Реферат по предмету "Экономика"


Прибыль и рентабельность предприятий

/>ГОУ СПО «Волжский политехнический техникум»
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по учебной дисциплине
Экономика
организации (предприятия)
Тема:       Прибыль ирентабельность предприятий
КР  080110
Студент
Васильева Г.В.
Преподаватель
Лупп М.В.
2007

ГОУ СПО «ВОЛЖСКИЙПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование по учебной дисциплине
«Экономика организации (предприятия)»
Студентки группы   3-04Б-38                   специальность               080110
/>Васильева Галина Владимировна
Тема курсовой работы
/>Прибыль и рентабельность предприятий
Исходные данные
Данные периодического издания, научнаялитература, данные статистики, данные предоставленные ОАО «Сибур – Волжский»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение
1. Финансово-экономические показатели деятельностипредприятия
1.1 Прибыль как основной показатель финансовойдеятельности предприятия
1.1.1 Экономическое содержание дохода и прибыли
1.1.2 Классификация доходов и расходов предприятия
1.1.3 Функции прибыли
1.1.4 Виды прибыли
1.1.5 Формирование и распределение прибыли
1.1.6 Факторы роста прибыли
1.2 Рентабельность как показатель экономическойэффективности деятельности предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельностипредприятия ОАО
«Сибур – Волжский»
2.1 Анализ финансового состояния предприятия ОАО«Сибур – Волжский»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
ОАО «Сибур – Волжский»
 Заключение
Список литературы
Приложения
 Дата сдачи проекта
/>/>/>«       »              200   г.
Руководительпроекта                                                      Лупп М.В.
Председатель предметной
цикловой комиссии                                                        Вдовина И.Л.

Введение
Процесс производства основывается на взаимодействии трех основныхэлементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использованиесредств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпускпромышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственнойдеятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленноготруда на его достижение отражает эффективность производства.
Обобщающимипоказателями экономической эффективности производства являются прибыли ирентабельность. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательстваи критерий эффективности производства.
На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленныетоваропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю,получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Длявыявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами напроизводство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует ополучении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но невсегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишьвозместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации безубытков, отсутствует и прибыль как источник производственного,научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку,предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставитего в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Рентабельностьхарактеризует результативность использования средств производства и трудовыхресурсов. Она определяется как отношение полученной предприятием прибыли ксумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование,обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельностипредприятий, работающих на рынок.
Цельюданной работы является раскрытие основных финансово-экономических показателейдеятельности предприятия,  а именно прибыли и рентабельности, их видов,приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли,описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.

1 Финансово-экономические показателидеятельности предприятия
1.1  Прибыль как основной показатель финансовойдеятельности пред
приятия
1.1.1 Экономическое содержание дохода иприбыли
Конечным результатом деятельностикоммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собойвыраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу междусовокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, есливыручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ,услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать по формуле 1.1.1 [7,223].
П = Д — И,                                                                                             (1.1.1)
где: П – прибыль;
 Д – доходы;
 И — издержки производства.
Доходы — важнейшийэкономический показатель работ, предприятий (фирм), отражающий их финансовыепоступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступаетпроизведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы),оплаченные заказчиком.
Доходы подразделяются на:
Общий доход – ТR (total revenue) — это денежная сумма, получаемая от продажи определенногоколичества товара (выручки). Общий доход рассчитывается по формуле 1.1.2:
ТR = Q • P,                                                                               (1.1.2)
где: ТR – общий доход;
   Q – количество товара;
   P – цена товара.
Средний доход — АR (аverage revenue) — равен общему доходу, деленному на количество единицпродукции. Средний доход рассчитывается по формуле 1.1.3:
                      TR
/>AR =              ,                                                                                       (1.1.3)
                       Q
 где: AR – средний доход;
Предельный доход — МR (marginal revenue) – это приращение общего дохода за счет бесконечного малогоувеличенияколичествапроизведенной и проданной продукции (приращение общего дохода при увеличениипродаж на единицу продукции). Предельный доходрассчитывается по формуле 1.1.4:
                         ΔTR
/>MR =                      ,                                                                              (1.1.4)
                         ΔQ
где: MR – предельный доход;
       ΔTR – изменениеобщего дохода;
       ΔQ – изменение количества проданнойпродукции.
