Реферат по предмету "История"


Формирование послевоенного курса во внутренней и внешней политике США

План работы 1. Основные итоги войны 2. Маккартизм 3. Холодная война 4. Новое соотношение мировых сил Основные итоги войны Экономические итоги Вторая мировая война - последняя глобальная война, в которой США еще могли воевать на чужой территории, вдали от Американского континента. На территории США еще не было не только военных действий и воздушных бомбардировок,


но даже воздушных тревог. Во время второй мировой войны произошли структурные изменения в промышленности США. Те отрасли, которые сделали большой скачок вперед как например, авиационная и химическая, увеличили свой удельный вес в промышленности страны. В США до второй миров войны в мирное время никогда не было большой сухопутной армии. Поэтому там не было и военной промышленности такого масштаба, как, например, предприятия Круппа в Германии, Шнейдера-Крезо во Франции или


Армстронга-Виккерса в Англии. В годы второй мировой войны в США была создана мощная военная промышленность, сохраняющаяся в значительных размерах и в мирное время и играющая большую роль не только в экономической, но ив политической жизни страны. Создание и сохранения крупной военной промышленности в стране является одним из важнейших итогов второй мировой войны в США. В итоге второй мировой национально богатство


США в неизмеримых ценах в ценах 1929 г. выросло незначительно. Оно равнялось 445,8 млрд. долл. в 1929г 424,8 млрд. долл 1939 г. и 435,6 млрд. долл в 1945 г. Абсолютно и тем более на населения национальное богатство страны в 1945 г. не достигло уровня 1929 г. Это объясняется тем, что война поглощала большую часть национальной продукции, а также несоответствием между ростом продукции и производственного аппарата.


В 1942 - 1943 гг. военное производство занимало две трети промышленной продукции.1 Следует также учесть огромную государственную задолженность США, выросшую вовремя 1 Американский экономист Хансен, работавший консультантом Федерального резервного управления и правительственных органов США, утверждал К концу второй мировой войны в работу для военных целей было включено около половины


всех производительных ресурсов США. ХансенЭ.Послевоенная экономика США. М 1966, с. 37. войны в 1944 г. эта задолженность равнялась трем четвертям национального богатства, тогда как в 1939 г лишь половине его. Итак, Америка в силу особых условий, отличавших ее экономику от экономики других держав в военное время, увеличивала свое богатство в военные и послевоенные годы. Владельцы этого богатства умножили свое состояние.


Во время войны чрезвычайно усилился процесс концентрации производства, а вместе с этим усилилась мощь монополистического капитала. В итоге войны образовался так называемый отложный спрос внутри страны и большой спрос на товары американской промышленности и сельского хозяйства за границей. Развернувшееся после войны жилищное строительство и обновление автомобильного парка потянули за собой ряд отраслей производства, что содействовало большим капиталовложениям в промышленность.


Создавшиеся условия имели глубокие и долгодействующие последствия, они модифицировали весь ход послевоенного промышленного цикла. Большой послевоенный экспорт товаров из США обуславливал значительный рост экспорта капиталов. Обогащение Америки на войне и ее последствиях колоссальных разрушений хозяйства других великих капиталистических держав, намного увеличило удельный вес США в экономике капиталистического мира.


Милитаризм После второй мировой войны США превратились в крупнейшее милитаристическое государство. Процесс милитаризации глубоко проник в экономическую, политическую и общественную жизнь страны. В прошлом США вели много малых войн и участвовали в больших агрессивных Войнах. И каждый раз милитаристический дух, воинственные страсти разгорались и охватывали определенные круги населения. Но после окончания военных действий всегда происходила полная демобилизация военная,


политическая и даже психологическая. В прежние времена профессиональные военные и военная карьера котировались в США невысоко. В царстве доллара выше всего ставили бизнесмена, промышленника, банкира. Военных людей, не имевших отношения к экономической деятельности и кормившихся за счет налогов, практичные янки не ценили. А американские историки изучавшие своеобразный ход политической жизни США, часто ссылались на отсутствие милитаризма, которое, по их мнению, больше всего отличало


Америку от Европы. Милитаризм, вызывающий большие производственные расходы и отрывающий от учебы и полезного труда молодых людей, говорили они, представляет угрозу для американского образа жизни. Отсутствие в прошлом милитаризма, отсутствие в мирное время всеобщей обязательной воинской повинности считали священной традицией США, соответствующей наказу созидателей заокеанской республики, отцов американской революции. После второй мировой войны расходы США на содержание вооруженных сил составляют не 10-15


млрд а превышают 110 млрд долл. в год. На таких колоссальных ассигнованиях, намного превышающих максимальные годовые расходы второй мировой войны, вскормлен крупнейший в мире милитаризм, проникающий во все поры экономической, политической и общественной жизни США. До 1940 г. в США в мирное время не было обязательной воинской повинности. Наемная сухопутная армия мирного времени всегда была малочисленной.


