трагичная.


A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова Вот стоит шарманщик грустно за селом. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив.


Заканчивается вопросом Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь. Встречаются уменьшнные септаккорды на тоническом органном пункте. Симфоническое творчество Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии неоконченная симфония и лирико-эпической симфонии 9


C-dur. Неоконченная симфония Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В не проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем мелодия и аккомпанемент как в песне, в форме форма законченная


как куплет, в развитии оно вариационное, приближнность звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2 фортепианные 2-х частные сонаты Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии другое количество частей. У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла


Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта из 2-х частей. Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла Фантастическая симфония 5 частей, симфония Ромео и Джульетта - 7 частей. Это происходит под влиянием програмности. Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях.


Это не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении Г.П. h-moll, П.П. G-dur, а в репризе П.П. в D-dur. Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. E-dur, П.П. cis-moll, а в репризе П.П. a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей.


Романтической чертой также является и вариационность тем не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll это тоже характерно для романтиков. I-я часть h-moll. Тема вступления как романтический вопрос. Она в нижнем регистре. Г.П. h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют.


Форма, как и у куплета, законченная. П.П. не контрастна. Она тоже песенная, но она ещ и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями потому, что он есть и в П.П. во II-й части. В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий переход в c-moll. В этом переломе вторгается тема Г.П Это классическая черта.


З.П. построена на теме П.П G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов. Экспозиция повторяется как у классиков. Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления но драматизированная и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П Здесь огромна роль полифонических примов.


В разработке 2 раздела 1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идт синкопированный ритм из П.П Тональный план cis-moll d-moll e-moll. 2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах.


Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П Рядом с ней соседствует мажорная кульминация D-dur. Перед репризой идт перекличка деревянных духовых. Реприза. Г.П. h-moll. П.П. D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. H-dur. Переклички между разными инструментами.


Каноническое проведение П.П На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно. II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма. Г.П Песенная. Тема у скрипок, а в басах пиццикато у контрабасов.


Красочные гармонические сочетания E-dur e-moll C-dur G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частная форма. Она форма закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращнная. П.П Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент.


Он связывает эти темы. Соло тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно cis-moll fis-moll D-dur F-dur d-moll Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза. Реприза. E-dur. Г.П. 3-х частная. П.П. a-moll. Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.


Звучат элементы Г.П.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология предоставления СПА-услуг в гостиничных комплексах
Реферат І. Стан нормативно-правового регулювання реалізації державної регуляторної політики у сфері господарської діяльності на місцевому рівні
Реферат Проектирование технологического процесса механической обработки детали и специального станочного
Реферат Критичні періоди вагітності шкідливі чинники ускладнення вагітності і захворювання внутріутро
Реферат Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода
Реферат Основные этапы развития психологии
Реферат Term Essay Research Paper DreamsEvery ninety minutes
Реферат Сотрудничество Украины и Российской Федерации
Реферат Отопление и вентиляция гражданского здания г. Воронежа
Реферат Сопоставление использования библеизмов в институциональном дискурсе разных культур
Реферат Разработка цифрового электропривода продольной подачи токарно-винторезного станка
Реферат Система учреждений ООН по защите прав человека
Реферат Cмена формата наших ежегодных встреч с конференции на фестиваль пришлась по душе членам сообщества сказкотерапевтов
Реферат Greece Essay Research Paper Greece contributed many
Реферат Japanese Martial Arts Essay Research Paper The