  Предельный доходпозволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицывыпускаемой продукции. И в сочетании с показателем предельных издержек служит стоимостнымориентиром возможностей расширения предприятия [5, 417-418].
1.1.2Классификация доходов и расходов предприятия
Прибыль– это превышение доходами расходов. Обратное положение называется убытком [8,529].
Под расходами предприятияпризнается уменьшение экономических выгод в результатевыбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств,приводящее к уменьшению капитала.
Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:
— расходы, связанные с извлечением прибыли;
-  расходы, не связанные с извлечением прибыли;
— принудительные расходы.
Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя:
— затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
— инвестиции.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) — эторасходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в результатепродажи которого предприятие получит финансовый результат в виде прибыли илиубытка.
Инвестиции — это капитальные вложения в целях расширения объемовсобственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовыхрынках.
Расходы, не связанные с извлечением прибыли,— расходы на потребление,социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарныецели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуютсозданию благоприятного социального климата в коллективе и в конечном итогеспособствуют повышению производительности и качества труда.
Принудительные расходы— это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальноестрахование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию,созданию обязательных резервов, экономические санкции.
1) По учетному принципурасходы классифицируются на:
— расходы по обычным видам деятельности;
— операционные;
— внереализационные;
— чрезвычайные.
Расходы по обычным видам деятельности— это расходы, связанные сизготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а такжерасходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.
К операционным относятся расходы:
— связанные с предоставлением за плату во временное пользование(временное владение и пользование) активов предприятия;
— связанные с предоставлением за плату прав на патенты на изобретения,промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
— на участие в уставных капиталах других предприятий;
— связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств ииных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров,продукции;
— на проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему впользование денежных средств (кредитов, займов);
— на оплату услуг, оказываемых кредитными организациями;
— прочие операционные расходы.
К внереализационнымрасходам относятся:
— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
— возмещение причиненных предприятием убытков;
— убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
— суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности,других долгов, нереальных для взыскания;
— курсовые разницы;                       
— сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
— прочие внереализационные расходы.
В составе чрезвычайныхрасходов отражаются расходы, возникающиекак последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийногобедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
На основе этой классификации составляется Отчет о прибылях и убытках.
Затраты по основной деятельности группируются по элементам:
— материальные затраты;
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды (социальный налог);
— амортизация;
— прочие затраты.
На основании этой классификации составляется смета затрат на производствои реализацию продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции включают в себя:
— материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе производстватоварной продукции, работ, услуг материальных ресурсов;
— затраты на оплату труда и отчисления на социальное страхование;
— расходы, связанные с управлением производственным процессом;
— стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов(основных фондов, нематериальных активов), возмещаемая в форме амортизации.
2) По отношению к объему производствазатраты подразделяются напостоянные и переменные.
Постоянными(FС—от англ. Fixed Costs) называются затраты, не зависящие от объема производства.Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только чтоорганизовалось. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятымв аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплатаадминистрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги,почтово-телеграфные услуги, налоги и другие. Такие затраты еще называют«затраты на период», имея в виду, что они зависят не от того, сколько продукциивыпущено, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляютсяплатежи.
Переменныезатраты(VС — от англ. Veriable Costs) зависят отвыпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются соснижением выпуска продукции. Это затраты на сырье, материалы, комплектующиеизделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, зарплатуосновных рабочих, на ремонт и обслуживание оборудования. Такие затраты такженазывают «затраты на продукт», имея в виду, что они непосредственно связаны спроизводством новыхпродуктов (работ, услуг).
Поскольку управление затратами является одной из главных задачвнутрифирменного управления, для этой цели высшим критерием классификацииявляется классификация по месту возникновения затратв зависимости оторганизационного деления предприятия. Это деление предусматривает назначениеответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновениязатрат должна быть настолько широкой, чтобы по каждому подразделению можно былоопределить только один базовый показатель,который бы учитывал загрузку данного структурногоподразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки.
Классификация по объектам затратпроводится в зависимости от производимыхпредприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основуклассификации составляет картотека продукции предприятия, объект затрат — каждоеизделие, вид услуг илиработ,предназначенных для реализации. При серийном, непрерывном производстве, а такжепри изготовлении продукции по отдельным заказам в качестве объекта затратвыступает заказ. На основе этой классификации составляется калькуляция полнойсебестоимости продукции.