До 1940 г. ее считали чуть ли не на 20-м месте среди армий других стран. В июне 1940 г. командующий национальной гвардией штата Нью-Йорк генерал У. Хакскел утверждал, что, не считая 44 тыс. человек гарнизонов колоний, на континенте вряд ли вся регулярная армия США соберет 75 тыс. обученных солдат. Территориальные войска отдельных штатов, так называемая национальная гвардия номинально насчитывала 235


тыс. человек, которые, по словам Хаскела, не были вооружены и обучены. К середине 1940 г. во всей американской армии числилось около 400 танков. Тяжелых танков не было артиллерия устарела. Совершенно другая картина наблюдалась после второй мировой войны. США сохраняли в мирное время около 1 млн. человек только в регулярной сухопутной армии, а всего в их вооруженных силах насчитывалось около 3 млн. человек.


В 1968 г. это число дошло до 3500 тыс в одной лишь сухопутной армии содержалось 1522 тыс. человек. Если к этому прибавить 1300 тыс. гражданских лиц, служивших в министерстве обороны, и 3800 тыс. рабочих военной промышленности, то получится, что в 1968 г. на военные цели работало не менее 8500 тыс. человек. После войны вооруженные силы США вооружены новейшей техникой. И армия, и флот, и авиация США занимают первое и главное место в вооруженных силах капиталистического


мира. За первые 15 послевоенных лет США израсходовала более 15 млрд. долл. на вооруженные силы, примерно в 40 раз больше , чем за 15 лет предшествовавших этой войне. За последующие 15 лет 1961-1975 они израсходовали на содержание вооруженных сил около триллиона долларов. Переключение страны на рельсы милитаризма и военных союзов, полный отход от вековой традиции требовали известного объяснения, тем более что США долго утверждали, что высоким уровнем жизни страна во много


обязана отсутствию милитаризма. Искомое объяснение нашли в жупеле опасности, которая якобы угрожает США со стороны Советского Союза. Летом 1945 г командовавший американскими воздушными силами во время войны генерал Арнольд, называл СССР следующим врагов Америки, утверждал Чтобы использовать нашу стратегическую мощь успешно, мы должны иметь базы, расположенные вокруг света таким образом, чтобы мы могли достичь любую цель, по которой мы найдем нужным ударить.


Спустя несколько лет бывший американский посол в Токио и заместитель государственного секретаря Дж. Грю писал Война с Советским Союзом в будущем так же определена, как все, что в этом мире может быть определено. В то же время в печатном органе конгресса США публиковались выступления о неизбежности третьей мировой силы, о том, что Америка должна быть воинствующей и непримиримой, готовой ударить первой.


Американский милитаризм ассоциируется с Пентагоном-зданием министерства обороны США. Это колоссальное сооружение с коридорами общей протяженностью 28 км, считающимся величайшим зданием и крупнейшим помещением казенного учреждения в мире, это самая грандиозная в США бюрократическая машина символизирующая американский милитаризм. К концу 50-х годов гражданские служащие, занятые в министерстве обороны, составляли больше половины


всех государственных федеральных служащих США. Собственность этого министерства оценивалась более чем в 150 млрд. долл. в 1959 г. и 210 млрд. долл 1960 г. Его активы превышали более чем в 3 раза общие активы пяти крупнейших корпораций того времени. К середине 60-х годов около 25 тыс. частных промышленных предприятий, разбросанных по всей стране, работали на Пентагон, находясь под его контролем и соблюдая установленные им правила.


Пентагону принадлежало 32 млн. акров земли в США и 2,6 млн. акров за границей. Верховное командование армии, флота и авиации подчинило себе важнейшие ключевые отрасли науки. Милитаризация науки приняла такие размеры, что ряд университетов и научных институтов оказались в материальном отношении всецело зависимых от штабов вооруженных сил. Созданная после второй мировой войны новая военная каста


США - пентагон не только официально вмешивается, но и фактически превалирует в решающих вопросах политической жизни государства. Пентагон играет большую роль не только в политике, но и в экономике. Львиную долю колоссальных военных расходов поглощают военные заказы промышленности. Эти заказы преимущественно распределялись, как правило, без торгов, преимущественно между крупными корпорациями, между монополистическими компаниями, которые в конечном итоге определяют поведение