3) По способу отнесения на себестоимость объектовзатраты делятна прямые и косвенные.
К прямым относятся расходы, которые можно прямо отнести на себестоимостьединицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретныеизделия). К косвеннымотносятся расходы, которые невозможно в момент ихвозникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходыпредварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетногопериода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбраннойбазе (например, основной заработной плате рабочих или прямым материальным затратам).
В целях обложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе также предусмотренаклассификация расходов на прямые и косвенные. К прямым относятся материальныерасходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходыклассифицируются как косвенные.Прямые расходы формируютпроизводственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовойпродукцией и незавершенным производством, а косвенные включаются в себестоимостьреализованной продукций в конце отчетного (налогового) периода. Но в Налоговомкодексе не предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ,услуг), предусмотрен лишь «котловой» метод формирования совокупных затратпредприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоватьсяклассификаторами, данными в Налоговом кодексе, для целей планирования иуправления предприятием нельзя. Их следует учитывать только для исчисленияналоговой базы по налогу на прибыль.
Классификация затрат позволяет применять административные и экономическиеметоды управления расходами. Административными методами можно предотвратить необоснованные,несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методамуправления затратами относятся планирование и бюджетирование [8, 520-524].
Под доходами предприятияподразумевается увеличение экономических выгод в результатепоступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств,приводящее к увеличению капитала.
Доходы, так же как и расходы, подразделяются на:
— доходы от обычных видов деятельности;
— операционные;
— внереализационные;
— чрезвычайные.
 Доходами от обычных видов деятельностиявляются выручка от продажипродукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
К операционнымдоходам относятся:
— плата за временное пользование (временное владение и пользование) активамипредприятия;
— плата за права на патенты на изобретения, промышленные образцы идругие виды интеллектуальной собственности;
— поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий(включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
— прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности(по договору простого товарищества);
— поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежныхсредств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
— проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средствпредприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихсяна счете предприятия в этом банке.
Внереализационные доходы— это:
— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
— активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; 
— поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
— суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истексрок исковой давности;
— курсовые разницы;
— сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
— прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходамисчитаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельствхозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализациии т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся отсписания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, ит.п.
В зависимости от направлений деятельности предприятия, основной(обычной), инвестиционной и финансовой, доходы бывают следующие.
1) Доход от основной деятельности — это выручка от реализации продукции(выполненных работ, оказанных услуг).
2) Доход от инвестиционной деятельности — финансовый результат отпродажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
3) Доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещениясреди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка от реализации продукций (товаров, работ, услуг) служит основнымисточником финансовых потоков на предприятии.
Выручка от реализации и методы определения момента реализации имеют существенноезначение для расчета финансовых показателей.
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:по отгрузке — метод начислений и по оплате — кассовый метод.
Все предприятия, кроме малых, должны применять метод начислений и учитыватьвыручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров,выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненныхработ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отрасляхстроительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Навыручку от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров иобъем продаж в натуральном выражении [8, 525-527]. Выручка от реализации определяетсяпо формуле 1.1.5:
            n
В = ∑ Ni • Цi,                                                                                       (1.1.5)
                i=1
где: Ni – количество произведенной иреализованной потребителям i-й
        продукции в натуральном выражении;
        Цi – цена реализованной i-й продукции, руб.;
        n – число позиций реализуемой продукции,шт. [8, 269].
1.1.3 Функции прибыли
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующиефункции:
1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственнойдеятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовыйрезультат деятельности предприятия за определенный период;
2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования.Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно являетсяфинансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разныхуровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средствбюджета [7, 223-224].

1.1.4 Виды прибыли
Формирование и распределение прибыли предприятия в настоящее время осуществляетсяв соответствии с требованиями, предусмотренными Законом РФ «О налоге наприбыль предприятий и организаций», а также Инструкциями Государственнойналоговой службы РФ.
На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая(балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имуществапредприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Крометого, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.
 Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализациипродукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия идоходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциями рассчитывается по формуле 1.1.6:
Пв = Прп + Прф + Пвн,                                                                      (1.1.6)
где: Пв- валовая прибыль;
       Прп — прибыль от реализации продукции;
       Прф — прибыль от реализации основных фондов, иного имущества
       предприятия;                         
       Пвн — прибыль от внереализационных операций.
Прибыль от реализациипродукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализациипродукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами напроизводство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции, ирассчитывается по формуле 1.1.7:
Прп = Вд – НДС — А — И,                                                                     (1.1.7)
где:  Вд — выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ,услуг);
          НДС — налог на добавленную стоимость;
          А – акцизы;
          И — затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имуществапредприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажнойценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества(увеличенной на индекс  инфляции). При этом остаточная стоимость имуществаисчисляется применительно к основным фондам, нематериальным активам ибыстроизнашивающимся предметам. Прибыль от реализации основных фондов и иногоимущества предприятия рассчитывается по формуле 1.1.8:
Пр.ф.и. == Вр.ф.и. — Сф.и. • Jйнф.,                                                     (1.1.8)
где: Вр.ф.и.,- выручка от реализации основных фондов и имущества;
       Сф.и Jинф. — стоимостьосновных фондов, скорректированная на индекс  
       инфляции.  
  
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:доходы, получаемые от долевого участияв деятельности других предприятий,от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациями иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы(расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукций(работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в видесанкций и возмещения убытков.
Прибыль от внереализационных операций рассчитывается по формуле 1.1.9:
 Пвн = Дв — Рв,                                                                                    (1.1.9)
 где: Дв — доходы от внереализационных операций;
           Рв — расходы на внереализационные операции.
Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов идругих обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжениипредприятия [5, 419-420].
1.1.5 Формирование и распределение прибыли
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятияявляется балансовая прибыль. Балансовая прибыль — это сумма прибылей (убытков)предприятия какот реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализациейпродукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющихнатурально-вещественную форму, но и выполнениеработ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечныйфинансовый результат выявляется на основании бухгалтерскогоучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, чтоконечный финансовый результат работы предприятияотражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток)от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) отреализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;финансовые результаты от внереа-лизационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистыйдоход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражаютв основном перераспределение ранее созданных доходов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовыйрезультат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществлятьсяв любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Рассчитываетсякак разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующихценах и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализациииного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основнымивидами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации,к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегосяна балансе предприятия.
Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль(убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основнойдеятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основныхсредств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовыйрезультат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов повнереализационным операциям [1,103-107].
Схема формирования и распределения прибыли показана на рисунке 1.1.1
/>
Рисунок1.1.1 — Формирование и распределение прибыли предприятия
При рассмотрении прибыли как конечного финансового результата хозяйственнойдеятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию,так какподвергается обложению налогом. Для исчисления облагаемой налогом прибыливаловая прибыль увеличивается на сумму превышения расходов по оплате труда работников предприятия, занятых в основной деятельности,в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормативнойвеличиной.
Облагаемая прибыль уменьшается также на сумму рентных платежей(вносимых в установленном порядке из прибыли); сумму дивидендов, полученных поакциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммудохода, полученного от долевого участия в совместных предприятиях; суммузатрат, осуществляемых предприятием за счет прибыли, на оказание помощисельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе иприобретение оборудования для них, но не более 1% облагаемой прибыли. Это оченьважно для перерабатывающих предприятий АПТ, так как позволяет им вкладыватьсредства в развитие своей сырьевой инфраструктуры.
С целью стимулирования НТП облагаемая прибыль уменьшается на:
— сумму прибыли, используемую на погашение кредита, предоставленного нафинансирование централизованных государственных капитальных вложений (на срок,предусмотренный кредитным соглашением), не покрываемых за счет прибыли, направляемойна накопление;
— сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжениипредприятий в соответствии.с нормативными затратами по содержанию находящихсяна их балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детскихдошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования,а также объектов жилищного фонда.
Оставшаяся часть представляет собой остаточную прибыль (или чистую прибыль),которая полностью поступает в распоряжение предприятия. [1,109-111].
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль,оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательныхплатежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетныефонды.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервовпредприятия для финансирования потребностей производства и развития социальнойсферы. В современных условиях хозяйствования государство не устанавливаеткаких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставленияналоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложенияпроизводственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели,финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов иучреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размеррезервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва посомнительным долгам.
 Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменногопланирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядокраспределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставепредприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующимиподразделениями экономических служб и утверждается руководящим органомпредприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметырасходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специальногоназначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственногои научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления(фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитиепроизводства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрениеработников и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы нанаучно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы,финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологическихпроцессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства,модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением иреконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту жегруппу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков ипроцентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранныхмероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителейв создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам,ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаютсяиспользованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы поэксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия,финансирование строительства объектов непроизводственного назначения,организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных,культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощренияза выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий засоздание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальнойпомощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим напенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питанияв столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется надве части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления.Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью.Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важноерезервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытиявозможных убытков, финансирования различных затрат.
Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованнаяна накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовойустойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития [1,112-114].
1.1.6Факторы роста прибыли
К факторам роста прибылиотносятся:
— объем продаж;
— рост цен;
— снижение себестоимости;
— обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счетценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами,развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены иполучать прибыль посредством этого фактора. Увеличение объема продаж также неможет происходить бесконечно. Жесткая конкурентная борьба, невысокий уровеньплатежеспособного покупательского спроса накладывают ограничения на рост объемапродаж. На очередь приходит метод снижения затрат.
В практике предпринимательской деятельности применяются различныеспособы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, какэкономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижениедоли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходови т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свойпредел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То жеотносится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможносвести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать несможет и продукция реализовываться не будет.
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методамуправления затратами, например управленческому учету. С его помощьюосуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет поцентрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяетрационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения отнормальной запланированной величины издержек и передать часть функций попринятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность заутвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированныхпоказателей.
Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования.На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные моделифинансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан напоэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесьосуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансовогопланирования.
К числу факторов роста прибыли относится обновление ассортимента и номенклатурывыпускаемой продукции.     
В рыночной экономике прибыль — движущая сила обновления какпроизводственных фондов, так и выпускаемой продукций. Характерно проявлениеэтой силы в концепции жизненного цикла продукции. Это же положение относится ик технологиям, видам и  сферам деятельности. Общеизвестно, что любая продукцияпроходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска впроизводство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщениерынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либоне выдерживает конкурентной борьбы, и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается.
При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далееподдерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становитсянеэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужноснижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпускудругой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая жизненный циклпродукции (работ, услуг), предприятия должны приступать к освоению нового видапродукции на этапе роста прибыли. Такая стратегия позволит постоянносохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятнойкрнъюнктуре, повысить его.
Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования идругие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат ипотому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельностиначнет снижаться, или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится.Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь засобой и повышение цены на нее и прибыли.
По отношению к технологиям, видам и сферам деятельности обновление приводитк диверсификации производства, снижению производственных издержек, внедрениюновых ресурсосберегающих технологий на более высоком научно-техническом уровне[9,535-538].
1.2 Рентабельность какпоказатель экономической эффективности
 деятельности предприятия
Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточноиспользовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получаютодинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основногокапитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которогостоимость производственных фондов меньше.Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимосопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана.Это и есть рентабельность.
 Рентабельность —доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективностипроизводства промышленного предприятия, который отражает конечные результатыхозяйственной деятельности [3, 235].
 Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности  предприятия.  А рентабельность или прибыльность определяет относительныйразмер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатовдеятельности предприятия [2, 434].
Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли наоснове роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости,лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья иматериалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь ипростоев, повышения производительности труда.
В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близкимпо содержанию к рентабельности предприятияявляется норма прибыли— отношениеполученной прибыли ко всему авансированному капиталу[2, 434].
Различают следующие виды рентабельности:
1) общая рентабельность рассчитывается по формуле 1.2.1:
         Пб
/>R =              ,                                                                                        (1.2.1)
          Ф
где: R – общая рентабельность
       Пб – балансовая прибыль (убыток);
       Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, 
       нематериальных активов и материальных оборотных средств.
Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли наодин рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).
Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, таккак он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая видыдеятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ,услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные поакциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Если исчисленное значение Rбольшеединицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным,если равно единице — безубыточным [2,434].
2) рентабельность реализованной продукции детализирует общий показательрентабельности и рассчитывается по формуле 1.2.2:
             Пр
/>R =                       ,                                                                                  (1.2.2)
                        Z
где: R – рентабельность реализованнойпродукции;
       Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
       Z – затраты на производство продукции(полная ее себестоимость).