Пентагона, и Белого дома, и Капитолия В.И. ЛАН США в военные и послевоенные годы стр. 166 . В послевоенные годы в конгрессе США и в печати много говорилось о заграничных базах, об их эффективности, о расходах на их содержание, об их значении как орудия вмешательства в политическую и экономическую жизнь других государств, как источника усиления международной напряженности и т.д. Многие в США признают наступательный, агрессивный характер военных баз


США, расположенных вдали от Американского континента, на территории и у границ других стран. Но вместе с тем в официальных кругах Вашингтона и в печати США, где всячески стараются доказать необходимость сохранения, расширения и укрепления заграничных баз, утверждают, что эти базы имеют большое значение для обороны США. Создание и развитие всемирной системы военных баз


США опровергает теорию об оборонительном назначении этой системы. Не говоря уже о том, что ни в Вашингтоне, ни в столицах других стран никто не считает серьезным разговоры о готовящемся внезапном нападении на Америку, следует иметь ввиду, что всемирная система военных баз была задумана и строилась в тот период, когда США имели абсолютную монополию на атомное оружие и когда они были уверены, что эта монополия сохранится у них надолго.


Как бы то ни было, после второй мировой войны под прикрытием якобы нужд обороны США вопреки вековой традиции превратились в крупнейшее милитаристическое государство с влиятельной военной кастой, проникающей во все области экономической, политической, общественной и научной жизни страны, с военными пактами, с многочисленными военными союзниками и иностранными базами, предназначенными для наступательных операций, для агрессивных военных действий.


Реакция во внутренней политике В итоге второй мировой войны монополистический капитал, нажившийся на военных поставках и увеличивший свой удельный вес в экономике США, еще больше усилил свое влияние на политическую жизнь в стране. Непосредственное участие руководителей монополий в управлении государством приняло небывалые ранее размеры. Монополии вообще служат движущей силой реакции.


Их обогащение и усиление активизировали реакцию в США. В выборной кампании 1944 г. правительство США, возглавлявшееся Рузвельтом, обещало трудящимся Америки экономический билль прав, не только сохранить, но и расширить демократические свободы. Менее чем за месяц до окончания войны в Европе, 12 апреля 1945 г. Франклин Рузвельт внезапно умер.


Вице-президент Гарри Трумэн занял пост президента США. Это событие облегчило задачи реакции. Крупный монополистический капитал, требуя реставрации добрых старых дорузвельтовских времен, стал с помощью Трумэна поворачивать государственный корабль США вправо. Через два дня после смерти Рузвельта реакционная нью-йоркская печать, ликуя, утверждала, что правительство Трумэна будет постепенно, но неуклонно менять внутреннюю политику с тем, чтобы покончить


с радикальными принципами нового курса.1 Со дня окончания войны на заводах и фабриках США наблюдалось падение заработной платы. Заработная плата сокращалась номинально и реально. Она падала номинально из-за прекращения сверх урочной работы, реально-из-за роста цен на предметы первой необходимости , в частности на продукты питания. После окончания войны некоторые профсоюзы требовали повышения заработной платы на 30, с тем чтобы компенсировать рост стоимости жизни.


Капиталисты возражали, ссылаясь на то что рост заработной платы повлечет за собой повышение цен на промышленную продукцию, в результате чего будет инфляция , чреватая опасностями для экономики страны. Официальные обследования и отчеты доказывали, что положение в промышленности таково, что заработная плата может быть повышена на 25 без повышения цен на промышленные изделия . Монополии, ставя своей целью разгром профсоюзов и приняти е реакционного антирабочего законодательства,


игнорировали эти доводы, упорствовали и провоцировали стачки. Многие капиталисты были уверены, что компенсацию потерь предприятий в результате забастовок возьмет на себя государство на основе акта конгресса 1942г предусматривавшего компенсацию в виде сокращения налогов за военные и послевоенные расходы и убытки, связанные с реконверсией промышленности. Такая уверенность еще больше увеличивала упорство монополии в борьбе с рабочими.


В конце 1945 г. на совещании представителей 12 крупнейших корпораций с капиталом в 1 млрд. каждая было решено совместно бороться против какого бы то ни было повышения заработной платы. Правительство Трумэна заняло вначале официально примирительную позицию. В ноябре 1945 г. президент США созвал конференцию представителей крупного капитала и лидеров профсоюзов. Трумэн желал продемонстрировать, что в конфликтах между трудом и капиталом он по примеру


Франклина Рузвельта выступает посредником. Однако к этому времени бастующие рабочие уже имели случай видеть действительные намерения президента Трумэна. 30 января 1946 г. конгрессмен из Южной Дакоты К. Кейз внес драконовский билль против забастовок. В конце мая обе палаты конгресса одобрили этот билль. Билль Кейза не только урезал права рабочих на стачки, но фактически отменил многолетние завоевания