3) рентабельность активов. Этот коэффициент показывает, какую прибыльполучает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы, и рассчитывается поформуле 1.2.3:
Рентабельность             чистая прибыль (ф. №2)
/>    активов          =                                                           •  100            (1.2.3)
(имущества)                 средняя стоимость активов
                                     (расчет по данным баланса)
Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельностипродаж, так и замедление их оборачиваемости.
Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объемапродаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политикеи системе ценообразования.
Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотныхсредств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:
— продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемогооборудования, уменьшения непроизводственных активов;
— снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовойпродукции;
— уменьшения дебиторской задолженности.
Рентабельность активов может быть интерпретирована как доход, которыйгенерируется  собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированнымив бизнес. Для проведения подобного анализа удобно представлять баланс внесколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса находятся«чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизациии чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность междуоборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов[6, 52-53].
4) Рентабельность собственного капитала показывает эффективностьиспользования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основнымкритерием при оценке уровня котировки акций на бирже и рассчитывается по формуле1.2.4:
Рентабельность             чистая прибыль (ф. №2)
/> собственного      =                                                           •  100          (1.2.4)
    капитала                источники собственных средств
                                   (итог раздела III пассива баланса)
5) Рентабельность продаж (оборота) показывает, какую прибыль имеет предприятиес каждого рубля реализованной продукции, рассчитывается по формуле 1.2.5:
Рентабельность             прибыль от реализации
/>      продаж         =                                                           •  100            (1.2.5)
    (оборота)                         объем продаж
На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы.Основными факторами ее снижения являются:
— рост затрат на производство и реализацию продукции;
— падение объемов реализации.
В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структурузатрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимостипродукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего –проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба дляпроизводства. Общая последовательность управленческих решений может бытьпредставлена в виде следующих шагов:
— выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможностиих снижения;
— произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитатьточку безубыточности;
— проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основекоэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность измененияноменклатуры выпускаемой продукции.
Во втором случае следует сосредоточить на маркетинговых факторах, атакже качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельностипродаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия – производство,маркетинг и сбыт [6, 52].
6) рентабельность инвестиций – способ оценки «мастерства» управления инвестициями,рассчитывается по формуле 1.2.6:
Рентабельность          прибыль до налогообложения
/> инвестиций      =                                                           •  100             (1.2.6)
                                    Валюта              краткосрочные
                                    баланса      -       обязательства
Любые расчеты нормы прибыли несут в себе те или иные допущения иусловности. В идеале следует анализировать все доступные показатели нормыприбыли. Большинство их имеет сходную направленность изменений, котораяобусловлена движением прибыли – наиболее подвижного компонента в формулахрасчета рентабельности [10, 44].

2 Анализ финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия ОАО
«Сибур – Волжский»
2.1 Анализ финансового состоянияпредприятия ОАО
«Сибур — Волжский»
Волжский завод синтетического волокнасдан в 1966 г. с пуском в работу потока по производству полиамидного корда. В 1968 г. пущена в эксплуатацию вторая очередь производства — мощности по производству полиамидногошелка. В 1975 г. введено в строй производство полиуретановой нити спандекс. В 1983 г. Волжский завод синтетического волокна преобразован в производственное объединение«Химволокно», на базе которого учреждено ОАО «Волжское Химволокно».
На основании решения учредителя ОАО«Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания» (АК «Сибур») №1 от25.09.2000г. образовано новое предприятие ОАО «Сибур-Волжский», присвоенрегистрационный № АО-138.
Предприятие расположено в 8 км. От города Волжского. Общая площадь предприятия — 74,26 га, площадь под застройкой — 14,2 га. Производственные, вспомогательные и бытовые помещения расположены в 17 корпусахэтажности от 1 до 6.
Среднесписочная численность работающихна 01.01.2000 г. составила 2302 человека.
В настоящее время ОАО «Сибур — Волжский»производит следующие виды продукции:
— нити полиамидные для кордной ткани иизделий – 25,9 т.т/ в год;
— в том числе кордной ткани 46 000т. м2/ в год;
— нити текстильные полиамидные комплексные,используемые для изготовления текстильно-галантерейной продукции – 4,2 т.т./ вгод;
— текстурированые полиамидные нити,используемые для производства колготок, чулочно-носочных изделий, трикотажа –2,4 т.т/ в год;
— товары народного потребления: веревкихозяйственные, шнуры, тросы буксировочные.
Основными поставщиками сырья(капролактама), используемого в производстве, являются отечественныепроизводители:
— Тольяттинское ЗАО «Куйбышевазот»;
— кемеровское ОАО « Азот»;
— Щекинское ОАО «Азот».
Снабжение предприятия ОАО«Сибур-Волжский» электроэнергией, паром, горячей водой осуществляется от ТЭЦ-1.
Потребность предприятия в азоте, воздухеочищенном и технологическом, в хозпитьевой умягченной и технологической воде,обеспечивает азотно-кислородный завод.
Все виды стоков направляются на очистныесооружения азотно-кислородного завода.
Для контроля качеством затехнологическими процессами на ОАО «Сибур Волжский» имеются необходимыетехнические службы, за которыми закреплены функции контроля за безопаснымведением технологического процесса, выполнением операций, работ и т.д.
Служба технического контроляобеспечивает проведение химических анализов, физико-химических испытаний идругих исследований, обеспечивает контроль соответствия качества сырья,материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующими стандартами и ТУ.
В процессе функционирования организациивеличина активов и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболееобщее представление о качественных изменениях в структуре средств и источников,а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтальногоанализов бухгалтерского баланса (приложение №1).
Таблица 2.1 – Вертикальный игоризонтальный анализ баланса ОАО «Сибур – Волжский»Показатели На начало года На конец года Изменение (+,-) руб. в % к итогу руб. в % к итогу руб. в % Актив 1.Основные средства 245200 27,32 389546 39,89 144346 58,87 2. Прочие внеоборотные активы 87324 9,73 79729 8,16 -7595 -8,7 3. Запасы и затраты 230747 25,71 214006 21,92 -16741 -7,26 4. Дебеторская задолженность 270868 30,18 179529 18,38 -91339 -33,72 5. Денежные средства и прочие активы 63268 7,06 113810 11,65 50542 79,89 Баланс 897407 100 976620 100 79213 8,83 Пассив 6. Капитал и резервы 859994 95,83 860872 88,15      -      - 7. Долгосрочные кредиты и займы 4647 0,52 4424 0,45 -223 -4,8 8. Кредиторская задолженность 32766 3,65 111324 11,4 78558 239,75 Баланс 897407 100 976620 100 79213 8,83
 
2.2 Анализ прибыли и рентабельностипредприятия ОАО
 «Сибур – Волжский»
Основной деятельностью каждогопредприятия является производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)и дальнейшая ее реализация. Реализуя продукцию предприятие получает доход(выручку).
Предприятие ОАО «Сибур – Волжский»произвело за год 73302 кг полиамидных нитей и реализовало их по цене 40 рублейза кг. Выручка рассчитывается по формуле 1.1.5:
В = 73302 • 40 = 2932080 рублей
Чтобы найти прибыль от продажи,необходимо знать НДС, акциз и издержки, связанные с производством и реализациейпродукции. НДС составляет 527774 рубля, акциз -  58655 рублей. По данным Отчетао прибылях и убытках (приложение №2) себестоимость равна 1012123 рубля, коммерческиерасходы – 18582 рубля, управленческие расходы – 111029 рублей. Прибыль отпродажи продукции рассчитывается по формуле 1.1.7:
 Прп = 2932080 – 527774 – 58655 –1141734 = 1203917 рублей
Чтобы найти прибыль от продажи основныхфондов и иного имущества, необходимо знать операционные доходы и операционныерасходы. По данным Отчета о прибылях и убытках операционные доходы составляют108905 рублей, а операционные расходы – 113952 рубля. Прибыль от реализацииосновных фондов и иного имущества рассчитывается по формуле 1.1.8:
Прф = 108905 – 113952 =  — 5047 рублей
Финансовым результатом от реализацииосновных фондов и иного имущества является убыток 5047 рублей.