трудящихся США. Содержавшийся в нем пункт о наказании бастующих рабочих за то, что они мешают торговле между штатами, означал отмену закона Клейтона 1914 г означал, что существующий с 1890 г. антитрестовский акт Шермана будет в дальнейшем всецело направлен против рабочих и их союзов. Согласно этому закону каждое объединение в форме треста или в другой форме, ограничивающее торговлю между отдельными штатами, считается незаконным. 25 мая 1946 г. палата представителей поспешно одобрила


антирабочий законопроект, предложенный Трумэном. Она обсуждала его менее 40 минут. председатель Конгресса производительных союзов в телеграмме, разосланной членам сената, охарактеризовал этот законопроект как попытку протащить через конгресс США закон, единственной целью которого является уничтожение рабочего движения в стране. Бывший министр финансов Генри Моргенау заявил, что Трумэн решил открыто и окончательно отказаться от наследия


Рузвельта. Решение палаты представителей вызвало такое возмущение во всех профсоюзных организациях, а также в других прогрессивных кругах, что даже сенат вынужден был смягчить этот законопроект-изъять из него параграф о принудительной мобилизации бастующих рабочих в вооруженные силы. Стачки служили только поводом для открытого похода реакции. Дискуссия в сенате подтвердила, что дело не столько в стачках, сколько в общей политике монополистического


капитала США, избранной им при решении проблем внутреннего и международного положения, сложившегося в итоге второй мировой войны. Поход реакции за ликвидацию так называемого рузвельтовского наследия далеко не ограничивался кампанией за запрещение стачек. Сюда прибавилась, как увидим дальше, и антикоммунистическая истерия, и бешеная активность комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, и проверка лояльности, и многое другое. Но, объявляя поход за возвращение к дорузвельтовским порядкам, монополистический капитал


США по опыту реакции в других странах в эпоху империализма направил прежде всего главный огонь против выросших и окрепших в годы президентства Франклина Рузвельта профсоюзов, против организованных рабочих. От изоляционизма к претензиям на руководство миром Вторая мировая война положила конец изоляционизму как влиятельному направлению во внешней политике


США. В действительности изоляционизм окончательно не забыт. Во всяком случае, во время войны неоднократно о нем напоминали в политических кругах США. Вскоре после окончания войны, 19 декабря 1945 г президент Трумэн в послании конгрессу США заявил Нравится ли это нам или нет, мы все должны признать, что победа, которую мы одержали, возложила на американский народ постоянное бремя ответственности за руководство


миром. Во внешней политике США давно выработался своеобразный метод, прием, свойственный американской дипломатии и характерный для нее. Этот прием сводится к тому, что Вашингтон декларирует определенную доктрину в вопросах, жизненно важных для других стран и затрагивающих интересы третьих государств, не спрашивая ни тех, ни других. На основании односторонней декларации государственный департамент присваивает себе определенные международные


права, труда, чтобы другие государства признавали, соблюдали и уважали их Современный империализм тенденции и противоречия. Под ред. ПРимакова Е.М Мартынова В.А. М. Мысль, 1988 стр. 281 . Впервые такой дипломатический метод был применен в 1823 г когда была объявлена доктрина Монро, как Америка с середины 20 в. отличается от Америки первой четверти 19 века.


Вместе с тем старые и новые внешнеполитические доктрины имеют очень существенные черты. Доктрину Монро в дни ее возникновения пытались оправдать тем, что она имеет справедливое начало, прогрессивную сторону, что она направлена против опасности агрессии со стороны крупнейших европейских держав в Западном полушарии, где восставшие народы боролись за независимость, за самостоятельное государственное существование. Вопрос о том, руководствовались ли инициаторы доктрины


Монро справедливым, прогрессивными побуждениями, остается предметом спора. Но бесспорно, то что эта доктрина с самого начала имела другую, обранную, претензионную, агрессивную сторону. Она поставила под опеку США страны и народы, которые они могут использовать по своему собственному усмотрению, когда хотят и как хотят без малейших обязательств перед кем бы то ни было. После окончательного отказа от изоляционизма программа американского империализма сводилась конечном


итоге к распространению в модифицированном виде приспособленной к современным условиям доктрины открытых дверей на весь мир, сопровождая и подкрепляя ее по мере надобности и возможности вооруженными силами. В Вашингтоне были убеждены, что там, где двери открыты, там, учитывая промышленную мощь и финансовые возможности США, обеспечено господство американского капитала. Программа открытых дверей во всем мире, программа создания негласной колониальной империи-это программа


мирового господства Соединенных Штатов Америки . Послевоенное мировое развитие наглядно показало неосуществимость и авантюризм программу мировой политики Вашингтона, привело к кризису этой политики. Но эта программа глубоко засела в умах правящих кругов США и служила постоянной помехой к налаживанию сотрудничества между государствами социалистической и капиталистической систем, доводя внешнюю политику США, по выражению государственного секретаря


Даллеса, до балансирования на грани войны. Еще до окончания второй мировой войны в Вашингтоне развернулась большая дипломатическая подготовка к проведению программы руководства миром, мировое господство, к созданию блока обеспечения господствующего положения США в будущей Организации Объединенных Наций. Суть этой программы выразил в своем выступлении президент США Трумэн на открытии сессии Генеральной ассамблеи


ООН 23 октября 1946 г хотя на этой международной трибуне Трумэн, бравируя силой Америки, вынужден был заявить, что эта сила, будет использована интересах мира и справедливости. Заявив вначале , что это собрание-символ того, что Соединенные Штаты отказались от политики изоляционизма, президент США заключил Применение силы или угроза применения силы с целью нарушения мира в какой бы то ни было


части мира непосредственно затрагивает интересы американского народа. Ход истории сделал нас одной из сильнейших стран мира. Этим самым на нас возложена особая ответственность за сохранение нашей силы и за использование ею в интересах справедливости в таком взаимозависящем мире, каким наш мир является теперь. Однако идея руководства миром, которую президент США


Трумэн официально провозгласил во время работы двух систем, к этому времени настолько укоренилась в руководящих кругах американского империализма, что Вашингтон вскоре взял курс на ревизию решений глав трех правительств в Потсдаме, курс на превращение Западной Германии в военно-экономическую базу антисоветских агрессивных блоков. На Дальнем Востоке политика мирового господства


Соединенных Штатов и связанная с ней мировая система баз США и военных союзов также подорвала демилитаризацию Японии. Итак, экспансионистские силы американского империализма, избавившись от груза и тормоза изоляционизма, проводя под флагом всемирной ответственности политику мирового господства, строя с этой целью всемирную систему баз и создавая агрессивные военнополитические блоки, взяли вскоре после окончания войны курс


на ремилитаризацию Японии и Германии, на превращение своих недавних заклятых противников в военных союзников. Маккартизм Первые годы президентства Эйзенхауэра, когда Даллес довел холодную войну до максимального напряжения, вошли в историю США как времена маккартизма. В США, как и в других империалистических государствах, агрессивная внешняя политика всегда сопровождалась реакционными мероприятиями внутри страны.


Маккартизм наглядно продемонстрировал это положение. Маккартизм снял покрывало с США и выставил перед всем миром разрекламированную свободу Соединенных Штатов в ее наготе, без маски и грима. Все увидели, какую опасность таят в себе политические нравы этой страны, увидели сущность ее хваленой демократии, ее близость к грубой милитаристической демагогии и склонной к фашизму реакции.


Маккартизм-продукт определенной политической атмосферы, создававшейся в США по мере нарастания и углубления холодной войны. Маккарти не создал ни холодной войны, ни ее атмосферы. Напротив, атмосфера холодной войны породила то, что называли маккартизмом. Через два месяца после прихода в Белый дом, 27 марта 1953 г


Эйзенхауэр зачитал на заседании правительственного кабинета письмо, которое, по его утверждению, отражало общественное мнение страны. Автор письма считал, что не Эйзенхауэр, а Маккарти фактически руководит государством. Амброз Стивен. Эйзенхауэр - солдат и президент. Книга ЛТД. 1993 стр. 271 В 1954 г. 83-й конгресс завершил свою работу принятием нового закона против


Коммунистической партии США. Новый закон назван актом 1954 г. о контроле над коммунистами. Он объявил коммунистическую партию незаконной. Поэтому закону коммунистическая партия лишается любых прав, привилегий и иммунитета, которыми пользуются законные учреждения, действующие под юрисдикцией Соединенных Штатов. Это прежде всего означало лишение коммунистов права выдвигать своих кандитов по крайней мере в национальных выборных кампаниях. Закон 1954 г как и принятый в 1950 г. закон


Маккарэна, запрещал коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной службе в федеральном учреждении и работать на военном заводе. Закон принятый в дни произвола маккартизма, распространил жесткие правила на более широкий, фактически на неограниченный круг граждан США. Он установил 14 признаков, которые служили критериями для определения причастности любого лица в стране к Коммунистической партии или к коммунистическому движению.