Чтобы найти прибыль от внереализационных операций, необходимо знать внереализационные доходы ивнереализационные расходы. По данным Отчета о прибылях и убыткахвнереализационные доходы составляют 23961 рубль, а внереализационные расходы –18356 рублей. Прибыль от внереализационных операций рассчитывается по формуле1.1.9:
Пвн = 23961 – 18356 = 5605 рублей
Зная прибыль от реализации продукции,основных фондов и иного имущества, внереализационных операций, можно найтиваловую прибыль. Валовая прибыль рассчитывается по формуле 1.1.6:
Пв = 1203917 – 5047 + 5605 = 1204475рублей
Чистая прибыль – это валовая прибыль завычетом всех налогов. По данным Отчета о прибылях и убытках налог на прибыльравен 289074 рублей, другие налоговые платежи – 1729 рублей. Чистая прибыльрассчитыватся следующим образом:
Пч = 1204475 – 289074 – 1729 = 913672рубля
Чтобы найти общую рентабельностьнеобходимо знать балансовую (валовую) прибыль и среднегодовую стоимостьосновных производственных фондов. Из предыдущих расчетов валовая прибыль равна1204475 рублей,  среднегодовая стоимость основных производственных фондов равна317373 рубля. Общая рентабельность рассчитывается по формуле 1.2.1:
                   1204475
/>Rобщ=                      • 100 = 141,12 %
                              853487
Чтобы найти рентабельность реализованнойпродукции, необходимо знать прибыль от реализации и затраты на производство. Изпредыдущих расчетов прибыль от реализации равна 1203917, по данным Отчета оприбылях и убытках затраты на производство равны 1141734 рубля. Рентабельностьреализованной продукции рассчитывается по формуле 1.2.2:
                  1203917
/>Rр.пр=                      • 100 = 105,45 %
                            1141734
Чтобы найти рентабельность активов,необходимо знать чистую прибыль и среднюю стоимость активов. По данным Отчета оприбылях и убытках чистая прибыль равна 913672 рубля, а средняя стоимостьактивов 937013,5 рублей. Рентабельность активов рассчитывается по формуле1.2.3:
                913672
/>Rакт=                      • 100 = 97,51 %
                        937013,5
Чтобы найти рентабельность собственногокапитала, необходимо знать чистую прибыль и источники собственных средств.Чистая прибыль равна 913672 рубля, источники собственных средств по даннымбланса равны 860872 рубля. Рентабельность собственного капитала рассчитываетсяпо формуле 1.2.4:
                      913672
/>Rсоб.кап=                      • 100 = 106,13 %
                      860872
Чтобы найти рентабельность продажнеобходимо знать прибыль от реализации и объем продаж. По данным Отчета оприбылях и убытках прибыль от реализации равна 1203917 рублей, объем продажравен 2345651 рубль. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле 1.2.5:
                  1203917
/>Rпрод=                     • 100 = 51,33 %
                  2345651
Чтобы найти рентабельность инвестицийнеобходимо знать прибыль до налогообложения, валюту баланса и краткосрочныеобязательства.  По данным Отчета о прибылях и убытках прибыль доналогообложения равна 1204475 рублей, по данным баланса валюта баланса равна976620 рублей, краткосрочные обязательства равны 111324 рубля. Рентабельностьинвестиций рассчитывается по формуле 1.2.6:
                            1204475
/>Rинвест=                                     • 100 = 139,2 %
                     976620 – 111324
Т.к. показатели рентабельности больше 20%, то предприятие ОАО «Сибур – Волжский» является рентабельным.

Заключение
Таким образом, прибыль — конечный финансовый результат предпринимательскойдеятельности; рентабельность – доходность, прибыльность предприятия.
При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственнойдеятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала,машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютнаявеличина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции.Для  объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможностисравнительного анализа определяется относительный размер прибыли — рентабельность.
Исходя из расчетов, чистаяприбыль предприятии ОАО «Сибур – Волжский» составляет 913672 рубля. Эта прибыльидет на выплату дивидендов акционерам, развитие основного производства в целяхувеличения имущества предприятия, а также на финансовые вложения для полученияприбыли, на выплату единовременных поощрений и др. Общая рентабельностьпредприятия равна 141,12 %, что означает: на 1 рубль затрат приходится 1,41рубль прибыли. Показатель рентабельности превышает 20 %, следовательнопредприятие ОАО «Сибур – Волжский» является рентабельным.

Список литературы
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия:Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998
2. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие длявузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001
3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия:Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: ИНФРА – М, 1998
4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебноепособие. – М.: Финансы и статистика, 1998
5. Лукасевич И.Я. Стратегические показателифинансового анализа.// Финансы. 2002. — №7, с. 52 — 55
6. Мамедов О.Ю. Современная экономика: Общедоступныйучебный курс. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995  
7.Ульянов И. О качестве расчетов нормы прибыли.//Экономист. 2006. — №5, с. 39 — 44
8. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Подред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006
9. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф.Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2001
10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред.проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ИНФРА – М, 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.