Эти признаки настолько неясны и неточны и в то же время настолько обширны, что они позволяли распространить правила акта 1954 г. на любого жителя США, имевшего когда-либо хотя бы отдаленную связь с какой-нибудь прогрессивной организацией или высказавшегося когда-либо за какое-нибудь прогрессивное мероприятие. Одним из 14 признаков, например, является подписание петиции, которую пропагандируют коммунисты. В 1950 г как мы видели, 2,5 млн. американцев поставили свои подписи под петицией о запрещении атомного


оружия. все они подпадали под закон 1954 г. В дни возвышения Маккарти все в конгрессе и в правительстве избегали ему прекословить, предпочитали с ним не спорить. Даже кандидат в президенты США Эйзенхауэр, выступая в 1952 г. в штате Висконсин, приспособил содержание своей речи в Милуоки, а в известной мере и форму, к запросам и вкусам Маккарти-сенатора из этого штата. Эйзенхауэр говорил о своей общности интересов с


Маккарти. В сенате в начале 50-х годов Маккарти установил свои правила. Однажды, будучи недоволен ходом обсуждения вопроса об ассигнованиях, он выхватил молоток у председателя и сам вел до конца заседание. Председатель не протестовал. Летом 1955 г. Маккарти внес свою последнюю резолюцию в сенат. Резолюция обязывала правительство США поставить на совещании в верхах в


Женеве вопрос об изменении существующего строя в странах, вставших на путь строительства социализма. Резолюция была отклонена большинством в 77 голосов против 4. В конгрессе Маккарти бойкотировали и игнорировали. В сенате каждый раз, когда он появлялся на трибуне, сенаторы оставляли зал заседания, пустовала и галерея для представителей печати. Его также игнорировал и президент


США. В 1955 г. на большой прием в Белый дом были приглашены все члены обеих палат конгресса, кроме сенатора Маккарти. Маккарти считал, что друзья и поклонники изменили ему. Особенно чувствительно для него было предательство со стороны вице-президента Никсона, которому Маккарти всегда доверял. Маккарти спился. Более чем за полтора года до истечения положенного срока пребывания в сенате 2 мая 1957 г. на 48-м


году жизни он скончался. Маккарти умер. Но маккартизм остался, остались те силы, благоденствуют те реакционеры, которые его поддерживали и финансировали. И каждый раз, когда этим реакционным силам удается обострить международную обстановку, маккартизм дает о себе знать. Холодная война Доктрина Трумэна и план Маршалла Холодная война-это послевоенный внешнеполитический курс Вашингтона, направленный против Советского Союза и других стран социалистического лагеря.


Это глобальная политики, которой следовали США в своих конкретных дипломатических действиях в различных частях земного шара, ориентируясь не на мирное сосуществование, а на неизбежную вооруженную борьбу двух систем. Впервые слова Холодная война произнес публично Бернард Барух 16 апреля 1947 г. в своей речи в законодательном собрании штата Южная Каролина. Это сильное выражение, как и всю речь, заготовил для


Баруха известный журналист Геберт Своуп. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. Молодая гвардия. Москва.1983 стр. 79 Изречение Своупа подхватил Уолтер Липпман и пустил его в оборот по многочисленным газетам, в которых печатались его статьи. Вскоре слова холодная война начали широко употребляться в мировой прессе, стали ходовыми во всех странах. Холодную войну на Западе стали рассматривать не как эпизод, не как кратковременное


явление, а как процесс, затягивающийся на многие годы, возможно, десятилетия. В соответствии с этим в Вашингтоне предприняли ряд организационных действий по военной и политической линии. В 1947 г 25 июля, конгресс США постановил создать министерство обороны, объединяющее сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы. Для подготовки согласованной общей стратегии и для разработки планов взаимодействия всех видов вооруженных сил был создан


Комитет начальников штабов, состоящий из пяти человек-председателем комитета, начальников штабов армии, военно-морских и военно-воздушных сил, а также командующего корпусом морской пехоты. Вместе с тем конгресс решил создать Совет национальной безопасности из пяти членов-президента и вице-президента США, государственного секретаря, министра обороны и начальника Управления мобилизации. Особое место занимает и вызывает много шума завоевавший худую славу


Центральное разведывательное управление - ЦРУ. ЦРУ было образовано при Совете национальной безопасности как консультативный орган, координирующий деятельность, суммирующий и обобщающий результаты всей разведывательной службы США армии, флота и авиации, Бюро по разведке и исследованиям госдепартамента, информационного отдела Комиссии по атомной энергии, а также Федерального бюро расследований


ФБР. 12 марта 1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном заседании сената и палаты представителей . Отметив вначале, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. Греческое правительство, -говорил он работает в условиях хаоса и отчаяния Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить


власть правительства над всей территорией Греции. Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. В действительности, как отметил Д.Горовиц в книге


Колосс Свободного мира, США неуклонно поддерживают за границей имущих против неимущих, образующих явное большинство. Заявив, что мир не стоит на месте и что статус кво не нерушим, Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся от оказания помощи Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия для


Запада, так же как и для Востока. И Трумэн просил конгресс ассигновать на помощь этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на вторую мировую войну 341 млрд. долл что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки всего лишь 0,1 расходов США на эту войну. Обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило название доктрины


Трумэна. Несмотря на проведенную подготовительную работу, доктрина Трумэна встретила сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В конгрессе многие отдавали себе отчет в том, что означает затея президента США. Один конгрессмен в своем выступлении заявил Мистер Трумэн требует вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и экономические дела


Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие страны Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы управлять миром с помощью военных сил. Трумэн сравнивал свою доктрину с доктриной Монро. Но доктрина Монро предусматривала не вмешательство Америка в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою доктрину на государства, расположенные


в Европе и в Азии, но пошел гораздо дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него Священный союз европейских монархистов, который защищал старые реакционные режимы и против которого как раз выступил


Монро. Таким образом, между этими двумя доктринами имеется существенное различие. 22 мая 1947 г. доктрина Трумэна вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на


США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их


числе - подкрепление позиции нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане холодной войны доктрина Трумэна представляла лишь предварительную, подготовительную операция. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу. 23 мая 1947 г назавтра после вступления в силу доктрины


Трумэна, Маршаллу план оказания экономической помощи странам Европы. После всестороннего обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился план Маршалла. Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма.


Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих стран как рынка для товаров США. В 1947 г. экспорт США превысил импорт примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с


Европой неизбежно должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на все состояние внешней торговли США. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой Соединенными Штатами политики холодной войны, в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал


США неохотно шел за границу. Со временем окончания ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г. правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд. долл а экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР. Для этого необходимо было прежде всего подкрепить экономически и политически позиции


капитализма в Европе. И план Маршалла действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу. Таким образом план Маршалла наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и доктрина Трумэна, военнополитическое назначение. Но официально решили, как рекомендовал


Совет по планированию политики, преподнести этот план как чисто экономическое, даже филантропическое, мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. В общем план Маршалла, как и доктрина Трумэна, преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал


вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т.д. В конгрессе США план Маршалл встретил более сильную оппозицию, чем доктрина


Трумэна. Ведь речь сейчас шла о несравненно более крупных ассигнованиях. Первая сессия конгресса закончила свою работу, ничего не предприняв в этом отношении. Одновременно с подготовкой и проведением плана Маршалла США вместе с Англией проводила в оккупированной Германии сепаратные действия, срывающие выполнение решений Потсдамской конференции и работу Контрольного совета четырех держав, восстанавливая западногерманские


промышленные монополии-застрельщиков двух мировых войн, подготавливая почву для ремилитаризации Западной Германии и превращения ее в военного союзника США Сивачева Н. Новая история США, 1917-1972 г стр. 410 . 2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонью.


Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона , таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы. Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с


Восточным Берлином и вей Восточной Германией. Западные державы своими действиями угрожали дезорганизовать хозяйственную жизнь не только в Восточном Берлине, но и во всей Восточной Германии. В ответ советские власти в Германии временно закрыли свободный доступ в Берлин из западных зон. Перечисленные сепаратные действия США, Англии и Франции помимо всего прочего означали мероприятия по экономическому и политическому расколу


Германии. Они завершились образованием 21 сентября 1949 г. западногерманского государства-Федерельной Республики Германии со столицей в г. Бонне. Вместе с обострением германской проблемы, с активизацией политики холодной войны в Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в нее государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединенным


Штатам со стороны этих государств в Организации Объединенных Наций. Эти цели США преследовали на конференции министров иностранных дел американских республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро и на девятой панамериканской конференции состоявшейся в 1948 г. в Боготе. Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до 2 сентября 1947 г. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием конференции в столицу


Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями американских стран. В Рио-де-Жанейро было повторено более обстоятельное решение Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства. Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария, который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего североатлантического


пакта 1949 г. На Ближнем Востоке в 1947-1048 гг. после принятия доктрины Трумэна и плана Маршалла усилилась активность нефтяных монополий США. На следующий день после опубликования доктрины Трумэна, 13 марта 1947 г было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн. долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района этих земель до


Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 г. появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу нефти в Кувейте. К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшии нефтяные монополии США. Вашингтон втягивал в холодную войну Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных


союзов. Правительство США развернуло и проводило холодную войну с одобрения и благословения лидеров обеих больших партий в конгрессе, несмотря на то что в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные тактические разногласия. Таков итог двухпартийной внешней политики 80-го конгресса. Такова роль республиканцев и демократов в холодной войне. Новое соотношение мировых сил НАТО Во внешней политике второе президентство


Трумэна проходило под флагом усиления международной напряженности, обострения советско-американских отношений. 4 апреля 1949 г представители 12 правительств подписали в Вашингтоне договор о североатлантическом военном союзе, названным НАТО. Его подписали США, Канада и 10 западноевропейских стран. Вашингтон оказывал сильное давление на Стокгольм.


Но Швеция, сохранявшая нейтралитет в двух мировых войнах, предпочла не вступать в военный союз, созданный для подготовки третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и Турцию североатлантическими государствами и добились включения их в НАТО. Впоследствии в 1955 г по настоянию американцев полноправным членом этого военного союза официально стала и Западная Германия. В дальнейшем США заключали другие военные союзы.


Но НАТО продолжала оставаться центральным, самым важным из них, приковывавшим к себе основное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона, направленную на борьбу с мировой социалистической системой, с национально-освободительным и революционным движением во всем мире. Некоторые политические деятели США интерпретировали создание НАТО как распространения доктрины


Монро на Европу. Сенатор Тафт писал, что это является характерной чертой североатлантического пакта. Но доктрина Монро не была военным союзом, не была даже договором. Формально она появилась как односторонняя декларация президента США против вмешательства великих держав Европы во внутреннюю жизнь стран Нового Света. Другое дело-эволюция этой доктрины, ее превращение в орудие реакции и империализма, в


орудие дипломатии доллара. В защиту доктрины Монро США никогда не воевали с великими державами Европы, не воевали даже тогда, когда европейские державы явно нарушали эту доктрину. 4-й пункт Трумэн в речи, произнесенной в день начала второго срока его президентства, к которой он официально сообщил о создании Северо-Атлантического пакта, выдвинул программу из четырех пунктов так называемой американской помощи другим


государствам. -й пункт предусматривал сильное увеличение роли американского капитал в экономике развивающихся стран. В дальнейшем проекты этой помощи, законодательство и дебаты о ней часто обозначались словами 4-й пункт. План Маршалла ставил своей задачей подкрепление пошатнувшихся позиций капитализма в Западной Европе. 4-й пункт программы Трумэна, провозглашенный в период развала колониальной системы империализма, в дни исторических побед китайской народной армии, роста и укрепления своего лагеря социализма,


ставил своей целью содействие развитию бывших колониальных и зависимых стран по капиталистическому пути, обеспечивающему экспансию и господство доллара в этих странах. Трумэн подчеркивал, что 4-й пункт его программы выражает практические меры против роста влияния коммунизма, и подтверждал, что идея 4-го пункта появилась на два-три года раньше, чем она была опубликована. Она зародилась вместе с возникновением плана Маршалла.


Оба эти мероприятия носили сугубо политический характер. И план Маршалла , и 4-й пункт были задуманы как оружие в холодной войне. Но, подобно тому как Маршалл пытался 5 июля 1947 г. в Гарвардском университете преподнести в свой план в качестве чисто экономического и филантропического мероприятия, так и его преемник в государственном департаменте


Ачесон 30 марта 1950 г. перед комиссией по иностранным делам сенат пытался изобразить 4-й пункт в качестве плана решения экономических и технических задач. Литература 1.Амброз Стивен. Эйзенхауэр - солдат и президент. Книга ЛТД. 1993 2. ЛАН В.И. США в военные и послевоенные годы. Сивачева Н. Новая история США, 1917-1972 г. 3. Макконелл


К.Р Брюс С.Л. Экономика Принципы, проблемы и политика, М. 1992. 4.Современный империализм тенденции и противоречия. Под ред. Примакова Е.М Мартынова В.А. М. Мысль, 1988. 5.США. Экономика, политика, идеология.1997.3.1998.10. 6.Уинстон Черчиль. Вторая мировая война. Т3. Воениздат.1991. 7.


Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. Молодая гвардия. Москва.1983.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности судебной практики по делам о недостойных наследниках
Реферат Особенности уголовного и гражданского процесса
Реферат Кем я хочу стать
Реферат Основные положения договора энергоснабжения
Реферат Основные вопросы, характеризующие право как науку
Реферат Философизация теологии
Реферат Енергетичний паспорт підприємства. Удосконалення систем тепло- та електропостачання
Реферат Артуро Тосканини
Реферат Бухгалтерский учёт в экономическом анализе в системе управления предприятием
Реферат Использование метода проектов в процессе ознакомления детей 7 лет с немецкой культурой
Реферат О предмете и объекте археографии
Реферат Анализ и планирование цен на продукцию предприятия
Реферат Технология проведения гражданской экспертизы
Реферат Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе 2
Реферат АИС Отдел кадров